Истории про то что титаник не затонул. История Титаника: Прошлое и Настоящее. Открытие Роберта Балларда

Титаник – корабль, бросивший вызов высшим силам. Чудо кораблестроения и самый большой корабль своего времени. Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тем не менее, спущенный на воду корабль ушел в свое первое плавание и не вернулся. Это была одна из крупнейших катастроф, навсегда вошедшая в историю мореплавания. В этой теме я расскажу о самых ключевых моментах, связанных с Титаником. Тема состоит из двух частей, первая часть - история Титаника до трагедии, где расскажу о том как корабль строился и ушел в свое роковое плавание. Во второй части мы побываем на дне океана, где лежат останки утонувшего гиганта.

Вначале я кратко расскажу об истории строения Титаника. Есть масса интересных фото корабля, где запечатлен процесс строительства, механизмы и агрегаты Титаника и прочее. А дальше рассказ пойдет о трагических обстоятельствах, которым было предначертано произойти именно в этот роковой для Титаника день. Как всегда происходит при крупных катастрофах, трагедия Титаника произошла из-за ряда ошибок, совпавших в один день. Каждая из этих ошибок в отдельности не повлекла бы за собой ничего серьезного, но все вместе обернулось для корабля гибелью.

Титаник был заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте, Северная Ирландия, спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года. Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков. На первом фото – стапель Титаника, строительство только начинается.


На фото запечатлена закладка киля Титаника

На этом фото Титаник на стапели рядом с Олимпиком, братом близнецом


А это огромные паровые машины Титаника

Коленвал гиганта

На этом фото турбинный ротор Титаника. Огромные размеры ротора особо выделяются на фоне рабочих

Вал винта Титаника

Торжественное фото – корпус Титаника полностью в сборе

Процесс спуска на воду начинается. Титаник медленно погружает свой корпус в воду

Корабль-гигант почти сошел со стапелей

Спуск Титаника на воду проходит успешно

И вот Титаник готов, утро перед первым, официальным спуском на воду в Белфасте

Титаник был официально спущен на воду, и транспортирован в Англию. На фото корабль в порту Саутгемптона перед своим роковым рейсом. Мало кто знает, но при строительстве Титаника погибли 8 рабочих. Эта информация доступна в подборке интересных фактов о Титанике .

А это последняя фотография Титаника, сделанная с берега в Ирландии

Первые дни путешествия прошли для корабля успешно, ничего не предвещало беды, в океане был полный штиль. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита… В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!"… О дальнейших событиях, происходивших на корабле, известно всем. “Непотопляемый” Титаник не сумел противостоять водной стихии и ушел на дно. Как уже упоминалось, множество факторов обернулось в тот день против Титаника. Это было роковое невезение, погубившее корабль-исполин и более 1500 человек

Официальное заключение комиссии, расследовавшей причины гибели Титаника гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью серы, что делало её очень ломкой при пониженных температурах. Если бы обшивку изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием серы, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы внутрь и повреждения корпуса оказались бы не столь серьёзными. Возможно, тогда «Титаник» был бы спасён или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени. Однако для тех времен эта сталь считалась самой лучшей, другой попросту небыло. Это был лишь конечный вывод, на самом деле произошел ряд других факторов, которые не позволили избежать столкновения с айсбергом

По порядку перечислим все факторы, повлиявшие на гибель Титаника. Отсутствие любого из этих факторов могло бы спасти корабль…

Прежде всего стоит отметить работу радистов Титаника: основная задача телеграфистов состояла в обслуживании особо состоятельных пассажиров - известно, что только за 36 часов работы радисты передали более 250 телеграмм. Оплата за телеграфные услуги производилась на месте, в радиорубке, и по тем временам была весьма не малой и чаевые при этом текли рекой. Радисты постоянно занимались отправкой телеграмм и хотя им поступало несколько сообщений о дрейфующих льдах, на них не обратили внимание

Некоторые критикуют отсутствие бинокля у вперёдсмотрящего. Причина этого кроется в крохотном ключе от ящика с биноклями. Крохотный ключ, открывающий шкафчик, где хранились бинокли, мог спасти "Титаник" и жизни 1522 погибших пассажиров. Это и должно было произойти, если бы не роковая ошибка некоего Дэвида Блэра. Ключника Блэра перевели со службы на "непотопляемом" лайнере всего за несколько дней до злосчастного плавания, но он забыл передать ключ от шкафчика с биноклями сменившему его работнику. Именно поэтому дежурившим на смотровой вышке лайнера матросам пришлось полагаться исключительно на свои глаза. Они увидели айсберг слишком поздно. Один из членов экипажа, несших в ту роковую ночь вахту, позднее сказал, что, будь у них бинокли, они бы увидели ледяную глыбу раньше (пусть и царила кромешная мгла) и "Титаник" успел бы поменять курс".


Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан «Титаника» не снизил скорость и не изменил маршрут, настолько он был уверен в непотопляемости корабля. Слишком высокая скорость парохода, из-за которой удар айсберга по корпусу был максимальной силы. Если бы капитан заблаговременно, при входе в пояс айсбергов, приказал уменьшить скорость корабля, то силы удара об айсберг не хватило бы для того, чтобы пробить корпус Титаника. Капитан также не проследил за тем, что все шлюпки были заполнены людьми. В результате спаслось гораздо меньшее количество людей

Айсберг принадлежал к редкому типу т. н. «чёрных айсбергов» (перевернувшихся так, что на поверхность попадает их тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно. Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы барашки вокруг айсберга. На фото тот самый айсберг, послуживший причиной гибели Титаника

На корабле не оказалось красных спасательных ракет, сигнализирующих о бедствии. Уверенность в мощи корабля была настолько высокой, что никому даже в голову не пришло снабдить Титаник этими ракетами. А все могло сложится инчае. Не прошло и получаса после встречи с айсбергом, как помощник капитана закричал:
Огни с левого борта, сэр! Судно в пяти-шести милях от нас! Боксхолл в свой бинокль ясно видел, что это был однотрубный пароход. Он попытался связаться с ним с помощью сигнальной лампы, но неизвестное судно не отвечало. - По-видимому, на судне нет и радиотелеграфа, они не могли нас не видеть, - решил капитан Смит и при казал рулевому Роу подать сигнал аварийными ракетами. Когда сигнальщик вскрыл ящик с ракетами, то оба они - и Боксхолл, и Роу - остолбенели: в ящике находились обычные белые ракеты, а не аварийные красные. - Сэр, - не веря своим глазам, воскликнул Боксхолл, - здесь только белые ракеты! - Не может быть! - изумился капи тан Смит. Но, убедившись в правоте Боксхолла, приказал: - Стреляйте белыми. Может, они догадаются, что у нас беда. Но никто не догадался, все подумали что это праздничный салют на Титанике

Грузопассажирский пароход «Калифорния», следующий рейсом Лондон-Бостон, вечером 14 апреля разминулся с «Титаником», а через час с небольшим был затёрт льдами и потерял ход. Его радист Эванс около 23 часов связался с «Титаником» и хотел предупредить о тяжёлой ледовой обстановке и что они затёрты льдами, но радист «Титаника» Филиппе, только что с трудом наладивший связь с мысом Рейс, грубо оборвал его: - Отстаньте! Я занят, работаю с мысом Рейс! И Эванс «отстал»: на «Калифорнии» не было второго радиста, день был трудный и Эванс в 23 часа 30 минут официально, предварительно доложив об этом капитану, закрыл радиовахту. В итоге вся вина предвзятого расследования гибели Титаника легла на капитана “Калифорнии” Стенли Лорда, который до самой смерти доказывал свою невиновность. Он был оправдан лишь посмертно, после того как дал показания Хендрик Несс, капитан корабля Самсон…


На карте место, где затонул Титаник

Итак, ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Атлантика. Борт промыслового судна «Самсон». «Самсон» возвращается с удачного промысла, избегнув встреч с кораблями США. На его борту - несколько сот забитых тюленей. Утомившийся экипаж отдыхал. Вахту нёс сам капитан и его первый помощник. Капитан Несс был у своих хозяев на хорошем счету. Рейсы его парохода всегда были удачливыми и приносили хороший барыш. Хендрик Несс слыл опытным и рисковым капитаном, не слишком щепетильным в нарушении территориальных вод или в превышении количества добытого зверя. «Самсон» нередко оказывался в чужих или запретных водах, и его хорошо знали корабли береговой охраны США, близкого знакомства с которыми он удачно избегал. Одним словом, Хендрик Несс был отличным судоводителем и азартным, удачливым дельцом. Вот слова Несса, из которых становится ясной вся картина происходящего:

«Ночь была изумительная, звёздная, ясная, океан спокоен и ласков, - рассказывал Несс. - Мы с помощником болтали, курили, иногда я выходил из рубки на мостик, но надолго там не задерживался - воздух был прямо леденящий. Вдруг, случайно обернувшись, я увидел в южной части горизонта две необыкновенно яркие звезды. Они удивили меня своим блеском и величиной. Крикнув вахтенному, чтобы он подал подзорную трубу, я направил её на эти звёздыи сразу понял, что это топовые огни большого судна. - Капитан, по-моему, это корабль береговой охраны, - сказал помощник. Но я и сам подумал об этом. По карте уже некогда было прикидывать, но мы оба решили, что забрались в территориальные воды Соединённых Штатов. Встреча с их кораблями ничего хорошего нам не сулила. Через несколько минут над горизонтом взлетела белая ракета, и мы поняли, что нас обнаружили и требуют остановиться. Я ещё надеялся, что всё обойдётся и нам удастся скрыться. Но вскоре взлетела ещё одна ракета, через какое-то время третья… Дело оборачивалось плохо: если бы нас подвергли досмотру, я потерял бы не только всю добычу, но и, возможно, лишился и судна, а все мы попали бы в тюрьму. Я решил уходить.

Приказал выключить все огни и дать полный ход. Нас почему-то не преследовали. Через некоторое время пограничный корабль вообще исчез. (Вот почему свидетели с «Титаника» утверждали, что ясно видели вдали большой пароход, ушедший от них. Злополучный «Калифорнией» в это время был зажат льдами и с «Титаника» вообще не был виден.) Я приказал изменить курс на норд, мы шли полным ходом и лишь утром сбавили обороты. Двадцать пятого апреля мы бросили якорь у Рейкьявика в Исландии и только тут из газет, доставленных норвежским консулом, мы узнали о трагедии "Титаника".

Во время беседы с консулом меня будто ударили по голове: мне подумалось - не мы ли были тогда у места катастрофы? Едва консул покинул наш борт, я тут же бросился в каюту и, просмотрев газеты и свои записи, понял, что погибающие люди видели не "Калифорнией", а нас. Значит, ракетами на помощь звали именно нас. Но ведь они были белые, а не красные, аварийные. Кто бы мог подумать, что совсем рядом с нами погибали люди, а мы уходили от них полным ходом на своём надёжном и большом "Самсоне", имевшем на борту и шлюпки, и катера! И море было как пруд, тихое, спокойное… Мы могли бы спасти их всех! Всех! Там погибали сотни людей, а мы спасали вонючие тюленьи шкуры! Но кто же об этом мог знать? А радиотелеграфа у нас не было. По пути в Норвегию я объяснил экипажу, что с нами произошло, и предупредил, что всем нам остаётся только одно - молчать! Если узнают правду, мы станем хуже прокажённых: от нас все станут шарахаться, нас вышибут с флота, никто не захочет служить с нами на одном судне, никто не подаст ни руки, ни корки хлеба. И никто из команды не давал никакой клятвы.

Хендрик Несс рассказал о происшедшем только 50 лет спустя, перед смертью. Тем не менее в гибели Титаника никого нельзя обвинить напрямую. Если бы ракеты были красные, он наверняка поспешил бы на помощь. В итоге никто не успел помочь. Лишь пароход «Карпатия», развивая невиданную для неё скорость в 17 узлов, несся на помощь погибающим людям. Капитан Артур X. Ростон приказал готовить постели, запасную одежду, продовольствие, помещения для спасённых. В 2 часа 45 минут «Карпатии» начали встречаться айсберги и их обломки, большие ледяные поля. Несмотря на опасность столкновения, «Карпатия» не сбавляла скорость. В 3 часа 50 минут на «Карпатии» увидели первую шлюпку с «Титаника», в 4 часа 10 минут начали спасать людей, а к 8 часам 30 минутам был подобран последний живой человек. Всего «Карпатия» спасла 705 человек. И «Карпатия»же доставила всех спасённых в Нью-Йорк. На фото шлюпка с Титаника


Теперь переходим ко второй части рассказа. Здесь вы увидите Титаник на дне океана в том виде, в каком он остался после трагедии. Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами. В 1985 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части. Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькиедети… Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф. На фото остов Титаника, снимок сделан подводным аппаратом “Мир”

За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк. Кроме прямого разграбления урон кораблю наносит время и действие бактерий, оставляющих после себя только ржавые развалины

На этом фото мы видим винт Титаника

Огромный якорь корабля

Один из поршневых двигателей Титаника

Сохранившаяся под водой чашка с Титаника

Вот та самая пробоина, образовавшаяся после встречи с айсбергом. Возможно, помимо слабой стали, не выдержали заклепки между листами металла, и вода хлынула в 4 отсека Титаника, не оставив шансов на спасение. Откачивать воду помпами не было смысла, это было равноценно перекачке воды из океана в океан. Титаник ушел на дно, где и покоится по сей день. Ходят разговоры о поднятии Титаника на поверхность с целью устроить музей, тем временем различные любители сувениров продолжают растаскивать корабль по частям. Сколько еще секретов хранит Титаник? Вряд ли кто-то даст ответ на этот вопрос в ближайшее время..

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Одно из самых крупных кораблекрушений в истории человечества даже спустя 100 лет не дает покоя многим людям. Как мог суперсовременный, оснащенный всеми необходимыми новшествами того времени корабль с громким именем «Титаник» пойти ко дну из-за столкновения с каким-то айсбергом?

Оказывается, существуют несколько факторов помимо огромной глыбы льда, которые в конечном счете и могли привести к катастрофе. Вот некоторые из них.

В топливном отсеке «Титаника» полыхал пожар

«Титаник», пришвартованный в порту Саутгемптона. Апрель 1912 года

Британский журналист Шенон Молони (Senan Molony), который вот уже 30 лет исследует историю «Титаника», изучил фотографии, сделанные до отправки лайнера в рейс, и пришел к выводу, что причиной крушения могло стать возгорание в топливном отсеке корабля.

Пожар возник еще до выхода лайнера в плавание, и его пытались безуспешно потушить на протяжении нескольких недель. Журналист выяснил, что владельцы судна знали о возгорании и пытались скрыть его от пассажиров: для этого в Саутгемптоне корабль развернули к берегу другим бортом, чтобы пассажиры не заметили следов копоти.

Обшивка судна в этом месте нагрелась до температуры около 1 000 °С, и когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, сталь не выдержала - образовалась огромная пробоина. Эксперты подтвердили, что при таком нагреве сталь делается ломкой и теряет до 75 % твердости.

Бинокли были заперты, а ключ остался на суше

Один из биноклей «Титаника», который спустя много лет был найден на дне океана

В последний момент перед отправлением руководство компании White Star Line решило сменить на судне первого помощника капитана, назначив на это место Генри Уайлда, имевшего опыт в управлении огромными лайнерами. Но предыдущий первый помощник Дэвид Блэр забыл отдать Уайлду ключи от сейфа, в котором хранились бинокли.

Конечно же, на борту «Титаника» были и впередсмотрящие, однако без биноклей им приходилось рассчитывать только на собственные глаза. Они заметили айсберг, когда было уже слишком поздно.

О запертых биноклях стало известно лишь спустя 95 лет после трагедии, когда ключ от сейфа был выставлен на аукцион.

Изначально вторая часть поста предполагалась в основном текстовой с описанием причин и обстоятельств гибели судна, а также некоторых интересных фактов из его истории. К сожалению, история гибели Титаника уже настолько обросла мифами и байками (про "некачественную" сталь в обшивке корпуса или, например, про сознательное разгильдяйство команды парохода Калифорниан, который был неподалеку места крушения и не пришел на помощь), что некоторые публикации в Сети порой страшно читать. Я постарался максимально сжато обрисовать основные моменты, касающиеся причин катастрофы, а также сделал дополнительный акцент на тех вещах, которые с годами обросли различными мифами.
Почитав комментарии читателей к первой части, я добавил в конец поста также ряд исторических картинок, исключенных из первой части, а заодно вспомнил про две классические кинохроники Титаника и Олимпика. Если вы не читали , то для лучшего понимания текста ниже рекомендую с ней ознакомиться.

Почему утонул Титаник?

На этот, казалось бы, банальнейший вопрос, далеко не сразу был получен простой ответ. Да, Титаник утонул из-за столкновения с айсбергом, и отрицать этот факт бесполезно. Судно вопреки здравому смыслу двигалось навстречу ледяному полю со скоростью выше 20 узлов и получило многочисленные повреждения по правому борту. К здравому смыслу мы вернемся чуть ниже, а пока давайте обсудим характер столкновения и повреждений, споры в отношении которых начались сразу же после катастрофы.

1. Айсберг, с которым, скорее всего, столкнулся Титаник. Эта фотография была сделана 15 апреля 1912 г. одним из стюардов немецкого судна Принц Альберт вблизи места гибели Титаника. Внимание стюарда привлекла большая бурая полоса у основания айсберга, подтверждавшая недавнее столкновение с каким-то судном.

Всем известно, что при столкновении с айсбергом Титаник пытался уклониться от столкновения носом маневром влево, а затем - от столкновения кормой маневром вправо. Этот простейший и естественный маневр - на самом деле самое худшее, что можно было предпринять в той ситуации. В руководстве по искусству мореплавания 1910 г., которое пользовалось широкой популярностью среди офицеров Атлантики, так и было написано, что в подобных случаях лучше либо ничего не делать вообще, либо подставить под удар нос. Причины очевидны: в случае удара носом повреждается пару водонепроницаемых отсеков, есть жертвы, но это помогает избежать более крупных повреждений, а значит, и более крупных потенциальных жертв. Первый помощник капитана Уильям Мэрдок, отдававший команду, знал об этих рекомендациях не хуже других офицеров Титаника. Более того, в послужном списке Мэрдока были случаи, которые характеризовали его как человека, способного в критической ситуации мгновенно принять самое верное решение из всех возможных. Сейчас можно лишь догадываться, что побудило Мэрдока дать команду на выполнение именно такого маневра: возможно, он не успел полностью оценить, насколько был близок айсберг, возможно на него повлияла всеобщая эйфория, и он подсознательно воспротивился самой возможности столкновения новенького судна с айсбергом. А возможно, он излишне понадеялся на маневренные качества Титаника, которые к тому времени были изучены далеко не полностью.

Рулевое перо Титаника располагалось за средним гребным винтом, который приводился в действие паровой турбиной нового типа (два других винта вращались привычными паровыми машинами). Перед столкновением с айсбергом поступила команда "Полный назад", и машины начали останавливаться. Кроме того, что рулевая тяга судна даже с работающими винтами была не самой лучшей для быстрого маневра, в случае с останавливающимися винтами она становилась еще хуже. Если предположить, что за 37 секунд, прошедшие между обнаружением айсберга и столкновением, машины успели остановить и перевести в реверсивный режим, рулевая тяга должна была упасть до минимума еще и потому, что паровая турбина вращаться назад не умела. Т.е. в случае команды "полный назад" в реверс переводились только боковые винты, а средний просто останавливался, еще больше снижая рулевую тягу.

Как бы там ни было, удар айсберга в борт судна был не очень сильным: большинство пассажиров его даже не почувствовали. Судя по продолжительности затопления (2 часа 40 минут) пробоины были сравнительно небольшие. Но из-за того, что были повреждены пять водонепроницаемых отсеков (а также слегка задет шестой, но там течь быстро локализовали), при том что Титаник мог оставаться на плаву при повреждении только первых четырех, судно было обречено. Сам же характер повреждений намекает на еще одну тему, которая стала популярной в последнее десятилетие. Неоднократные исследования образцов стали из корпуса Титаника привели к очень важному выводу: сталь обшивки и заклепок была хрупкой из-за высокого содержания серы. Была бы на Титанике современная сталь, многих повреждений от айсберга скорее всего не было бы - листы стали просто вогнулись бы внутрь, а не покрошились вместе с заклепками. К сожалению, 100 лет назад о свойствах стали многое еще не было известно, и по тем временам такая сталь отвечала всем стандартам качества. Поэтому использование такой стали - не вина верфи, построившей Титаник, а лишь "побочный эффект" своего времени.

Раз уж мы затронули вопрос обнаружения айсберга, следует упомянуть еще одну ситуацию, сложившуюся в первом рейсе Титаника. С первых дней рейса впередсмотрящие Титаника неоднократно обращались ко второму помощнику капитана Чарльзу Лайтоллеру с просьбой предоставить им бинокли. Применение биноклей для раннего обнаружения различных объектов по курсу судна - было обычной и вполне естественной практикой (хотя ночью она спорна). Непосредственно перед выходом из Саутгемптона капитан Смит потребовал поставить на первый рейс Титаника старшего помощника с Олимпика Генри Уайлда. При этом Мэрдок вместо старшего временно стал первым помощником, Лайтоллер - вторым, а Дэвиду Блэру, который перед этим был назначен вторым помощником, по-просту пришлось уйти с судна. Эта, казалось бы, невинная история имела более далекоидущие последствия: при переходе из Белфаста в Саутгемптон Блэр спрятал бинокли у себя в каюте, а заменивший его Лайтоллер просто не знал, где они находятся. В итоге впередсмотрящие так и остались без биноклей. Впрочем, их влияние на ситуацию тоже можно поставить под сомнение, т.к. погодные условия в ту роковую ночь были весьма уникальными: был полный штиль с новолунием - и заметить в таких условиях айсберг было очень сложно, т.к. не было ни отражения лунного света от льда, ни разбивающихся с характерными белыми "барашками" волн об айсберг. Единственное, на что можно было рассчитывать, - на отражение слабого света звезд, которые в ту ночь, по свидетельству, очевидцев светили особенно ярко, "словно выступая из неба".

Кто виноват?

Как и во многих крупных катастрофах конкретных виновных в этой истории нет. Есть люди, которых я называю "исполнителями", а основным и единственным виновником произошедшего являются взгляды общества и отношение к той или иной сфере деятельности.

Еще в первые дни рейса на Титаник начали поступать радиограммы, отправленные с других судов, о ледовой обстановке восточнее США. Поначалу они не вызывали особого беспокойства, но к 13-14 апреля ледовая обстановка явно начала ухудшаться. В течение дня и вечера 14 апреля радиотелеграфистами Титаника был принят ряд сообщений от других судов, но только половина из них попала на капитанский мостик. Эта вопиющая по современным меркам халатность в те времена таковой не являлась. Об этом просто не задумывались, т.к. радиосвязь на море тогда была сравнительно молодой и несла в себе прежде всего коммерческую функцию: отправка и получение личных телеграмм пассажиров, а также получение свежих новостей для печати в судовой газете, выходившей ежедневно. Функции оповещения команды о важных навигационных сообщениях были на тот момент вторичными и не имели строгого регламента. Более того, радисты в те времена подчинялись не капитану, а были работниками соответствующих радиотелеграфных компаний. Когда радиосвязь преодолела "детскую болезнь", и у компании Маркони появились конкуренты, неоднократно возникали ситуации, когда радисты конкурирующих компаний специально создавали друг другу помехи в эфире.

2. Младший радист Титаника Гарольд Брайд за работой:

Накануне крушения на Титанике сломался радиопередатчик, и пока устранялась поломка, накопилось значительное количество неразобранных телеграмм. Неудивительно, что перегруженные работой радисты могли попросту отложить в сторонку некоторые сообщения, чтобы, например, отдать их позже.

Впрочем, даже если бы все радиограммы были доставлены на мостик, совсем не факт, что это на что-нибудь повлияло. В течение десятилетий в Атлантике складывалась практика судовождения, которая с позиции сегодняшних лет выглядит безумной. Веками моряки зависели от всех сил природы, пока ходили в море на парусниках. Время прибытия в пункт назначения очень сильно зависело от погоды. С появлением больших стальных пароходов, которые начали ходить точно по расписанию и которым уже были ни по чем ни волны, ни ветер, бдительность моряков постепенно стала притупляться. С развитием конкуренции в Атлантике, где господствовали крупные компании и офицеры крупных судов чувствовали себя в некоем привилегированном положении, ситуация усугубилась еще больше. Кроме всего прочего, в течение десятилетий не случалось каких-то особо крупных катастроф, связанных с дрейфующим льдом, и это породило дополнительное чувство самоуверенности, как среди моряков, так и в обществе. "Масла в огонь" подливали и сами судоходные компании. Формально безопасность пассажиров везде регламентировалась как наивысшая ценность компании. При приемке судна всем капитанам вручались письма, в которых четко было изложено, что ничто не может быть важнее безопасности. На деле же все оказывалось иначе: опоздание независимо от причин тянуло за собой длительные и неприятные объяснения для капитана и команды, т.к. лишние часы, проведенные пассажирами на судне, автоматически означали дополнительные затраты на их обслуживание и обеды. На хождение с высокой скоростью среди ледяных полей владельцы компаний просто закрывали глаза, высокая скорость и досрочное прибытие в порт назначения поощрались, а общественность, не зная истинной опасности от сэкономленных нескольких часов пути, с каждым годом ожидала от трансатлантических рейсов все большей скорости, и чем дальше, тем все больше возносила достижения судостроения выше сил природы. В этой ситуации даже те офицеры, у которых еще осталось хоть какое-то чувство бдительности, вынуждены были закрывать глаза на предупреждения о ледовых полях и проходить опасные участки не снижая скорости. Соглашение о стандартных трассах через Атлантику часто нарушалось, и некоторые капитаны позволяли себе уклониться далеко на север ради выигрыша по времени. Такая ситуация постепенно стала обычной в Атлантике, а с годами и вовсе стала считаться за норму. Оставалось лишь вопросом времени, когда при подобной практике произойдет по-настоящему крупная катастрофа.

3. Офицерский состав Титаника:

Несмотря на все это, следует отметить, что офицерский состав Титаника был одним из лучших в Атлантике и очень тщательно подходил к выполнению своих обязанностей в рамках традиций судовождения, действовавших в те времена. Хотя скорость не только не уменьшили, а днем 14 апреля даже увеличили (к чему косвенно был причастен и владелец Уайт Стар Лайн Брюс Исмей), кое-какие меры безопасности все-таки были предприняты: например, вечером 14 апреля Титаник должен был достигнуть "точки поворота", однако фактически сделано это было на час позже запланированного, чтобы максимально обойти опасную зону. Вечером при заступлении на свою вахту Мэрдок приказал максимально затемнить нос судна и убрать малейшие источники света; еще один подобный случай произошел и с Лайтоллером, что лишний раз доказывает внимание этих людей к мелочам и тщательность при выполнении своих обязанностей.

Кроме тотального игнорирования опасности, в Великобритании сложилась уникальная ситуация с законодательством в отношении спасательных шлюпок. Согласно действовавшим тогда законов, количество мест в шлюпках рассчитывалось исходя из тоннажа судна, а не из количества людей на судне. Закон вышел в свет в 1894 г., когда самое крупное судно было в 4 раза меньше Титаника. Поэтому согласно данному закону на Титанике достаточно было разместить шлюпки вместимостью почти 1 тыс. человек. При этом компания Уайт Стар Лайн даже перевыполнила это требование примерно на 200 мест. Стоит отметить, что конструкторами было предусмотрено место для размещения всех необходимых шлюпок, но владельцами Титаника эта мера предосторожности была сочтена излишней.

Что изменилось?

Само собой разумеется, после катастрофы были приведены в порядок многие инструкции по судовождению, требования по количеству мест в спасательных шлюпках. Вахты радистов стали круглосуточными, и радио стало играть одну из ключевых ролей в судовождении. Титаник также сломал целый ряд ценностей общества, пошатнул привилегированное положение 1-го класса и наглядно показал, что перед смертью внезапно все оказываются равны независимо от класса билета. Больше всего общество шокировала история гибели самого богатого человека на судне Джона Джейкоба Астора: после того, как он посадил свою жену в шлюпку, он обратился ко второму помощнику капитана Лайтоллеру с вопросом "а не найдется ли место и для меня", на что получил четкий и прямой отказ (Лайтоллер слишком буквально воспринял указание капитана сажать в первую очередь детей и женщин, поэтому мужчин в спускаемые им шлюпки он пускал только для управления ими).

Загадка Калифорниан

Несколько севернее трассы Титаника в Бостон шло небольшое пассажирское судно Калифорниан. Оно могло вместить порядка 50 пассажиров, но в том рейсе каюты были пустыми. В 22:15 14 апреля Калифорниан остановился перед ледяным полем, которого вскоре должен был достигнуть и Титаник. Около 23:00 с Калифорниана заметили судно, которое также двигалось в западном направлении. Капитан Стенли Лорд поинтересовался у радиста Сирила Эванса о наличии поблизости пароходов и, получив ответ, что рядом сейчас слышно только Титаник, распорядился передать на него информацию об остановке Калифорниан и ледяных полях. Эванс начал передачу сообщения на Титаник, но сделал это не в форме служебного сообщения для капитана, а в виде обычного приветствия коллеги типа "Привет, старик, мы остановились во льдах". Уставший радист Титаника, который незадолго до этого установил хорошую связь с материком и пытался как можно скорее передать накопившиеся радиограммы, совсем не обрадовался такому вклиниванию в свою работу, тем более что сигнал находившегося рядом Калифорниан буквально оглушил его. Он грубо прервал Эванса, потребовав не мешать его работе. Послушав еще немного, как с Титаника передавались телеграммы, Эванс около 23:30 (за 10 минут до столкновения Титаника с айсбергом) выключил радиостанцию и ушел спать. Он был единственным радистом на судне, заступил на службу очень рано и, соответственно, сильно устал.

4. Калифорниан:

Через некоторое время команда Калифорниан заметила, что неизвестное судно остановилось и большинство огней на нем погасли. В дальнейшем отмечалось, что огни судна как-то странно смотрелись на воде, затем были замечены белые ракеты, взлетающие над судном, а после двух часов ночи неизвестное судно исчезло. С Калифорниан пытались сигнализировать на неизвестное судно светом при помощи морзянки, но ответа так и не поступило. И только на утро, когда разбудили радиста, на Калифорниан узнали, что произошло на самом деле.

Так вкратце, согласно легенде, описываются события, произошедшие в ту ночь на Калифорниан. На первый взгляд все просто: время остановки неизвестного судна совпадает с моментом столкновения Титаника с айсбергом, потухшие огни - развернувшийся другой стороной Титаник, были видны ракеты и тогда же, когда Титаник скрылся под водой, судно исчезло. С Титаника тоже видели огни неизвестного для них судна, а координаты Титаника и Калифорниан ясно указывали на то, что они находились на расстоянии прямой видимости.

После огласки происходящего на Калифорниан практически ни у кого не было сомнений: с Калифорниан видели Титаник, с Титаника видели Калифорниан и команда Калифорниан проявила полное безразличие и не подошла к месту катастрофы. Однако уже сразу всплыли несоответствия, которые оба официальных расследования, с одной стороны, предпочли "не заметить", с другой стороны, капитану Лорду так и не было выдвинуто никаких официальных обвинений. Что же это за несоответствия?

1. С самого начала появления неизвестного судна многие члены команды Калифорниан были уверены, что судно небольшое и Титаником быть не может (здесь следует заметить, что множество пароходов и парусников еще не имели радиосвязи, поэтому ответ радиста капитану о присутствии Титаника вовсе не означал, что рядом мог быть исключительно он).
2. Все члены команды Калифорниан, кроме одного человека, утверждают, что видели красный бортовой огонь, что означает, что судно было развернуто к Калифорниан левым бортом. Логично предположить, что Титаник, скорее всего, был развернут к Калифорниан правым бортом, следовательно, с Калифорниан должны были видеть зеленый огонь. В действительности невозможно утверждать наверняка, каким было положение Титаника после остановки, т.к. его специально никто не определял.
3. Ракеты, которые запускались с неизвестного судна, с Калифорниан казались взлетающими совсем невысоко, будто их на самом деле запускали где-то далеко за судном.
4. Многие свидетели как с Калифорниан, так и с Титаника, отмечают, что неизвестное им судно двигалось. Как мы знаем, ни Титаник, ни Калифорниан никуда не двигались.
5. Совпадения некоторых событий по времени (столкновение Титаника с айсбергом / остановка неизвестного судна, полное затопление Титаника / исчезновение неизвестного судна) никак не подтверждено документально.
6. Наконец, еще в 1912 г. ряд исследователей и свидетелей высказали сомнения относительно правильности координат, переданных Титаником в эфир. Например, капитан одного из пароходов, выйдя с запада к точке гибели Титаника, очень удивился тому, что к востоку простиралось огромное ледяное поле. Получается, что Титаник должен был пройти через это поле, но этого, как мы знаем, не было. С другой стороны, капитан Карпатии утверждал, что, используя координаты Титаника, он вышел точно к месту катастрофы.

В 1985 г., когда на дне Атлантики наконец были обнаружены останки Титаника, стало очевидно, что координаты Титаника были расчитаны ошибочно. С Титаника действительно не могли видеть Калифорниан и наоборот, а Карпатия вышла к шлюпкам Титаника только лишь потому, что они находились у нее на пути. Но что же тогда видели с Калифорниан и Титаника? Единственное напрашивающееся объяснение - между ними было еще какое-то третье судно. Почему же оно не пришло на помощь, а затем и вовсе скрылось с места катастрофы? К сожалению, сам факт присутствия третьего судна никогда не был убедительно доказан, хотя утром в районе катастрофы было замечено как минимум два неизвестных истории судна.

5. Положение ледового поля, Титаника и Калифорниан в ночь катастрофы:

В 1963 г. было напечатано сообщение, что недавно умерший норвежский капитан Хенрик Нисс оставил завещание, открывающее тайну того неизвестного судна. В ночь катастрофы Нисс командовал трехмачтовым парусником Самсон, который вел нелегальный отлов тюленей в американских территориальных водах. Радиостанции на судне не было, и о происходящем никто не догадывался. Увидев огни неизвестного судна и сигнальные ракеты, Нисс предположил, что это судно береговой охраны, и предпочел скрыться, погасив огни. Только по прибытию в Исландию Нисс с командой узнали о гибели Титаника. При этом одной из причин, по которым Нисс принял неизвестное судно за охрану, был белый цвет ракет, которые запускали с Титаника (а по идее в случае бедствия они должны быть красными).

К сожалению, и эта история, кажущаяся наиболее достоверным объяснением тайны неизвестного судна, никогда не была подтверждена документально и, скорее всего, придется смириться с тем, что исчерпывающий ответ на загадку Калифорниан уже никогда не будет найден.

Другие интересные факты

Даже сам по себе тот факт, что судно, считавшееся непотопляемым, утонуло в первом же рейсе, достаточно невероятен. Сюда же следует добавить и пророческое название "Титаник".

При выходе из Саутгемптона Титаник силой своих винтов притянул к себе стоявшее у пирса судно Нью-Йорк, который едва разминулся с кормой Титаника. Этот случай не имел никакого отношения к самой катастрофе, но лишний раз намекал на необходимость более тщательного изучения маневренных качеств таких огромных пароходов.

6. Буксир пытается оттянуть корму Нью-Йорка от Титаника:

Капитан Эдвард Дж. Смит, командовавший Титаником, за свою многолетнюю карьеру не имел ни одного происшествия на море (хотя этот факт оспаривается), кроме инцидента с Олимпиком, подобного тому, что произошел с Титаником и Нью-Йорком при выходе из Саутгемптона. Компания Уайт Стар Лайн доверяла Смиту командование самыми новыми пароходами; его авторитет был безграничен. Перед выходом Титаника в первый рейс Смит собирался выйти на пенсию, но компания убедила его сходить в последний рейс, выведя Титаник в первое плавание. Судьба распорядилась таким образом, что этот рейс стал для Смита последним в буквальном смысле слова...

В Куинстауне один из кочегаров, подгоняемый странным чувством тревоги, сошел на берег.

Старший помощник Уайлд, служивший до этого на однотипном Олимпике, находясь на Титанике тоже испытывал какое-то странное чувство, о чем писал в телеграмме своей сестре.

За несколько часов до столкновения несколько пассажиров 1-го класса обсуждали между собой достижения судостроения последних лет. Один из них сказал буквально следующее: "Уайт Стар Лайн, Кунард лайн и Гамбург-Америка Лайн соревнуются между собой в скорости и роскоши своих судов, но вскоре это закончится величайшей морской катастрофой". Он и не подозревал, насколько скоро сбудется его предсказание, а сам он станет одной из многочисленных жертв этой трагедии.

Когда Титаник уже тонул, в одной из кают заклинило замок, и пассажиры соседних кают выломали дверь. Прибежавший стюард сказал, что за нанесенный ущерб придется заплатить по прибытию в Нью-Йорк. Данный случай лишний раз наглядно показывает, насколько пассажиры и члены команды не верили в саму возможность затопления судна и восприняли приказ выходить садиться в шлюпки лишь как меру предосторожности.

Шлюпка №13 полностью оправдала свой номер. Вначале ее чуть было не залило струей сбрасываемой из машинного отделения воды; затем ее отнесло в сторону на то место, куда спускалась шлюпка №15. Из-за общего шума людям, спускавшим шлюпки, не было слышно криков снизу, и только в самый последний момент на шлюпке №13 успели срезать шлюпочные тали, и она буквально "вынырнула" из под спускающейся шлюпки №15.

Таких порой невероятных фактов можно приводить еще очень много. Можно вспомнить про судовой оркестр, игравший до последней минуты, про механиков, самоотверженно оставшихся в машинном отделении и обеспечивавших палубы светом практически до последнего момента... А различные мелкие, но очень трогательные и часто героические истории, развернувшиеся в ту памятную ночь, вообще можно перечислять бесконечно. История Титаника слишком велика и многогранна, чтобы уместить ее в пару постов. Здесь я попытался очень обобщенно описать само судно и причины, погубившие его. Думаю, тем, кто осилил этот текст, его и так хватило сполна, поэтому на сим разрешите откланяться. Ниже вас ждут еще несколько десятков интересных, на мой взгляд, фото и пару видео.

Почему-то так сложилось, что фотографий строительства Титаника значительно меньше, чем у Олимпика и Британника. Поэтому в этот пост я специально включил фотографии различных стадий строительства и некоторых интерьеров со всех трех судов, чтобы лучше продемонстрировать сам процесс, т.к. отличия между тремя гигантами были лишь в деталях.

7. Стапели, на которых собирались Олимпик и Титаник:

8. Киль судна и начальный этап сборки второго дна:

9. Там, где это было возможно, заклепки расклепывали при помощи вот такого пневматического молота в виде "щупалец":

10. Уровень второго дна. На заднем плане уже собираются кормовые шпангоуты:

11. Фотограф находится на уровне второго дна, а впереди возвышается частично собранный корпус и следующий уровень внутренних помещений (скорее всего, палуба F):

12. Сборка "скелета" для будущих внутренних помещений:

13. Сборка кормовой части с направляющими для валов гребных винтов и руля:

14. Установка направляющей для левого винта:

15. Монтаж листов обшивки корпуса. Кстати, сталь обшивки Титаника имела толщину 2,5 см.

16. Расклепка. Чтобы построить такое судно, как Титаник, требовались миллионы заклепок.

17. Частично собранное судно. Пока что здесь куча всяких непонятных балок и распорок, затем в них оборудуют внутренние помещения судна. Единственное, что хорошо определяется и сейчас - будущие вентиляционные ходы для вентилирования и отвода дыма из котельных и машинного отделения. После спуска на воду и до момента установки труб через них опускают внутрь все котлы, машины и пр.

18. Белфаст и стапели верфи на заднем плане. Олимпик уже спущен на воду, и над домами возвышается только Титаник.

19. Небольшая часть из 15 тыс. рабочих, строивших Титаник. Собственно, Титаник на заднем плане.

20. Так загружались котлы внутрь судна. На фото Британник.

21. Монтаж надстройки на шлюпочной палубе, вид со стороны передней мачты. На переднем плане будущая рулевая рубка.

22. Капитанский мостик практически готов:

23. Титаник у заводского причала. Строительство судна практически завершено.

24. В сухом доке во время чистки корпуса и покраски. Впечатляет, да? ;)

25. Установка вала винта:

26. Установка гребных винтов:

28. Сборка паровой турбины в одном из цехов Харланд энд Волфф:

29. Коленвал паровой машины:

30. Генератор электрического тока. Одних только лампочек на Титанике было около 10 тыс.

31. Носовая часть палубы B Олимпика. На переднем плане запасной якорь, за ним якорные цепи основных якорей. Запасной якорь мог опускаться при помощи специального крана, нижняя часть которого возвышается над якорем прямо по центру фотографии:

32. Еще немного интерьеров. Кафе "Пальмовый дворик":

33. Курительный зал 1-го класса:

34. Общая комната 1-го класса:

35. Еще один ракурс на ресторан 1-го класса на палубе D:

36. Канделябр в нижней части парадной лестницы:

37. Верхний ярус парадной лестницы:

38. Турецкие бани:

39. Титаник в Саутгемптоне:

40. Титаник выходит в первый рейс:

43. Волна от носа судна:

44. Остановка в Куинстауне:

46. Карпатия спускает шлюпки Титаника по прибытию в Нью-Йорк:

47. Все, что осталось от знаменитого судна....

48. На этом по фотографиям на сегодня все.

Напоследок пару кинохроник. Единственные сохранившиеся кадры кинохроники с Титаником - это период строительства. Если вы увидите другие кадры с отплытием и пр. - не верьте глазам своим;)

Кинохроника Олимпика с капитаном Смитом на мостике. В начале прошлого века эти съемки пытались выдать за съемки Титаника, о чем свидетельствуют закрашенные названия буксиров. Кроме того, во многих ракурсах даже невооруженным глазом видно, что на видео Олимпик.

10 апреля 1912 года из Саутгемптонского порта в свое первое и последние плавание отправился лайнер «Титаник», который спустя 4 дня столкнулся с айсбергом. О трагедии унесшей жизни почти 1496 человек мы с вами знаем во многом благодаря фильму, но давайте познакомимся с реальными историями пассажиров «Титаника».

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...

Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.

После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.

Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.

В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.

Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.

Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.

21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.

На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.

Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.

Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.

Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.

В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.

Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним

Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.

На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.

Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.

Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.

Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".

Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.

Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.

В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..

Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.

Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.

Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.

Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".

Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".

До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.

И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.

В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.

Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.

21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.

Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.

Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.

Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.

Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.

Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".

Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.

Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...

Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.

Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.

Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.

Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.

"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.

После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".

Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду. .

Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца

Много кто слышал, много кто читал, но многие до сих пор не знают настоящей и горькой правды о гибели самого крупнейшего в мире пассажирского лайнера с могучим названием «Титаник». Он принадлежал британской компании «Уайт Стар Лайн». Всего за два года судостроителям удалось сконструировать невозможное и уже 31 мая 1911 года Титаник был спущен на воду. Его первый круизный рейс обернулся огромной трагедией, известия о которой пронеслись в течение двух суток по всему миру. Что же произошло? Как утонул Титаник? Как могло оказаться на 4 км глубине самое непотопляемое судно в мире? Владельцы компании заявляли о том, что сам Бог не сможет потопить Титаник. Может он обозлился на людей?

Но перейдем к более реальным фактам. Итак, 10 апреля 1912 года из порта Саутгемптон отчалил величайший корабль всех времен и народов «Титаник» на борту которого в тот момент находились самые известные люди Великобритании. Это были и бизнесмены, актеры и актрисы, ученые и писатели и др. Титаник отправился в 7 дневное плавание через Атлантический океан в г. Нью-Йорк, останавливаясь по пути в небольших портах для сдачи и приема груза, а также высадки и посадки пассажиров. Пятый день увлекательного путешествия стал роковым для всех пассажиров лайнера. Пересекая Атлантику, около 3-00 утра, правый борт корабля был разрезан небольшим айсбергом, который не сразу был замечен смотрящим матросом. Целых пять нижних отсеков были затоплены в считанные минуты.

Через 2,5 ч. Титаник скрылся в морских глубинах. Из 2200 человек, смогли спастись только 715. Трагически погибло почти 1500 человек. А теперь встает самый интригующий вопрос, кто же виноват в этой трагедии? Бог? Судостроители? или не профессиональность капитана корабля? Но все же после многочисленных проведенных расследований, все же были собраны объективные и субъективные причины гибели Титаника, но о них мы расскажем чуть-чуть позже. Для начала следует углубиться в эти факты и разобрать более широкие причины, которые повлияли на исход событий и на гибель ни в чем не повинных людей.

Виновные в гибели Титаника

Судостроители

Начнем, пожалуй, с судостроителей, а именно с самой обшивки корабля. В 1994 г. было проведено исследование с куском обшивки затонувшего Титаника. Результаты были очень плачевными, т.к. обшивка была настолько тонкой, что даже самый небольшой кусок льдины мог бы ему нанести огромный ущерб, а если брать во внимание огромный Айсберг, то повреждения были еще не очень большие, благодаря действиям капитана корабля. Удар, нанесенный айсбергом, стал трагическим, потому что обшивка корпуса корабля включала в свой состав фосфор, который при низкой температуре заставил эту обшивку ломаться. Неумение судостроителей создавать качественную в то время сталь, а также проекты судов, делает их также виновными в данной трагедии. Также было известно, что проект строения Титаника включал использование необходимых материалов, но большая часть из них была низкого качества, либо вообще отсутствовала. Это доказывает тот факт, что некоторые люди на этом заработали большие деньги и судостроители возможно в этом и не виновны.

Радисты

Теперь о не менее важных работниках судна - радистах. В 1912 году, радиосвязь в открытом море была новинкой, и не каждый корабль мог ее себе установить. Суть в том, что радисты, по не известной причине не входили в состав команды корабля, а работали на фирму «Маркони», которая занималась передачей платных сообщений, в виде азбуки Морзе. В настоящее время их можно сопоставить с СМС- сообщениями по телефону.

Исходя из уцелевших записей, радисты успели передать 14 апреля, более 250 радиотелеграмм и сигналы, которые поступали от других кораблей, плывших также через Атлантику, радистами просто игнорировались, т.к. им было важно заработать денег. По записям радистов, которые не были приняты ими во внимание, стало известно, что «Титаник» был оповещен об опасности с точными координатами уже с 20-00 вечера 14 апреля. Поступали даже сообщения лично для капитана, в которых было написано про близлежащие айсберги, но радисты поленились доставить эту информацию капитану, и продолжали посылать платные сообщения. Но вся команда корабля была заранее проинструктирована о возможных ледниках, т.к. маршрут проходил именно через них.

Айсберг

Видео — Титаник. Загадки гибели лайнера

Как видите, утонуть Титаник все же смог, и не только по вышесказанным причинам, есть еще несколько. Возможно самая главная из них - это отсутствие бинокля у смотрящего матроса, который находился на корабле, но был закрыт в сейфе, а ключ находился у второго помощника капитана. Им был Дэвид Блэр, которого сняли с рейса по непонятным причинам. Он просто забыл передать этот ключ его сменщику, поэтому впередсмотрящий матрос не смог разглядеть опасность. Имея бинокль, беду можно было предвидеть за 6 км., а без бинокля матрос смог заметить всего за 400 метров. Стоял штиль и ночь была безлунной. Даже погодные условия в эту ночь были против судна, т.к. свет луны в любом случае смог отразиться на айсберге и выдать его заранее.

Также было известно, что айсберг был черного цвета, а это значит, что он, незадолго до этого перевернулся верх дном. Возможно, и при луне блеск айсберга мог быть и не заметен, т.к. белая его сторона находилась под водой.

Непонятен факт того, что старший помощник не заметил айсберг первым, т.к. на мостике всегда виднее, чем с «орлиного гнезда» матроса.

О маневре

Следует уточнить следующее, что капитан корабля в момент крушения на мостике отсутствовал, его заменял первый помощник Мэрдок. Результаты проведенных исследований говорят о том, что первый помощник отдал приказ «Лево руля» и сразу же после этого отдал приказ «Задний ход». Но вторая команда была выполнена с опозданием и задний ход был сделан после столкновения с айсбергом. Есть мнение, что если бы Мэрдок приказал наоборот, усилить скорость, то поворот корабля был бы не плавным, а резким. Возможно, подвел в этой ситуации и опыт команды, т.к. они не участвовали в испытании корабля после спуска на воду, а создать маневр такого огромного корабля без подготовки очень сложно. Некоторые считают, что если бы Титаник не менял курс, а протаранил бы айсберг, то остался бы невредимым, т.к. нос корабля был защищен и мог бы максимум только получить небольшую вмятину.

Рассмотрев расширенную картину обстоятельств той ночи, следует вернуться к объективным и субъективными причинам гибели Титаника.

Субъективные причины гибели Титаника

1. Правила британского кодекса о торговом мореплавании были устаревшими.в них сказано, что спасательные шлюпки ставились на корабль в зависимости от его тоннажа, а не от числа пассажиров. Это значит, что на Титанике не хватало шлюпок, поэтому не спаслось еще около 500 человек.

2. Есть сведения, что рулевой, при команде «Принять влево», повернул руль в право.

3. На борту корабля плыл директор компании Дж. Исмей, но он отдал приказ капитану плыть дальше и не предпринимать никаких действий, чтобы не понести убытки. Капитан выполнил его приказ, но вода поступала в отсеки со скоростью 350 т. в минуту.

4. На сегодняшний день, в живых после крушения не осталось никого. Те, кто спаслись, умерли своей смертью. Последний пассажир Титаника умер в 2009 году. Это была женщина, которая была на Титанике 5 летним ребенком. Только она знала истинную правду гибели судна, которую рассказали ей родные, но тайна умерла вместе с ней.

Объективные причины гибели Титаника

1. Из-за того, что айсберг перевернулся, т.к. он в это время таял, его не было видно с корабля.

2. Скорость корабля была очень высокой. В результате чего удар был максимально сильный. Вина здесь, исключительно капитана корабля.

3. Радисты, занятые отправлением платных сообщений, не передали капитану важную информацию об опасности. Учитывая, что они не входили в состав команды, это с не снимает с них ответственности.

4. Сталь Титаника в то время была не лучшего качества. Давление на нее низких температур приводило ее к хрупкости и ломкости. Вины судостроителей здесь нет, т.к. они выполняли работу с тем сырьем, которое было закуплено руководством судостроительной компании.

5. Все отсеки корабля были ограждены железными дверями, но давление воды было настолько сильным, что они просто разлетались на мелкие кусочки. Таким образом, отсек за отсеком наполнялись водой.

6. Впередсмотрящий не имел бинокля, что снизил радиус его обзора с «орлиного гнезда».

7. Корабль не имел сигнальных ракет красного цвета, запуск которых означал сигнал об опасности. В результате этого, были запущены белые ракеты, которые для соседних кораблей не имели никакого значения.

В данной статье не были рассмотрены корабли, которые пришли на помощь Титанику в ту роковую ночь, но стоит отметить тот факт, что самым близким судном, которое находилось возле Титаника, было судно с браконьерами, которые охотились в ту ночь на тюленей, но увидев запуск белых ракет, они подумали, что это сигнал о том, что им нужно остановиться и капитан этого судна приказал своей команде максимально быстро уплыть в противоположном направлении. Возможно, благодаря этим браконьерам, если бы они не уплыли, спаслось бы намного больше людей, но на их корабле отсутствовала радиосвязь.

Таким образом, разобрав самые правдивые факты о том, как утонул Титаник, можно только предполагать, какая причина все таки самая правдивая.

Гибель Титаника научные факты видео