Координаты мыса доброй надежды. Мыс Доброй Надежды — кто открыл, где находится. Мыс Доброй Надежды - чем знаменит, кто открыл, где находится, как добраться

Мыс Бурь невозможно отыскать даже на самых подробных современных географических картах. Такого названия уже не существует. Мыс, о котором будет идти речь, называется теперь Мысом Доброй Надежды. Как известно, он расположен на южной оконечности Африки и представляет собой выступ вдающегося в море скалистого полуострова, у основания которого находится крупный африканский порт Кейптаун.

Мыс Доброй Надежды был открыт в 1488 году португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем. Направляясь на поиски новых земель, португальцы несколько раз пытались обогнуть этот мыс, но им мешал сильный шторм. С большим трудом корабли прошли это гиблое место. На обратном пути к родным берегам португальцы в память о пережитом шторме назвали эту суровую землю Мысом Бурь.

Спустя некоторое время португальский король Хуан II переименовал его в Мыс Доброй Надежды, так как это открытие давало португальцам надежду достичь Индию морским путем. Если бы название не было изменено, то оно как нельзя лучше характеризовало один из опасных для мореплавания районов на земном шаре.

Бури у этого мыса не случайное явление. Западное побережье Южной Африки подвержено действию сильных ветров Атлантического океана, нередко переходящих в длительные и сильные штормы. В этом районе теплое Игольное течение встречается с холодным Поперечным течением, в результате чего здесь, так же как и у острова Ньюфаундленд, образуются туманы, которые скрывают в своей пелене опасные для. мореплавания скалистые берега южной оконечности Африки.

Со времени Диаша до появления паровых судов район Мыса Доброй Надежды считался исключительно опасным для мореплавания. На протяжении почти пяти столетий величавый скалистый Мыс Бурь не раз был немым свидетелем ужасных человеческих трагедий на море. Трудно представить, сколько здесь за это время оборвалось человеческих жизней и погибло судов. Не менее опасны и другие мысы южной оконечности Африки - Мыс Игольный, Мыс Куоин, Мыс Денджер. Во времена парусного флота почти ежегодно в районе одного из этих трех мысов погибало крупное судно, а с ним десятки и сотни людей.

Последняя крупная авария у Мыса Коуин произошла 9 ноября 1946 года, когда на камни сел английский грузовой пароход «Сити оф Линкольн». Затонувший груз этого судна оценивался в полтора миллиона фунтов стерлингов. Само судно удалось спасти с огромным трудом.

Одним из самых драматических кораблекрушений в этих водах явилась гибель английского парусно-парового фрегата «Биркенхед» в 1852 году. Это был один из первых английских пароходов, построенных в 1845 году из железа, который затем был переделан в военный транспорт.

26 февраля 1852 года, имея на борту около пятисот солдат, «Биркенхед» совершал очередной рейс в Индию. Близ Мыса Денджер судно налетело на неизвестный подводный риф. Капитан поспешно распорядился дать задний ход, и когда судно сошло с рифа, обнажилась огромная пробоина. Вода начала быстро заливать пароход, не имевший водонепроницаемых переборок. Неожиданно он переломился на две части и стал быстро тонуть. В трех шлюпках, которые удалось спустить, спаслось лишь несколько женщин и детей. Гибель парохода стоила жизни четыремстам пятидесяти солдатам отборных колониальных войск Англии. Вместе с судном погиб и груз стоимостью семьсот пятнадцать тысяч фунтов стерлингов…

Обычно принято считать, что наибольшую опасность для судоходства представляют скалистые выступающие далеко в море мысы и скалы. Именно на них чаще всего заканчивают свой путь суда, заблудившиеся в тумане. Сильный океанский прибой или зыбь быстро решают судьбу судна, попавшего в цепкие объятия подводных рифов. Но как ни странно, в районе Мыса Доброй Надежды большую опасность для судов издавна представляли не многочисленные мысы, усеянные подводными рифами, а открытый северо-западным штормам Столовый залив. Его-то по праву можно назвать кладбищем кораблей! Специалистам судоподъемного дела Южно-Африканского Союза удалось установить, что на дне залива к настоящему времени, не считая бесчисленных обломков, сохранилось более трехсот деревянных корпусов парусных судов.

Останки кораблекрушений… Они покоятся на дне этого залива, и у всех своя история, полная драматизма, история, которая неизменно восходит к какому-то дню, месяцу и году.

Так, в 1648 году во время шторма с якорей был сорван и погиб у берега голландский фрегат «Гарлем». Вместе с судном затонул весь его экипаж и груз золота на восемьсот семьдесят пять миллионов франков. Сейчас корпус фрегата придавлен тяжелой громадой английского парохода «Тайвенген», который погиб на этом же месте в конце прошлого века.

Нередко бывали и такие дни, когда в Столовом заливе гибло одновременно несколько судов. Например, в 1716 году во время сильного шторма в заливе затонуло сорок два голландских фрегата, которые перед этим нашли здесь убежище. Вместе с голландскими фрегатами погиб ценный груз, оценивавшийся в огромную сумму - почти сорок миллиардов франков.

В 1799 году в Столовом заливе произошла похожая на предыдущую катастрофа. 4 ноября здесь стояли на якорях английские шестидесятичетырхпушечный линейный корабль «Скипетр» и пятидесятипушечный корабль «Юпитер», датский шестидесятичетырехпушечный линейный корабль «Олденбург» и двенадцать торговых судов разных стран.

На следующий день утром неожиданно задул сильный северо-западный ветер, вскоре перешедший в шторм. С треском лопались якорные канаты, корабли начало сносить к берегу. На рифах погибли «Скипетр», «Олденбург» и восемь торговых судов. Только на первом из четырехсот девяноста одного человека команды среди прибрежных бурунов нашли свою смерть почти четыреста моряков. «Юпитеру» удалось спастись - он вовремя выбросился на песчаную отмель под штормовыми парусами.

Говоря о стоимости погибшего вместе с судами груза в Столовом заливе, можно сказать, что, по данным английских архивов, этот груз оценивается в сумму свыше тридцати миллионов фунтов стерлингов. Однако, удачных попыток поднять со дна залива погибшее золото пока не отмечалось.

Мыс Доброй Надежды - популярная достопримечательность для туристов, путешествующих в Кейптаун, Южная Африка. Это прекрасное место с непредсказуемой погодой, бабуинами и очаровательными пингвинами, играющими в океане. Здесь в полной мере можно насладиться потрясающими пейзажами и богатством дикой природы.

Описание и местоположение

Возвышенность на Капском полуострове, находящаяся на карте мира недалеко от Кейптауна. Его ошибочно считают самой южной точкой материка и местом, где встречаются Атлантический и Индийский океаны. На самом деле оконечность находится на мысе Игольном (Агульяс), расположенном на дороге садов Южной Африки, в 200 км от столицы ЮАР.

Холодное Бенгальское течение на западном побережье и тёплое течение Агульяс сливаются у подножия одной из главных достопримечательностей Африки, которая, наряду с близлежащим Кейп-Пойнтом, предлагает захватывающие пейзажи.

Вершина расположена в 70 км от Кейптауна . На машине из города можно добраться за полтора часа. Легенда гласит, что призраки экипажа «Летучего голландца» обитают на мысе и в его водах, хотя приезжающие туристы с гораздо большей вероятностью увидят пингвинов, антилоп и, возможно, южного кита.

Географические координаты мыса: 54°31′08″ северной широты и 42°04′15″ восточной долготы. Высота над уровнем моря: 93 м

Происхождение названия

Исторический факт, почему Мыс Доброй Надежды так называется, довольно интересен. Он датируется временем исследований в XV веке, когда европейские державы - Испания и Португалия, отправляли мореплавателей в неизведанные места в поисках богатства. Первым европейцем, увидевшим и открывшим мыс, был португальский исследователь Бартоломео Диаш, который искал южные границы африканского континента. Датой возглавляемой им экспедиции считается 1486 год.

Согласно некоторым историческим источникам, Диаш именовал своё открытие «Мысом Бурь» (Cabo das Tormentas), но позже изменил его на нынешнее название мыса (Cabo da Boa Esperança), названного так по предложению короля Португалии Иоанна II из-за торговых возможностей, которые принесло это место. По другим сведениям, Диаш сам придумал это имя. Он был из семьи потомственных мореходов. Его старшие братья, двигаясь на юг вдоль берегов Западной Африки, открыли мысы Бохадор и Зелёный.

История мыса

Прошло 9 лет, прежде чем Васко да Гама, ещё один португальский моряк, также попытался совершить путешествие к южной точке Африки по пути в Индию. Мореплаватели встретились с людьми из племени Кхоя, и несколько членов экипажа Васко да Гамы пострадали в столкновении с ними. Другими важными фактами в истории этой местности являются:

  1. Хотя португальцы были первыми, кто путешествовал по мысу, они не были серьёзно заинтересованы в южной части Африки. Они опасались коренного населения, а погода была иногда коварной и опасной.
  2. Некоторые ранние португальские мореплаватели предпочитали не плавать вокруг этой местности. Кроме того, что касается торговли, Южная Африка очень мало могла предложить: золото ещё не было обнаружено, а земля казалась пустынной и бесперспективной.
  3. В июне 1580 года, почти 100 лет спустя, сэр Фрэнсис Дрейк проплыл мимо мыса. Он был в кругосветном путешествии по заказу Елизаветы I из Англии. Погода была спокойной, а пейзаж безмятежным. Этот вид вдохновил сэра Фрэнсиса Дрейка произнести следующие слова: «Этот мыс - самая величественная вещь и самый справедливый мыс, который мы видели во всей окружности земли». Последовали новые британские экспедиции, и вскоре другие страны Европы пошли по их стопам.
  4. В первой половине XVII века англичане и голландцы использовали маршрут, который должен был обогнуть мыс, в торговых целях. Датские и французские корабли делали остановки, чтобы пополнить запасы воды и запастись свежими продуктами.
  5. Хотя английские, французские и голландские восточно-индийские компании играли с идеей создания базы на мысе в XVII веке, именно голландцы наконец-то сделали первый шаг.

31 декабря 1687 года группа гугенотов была отправлена ​​на мыс из Нидерландов. Они бежали из Франции, чтобы избежать религиозных преследований. Голландская Ост-Индская компания нуждалась в квалифицированных фермерах на мысе, и правительство Нидерландов увидело возможности для гугенотов, отправив их туда.

Cape of Good Hope играет важную роль в истории Южной Африки как остановочный пункт для торговых судов, плавающих между Европой и европейскими колониями на востоке. Первоначально европейцы обменивались с местными жителями на еду и воду, но в 6 апреля 1652 году Голландская Ост-Индская компания под руководством торговца Яна ван Рибека создала небольшую станцию ​​снабжения в защищённом заливе за полуостровом Кейп, образуя первое европейское поселение в регионе.

19 января 1806 года Великобритания заняла крайнюю точку полуострова. Он был передан Великобритании в англо-голландском договоре 1814 года и отныне управлялся как мыс Колония.

Сегодня небольшая станция, которая обеспечивала угощение усталым морякам, превратилась в шумный город Кейптаун.

Растительный мир

Капский полуостров является одним из восьми охраняемых районов в регионе, совместно признанных ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия за богатство растительного мира. Хотя 553 000 гектаров региона мыса с цветами составляют лишь 0,5% площади Африки, на нём представлено почти 20% растений континента. Финбош, или «прекрасный куст», является наиболее распространённой категорией растений, встречающихся здесь, и многие виды уникальны для полуострова.

Мыс является частью Национального парка Столовая гора, и можно увидеть, как смотрители парка работают над удалением инвазивных видов, таких как плетень, сосна и голубая камедь, которые угрожают выживанию местных растений.

Дикая природа

Полуостров богат дикой природой, особенно птицами. На его берегах обитает олуша, африканский чёрный охотник на устриц и 4 вида бакланов. Но наиболее известные пернатые обитатели - пингвины на пляже Боулдерс-Бич. Туристы могут увидеть вблизи одну из немногих колоний на материке в Ложном заливе. Здесь есть специальные дорожки, которые проведут через естественное место обитания пингвинов, а если побывать в этом месте в период с февраля по август, можно увидеть и пушистых птенцов.

Капская горная зебра изредка встречается в этих местах . Но более распространёнными обитателями являются бабуины, несколько видов антилоп и маленький пушистый дасси, ближайший родственник слона. Здесь также можно понаблюдать за китами и дельфинами.

Занятия и активности

Одна из главных достопримечательностей ЮАР - узкий полуостров, выходящий в океан. Но такое местоположение подразумевает наличие ветра и непредсказуемой погоды. Однако пейзаж, который открывается посетителям, никого не оставит равнодушным:

  1. Береговая линия, встречающаяся на фоне облаков с редкими проблесками солнца, создаёт драматический пейзаж. Находясь здесь, можно смотреть на бродящих зебр. Кроме того, это отличное место для наблюдения за китами в период с июня по ноябрь.
  2. Следует подняться на маяк, чтобы посмотреть лучшие виды на мыс. Есть 3 способа добраться до вершины. Вдоль береговой линии проложена дорожка с длинными каменными лестницами. Этот маршрут открывает лучшие виды на побережье. От автостоянки есть дорога до самого верха. Подъём довольно лёгкий и не очень напряжённый. Для тех, кто не хочет или не имеет возможности идти пешком, есть фуникулёр «Летучий голландец», который доставит к смотровой площадке за 3 минуты за небольшую плату.
  3. Поездка вдоль Капского полуострова является одним из любимых дополнений к туристическому маршруту в Кейптауне. Основные моменты однодневной поездки - южные точки мыса, а потрясающие морские утёсы и виды на океан заставят туристов почувствовать себя на краю земли.

Лучшие места

Muizenberg Beach. Муизенберг - пляжный пригород Кейптауна известен своим белоснежным песчаным берегом и очень яркими домиками, которые украшают его. Тёплые воды Индийского океана являются дополнительным бонусом и привлекают серферов в это место.

Саймонс Таун и Боулдерс Бич. Саймонс Таун - исторический и очаровательный военно-морской город на берегу Ложного залива, а Боулдерс-Бич известен своей колонией африканских пингвинов. Тысячи особей занимаются своими ежедневными делами: чистят крылья, присматривают за своими детьми. Прогулка по Боулдерс-Бич происходит по деревянной доске. Если есть желание приблизиться к пингвинам, нужно идти дальше по песчаным дюнам до Фокси-Бич, но следует иметь в виду, что пингвины могут быть агрессивными, и если подойти слишком близко, можно испытать, насколько остры их клювы.

Кейп Пойнт. Эта вершина, которой можно достигнуть, проехав чуть более 1 км к востоку от главного мыса. Именно здесь расположен фуникулёр «Летучий голландец», открывающий вид на маяк.

Чапменс-Пик-Драйв. Ничто не сравнится с атлантическим побережьем, пронизанным ветрами, и Пик Чепмена наделяет океанскую дорогу самым захватывающим видом. Эта платная автострада вырублена в скале, и на ней расположены почти вертикальные подъёмы и слепые повороты. Она начинается в рыбацкой деревне Хаут-Бэй и проходит до мыса Чепмена, а затем заканчивается в Нордхуке. Виды на океан невероятно прекрасны по всему маршруту, но самые лучшие с мыса Чепмена - самой высокой точки дороги.

На свете множество мест достойных внимания и посещения. Среди них есть настолько удивительные и легендарные, что поток туда путешественников со всех концов Земли не иссякает на протяжении столетий. Южное побережье Африки, омываемое сразу двумя течениями, одно из таких мест, но — всё по порядку.


Где находится Мыс Доброй Надежды

Юг Африки без всяких оговорок можно назвать "страной чудес". Согласитесь, трудно себе представить еще какое-либо место на Земле, где вместе с бабуинами и гепардами отлично себя чувствуют морские котики и пингвины! А все это благодаря тому, что с Юга "Черный континент" омывают сразу два океанских течения: одно холодное и одно теплое. Холодное Бенгельское течение с западной стороны высушивает огромную территорию — Намибию, а теплое течение Агульяс делает восточную часть Юга Африки цветущим и многоцветным краем. Посередине находится известный , который долгое время считался самой южной точкой континента, пока дотошные географы не выяснили, что соседний мыс (Игольный) на несколько километров "южнее".

Место, где встречаются два океана — Атлантический и Индийский — притягивает туристов своей уникальностью и красотой. На водной глади практически всегда проступает граница между океанами, два течения упорно пытаются одолеть друг друга. Разница температуры воды в течениях приводит к постоянным туманам, облачности, неспокойному морю и сильным ветрам. Высокие скалистые берега позволяют воочию насладиться восхитительным и грандиозным пейзажем. Пингвины и морские котики, поселившиеся здесь давным-давно, прекрасно чувствуют себя, забыв о родной Антарктике. Заповедник Мыса Доброй Надежды обеспечивает экзотичным для Африканского континента животным и птицам безопасное и комфортное существование. Пингвинов защищают от гепардов, или наоборот, потому что птички эти совсем не отличаются уживчивостью и мирным нравом. Все эти природные красоты обрамляют главный объект — Мыс Доброй Надежды.

Мыс Доброй Надежды — фото

История

Никто не знает сколько бранных слов было адресовано этому гиблому для моряков месту за всю историю мореходства. Судя по тому, какие усилия приходилось прилагать отважным мореплавателям и первопроходцам, чтобы одолеть эту какофонию океанских потоков, немало... Немногочисленные античные источники дают весьма скудные сведения о южной оконечности Африки, но... дают! Сегодня можно с уверенностью утверждать, что первыми сюда приплыли еще египтяне за 500 лет до рождения Христа. Неутомимый и весьма деятельный фараон Нехо II нанял отважных финикийцев, чтобы найти обходной путь в Европу для доставки египетских товаров (к этому времени Египет перестал быть сильнейшей державой, а экономические интересы были и в то время приоритетными!). Финикийцы отправились искать место, где кончается Африка с восточной стороны. Плавание заняло около трех лет. Дважды мореплаватели должны были остановиться, чтобы вырастить себе нечто съедобное, поскольку запасы кончались. они наверняка обогнули (за давностью лет точнее сказать нельзя), поскольку в документах сохранилось упоминание, что обескураженные моряки заметили, что в какой-то момент "солнце оказалось с северной стороны", а значит экватор они все-таки пересекли. Вернувшись в Египет и доложив о своих впечатлениях о вояже, финикийцы занялись своими привычными торговыми делами. Оставил свою затею и фараон, поскольку Африка оказалась слишком огромной, чтобы использовать окружной путь для торговых дел. Другими словами, затраты превышали доходы. Следующие две тысячи лет из Европы сюда никто не плавал. Африканские пингвины спокойно грелись на солнышке и ныряли то в один, то другой океан за рыбой. Идиллия.


Кто открыл Мыс Доброй Надежды

К концу XV века Европа поняла, что "надо ехать" в морем. Обширные мусульманские земли наглухо закрывали весь Западный мир от пряностей, шелка, драгоценных камней и прочих приятных и дорогих предметов роскоши. Отношения с последователями учения Мухаммеда не давали никакой надежды на улучшение отношений и нормализацию торговли. Многочисленные крестовые походы надолго отвратили мусульман от "дружбы" с христианами. Первыми, кто отчаянно бросился в море навстречу Индии были португальцы. По приказу короля Жуана II искать путь в обход известных путей в страну слонов был отправлен . С огромным трудом, преодолевая течения и недоброжелательное отношение африканцев к непрошенным путешественникам, его эскадре удалось достичь Мыса Доброй Надежды . Впрочем, в те времена этот мыс не имел вообще никакого названия, а сам Бартоломео Диаш нарек его Мысом Бурь, поскольку натерпелись тут португальцы выше крыши. Проплыв еще немного, экспедиция вынуждена была вернуться домой. Матросы отказывались продолжать путешествие, которому ни конца нет ни края, да и казалось сама природа противилась их продвижению на Восток.

Начало, несмотря на некоторую незавершенность экспедиции, было положено. Выслушав доклад Диаша, король остался доволен "разведкой". Одно ему не понравилось — название коварного мыса. Монарх всерьез опасался, что никто не захочет отправляться в Индию через такие сложные и опасные земли. Название было решено сменить на «Добрую Надежду». Имелась ввиду надежда на успешное окончание экспедиции в Индию. Сказано — сделано. И уже через несколько лет отмечает в судовом журнале, что после длительных и искусных маневров, его корабль миновал Мыс Доброй Надежды. Название и правда принесло португальцам удачу, да Гама, как известно, в Индии побывал.


Летучий голландец

Пожалуй, это самая главная легенда Мыса Доброй Надежды . Вариантов у легенды много, имена действующих лиц приводятся разные, но в главном все сходятся — здесь был проклят капитан голландского судна. Дело было так... Не было на свете человека более мерзкого, чем капитан Ван Страттен. Сквернослов и богохульник. Рассказывали, что он с самим дьяволом был в приятельских отношениях. Капитан никогда не выпускал из рук плетку со свинцовыми бляшками на конце. Гуляла эта плетка по спинам моряков непрерывно. В трюмах корабля перевозил Ван Страттен пряности и африканских рабов. Несчастные африканцы умирали десятками, поэтому корабль страшного капитана постоянно сопровождали сытые и довольные акулы, которых сам капитан ласково называл "моими рыбешками". Однажды, когда корабль Ван Страттена оказался у Мыса Доброй Надежды в бурю, матросы попытались уговорить капитана вернуться обратно, чтобы переждать непогоду. Капитан по обыкновению выругался нехорошо, присовокупил парочку страшных богохульств и поклялся, что он не отступит даже если наступит конец Мира. В этот момент громоподобный голос разверз небеса: "Ты сказал! Теперь плыви!" С тех самых пор у самого южного мыса Африки можно встретить корабль капитана Страттена. Неприкаянный и обреченный на вечное плаванье, бороздит он океаны. Сам богохульник и его команда, приговоренные к бессмертию, не имеют возможности пристать к берегу. При встрече с другими судами, они пытаются передать весточку своим родным и близким, которые давно уже в лучшем мире. Горе тому, кто возьмет от них письмо — проклятие перейдет на сердобольного помощника.

Эту легенду, в разных вариациях и в подробностях рассказывают все экскурсоводы на Мысе Доброй Надежды . А туристы жадно вглядываются в горизонт в надежде увидеть верхушки мачт "летучего голландца". Чтобы было удобнее смотреть, здесь теперь множество удобных смотровых площадок, туристических троп. В ближайших ресторанах местные аборигены поют и танцуют для жадных до всякой экзотики посетителей южной окраины Африки. А пингвины на побережье разгуливают с таким важным видом, как будто точно знают всё о "летучем голландце", но никому и никогда о нем не рассказывают. Интригуют.

Мыс Доброй Надежды на карте, панорама

Был в числе первых португальцев, ступивших на землю Бразилии..

Известно, что Диаш был дворянского происхождения и находился в ближнем окружении короля. Фамилия Диаш достаточно распространенная в Португалии, есть предположения, что он состоял в родстве с некоторыми известными мореплавателями той поры.

В юности изучал математику и астрономию в Лиссабонском университете. Но самое главное – посещал знаменитую школу мореплавателей в Сагрише, основанную знаменитым принцем Генрихом Мореплавателем, которая приготовила целый каскад блистательных португальских мореходов.

Как почти все у всех дворян в Португалии, деятельность Бартоломео Диаша была связана с морем, он с юности участвовал в различных морских экспедициях. В походе 1481-82 гг. к берегам Ганы был уже капитаном одной из каравелл. Какое-то время Диаш исполнял обязанности главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне. Есть сведения, что он был знаком с никому еще тогда неизвестным Христофором Колумбом, и они с Диашем даже участвовали в каких-то совместных плаваниях.

После смерти Генриха Мореплавателя (1460) в португальской заморской экспансии наступила пауза – внимание королевского двора было отвлечено на другие вещи. Но как только внутренние проблемы были решены, внимание первых (и вторых) лиц государства снова обратилось к заморской экспансии, прежде всего к исследованию и грабежу Африки, и к поискам пути в Индию. Следует помнить, что в эту эпоху в сознании моряков и картографов еще был переходный период – многие из них были уверены, что земля плоская! Другая часть в этом уже сомневалась. Но несмотря на это исследования Африки и поиск новы путей на Восток в обход турок продолжался.

Мысль о том, что Атлантический и Индийский океаны соединяются, впервые громко была озвучена португальским мореходом Диего Каном. Именно Кан первым дошел до устья Конго (Заира). Именно он обратил внимание на то, что южнее 18 градуса южной широты береговая линия отклоняется на восток. Отсюда Кан высказал догадку, что морская дорога вокруг Африки в Индийский океан существует.

Проверить предположения Кана португальский король поручил Бартоломео Диашу, назначив его руководителем экспедиции, целью которой было максимальный прорыв на юг вдоль африканского побережья и поиск выхода в Индийский океан .

Десять месяцев Бартоломео Диаш готовил экспедицию, тщательнейшим образом подбирал корабли, комплектовал команду, просчитывал запас провизии и всего, что может понадобиться в плавании в неизвестно куда. В состав экспедиции из трех судов входил и так называемый грузовой корабль - плавучая кладовая, с запасами еды, оружия, запасной оснастки, стройматериалов и тп. Руководящий состав флотилии составили выдающиеся мореходы того времени: Лейтао, Жуао Инфанте, Перу де Аленкер, описавший потом первое плавание Васко да Гамы, Алваро Мартинш и Жуао Грего. Грузовым кораблем командовал брат Бартоломеу - Перу Диаш. Кроме того в экспедицию взяли нескольких чернокожих африканцев, задачей которых было облегчить контакты с аборигенами новых земель.

Экспедиция стартовала от португальских берегов в августе 1487 года. В начале декабря того же года Диаш и его товарищи достигли берегов нынешней Намибии, где их настигла сильнейшая буря. Как опытный мореход Диаш поспешил вывести суда в открытое море. Тут их и трепали морские волны в течение двух недель. Когда ураган стих, ни Диаш, ни его пилоты не могли определить свое местонахождение. Поэтому сначала взяли кус на запад, в надежде «уткнуться» в африканский берег, потом повернули на север. И они его увидели - 3 февраля 1488. Высадившись на побережье, первопроходцы заметили туземцев и попытались, вступили с ними в контакт. Чернокожие толмачи экспедиции, однако, не понимали язык местного населения. А те вели себя достаточно агрессивно и Диашу пришлось ретироваться.

Но Диаш и его командиры обратили внимание, что побережье в этом месте тянется не на юг, а прямо на восток. Диаш решил продолжить плавание в этом направлении. Но тут случилось неожиданное – все руководство флотилии высказалось за то, чтобы возвращаться. Да и команда грозила бунтом в случае отказа. Диаш вынужден был принять их требования, выторговав условие, что плавание продолжится в восточном направлении еще три дня.

Пройдя за это время отрезок примерно в 200 миль (парусники тех времен вполне позволяли такой бросок - 200 миль при попутном ветре каравелла могла пройти за сутки! корабли достигли устья реки, которую Диашь назвал Риу-ди-Инфанти - в честь Жуана Инфанти, одного из капитанов флотилии, первым сошедшего здесь на берег. Тут же был воздвигнут и очередной падран. Этими падранами португальцы как бы столбили свои владения на Африканском континенте.

Делать нечего, экспедиция повернула восвояси. И уже на обратном пути Бартоломео Диаш открыл самую южную оконечность Африки, назвав его мысом Бурь. Легенда гласит, что по возвращении из плавания, после доклада Бартоломео Диаша король Жуан II предложил переименовать это место в Мыс Доброй Надежды , которое самая южная оконечность Африки носит по сей день. За мысом берег круто поворачивал на север.

Несмотря на то, что формально португальцы находились на юге от берегов своей страны, и на то, что февраль в южном полушарии - летний месяц, все члены команды обратили внимание, что в этих широтах было очень холодно.

Экспедиция Диаша вернулась в гавань Лиссабона в декабре 1488 года. Они провели в плавании в общей сложности 16 месяцев и 17 дней – это в три раза дольше, чем Колумб в своей первой экспедиции!

Диаш не получил никакой награды за свое открытие.

Мыс Доброй Надежды на карте Африки можно отыскать на юге континента. Он не является знаковой географической точкой, отмечаемой в учебниках и морских лоциях. Но открытие полоски суши, расположенной на пути из Атлантического в Индийский океан, было столь же драматично, как плавания Магеллана или .

Вконтакте

Географическая составляющая открытия

Сейчас это территория суверенного государства ЮАР, близ мыса Доброй Надежды расположен город Кейптаун, и координаты 34°21′32″ ю. ш. 18°28′21″ в. д., можно без труда отыскать в географических изданиях.

Из Лиссабона в Кейптаун современный корабль доходит за несколько дней, а много столетий назад, во времена географических открытий, путь длился долгих 10 месяцев…

Колониальная экспансия Португалии

К концу XV века Португалия превратилась в сильную морскую державу. Королевству удалось избежать феодальных междоусобиц и конфликтов с церковной властью, и ресурсы страны были направлены на морскую экспансию в Атлантику.

Этот курс был вынужденным. Наибольшую выгоду представляла торговля по двум направлениям:

  • с Индией и Средней Азией;
  • с Англией и германскими государствами.

Средиземноморскую торговлю прибрали к рукам венецианские купцы и генуэзцы, морские коммуникации Балтики и Северного моря прочно держал Ганзейский союз, и молодому государству не оставалось иной точки приложения сил.

Принц Генрих, впоследствии получивший прозвище Мореплаватель (хотя сам он не возглавлял ни одну экспедицию), модернизировал судостроительную отрасль, обеспечил функционирование системы подготовки кадров, и обеспечил морские силы Португалии передовым техническим оснащением.

Работорговля

В середине XV столетия флот королевства совершал морские походы в Атлантику, где были открыты и присоединены к португальской короне Азорские острова, Мадейра и Острова Зеленого мыса. Эти действия послужили хорошей школой мореплавания и поведения в экстремальных, для европейцев, условиях тропического климата. Используя захваченные острова, как базу для флота, Генрих Мореплаватель посылал одну за другой экспедиции к африканским берегам.

Корабли заплывали все дальше на юг. По мере продвижения основывались крепости и базы флота, велась охота на негров, которыми активно торговали лиссабонские купцы. Доход от работорговли был огромен. В 1482 году португальцами была захвачена территория в районе Гвинейского залива, ставшая владением короля. Это место назвали Жоржиу-да-Мина (Рудник св. Георгия), сокращенно – Мина.

Уже к 1485 году был исследован район Конго, и Диогу Кан (тот, кто открыл для торговли дофеодальное государственное образование в бассейне этой реки) достиг Юго-Западной Африки в районе 20 градусов южной широты.

Экспедиция на дальний юг

Летом 1487 года король Жуан II снаряжает очередную экспедицию к африканским берегам: в направлении той зоны побережья, где находится мыс Доброй Надежды. В ее состав были включены два военных судна, вооруженных пушками, и транспортник с припасами. Суда были небольшие – водоизмещением примерно 50 тонн и простой парусной оснасткой.

Возглавил мероприятие Бартоломеу Диаш (Диас), опытный мореход, ранее участвовавший в исследовании атлантического побережья Африки.

Экспедиция Диаса отправилась вдоль проложенных путей, через острова Зеленого мыса к форту святого Георга. Пополнив запасы, небольшая флотилия продвинулась дальше на юг. Корабли пересекли и достигли побережья современной Намибии.

Пустынная скалистая местность резко отличалась от Гвинеи и Экваториальной Африки.

Внимание! Мореплаватели установили п а д р а н (знак в виде столба, на котором высечен герб Португалии, имя короля и данные первооткрывателя).

Выдвинувшись на юг, в том направлении, где находится мыс Доброй Надежды, они достигли координаты в 33 градуса южной широты.

Эти земли не представляли интереса для колонизаторов. Они были слабо заселены, а португальцам требовался «живой товар». Туземцы Гвинейского залива и Конго уже почувствовали на себе железную хватку европейцев. Не в силах противостоять их оружию, население покидало прибрежные районы, уходя вглубь материка. В поисках «черного дерева» (так христианские купцы называли негров-рабов) суда шли на юг.

Открытие морского пути в Индию

В заливе Святой Елены, где в наше время находится Кейптаун (порт близ мыса Доброй Надежды), флотилию настиг шторм. Буря унесла суда в открытый , транспортный корабль отстал еще раньше. Когда ветер стих, Диас повернул на восток и несколько дней вел флотилию в этом направлении. Африка все не показывалась. Бартоломеу Диас решил, что ее южная оконечность пройдена, почему и приказал разворачиваться на север.

3 февраля 1488 года моряки, наконец, увидели верхушки гор, а вскоре показался зеленый берег. Высадившись, португальцы вступили в стычку с туземцами, один из которых был застрелен из арбалета самим Диасом.

Продолжая двигаться на восток, португальцы достигли широкой бухты, берег которой плавно загибался на северо-восток. Диас понял, что он вышел в Индийский океан.

Внимание! Какие дальнейшие планы были у мореплавателей доподлинно не известно.

Предположительно, перед ними могли стоять следующие задачи:

  1. Исследование побережья за Южным тропиком.
  2. Определение мест, где возможна работорговля.
  3. Прокладывание пути морской торговли с Индией.

Но экипажи обоих судов, утомленные длительным путешествием, потребовали возвращения в Лиссабон.

Опасаясь бунта, Диас приказал поворачивать.

Идя вдоль берега, корабли наткнулись на длинную, выступающую далеко в море полоску земли.

Бартоломео Диас назвал ее мысом Торментозу (Бурный), помня о шторме, который чуть не потопил здесь его корабли.

Высадка на мысе Доброй Надежды

Точная дата, когда было совершено открытие мыса Доброй Надежды неизвестно. Вероятно, это произошло в феврале 1488 года. Экспедиция отправилась в обратный путь, добравшись до родных берегов лишь к декабрю.

Внимание! В Лиссабоне Жуан II принял доклад о результатах путешествия и велел переименовать мыс Торментозу в мыс Доброй Надежды.

Результаты дальнего плавания действительно давали королевству надежду на то, что путь в Индию будет открыт там, где находится мыс Доброй Надежды, и Португалия будет иметь в океанской торговле изрядные преимущества.

Нет свидетельств о том, что Бартоломеу Диаш получил какую либо награду от монарха.

Единственное, чем мог утешить себя моряк, первым достигший мыса Доброй Надежды, это знак на пустынном клочке земли, где под гербом было высечено на камне его имя: третий, за время путешествия падран, был установлен на мысе.

Диаш Бартоломеу

Удивительный Мыс Доброй Надежды

Заключение

За более чем пять столетий мыс контролировали португальские купцы, голландские поселенцы (буры), британские колонизаторы. В 1961 году колония (Южно-Африканский Союз) получила независимость. А через 30 лет на английском влиянии окончательно был поставлен крест Нельсоном Манделой. Длительное время мыс носил почетный титул самой южной точки «черного» , но затем он перешел к мысу Игольному, который расположен чуть дальше на юго-востоке.

Это интересно! История путешествий: эпохи географических открытий