Мыс доброй надежды находится на. Мыс доброй надежды. Мыс Доброй Надежды как олицетворение людских надежд

Мыс Доброй Надежды - популярная достопримечательность для туристов, путешествующих в Кейптаун, Южная Африка. Это прекрасное место с непредсказуемой погодой, бабуинами и очаровательными пингвинами, играющими в океане. Здесь в полной мере можно насладиться потрясающими пейзажами и богатством дикой природы.

Описание и местоположение

Возвышенность на Капском полуострове, находящаяся на карте мира недалеко от Кейптауна. Его ошибочно считают самой южной точкой материка и местом, где встречаются Атлантический и Индийский океаны. На самом деле оконечность находится на мысе Игольном (Агульяс), расположенном на дороге садов Южной Африки, в 200 км от столицы ЮАР.

Холодное Бенгальское течение на западном побережье и тёплое течение Агульяс сливаются у подножия одной из главных достопримечательностей Африки, которая, наряду с близлежащим Кейп-Пойнтом, предлагает захватывающие пейзажи.

Вершина расположена в 70 км от Кейптауна . На машине из города можно добраться за полтора часа. Легенда гласит, что призраки экипажа «Летучего голландца» обитают на мысе и в его водах, хотя приезжающие туристы с гораздо большей вероятностью увидят пингвинов, антилоп и, возможно, южного кита.

Географические координаты мыса: 54°31′08″ северной широты и 42°04′15″ восточной долготы. Высота над уровнем моря: 93 м

Происхождение названия

Исторический факт, почему Мыс Доброй Надежды так называется, довольно интересен. Он датируется временем исследований в XV веке, когда европейские державы - Испания и Португалия, отправляли мореплавателей в неизведанные места в поисках богатства. Первым европейцем, увидевшим и открывшим мыс, был португальский исследователь Бартоломео Диаш, который искал южные границы африканского континента. Датой возглавляемой им экспедиции считается 1486 год.

Согласно некоторым историческим источникам, Диаш именовал своё открытие «Мысом Бурь» (Cabo das Tormentas), но позже изменил его на нынешнее название мыса (Cabo da Boa Esperança), названного так по предложению короля Португалии Иоанна II из-за торговых возможностей, которые принесло это место. По другим сведениям, Диаш сам придумал это имя. Он был из семьи потомственных мореходов. Его старшие братья, двигаясь на юг вдоль берегов Западной Африки, открыли мысы Бохадор и Зелёный.

История мыса

Прошло 9 лет, прежде чем Васко да Гама, ещё один португальский моряк, также попытался совершить путешествие к южной точке Африки по пути в Индию. Мореплаватели встретились с людьми из племени Кхоя, и несколько членов экипажа Васко да Гамы пострадали в столкновении с ними. Другими важными фактами в истории этой местности являются:

  1. Хотя португальцы были первыми, кто путешествовал по мысу, они не были серьёзно заинтересованы в южной части Африки. Они опасались коренного населения, а погода была иногда коварной и опасной.
  2. Некоторые ранние португальские мореплаватели предпочитали не плавать вокруг этой местности. Кроме того, что касается торговли, Южная Африка очень мало могла предложить: золото ещё не было обнаружено, а земля казалась пустынной и бесперспективной.
  3. В июне 1580 года, почти 100 лет спустя, сэр Фрэнсис Дрейк проплыл мимо мыса. Он был в кругосветном путешествии по заказу Елизаветы I из Англии. Погода была спокойной, а пейзаж безмятежным. Этот вид вдохновил сэра Фрэнсиса Дрейка произнести следующие слова: «Этот мыс - самая величественная вещь и самый справедливый мыс, который мы видели во всей окружности земли». Последовали новые британские экспедиции, и вскоре другие страны Европы пошли по их стопам.
  4. В первой половине XVII века англичане и голландцы использовали маршрут, который должен был обогнуть мыс, в торговых целях. Датские и французские корабли делали остановки, чтобы пополнить запасы воды и запастись свежими продуктами.
  5. Хотя английские, французские и голландские восточно-индийские компании играли с идеей создания базы на мысе в XVII веке, именно голландцы наконец-то сделали первый шаг.

31 декабря 1687 года группа гугенотов была отправлена ​​на мыс из Нидерландов. Они бежали из Франции, чтобы избежать религиозных преследований. Голландская Ост-Индская компания нуждалась в квалифицированных фермерах на мысе, и правительство Нидерландов увидело возможности для гугенотов, отправив их туда.

Cape of Good Hope играет важную роль в истории Южной Африки как остановочный пункт для торговых судов, плавающих между Европой и европейскими колониями на востоке. Первоначально европейцы обменивались с местными жителями на еду и воду, но в 6 апреля 1652 году Голландская Ост-Индская компания под руководством торговца Яна ван Рибека создала небольшую станцию ​​снабжения в защищённом заливе за полуостровом Кейп, образуя первое европейское поселение в регионе.

19 января 1806 года Великобритания заняла крайнюю точку полуострова. Он был передан Великобритании в англо-голландском договоре 1814 года и отныне управлялся как мыс Колония.

Сегодня небольшая станция, которая обеспечивала угощение усталым морякам, превратилась в шумный город Кейптаун.

Растительный мир

Капский полуостров является одним из восьми охраняемых районов в регионе, совместно признанных ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия за богатство растительного мира. Хотя 553 000 гектаров региона мыса с цветами составляют лишь 0,5% площади Африки, на нём представлено почти 20% растений континента. Финбош, или «прекрасный куст», является наиболее распространённой категорией растений, встречающихся здесь, и многие виды уникальны для полуострова.

Мыс является частью Национального парка Столовая гора, и можно увидеть, как смотрители парка работают над удалением инвазивных видов, таких как плетень, сосна и голубая камедь, которые угрожают выживанию местных растений.

Дикая природа

Полуостров богат дикой природой, особенно птицами. На его берегах обитает олуша, африканский чёрный охотник на устриц и 4 вида бакланов. Но наиболее известные пернатые обитатели - пингвины на пляже Боулдерс-Бич. Туристы могут увидеть вблизи одну из немногих колоний на материке в Ложном заливе. Здесь есть специальные дорожки, которые проведут через естественное место обитания пингвинов, а если побывать в этом месте в период с февраля по август, можно увидеть и пушистых птенцов.

Капская горная зебра изредка встречается в этих местах . Но более распространёнными обитателями являются бабуины, несколько видов антилоп и маленький пушистый дасси, ближайший родственник слона. Здесь также можно понаблюдать за китами и дельфинами.

Занятия и активности

Одна из главных достопримечательностей ЮАР - узкий полуостров, выходящий в океан. Но такое местоположение подразумевает наличие ветра и непредсказуемой погоды. Однако пейзаж, который открывается посетителям, никого не оставит равнодушным:

  1. Береговая линия, встречающаяся на фоне облаков с редкими проблесками солнца, создаёт драматический пейзаж. Находясь здесь, можно смотреть на бродящих зебр. Кроме того, это отличное место для наблюдения за китами в период с июня по ноябрь.
  2. Следует подняться на маяк, чтобы посмотреть лучшие виды на мыс. Есть 3 способа добраться до вершины. Вдоль береговой линии проложена дорожка с длинными каменными лестницами. Этот маршрут открывает лучшие виды на побережье. От автостоянки есть дорога до самого верха. Подъём довольно лёгкий и не очень напряжённый. Для тех, кто не хочет или не имеет возможности идти пешком, есть фуникулёр «Летучий голландец», который доставит к смотровой площадке за 3 минуты за небольшую плату.
  3. Поездка вдоль Капского полуострова является одним из любимых дополнений к туристическому маршруту в Кейптауне. Основные моменты однодневной поездки - южные точки мыса, а потрясающие морские утёсы и виды на океан заставят туристов почувствовать себя на краю земли.

Лучшие места

Muizenberg Beach. Муизенберг - пляжный пригород Кейптауна известен своим белоснежным песчаным берегом и очень яркими домиками, которые украшают его. Тёплые воды Индийского океана являются дополнительным бонусом и привлекают серферов в это место.

Саймонс Таун и Боулдерс Бич. Саймонс Таун - исторический и очаровательный военно-морской город на берегу Ложного залива, а Боулдерс-Бич известен своей колонией африканских пингвинов. Тысячи особей занимаются своими ежедневными делами: чистят крылья, присматривают за своими детьми. Прогулка по Боулдерс-Бич происходит по деревянной доске. Если есть желание приблизиться к пингвинам, нужно идти дальше по песчаным дюнам до Фокси-Бич, но следует иметь в виду, что пингвины могут быть агрессивными, и если подойти слишком близко, можно испытать, насколько остры их клювы.

Кейп Пойнт. Эта вершина, которой можно достигнуть, проехав чуть более 1 км к востоку от главного мыса. Именно здесь расположен фуникулёр «Летучий голландец», открывающий вид на маяк.

Чапменс-Пик-Драйв. Ничто не сравнится с атлантическим побережьем, пронизанным ветрами, и Пик Чепмена наделяет океанскую дорогу самым захватывающим видом. Эта платная автострада вырублена в скале, и на ней расположены почти вертикальные подъёмы и слепые повороты. Она начинается в рыбацкой деревне Хаут-Бэй и проходит до мыса Чепмена, а затем заканчивается в Нордхуке. Виды на океан невероятно прекрасны по всему маршруту, но самые лучшие с мыса Чепмена - самой высокой точки дороги.

Мыс Доброй Надежды, известен многим любителям путешествий красивой природой, тёплым климатом и русскоязычными экскурсоводами, которые покажут и расскажут всё особенности этого места.

Далеко не всем известно, хоть экскурсоводы частенько и вспоминают об этом, но именно здесь родилась знаменитая легенда о Летучем Голландце. Благодаря фильмам, это легенда косвенно известна многим, но сути её так и не было раскрыто, как и места, где она появилась. Многие также удивляются услышав её, мол, а как же Капитан Дейви Джонс? Разве не остров Креста? Нет, именно Мыс Доброй Надежды, и не Капитан Джонс, хоть и имя исторической личности спорно.

Щепотка истории

С название мыса также была интересная история. Его открыл Бартоломеу Диашем, португальский мореход, назвав Мысам Бурь за то, что мыс частенько подвергался сильнейшим штормам. Как видно из истории, Мысом Доброй Надежды он стал не сразу, его переименовал король Жуан Второй, когда его корабли бороздили просторы его вод. Надежда короля оправдалась, Португалии открылся морской путь в Индию, а мыс навсегда остался «Доброй Надеждой».

Исторические легенды

В истории известен парусный корабль «Летучий Голландец», а вот имя его капитана спорно. В одной из мифов, капитаном был Голландец Филипп Ван дер Деккен (а по другой версии истории Ван Страатен), в 1700г, его корабль плыл из Ост-Индии, перевозя супружескую пару на борту. Возжелал несчастную даму, капитан избавился от её супруга, а её позвал замуж, но девушка не смогла себя представить в руках убийцы своего возлюбленного, поэтому выпрыгнула за борт.

При попытке обогнуть мыс, судно попало в сильнейший шторм, но несмотря на мольбу команды переждать его в ближайшей бухте, обозлённый капитан решился на отчаянный поступок. Бросив вызов всем богам, он повёл корабль через бурю, обрекая себя и всю команду на верную гибель. Поклявшись, что ни одна душа не сойдёт на берег, он сам себе подписал приговор. Теперь корабль вынужден скитаться, раз за разом пытаясь обогнуть мыс. Однако, по одной из версий, капитан всё еще может снять проклятье, что сам и накликал. Раз в 10 лет, ему положено ступать на берег и найти жену, что добровольно согласится на брак с проклятым капитаном. Другая же версия гласит, что «Летучий Голландец» и всех на его борту может освободить какое-то магическое слово, а вот кто его знает или хранит - неизвестная тайна семи морей.

Другая версия легенды

Голландский капитан, поклялся, что продаст душу, если обогнёт мыс целым и невредимым. Он допустил ошибку, не указав, что ему требуется это сделать лишь один раз, и Дьявол сыграл с ним злую шутку. Теперь капитан и его команда раз за разом обходят мыс целыми и невредимыми.

В сильный шторм, корабль не мог обойти Мыс Доброй Надежды (в другой же версии, это был Мыс Горн). Команда просила повернуть назад, но Ван Страатен заявил, что будет плыть до тех пор, пока не достигнет цели. В ответ на гневные речи, с неба грянул голос: «Да будет так - плыви хоть до второго пришествия».

В те времена, буйствовали страшные болезни, и одна из них настигла «Летучего Голландца», ни один порт не согласился принять такой корабль, опасаясь заражения. «Голландец» долго плавал из порта в порт, пока члены его команды умирали. Так и не найдя помощи, корабль продолжает скитаться, навивая ужас и принося несчастья другим суднам.

Версий невероятно много. Еще же одна рассказывает, что «Голландец» встретил корабль-призрак «Кенару», но одолев его, принял на себя проклятье пиратского судна. По другим рассказам, капитан так торопился домой, что не помог тонущему кораблю, встреченному в море, за что и был проклят по всем морским законам.

На свете множество мест достойных внимания и посещения. Среди них есть настолько удивительные и легендарные, что поток туда путешественников со всех концов Земли не иссякает на протяжении столетий. Южное побережье Африки, омываемое сразу двумя течениями, одно из таких мест, но — всё по порядку.


Где находится Мыс Доброй Надежды

Юг Африки без всяких оговорок можно назвать "страной чудес". Согласитесь, трудно себе представить еще какое-либо место на Земле, где вместе с бабуинами и гепардами отлично себя чувствуют морские котики и пингвины! А все это благодаря тому, что с Юга "Черный континент" омывают сразу два океанских течения: одно холодное и одно теплое. Холодное Бенгельское течение с западной стороны высушивает огромную территорию — Намибию, а теплое течение Агульяс делает восточную часть Юга Африки цветущим и многоцветным краем. Посередине находится известный , который долгое время считался самой южной точкой континента, пока дотошные географы не выяснили, что соседний мыс (Игольный) на несколько километров "южнее".

Место, где встречаются два океана — Атлантический и Индийский — притягивает туристов своей уникальностью и красотой. На водной глади практически всегда проступает граница между океанами, два течения упорно пытаются одолеть друг друга. Разница температуры воды в течениях приводит к постоянным туманам, облачности, неспокойному морю и сильным ветрам. Высокие скалистые берега позволяют воочию насладиться восхитительным и грандиозным пейзажем. Пингвины и морские котики, поселившиеся здесь давным-давно, прекрасно чувствуют себя, забыв о родной Антарктике. Заповедник Мыса Доброй Надежды обеспечивает экзотичным для Африканского континента животным и птицам безопасное и комфортное существование. Пингвинов защищают от гепардов, или наоборот, потому что птички эти совсем не отличаются уживчивостью и мирным нравом. Все эти природные красоты обрамляют главный объект — Мыс Доброй Надежды.

Мыс Доброй Надежды — фото

История

Никто не знает сколько бранных слов было адресовано этому гиблому для моряков месту за всю историю мореходства. Судя по тому, какие усилия приходилось прилагать отважным мореплавателям и первопроходцам, чтобы одолеть эту какофонию океанских потоков, немало... Немногочисленные античные источники дают весьма скудные сведения о южной оконечности Африки, но... дают! Сегодня можно с уверенностью утверждать, что первыми сюда приплыли еще египтяне за 500 лет до рождения Христа. Неутомимый и весьма деятельный фараон Нехо II нанял отважных финикийцев, чтобы найти обходной путь в Европу для доставки египетских товаров (к этому времени Египет перестал быть сильнейшей державой, а экономические интересы были и в то время приоритетными!). Финикийцы отправились искать место, где кончается Африка с восточной стороны. Плавание заняло около трех лет. Дважды мореплаватели должны были остановиться, чтобы вырастить себе нечто съедобное, поскольку запасы кончались. они наверняка обогнули (за давностью лет точнее сказать нельзя), поскольку в документах сохранилось упоминание, что обескураженные моряки заметили, что в какой-то момент "солнце оказалось с северной стороны", а значит экватор они все-таки пересекли. Вернувшись в Египет и доложив о своих впечатлениях о вояже, финикийцы занялись своими привычными торговыми делами. Оставил свою затею и фараон, поскольку Африка оказалась слишком огромной, чтобы использовать окружной путь для торговых дел. Другими словами, затраты превышали доходы. Следующие две тысячи лет из Европы сюда никто не плавал. Африканские пингвины спокойно грелись на солнышке и ныряли то в один, то другой океан за рыбой. Идиллия.


Кто открыл Мыс Доброй Надежды

К концу XV века Европа поняла, что "надо ехать" в морем. Обширные мусульманские земли наглухо закрывали весь Западный мир от пряностей, шелка, драгоценных камней и прочих приятных и дорогих предметов роскоши. Отношения с последователями учения Мухаммеда не давали никакой надежды на улучшение отношений и нормализацию торговли. Многочисленные крестовые походы надолго отвратили мусульман от "дружбы" с христианами. Первыми, кто отчаянно бросился в море навстречу Индии были португальцы. По приказу короля Жуана II искать путь в обход известных путей в страну слонов был отправлен . С огромным трудом, преодолевая течения и недоброжелательное отношение африканцев к непрошенным путешественникам, его эскадре удалось достичь Мыса Доброй Надежды . Впрочем, в те времена этот мыс не имел вообще никакого названия, а сам Бартоломео Диаш нарек его Мысом Бурь, поскольку натерпелись тут португальцы выше крыши. Проплыв еще немного, экспедиция вынуждена была вернуться домой. Матросы отказывались продолжать путешествие, которому ни конца нет ни края, да и казалось сама природа противилась их продвижению на Восток.

Начало, несмотря на некоторую незавершенность экспедиции, было положено. Выслушав доклад Диаша, король остался доволен "разведкой". Одно ему не понравилось — название коварного мыса. Монарх всерьез опасался, что никто не захочет отправляться в Индию через такие сложные и опасные земли. Название было решено сменить на «Добрую Надежду». Имелась ввиду надежда на успешное окончание экспедиции в Индию. Сказано — сделано. И уже через несколько лет отмечает в судовом журнале, что после длительных и искусных маневров, его корабль миновал Мыс Доброй Надежды. Название и правда принесло португальцам удачу, да Гама, как известно, в Индии побывал.


Летучий голландец

Пожалуй, это самая главная легенда Мыса Доброй Надежды . Вариантов у легенды много, имена действующих лиц приводятся разные, но в главном все сходятся — здесь был проклят капитан голландского судна. Дело было так... Не было на свете человека более мерзкого, чем капитан Ван Страттен. Сквернослов и богохульник. Рассказывали, что он с самим дьяволом был в приятельских отношениях. Капитан никогда не выпускал из рук плетку со свинцовыми бляшками на конце. Гуляла эта плетка по спинам моряков непрерывно. В трюмах корабля перевозил Ван Страттен пряности и африканских рабов. Несчастные африканцы умирали десятками, поэтому корабль страшного капитана постоянно сопровождали сытые и довольные акулы, которых сам капитан ласково называл "моими рыбешками". Однажды, когда корабль Ван Страттена оказался у Мыса Доброй Надежды в бурю, матросы попытались уговорить капитана вернуться обратно, чтобы переждать непогоду. Капитан по обыкновению выругался нехорошо, присовокупил парочку страшных богохульств и поклялся, что он не отступит даже если наступит конец Мира. В этот момент громоподобный голос разверз небеса: "Ты сказал! Теперь плыви!" С тех самых пор у самого южного мыса Африки можно встретить корабль капитана Страттена. Неприкаянный и обреченный на вечное плаванье, бороздит он океаны. Сам богохульник и его команда, приговоренные к бессмертию, не имеют возможности пристать к берегу. При встрече с другими судами, они пытаются передать весточку своим родным и близким, которые давно уже в лучшем мире. Горе тому, кто возьмет от них письмо — проклятие перейдет на сердобольного помощника.

Эту легенду, в разных вариациях и в подробностях рассказывают все экскурсоводы на Мысе Доброй Надежды . А туристы жадно вглядываются в горизонт в надежде увидеть верхушки мачт "летучего голландца". Чтобы было удобнее смотреть, здесь теперь множество удобных смотровых площадок, туристических троп. В ближайших ресторанах местные аборигены поют и танцуют для жадных до всякой экзотики посетителей южной окраины Африки. А пингвины на побережье разгуливают с таким важным видом, как будто точно знают всё о "летучем голландце", но никому и никогда о нем не рассказывают. Интригуют.

Мыс Доброй Надежды на карте, панорама

Чтобы найти мыс Доброй Надежды, мореплаватели не единожды пускались в путь, терпели неудачи, крушения, но поиски не прекращали – дорога в Индию должна быть открыта. Именно скалистый мыс, являющийся самой крайней точкой на юго-западе Африки, местом, где сталкиваются друг с другом воды двух океанов, образуя разбивающуюся о скалы бурлящую белую полосу, открыл им путь в Азию.

Мыс Доброй Надежды расположен в Африке и является самым южным участком Капского полуострова, откуда он поворачивает на север и через сорок пять метров упирается в мыс Кейп-Пойнт, у подножья которого с противоположной стороны начинается залив Фалс-Бэй, чьи воды подогреваются тёплым течением Индийского океана.

Температура как воздуха, так и воды на востоке полуострова значительно теплее, чем с его западной стороны, где протекает бенгельское течение из Антарктиды. Правда, и ветра здесь дуют сильнее и спокойно понежиться под тёплыми лучами туристам позволяют редко.

Несмотря на то, что мыс Доброй Надежды долгое время считали самой крайней точкой Африки, ею в действительности является Игольный мыс (на карте он расположен более чем в ста пятидесяти километрах в юго-восточном направлении).

Этот мыс примечателен тем, что от него африканское побережье впервые поворачивает в восточном направлении и открывает проход между Атлантическим и Индийским океанами (точно вычислить, где находится Мыс Доброй Надежды на карте, можно по следующим координатам: 34° 21′ 32.88″ ю. ш., 18° 28′ 21.06″ в. д.).

История открытия

Мыс Доброй Надежды обнаружил в конце XV ст. португалец Бартоломеу Диаш, перед которым король поставил конкретную задачу. Нужно было разузнать, можно ли, обогнув Африку с юга, попасть в Индию. Его стране, находящейся на западе Европы, было крайне накладно организовывать в Азию сухопутные экспедиции.

Открытие мыса Доброй Надежды произошло случайно, при этом неожиданную помощь оказали ужасающей силы бури, нещадно трепавшие корабли португальца несколько дней: когда океан успокоился, оказалось, что Диаш не имеет ни малейшего понятия, куда его занесла непогода. Он наугад отправился на север и через какое-то время оказался у побережья Африки, которое поворачивало в восточном направлении.

Правда, дальше он не поплыл: провиант подходил к концу, корабли находились в неважном состоянии, а команда взбунтовалась. Им было принято решение возвращаться домой, а по пути он заметил мыс, обогнув который увидел, что побережье Африки тянется на север, домой.

Интересно, что первоначально, увидев бьющиеся о высокие скалы океанические волны, он решил назвать этот участок суши мысом Бурь.

Но королю Португалии зловещее название не понравилось, и он дал ему более оптимистичное название – мыс Доброй Надежды, надеясь, что дорога в Индию действительно обнаружена. Надежда его оправдалась: через несколько лет Васко да Гама, миновав мыс Доброй Надежды, доплыл до Индии.

Маяки мыса

Назвав выступающий в море скалистый участок суши мысом Бури, Диаш дал ему довольно точное название: сильные течения, ветра, штормы, туманы, иногда заплывающие в эту местность айсберги, привели к крушению огромное количество кораблей. Немаловажную роль в этом сыграло и то, что скалы вдоль побережья были не только похожи друг на друга, но и часто укутаны туманами.

Это нередко сбивало мореплавателей, плывущих из Индии, с курса: они раньше времени поворачивали на север и оказывались в заливе Фалс-Бэй.

Если им везло, корабли утыкались в песчаный берег, но в основном просто разбивались о скалы. Залив этот примечателен тем, что на парусном судне из него выйти можно далеко не всегда – несмотря на то, что здесь очень ветрено, в ожидании подходящего потока воздуха здесь вполне можно провести чуть ли не полгода.


Невзирая на все эти обстоятельства, власти на мысе построили маяк лишь в середине XIX в. – и то, после того, как во время одной из проверок инспекторы заметили плывущие к побережью айсберги. Ледяные глыбы возле берегов Африки так сильно потрясли их, что решение о возведении здесь маяка и наблюдательного пункта было принято практически сразу. Построили его на находящейся рядом горе Кейп-Пойнт, с которой открывается великолепный вид на мыс Доброй Надежды.

Маяк № 1

Строительство первого маяка было окончено в 1860 году. Расположен он был на высоте 270 м – и его можно было увидеть с расстояния 80 км. Было одно «но»: проектировали его в Британии, поэтому англичане, незнакомые с климатическими особенностями юга Африки, не учли одной детали, вершину горы, на которую было принято решение установить сооружение, ночью часто окутывали облака, делая маяк абсолютно бесполезным. Вместе с тем «прослужил» он около полувека, пока на проблему не обратили внимание журналисты.

Первым случаем, привлекшим широкое внимание общественности, являлось крушение в 1900 году новейшего парохода «Какапу», который направлялся из Британии в Новую Зеландию. Обманутый маяком и низкой облачностью, капитан отдал неверную команду, вследствие которой высокая приливная волна выкинула судно на побережье. Эту историю властям удалось замять, обвинив капитана в халатности.

А вот крушение, которое произошло через одиннадцать лет, замолчать не удалось: огромный португальский лайнер «Лузитания» налетел на риф в нескольких километрах от работающего, но полностью закрытого облаками маяка. Спасти пассажиров (а на корабле находилось почти восемьсот человек) удалось лишь потому, что судно на риф село очень крепко, что дало время спустить на воду все спасательные лодки.


Смотритель маяка, приняв сигнал бедствия, спустился с зажженным фонарём, сориентировав команду лайнера и дав возможность благополучно причалить к берегу почти всем шлюпкам, кроме одной (она перевернулась и четверо её пассажиров погибли). Решение о возведении второго маяка было принято, а этот закрыли и сейчас он служит музеем, со смотровой площадки которого открываются великолепные виды.

Маяк №2

Несмотря на то, что новый маяк находится ниже, на высоте 88 метров, и видно его на меньшем расстоянии, 40 км, пользы от него было намного больше – кораблекрушения в этой местности почти свелись к нулю. В конце XX века к маяку провели электрический кабель, возвели рестораны, поставили фуникулёр, ведущий от стоянки до вершины соседней с мысом горы Кейн Пойнт, и проведя соответствующую рекламную кампанию, дали толчок для развития успешного туристического бизнеса.

Национальный парк

От второго по численности населения города ЮАР, Кейптаун мыс Доброй Надежды отделяет почти семьдесят километров, а потому от столицы Западной Капской провинции, вооружившись картой, на автомобиле, по очень хорошей дороге можно добраться за четыре часа.

Дорога скучной не покажется, поскольку путь сюда лежит через Национальный парк «Столовая гора», площадь которого превышает 7 тыс. га., а сам он отличается чрезвычайно буйной растительностью.

Интересна и фауна заповедника: рядом с обезьянами, страусами, антилопами и гепардами здесь великолепно себя чувствуют очковые пингвины и морские котики, которые не только приплыли сюда с Антарктиды, но и сумели приспособиться к условиям местной жизни.

Очковые пингвины

Пингвины живут на западном побережье под названием Boulders Beach. Такое место жительства они выбрали неслучайно: холодные воды Бенгальского течения помогают птицам переносить жару – большую часть своего времени они проводят в воде. И лишь во время гнездования, зимой, когда температура воздуха становится более-менее оптимальной, подолгу находятся на суше. Интересно, что яйца они высиживают в норах, которые выкапывают в разложившихся остатках птичьего помёта, что помогает защитить яйца от перегрева.

Поддерживать оптимальную температуру тела им дают возможность розового цвета отметины, расположенные выше глаз и работающие своеобразным кондиционером: когда птицам становится очень жарко, разгоряченная кровь начинает быстрее поступать к отметинам, где благодаря тонкой коже быстро охлаждается.

Остров морских котиков

Иногда возле мыса отдыхают морские котики, что приплыли сюда со своего лежбища, находящееся на маленьком острове, сразу за маяком, в заливе Фалс-Бэй (обитает на нём около 75 тыс. животных). Такая огромная колония не могла не привлечь внимания, постоянно заплывающих в эту бухту белых акул.

Поэтому с мая по сентябрь остров морских котиков буквально окружён хищницами, которые терпеливо поджидают добычу, и как только видят возможность, выскакивают и хватая котика зубами, уходят на дно. Интересно, что залив Фалс-Бэй является единственным местом в мире, где акулы во время охоты полностью выпрыгивают из воды.

Мыс Доброй Надежды - самый знаменитый мыс Африки - находится в Южно-Африканской Республике, на Капском полуострове.
Открыл его в 1488 г. португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш (около 1450-1500 гг.). Первооткрыватель назвал это место мысом Бурь: некстати разыгравшийся шторм едва не потопил все три корабля Диаша. Предположительно, в мыс Доброй Надежды его переименовал португальский король Жуан II Совершенный (1455-1495 гг.): король был несказанно рад тому, что Португалия нашла путь в Индию и теперь составит конкуренцию арабским купцам, на протяжении многих веков владевшим монополией на торговлю с этим сказочно богатым краем.
Изнуренная долгим путешествием и частыми стычками с туземцами, команда кораблей Диаша под угрозой бунта заставила капитана взять курс домой, к берегам Португалии. Португальской экспедицией 1497-1499 гг., которая обогнула мыс Доброй Надежды, успешно доплыла до Индии и вернулась в Лиссабон доложить об успехе, командовал Васко да Гама (около 1460-1524 гг.), и в его задачи не входило освоение Южной Африки.
Это сделали голландцы в 1652 г., первыми обосновавшиеся в этих местах. Оказалось, что в окрестностях мыса с давних пор обитает родственный бушменам народ так называемой капоидной малой расы, названный голландцами готтентотами (от слова «заика») из-за особых щелкающих звуков в речи (впоследствии название «готтентоты» приобрело резко негативную окраску, в Африке в наше время считается оскорблением, его заменило самоназвание «кой-коин» народа нама, входящего в группу готтентотов).
Голландцы основали важнейший для своего времени город-порт (англ. «город на мысу»). Кейптаун долгое время был важнейшим и единственным на юге Африки перевалочным пунктом на пути из Роттердама в Индию и обратно; местом, где лечили больных, и центром снабжения торговых кораблей Голландской Ост-Индской компании свежей водой и продовольствием.
Вначале туземцы приняли гостей радушно, но, когда с 1657 г. европейцы начали вытеснять их с родной земли и обращать в рабство, начались кровопролития и конфликты на расовой почве. «Местные безбожники» оказывали упорное сопротивление.
В 1795 г. Великобритания отобрала у Голландии юг Африки, территория стала называться колониальной провинцией Мыс Доброй Надежды. Потомки первых колонистов - буры (по-голландски «крестьяне») были недовольны новыми порядками, стали продвигаться на север континента («Великий трек») и основались там, преодолев сопротивление зулусов. Англичане проявили интерес к бурским республикам, когда там обнаружились месторождения алмазов, а потом и золота. В конце XIX в. после двух упорных англо-бурских войн (1899-1902 гг.) англичане полностью овладели всей территорией Южной Африки. В 1910 г. четыре британские колонии - Наталь, Трансвааль, Оранжевое свободное государство и Капская провинция объединились в Южно-Африканский Союз.
После длительного периода колониальной зависимости в 1961 г. было создано свободное государство Южно-Африканская Республика.
Мыс Доброй Надежды - важный участок Национального парка Тейбл-Маунтин («Столовая гора»), именуемый национальным заповедником «Мыс Доброй Надежды» площадью более 7 тыс. га. Не меньшую известность, чем уникальное географическое положение, мысу Доброй Надежды принесли его своеобразные флора и фауна.
Только на территории Капского полуострова произрастают несколько тысяч видов растений и встречаются по меньшей мере 250 видов птиц. Пернатых сюда привлекают семена множества видов вечнозеленого жестколистного кустарника (общее название «финбош» на африкаанс) произрастающего на территории ЮАР.
Самые узнаваемые пернатые мыса Доброй Надежды - африканские пингвины, а научное название этой птицы - очковый, или черноногий, пингвин. Иногда его называют «ослиным» - за характерный крик. Пингвин достигает 65-70 см роста, его вес - от 3 до 5 кг. Врагов у него здесь практически нет, кроме одичавших кошек и чаек. Люди давно привыкли к этим милым птицам и смирились с необходимостью выгонять их палкой из-под автомобилей, куда пингвины забираются в поисках тени. Кроме того, пингвины нравятся туристам, а туризм приносит ощутимый доход в бюджет Западно-Капской провинции. Когда случаются утечки нефти с гигантских супертанкеров, огибающих мыс, - пингвины оказываются покрытыми нефтью, и тогда к ним на помощь приходят люди: испачканных любимцев публики отмывают специальными средствами отряды добровольцев со всего Кейптауна.
Не менее известна колония медвежьего павиана: эти приматы, которых в Африке называют чакма, обосновались здесь миллион лет назад. Павианы отлично приспособились к жизни на берегу океана, даже перешли с растительного питания на моллюсков и яйца акул, выброшенные на берег. Павианы собирают и поедают добычу во время большого отлива.
Местные страусиные фермы - это тоже скорее туристический бизнес, чем отрасль сельского хозяйства: за экскурсию с туристов берут приличные деньги, около $50.
Среди серферов мыс Доброй Надежды знаменит роскошным прибоем: со всего мира сюда приезжают любители прокатиться по широким волнам. Порой серферов собирается столько, что вокруг мыса буквально «не протолкнуться».
Воды у побережья мыса Доброй Надежды полны не только серферами, но и китами, которые мигрируют со всего Южного полушария в сторону Капского побережья, чтобы там обзавестись потомством. Сезон китов - с июня по октябрь, и тогда все побережье южной - юго-западной оконечности Африки превращается в большую площадку для наблюдения за танцами крупнейших морских млекопитающих.
С мыса также можно увидеть остров Роббен с колонией морских котиков. Островок невелик - всего 4 км 2 , но знаменит он не только котиками, но и своей историей. С XVII в. тут была военная база, больница и тюрьма. Именно здесь держали в заключении борца за права чернокожего населения и будущего президента ЮАР Нельсона Манделу (родился в 1918 г.). Ас 1999 г. остров Роббен с колонией морских котиков внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и на нем открыт музей.


Общая информация

Месторасположение: крайняя юго-западная точка Африки.
Дата открытия: 1488 г. (португальская экспедиция Бартоломеу Диаша).

Ближайший крупный город: Кейптаун, 3 497 097 чел. (2007 г.).

Языки: африкаанс, английский, зулу, свази.

Этнический состав (Кейптаун): мулаты (т. н. «коричневые люди») - 48,1%, африканцы - 31%, белые - 18,8%, азиаты и прочие - 2,1% (2001 г.).
Религии: христианство, ислам, индуизм.

Денежная единица: южноафриканский ранд.

Аэропорт: международный аэропорт Кейптаун.

Цифры

Площадь: 77,5 км 2 (заповедник «Мыс Доброй Надежды»).
Самая высокая точка: Столовая гора (Кейптаун, 1087 м).
Высота прибрежных скал: около 200 м.

Климат и погода

Субтропический морской (средиземноморский), постоянно дует сильный ветер (летом - с юго-востока, зимой - с северо-запада).

Средняя температура июля: +10°С.

Средняя температура января: +27°С.

Среднегодовое количество осадков: 540 мм (преимущественно с мая по август).

Относительная влажность воздуха: 75-80%.

Достопримечательности

Национальный заповедник «Мыс Доброй Надежды» - часть национального парка Тейбл-Маунтин («Столовая гора»);
■ Колония очковых (черноногих) пингвинов; колония медвежьего павиана чакма;
■ Мыс Игольный (опознавательный знак южной оконечности Африки) и Мыс Кейп Пойнт (маяк «Мыс Доброй Надежды» и смотровая площадка (1857/60 г.); бухта Фолс-Бей; пляжи серферов; остров Роббен (морские котики).
■ Южноафриканская астрономическая обсерватория (вторая половина XXв.);
■ Город Кейптаун: набережная Виктории и Альфреда, Аквариум двух океанов - самый большой аквариум в Южном полушарии, Ботанический сад Кирстенбош (основан в 1913 г., входит в семерку лучших ботанических садов в мире), замок Доброй Надежды (вторая половина XVII в., самое старое здание в ЮАР), Южноафриканская национальная галерея.

Любопытные факты

■ Бартоломеу Диаш - первооткрыватель мыса Доброй Надежды - впоследствии принимал участие в открытии Бразилии, но во время плавания у берегов Африки его корабль бесследно пропал в океане, и судьба мореплавателя осталась неизвестной.
■ В начале XX в. численность очковых пингвинов на мысе Доброй Надежды составляла более миллиона особей. В прошлом общая численность популяции данного вида неуклонно сокращалась: 1956 г. - 145 тыс., 1972 г. - 70 тыс. - из-за неконтролируемого использования пингвиньих яиц в пищу. В результате защитных мер в настоящее время численность африканского пингвина достигла 185 тыс. особей. Для того, чтобы африканские пингвины спокойно выводили потомство, и для защиты яиц от чаек в местах гнездования для пингвинов оборудованы специальные глиняные овальные домики.

■ Финбош - это около 9000 видов вечнозеленого жестколистного кустарника, т. е. это общее название местного типа растительности (на африкаанс). Из них к эндемикам относятся 6200. На Капском п-ове около 2200 видов растений - больше, чем в Великобритании или Голландии, где их произрастает около полутора тысяч видов. Хотя финбош занимает около 0,5% территории Африки, он составляет около 20% видового разнообразия флоры африканского континента.
■ В настоящее время на мысе Доброй Надежды живут около 400 особей медвежьего павиана. Этот вид примата, несмотря на усиленную охрану, находится под угрозой исчезновения. Причина - в сужении среды обитания, генетической изоляции и конфликтах с людьми, в чьи дома павианы наведываются в поисках пищи.
Местная легенда рассказывает, что именно здесь, на мысе Доброй Надежды, чаще всего можно увидеть «Летучего голландца» - таинственный корабль, капитан которого в 1680 г. продал душу дьяволу за шанс избежать шторма. Говорят, этот корабль суждено увидеть тому, с кем вскоре случится несчастье. Фуникулер, на котором можно подняться на маяк, также называется «Летучий голландец».