Яуза река где протекает. От Устья Яузы до Оленьего моста (Преображенская площадь). Верхняя Радищевская ул

Яуза - самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река столицы (после Москвы-реки). Яуза расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км 2 (в пределах города 272 км 2). Средний расход воды около 9,4 м 3 /с.

Река берёт начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа— Чермянку , Лихоборку , Каменку , Горячку , Копытовку , Путяевский ручей , Олений ручей , Рыбинку , Чечёру , Черногрязку , Охотничий ручей ; слева — Ичку , Будайку , Хапиловку , Синичку , Золотой Рожок , Гольяновский ручей , Леоновский (Высоковский) ручей . В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

Яуза известна по летописи 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н. Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями — латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие реки Стебельки по соседству с Яузой. Параллельно существует версия, что это искаженное «язва» - трещина, эрозия на поверхности земли.

Долина Яузы обладает интересными геоморфологическими особенностями. По своей ширине она соразмерна долине р. Москвы, а по высоте соответствует 3-й надпойменной террасе (Ходынской). Участки, соответствующие более молодым террасам (1-й и 2-й), крайне узки. Поэтому предполагают, что древняя долина Яузы (3-я терраса) выработана более мощным потоком, чем современная река. По сути это означает, что верховья Клязьмы и Яуза были одной рекой. Этим может объясняться странная близость Клязьмы от современной истокова Яузы. В доюрские времена аналог Яузы протекал значительно восточнее. Долина Яузы врезана не так глубоко, как врезаны, например, долины рек Москвы, Сходни или Сетуни. В этом сказывается пограничное положение яузской долины - между Клинско-Дмитровской возвышенностью и Мещерской низменностью. Но приречные уступы имеются и здесь. Высокий берег Яузы между устьями Хапиловки и Синички или только вблизи устья Синички назывался Введенскими горами. Левый берег ниже устья Золотого Рожка – Таганский холм. Сев. склон Таганского холма - Лыщикова гора. Из природных объектов на правом берегу Яузы были Ширяево поле (низовья Собачьего ручья), Сокольницкое поле (выше устья Рыбинки), Васильевский луг (ок. устья Яузы).

В IX - XI вв. Яуза имела общероссийское транспортное значение, являясь частью водного пути с юга России во Владимир (по верховьям Оки, вверх по Наре, через волок от Полецкого озера к верховьям р. Москвы, вниз по р. Москве до устья Яузы, вверх по Яузе, через волок от верховья Яузы на Клязьму, вниз по Клязьме). Транспортное значение Яузы было обусловлено относительной прямизной водного пути около устья (в сравнении со Сходней) и близостью верховьев от Клязьмы. Эти особенности предопределили успешное развитие

города Москвы вблизи устья Яузы.

В XII в. Яуза утратила общероссийское транспортное значение, но долго оставалась важной водной дорогой города. Если из берегов р. Москвы длительное время осваивался, в основном, только один – левый (защищённый от татарских набегов), то оба берега маленькой Яузы застраивались почти одинаково. Позднее именно по Яузе город быстрее всего «потянулся» своими многочисленными слободами прочь от центра и достиг в этом направлении максимальной протяжённости. Такое положение сохранилось до сих пор: Москва чуть больше вытянута с юга на север, чем в других направлениях. Можно считать, что благодаря Яузе Москва не стала узким приречным городом

и со временем смогла приобрести радиально-кольцевую структуру, оказавшуюся столь удобной во многих отношениях.


В XIX веке, в период бурного промышленного развития Москвы, берега Яузы беспорядочно застраиваются, река загрязняется (в шутку именуется москвичами общегородской «язвой»), но выше города она ещё какое-то время остаётся чистой и привлекательной для дачников.

В середине XX века на реке ведутся работы по строительству набережных на судоходном участке. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы . План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов . В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале – шлюз и судоподъёмник и четыре шлюза на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х годов выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом . Он был построен по проекту архитектора Г.П. Гольца. Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники ). Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.


Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал , по которому волжская вода через Канал имени Москвы и Химкинское водохранилище поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку . Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

В конце XX века происходит катастрофическое загрязнение и омертвение яузской воды, когда Москва резко расширяется и достигает своих современных границ, а также в несколько раз вырастает население г.Мытищи. Вода в реке Яузе была загрязнена до такой степени, что в ней исчезли практически все формы жизни.

Но в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки. Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы.

Большое внимание уделяется приречной растительности – в 1991 году пойма и надпойменная часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками природы. Несколькими годами раньше, в 1987 году такой же статус получили усадьбы Леоново и Строганова.

В 2008 году после многолетнего перерыва возобновились дноуглубительные работы на Яузе. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста, весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года – в районе Лефортовского моста.

Сейчас на Яузе в пределах Москвы располагаются парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк Леоново, Лосиный Остров, Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк, усадьба Усачёвых-Найдёновых. Участок от МКАД до ботанического сада расчищен, но река здесь заключена в искусственные берега из габионов.

В относительно естественном состоянии русло и долина Яузы сохранились в Главном ботаническом саду, а также в Лосином Острове около Сокольников. Ниже Лосиного Острова долина Яузы полностью трансформирована, и не застроены лишь парки - Первомайский, Лефортовский, парк усадьбы Усачёвых-Найдёновых. В последних двух сохраняются хохлатка плотная и некоторые виды других весенних лесных трав-эфемероидов. Хохлатка плотная имеется также в долине Яузы в пределах Лосиного Острова, но в небольшом количестве. Интересно, что особенно много её в парке усадьбы Усачёвых-Найдёновых - ближе всего к центру города. Из водоплавающих птиц на Яузе круглый год в большом количестве присутствует утка-кряква. По учётам 1998-2000 гг. на реке выше Краснобогатырского моста, где берега естественные, бывает 12-16 выводков. Особенно много выводков скапливается в июле на Леоновском пруду около Яузы.

Зимой численность крякв на реке возрастает иногда до 1500-2000 особей, причём утки встречаются на всём её протяжении. Яуза практически не замерзает, и сюда на зимовку устремляются не только московские, но и подмосковные птицы. В некоторые годы гнездятся на Яузе гоголь и красноголовый нырок, которые тоже зимуют здесь. Изредка зимой наблюдались необычные для города виды - лебедь-кликун, серый и индийский гуси, канадская казарка, что связано с уходом их из питомников павильона «Охота и охотничье хозяйство» ВДНХ, а также ЦНИЛ Главохоты. Из представителей семейства пастушковых на Яузе гнездится камышница (на старичных водоёмах и затонах - близреспубликанской станции юннатов, у проезда Кадомцева, у моста Окружной ж/д., около устья р.Чермянки, в Старом Свиблове). Посещают Яузу также озёрные чайки и речные крачки. На пролёте отмечен кулик-перевозчик. Из околоводных воробьиных в среднем течении Яузы изредка встречаются варакушка, камышевка-барсучок, камышовая овсянка. Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе

Архипкина Анна


На берегу Яузы

Свернём на улицу Матросская Тишина. Названа она по Матросскому богадельному дому, существовавшему здесь примерно с 1771 года и мимо которого запрещено было ездить громыхающим телегам. Поэтому улица действительно была тихой, жили здесь вышедшие на покой увечные матросы - вот вам и название.

На углу Стромынки и Матросской Тишины стоит МГУПИ - Московский государственный университет приборостроения и информатики. Выстроен он на том самом месте, где некогда и располагался Екатерининский богадельный дом (Стромынка, 20).

В конце XVII века Пётр Первый основал на этом месте Хамовный двор - полотняную фабрику, где делали парусину для русского флота. От этого строения сохранилось два корпуса - северный и западный. Они принадлежат МГУПИ, образуя угол здания, выходящий к Стромынке.

В 1785 году в зданиях фабрики разместился Екатерининский богадельный дом. Тогда были построены восточный и южный корпуса, замкнувшие каре. Во дворе богадельни стоит полуразрушенное круглое здание с пятью куполами, похожее на церковь. На самом деле это оригинальные старинные погреба.

Следующие строения по этой же улице - Преображенская психиатрическая больница (Матросская Тишина, 20). Это первая специализированная психиатрическая больница в Москве, выстроенная в 1802 году. Построен доллгауз (от немецкого «tollhaus» - дом для сумасшедших) был по проекту того же архитектора, что строил и Екатерининскую богадельню, - Ивана Селихова, ученика Матвея Казакова. Дом скорби был рассчитан на 80 больных, причём у каждого - отдельные покои. В богадельне было три отделения - для излечимых, неизлечимых и выздоравливающих. В конце XIX века здание расширили на средства жертвователей, в том числе купцов Алексеевых и их родственников Бостанжогло.

Одним из пациентов Преображенской больницы был юродивый и предсказатель Иван Яковлевич Корейша (1783–1861 гг.), в медицинской карте которого значилось: «Причины болезни - неистовые занятия религиозными книгами. Болезнь совершенно неизлечима». Он прожил здесь сорок четыре года. За советом к нему обращались не только мещане, но и государственные чиновники, находившие в бормотании больного ответы на беспокоившие их вопросы. Толкователи, всегда находившиеся при Корейше, помогали расшифровать и понять его околёсицу. У стен больницы собирались толпы желающих узнать своё будущее, на его «сеансы» продавались билеты, а сбор за визиты составлял до 500–700 рублей в месяц и обеспечивал благосостояние всего заведения. «Если бы не Иван Яковлевич, не знаю, как бы сводили концы с концами», - говаривал главврач больницы.

Тюрьма Матросская Тишина. Следственный изолятор № 1 (дом № 18) был основан в 1775 году императрицей Екатериной II как «смирительный дом для предерзостных». Сейчас бы такое заведение назвали вытрезвителем: сюда предполагалось помещать буянов и пьяниц для смирения. Постепенно заведение превратилось в исправительный дом, а потом - в исправительную тюрьму.

Туберкулёзная клиническая больница № 7 (дом № 13) сооружена в 1903 году на средства городского управления по проекту архитектора А. И. Роопа. В 1903 году построена больничная церковь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Церковь была закрыта в 1922 году, и в здании разместился морг.

В 1905 году центральные мастерские московского трамвая перенесли с Миусской площади в Сокольнический трамвайный парк. Так возникли Сокольнические трамвайные ремонтные мастерские (дом № 15/17). Потом стоянка трамваев была перенесена ближе к Яузе, где возник Новосокольнический парк (трамвайное депо имени И. В. Русакова), а мастерские превратились в завод, не только ремонтирующий, но и выпускающий подвижной состав для городского транспорта.

С правой стороны на улицу выходят два длинных трёхэтажных корпуса Сокольнических казарм (№ 10), построенные в 70-е годы XIX века. Первоначально в них размещался сапёрный батальон, поэтому казармы назывались также Сапёрными. На другой стороне улицы - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при Сапёрных казармах. Она предназначалась для солдат и офицеров. Церковь не действует, со здания снята вся священная атрибутика, но алтарная часть сохранилась. Помещение принадлежит Московской восточной таможне.

К набережной Яузы от улицы Матросская Тишина отходит Дворцово-Рубцовская улица. Называется она так, потому что в XVI веке на этом месте в селе Рубцово стоял дворец царя Михаила Фёдоровича. Он выходил на Яузу, и набережная раньше так и называлась - Дворцовой, теперь она Русаковская. Именно здесь Михаил Фёдорович жил после восшествия на престол, ведь Кремль был сильно разрушен в боях с поляками. Дворец был окружён прекрасным садом с благоухающими розами, рядом по велению Михаила Фёдоровича соорудили церковь в честь Покрова Богородицы, отчего село стало называться Покровским.

На месте дворца сейчас Русаковская больница. Её основание связано с печальной историей семьи фон Дервиз. Павел Григорьевич фон Дервиз, железнодорожный магнат, был человеком очень богатым, но сильным здоровьем не отличался: наследственный туберкулёз свёл в могилу его сына Володю, затем дочь, а горе добило и самого главу семьи. Уже тяжело больной предприниматель пожертвовал городу капитал в 40 тысяч рублей на постройку детской больницы на 180 мест, причём по желанию жертвователя 100 мест в больнице должны были навсегда остаться бесплатными для детей-сирот и детей бедных родителей. Больница, названная Владимирской (в честь скончавшегося наследника), открылась в 1876 году; тогда она считалась образцовой не только в Москве, но и во всей России. Пять лет спустя на средства вдовы Дервиза в больнице был возведён храм во имя святой Троицы, где был устроен семейный склеп фон Дервизов. Этот храм в древнерусском стиле и сегодня стоит во дворе больницы, он действующий, но внутренняя его отделка - богатая и искусная - утрачена.

С Матросской Тишины мы попадаем на улицу Николая Гастелло (старые названия - 3-я Сокольническая улица, Сапёрная улица и Матросский тупик). Неподалеку отсюда жил и учился Герой Советского Союза; на этой улице стоит ему памятник. Здесь частично сохранилась старинная застройка, в том числе деревянный усадебный дом № 5 - красивое одноэтажное деревянное здание с резными деталями. Увы, земелька в этом районе нынче дорога, и никто не поручится, что дом простоит долго.

От улицы Гастелло в обе стороны отходят Сокольнические улицы - сейчас их пять, а раньше было двенадцать. На 2-й Сокольнической примечательно здание городских Сокольнических женского и мужского начальных училищ имени А. С. Пушкина (ныне Центр образования им. А. С. Пушкина), открытых в 1904 году; решение об их открытии наряду с другими городскими начальными училищами имени А. С. Пушкина было принято Московской городской думой в ознаменование столетия со дня рождения поэта в 1899 году. Организатором и первым попечителем мужского училища был сын А. С. Пушкина генерал Александр Александрович Пушкин (1833–1914 гг.), и именно в ней учился Николай Гастелло.

На соседней 3-й Сокольнической улице - Дом бесплатных квартир купчихи Э. К. Рахмановой (№ 5). Рахмановы были богатейшими купцами-старообрядцами и известными благотворителями.

Ближайшие станции - «Электрозаводская» - метро и железнодорожная.

Здесь стоит Покровский дворец Елизаветы Петровны (дом № 44) и - за железной дорогой - церковь Михаила Фёдоровича (ул. Бакунинская, 83). Церковь имеет звонницу и два придела - царевича Димитрия и св. Сергия Радонежского. Этот храм строился сразу в камне при личном надзоре молодого царя - первого из Романовых. Здесь молился он сам и вся царская семья, здесь служил молебны его отец - патриарх Филарет. Можно сказать, этот храм - первый выстроенный в России по окончании Смуты. Он считается памятником русской воинской славы и символом возрождения Отечества. Стоит он буквально в нескольких метрах от железнодорожного полотна, а напротив - в такой же близости и от железной дороги высится царский дворец.

Село Покровское уже пришло в запустение, когда при Анне Иоанновне сюда отправили в негласную ссылку молодую прекрасную цесаревну Елизавету Петровну.

В 1770-х годах в сборниках стало печататься стихотворение:

Во селе, селе Покровском

Серед улицы большой,

Разыгралась-расплясалась

Красна девица-душа,

Красна девица-душа,

Авдотьюшка хороша…

С указанием, что оно является «сочинением знаменитой россиянки, воспетой Ломоносовым». При советской власти это таинственное указание сменилось кратким: «слова народные». Хотя многие исследователи, в том числе поэт Державин, историк Бантыш-Каменский и даже Пушкин, подтверждали авторство российской государыни - Елизаветы Петровны.

Да, русская императрица действительно писала стихи и по праву может считаться одной из первых русских поэтесс. Здесь же, в Покровском, Елизаветой было создано ещё одно стихотворение, не очень умелое (поэтические правила только зарождались), но искреннее и трогательное.

Я не в своей мочи огнь утушить,

Сердцем я болею, да чем пособить,

Что всегда разлучно и без тебя скучно,

Легче б тя не знати, нежель так страдати

Всегда по тебе.

Его адресат известен - это Алексей Яковлевич Шубин, по одним сведениям, прапорщик лейб-гвардии Семёновского полка, по другим - унтер-офицер Преображенского. Эти полки стояли здесь неподалеку, в Семёновской и Преображенской слободах. Сейчас даже памятник им поставили общий - немудрено, что полки и двести лет назад путали.

По воспоминаниям современников, Алексей Шубин был очень красив, и поначалу именно этим понравился молодой цесаревне. Сентиментальные историки девятнадцатого века писали, что Елизавета предалась своему чувству со всем пылом молодости, со всем упоением страсти и даже предполагала сочетаться с Шубиным браком.

Однако императрица Анна Иоанновна не доверяла ни Елизавете, ни её жениху. Она не могла не замечать, что Елизавета слишком сблизилась с гвардейцами: крестила у них детей, бывала на свадьбах; солдат-именинник приходил к ней, по старому обычаю, с именинным пирогом и получал от неё подарки и чарку анисовки. Елизавета и сама с удовольствием выпивала за здоровье именинника.

«Принцесса Елисавета, дочь Петра I и царицы Екатерины, такая красавица, каких я никогда не видывал. Цвет лица её удивителен, глаза пламенные, рот совершенный, шея белейшая и удивительный стан. Она высокого роста и чрезвычайна жива. Танцует хорошо и ездит верхом без малейшего страха»,

Писал о ней испанский посол.

Гвардейские солдаты любили цесаревну, называли её матушкой и поговаривали, что ей, дочери Петра Великого, «не сиротой плакаться», а следовало бы на престоле сидеть. Всё это дошло до Анны, и по её приказу Шубин был арестован, долго томился в тюремной камере, а потом был отправлен на Камчатку и обвенчан там против воли с камчадалкой. Под страхом смерти ему было запрещено называть кому-либо своё имя.

Прошло десять лет, Анна Иоанновна умерла, её наследники брауншвейгские на престоле не удержались, а Елизавета, совершив государственный переворот, взошла на престол, принадлежавший ей по праву рождения. Теперь её сердце было отдано другому, но даже за 10 лет разлуки она не забыла своего прежнего возлюбленного и тут же отправила людей на его поиски.

Более года посланный колесил по всей Камчатке, спрашивая, нет ли где Шубина, но не мог ничего разузнать. Однажды, разговорясь с арестантами, посланный упомянул имя императрицы Елизаветы Петровны, но те не поверили, что она царствует. В доказательство ему пришлось предъявить документы с её именем и печатью. И только тогда один из ссыльных признался, что он и есть Шубин.

«За невинное претерпение» в марте 1743 года Шубин был произведён в генерал-майоры и получил Александровскую ленту и богатые вотчины. Камчатская ссылка расстроила его здоровье, он предался набожности, занялся науками и в 1744 году попросил увольнения со службы. Получив отставку, Шубин поселился в своём имении, где и умер в 1765 году, на три года пережив Елизавету.

В конце 1730-х годов дворец, где жила Елизавета, уже совсем ветхий и старый, сгорел.

Она немедленно приказала отстроить его заново и даже лично приезжала проследить за ходом работ, теперь уже в сопровождении нового фаворита - Разумовского. С тех пор дворец ещё не раз горел, перестраивался - последний раз в XIX веке, - но всё же дошёл до наших дней и даже сохранил черты своего старого облика. С 1992 года здесь находится Научно-исследовательский институт реставрации. Трёхэтажное краснокирпичное здание рядом с дворцом отношения к нему не имеет. Оно намного более позднее (1913 год) и принадлежало Покровской общине сестёр милосердия (ул. Гастелло, 42).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Пирамида Кецалькоатля автора Портильо Хосе Лопес

НА БЕРЕГУ ПОКОЯ День новый народился мрачным. Туча черная, тяжелая застряла крепко-накрепко между землей и низким небом. Волны хлесткие стегали берег - пена легкая с песком взбивалась, дыбилась и растекалась. Ветер буйный бороду Кецалькоатля белую взлохматил, когда

Из книги Очарованные Гавайи автора Стингл Милослав

НА БЕРЕГУ ЗАЛИВА КЕАЛАКЕКУА Неподалеку от Хонаунау, где во время продолжающегося четыре месяца праздника Макаики гавайцы пели, танцевали, развлекались, участвовали в спортивных состязаниях в честь бога плодородия Лоно, я увидел «следы» «живого» бога, который якобы

Из книги Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана автора Глаголева Екатерина Владимировна

Часть вторая ЖИЗНЬ НА БЕРЕГУ

Из книги Женщины Викторианской Англии. От идеала до порока автора Коути Кэтрин

Из книги Советская литература. Краткий курс автора Быков Дмитрий Львович

ПОБЕДА НА ПОСЛЕДНЕМ БЕРЕГУ Борис Стругацкий (р. 1933) 1Главные советские и постсоветские военные писатели - Стругацкие. Думаю так не только потому, что с шестидесятых по настоящее время они с большим отрывом остаются самыми читаемыми из всей русскоязычной прозы, но и

Из книги Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура автора Антонов Виктор Васильевич

«Высокий дом на берегу Невы…» Особняк изящной архитектуры на Английской наб., 4, знает каждый любитель Петербурга, прежде всего благодаря литературному салону графини А.Г. Лаваль, действовавшему в нем в первой половине XIX века. По этой же причине историческое здание

Из книги Прогулки по Петербургу с Виктором Бузиновым. 36 увлекательных путешествий по Северной столице автора Перевезенцева Наталия Анатольевна

«Высокий дом на берегу Невы…» РГАДА. Ф. 285. On. 1. Д. 414. Л. 17; Д. 415. Л. 28; Д. 434. Л. 133 об.ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 26.Санкт-Петербургские ведомости (далее СПбВ). 1758. № 86; 1763. № 13; 1770. № 21; 1778. № 16. Приб. С. 162.СПб сенатские объявления. 1851. № 33; № 94. С. 25–26; 14.12.1872. № 100. 2-й отд. С. 836; 31.12.1912. 3-й отд.

Из книги Дочери Дагестана автора Гаджиев Булач Имадутдинович

По берегу реки Крестовки Во время этой прогулки Виктор Михайлович предался воспоминаниям детства. Оказывается, у него, как почти у всякого ленинградского послевоенного мальчишки, было, что вспомнить и о стадионе «Динамо», и о выезде на лодках в залив, и о купании на

Из книги Тайпей с изнанки. О чем молчат путеводители автора Баскина Ада

Два берега на одном берегу В юности чиркеец Айдемир Гаджиев был муталимом и проходил курс арабской школы в ауле Зубутли. Здесь-то он и влюбился. Дело в том, что в той же школе обучались и девушки. Предметом любви Айдемира стала дочь состоятельного человека.Тогда ни

Из книги Прыжок через быка автора Франк Илья

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

В Москве, на берегу моря Нет человека, который не предавался бы каким-либо дневным грезам (daydreaming). Кто-то, задумавшись в метро, видит себя в кресле начальника, кто-то за завтраком видит, как он наказывает преступников или даже совершает мировую революцию, кто-то, отведя

Из книги Покровка. От Малой Дмитровки в Заяузье автора Романюк Сергей Константинович

Из книги Ирония идеала. Парадоксы русской литературы автора Эпштейн Михаил Наумович

Глава VI Воронцово поле Между Воронцовым Полем и Серебрянической набережной реки Яузы На правом берегу реки Яузы поднимается холм, крутой склон кото рого, подобно соседней Ивановской горке (в районе улицы Забелина), обращен к югу и когда-то был занят садами. На самой бровке

Из книги Книга Великой Нави: Хаософия и Русское Навославие автора Черкасов Илья Геннадьевич

Глава VII Заяузье Между набережными Москвы-реки и Яузы и Садовым кольцом На левом берегу реки Яузы поднимается холм, скрытый сейчас высотным зданием на Котельнической набережной, первенцем многоэтажных домов в Москве. Этот 22-метровый холм ранее был еще выше и круче. Здесь,

Из книги автора

ФАУСТ И ПЕТР НА БЕРЕГУ МОРЯ: ОТ ГЕТЕ К ПУШКИНУ 1. Компаративистика и типологияВ момент своего зарождения, в середине XIX века, сравнительно-исторический метод был направлен против романтической эстетики, для которой главным было проникновение в творческий дух

Из книги автора

XIII [Заключение: Разговор на берегу Вечности] 1. «Что такое Любовь?» - спросил он.2. «Поистине, то, что соединяет», - был Ответ.3. «Значит, Любовь возможна лишь там, где нет переживания Единства? » - спросил он.4. «Поистине, так!» - был Ответ.5. «Что есть Вершина Любви?» -

Вконтакте

В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.

Burov.yl , CC BY-SA 4.0

Притоки

Всего притоков у Яузы - 18: из них 12 - правых и 6 - левых.

  • правые: Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка;
  • левые: Ичка, Будайка, Богатырский ручей, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Происхождение названия

Яуза упоминается в летописи под 1156 годом как Ауза.

В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими словами - латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома».


Al Silonov , GNU 1.2

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» - организации, на которую возложена ответственность за состояние реки.

Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 3 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг.

Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20-25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров.

На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

В средние века судоходная роль реки была куда больше, Яуза была частью одного из вариантов речного пути из Москвы-реки в Клязьму.

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 году.

По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом.


Амир-Хан , Public Domain

Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой , по которому волжская вода через Канал имени Москвы и Химкинское водохранилище поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).


Lite , GNU 1.2

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.


Eugeny1988 , GNU 1.2

В 2005-2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг. были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Спрямление русла Яузы

  • В 50-х годах двадцатого века в районе Электрозавода проводились работы по спрямлению русла Яузы, как реализация Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. В рамках работ по спрямлению русла был построен новый Электрозаводский мост. Разница старого и нового русла Яузы видна на сравнительных картах Москвы 1952 г. и современной карте.
  • В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.

2008

В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе проводились дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера «Нептун» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда.


Sunmood1981 , GNU 1.2

2009

В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса.

2010

В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100» - «Сходня» и «Сетунь».

2011

В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу.

2013

  • В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных.
  • В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER».

2014

Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось:

«По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья »;

с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Фауна

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Фотогалерея







Полезная информация

Характеристика

  • Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км.
  • Площадь водосборного бассейна - 452 км².
  • Средний расход воды - 9,4 м³/с.
  • Устье Яузы находится в центре Москвы, у .

Строения

Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется:

  • 28 автодорожных,
  • пять железнодорожных мостов,
  • два метромоста:
    • Преображенский - между станциями «Сокольники» и «Преображенская площадь»,
    • Медведковский - между станциями «Бабушкинская» и «Медведково»; на этом участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, - поэтому этот мост малозаметен).

Всего насчитывается:

  • шесть мостов, по которым ходит трамвай,
  • семь - по которым ходит троллейбус и
  • 23 - пешеходных.

Тоннели под Яузой

  • Лефортовский тоннель - часть третьего транспортного кольца c движением «против часовой стрелки» (та часть, что «по часовой стрелке», пересекает Яузу по мосту).
  • Метротоннели Арбатско-Покровской линии метро - на перегоне между станциями Бауманская и Электрозаводская.
  • Метротоннели Люблинско-Дмитровской линии метро - на перегоне между станциями Чкаловская и Римская.
  • Метротоннели Таганско-Краснопресненской линии метро - на перегоне между станциями Китай-город и Таганская.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.

Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец.

Яуза - левый приток Москвы-реки, вторая по величине река Москвы. Длина 48 км (в черте города - 29 км). Площадь бассейна 452 км 2 (в пределах города 272 км 2). Средний расход воды - около 9,4 м 3 /с.

Берёт начало из болот на территории "Лосиного Острова", образуя уникальный Яузский водоболотный комплекс (восточнее г. Мытищи, у с. Оболдино). Пересекая Ярославское ш., устремляется течением с востока на юго-запад. От шоссе до Ярославской железной дороги протекает по территории завода "Метровагонмаш", после моста протекает по территории города (образуя запруду, разделённую проезжими мостами), в черте посёлков Тайнинское и Перловка, разделяя деревенскую часть города от современной жилой застройки. Перед пересечением Кольцевой дороги принимает р. Сукромку. После входа в Москву Яуза принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок. В пределах Окружной железной дороги протекает по границам районов Северное Медведково, Лосиноостровский, Южное Медведково, Бабушкинский, Свиблово. Реку здесь пересекает 6 автомобильных мостов (в т.ч. Осташковский, 1-й и 2-й Медведковские), а также большое количество пешеходных (в т.ч. бывший железнодорожный Бескудниковской ветки и автомобильный в районе Лазоревеого пр.). Практически вся долина реки от МКАД до МКМЖД (и далее - вплоть до "Лосиного Острова")является, согласно закону 1991 г., особо охраняемым природным участком с сохранившимися заболоченными старицами. После 2-го Медведковского моста принимает крупный приток - Чермянку. После пересечения Окружной железной дороги течение поворачивает на юго-восток, пересекая ул. Випьгельма Пика, просп. Мира (по 1 и 2 Ростокинским мостам), встречает на своём пути уникальный архитектурный памятник - Ростокинский акведук, затем пересекает пути Ярославского направления МЖД и проходит по границам национального парка "Лосиный Остров". После Богатырского моста протекает на территории бывшего завода "Красный Богатырь", выйдя из границ которого, одевается в сеть набережных проспект. Все эти почти 10 км Яузу пересекают множество архитектурных мостов-путепроводов (в т.ч. Преображенский метромост). Яуза впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

До XVIII в. была известна как часть торгового пути из бассейна Москвы в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной на Москве-реке. В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной растительностью. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

По материалам Энциклопедии "Москва". Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997.


Схематичный план р. Яузы от МКАД до Богатырского моста. Цифрами показаны номера репортажей.
Картографический источник - maps.google.com

Часть 1 . Яуза от МКАД до Широкой ул.
Часть 2 . Яуза от Широкой ул. до Осташковской ул.
Часть 3 . Яуза от Осташковской ул. до Енисейской ул.
Часть 4 . Яуза от Енисейской ул. до Медведковского метромоста.
Часть 5 . Яуза от Медведковского метромоста до ул. Менжинского.
Часть 6 . Яуза от ул. Менжинского до Кольской ул.
Часть 7 . Яуза от Кольской ул. до бывш. ж.-д. моста Бескудниковской ветки.
Часть 8 . Яуза от бывш. ж.-д. моста Бескудниковской ветки до бывш. автомобильного моста у Лазоревого пр.
Часть 9 . Яуза от пр. Серебрякова до ул. Вильгельма Пика.
Часть 10 . Яуза от ул. Вильгельма Пика до просп. Мира.
Часть 11 . Яуза от просп. Мира до моста Ярославской ж.д.
Часть 12 . Яуза от моста Ярославской ж.д. до Богатырского моста.

Первая часть нашего долгого маршрута по Яузе посвящена участку реки от МКАД до Полярной ул.

На Кольцевой дороге, перед самым мостом, располагается указатель "Яуза". Никакой полезной для автомобилистов информации он не несёт, поэтому будем считать, что установлен в просветительских целях - как-никак, Яуза - вторая по величине река столицы.

Мост МКАД через Яузу. По обеим сторонам устроены пешеходные дорожки, облюбованные гастролёрами с мытищинской ярмарки.

Вид с моста (куда тоже можно попасть по лестницам с бетонными ступеньками) на юг, куда нам и предстоит направиться.

Вид на реку. Отправляемся в путь по правому (западному) берегу Яузы. Внимание сразу привлекает брошенная шина.

Небольшой заливчик у левого берега.

Конечно, тоскливые зимние пейзажи намного уступают ярким летним. Однако сейчас нам предоставляется неплохой шанс увидеть реку в её естественном состоянии, подбираясь к самой воде и не боясь утопнуть в прибрежной растительности. Да и мусора почти не видно. Разве что одинокая коробка плывёт по реке.

Река с завидной периодичностью то разливается, то снова уменьшает свои размеры.

Вид на север.

У правого берега - небольшая парковая зона.

Вот и непосредственно небольшой разлив и снова сужение русла.

Совсем узкий участок. Возможно, река здесь станет шире, когда берега освободятся от наросших льдов. На другом берегу - засохшая в прошлом году растительность.

И снова на север от самого берега Яузы.

Река на данном заповедном участке совсем не радует своими достопримечательностями. Но небольшой ручеёк справа всё же скрашивает картину.

Берега ещё не подверглись искусственному укреплению.

Весной, наверное, здесь всё не так. Но тёплый зимний день не мог помешать этой прогулке.

Перед нами замаячила стайка уток.

Голуби тоже жалуют своим вниманием эту местность.

Некоторые прибережные участки покрыты склонившимися к воде деревьями.

А где-то - совсем не защищённый берег.

Очередной разлив - наверное, самый большой на этом участке Яузы.

Давно мы не смотрели на пройденный путь...

Вид от берегов широкого участка. Река совсем мелководна - хорошо проглядывается песчаное дно.

И ещё раз на север.

Пешеходная дорожка.

Сугробы и обрывистые берега заставляют нас подняться наверх.

На правом берегу - снегосплавной пункт и многочисленные гаражные кооперативы. Смотреть на всё это даже не хочется.

Лучше продолжим любоваться зимней Яузой. Перспектива на юг.

Прямой участок русла.

Ещё один широкий разлив и ещё одно утиное племя.

На правом берегу (в комплексе исследуемого памятника природы регионального значения "Долина р. Яузы от МКАД до Широкой ул.") располагается особо охраняемая природная территория г. Москвы - правобережная старица Яузы с фрагментом низкой поймы. Увы, зимой мы можем видеть только камыши да рогоз на месте болотного комплекса.

Приближаемся к мосту через Широкую ул.

Этот ручеёк по правому берегу - место впадения в Яузы вод со старицы реки.

Разлив ручья.

Спрямление.

Труба, из которой Яуза получает ещё один источник воды. Этот ручеёк у впадения соединяется со старым руслом.

Переходим ручей.

Мост Широкой ул., а также трубный мост.

Вид на север.

Поднимемся на мост.

И ещё чуть на восток.

Теперь мы уже на правом берегу.

Под мостом через Яузу. Туда нам только предстоит пройти.

Небольшой полуостровок. Справа - место впадения в Яузу Ички.

А вот и сама Ичка.

Спрямлённое русло реки.

Ещё восточнее.

На запад.

Ичку над поверхностью воды тоже пересекают коммуникации.

И наконец трубы, из которых вытекает Ичка.

Яуза - самый крупный , вторая по величине река города (после Москвы-реки). Расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км2 (в пределах города 272 км2). Средний расход воды около 9,4 м3/с.
Берёт начало из болот на территории Лосиного Острова.
Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку, Охотничий ручей; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок, Гольяновский ручей, Леоновский (Высоковский) ручей.

река Яуза, Рубцовская набережная

В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.
До XVIII в. была известна как часть торгового пути из в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 г. в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. Река Яуза

От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной .
В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной (сорной) растительностью. Вся незастроенная часть долины от МКАД до Ярославского направления Московской железной дороги объявлена в 1991 памятником природы. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

Яуза известна по летописи под 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н.Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями — латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие р.Стебельки по соседству с Яузой.
В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке Яузы. Судоходна для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется 14 автодорожных мостов, 6 железнодорожных, 2 метромоста, 1 — для трамвая, 2 — пешеходных.
На правобережье Яузы расположен Главный ботанический сад РАН, на левобережье, на территории Заяузья, находится Парк Московского окружного Дома офицеров.
На берегах Яузы находились сёла Медведково, Свиблово, Ростокино, Богородское, слободы Преображенская, Сокольническая, Семёновская (Введенское), Синичкина, Кукуй (Немецкая слобода), Сыромятническая и Котельническая, а также ряд деревень. Вдоль Яузы по правому берегу располагались Ширяево поле, Сокольничье поле и Васильевский луг; на левом берегу у Семёновской слободы возвышались Введенские горы.

Яуза около истока - окрестности Мытищ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Я́уза — малая река в Московской области и в Москве, левый (самый крупный в пределах столицы). Длина — 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.

Притоки Яузы: правые — Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые — Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Яуза упоминается в летописи 1156 года как Ауза. Происхождение гидронима связано со славянскими и финно-угорскими языками. В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими названиями — латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома».

Лосиный остров Река Яуза

ПРИТОКИ
Копытовка (Трестенка, Трепанка) — малая река на северо-востоке Москвы, правый приток реки Яузы, заключена в коллектор. Протекает под Звёздным и Ракетным бульварами, пересекая Огородный проезд, проспект Мира и улицу Бориса Галушкина. После коллектора ручей выходит в очистные сооружения, впадая в Яузу около улицы Касаткина.
Одно из названий Копытовки — Трестенка — произошло от славянского слова «тръсть», означающего тростник (растительность речки).
Название Трепенка образовано от искажения Трестенка.
Гидроним Копытовка (или Копитовка) образовано от названия ранее находившейся вблизи речки деревни Копытово. По названию речки Копытовки был именован Копытовский переулок в Москве.
В 1908 году левый берег Копытовки на участке от Останкинского до Ярославского шоссе становится официальной границей города Москвы.
От Новомосковской улицы до проспекта Мира забрана в коллектор в 1964 году, ниже проспекта Мира — в 1967 году.

Ка́менка (Ка́шенка, Берёзовка) — река на севере Москвы, правый приток Яузы.
Длина 7 км. В верховьях называется Берёзовка. Начинается вблизи Савёловского направления Московской железной дороги между платформами Тимирязевская и Окружная, частично заключена в подземный коллектор (вдоль улицы Академика Комарова), затем протекает по поверхности по территории Главного ботанического сада РАН и ВВЦ, образуя каскад из пяти декоративных прудов. В верховьях Каменки находилось сельцо Марфино.
Название Каменка широко распространено в славянской гидронимии и, как правило, относится к рекам и ручьям, протекающим по каменистому руслу. Однако нет точных данных о том, какое из двух названий — Каменка или Кашенка — было первоначальным. Возможно, Кашенка — искажение названия Каменка на рукописных географических картах (строчное «м» прочитали как «ш»). Во всяком случае, оба варианта имели употребление в речи местного населения. Также существовал Кашенкин луг — местность, расположенная к северу от платформы Останкино Октябрьской железной дороги, названная так от пойменных лугов реки Кашенки (Каменки).

Яуза, Лефортовская набережная - Москва

Лихоборка — река на севере Москвы и в Московской области, самый крупный правый приток Яузы.
Лихоборка сразу после пересечения Онежской улицы
Река берёт начало около села Ново-Архангельского (там она называется Бусинка). Пересекает МКАД в районе въезда на Коровинское шоссе, после чего — вплоть до соединения с Лихоборским обводным каналом, за исключением коротких открытых участков в районе Коровино и Бусиново, протекает в подземном коллекторе. Выходя на поверхность на Лихоборской набережной, пересекает Октябрьское и Савёловское направления Московской железной дороги, а также Дмитровское шоссе. В районе Отрадное река протекает по поверхности, в Парке «Отрада». Далее река протекает по коллектору, в котором течёт под депо Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена. Метрополитен проходит над рекой по присыпанному землёй металлическому метромосту. Далее, после пересечения с Московской окружной железной дорогой река течёт по северо-восточной окраине Главного ботанического сада РАН и впадает в Яузу недалеко от станции метро «Ботанический сад».
Основные притоки Лихоборки: справа — Норишка и Жабенка; слева — Коровий овраг, Дегунинский, Бескудниковский и Владыкинский ручьи (почти все они текут в коллекторах).
Сейчас Лихоборка используется для обводнения рек Яузы и Москвы волжской водой, которая перебрасывается из Химкинского водохранилища через Головинские пруды, Головинский ручей и реку Норишку. Это делает её более многоводной и быстрой.
Устье Лихоборки в 1991 году объявлено памятником природы.
В 2011 году началось укрепление берегов Головинского ручья от водосброса из Головинских прудов до слияния с Лихоборкой в районе дома № 34 к1 по Кронштадтскому бульвару, и дальнейшего русла реки Лихоборки до Онежской улицы гравием.
В долине Лихоборки находится несколько десятков экологически неблагополучных предприятий. В результате река сильно загрязнена солями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, и т. д. На реке имеется несколько снегоплавильных камер, что также отрицательно сказываются на чистоте воды.
По руслу Лихоборки при Петре I предполагалось сделать часть водного пути Москва—Волга.
С 1935 по 1961 годы левый берег реки Лихоборка на участке от Дмитровского шоссе до пересечения с Московской окружной железной дорогой был северной границей города Москвы.
Длина по разным источникам 16 или 18 км, в том числе 12 или 14 км по Москве. Площадь бассейна около 58 км² (70,6 км² по государственному водному реестру). Среднегодовой расход воды — 0,5 м³/с.


Хапи́ловка — малая река на востоке Москвы, крупнейший приток Яузы. Образуется слиянием рек Сосенки и Серебрянки. Большей частью заключена в подземную трубу. Протекает по территории районов Измайлово и Преображенское.
С рекой Хапиловкой также связаны:
Промзона Хапиловка — официальное название промышленной зоны, образованной после ликвидации Хапиловских прудов; расположена на территории района Преображенский. Намечена к сносу.
Хапиловка (исторический район) — существовал между рекой Хапиловкой и Ткацкой улицей. Неблагополучный район, считался одним из самых криминальных наравне с Хитровым рынком.
Косвенно с Хапиловкой — через фамилию купца Хапилова — связано имя бывшей Хапиловской улицы, ныне Большая Почтовая улица на противоположном, правом, берегу Яузы.
Название происходит от владельца мельницы на реке. В XVIII веке Хапиловка была запружена по всему ее течению; наравне с Большим Хапиловским прудом, существовал меньший пруд на месте нынешней площади Журавлёва. В 1800 году по воле Павла I, повелевшего расчистить берега Яузы, этот пруд осушили, а на его месте возникла Введенская площадь (с 1929 г. — площадь Журавлёва).
Плотина, подпиравшая Большой Хапиловский пруд, была расположена по трассе нынешних Медового переулка и улицы Девятая Рота. Там же был последний в черте Москвы переезд через Хапиловку; по трассе Камер-Коллежского вала моста через пруд не было. В 1942 году пруд еще существовал, его можно увидеть на немецкой аэрофотосъемке. После его осушения Преображенский вал и Измайловский вал стали, по сути, одной улицей. В седловине, образуемой ее рельефом, и протекает подземная Хапиловка; вдоль коллектора к Электрозаводу идет однопутная Электрозаводская железнодорожная ветка.
В нижнем течении Хапиловки, в районе Малой Семёновской улицы, Преображенской слободы и площади Журавлёва, до сих пор сохраняется историческая застройка московских окраин конца XIX века. Память о Хапиловке сохраняется в топонимах:
2-я Хапиловская улица
Хапиловский проезд Река Яуза

Судоходство - РЕКА ЯУЗА
Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» — организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг.
Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20—25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

План реконструкции Яузы
Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов.
В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Ростокинский акведук Река Яуза

Сыромятнический гидроузел
Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Экология
Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья»; с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера <Нептун> и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста.
Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу. В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных.
В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER». Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Спрямление русла Яузы
В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Фауна
Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята.
В нижнем течении основная рыба — уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Мосты через Яузу
В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Здания на берегу Яузы
На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

В Медведково на правом берегу восстанавливается храм Серафима Саровского. На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.
У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной. Река Яуза

АНДРОННИКОВ МОНАСТЫРЬ НА ЯУЗЕ
Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) — бывший мужской монастырь на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.
Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хор).

Монастырь в Средние века
Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.
По версии О. Г. Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.
Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).
По версии Г. К. Вагнера и О. Г. Ульянова, после пожара 1368 г., в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420—1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Спасский собор и Архангельский храм
Н. Н. Воронин полагал, что сохранившийся храм, который ученый датировал 1425—1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. С. В. Заграевский следует позиции Н. Н. Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.
В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).
В 1439 в монастыре учреждена архимандрития. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).
При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).
В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.
В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).
В августе 1653 в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.
По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен ещё один придел — во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.
В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Притоки Москва-реки
http://mosriver.narod.ru/yauza.htm
Яуза // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Сайт Википедия.
Прежнее русло реки Яузы в районе современных кварталов
«Река ЯУЗА» — информация об объекте в Государственном водном реестре
О Яузе на сайте «Малые реки Москвы»
Яуза // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Андроников_монастырь