Современный шлюп и его паруса. Парусное вооружение судов. Стаксель на штаг пирсе

Когда говорят о парусном оснащении судов и кораблей, это называют "парусное вооружение". Не имеет никакого отношения к оружию в обычном понимании этого слова. Человек давно сообразил что можно использовать силу ветра как движитель по воде - есть свидетельства что еще в эпоху неолита (около 8—3 тысячелетий до н. э.) уже начали использовать паруса. Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт в Шотландии.

Представляет собой трапециевидное полотнище, верхней шкаториной закрепленное на рее, т. е. (условно) поперек диаметральной плоскости судна. Шкаторины: верхняя, нижняя, правая, левая. Углы верхней шкаторины: нок-бензельные (правый и левый), на нижней шкаторине - шкотовые. Сторона, обращенная в корму - лицевая, в нос - изнанка. Верхняя шкаторина имеет люверсы для крепления к рею. Остальные шкаторины свободные. Шкоты на нижних парусах заводятся на корпус судна, шкоты верхних парусов (марселей и брамселей) - на ноки (концы) нижних реев. При движении курсом бейдевинд наветренный шкотовый угол нижнего паруса оттягивается в нос снастью, именуемой галсом. Прямые паруса кроятся из полотнищ ткани, расположенных перпендикулярно реям (верхней шкаторине). Крой чаще всего плоский, нижняя шкаторина иногда выполняется вогнутой вверх. Несколько позже появился косой парус, разновидностей которого существует множество.

Он так называется потому, что использовался в европейских странах еще во времена древнего Рима, где говорили, как известно, на латинском языке. Но следует сказать, что еще раньше такие паруса были известны на Востоке, например, в Египте. Их там и сейчас используют. Передний край треугольного паруса пришнурован к рейку, а задний и нижний свободны. Латинский парус иногда бывает и четырехугольным, смотрите на втором рисунке. Этот парус относится к рейковым.

Можно подумать что это гафельное вооружение, однако это не так. На самом деле это не гафель, а реек, потому что его один конец выдается за мачту. А передний край паруса к мачте не пришнурован, он тоже выходит за нее. Это также рейковый парус. Так же, как бывает стоячий гафель - гуари , в люгерной системе встречается - стоячий люгер

Это тоже рейковый парус. Еще один вид рейкового вооружения: разрезной фок . Его можно встретить на современных шлюпках.

Почему "разрезной"? Потому что кажется, будто парус, пришнурованный к рейку, разрезали вдоль мачты. Фактически это два паруса. Передний называют кливер , а задний - фок. Гика фоку не полагается, но иногда моряки делают его сами. А порой просто привязывают нижний край фока к веслу. С гиком управлять парусом легче. Этот парус относится к рейковым.

Гафельное вооружение

Парус четырехугольный. Верхний край его шнуруется к гафелю, нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику, а передний - к мачте. Этот тип паруса относится к простым. Бывает гафель особой формы. Он - тонкий, длинный и ставится почти вертикально, обычно - на невысокой прочной мачте. У паруса четырехугольная форма, но верхний задний угол поднят так высоко, что издалека парус можно принять за треугольный, бермудский. Называется такой стоячий гафель гуари . Потому у этого типа парусного вооружения такое же название. Это тоже простой парус.

Этот тип паруса самый легкий в управлении, а также хорошо работает на острых курсах против ветра (т.е. когда судно идет почти против ветра) Иногда у них форма обычного треугольника, а иногда задний край слегка округлый - чтобы увеличить площадь паруса. В этом случае к парусине пришивают специальные узкие карманы (лат-карманы) и в них вставляют гибкие длинные пластины - латы. Это чтобы на парусе не появлялись складки. Нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику, а передний к мачте. Этот тип паруса относится к простым.

Паруса бывают двух главных видов: ПРЯМЫЕ и КОСЫЕ

У прямых парусов разновидностей нет.

А косые делятся прежде всего на ПРОСТЫЕ и РЕЙКОВЫЕ

Среди простых косых мы знаем: 1) бермудский 2) гафельный 3) гуари 4) шпринтовый

Среди косых рейковых: 1) латинский 2) люгерный 3) стоячий люгер 4) разрезной фок

Тепепь можно перейти к комбинациям парусного вооружения на одной и двух мачтах.

Одномачтовое парусное вооружение С одной мачтой чаще всего ставят два паруса, реже - три. Бывает одномачтовое вооружение только из одного паруса. Мачта у таких судов называется Грот-мачта. Один парус ставят на парусном вооружение типа кэт

Кэт — тип косого парусного вооружения, при котором судно (обычно яхта) имеет только один парус, установленный на самой мачте. Мачта у кэта сильно смещена в нос. Обычно стоячий такелаж при вооружении «кэт» отсутствует. Парус может быть жёстким — в виде крыла. Кэт — древнейшее, простейшее и очень эффективное вооружение. Когда работе грота не мешают другие паруса, он дает необычайно высокую тягу на единицу площади. Кроме того, кэт очень прост в управлении. В прошлом кэт имел ограниченное распространение в Европе, но зато был очень популярен в США и Канаде. Здесь им вооружались в основном швертботы, причем исключительно широкие. Американский кэт 30-футовой длины имел ширину, равную 12 футам. В наше время это вооружение также применяется, как правило, на швертботах, хотя иногда им оснащают и небольшие килевые яхты.

Тендер (англ. tender, от tend — обслуживать) — тип парусного судна с косым парусным вооружением, имеющего одну мачту и бушприт, на которые ставятся грот, стаксель и один-два кливера.


Гафельный тендер 1. грот (грот-трисель) 2. топсель 3. стаксель 4. кливер

Парусное вооружение гафельного тендера состоит из четырёхугольного паруса грота (грота-триселя), стакселя, одного или более кливеров и верхнего треугольного (топселя). В начале XX века тендер описывали как судно с двумя-тремя передними парусами. Второстепенным признаком, зависящим от количества передних парусов, служило расположение мачты: в районе 1/3 — 1/2 длины по конструктивной ватерлинии (КВЛ) от носа. Расположение мачты и количество передних парусов определяли тип используемого бушприта. Тендеры часто имели выдвигаемый бушприт, шлюпы — только постоянный. Далее и эти несущественные отличия между тендером и шлюпом стали исчезать. Сначала вышел из моды выдвигаемый бушприт, а к 30-м годам XX века бушприты на одномачтовых яхтах вообще находили применение всё реже. Распространение клееного рангоута привело к росту высоты мачт, и необходимость компенсировать недостаточную высоту мачты большим количеством развитых передних парусов на бушприте отпала. Тендеры с тремя передними парусами с тех пор стали почти музейной редкостью. Тендер является, прежде всего, одним из видов именно гафельного вооружения. Бермудские тендеры существовали очень недолго, и появились они по причине сохранения традиционных передних парусов при переходе от гафельного вооружения к бермудскому. Лавировочные качества тендера несколько ниже, чем у шлюпа. Когда же при совершенствовании рангоута и стоячего такелажа обнаружилась возможность надежно удерживать мачту в продольном направлении всего одним штагом с носа, бермудские тендеры практически исчезли. В эпоху парусного флота тендером называлось одномачтовое судно вспомогательного назначения, водоизмещением в 50−60 т, вооружённое 10−12 пушками небольшого калибра. Современные тендеры чаще имеют бермудское парусное вооружение: вместо грота-триселя и топселя используется один большой треугольный парус — бермудский грот.


Бермудский тендер 1. грот 2. стаксель 3. кливер

Шлюп - двухпарусное одномачтовое вооружение.

Шлюп (англ. sloop) — устоявшийся к середине XIX века тип косого парусного вооружения — одна мачта и два основных паруса, передний (стаксель) и задний — (соответственно, грот). Различаются по типу грота: бермудские, гафельные, шпринтовые, рейковые и т. д. Дополнительные паруса варьируются в зависимости от времени и места постройки: прямые марсели (XIX в), кливера (нач. XX в), спинакеры (с середины XX в). В начале XX века шлюпу в Европе допускалось иметь только один стаксель, а в Америке — один или два стакселя. Второстепенным признаком, зависящим от количества передних парусов, служило расположение мачты в районе 1/4 длины по конструктивной ватерлинии (КВЛ) от носа у шлюпа. Шлюпы в отличие от тендеров могли иметь только постоянный бушприт. Лавировочные качества шлюпа несколько выше, чем у тендера. Поэтому по мере всеобщего признания преимущества удлиненных парусов тендеры строить почти перестали. С тех пор бермудский шлюп повсеместно становится господствующим видом вооружения. В его развитии за последние пятьдесят лет нужно отметить тенденцию увеличения высоты стакселя. Теперь подавляющее большинство шлюпов имеют топовый стаксель или стаксель высотой 3/4 — 7/8 высоты парусности. Мачта при этом переместилась ближе к середине длины яхты. С XX века подавляющее большинство малых спортивных парусников вооружены бермудскими шлюпами.

Двухмачтовое парусное вооружение бывает трех основных типов:

  1. Иол (йол)
  2. Шхуна

Мачты у малых двухмачтовых судов называются Грот-мачта и Бизань-мачта , если считать от носа - это справедливо для Иола и Кетча . Для Шхуны передняя мачта называется Фок-мачта , задняя Грот-мачта

Йол (иол) — тип косого вооружения двухмачтового судна, у которого бизань-мачта располагается в корму от головки руля. Характерен для маломерных спортивных судов 1950-1970-х годов. Тип иола (нидерл. jol ) зародился в Голландии. Первоначально это был прибрежный бот, приспособленный в основном для рыболовства. Причем это был весельный бот, парус был вспомогательным, и ставился на временной съемной мачте. В случаях, когда мачт было две, бизань устанавливали как можно дальше в корму, чтобы освободить место в иоле для работы с рыболовной снастью. Со временем иол стал использоваться и в военных целях, особенно у побережья, где ценилась его малая осадка. Типичный иол XVIII в. имел размерения: длина 15 м; ширина 4 м; осадка 2 м. Механизация рыболовства и коммерческого флота вообще отодвинула иол в прогулочно-спортивные суда. Особенно он получил развитие в 1950-е годы. Его характерной чертой является малая бизань, установленная далеко в корму, часто прямо на транце. При этом основную тягу обеспечивает грот, а бизань больше придает маневренность при поворотах и позволяет тонкую настройку на постоянных курсах. Типичный иол тех времен имеет бермудское вооружение и длинные носовой и кормовой свесы, что дает ему возможность ходить острыми курсами. Иол стал популярен у яхтсменов за способность балансировать центр парусности относительно центра бокового сопротивления. Настроенная таким образом яхта способна держать курс без помощи руля. Иол предпочитали такие знаменитые яхтсмены-одиночки, как Джошуа Слокам и Фрэнсис Чичестер. С появлением автоматических систем управления (автопилотов, авторулевых) эта способность иола потеряла прежнее значение, и их место во многом заняли более простые в управлении шлюпы.

Шхуна (Schooner) - парусное судно с двумя и более мачтами и преимущественно косыми парусами. Шхуна имеет два вида вооружения: один для транспортных судов, второй - для яхт; и тот и другой имеет две мачты (фок и грот). Транспортная шхуна (марсельная шхуна или топсельная шхуна Topsail schooner) несет марсель, иногда два на фок-мачте, а на грот-мачте - только косые паруса. Шхуна-яхта имеет обычно косое вооружение на обеих мачтах, но иногда на фоке носит марсель.

Одно время шхуны-яхты были весьма распространены и стояли в первых рядах соревнующихся за Американский кубок (America cup), но за последнее время тендер совершенно их вытеснил из гонок. Кроме описанных выше шхун имеются также другие типы транспортных шхун с тремя мачтами и косым вооружением. Такие шхуны называются трехмачтовыми шхунами. Когда они несут на фок-мачте марсели, то такие шхуны носят название джекасс (Jackass). Их не следует смешивать с баркентинами, которые издали похожи на них. Баркентина отличается от шхуны тем, что имеет фок-мачту бриговую.

Кеч, кэч (англ. ketch) — тип двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Появились в середине XVII века в Англии и Северной Америке, как рыболовные и торговые суда. Торговые суда аналогичной конструкции ещё назывались гукорами. Кеч отличается от шхуны тем, что у кеча задняя мачта ниже передней (при этом у кэча передняя мачта называется грот, а задняя бизань, в то время как у двухмачтовой шхуны передняя мачта называется фок, а задняя грот); отличие же кеча от йола состоит в расположении бизань-мачты впереди головки баллера (оси) руля. Площадь парусов кормовой мачты значительна и составляет около 15—20 % всей парусности. Паруса кеча косые, может быть использовано гафельное вооружение. При слабом ветре между бизанью и гротом может устанавливаться апсель. Подобное парусное вооружение и расположение оси руля дает преимущества по управляемости и ходкости в сильный ветер. В XVIII—XX вв кечем в Британии назывался небольшой двухмачтовый парусник, использовавшийся в основном для прибрежных перевозок. Обычно парусное вооружение было смешанным. Пример — т. н. Балтийский кеч (англ. Baltic Ketch), тип, ввозивший лес и пеньку из портов Балтики. Часто кеч путают с иолом, у которого бизань находится в корму от баллера руля. За исключением этого признака, оба типа вооружения внешне похожи, хотя бизань у иола несколько меньше относительно грота. Кеч требует больше рук для управления и обычно несколько больше по размерам. В большинстве случаев площадь бизани кэча приблизительно равна двум третям площади грота. В зависимости от типа корпуса и величины свесов на кэчах возможны различные варианты расположения мачт по длине судна. У кэча топы мачт часто соединяются штагом-карнаком. Бизань-мачта кеча создает большое неудобство рулевому, исключение представляют лишь суда с кокпитом в центре. Иол свободен от такого недостатка и, кроме того, размеры его бизани исключают необходимость рифления, а это является преимуществом иола как крейсерской яхты.

Яхта это судно, предназначенное для спорта или туризма. Разновидностей яхт чрезвычайно много. В мире яхт столько же типов, размеров, сколько же и вкусов, привязанностей людей. Ведь яхта, являясь предметом развлечения, часто является символом сбывшейся мечты. А люди очень часто мечтают и осуществляют мечты по-разному.

Классифицируя яхты, в первую очередь следует разделить их на моторные и парусные яхты. Это яхты из разных идеологических лагерей, из различного представления о мечте. И хотя те и другие в конечном итоге объединены одной стихией, морем, о каждом из них стоит говорить раздельно. В этой статье мы уделим внимание классифиции парусных яхт.

1. Предназначение.

В первую очередь стоит разделить парусные яхты по их основному признаку, ради чего их собственно и строят. По назначению. Поскольку яхты предназначены для двух основных видов развлечений: путешествия и гонки, то и яхты, в первом приближении следует разделить именно так. Яхты для путешествий и яхты для гонок. Конечно, и на тех и на других можно и путешествовать и гоняться, но мы говорим именно о предназначении, заложенном конструктором. Итак, в первую очередь, разделим яхты на:

  • Яхты для путешествий
Рис1. Гоночная яхта "Archambault 35" и обычная крейсерская яхта той - же длинны - 35 футов

Яхты для путешествий имеют прочную, порой утяжеленную конструкцию. Задача конструктора в этом случае - обеспечить комфорт и надежность.

Гоночные яхты проектируются для того, что бы выиграть в гонках. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Конструкторы, рассчитывая на боле высокую квалификацию экипажей, уменьшают вес яхты, форсируют напряжение в её узлах, что бы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок, настроек, парусов для того, что бы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров.

2. Удаление от берега

По способности яхт удаляться от берега можно разделить яхты на те, которые предназначены для плавания возле берега, в заливе, и на те, которые могут совершать длительные автономные плавания со значительным удалением от портов - убежищ. То есть, яхты можно разделить на:

  • Прогулочные
  • прибрежные яхты
  • и мореходные, то есть крейсерские яхты.
Рис 2. Гоночные яхты: для прибрежных соревнований и для гонок в открытом море

  • Прогулочные яхты имеют легкую конструкцию, в них нет существенных запасов воды и еды для экипажа, навигационное оборудование рассчитаны на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок.
  • Крейсерские яхты имеют прочную конструкцию способную нести запас снабжения (вода топливо, продукты и т.д.). Веутренние помещения дают возможность полноценно отдыхать команде. Такие яхты не имеют ограничения по удалению от берега.
  • Прибрежные яхты (дневной крейсер) имеет ограниченные бытовые удобства и небольшой запас снабжения, позволяющие провести день на прогулке возле залива.

3. Количество корпусов.

Если ширина корпуса создает устойчивость, то почему бы не расширить его как можно больше? Об этом в своё время задумались конструкторы и стали проектировать широкие корпуса. Такие корпуса обладают высоким начальным моментом спрямления. Однако у них есть крупный недостаток. Такой корпус имеет высокое сопротивление трения о воду и плохую мореходность. Для решения этого конфликта были созданы многокорпусные яхты: катамараны (два корпуса) тримараны (три корпуса). Несмотря на то, что переворот многокорпусника, в отличии от переворота килевой яхты - это фатальное событие, поставить его обратно, на «ровный киль», без посторонней помощи, невозможно, они весьма популярны. Дело в том, что целый ряд конструктивных мер свел риск переворота некоторых многокорпусных яхт, например крейсерских, практически к нулю.

Катамараны имеют два одинаковых узких длинных корпуса, разнесенных на такое расстояние, чтобы обеспечить большую остойчивость. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость.

Тримараны имеют три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких. Боковые корпуса, по существу, являются поплавками, обеспечивающими остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты. Однако в настоящее время наиболее широко используются трейлерные тримараны, то есть такие тримараны, которые можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. Таким образом, по количеству корпусов, парусные яхты делятся на:

  • Однокорпусные
  • Многокорпусные (катамараны и тримараны)
Рис 4. Однокорпусная яхта, катамаран, тримаран.

4. Способ создания остойчивости однокорпусных яхт

Парусные яхты используют для движения энергию ветра. Ветер передает свою энергию яхте через паруса. Паруса и парусное вооружении вообще, установлено на яхте, и под действием ветра (особенно когда он направлен в борт) стремится опрокинуть всю яхту. Что бы создать остойчивость, то есть способность яхты противостоять опрокидыванию, существует два основных способа. Во-первых, с помощью балласта , расположенного как можно ниже в корпусе или в специальном плавнике (фальшкиле). Во-вторых, с помощью остойчивости корпуса , когда сам корпус, благодаря своим характеристикам, прежде всего ширины, создает спрямляющий, то есть восстанавливающий момент.

Первый способ создания остойчивости, то есть с использованием балласта, используют килевые яхты. Благодаря балласту конструкция килевой яхты обладает очень стабильной остойчивостью. Эти яхты весьма надежны, поскольку, например, «прощает» многие промахи экипажа и может приспосабливаться к различным ветро - волновым условиям. Это настоящий «хит» в мире парусных яхт. Двойное предназначение фальшкиля - размещение балласта и создание гидродинамической силы, препятствующей дрейфу, делают эти яхты, ни мало ни много, уникальными изобретениями человечества.

Второй способ создания остойчивости, с помощью остойчивости формы, используют яхты, в которых подводное крыло лёгкое, не имеющее балласта. Такое крыло называется «шверт», а яхта с таким крылом называется «швертбот». Швертбты не имеют балласта, и могут легко поднять шверт при подходе к мелководью. Также на них активно используют вес самого экипажа. Его перемещают, в зависимости от ветровых условий в то или иное место на том или ином борту яхты, а то и выводят за борт на специальных подвесках – трапеции.

Есть и промежуточный вариант. Это так называемые яхты – «компромиссы» . Эти яхты имеют так называемый «тяжелый» шверт. То есть балласт в таком шверте участвует в создании остойчивости. Его веса, однако, недостаточно, поскольку вес шверта должен быть таким, что бы экипаж мог поднять его достаточно оперативно, например, при подходе к пирсу. Для создания необходимой остойчивости «компромиссы» могут также использовать вес экипажа или балласт, установленный в неподвижных, нижних частях корпуса. Таким образом, по способу создания остойчивости однокорпусные яхты можно разделить на:

  • Килевые
  • Швертботы
  • Компромиссы
Рис 3. Килевая яхта, швертбот и компромисс.

5. Материал корпуса.

Яхты можно сделать из самых различных материалов. Наиболее распространенный материалы: пластик, металл, дерево. У каждого материала есть свои преимущества и недостатки. Дерево красиво, деревянные яхты – это настоящая одухотворенная история владельца и его экипажа. Металлические яхты считаются одними из самых прочных. Они популярны там где условия наиболее тяжелы, например, там, где встретить лед на прогулке - не редкость. Пластиковые яхты – самые массовые. В основном из-за низких эксплуатационных расходов по уходу за их корпусами. Также пластиковые яхты можно признать как наиболее легкими в случае применения промышленных технологий.

6. Cтатусу.

По своему предназначению, а вернее по своему отношению яхта – владелец, парусные яхты делятся на чартерные, то есть яхты предназначенные для извлечения прибыли владельцем и частные яхты, когда владелец строит или приобретает яхту для собственного использования. Чартерные яхты, как правило имеют максимальное количество кают, которое моно разместить в корпусе. Тогда арендатор сможет пригласить больше гостей и уменьшить свои расходы на яхтинг. Частная яхта, как правило, независимо от размера обладает не более чем тремя каютами. Одну для владельца и, максимум, две для гостей. Количество кают для команды, если владелец яхты предполагает таковую использовать, не ограничено.

7. Парусное вооружение

Парусное вооружение весьма разнообразно. Конструкторы постоянно его совершенствуют, применяя все более новые материалы и технологии. Рассмотрим их весьма кратко.

Одномачтовые яхты:

Типов парусных вооружений, использующих одну мачту огромное количество, однако лишь один из них, а именно «Бермудский шлюп» абсолютно господствует в мире одномачтовых яхт, более того, пожалуй, даже и во всем мире яхт.

Бермудский шлюп. Это такой тип парусного вооружения, когда с помощью установленной мачты и стоячего такелажа можно поставить два основных паруса. Парус, стоящий перед мачтой называют "стаксель". Стакселей огромное разнообразие. Они могут иметь различную форму и размер. Необходимость иметь большое количество стакселей связано с тем, что они слабо регулируются, настраиваются для использования при различных ветровых условиях.

В стаксели различают по плотности материала (чем плотнее материал, тем на более тяжёлые условия он рассчитан) и по размеру нижней шкаторины (кромки) паруса. Различают стаксели с короткой нижней шкаториной, не заходящей за мачту и "генуэзские" стаксели, это такие стаксели, которые "заходят за мачту. На мачте передней шкаториной крепится второй парус. Он называется "грот". Грот регулируется в широком диапазоне ветров и как правило не требует смены при изменении параметров ветра или курса яхты.

Различают бермудский шлюп с «топовым» и «дробным» вооружениям. Дробным вооружением называют такое вооружение бермудского шлюпа, когда передний трос, раскрепляющий мачту («форштаг» или просто «штаг») крепится к самому верху (топу) мачты

Двухмачтовые яхты:

Двухмачтовые яхты отличаются огромным разнообразием парусного вооружения. Приведем лишь несколько из них.


– имеет основную переднюю мачту ("Грот-мачту") и гораздо меньшего размера заднюю мачту ("Бизань-мачту"). Бизань мачта Йола не создает тянущую силу, а лиш только балансирует яхту. Это качество йола весьма востребовано в свежую погоду, когда основные паруса сильно уменьшены ("зарифлены") или на якорной стоянке, когда работа паруса, стоящего на бизань - мачте существенно снижает нагрузку на якорь.

– по сравнению с йолом имеет бизань мачту, соизмеримую с гротом по размеру. Таким образом, бизань кеча участвует в создании тяги. Этот тип парусного вооружения также весьма практичен в свежую погоду. Особенно его любят владельцы яхт, находящиеся в преклонном возрасте, когда сил на работу с одной огромной мачтой и большими парусами уже недостаточно. Им уже проще разнести общую площадь парусности яхты на две похожие мачты. К то му же этот вариант существенно увеличивает общую надежность яхты

– этот тип вооружения можно считать устаревшим, поскольку его массовое применение когда-то было основано на технологиях позволявших раскрепить самую большую мачту – «грот», лишь в самом широком месте корпуса. С точки зрения аэродинамической эффективности, это нелогичное, можно сказать даже ошибочное решение, поскольку большая часть парусов на самой большой мачте, на грот мачте, начинают работать в ветровой тени передней мачты. Переднюю мачту в этом случае называют "фок - мачта". Более или менее вооружение типа «шхуна» оправдано лишь на попутных ветрах.

Однако, если нужно стилизовать яхту под старину, что часто бывает вполне оправдано, или вооружить её как то по особенному, то почему бы и нет! Ваши романтические мечты – чем не повод для воплощения в парусном вооружении!

Выводы

Итак, мы можем классифицировать парусные яхты по целому ряду параметров:

  1. Назначению (гоночные, яхты для путешествий)
  2. Способности удаляться от берега (прогулочные, крейсерские)
  3. Количеству корпусов (одно корпусные, многокорпусные)
  4. Статусу (чартерные - частные)
  5. Материалу корпуса (пластик, дерево, металл, армоцемент)
  6. Парусному вооружению (Бермудский шлюп, йол, кеч, шхуна и т.д.)
  7. И однокорпусные яхты можно разделить по способу создания выравнивающего момента (Килевые, швертботы, компромиссы). Учитывая, что это далеко не полный перечень, таким образом, из всего многообразия яхт всегда можно выбрать или спроектировать такую яхту, которая наиболее точно подходит под ваш запрос.

Ниже мы знакомим новичков с названиями основных элементов яхты, стоячего и бегучего такелажа, паруса и просто яхтенными (морскими) терминами.

Парус

Парус – это специальная ткань или пластина, которая крепится к корпусу яхты с целью преобразовать энергию воздушных потоков в энергию поступательного движения судна. С точки зрения своего устройства, парус представляет довольно сложную конструкцию. А теперь более предметно познакомимся с такими элементами, как «Мачта» «Гик», «Ванты», «Грот», «Спинакер», «Штаг», «Стаксель»и другие.

Мачта

Мачта - это вертикально стоящая конструкция на судне, которая обеспечивает парус формой, стабильностью и гибкостью. Обычно, когда речь идет о парусных одномачтовых яхтах («шлюп», «тендер»)- подразумевают именно грот мачту.

Вооружение гика: 1 − гик; 2 − мачта; 3 − пятка с ползуном; 4 − парус; 5 − топенант; 6 − нок; 7 − гика-шкот; 8 оттяжка гика; 9 − оттяжка пятки гика

– это устройство, служащие для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального ронгаутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижно так и не подвижным образом.

Ванты

Ванты - это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.

Штаг

Штаг - это жесткий стальной трос стоячего такелажа судна, удерживающий от падения мачту назад

Грот (парус)

Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Собственно, именно грот является одной из самых важных составных частей паруса яхты, оттого насколько правильно настроен грот по отношению к ветру и состоянию поверхности воды, зависит, как будет вести себя судно в тех или иных погодных условиях.

Стаксель

Стаксель представляет собой парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.

Гоночный парус, работающий в диапазоне курсов от галфвинда до фордевинда. В отличии от спинакера имеет меньшую площадь, кроме того, может использоваться не только в гонках, но и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.

Шкот

Шкот (нидерл. schoot ) - снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту).

ФАЛ

Фал (нидерл. val (от vallen - падать, спускать ) - снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов,вымпелов и т.п. Фалы , используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.

Концы

Коне́ц (концы́) - название любой верёвки или троса на флоте. Например при швартовке швартовый конец одной стороной привязывают к пирсе (пристань) на кнехт а другой на утку на яхте.

Кранцы

Кра́нец - подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна.Раньше кранцы были плетённые из верёвок, но в дальнейшем они были вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами. В силу своей дешевизны и практичности в качестве кранцев наиболее широко используются старые автомобильные покрышки.

Вот еще некоторые важные термины

Подве́тренная сторона́ - сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.


Наветренная сторона
- сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.

Галью́н - просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.

Камбуз - просто кухня

Овершта́г - поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.

Фордевинд - 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд ), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.

И наконец - Адмиральский час

Адмиральский час - предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.

Факторов, влияющих на выбор парусного вооружения предостаточно. Здесь, как и в любой области, невозможно создать идеальное вооружение. Для разных целей подходят разные паруса. Но в силу привычки и стереотипа, на большинстве яхт мы наблюдаем вооружение бермудский шлюп. Попробуй производитель предложить совершенно непривычное парусное вооружение, пусть оно и будет отвечать конкретному запросу более качественно, чем классика, и он просто потеряет своих клиентов.

Так что ещё одна из важнейших причин начать – это возможность подобрать необходимое именно для себя парусное вооружение. 🙂

Стремление быть первым является важным фактором сегодняшнего прогресса, в том числе и в яхтинге. Парусные синдикаты топовых регат (Кубок Америки, и т. пр.) вкладывают большие средства в испытания, проектирование и строительство совершенных гоночных машин (бюджеты участников 33-го розыгрыша Кубка Америки превысили сумму в полмиллиарда долларов). Логично, что успешные идеи в сфере новых тенденций парусного вооружения транслируются на массовые лодки. Но насколько это правильно, ведь необходимо учитывать минимум два фактора: гоночные машины изначально идут в совершенно в другом режиме плавания, и далеко не все крейсеристы гонятся за скоростью.

Давайте немного вернёмся к истории развития паруса в Старом Свете. Буквально 100 лет тому назад, когда ещё паровой двигатель не завоевал успеха у коммерсантов, именно прямые паруса – узкие и низкие были «в моде». Они неплохо разгоняли суда, особенно на попутных курсах, но были очень плохими лавировщиками. Небольшие рыболовные суда и первые яхты, преследовали чуть другие цели, и к тому же, благодаря меньшим размерам, позволяли использовать в вооружении более сложные конструкции. Гафельное вооружение было классикой. Но вскоре двигатель окончательно «победил» парус, который остался уже только на яхтах, используемых в целях отдыха, развлечения и в спортивных состязаниях. А к гоночным яхтам предъявляется новое требование – безупречно ходить в лавировку. Именно лавировка сегодня является определяющим для победы на классических гоночных дистанциях.

Так яхтсмены отказались от гафеля, и профиля парусов становятся всё уже и выше – бермудские паруса завоёвывают популярность.

И хотя в 60-х годах прошлого столетия Чеслав Мархай и доказал, что форма паруса типа «гуари» эффективней паруса «маркони» (бермудский на жёсткой мачте), требуется ещё время, чтобы паруса эллипсоидной формы пришли на смену бермудским. Сегодня технологии и материалы позволяют без особых проблем создавать рангоут и такелаж, благодаря которому мачты отлично гнутся и не создают слишком большого аэродинамического сопротивления, но в принципе, до сих пор на массовых яхтах негнущиеся мачты и треугольные неэффективные паруса. Правда, не потому что это сегодня не позволяют сделать технологии, как ещё 40 лет тому назад, но потому что теперь удобно закручивать паруса в мачту, но мачта при этом обязана быть ровной.

Прорыв был осуществлён в 2000 году, когда голландец Йенс Никель доказал эффективность широкого грота. Улучшенная аэродинамическая форма с большим горбом грота имела большую тягу, и при большей площади, что удивительно, меньшую кренящую силу. Рыскливость яхты также значительно снизилась. Никель объясняет это что хотя ЦТ такого паруса стал выше, но ЦП, напротив, сместился вниз. И не случайно именно Йенс Никель пришёл к такому выводу – голландские рыбаки со старых времён использовали короткий изогнутый гафель, который позволял парусному вооружению развивать высокую тягу.

Однако эволюция спортивного паруса продолжилась. Теперь не в моде паруса эллиптической формы. Современный грот имеет ярко выраженный нок-бензельный угол, а самая верхняя сквозная лата уж очень напоминает гафель. На America’s Cup такое вооружение было впервые продемонстрировано в 2007 году.

Почему так, неужели знаменитейший теоретик паруса Чеслав Мархай ошибался? Нет. Эллиптическая форма паурса и в самом деле лучшая. но лишь в идеальных и стабильных условиях обтекания. Но яхты движутся по взволнованному морю, и практика вносит свои коррективы.

Кстати, небольшие нюансы, но надо понимать, что современное спортивное вооружение, грамотно уже нельзя назвать бермудским, хотя мы и продолжаем это делать. Грот сегодня имеет явно выраженную верхнюю шкаторину и четыре угла.

Интересным решением сегодняшнего развития парусного вооружения можно считать яхту класса Open 50 Adecco – “Etoile Horizon”. Возможно, кому-то это покажется странным, но! У гафельного паруса ниже расположен центр парусности, соответственно при той же площади – меньший кренящий момент. Дальше. Океанские гонщики совершенно не стремятся к лавировке – это невыгодно. Им нужна скорость, и ради поиска нужного ветра, можно сделать лишний крюк в океане, не говоря о том, что на маршрутных гонках встречного ветра изначально не так уж много. А здесь опять-таки гафельный парус лучше тянет, чем бермудский. Да и не так уж и много у бермудского преимущества на лавировке. Это можно увидеть на приведённом здесь графике. Вообще, бермудский «победил» гафель на самом деле не сколько потому что он выгоден на гоночной части дистанции против ветра, но благодаря облегчению рангоута, особенно в верхней его части. А современные технологии и материалы позволяют не только мачты делать лёгкие, но гафели 🙂

Давайте теперь вспомним и о двухмачтовом вооружении. в 60-х годах прошлого столетия вооружение иолом считалось идеальным по многим параметрам. Это большая площадь парусности при отсутствии технологических возможностей делать высокие мачты, и более легкие паруса, с которыми проще работать, и возможность вместо взятия рифов просто убрать один парус… Вообще, яхты длиной более 12-ти метров все были двухмачтовыми.

Но эволюция берет своё, и шлюпы за счёт меньшего сопротивления парусного вооружения отодвигают двухмачтовое вооружение в прошлое. Удачным ренессансом двухмачтового вооружения стала кругосветная гонка “Видбред” 1989-90 гг., когда Питер Блейк и Грант Далтон устроили восхитительную дуэль, имея преимущество на полных курсах за счёт широкого и большого по площади вооружения. Но уже следующая гонка показала несостоятельность двухмачтового вооружения, против современных шлюпов, выходящих в режим серфинга.

До сего момента мы разобрали эволюцию парусного вооружения в Европе.

Кратко резюме: прогресс отодвинул парус с коммерческого русла в развлекательное и спортивное. Конструкторские соображения, плюс обмерные формулы привели к тому результату, который мы сегодня наблюдаем. Но в странах юго-восточной Азии совсем другие паруса. Для нас не привычные, но что может показаться поразительным, куда эффективней бермудских парусов. И за счёт формы паруса, и за счёт удобства управления, и за счёт низкого центра парусности.

Друзья, мы продолжаем цикл статей на тему «яхтинг для новичков». В этой рубрике мы постоянно делимся с вами информацией, которая без сомнения поможет приблизиться к вашей заветной мечте – стать настоящим яхтсменом, ну а если таких амбициозных задач вы перед собой пока не ставите, то наверняка вам будет просто интересно расширить свой кругозор. Сегодня мы хотели бы раскрыть такую важную тему, как элементы основного парусного вооружения судна. Не так давно мы уже рассказывали , а также поверхностно коснулись вопроса его элементов, сегодня же мы готовы осветить этот момент немного подробнее. Итак, рассмотрим устройство парусного вооружения, а начнем мы, конечно же, с паруса:

Парус

Определение парусам мы уже давали в аналогичной статье, однако, поговорка гласит - «повторение – мать учения».Поэтому давайте еще раз вспомним, что парус – это специальная ткань или пластина, которая крепится к корпусу яхты с целью преобразовать энергию воздушных потоков в энергию поступательного движения судна. С точки зрения своего устройства, парус представляет довольно сложную конструкцию. Ниже вы сможете ознакомиться с названиями основных элементов паруса яхты:

А теперь давайте более предметно познакомимся с такими элементами, как «Мачта» «Гик», «Ванты», «Грот», «Спинакер», «Штаг», «Стаксель»и другие.

Мачта

Мачта - это вертикально стоящая конструкция на судне, которая обеспечивает парус формой, стабильностью и гибкостью. Обычно, когда речь идет о парусных одномачтовых яхтах («шлюп», «тендер»)- подразумевают именно грот мачту.
Гик

Гик – это устройство, служащие для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального ронгаутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижно так и не подвижным образом. Ниже схематично показано вооружение гика:


Вооружение гика
1 − гик; 2 − мачта; 3 − пятка с ползуном; 4 − парус; 5 − топенант; 6 − нок; 7 − гика-шкот; 8 оттяжка гика; 9 − оттяжка пятки гика

Ванты

Ванты - это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.

Грот (парус)

Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Собственно, именно грот является одной из самых важных составных частей паруса яхты, оттого насколько правильно настроен грот по отношению к ветру и состоянию поверхности воды, зависит, как будет вести себя судно в тех или иных погодных условиях.

Спинакер

Спинакер - это дополнительный «гоночный» парус, который является отличным помощником гроту на полных курсах, . Как правило, в качестве материала для спинакера используется легкая ткань, он имеет выпуклую форму и его принцип действия очень схож с парашютом.

Генакер - это альтернативный спинакеру гоночный парус, работающий в диапазоне курсов от галфвинда до фордевинда. В отличии от спинакера имеет меньшую площадь, кроме того, генакер может использоваться не только в гонках, но и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.


Штаг

Штаг - это жесткий стальной трос стоячего такелажа судна, удерживающий от падения мачту назад

Стаксель

Стаксель представляет собой парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.

Шкот

Шкот - это снасть, которая закреплена за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна.