Теракты в метро в современной россии. Теракты в метро России. Досье Взрывы на станциях лубянка и парк культуры

Взрыв на станции «Площадь Революции»

Информация о терактах появилась только спустя два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя несколько месяцев по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре - расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ . По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными .

Сход с рельсов поезда на перегоне «Автозаводская» - «Коломенская» (1979 год)

На Горьковско-Замоскворецкой линии 15 апреля года произошел сход поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская», в тоннеле перед выходом на метромост. Из-за нарушения верхнего габарита положения порога спецсооружения над уровнем головок ходовых рельсов вагон задел своим редуктором мощную конструкцию пути. Пять вагонов сошли с рельсов и с тележек, и кузова упали на путь. Последствия схода устраняли почти сутки. Жертв не было, но многие пассажиры получили ушибы. Этот случай заставил метрополитен разработать специальное устройство для контроля габарита вагона по нижней кромке (точке) корпуса редуктора (УКГ). Этими устройствами оборудовали все линии. Причины аварии рассматривала специальная научно-техническая комиссия. Она установила, что при разработке габарита вагона типа «Е» (нижних его точек) не были учтены все особенности конструкции этого типа вагонов, особенно уменьшение диаметра колес и высоты буксового штыря.

Авария на станции «Автозаводская» ускорила оснащение ПВС депо немецким спецавтомобилем «УНИМОГ», а также переоборудование техкабинета с пультом для аварийных игр локомотивных бригад. Всё оборудование вагона типа «Е» было действующим и работающим в штатном режиме.

Пожар на перегоне «Третьяковская» - «Октябрьская» (1981 год)

12 июня 1981 года на перегоне Третьяковская - Октябрьская возник пожар в деревянном ящике с аккумуляторными батареями под вагоном. Сгорели четыре вагона. Пострадали несколько пожарных, отравившись продуктами горения. Жертв не было . По другим данным, погибли минимум 7 человек . Причина - неисправ­ность аккумулятора .

Пожар на строительстве перегонного тон­неля (1982 год)

В 1982 году во время строительства перегонного тон­неля щитовым способом на участке трассы, где раньше находилась автозаправочная станция произошёл пожар. Загорелся нефтенасыщенный грунт, поступивший из забоя .

Пожар в подземной пневматической мастерской (1982 год)

В помеще­нии подземной пневматической мастерской в результате «грубого нарушения в эксплуата­ции электромеханического хозяйства» возник пожар .

Авария эскалаторов на «Авиамоторной» (1982 год)

Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля года на станции «Авиамоторная » в результате поломки эскалатора , вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием.

Примерно в 16:30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость, в 2 - 2,4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора - около 100 человек - скатились вниз. В 17:10 вход на станцию был ограничен, в 17:35 перекрыт, в 17:45 станция «Авиамоторная» была полностью закрыта - поезда проследовали её без остановки.

Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших - это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы.

В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда?

Пластиковая обшивка балюстрады действительно была неспособна выдержать вес выпрыгнувших на неё людей, и люди действительно проваливались сквозь неё, однако никаких механизмов под балюстрадой нет - люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Многие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

Точное количество жертв - 8 погибших и 30 раненых - было оглашено только 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырёх эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев, с момента установки тормозных систем по день катастрофы, все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения - тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена - произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм .

Повреж­дение обделки тоннеля (1983 год)

Обвал породы (1986 год)

В 1986 году во время сооружения пересадочного узла был нарушен проект. В результате при проходке фурнели снизу вверх произошёл вывал породы .

Пожар в поезде на станции «Павелецкая»

Сильно обгорели несколько хвостовых вагонов поезда. На станции сильно пострадала облицовка южной части, построенной в 1943 году. Потребовалась значительная реконструкция, поэтому теперь самая древняя часть станции выглядит более современной, нежели основная колонная часть, открытая при реконструкции 1953 года.

После этого случая началась разработка автоматической системы пожаротушения для вагонов Московского метрополитена. К 1994 году коренная противопожарная модернизация подвижного состава метрополитена с установкой системы автоматического пожаротушения «Игла» была полностью завершена .

Случаи загазованности (1989 год)

В 1989 году при строительстве метро произошли сразу два случая загазованности. В одном случае из-за нарушения режима проветривания при проходке фурнели в забое снизилось содержание кислорода в атмосфере. В втором случае при выполнении работ по искусственно­му замораживанию грунтов произошла утеч­ка жидкого азота в тран­шею, где находились люди .

После 1991 года

Пожар на Серпуховско-Тимирязевской линии (1994 год)

Серия аварий на Серпуховско-Тимирязевской линии в 1994 году

В течение четырнадцати с половиной часов на разных перегонах линии произошло три аварии. 20 человек получили увечья, 9 из них были госпитализированы.

Первая авария произошла в среду 30 марта года в 18:48 на перегоне «Нагорная » - «Нахимовский проспект ». Состав, двигавшийся из центра, догнал впереди идущий поезд, который тормозил перед прибытием на станцию, и врезался в него. 31 марта во время манёвров, в 5:30, один из составов пропускался не по тому пути. Результат - новое столкновение. Три вагона сошли с рельсов и загородили тоннель, их пришлось разрезать автогеном. А в 9:14, когда метропоезд прибыл на станцию «Петровско-Разумовская », но ещё не успел открыть двери, в него врезался состав, идущий следом. Последний вагон сошёл с рельсов, началось задымление. Среди пассажиров началась паника, возникла давка. Серьёзно пострадали три пассажира и машинист второго поезда - его госпитализировали с черепно-мозговой травмой .

Возгорания вагонов (1995 год)

Весной 1995 года из-за неисправности ходовой части загорелась ходовая часть вагона в перегонном тоннеле . Осенью того же года из-за неисправности электросистемы загорелся поезд на станции .

Поезд пробил стену депо «Владыкино »

Возгорание поезда (1996 год)

В феврале 1996 года из-за неисправности электросистемы загорелся поезд на станции .

Задымление тоннеля и станций (1996 год)

В марте 1996 года из-за короткого замыкания на перегоне загорелся си­ловой кабель, в результате произошло задымление тоннеля и станций .

Теракт 1996 года

Второй теракт в истории московского метро произошёл поздним вечером 11 июня года. В поезде между станциями «Тульская » и «Нагатинская » взорвалось самодельное взрывное устройство, четыре человека погибли, четырнадцать получили различные ранения. От взрыва один вагон был разрушен, другие повреждены. Пассажирам пришлось пешком добираться до ближайшей станции. Взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности одному килограмму тротила, было заложено под сиденье вагона, где находилось техническое оборудование состава .

7 декабря 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались . По данным, которые приводит «Экспресс-Газета», ответственность на себя взяли чеченские террористы , однако другие источники не подтверждают эти сведения. Самые известные из полевых командиров чеченских сепаратистов того времени - Шамиль Басаев и Салман Радуев - не делали заявлений, что имеют отношение к этому теракту. По состоянию на 2001 год уголовное дело не было раскрыто .

Теракт 1 января 1998 года

Взрыв в 2000 году

8 августа 2000 года в 17:55 в подземном переходе на Пушкинской площади сработало взрывное устройство. Погибли 13 человек, 61 получили ранения .

Размывы на перегоне «Царицыно» - «Кантемировская»

Взрыв на станции «Белорусская»

Теракт 2004 года

Столкновение поездов в 2004 году

Авария энергосети 25 мая 2005 года

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго », подающих напряжение в том числе и на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы:

Движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:

  • Замоскворецкая от ст. «Красногвардейской» до ст. «Павелецкая», включая Каховскую линию
  • Серпуховско-Тимирязевская от ст. «Серпуховской» до ст. «Бульвар Дм. Донского»
  • Калужско-Рижская от ст. «Битцевский парк» до ст. «Проспект Мира»

Движение полностью отсутствовало на Люблинской линии, а также на Бутовской линии лёгкого метро (На последней было восстановлено челночное движение, пассажиров перевозили только от улицы Старокачаловская).

В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.

По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой , Таганско-Краснопресненской , Калужско-Рижской , Серпуховско-Тимирязевской , Бутовской , Люблинской , Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20-35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа. Остановились эскалаторы.

На пересадочных станциях также часть поездов были возвращены. Например, на «Китай-Городе » работало только по одному эскалатору, вестибюль на Маросейку на выход, на Солянку - на вход. Свет на наклонах отсутствовал. После нормализации ситуации на соседних станциях, она была закрыта на вход и выход до конца дня.

  • Обесточенные станции (доступ по ссылке заблокирован в России) - фотографии очевидцев.

Разрушения тоннелей мелкого заложения в результате несанкционированного забивания свай

Начиная с 2000-х годов в истории Московского метрополитена случались инциденты, связанные с несанкционированным забиванием свай под различные конструкции в зоне пролегания тоннелей мелкого заложения метрополитена.

Как оказалось, над тоннелем производилась забивка свай под крупный рекламный стенд. После того, как одна из свай провалилась под землю, рабочие отогнали технику от места проведения работ. По заявлению руководства метрополитена, никаких обращений от этой или другой организации за разрешением проводить работы над метротоннелем в данном месте не поступало. Однако проводившая работу фирма предъявила все необходимые документы, выданные владельцем земельного участка. Выяснилось, что из-за режима секретности на планах даже не указывалось, что под этим участком на небольшой глубине проходит линия метрополитена.

В результате аварии часть Замоскворецкой линии метро от станции «Сокол» до «Речного вокзала» была закрыта, для обеспечения перевозки пассажиров на линию от метро «Речной вокзал» до «Сокола» вышли дополнительно 89 автобусов и 16 троллейбусов . В дневное время также была отменена оплата проезда на маршрутах, следующих через метро «Сокол» по Ленинградскому проспекту.

Машинист попавшего в аварию состава, 25-летний Андрей Ульянов за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга, указом Президента Российской Федерации был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени . Специалисты, расследовавшие случай аварии, пришли к выводу, что реакция машиниста помогла избежать человеческих жертв - Ульянов своевременно заметил падающую сваю и организовал эвакуацию пассажиров .

Сход с рельсов поезда между станциями «Владыкино » и «Отрадное »

Теракты 29 марта 2010 года

Падение дерева между станциями «Измайловская » и «Первомайская »

4 июня года в 20:27 по московскому времени в результате сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская » и «Первомайская » упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движения поездов по данному участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров, в конце концов, выпустили и начали развозить автобусами Мосгортранса. Никто не пострадал. В 21:47 движение было восстановлено.

3 апреля на перегоне между станциями питерского метрополитена «Сенная площадь» и «Технологический институт» прогремел взрыв. По официальным данным, девять человек погибли. Предыдущий теракт в метро Санкт-Петербурга произошел в 1996 году. Тогда в ночь с 18 на 19 декабря 1996 года взрывное устройство сработало в вагоне между станциями «Площадь Ленина» и «Выборгская». Пострадал один человек. Взрывы в метрополитене в России за последние 20 лет — в фотогалерее РБК.

11 июня 1996 года взрыв самодельного устройства произошел в Москве между станциями метро «Тульская» и «Нагатинская». Взрывное устройство мощностью около 1 кг тротила было заложено под одним из сидений. Погибли четыре человека, еще 16 пострадали. В декабре 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, их имена не разглашались.

В ночь с 18 на 19 декабря 1996 года взрывное устройство сработало в вагоне между станциями «Площадь Ленина» и «Выборгская» Петербургского метрополитена. Из-за позднего времени суток жертв удалось избежать, пострадал один человек.

1 января 1998 года в Москве произошел взрыв в вестибюле станции метро «Третьяковская». Мощность взрывного устройства составляла 150 г в тротиловом эквиваленте. Машинист поезда передал дежурной по станции сумку, которая вызвала у него подозрения. Дежурная положила сумку на щит с огнетушителями и отошла вызвать милицию, в этот момент взрывное устройство сработало. Три человека получили ранения.

8 августа 2000 года в центре Москвы, в подземном переходе под Пушкинской площадью, прогремел взрыв. Мощность устройства составила 800 г в тротиловом эквиваленте. Погибли 13 человек, 118 получили ранения разной степени тяжести. В 2005 году случившееся было признано террористическим актом. Преступники так и не были найдены, а в августе 2006 года прокурор Москвы Юрий Семин заявил, что исполнителей теракта, скорее всего, нет в живых.

5 февраля 2001 года на станции «Белорусская-кольцевая» в Москве сработало взрывное устройство мощностью около 300 г. Бомба была заложена под мраморную скамью на платформе. Пострадали 20 человек, в том числе двое детей.

6 февраля 2004 года в Москве на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» произошел взрыв. Бомбу мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте, начиненную поражающими элементами, привел в действие террорист-смертник. В результате теракта погибли 41 человек (не считая террориста), более 250 получили ранения.

Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

31 августа 2004 года в Москве у станции метро «Рижская» совершила взрыв террористка-смертница. Женщина попыталась пройти на станцию, но увидела у входа милиционеров, развернулась и привела в действие взрывное устройство. В результате погибли 10 человек, ранения получили 46 человек. Троих фигурантов дела в 2007 году приговорили к пожизненному заключению.

29 марта 2010 года в московском метро произошел двойной теракт. Первый взрыв прогремел около 08:00 мск на станции «Лубянка», через полчаса бомба взорвалась на станции «Парк культуры». Жертвами теракта стали 41 человек, еще более 100 пострадали. По данным следствия, организаторами теракта стали члены исламистского подполья Дагестана.

3 апреля 2017 года на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» в Санкт-Петербурге прогремел взрыв. По официальным данным, 10 человек погибли, десятки пострадали.

В Московском метро в 7.52 утра 29 марта прогремел мощный взрыв, погибло 24 человека, десятки ранены.

Саму шахидку разорвало на мелкие куски. Однако сохранились ее голова и нога. По этим частям тела в дальнейшем возможно будет установить личность террористки.

В 8.37 утра на станции "Парк культуры" взорвалась еще одна бомба - погибло 13 человек.

Первый взрыв произошел в тот момент, когда открылись двери поезда, люди стали выходить, а другие - входить в вагон, - сообщил корреспонденту Life News сотрудник милиции, побывавший на месте теракта.

Я был в соседнем вагоне, когда прогремел взрыв, - рассказал пассажир "Красной стрелы", взорванной на "Лубянке". - Двери соседнего вагона буквально вывернуло наружу. Как минимум человек 15 погибли сразу же.


День для проведения теракта бандиты выбрали непростой. 29 марта в России началась Страстная неделя - последняя седмица перед Пасхой.

Бомба разрушила 2-й и 3-й вагоны с головы состава. Взрывное устройство находилось во втором вагоне.

Я ехала на работу в соседнем вагоне с тем, в котором произошел взрыв, - рассказывает уроженка Челябинска Юлия Тарасевич. - Буквально на подъезде к платформе раздался хлопок, поезд остановился, потом тронулся и доехал до станции. В вагоне началась паника: двери заклинило и их пришлось разжимать руками. Когда толпа вынесла меня на платформу, я увидела, что у меня окровавлена нога. В итоге меня отправили в больницу № 13.

Взрывная волна пошла в третий вагон и в первый, в потолок, по бокам и на выход, - рассказал Life News источник в правоохранительных органах. - Машинист поезда тоже пострадал. Он находится в шоке, но серьезных ранений нет. Взрывное устройство было начинено рублеными кусками арматуры. Также известно, что его, скорее всего, привели в действие с помощью мобильного телефона - на месте взрыва найдены элементы питания и обрывки проводов. Большинство жертв было во втором вагоне. Также погиб мужчина, стоявший в третьем вагоне рядом со стеклянной межвагонной дверью.


К месту взрыва приехали мэр столицы Юрий Лужков и глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев.

Большинство раненых очень тяжелые, - рассказали Life News медики.


По предварительным данным, мощную бомбу, начиненную стальными шариками, привела в действие террористка-смертница.


Телефоны горячей линии, по которым можно узнать судьбу родственников, возможно, оказавшихся в метро в момент взрывов: 622-14-30, 624-34-40, 626-37-07.

Второй взрыв прогремел на станции метро "Парк культуры" (радиальная). Здесь, по словам мэра столицы Юрия Лужкова, погибло 13 и ранены 19 человек.

Информация еще о трех взрывах - на станциях "Улица Подбельского", "Проспект мира" и "Беговая" - не подтвердилась. Как выяснил Life News, на "Подбельского" было подозрение о взрыве, туда выезжал наряд милиции. На "Проспекте мира" и "Беговой" просто сработала сигнализация.

Между тем столичные таксисты-частники, как передают репортеры Life News с места ЧП, решили воспользоваться ситуацией. Цены за проезд между 2 - 3 станциями метро подскочили до 3 - 4 тысяч рублей.

Взрывные устройства, по данным спецслужб, приводились в действие террористами по телефонному звонку. Сейчас в метро отключены базовые станции операторов связи, чтобы не допустить возможного повторения терактов.

Дмитрий Гаев однажды заявил, что московский метрополитен является одной из самых безопасных транспортных систем мира. Однако истории столичного метро известно немало трагических событий. В статье рассказано о самых страшных взрывах в метро.

В Москве теракты происходили не только в двухтысячных, но и в советское время. Первый произошел в 1977 году - между станциями "Первомайская" и "Измайловская". За этим взрывом в метро в Москве последовал ряд других терактов. Но они уже произошли на поверхности. Пожары и аварии в метрополитене ещё не раз происходили в XX веке. Подобные дела в советские времена не подлежали огласке. Есть мнение, что в большинстве случаев имела место фальсификации.

Взрыв в метро в Москве (1996 год)

Это стало первым трагическим событием, произошедшим в столичном метрополитене после распада СССР. В истории метро Москвы взрыв 1996 года стал вторым терактом. Он произошел между "Нагатинской" и "Тульской". В поезде между этими станциями взорвалось взрывное устройство. Погибло четыре человека, четырнадцать пострадало. Один вагон был полностью разрушен, несколько повреждено. Пассажиры добирались до ближайшей станции пешком. Следствие показало, что взрывное устройство было самодельным, представляло собой прибор фугасного типа, эквивалентный по мощности килограмму тротила.

В ноябре 1997 года задержали двух подозреваемых. Их имена не разглашали. Однако известно, что вина задержанных не была доказана. Дело так и не закрыли. В прессе тогда появилась информация о том, что вину на себя взяли чеченские террористы. Однако эти сведения не подтвердились официально.

1998 год

Машинист электропоезда обнаружил 1 января у входа на станцию "Третьяковская" небольшую сумочку. Открыв ее, он увидел провода и батарейки. Машинист отнес находку дежурной, а та, в свою очередь, позвонила в милицию. Взрыв прогремел до приезда сотрудников правоохранительных органов. К счастью, никто не погиб. Дежурная получила легкие ранения.

Взрыв у торгового ларька

В 2000 году теракт в Москве произошел не в самом метрополитене, а в подземном переходе. К работнику торговой палатки подошли мужчины кавказской внешности. Покупку они хотели оплатить долларами. Продавец отказался, объяснив, где находится ближайший обменный пункт. Мужчины ушли, оставив рядом с палаткой сумки, но так и не вернулись. Через некоторое время продавец обратился к сотруднику частного охранного предприятия, сообщив о подозрительных вещах. Взрыв прогремел в тот момент, когда охранник приближался к ларьку. Погибло тринадцать человек. Более ста пострадало. Имена виновных неизвестны до сих пор.

Взрыв в 2004 году

На станции "Автозаводская" висит мемориальная доска. На ней имена погибших в результате одного из самых страшных терактов в Москве. Взрыв, прогремевший утром 6 февраля 2004 года, совершил террорист-смертник. На этот раз организаторы террористического акта были найдены, в результате судебного разбирательства приговорены к пожизненному заключению. Спустя полгода после этого взрыва в Москве произошел еще один - у станции метро "Рижская". Следствием установлено, что совершили их авторы теракта на "Автозаводской".

Взрывы на станции "Парк культуры" и "Лубянка"

Этот террористический акт, как и большинство подобных преступлений, совершен был в час пик, в то время, когда жители города направлялись на работу. Взрывы произошли 29 марта 2010 года, оба на Сокольнической линии. Первый - в 07:56. На станции "Лубянка" сработало взрывное устройство, в результате чего поезд остановился. Однако эвакуации пассажиров из метро не проводилось, по громкоговорителю объявили стандартное сообщение о задержках движения, а также рекомендации воспользоваться наземным транспортом.

Второй взрыв произошел спустя сорок минут на "Парке культуры", в третьем вагоне поезда, направляющегося сторону "Улицы Подбельского". После этого началась эвакуация, которую проводили сотрудники метрополитена и МЧС.

Весной 2010 года на улицах Москвы был усилен паспортный контроль. Вокзалы и аэропорты взяли под особую охрану. Вход на станцию "Лубянка" открыли в 17:00. Мощность взрывного устройства, сработавшего на "Парке культуры", эквивалентна двум килограммам тротила. На "Лубянке" - четырем.

На месте погибло 36 человек. Еще четверо скончались в больнице. В результате взрывов на "Парке культуры" и "Лубянке" ранено 88 человек. Сред пострадавших были граждане не только России, но и стран ближнего зарубежья, а также Израиля, Малайзии, Филиппины. Двое погибших так и остались неопознанными.

В следственном комитете возбудили два уголовных дела, которые впоследствии были объединены в одно производство. Уже в первые дни после взрыва мэр Москвы дал интервью, в котором заявил о причастности к преступлению террористок-смертниц. 6 апреля личность одной из них удалось установить. Спустя неделю в прессе появилась информация о том, что организаторы преступления найдены. На сегодняшний момент это последние взрывы в метро Москвы, которые классифицируются как теракты.

29 марта 2010 года в 7 часов 56 минут на пульт оперативного дежурного службы "01" МЧС России поступило сообщение о взрыве на станции метро "Лубянка" Сокольнической линии московского метрополитена во втором вагоне поезда, следовавшего в сторону станции "Комсомольская".

В момент остановки поезда, непосредственно перед открытием дверей, сработало взрывное устройство, закрепленное на женщине, стоящей у второй двери второго вагона.

Как установило следствие, в момент первого взрыва вторая террористка‑смертница уже ехала по Сокольнической линии в том же направлении, отставая от первой на несколько перегонов. Сразу после взрыва движение всех находящихся на линии поездов остановили, как было объявлено, "по техническим причинам". А затем составы с людьми начали медленно тянуть до ближайших станций, чтобы высадить и вывести наверх пассажиров. Заминированная женщина в этот момент оказалась на перегоне между станциями "Фрунзенская" и "Парк культуры". Когда состав добрался до станции "Парк культуры" и машинист объявил, что поезд дальше не пойдет и попросил пассажиров освободить вагоны, открыв двери, в третьем вагоне сработала вторая "живая бомба" .

О взрыве на станции метро "Парк культуры" на пульт оперативного дежурного службы "01" МЧС России сообщение поступило в 8 часов 37 минут .

Мощность взрывного устройства, сработавшего на станции "Лубянка", составила до четырех килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции "Парк культуры" — до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Взрывные устройства . В качестве поражающих элементов использовались болты и нарубленная арматура.

Непосредственно в результате обоих взрывов погибли на месте 36 человек , из них 24 на станции метро "Лубянка" и 12 на станции метро "Парк культуры". В последующие дни в больницах скончались еще четыре человека.
.

В связи с взрывами в метро в Москве был введен план "Вулкан".

Также была усилена проверка паспортного режима. Московская железная дорога усилила контроль на объектах железнодорожного транспорта, все станции московского метро .

Вся милиция на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и в метрополитене была переведена на усиленный вариант несения службы . Для обеспечения безопасности были введены шесть так называемых рубежей антитеррористической защищенности. Это проверка не только собственно аэровокзалов, но и ближайших строек, рынков, торговых комплексов, гостиниц, автопарковок.

Дополнительные меры безопасности , в частности, в петербургском и екатеринбургском метро.