Тар дворец потала тибет. Дворец Потала. Тибет. Большой западный зал

- (санскр. potala, potalaka, pautalaka), в буддийской мифологии название рая, где обитают Авалокитешвара и Тара. По индийским и тибетским источникам, находится на вершине горы на побережье Индийского океана, в китайском буддизме на острове в… … Энциклопедия мифологии

Достопримечательность Мукденский дворец 瀋陽故宮 Центральная площадь дворцового комплекса … Википедия

Координаты: 39°55′01″ с. ш. 116°23′28″ в. д. / 39.916944° с. ш. 116.391111° в. д. … Википедия

- (санскр.) 1) в будд. мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденция далай ламы в Лхасе (до 1959), одна из гл. святынь Тибета; названа в честь рая бодхисаттвы Авалокитешвары … Буддизм

У этого термина существуют и другие значения, см. Летний дворец. Пекин. Летний императорский дворец … Википедия

Достопримечательность Лехский дворец … Википедия

Достопримечательность Мукденский дворец 瀋陽故宮 … Википедия

Город на Ю. З. Китая, ц. Тибетского авт. р на. Является главным религиозным центром ламаизма (одной из форм буддизма) в Азии, что и отражено в названии: тибет. лха бог, са земля, т. е. божественная, священная земля. Географические названия… … Географическая энциклопедия

Город Лхаса 拉薩, 拉萨, Lāsà Страна КитайКитай Статус … Википедия

Книги

  • , "Мир на ладошке"-это больше, чем просто игра. Это уникальный комплект, в основе которого лежит принцип" обучать играя" . Весёлые, интересные занятия развивают: память ребёнка, давая ему… Категория: Знакомство с миром вокруг нас Серия: Окружающий мир Издатель: Умница ,
  • Мир на ладошке-4. Знаменитые места мира (2025) , `Мир на ладошке` - это больше, чем просто игра. Это уникальный комплект, в основе которого лежит принцип`обучать играя`. Весёлые, интересные занятия развивают: память ребёнка, давая ему… Категория: Разное Издатель:

Дворец Потала фигурирует первым в списке группы важнейших культурно исторических памятников Тибета, охраняемых государством. Потала – уникальный в мире по высокогорному расположению и размерам дворец-замок, его изображение является эмблемой Лхасы и всего Тибета. Дворец Потала – нетленный и великолепный памятник древнетибетского зодчества. В декабре 1994 года дворец Потала был официально внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.


Дворец Потала построен на южном склоне Красной горы в столице Тибета городе Лхаса. Тыльной стороной Дворец Потала опирается на склон горы, имеет трапециевидную форму, сужающуюся вверху, на фоне синего неба и белых облаков Тибета дворец, выкрашенный в белый и красный цвета, выглядит величественным, сказочным замком.


Что означает название дворца Потала? По-тибетски «потала» переводится как «место обитания Авалокитешвары», в Индии «potalaka». А гора, на которой расположен Дворец Потала в религиозной литературе называется Путо, и считается священной за то, что как гласит легенда, на этой горе появилась бодхисатва Авалокитешвара. Интересно, что в Китае в провинции Чжэцзян есть вторая гора Путо (普陀山, Путошань), являющаяся священной по той же причине.


Дворец Потала от основания возвышается на 119 метров в высоту, протяженность с востока на запад 350 метров, ширина с севера на юг 270 метров, строительная площадь 130 тысяч квадратных метров, а вместе с передним двором и прудом позади дворца, общая площадь дворцового комплекса Потала составляет 360 тысяч квадратных метров!


Начало строительства дворца Потала относится к 30-м годам 7 века нашей эры. Как свидетельствуют исторические источники, туфаньский вождь Сронцзангампо решил сделать Лхасу своей столицей. Прежде всего, он велел построить на вершине Красной горы в Лхасе, где уже были его медитационные пещеры, царский дворец. После того, как состоялось обручение с танской принцессой Вэньчэн, и Вэньчэн прибыла в Тибет, Сронцзангампо возвел на Красной горе 999 комнат. Вместе с построенным раньше дворцом получился комплекс из тысячи помещений! Кроме того, вокруг была возведена стена с длиной каждой из сторон в 500 метров. В стене имелось 4 ворот, украшенных башенками, и был вырыт обводной канал. К несчастью, во второй половине 8 века из-за попадания молнии, деревянные постройки дворца Потала сгорели. К тому же, в конце существования Туфаньского царства разразилась междоусобная война местных племен, приведшая к разрушению первоначального дворца Потала. Сохранились лишь пещера Фаван и зал Пабалакан.


Дворец Потала, который мы видим сегодня, строился на протяжении нескольких столетий, начиная с 17-го века. Далай Лама 5-й Агван Лобсан Джамцо, в 1645 году дал приказ восстановить разрушенный дворец Потала. В 1652 году Далай 5-й совершил поездку в Пекин. По возвращении в Тибет Далай 5-й переехал из своей прежней обители – монастыря Дрэпунг в завершенный к тому времени Белый Дворец Поталы. Интересно, что после реинкарнации Далай Ламы 5-го, никто не осмеливался сообщить народу об этом, так как правители боялись, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством Дворца Потала. Власть Далай Ламы 5-го была настолько сильна, что его реинкарнацию скрывали более 10-ти лет, чтобы достроить дворец.

В 1690 году на 8-й год после кончины Далая 5-го Дисы Санцзе Джамцо именем Далай Ламы 5-го предпринял строительство Красного дворца и мемориальных ступ в комплексе Поталы, для чего была снесена часть обветшалых строений. В работах было занято 7 тысяч человек мастеров и рабочих, было истрачено 2134 тысяч лянов (1 лян = 150 грамму) серебра, по приказу цинского императора Канси на строительство было послано 114 ханьских и маньчжурских мастеров, в работах приняли участие и непальские мастера. В 1693 году работы были завершены, и в 20-й день 4-го месяца по тибетскому календарю состоялось освящение Красного дворца. Перед фасадом дворца Потала был воздвигнут памятный столб в память о завершении строительства. С тех пор в планировке дворца Потала не происходило крупных перемен.


Когда с площади перед дворцом Потала вступаешь в ворота дворца, то оказываешься внутри двора, огражденного с трех сторон высокой стеной. Прямо к северу идет широкая каменная лестница. Отсюда можно видеть восточный вход и западный вход. Главным является восточный вход (по-тибетски «пинцодолан»). Войдя в него и пройдя темный ступенчатый коридор, попадаешь в Дэянся. Это ровная площадка размером 1600 квадратный метров у входа в Белый дворец. Здесь для Далай Ламы, высокого духовенства и чиновников устраивались театральные представления. С южной и северной сторон площадки имеются галереи, помещения на восточной и западной сторонах служили учебными классами титулованных монахов А вход, прямо обращенный на запад, является главным входом в Белый Дворец Поталы.


Белый дворец Поталы

Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.

Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.

Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.

Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.

Красный дворец Поталы


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.

Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Второй по высоте ступой является ступа Далай Ламы 13-го . Начало строительства ступы датируется 1934 годом, на строительство ушло 3 года. Высота ступы 14 метров, на внутренней стене павильона есть фреска, посвященная жизнеописанию Далай Ламы 13-го, в том числе эпизод поездки Далай Ламы в Пекин, где он был принят императором Гуансюем и вдовствующей императрицей Цыси.

Западный большой зал (по-тибетски «Сысипинцо») находится к востоку от павильонов со ступами, его площадь 680 квадратный метров. Это самый просторный зал Красного дворца в всего дворца Потала. В этом зале Далай Лама 5-й устраивал приемы, жертвоприношения и прочее. В западном зале хранится также пара парчовых полотнищ, сотканных из золотых нитей, которые в 1696 году были подарены китайским императором по случаю завершения строительства Красного дворца Поталы. Есть также подаренный императором Цяньлуном транспарант с автографом императора и надписью «Место, источающее рай». Этот транспарант находится над троном Далай Ламы.

В самом высоком павильоне Красного дворца Поталы в зале у западной стены установлена статуя одиннадцатиликой и тысячерукой бодхисатвы Авалокитешвары , которая была изготовлена из чистого золота и серебра по приказу Далай Ламы 13-го.

Из самых ранних строений дворца Потала сохранились лишь пещера Фавана («Цзюйцзечжупу») и павильон Пабалакан. Пещера Фавана площадью 27 квадратных метров отличается скромным убранством. По преданию сам туфаньский царь Сронцзамгамбо постигал в этой пещере священные тексты. В пещере установлены статуи сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзуль, Лудунцзана – лиц, известных ов времена Туфаньского царства. Кроме того, сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой, по преданию, пользовался Сронцзангамбо. Павильон Пабалакан называется также павильоном Авалокитешвары, он расположен над пещерой Фавана.


Павильоны со ступами Далай Лам 7-го, 8-го, 9-го, а также павильоны со ступами Далай Ламы 5-го и 13-го имеют кровли, сплошь покрытые позолотой. Такие же золотые кровли венчают павильоны Пабалакан и Рамлакан. Все вместе они образуют блистательный ансамбль золотых кровель. Большинства кровель имеют традиционную форму китайских крыш с взлетающими углами. На коньках кровель есть украшения в виде колоколообразных монастырей, которые покоятся на лотосовых пьедесталах. Взлетающие угловые конструкции кровель украшены фигурками мифических буддистских животных.

Дворец Потала – это сокровищница бесценных художественных изделий и произведений искусства, а также исторических памятников. Даже для фресок использовались красители, приготовленные из драгоценных металлов и камней. Эти фрески поражают яркостью и свежестью. Во дворце Потала хранятся около 10 тысяч икон «танка», большая часть которых выполнена видными художниками древности. Богатое собрание изданий священных текстов, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне и по достоинству считаются произведением искусства. Не мало издания являются уникальными. Имеются около 100 свитков канонов, выполненных на пальмовых листьях и доставленных из Древней индии и других мест. Самый ранний текст на пальмовых листьях насчитывает не одно тысячелетие. Техника издания священных текстов включает рукописное письмо золотыми и серебряными чернилами, нанесение золотого покрытия на текст, выполненный выпуклым шрифтом. Например, есть издание «Ганчжура», выполненное красителями, приготовленными из золота, жемчуга, серебра, кораллов, железного порошка, медной пыли и морских ракушек. Бумага, на которой написан текст, обладает стойкостью к влажности, гниению и порче насекомыми, прочна и в то же время эластична.


Дворец Потала является великим творением тибетского народа и средоточием его культуры. В нем нашли воплощение достижения тибетцев в архитектуре, ваянии, живописи, металлообработке и других областях науки и искусства. Его вполне можно назвать музеем науки и культуры Древнего Тибета. Кроме того, дворец Потала запечатлел историю хозяйственных и культурных контактов тибетцев с другими национальностями Китая, Непала и Индии. Дворец Потала является гордостью тибетского народа и мировым культурным наследием всего человечества. Также, дворец очень часто видят иностранцы, отправившиеся в тур по Тибету .


В городе Лхасе в Тибете - царский дворец и буддийский храмовый комплекс, являлся основной резиденцией Далай-ламы.
Вплоть до бегства Далай-ламы XIV в Дармасалу (Индия) после вторжения Китая в Тибет в 1959.
Располжен на высоком холме, господствующем над городом. Общая площаль дворцового комплекса составляет 360 тыс. кв. м.



Сейчас дворец Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах.
Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости, внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Название «Потала» происходит от слова, которое на санскрите означает «гора Будды». На этом месте в VII веке нашей эры стоял дворец Сонг-стена Гампу, посвященный буддистскому правителю Тибета.



Потала расположена на 3700 метрах над уровнем моря, ее высота составляет 115 метров, разделенных на 13 этажей, общая площадь которых более 130 000 квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет "где-то более тысячи", и найдется совсем немного людей, которые смогли обойти их все.



Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 по инициативе Далай-ламы V. В 1648 был завершён Белый дворец (Потранг Карпо), и Потала стала использоваться как зимняя резиденция далай-лам. Красный дворец (Потранг Марпо) был достроен между 1690 и 1694.



Дворец находится на высоте 3 700 м на Красном холме (Марпо Ри) посредине лхасской долины. Из-за террас, площадок на крышах и храмов, он не производит впечатления крепости (дзонга). Общий вид дворца, растянувшегося на горном хребте, с башнями, стенами, лестницами, храмами и пристройками, представляет собой уникальное художественное решение, его величественность и красота ценятся буддистами, архитекторами и художниками, поражают путешественников.
Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору - ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.



Чтобы попасть внутрь дворца, по форме напоминающего усеченную пирамиду или трапецию, нужно пройти по широкой площади, расположенной со всех сторон здания. Только пройдя через них можно подойти к склону, по всей поверхности которого разбросано множество зигзагообразных лестниц, соединяющих все части дворца.



Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника Далай-ламы, и служебных помещений правительства. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне Далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением.



Красный дворец служил в большей степени местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны. Большое значение имеют восемь мемориальных ступ,в том числе Пятого и Тринадцатого Далай-лам.



Помимо ступ, дворец состоит из вереницы больших и малых залов (храмов), посвящённых буддам, боддхисатвам, далай-ламам, а также для аудиенций и церемоний. В залах выставлены драгоценности и реликвии - пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы, сложная система росписи на стенах.


Отрывок из книги Его Святейшества Далай-ламы XIV "Моя страна и мой народ"

"Говорят, это одно из самых больших зданий в мире. Даже если ты живёшь там в течение многих лет, все секреты этого здания узнать невозможно. Оно полностью покрывает верхнюю часть холма. Это целый город.



Однако помимо того, что здание это использовалось как офис, храм, школа и жилище, Потала также была и громадным складом. Здесь были комнаты, наполненные тысячами бесценных свитков-икон, тханок. Некоторые из них были написаны тысячу лет назад. Были комнаты, наполненные золотыми регалиями древних царей Тибета, также имевшими возраст более 1000 лет, и различными дарами, полученными от китайских и монгольских императоров, а также сокровищами Далай-лам, которые правили страной после царей. Здесь же хранились доспехи и оружие периода всей тибетской истории.


В библиотеках находились летописи тибетской культуры и религии, около семи тысяч громадных томов. Некоторые, как говорят, весили около 80 фунтов, а иные были написаны на пальмовых листьях, привезённых из Индии 1000 лет назад. Две тысячи просветляющих томов священных писаний были написаны чернилами, составленными из порошков золота, серебра, железа, меди, перламутра, лазурита и коралла. Каждая строка была написана чернилами другого цвета."


Одной из главных достопримечательностей дворца является множество фресок, изображающие различные бытовые и ритуальные сюжеты. Некоторые из фресок долгое время не были доступны для широкого просмотра. Только в конце 90-ых они были вывешены в залах, и теперь их могут увидеть все паломники и туристы, пришедшие в Поталу.
Многие из фресок изображают двенадцатирукого бога Авалокитершвары и его супруги богини Тары. Дело в том, что именно эти божества считаются главными покровителями Тибета. Для изготовления этих фресок тибетские мастера использовали агат, янтарь, золотой и серебряный порошок






Дворец Потала высится на фоне горного хребта, что с юга надвигается на город . Дворец стоит на Красном холме (Марпо Ри) посредине долины, он - только часть громадного укрепленного комплекса, включающего еще и огороженную прямоугольную территорию у подножия горы.
Главная и центральная часть комплекса представлена Белым дворцом (Потранг Карпо) на востоке и Красным (Потранг Марпо) - на западе.
Дворец Потала создан как символ тибетской государственности. Это произошло в те времена, когда страну вновь сплотило управление буддистских далай-лам.
Чтобы окончательно возвысить над всеми смертными и без того высокий храм-дворец, находящийся еще и высоко в горах, он назван в честь принадлежавшего покровителю Тибета, буддийскому божеству Авалокитешваре, мифического дворца на юге Индии, стоявшего на вершине горы, на побережье Индийского океана (в китайском буддизме - рай Путо на острове в Восточно-Китайском море). Согласно буддийской мифологии, Потала - это рай, где живут бодхисатвы Авалокитешвара и Тара.

История

Тибетский храм-дворец Потала построен на месте огромного (более 1000 комнат) дворца царя Ярлунгской династии Тибета Сонгцэна Гампо, правившего в 604-650 гг. и принесшего буддизм народу Тибета. Сегодня посетителям Поталы показывают пещеру Чогьял Друпук, в которой медитировал царь Сонгцэн Гампо, и зал Пхакра Лхакханг как уцелевшие фрагменты того древнего дворцового комплекса. Сонгцэн Гампо считался реинкарнацией Авалокитешвары.
Идейный вдохновитель и инициатор начала строительства Поталы в 1645 г. - Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-1682 гг.) - пятый далай-лама, или Великий Пятый, тибетский религиозный и политический деятель. Он также считался реинкарнацией Авалокитешвары. Следовательно, дворец Потала - рай на земле - становился наглядным подтверждением целостности и возрождения тибетского государства.
Однако в строительстве дворца Потала заметен еще и очевидный политический подтекст. Первая половина XVII в. стала периодом жесточайшей борьбы соперничавших школ тибетского буддизма, поддерживаемых правителями разных районов Тибета. Именно в 1642 г. Далай-лама Пятый получил верховную власть над всем Тибетом: его школа тибетского буддизма гелуг победила всех остальных, появилось новое верховное тибетское религиозное правление. Столицей объявили Лхасу, где и воздвигли дворец для новой знати.
Первым из всего комплекса построен Белый дворец в 1645-1648 гг.: Далай-лама Пятый превратил его в свою зимнюю резиденцию.
Красный дворец воздвигнут в период между 1690 и 1694 гг.
Перед началом строительства подготовили площадку: гребень горы выровняли, применяя традиционную для тибетской горной архитектуры технику вырубки нисходящих террас. Таким образом достигнут поразительный эффект «вырастания» здания из горы.
В том, что касается строительной технологии и материалов, дворец Потала похож на обычные крестьянские дома Тибета.
Мощные внешние несущие стены сложены из грубо обработанных камней. Они скреплены глиной. В стены вставлены толстые деревянные балки, поддерживающие пол и потолок. В помещении балки подпираются деревянными колоннами.
Покатые внешние стены также типичны для домов простых жителей Тибета: стены скошены вовнутрь на 6-9°. Пространство между внешней и внутренней стенами достигает 5 м (!), оно заполнено землей, камнями и переплетенными ветками ивняка.
Дворец Потала одним своим видом должен внушать благоговение и покорность воле богов и их представителям на земле. Поэтому он и вознесен на холм посреди долины высоко в горах Тибета.
Созданный при поддержке монголов, дворец Потала в своем облике соединил индийские корни тибетского буддизма, китайский архитектурный декор и традиционную тибетскую строительную технологию.
С 1951 г. входит в состав КНР на правах автономной области. Его духовный лидер - далай-лама - с 1959 г. пребывает в изгнании. Но дворец Потала сохранился: в отличие от большинства тибетских монастырей и храмов, Потала не был уничтожен хунвейбинами и китайской армией, благодаря личному распоряжению первого премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая (1898-1976 гг.).
Потала и сегодня остается архитектурным воплощением буддийской сущности Тибета.
Белый дворец состоит из просторного Восточного павильона, Солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы, а еще служебных помещений правительства Тибетской автономной области. Большой Восточный павильон всегда использовался для официальных церемоний. В Солнечном павильоне находились личные покои далай-ламы, тут он жил и работал, читал священные тексты, решал вопросы управления.
Красный дворец служил местом молитвенных собраний и проведения религиозных ритуалов. Здесь также есть несколько павильонов.
В западной пристройке Красного дворца находится гробница Тхуптэна Гьяцо - Далай-ламы Тринадцатого (1876-1933 гг.), правившего с 1895 по 1933 г.
Такой чести он удостоился еще и за то, что в 1912 г. добился провозглашения независимости Тибета и образования независимого Тибетского государства.
Стены дворца Потала покрыты слоем извести в Белом дворце и охры - в Красном. Стены всегда выглядят как новые, потому что их обливают сверху, а вместо кистей используют жгуты из шерсти яков.
Всегда можно узнать, каким местам во дворце придается особое значение: у них небольшие позолоченные китайские крыши, но при этом с золочеными индийскими орнаментами, в старину выполненными руками непальских мастеров.
Окна дворца занавешены коврами из черной шерсти яка.
Очень важными для дворца и храма Потала считаются восемь мемориальных ступ с забальзамированными телами далай-лам. Среди них есть и ступа Далай-ламы Пятого - строителя Белого дворца.
Дворец Потала стоит в окружении монастырских жилых помещений (сосредоточенных в западном крыле), кладовых и внешних фортификационных сооружений. Из-за скученности построек иногда трудно судить о том, к какому периоду они относятся, но, по всей вероятности, это конец XVII в. Следует учесть, что дворец-храм постоянно достраивали, внося изменения в общий комплекс.
Попасть в комплекс дворца Потала посетители могут через узкие ворота, к которым ведут несколько ступенчатых пандусов.
Во внутренних помещениях дворца деревянные балки и колонны, а также стены украшены сложной резьбой и рисунками. Залы наполнены множеством реликвий: это пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы.
За все века своего существования дворец Потала никогда не оказывался ощутимо поврежденным. Его прекрасный внешний вид и хорошее состояние интерьеров поддерживаются только необходимым ремонтом.
В течение последних десятилетий Лхаса заметно разрослась, в ней появилось много зданий в современном стиле, но Потала, как и в старину, все так же величественно возвышается над меняющимся городским ландшафтом.
Дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 г.


Общая информация

Местонахождение : юго-восток Тибета.
Административное местонахождение : город Лхаса, Тибетский автономный район, КНР.
Статус : культовое сооружение, исторический памятник.
Строительство : VII, XVII, XIX вв.
Языки : тибетский, китайский.
Этнический состав : тибетцы, ханьцы.
Религия : буддизм.
Денежная единица : юань.

Цифры

Общая площадь дворца : 360 000 м 2 (вместе с передним двором и прудом).
Общая высота комплекса : 117 м.
Длина : 400 м.
Ширина : 350 м.
Толщина стен : 3-5 м.
Этажи : 13.
Высота над уровнем моря : 3650 м.
Площадь Восточного двора (террасы) : 1600 м 2 .
Площадь пещеры Чогьял Друпук : 27 м 2 .
Количество монахов (монастырь Намгьял) : 200.

Климат и погода

Горный.
Средняя температура января : -2,5°С.
Средняя температура июля : +15°С.
Среднегодовое количество осадков : 420 мм.
Относительная влажность воздуха : 60%.

Достопримечательности

Комплекс дворца и храма Потала (VII, XVII вв.).
Белый дворец (1645-1648 гг.)
Красный дворец (1690-1694 гг.)
Гробница Тхуптэна Гьяцо - Далай-ламы XIII (1934-1936 гг.)
Прочие сооружения : монастырские жилые помещения, кладовые и внешние фортификационные сооружения (конец XVII в.).

Любопытные факты

■ В 1652 г. Далай-лама Пятый, строитель Поталы, прибыл в Пекин, где специально для него построили Жёлтый дворец. Правивший тогда Китаем император Шунь-чжи из династии Цин в знак особой признательности присвоил Далай-ламе Пятому титул Проникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама. В благодарность Далай-лама Пятый наградил императора титулом Небесный бог, Манджушри, Наивысший, Великий владыка.
■ Строительный камень доставляли на стройку из каменоломни к северо-востоку от Лхасы. Доставляли носильщики - на собственных спинах и в волокушах. Глина, используемая как раствор, добывалась прямо на месте, а оставшиеся ямы превратили в пруд, названный Бассейном царя-дракона.
■ Далай-лама Тринадцатый играл очень важную роль в так называемой Большой игре - дипломатическом и военном противостоянии России, Великобритании и Цинской империи в конце XIX - начале XX в. При этом он находился на стороне России. В 1904 г., после британского вторжения в Тибет, далай-лама бежал в Ургу, столицу Монголии. Обратившись в русское консульство, он попросил у царского правительства разрешение переселиться в Россию. Далай-лама получил отказ: если бы эту просьбу удовлетворили, Россия надолго, если не навсегда, испортила бы отношения с Китаем.
■ Главное отличие архитектуры Поталы от стен традиционных тибетских домов в том, что стены небольших бастионов в восточном и западном крыле закругленные, а не прямые.
■ Только прилежным следованием тибетским традициям домостроительства в Потале можно объяснить наличие на плоских крышах вертикального парапета, в чью лицевую поверхность вставлены ветки ивы и тамариска, концами направленные наружу и покрашенные в красный цвет. Они символизируют вязанки хвороста и охапки сена, которые и в наши дни тибетские крестьяне складывают на крышах своих простых домиков.
■ В нижнем цокольном ярусе сохранилось подземное святилище древней добуддийской религии Бон.
■ Реликвии Поталы - сто священных свитков на пальмовых листьях из древней Индии. Они написаны более тысячи лет назад, при этом использовались золотые и серебряные чернила, красители из жемчуга, железного порошка, кораллов, морских ракушек и медной пыли. Бумага свитков не поддается порче насекомыми или сыростью.
■ После реинкарнации Далай-ламы Пятого (кончины и поиска нового) его приближенные скрывали это почти десять лет, опасаясь, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством дворца Потала.
■ Ступа Далай-ламы Пятого занимает четвертый этаж, ее высота - около 15 м, она выполнена из золота.

В городе Лхаса (Тибет) расположился один из самых красивых дворцов мира - дворец Потала . Величественное здание и уникальная построена на высоте 3700 метров на Красном холме посреди живописной долины. Потала служит и дворцом, и буддийским храмовым комплексом, который некогда был резиденцией далай-ламы вплоть до времён бегства Далай-ламы XIV в Индию после вторжения Китая в Тибет в 1959 году.

Строение расположилось на вершине холма и величественно возвышается над городом Лхаса. Своё название дворец получил в честь легендарной горы Потала, на вершине которой живёт бодхисаттва Ченрези (Авалокитешвара), на земле которого представляет далай-лама.

Началось строительство дворца в 637 году по инициативе царя Тибета Сонгцена Гампо. Он часто бывал в Лхасе и решил сделать город своей столицей, после чего было решено также возвести и дворец-резиденцию. После того, как Гампо обручился с пленявшей его своей красотой и умом племянницей танского императора Вэнь Чэн, было принято решение о расширении Поталы. Были возведены стены и башни, прорыт обводной канал, а также увеличилось количество комнат внутри дворца до 999.

Однако всему этому не суждено было долго простоять. Во второй половине VIII века в Поталу попадает молния, и большинство деревянных построек сгорает дотла. Немного позже уже из-за междоусобных войн были разрушены и другие строения, а от первоначальных построек до наших дней сохранились лишь пещера Фа-Вана и зал Пабалакан.

Свой нынешний облик дворец начал приобретать с 1645 года. Инициатива восстановления дворца и его дальнейшего строительства исходила от Далай-ламы V. Уже через три года после закладки первых камней был закончен Белый Дворец (Потранг Карпо). С тех пор Поталу стали использовать как резиденцию далай-лам. Позже (в 1690-1694 годах) был достроен и Красный Дворец (Потранг Марпо).

В дальнейшем, Потала разросся ещё больше, и на сегодняшний день общая площадь всех помещений дворцового комплекса составляет 360 тыс. м², высота – 119 метров. Всего во дворце 9 этажей, хотя с улицы кажется, что их 13, и более 2000 комнат. Величественные трапециевидные сооружения дворца построены прямо на склоне горы и окрашены в белые и красные цвета. Стены дворца – из гранита, а окна и крыши – из дерева. Внутренние помещения освещаются при помощи масляных ламп, а залы украшены шелковыми лентами и сутрами. Дворец выдержан в типичном для Тибета архитектурным стиле и является самым величественным и ярким творением тибетских архитекторов и мастеров. Дворец Потала– древнейший и известнейший дворец в Китае — называют «жемчужиной на крыше мира».

В Белом дворце находились несколько больших павильонов (восточный и солнечный), жилые покои для реагента и наставника далай-ламы, а также несколько служебных помещений. В большом восточном павильоне часто проводили официальные церемонии, а солнечный павильон служил жилищем далай-ламы, где тот жил и работал. Красный дворец использовался для проведения различных ритуалов и служил местом молитв.

На сегодняшний день Потала является одним из главных мест паломничества буддистов и продолжает активно использоваться в буддийских ритуалах. Кроме того, в стенах дворцового комплекса устроен музей, который ежегодно посещает большое количество туристов. В помещениях, выделенных под музей, выставлено немало драгоценностей и реликвий былых времён. Большая часть из них это предметы религиозного характера, которые некогда использовались в буддийских ритуалах.

Дворец Потала в 1994 году внесён в , так как представляет большую культурную, историческую и религиозную значимость.

Следующее изображение представляет собой одну из первых фотографий Лхасы. В то время иностранцам под страхом смерти был запрещен въезд в Тибет. Фотографическая съемка также каралась смертной казнью. Двое молодых российских путешественников – бурят Гомбожаб Цыбиков и калмык Овше Норзунов – под видом буддийских паломников проникли в центральный Тибет и, рискуя быть обнаруженными, сделали ряд фотографий. После долгого и трудного путешествия снимки были доставлены в Россию, опубликованы в Санкт–Петербурге и Париже и, разумеется, произвели сенсацию.

А в 1905 г. один малоизвестный американский научный журнал, находившийся на грани банкротства, решил опубликовать свой репортаж о Тибете. Денег на серьезные статьи не было, поэтому он взял безвозмездно предоставленные Цыбиковым и Норзуновым тибетские фотографии и разместил их на разворотах с небольшими комментариями. Непривычная подача интересного материала принесла неожиданный успех. Фактически эти фотографии спасли журнал от разорения и помогли ему найти свой фирменный стиль. Возможно, вы слышали его название. Это был National Geographic.