Украинская венеция. Вилково – «украинская Венеция» в Одесской области. Географические особенности края

Кажется, такого странного города я не видел ни до, ни (пока ещё) после. Маленький (9 тыс. жителей) и затерянный в плавнях Дунайской дельты всего в 15 километрах от Чёрного моря, Вилково по сути так и не сделалось городом, оставшись настоящей старообрядческой слободой. Один из крупнейших анклавов цивилизации староверов, разбросанной от Восточной Европы до Забайкалья, чудом уцелевший уголок Задунайской Сечи и просто город в дельте Дуная, за обилие каналов и лодок прозванный в путеводителях "Украинской Венецией". И вместе с тем - пожалуй, самый труднодоступный город Украины.

Первое, что надо понимать - Вилково далеко. Выехав из Одессы в 9 утра, сюда мы добрались к 15 часам - впрочем, во многом из-за своих ошибок. Но и автобус до Вилкова идёт около 5 часов, при том, что на осмотр самого города 3 часов хватит с запасом. На въезде - КПП с пограничниками и экологической полицией, так как тут граница и заповедник, но нас не досматривали. В последние годы Вилково стало довольно популярным туристическим направлением, и слишком многое здесь заточено под туризм, чтобы чинить препятствия гостям.
Автовокзал - вон та будка у подножья церкви:

Церквей в городе три, причём две из них, включая эту - Никольские, и две из них, не включая эту - старообрядческие. Никольская "украинская" (а не-староверы тут в основном украинцы) церковь построена в 1867 году (то есть когда Вилково принадлежало Румынии), самая дальняя от центра, и от староверческих церквей невыгодно отличается обилием попрошаек. Конечно, дело ещё в автовокзале и рынке - и всё же когда на тебя сразу с дороги накидываются человека три и начинают, едва не хватая за руки, клянчить денег - это по меньшей мере неприятно.

Никольская церковь стоит в условном Новом городе. На полпути от Никольской церкви к Рождественской в Старом городе - небольшой советский ДК:

За которым - памятник Рыбаку:

Когда возникла староверческая слобода в дельте Дуная, теперь уже одному Богу известно. Первые староверы бежали сюда, скорее всего, ещё в 17 веке, непосредственно после Раскола. В этих краях староверов по сей день называют "липоване" - то ли это искаженное слово "филипповцы" (одна из беспоповских конфессий), то ли отсылка к этим самым плавням с их липовыми лесами. Как бы то ни было, уже к началу 18 века по всей Молдавии существовали липованские селения. В 1709 году, после поражения Булавинского восстания, к липованам добавились некрасовцы - казаки-староверы, восставшие, а затем ушедшие под руководством Игната Некрасова. Дельта Дуная видимо была просто самым глухим местом к западу от России. В 1762 году Вилково стало городом, столицей плавней.

В 1775 году в Дельту пришла очередная волна не пожелавших жить "под Россией" - запорожцы из разгромленной Сечи. Здесь они основали Задунайскую Сечь, существовавшую до 1828 года, чему были опять же очень не рады некрасовцы - мало того, что запорожцы не были староверами, мало того, что донцы запорожцев всегда на дух не переносили, так ещё и рыбных угодий на всех не хватало. В 1794-1806 годах в плавнях развернулась настоящая война между некрасовцами и задунайцами, кончившаяся тем, что последним пришлось уйти выше по течению, а многие бежали назад в Россию. Впрочем, к тому времени от некрасовской общины осталось немного: ещё в 1791 году большая часть некрасовцев ушла на юг, постепенно обосновавшись в глубине Турции, откуда лишь в 1966 году, на одном теплоходе, казаки вернулись в Советский Союз.

Впрочем, под Россией судьба вилковских липован оказалась не столь сложной, как у многочисленных их собратьев. Дальняя периферия, пограничье, которое в любой момент могло достаться другим странам - в общем, имперские власти предпочитали не обострять отношения с липованами. И даже Рождественская церковь была построена в 1850 году, то есть при Николае I, когда по всей империи гонения староверов усилились.

Рождественская церковь открывает Старый город, его "сухую" часть - бесконечные хаты с черепичными крышами вдоль извилистых улиц. Это было очень сильное впечатление - пустынный, нерусского вида город, спешащие в церковь женщины в платках, и разносящиеся над черепичными крышами удары колокола:

Типичный пейзаж в "сухой" части Старого Вилкова. И чужой пейзаж сочетается с куда более русским духом, чем в иных российских городах - старая вера, Русь исконная... Если бы не черепица и белая глина, местами Вилково бы очень напоминало Русский Север.

Постепенно мы вышли к главной "улице" Вилкова - Белгородскму ерику:

Ериками здесь называют каналы, образующие сеть между двумя рукавами Дуная. Как я понял, Белгородский ерик - естественный, а боковые в основном прорыты вручную. Мост через главный ерик - центр городской жизни, а для туристов примечателен тем, что здесь можно договориться о лодочной экскурсии - на одном берегу официально (турфирма "Пеликан"), а на другом - непосредственно с жителями:

В среднем часовое плавание на моторной лодке по Старому городу и плавням стоит около 200 гривен - и как мне кажется, без него впечатление о Вилкове не будет полным. Но пока пойдём дальше по суше и ещё полюбуемся ериком. Как видите, лодок на нём действительно очень много, да и движение активное. Большинство лодок - так называемые "чайки", основное плавсредство украинских казаков - лёгкие, вместительные и маневренные:

А вот так выглядит пейзажи той самой "Украинской Венеции", внутренней части Старого города на ериках:

Обычный ерик выглядит так - узкий и идеально прямой канал, где едва разойдутся две лодки. Надо заметить, что мы приехали, когда половодье уже закончилось - а в половодье вода поднимается до тротуаров:

Тротуары здесь называют просто - "кладки". Шириной они обычно в 2-3 доски, и совсем не случайно местные шутят - "пьяный вилковчанин шатается не вправо-влево, а вперёд-назад":

Кто-то ставит лодки на обочине ериков:

Но часто короткие канавы под кладками ведут прямо во дворы:

Впрочем, в последние десятилетия "венеция" сильно сдала - магазины стали более надёжным источником пропитания, чем река, а в большой город проще доехать автобусом. За многими ериками перестали следить, и они довольно быстро заросли илом, превратившись в обычные грязные канавы. К тому же, ерики копали не просто так - они образовывали настоящую гидротехническую систему, и потому засорение даже одного ерика сказывается на всех остальных. Говорят, Вилково стремительно мелеет и заиливается.

За Белгородским ериком стоит ещё одна Никольская церковь - старообрядческая, и (хотя даты постройки я не нашёл) вероятно сооруженная в первую румынскую эпоху (1856-78), как и "тёзка" в Новом городе. Липоване в Вилкове составляют около 70% населения, но из-за обилия туристов здешние старообрядческие церкви - пожалуй, самые открытые в мире. Никто не препятствует фотосъёмке (хотя прямо в храме не пробовал), можно спокойно заходить на службу... служба в староверческой церкви оставляет неизгладимое впечатление - обилие древних икон (а икон у староверов всегда было больше, чем могли вместить немногочисленные храмы), иная манера пения и стойкое чувство, будто бы на дворе 16 век. Но главное - не так много мест, где это может увидеть любой желающий, а не только те, кто показались староверам благонадёжными.

Неподалёку от церкви мы увидели Дунай. Я увидел его здесь впервые:

Дунай оказался огромной рекой. По расходу воды он всего на четверть меньше Волги, и его ширина у Вилкова - почти 800 метров, то есть вполне достойная сибирских рек. Мощное течение, мутная вода. За Дунаем - уже Румыния. Как и Измаил, и Килия, Вилково стоит на Килийском гирле - крупнейшем из трёх больших рукавов, образующих дельту.

Выйдя к дунайскому берегу, мы поняли, что забрели на камышовый завод. Заготовка камыша, который отсюда экспортируется в Европу - основная экономическая специализация Вилкова. Посреди камышового завода стоит вот такой вот шалаш, а за шалашом - попробуйте догадаться, что.

Это насквозь проржавевшая баржа - таких мы видели в городе, у берегов Дуная и главного ерика, штук пять. Вероятно, некогда в дельте велось промышленное рыболовство:

Теперь здесь на рыболовных судах сушатся рыбацкие сети:

С борта прекрасный вид на заготовки камыша:

Вся эта прогулка заняла у нас меньше часа, и в целом оставило двойственное чувство. С одной стороны, я был очень впечатлён атмосферой Вилкова, а с другой - было чувство какого-то разочарования: "И это всё?!". Но я не случайно чуть выше упоминал о лодочных экскурсиях, которые проводит как официальная фирма "Пеликан", так и сами местные жители. У моста через главный ерик к нам подошёл паренёк рыбацкого вида и предложил за 200 гривен прокатить на моторной лодке по Старому городу и плавням. Мы согласились.

Собственно, всё плавание состояло из двух частей - сначала по главному ерику через весь город, а затем на Дунай и в плавни. И надо сказать, с воды Вилково выглядит совершенно иначе, отчётливо проступают многие вещи, незаметные с берега:

Набережная - заборы, кладки, лодки на воде, мостики через горловины ериков. Вот выходит из ерика чья-то лодка - сейчас заведёт мотор и погонит:

Движение на канале действительно активное - встречные и обгоняющие лодки попадаются почти непрерывно. Моторные:

Вёсельные:

И даже байдарки - то ли какой-то клуб, то ли урок физкультуры в местной школе:

Есть тут, видимо, и своя этика. Так, наш рулевой, видя кого-нибудь из своих ровесников, прибавлял ходу и старался их немного обрызгать, а встретив лодку с женщинами или пожилыми людьми, наоборот глушил мотор и проходил мимо них по инерции. Главное отличие лодки от машины в том, что она создаёт за собой волны, которые непременно будут трясти и подбрасывать встречную лодку - поэтому "вежливый лодочник" в первую очередь будет стремиться не создавать встречным волну.

Мы прошли канал почти из конца в конец - минут через 10 после моста начинаются пустынные плавни, а затем лодка выходит в почти неподвижную заводь, за которой просматриваются пятиэтажки:

Здесь же - брошенный ветряк:

Затем мы вернулись к мосту, и взяли курс на Дунай:

Выходим в открытую реку, где, надо сказать, довольно сильная волна и пронзительный ветер:

В устье канала - погранзастава с башенкой, напоминающей каланчу, и ещё пара сгнивших барж:

И хотя на другом берегу Румыния, острова напротив Вилкова вполне обитаемы. Дело в том, что здесь Килийское гирло образует собственную "дельту в дельте", которая превратилась в предместья Вилкова. Эти плавни очень густо населены:

У половины вилковчан тут огороды. Многие делают домашнее вино, которое в сезон сбывают туристам:

Некоторые участки в последнее время заменились базами отдыха - несмотря на глухомань и труднодоступность, Вилково стало в последнее время одним из самых туристических городов Украины. С этих баз в сезон возят экскурсии к "нулевому километру" - месту впадения Дуная в Чёрное море, и вглубь плавней, посмотреть на птиц (а если дельта Волги знаменита своими фламинго, то главная птица дельты Дуная - пеликан).

На одном из островов стоят два голбца - такие столбики с иконами староверы часто использовали вместо крестов. Как нам объяснил рулевой, здесь они выполняют ту же функцию, что и православные кресты на въездах в города:

Ну а пока ещё не сезон, и плавни в основном пусты. Очень впечатляющий вид - и не ясно, который век на дворе.

А в завершение - люди. Едва ли не самое потрясающее, что я увидел в Вилково - это его обитатели. Вообще, я людей обычно не фотографирую в первую очередь потому, что в общем-то не так сильно народ в разных частях восточно-славянского мира отличается визуально. Но здесь я не мог удержаться. Люди в Вилково выглядят совершенно фолькорно - будь то набожные старушки:

Или вполне современные женщины:

В большинстве своём вилковчане не слишком отличаются от жителей славянской глубинки вообще - и всё же есть в них что-то бесконечно своё, липованское. Кажется, что несмотря на открытость и радушие, на ожидание туристического сезона, на пьянство и заиленные ерики, они всё равно хранят какую-то особую, древле русскую тайну, которую не понять людям извне.

В заключение рассказа о Вилкове просто не могу не дать ссылки на ещё два своих поста, близких по теме.

August 20th, 2014

В очередной раз побывал в Вилково - самом южном городе Украины на берегу Дуная. Это, наверное, уже четвертый или пятый раз, когда я бываю в этом уникальном городе. Поразительно то, что каждый раз я беру с собой фотоаппарат, но приехав домой понимаю, что опять ничего не сфотографировал … ничего, не говоря уже о том, чтобы написать пост.

Должно быть, сказывается свежий речной и морской воздух или местное гостеприимство, подкрепляемое большим количеством вина и угощений, но факт остается фактом - фоток нет.

На этот раз я запасся терпением и усердно щелкал красоты знакомых мест, изредка отвлекаясь на отвлекающие факторы)

Вобщем, фоток много, так что приготовьтесь долго крутить колесики на своих мышках.

Традиционно все экскурсии по Вилково начинаются с причала, где установлен памятник старообрядцу, или как его называют местные жители - памятник липованину. Беглые старообрядцы-липоване после реформирования Русской Православной Церкви в 18 веке основали на этом месте село Липованское, от которого и берет свое начало современное Вилково.

Параллельно эти места заселяли и запорожские козаки, которые предпочитали жить обособленно, не смешиваясь со староверами. Подобное разделение существует и теперь: староверы живут в своей части города - липованской, коротая зовется «украинской Венецией», состоящей из насыпанных участков суши, разделенных между собой многочисленными ериками и каналами, остальное население города живет традиционно - на твердой почве.

До сих пор местные мужчины-старообрядцы выдерживают своеобразный дресс-код: длинная рубаха «навыпуск», подпоясанная веревочкой, и, конечно же, борода.

Центральная часть города выглядит стандартно для обычного провинциального городка.

Улица Ленина - главная улица, проходящая через весь город. На ней расположены все основные здания местных органов власти, церковь и, конечно же, рынок.

Памятник рыбаку. Рыбацкий промысел для местных жителей испокон веков является основным способом добычи еды и средств к существованию.

Вилковский дом.

Большинство домов покрыты черепицей. Называют ее румынской, так как этот регион когда-то принадлежал Румынии.

Свято-Николаевская церковь - единственная православная церковь в городе, построенная в 1902 году на месте деревянного храма. Кроме нее в Вилково есть еще две старообрядческие церкви.

По дороге к рынку повстречался небольшой зоомагазин.

Еле сдержал себя от приобретения парочки этих симпатичных ребят.

Как и на любом другом рынке, на рынке в Вилково можно приобрести все, что угодно.

Но для туриста особо ценны рыбные ряды.

Здесь продают всевозможную свежайшую, копченую, сушеную, соленую и вяленую рыбу, выловленную в Дунае и близлежащих водоемах.

Что здесь сказать?! - не зря знаменитая «дунайка» знаменита на весь мир.

Такой облик город приобрел благодаря огромному трудолюбию его основателей - липованей. Ведь они буквально метр за метром отвоевывали себе у воды место для жизни. Выбранный для жилья участок болотистой земли расчищался от камыша и слой за слоем вымащивался илом, который выбирали вокруг этого участка, где в последствии образовывались ерики (каналы). Таким образом, «наращивали» землю и под строительство домов и под огороды.

Сейчас старая часть города состоит из более чем семидесяти подобных намывных участков суши.

Передвигаются по каналам исключительно на лодках. Причем, современные лодки встречаются гораздо реже традиционных деревянных. Местные умельцы достигли большого мастерства в их изготовлении. Традиционная вилковская лодка имеет определенную вытянутую форму, необходимую для передвижения по узким каналам. С виду она напоминает венецианскую гондолу, отсюда и сравнение с подобным городом на воде - Венецией.

Так что на машине здесь можно доехать лишь до определенного места, а дальше - только вплавь.

Ну или же пешком, благо для этого трудолюбивые липоване также не пожалели своих сил и проложили вдоль всех водяных улиц так называемые «кладки» - деревянные настилы из досок, пролегающие на многие километры вдоль заборов, образуя, таким образом, тротуары.

Перейти с одной стороны улицы на другую помогают многочисленные мосты.

Списанная лодка.

Местные жители радушно относятся к гуляющим по их «кладкам» туристам. И даже предлагают купить у них домашнее вино и фрукты.

На «кладке», чтобы разминуться двум, идущим на встречу друг другу пешеходам, одному из них придется уступить.

У местных существует много шуток насчет подобных улиц. Одна из них: когда липованин переберет Новака (название местного вина), он раскачивается не из стороны в сторону, как все остальные, а вперед и назад, такая особенность заложена на генетическом уровне и защищает подвыпившего от падения в один из каналов.

Каждую лодку необходимо обязательно зарегистрировать, территория ведь приграничная, а у многих местных жителей есть огороды на островах в Дунайских плавнях, где до Румынии рукой подать.

Перекресток.

Практически все дома находятся в идеальном состоянии.

Повстречался всего-лишь один заброшенный дом, и то, небольшой ремонт - и можно жить.

Чей-то двор.

Белгородский канал - самая главная водная артерия города, можно сказать, водный проспект.

Так и живут.

Зато нет пробок.

Один в один с Венецией.

Местные мальчишки бреднем ловят рыбу. При мне, минуты за три, поймали парочку рыбешек размером с ладонь.

Вдоволь налюбовавшись необычными пейзажами Вилково, мы отправились на базу «Пеликан», расположенную на берегу Дуная, откуда и стартовали на одноименном теплоходе к «нулевому километру».

Памятник дунайской сельди, настолько она дорога и важна для местных жителей.

А вот и плавсредство подошло.

Дунай, рыбаки за работой, а на том берегу уже Румыния.

Показались купола старообрядческого храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Дорога к «нулевому километру» проходит по одному из рукавов Дуная, реке Анкудиново, в самом начале которого установлены иконы, охраняющие рыбаков и прочих мореплавателей.

Места здесь очень живописные.

Изредка показываются дома местных жителей.

Есть даже очень приличные.

Нельзя не согласиться с поступком хозяев этого дома. Когда вокруг такая природа, телевизор оказывается совершенно бесполезной вещью, разве что рыбу с него ловить и не больше.

Заготовка тростникового камыша - еще один популярный бизнес у вилковчан.

Движение по каналу очень оживленное. Курсируют лодки с местными рыбаками и туристами.

Прототип памятника «нулевому километру».

Перед финальной целью путешествия, «нулевым километром», туристов ждет традиционный обед в липованской усадьбе-музее "Квакенбург" .

Гостей встречает колоритная хозяйка с не менее колоритными стихами о липованах и Вилково.

Название туристической базы «Квакенбург» - не случайно, в Дунайских плавнях есть фермы по разведению лягушек, которые в большом количестве экспортируются во Францию и прочие страны, где лягушки считаются деликатесом.

Территория усадьбы-музея достаточно большая. Здесь свободно можно провести несколько часов, разглядывая экспонаты липованского быта, или же отдыхая у реки после вкуснейшего обеда.

Заготовка тростникового камыша.

Стенд виноделия.

Не менее важное дело - изготовление лодок.

Так варят уху по-вилковски.

Наконец-то наступила самая приятная часть путешествия - обед! В меню уха по-вилковски, когда юшку подают отдельно от рыбы, и употреблять все это необходимо, щедро сдабривая чесночным соусом и запивая вином.

Только на здешних виноградниках, благодаря илистой почве выращивают сорт винограда «Новак». Из него же и делают одноименное вино, обладающее оригинальным, не похожим ни на какое другое из вин, вкусом.

И мой вам совет: не отказывайтесь вы от вареных рыбных голов, как оказалось, это потрясающе вкусное лакомство!

После обеда можно искупаться в реке или просто отдохнуть, любуясь местными красотами.

Уже привычная погрузка на «Пеликан» и путь к финальной точке путешествия.

Встречная лодка с туристами.

Территория Дунайского Биосферного заповедника. Вход только по пропускам.

Начинают попадаться обитатели заповедника.

Не могу не показать пассажира, сидящего впереди меня.

Белые пятна вдалеке - это пеликаны. В прошлый раз они гнездились гораздо ближе к проплывающим лодкам.

И оптика немного подвела.

А вот и тот самый «нулевой километр» - место, где воды Дуная впадают в Черное море.

Капитанская рубка «Пеликана».

Пока все туристы ринулись фотографироваться на фоне «нуля», наша компания решила прогуляться в другую сторону к смотровой вышке.

К сожалению, ни зверей ни птиц мы здесь не увидели. По-видимому, в такую жару все они прячутся в тени камыша.

Только стрекоза усердно пыталась закрепиться на ветке.

Карта заповедника.

Картинки тех, кто здесь водится.

Пеликаны, но опять далековато.

Берег очень живописный. Хорошо бы сюда с палаткой на пару деньков, но вряд ли это можно организовать - на территории заповедника долго задерживаться запрещено, чтобы не нарушать естественную жизнь его обитателей.

Вот и подошел конец моему рассказу о Вилково и его окрестностях. Местные жители придумали поверье, что любое желание сбудется, если пролезть сквозь нолик. На всякий случай загадал «МИР ВО ВСЕМ МИРЕ», вдруг это действительно работает.

В Украине много удивительных мест, как с архитектурной, так и с природной точки зрения. А есть и такое, где чудесным образом сочетает естественная красота устья Дуная с простым человеческим трудом в почти нечеловеческих условиях. Это в туристических брошюрах городок Вилково в Килийском районе Одесской области называют «украинской Венецией». На самом деле перед нами откроется живая иллюстрация трудового подвига тысяч беглецов-староверов, которые сумели обосноваться в Полесских болотах и Дунайских плавнях. Нам давно хотелось увидеть эти места своими глазами, ведь добираться в те края непросто даже на хорошем кроссовере. И вот почему!

Вилково находится в самом уголке нашей страны, на юго-западе Одесской области у границы с Румынией. Трасса Е-95 известна, пожалуй, каждому автомобилисту – дорога в Одессу стрелой ведет из Киева. А если кто будет ехать в Вилково из других регионов, все равно придется проезжать Одессу. Здесь лучше всего сделать пит-стоп на 21-м километре (+400 м) окружной дороги в районе села Усатовское на заправке ОККО. Дело в том, что с нами был маленький ребенок, которому пора было сменить памперсы. Это стало еще одной причиной выбора в пользу данной АЗК: здесь в уборной есть пеленальный столик, о чем супруга разузнала на , планируя наш маршрут .

Экспресс-инфо по стране

Украина – государство в Восточной Европе.

Столица – Киев

Крупнейшие города: Киев, Львов, Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Кривой Рог, Донецк

Форма правления – Парламентско-президентская республика

Территория – 603 549 км2 (44-я в мире)

Население – 42,6 млн чел. (32-я в мире)

Официальный язык – украинский

Религия – православие, католицизм

ИЧР – 0,747 (81-я в мире)

ВВП – $131,8 млрд (59-я в мире)

Валюта – гривна

Граничит с : Беларусью, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой, Россией

Для остальной же части экипажа (а нас было четверо), изрядно проголодавшейся в пути, основным «бонусом» стало наличие здесь уже знакомой нам кухни ресторана сети A la minute, которой мы доверяем. Кстати, на заметку родителям, путешествующим с детьми: в этих ресторанах в меню даже есть блюда, которые рекомендованы для маленьких гостей (за соседним столом с нами малыш охотно уплетал детскую пасту).

Жена отдала предпочтение салату Цезарь и десерту Мильфей, ее сестра – паровой гречке с гуляшом, а мужская половина взяла по борщу и сочному свиному стейку. Ждать заказа долго не пришлось, но пока мы обедали, нам успели помыть машину с хорошей скидкой за счет накопившихся на карту Fishka баллов – приятно!

После плотного обеда очень хотелось пройти по короткой дороге вдоль моря, которую предлагали карты Google. Но после Белгород-Днестровского стало ясно, что она просто ужасная, ехать выше 40 км/ч без ущерба для подвески и седоков трудно, потому мы свернули на печально известную дорогу М-15 (Одесса–Рени), которая частично совпадает с европейской Е-87.

Кстати, если у вас будет время, то по пути можно заехать в крепость в Белгород-Днестровском, на это уйдет час-полтора. Территория там немаленькая, есть где полазить и что посмотреть.

Пока я рулил, жена читала с телефона историю «Украинской Венеции». Оказывается, Вилково изначально было селом Липованское, которое в 1746 году (по другим источникам в 1762-м) основали так называемые староверы или липованы. Они бежали от религиозных преследований после никонианского раскола русской ортодоксальной церкви. Это были донские казаки, которые впервые поселились в дунайских плавнях в 40-х годах XVII столетия. Тогда на российских военных картах и появилось поселение Липованское.

Памятник старообрядцу-первопроходцу – основателю Вилково

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками, которые бежали от преследований после разрушения Запорожской сечи. До сих пор липоване представляют большинство населения города. Они сохранили многие свои религиозные традиции. В городе три церкви: ортодоксальная православная и две старообрядческие липованские. С 1812 года, после подписания Бухарестского мира, Вилково – уездный город Бесарабской губернии.

Первые жители Вилково начали осваивать плавни, но для того, чтобы построить дом и разбить сад и огород, сначала нужно было построить искусственный островок. Строительный материал брали тут же, выкапывая вокруг островка канал. И сегодня население старого города продолжает жить на этих же островах, каждый из которых окружен каналом или «ериком». Дороги от дома к дому проложены по кладкам и мостикам. У каждой семьи есть своя лодка, и это основное транспортное средство вилковчан. Собственно, поэтому Вилково и получило славу «Украинской Венеции». Благо в Вилково не только каналы в качестве транспортных артерий, но есть и обычные дороги. Причем в основном в виде бетонок, асфальт сосредоточен на въезде.

Еще одно наше путешествие с прошлого лета — поездка в городок Вилково, который расположился в украинской части дельты Дуная. Эту поездку мы не планировали, про этот городок нам рассказали уже на море, предупредив, что «украинская Венеция» от оригинальной отличается достаточно сильно, . Это правда. Забегая вперед, скажу, что Венеция — это город на воде, а Вилково — это все таки деревня на воде, чем всё и объясняется (все фотографии кликабельны).

Из Одессы в Вилково регулярно ходят автобусы, но путешествие затягивается, поскольку им приходится огибать Днестровский лиман и в одном месте пересекать границу с Молдавией.

Мы же двигаем на своем Mitsubishi от побережья на север, до Белгород-Днестровского, а там сворачиваем налево, по направлению на Измаил — город русской боевой славы.

В этих местах раньше постоянно шли войны, в частности, с Турцией, а также вся эта местность когда-то принадлежала Румынии. Славянские названия городов здесь перемежаются с тюркскими: Монаши, Рени, Спасское, Татарбунары…

Доезжаем до городка Спасское и около неприметного указателя сворачиваем налево на 90 градусов.

Историческая справка:

Город в дельте Дуная, «Украинская Венеция». Основан в 1746 г. староверами, спасавшимися от преследования православной церкви (памятник основателю установлен на причале). Расположен на многочисленных искусственных каналах и протоках, образующих водные улицы (ерики). Основной вид транспорта – лодки. Является центром Дунайского биосферного заповедника. От причала организуют экскурсии по ерикам старого города, в дунайские плавни, на «нулевой километр» (место впадения Дуная в Чёрное море), на острова староверов. Сохранился старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы (1850 г.).

Позже, в этот уединенный край, представлявший собой 15 больших и более 150 маленьких островов, переселились суровые беглые казаки - донские и запорожские. Бегство донских казаков на Дунай, отряды которых возглавлял Игнат Некрасов, растянулось на десятилетие. Поток то усиливался то ослабевал. Особенно значительные передвижения наблюдалась после русско-турецких войн 1768-1791 г.г. Вот тогда Вилково оказалось в числе тех населенных пунктов, в которые особенно густо селились некрасовцы-старообрядцы.

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками. Разгон Запорожской Сечи в 1775 г. украинским народом воспринимался, как национальная трагедия. Ликвидировав Сечь, царское правительство выслало казацкую старшину в Сибирь, а земли отдало помещикам. Перспектива стать крепостными вынудила казаков прибегнуть к бегству.

Поселившись в поселении Липованском, украинские казаки жили обособленно, не смешиваясь со староверами. Такое условное разделение в Вилково сохранилось до сих пор — есть здесь «липованская» часть города, как раз самая известная, с ериками и мостиками, и есть украинская, которая на твердой земле стоит и в настоящее время очутилась в центре города.

Собственно, название появилось оттого, что Дунай здесь образует многочисленные «вилки» — раздваивается. Вообще такое ощущение, что население Вилково до сих пор пытается отгородиться от всего мира — последние километров 10 до городка асфальтовое покрытие полностью убито — пробираться по нему приходилось с особенными предосторожностями, чтобы не потерять там колеса… Местные сказали, что это случилось после какой-то большой стройки в этом месте — тяжелые грузовики разбили дорогу. Починить ее, конечно, никому в голову не пришло…

Ну вот, наконец…

Собственно, смотреть здесь можно несколько вещей: сами каналы, разрезающие городок, а также Дунайский биосферный заповедник, где можно увидеть разные редкие растения, а также птиц. Сам городок разделен на 2 части — сухопутную и водную.

На набережной и главной пристани — памятник основателем города, старообрядцам, которые пришли в эти глухие края. Кстати, до сих пор потомки старообрядцев и казаков живут обособленно, ходят каждый в свои храмы и стараются друг на друге не жениться.

На той стороне реки — уже Румыния.

На въезде вдоль дороги стоят представители разных экскурсионных фирм, с которыми можно договориться о программе: поездке на лодке, посещении нулевого километра и пр. Они стараются клиентов друг у друга переманить. Первые, к которым мы обратились, оказались нерасторопными, так что мы дали другим себя переманить… 🙂 Подъехали к причалу, уселись в лодку и отправились на 2-3 часа по воде. Наш лодочник заодно служил и экскурсоводом.

Для экскурсий по воде с собой нужно иметь загранпаспорт. Выходя по одному из многочисленных «гирл» к Дунаю, где-то в камышах, стоит будка пограничника. Наш лодочник только крикнул ему: «Россияне, паспорта есть», и мы поехали дальше. Могут быть и проверки с другой, румынской стороны.

Здесь кругом деревья, камыши и прочая зелень, вся территория рассечена узкими протоками.

Здесь все стоит и приспособлено для воды — дома, сады, приусадебные участки и пр.

Здесь обитает много разной живности: цапли (белые и черные), бакланы, пеликаны и пр. Слишком близко к ним подобраться не удалось…

Вышли на островок, сплошь покрытый толстым слоем ракушек. Мелкие ракушки так и называют здесь ракушками, а большие закрученные в спираль называются «рапаны».

Здесь много водяных лилий — признак чистой воды.

После заповедника заплываем в город. Вот типичный домик на улице-реке.

Тротуаров в городке нет, поэтому для перемещения пешком вдоль улиц построены деревянные подмостки, которые именуются здесь «кладки» и служат тротуаром.

У каждого домика свои лодки, огородик, виноград и даже спутниковая тарелка.

Мы застали и занятие местной спортивной секции — конечно, же байдарки! 🙂

Это, конечно, не Венеция, но свой шарм, колорит здесь несомненно есть. Дорогу бы еще сделали — совсем будет красота!

В Черное море. Чудесное, таинственное место, где слились воедино красота природы и творения рук человеческих, - это Вилково. Украинская Венеция - так называют это место жители и гости. Старая часть города располагается в воде, поэтому добраться сюда можно только на лодке, и вместо улиц нас ожидают каналы. Давайте выясним, как же получилось так, что люди основали этот городок на реке, и какой отдых в Вилково, судя по отзывам, может ожидать нас.

Никоновская церковная реформа. Ее последствия

Три века назад старообрядцы бежали сюда от церковной реформы. В результате победы России в русско-турецкой войне ее позиции усилились. Объединялись стала единым центром Руси. Возникла необходимость в создании централизованной церкви, ведь православная вера была единым стержнем государства. Решено было прийти к единой молитве, одним и тем же формам богослужений и обрядов. С этой целью и проводилась Никоновская реформа, в основу которой была заложена церковная практика Византии.

Получилось так, что за годы, прошедшие со дня крещения Руси, в обрядах немало изменилось. решился искоренить эту разрозненность, заручившись поддержкой царя. Но на деле всё оказалось сложнее - не все приняли перемены с восторгом. Несогласных было много: значительная часть бояр, купечества, представители духовенства и крестьяне. Так начался раскол. Противостояние усиливалось, жертв было много, и старообрядцы поняли, что шансов выстоять и победить у них нет. Одни считали решением проблемы пуститься в бега, другие устраивали протестные самосожжения, третьи уходили в подполье. Вот такие бежавшие староверы-липованы и пришли на болотистые берега Дуная.

Основание Вилково и подвиг липован

Основатели Вилково в 1746 году буквально отстраивали и доставали "землю из-под воды", а именно извлекали ил и укладывали его в основание будущих домов и улиц, ограждая искусственные островки рубленым камышом. Городок буквально отвоеван у реки.

В годы русско-турецкой войны свой неоценимый вклад в победу внесли липоване. Их заслуги были высоко оценены и отмечены в докладах Кутузова. Без помощи липован было бы невозможно осуществить одну из самых ярких побед в истории - взятие неприступной крепости Османской Империи, города Измаила. Как сказал Суворов, лично осматривая перед штурмом одно из самых мощных укреплений в Европе, "эта крепость не имеет слабых мест". Сами липоване не участвовали в военных действиях по религиозным соображениям, но согласились помочь Суворову в организации переброски войск по Дунаю. Они предоставили свои лодки, обладающие отличными ходовыми качествами, маневренностью и вместительностью. Все-таки за годы жизни на реке поселенцы учли все нюансы судовождения. Их длинные узкие лодки имели носы по обе стороны, что экономило время на разворотах.

Полководец-победитель в награду дал право липованам на владение водами Дуная, что было зафиксировано на бумаге и скреплено соответствующей печатью. В 20-м веке Румыния попыталась лишить их этого права, но Гаагский международный суд оставил за повелителями Дуная полученное от России право. Поступок липован - это не только военный подвиг, а еще и христианский шаг доброй воли. Этот народ показал, что не помнит старых обид, ставит общее дело выше собственных интересов и умеет помогать, не надеясь на мзду.

Население

Большую часть населения Вилково составляют русские. Их в городке 70%, и большинство из них до сих пор исповедуют древнюю старообрядческую веру. 25% - это украинцы, а также румыны, молдаване, болгары и представители других национальностей. Население города Вилково, по данным переписи 2001 года, составляло 9,4 тыс. человек. Также, по данным той же переписи, русский язык является родным для 84% населения.

Религия

В городе находятся три храма - один православный и два храма старообрядцев. Также здесь расположены три баптистские церкви.

Географические особенности края

Карта Вилково дает представление о расположении городка.

Дунай впадает в море несколькими разделяющимися протоками, "рукавами", которые напоминают вилку, это и объясняет название города. Части этой вилки были соединены вручную многочисленными каналами - "ериками", и сейчас это городок на 72-х островках. Вместе с речными протоками рукотворные каналы сотворили единую водную систему Вилково. Фото населенного пункта наглядно демонстрируют каналы, чередующиеся с небольшими островками. А если посмотреть на карту города с воздуха во время разлива Дуная, то мы увидим аккуратные прямоугольные островки суши среди бескрайней воды.

Удивительная природа Вилково

Украинская Венеция имеет полное право называться райским уголком. Вся природа живет здесь на стыке моря и реки. Для региона характерны редкие виды растений, птиц, животных. Рядом находятся и озера. Как и в Древнем Египте, ил дарит растениям силу, являясь лучшим удобрением. Стоя в воде, жители достают ил, укладывают его подсохнуть, а затем тачками доставляют в нужное место. Земля, сотворенная своими руками, всегда превращается в чудесный аккуратный огород с грядками из овощей или в сад с благоухающими цветами. Небольшие тростниковые домики жителей утопают в ароматных садах и виноградниках. В основном все огороды находятся на островах. Представить только - чтобы попасть в гости к соседу, придется пройти по мостику или проплыть на лодке! Вот уж действительно, Вилково - украинская Венеция. Фото обычной улицы, движение по которой осуществляется на лодке, дает возможность представить обычные будни вилковчан.

Местный бизнес

Кроме земледелия, местные жители занимаются и рыбной ловлей. Более того, этот городок по праву называют столицей дунайских рыбаков. Рыбоводство в море и реке является здесь основным промыслом у населения. Также в последнее время хорошим спросом на экспорт пользуется камыш. Рыбу, местную клубнику, виноград, домашнее вино и другие продукты вилковчане продают туристам.

Достопримечательности

Что же можно посмотреть на отдыхе в Вилково? Украинская Венеция является единственным городом в Европе, который расположен на территории Биосферного заповедника "Дунайские плавни". Это охраняемая государством территория, где находятся уникальные для данной местности природные комплексы и производится совместно с научными исследованиями. Природа здесь полна жизни, многие виды растений, животных, птиц, водоплавающих и даже водных беспозвоночных занесены в Красную книгу.

На месте впадения Дуная в Черное море стоит символический знак "0 км". Говорят, что побывать здесь и пройти под ним считается хорошей приметой - это принесет удачу и здоровье. Подумать только - более 2,5 тысяч километров составляет путь Дуная, впадающего в море именно здесь, в маленьком рукотворном городке - Вилково.

Украинская Венеция. Отдых

Здесь есть несколько баз отдыха, гостиница и мини-гостиницы. Судя по отзывам, это идеальное место для отдыха парой, большой компанией или семьей с детками. Кстати, во многих дворах расположены детские площадки с качелями и горками. Днем можно прогуляться на лодке или катере по живописной дельте реки, порыбачить, посетить лучший в регионе рыбный базар. Из национальных блюд стоит попробовать, как уверяют бывалые путешественники, настоящую уху, знаменитую дунайскую селедку, копченого леща, соус "Саламур", липованский травяной чай и, конечно же, стакан местного вина "Новак". Вилково - украинская Венеция, здесь непременно стоит побывать!