Шведская крепость "свеаборг" которая находится в хельсинки. Суоменлинна – финская крепость на острове: как добраться и чем заняться Как добраться от суоменлинна в порт

Первые камни крепости были заложены в середине 18-го столетия - в 1748 году. Основной причиной строительства стала необходимость укрепления границы с в условиях недавно завершившейся очередной войны. В силу того, что в тот период находилась под влиянием шведского государства, постройка и была названа «шведская крепость» или Свеаборг. Некоторое время спустя, в 1756 году, форт начали использовать не только в качестве сооружения для обороны, но также и в качестве базы военных кораблей. Позднее, в 1808 году, русская армия захватила более 100 военных судов, а также несколько тысяч орудий и пленных, войдя в сдавшийся после осады форт.

В 1809 году Свеаборг вместе с Финляндией переходит Российской Империи, что начинает новую страницу её истории. В середине столетия урон сооружению нанесла Крымская война, однако после все разрушения были устранены в ходе реставрации. В Свеаборге появились новые орудия и укрепления. К началу 20-го века население этих островов насчитывало около 1 500 жителей, не считая стоявшего здесь гарнизона.

В годы Первой мировой ведётся строительство новых защитных укреплений, которые помогли бы отрезать врагу путь к . Однако в 1917 году в связи с революционными событиями в стране строительство замедляется, а после и вовсе прекращается. В получившей в это же время независимость Финляндии сооружение переименовали в «финскую крепость» или Суоменлинна. Часть укреплений Свеаборга была заброшена, а часть пострадала от налётов в годы Второй мировой войны.

В 1973 году Свеаборг окончательно перестал играть роль защитного укрепления. Гарнизон был отозван, а территория этих островов стала относиться к . Знаковым стал 1991 год - Свеаборг как особенный пример укреплений прошлых столетий внесли в перечень памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

На современном этапе Свеаборг относится к известным достопримечательностям столицы, а также продолжает оставаться и жилым районом, население которого составляют несколько сотен человек.

Как добраться

Крепость Свеаборг разместилась на группе островов прямо в водах Финского залива в 3 километрах к юго-востоку от Хельсинки. Добраться до неё можно на пароме, который отходит от причала Kauppatori, находящегося на Рыночной площади столицы. В тёплые месяцы, с мая по сентябрь, до крепости также ходят водные автобусы. Найти их можно на этом же причале. Время в пути на любом из видов водного транспорта составляет около 15-20 минут. Билеты можно приобрести в автоматах на пристани, а в водных автобусах также и на борту.

Доехать до причала поможет 17-й автобусный маршрут, который останавливается в нескольких минутах ходьбы.

Свеаборг на карте

Достопримечательности вокруг замка

К территории Свеаборга относятся несколько островов. Пять из них соединены мостами и переходами, что позволяет без труда перемещаться между ними для осмотра всех объектов. Так, на полуострове под названием Кустаанмиекка можно осмотреть бастионы, возведённые как шведами, так и русскими войсками. Интересны будут пушки конца 19-го века.

Другое особенное место - один из самых старинных сухих доков в мире. Ещё в середине 18-го столетия в нём строились шведские корабли, а сегодня на его территории проводится ремонт деревянных судов прошлых веков.

У берега несложно заметить ещё один интересный объект, который нередко попадает на фото - подводную лодку «Весикко». Построенная чуть меньше ста лет назад, она прошла Вторую мировую. В летние месяцы подлодка играет роль музея, в котором можно ознакомиться с её внутренним устройством и особенностями работы в условиях погружения.


В тёплое время года на островах вокруг крепости также можно отыскать пляжи. Они позволят отдохнуть от долгих экскурсий и окунуться в воды Финского залива.

Что внутри замка

Для посетителей открыт доступ в один из старейших бастионов города - Зандер, а также в тоннели крепости. Исследовать их удобнее в тёплый сезон, вооружившись фонариком - искусственного освещения в тоннелях нет.

Примечательным элементом Свеаборга являются центральные ворота - Королевские. Они появились здесь в 1753–1754 годах в том самом месте, на котором сошёл со своего корабля шведский король, годом ранее пожелавший лично проследить, как идёт возведение Свеаборга.

В сердце сооружения располагается так называемый Крепостной двор. Он играл роль центральной площади с 60-х годов 18-го века. Здесь же покоится основатель форта - шведский военный деятель Августин Эренсверд.

Комплекс крепости включает в себя и небольшую церковь. Она была возведена здесь в середине 19-го века, в период правления Российской Империи, и предназначалась для солдат служившего здесь гарнизона. Позже из православной её переделали в лютеранскую.


На территории Свеаборга можно посетить сразу несколько музеев. Некоторые из них работают только летом, в некоторые можно попасть и зимой. Одной из основных является экспозиция музея «Суоменлинна». Здесь круглый год можно познакомиться с историей крепости и посмотреть тематические короткометражные фильмы.


В помещениях, ранее отведённых для проживания коменданта, сегодня располагается музей Эренсверда. Он назван в честь шведского фельдмаршала и демонстрирует обстановку того времени, когда крепость находилась под влиянием . Эта экспозиция функционирует только летом.

Также к летним относятся экспозиции Музея таможни, военного музея «Манеж» и Музея игрушек. Выставка, посвящённая таможенному делу, сегодня занимает помещения, ранее используемые в качестве тюремных камер.


Экскурсии

В крепости проводятся систематические экскурсии с гидом, предварительно бронировать которые не нужно. С их расписанием можно ознакомиться на . Длятся такие прогулки около часа и включают в себя исторические места островов Сусисаари и Кустаанмиекка. В летние месяцы экскурсионное сопровождение ведётся на нескольких языках: шведском, финском, английском и русском. В период с сентября по май можно принять участие только в англоязычных экскурсиях.

Персональные экскурсии для организованных групп проводятся круглый год по предварительному согласованию. В этом случае можно обговорить также и язык экскурсионного сопровождения. Заказать такую экскурсию также можно на .


Свеаборг представляет собой не просто историческую постройку, а целый комплекс интересных сооружений и объектов, каждый из которых может рассказать о чём-то своём. Они хранят на себе последствия правления трёх разных стран: Швеции, Российской Империи и Финляндии. Кроме того, на этих островах оставили отпечаток многие конфликты и события, имеющие особое значение в истории: Крымская война, Первая и Вторая мировые войны, российские революции. Все эти отпечатки, накопленные Свеаборгом, складываются в разнообразные экспозиции и особую атмосферу, в которой былое сталкивается с настоящим.

До некоторых достопримечательностей финской столицы можно добраться только водным путем. Среди них и крепость Свеаборг (Suomenlinna), расположенная на островах у южной оконечности Хельсинки. Оборонительное сооружение, построенное в середине XVIII века, включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А для туристов с детьми Свеаборг интересен возможностью целый день провести на свежем воздухе, вглядеться с крепостных стен в морские дали, потрогать старые пушки и обследовать подземные ходы.


История крепости Суоменлинна

Во время вы наверняка успели узнать, что страна имеет два государственных языка - финский и шведский. Крепость в Хельсинки тоже имеет название на обоих языках, только вот значение у названий разное. Строили форт на островах шведы: вплоть до 1809 года Финляндия находилась под властью Швеции. Потеряв и снова отвоевав Хельсинки (тогда Гельсингфорс), в 1748 году Швеция решила защитить город с моря. Так на скалистых островах Волчьи шхеры появилась крепость Свеаборг, или «Шведская крепость».

В 1918 году Финляндия стала независимым государством, и у крепости появилось название на финском языке - Суоменлинна, то есть «Финская крепость». Оборонительное сооружение использовалось очень активно, пережило несколько войн, переходило из рук в руки. Только в 1973 году крепость отправили на отдых - теперь она стала туристическим объектом.

Чтобы узнать об истории крепости побольше, воспользуйтесь аудиогидом для смартфонов или примкните к экскурсии. В летнее время экскурсии проводятся на разных языках, в том числе на русском.


Музеи крепости

Вообще-то, если погода хорошая, не нужно торопиться с посещением музеев. Воспользуйтесь картой, которую предлагает официальный сайт крепости, чтобы прогуляться по островам. Самый удобный для прогулок - синий маршрут. Он проходит с севера на юг рядом с основными достопримечательностями, в том числе выводит к Королевским воротам и бастионам с пушками. Длина маршрута около 1,5 км, и на нем встречаются крутые и скалистые участки. Но зато по нему вы выйдете к массивным стенам, напоминающим лучи звезды - они видны на всех фото Свеаборга.

Для семей с малышами есть более простой маршрут. А если делать остановки на игровых площадках, то никто из вас не устанет во время экскурсии.

Непоседы готовы изведать каждый уголок крепости? Спуститесь с ними в подземные переходы на острове Кустаанмиекка и обойдите искусственные сопки, которые на самом деле являются замаскированными укреплениями для защитников крепости. А на закуску оставьте бастион Зандер - одну из старейших построек столицы.

Основной музей Суоменлинна посвящен 260-летней истории крепости. Экспозиция организована традиционно - в витринах хранятся личные вещи, инструменты, оружие, документы. Чтобы экскурсия не показалась слишком сухой, посмотрите небольшой фильм о том, что пережила крепость в разные периоды своей истории. А после этого поднимитесь на крепостную стену и взгляните на мирный город вдалеке - он тих и спокоен, а здесь волны грохочут о скалистый берег, будто напоминая, что военным укреплениям покой неведом. Но внутри крепостных стен царит благодать - на зеленых лужайках туристы устраивают пикники.

Тему сражений, в которых принимал участие гарнизон крепости Свеаборг, продолжает экспозиция Военного музея «Манеж». Центральную часть здания занимают образцы военной техники и вооружения различных лет, а вдоль стен выстроились манекены в форме. После экскурсии можно примерить на себя современную форму и прикинуть вес полной боевой выкладки, надев бронежилет и взяв в руки портативную радиостанцию весом около 20 кг.

Морская крепость Суоменлинна/Свеаборг стала местом последней швартовки . Это единственная подлодка, состоявшая во флоте Финляндии во время Второй мировой войны. Сейчас внутри судна находится музей. Внешне лодка отнюдь не кажется большой, и экскурсия по машинному отделению, каютам и кубрикам только подтверждает первое впечатление.

С уставшими от обилия исторических фактов детьми вы отдохнете в музее игрушек. Старое деревянное здание с нежно-розовыми стенами само похоже на кукольный домик, а внутри него расположились игрушки, которые были в ходу два века назад. Пышнотелые куклы в изысканных нарядах, бравые оловянные солдатики, потрепанные (а значит, когда-то очень любимые) мишки, настольные игры - спросите у детей, сильно ли изменились игрушки за столько лет.

Пожалуй, отдыхом можно считать и посещение дома Эренсвярда. Несмотря на то, что в резиденции основателя и первого коменданта крепости есть выставка оружия и макетов кораблей, она все же похожа на жилой и довольно уютный дом - так и хочется проверить, топится ли зимой белая печка-голландка.

Осмотр крепости Суоменлинна может растянуться на целый день. Рекомендуем взять с собой еду для маленького ребенка, а с детьми постарше можно пообедать в кафе и ресторанах на островах.


В середине XVIII века на подступах к Хельсинки было заложено строительство оборонительной крепости, которая со временем строилась, достраивалась и перестраивалась на протяжении нескольких веков, пережив множество войн, переходя из рук в руки и защищая рубежи разных государств Швеции, России и Финляндии.

Сегодня крепость утратила свою военную мощь и приобрела историческую ценность как культурное наследие, как образец военной культуры.

Добраться на острова (кстати, их там аж четыре: Лянси-Мустасаари, Пикку-Мустасаари, Сусисаари и Исо-Мустасаари. Хотя в интернете некоторые пишут, что восемь), особенно летом, не составляет никаких проблем. Паромы к крепости отправляются каждые полчаса - 5€ (билет в обе стороны, действителен 12 часов + бесплатная карта) и вы на месте. А еще можно водным трамвайчиком - 7€. Да, немного дороже, но зато трамвайчик привезет Вас сразу к самому красивому месту крепости - Королевским воротам.

Мы плывем к острову на пароме, и высаживаемся у главной пристани острова Исо-Мустасаари. А значит, нам предстоит пройти пешком весь предложенный в информационном проспекте синий маршрут.

Остров Исо-Мустасаари мне показался не очень интересным с точки зрения туриста. Здесь расположились старые казармы, в которых сейчас живут люди, работающие на острове. Кстати, на острове есть даже школа, детский сад, продуктовый магазин, хостел "Suomenlinna", библиотека и фитнес-центр, целая туча помещений для проведения конференций и разных торжеств, галереи и художественные мастерские. Есть кафе и рестораны. А на паромах, курсирующих между островом и Хельсинки, имеются специальные места для одного-двух автомобилей, чтобы жители острова не чувствовали себя изолированными или лишенными возможности иметь автомобиль:)


"Vanille" - одно из немногочисленных кафе, работающих в Суоменлинне круглый год

Еще на острове есть старый храм. Раньше, давным-давно, он был русским православным, финны его переоборудовали и превратили в лютеранский. Мы зашли, и... вышли, сделав пару снимков.

Зеленые лужайки острова были пусты, что странно. Обычно в таких парковых местах, то там, то тут всегда можно увидеть либо влюбленную парочку, либо мамочек с детьми, либо хозяев, выгуливающих своих четвероногих друзей. Только один раз мы увидели большую группу увлекающихся йогов:)

Пока мы бродили по острову Исо-Мустасаари солнце светило и радовало, но на Сусиссаари погода резко начала портиться. Поднялся пронизывающий ветер и далеко над горизонтом появились свинцовые облака. Господи, хотя бы не пошел дождь!

Остров Сусисаари, на который ведет белоснежный мост, можно по праву считать изюминкой крепости Суоменлинна. Здесь летом в хорошую солнечную погоду можно провести целый день и будет не скучно. Нам было не скучно даже в холод. Да, ну не повалялись на пляже, зато полазили по крепостным стенам и холмам, оказавшимися землянками, исследовали бастионы крепости, спасаясь от ветра, изучили калибры русских пушек, заглядывали во все места, куда можно заглянуть и где можно спрятаться от ветра.

В одном из десятка отзывов, просмотренных мною, перед посещением крепости вычитала и даже законспектировала (потому, что она меня просто убила глубиной познания военного дела) следующую фразу "На некоторых редутах можно зайти в капониры для орудийной прислуги". Капец, я даже таких слов не знаю! :) Может я и видела эти редуты и капониры, но точно указать в них пальцем у меня не получится. Только если угадывать:)

В музеи мы сначала не пошли, а потом было поздно. Начался дождь, и мы еле успели добежать к уютному кафе, расположенному в одиноко стоящем домике на холме в великолепном парке Пайпера.

Зато мы первым делом посетили на Сусисаари музей-подводную лодку.

Подводная лодка Vesikko

Лично я впервые в своей жизни оказалась на подводной лодке. Пусть маленькой, пусть крохотной, пусть старенькой, но на подводной! Просто фонтан эмоций!


Прайсы музея подводная лодка "Vesikko"

Я не знаю, как и сколько можно продержаться в замкнутом и сильно ограниченном пространстве, зная, что ты находишься под водой. Как вообще можно выдержать жуткое соседство работающего механизма и не иметь возможности спокойно выспаться. Подводники, они вообще люди?


Ну хорошо, я могу допустить, что можно спуститься на некоторое, (уточняю) непродолжительное, время под воду. Даже допускаю, что можно наверно, спокойно улечься на тех крохотных кроватях. Но как в этой консервной банке можно уследить за всеми стрелочками на сотне приборов?!

Летнее кафе Piper

Как только мы прошли предложенный организаторами маршрут, пошел дождь. Сначала просто накрапывал, но потом, просто превратился в стену воды. Дождь и время обеда будто сговорились о свидании в крепости Суоменлинна. И мы воспользовавшись случаем, заглянули в одинокий домик на опушке парка Пайпера - летнее кафе "Piper"


Все прятались от дождя, и людей набилось внутрь, словно селедки в бочке. Поэтому сделав удачный выбор финского супа - свежесваренный и горячий (что было просто замечательно, учитывая, нашу степень обледенения), и не очень удачный выбор десерта - какой-то слоеный коржик в сахаре (коржик выглядел красиво и аппетитно, а на вкус был простым, без восторгов) и кофе (который нивелировал поражение коржика): Так о чем это я? А! Сделав выбор, мы вышли на веранду, нашли единственный столик, на который не попадали капли дождя и в компании с воробьями наслаждались финским дождем и покоем.

Х очу рассказать про Cвеаборг - шведскую крепость расположенную на нескольких островах.
Когда-то она была ключом к Хельсинки и к всей Финляндии... а сама Финляндия была шведской провинцией. Именно шведы строили крепость и вложили в нее большие деньги, надеясь на ее неприступность. Это место с неоднозначной судьбой. Крепость которая так и не оправдала возложенных на нее надежд. Туристу до крепости можно добраться только на пароме. Она находится на островах и имеет более 6 км крепостных стен и укреплений.



Крепость и колоритная и мощная. Это видно сразу.

Стену местами чудовищной толщины...

Её строительство началось в 1748 году. Вместо намеченных 4-х лет оно длилось 40 и так и не было закончено в том виде, в каком задумал ее создатель Августин Еренсвард. При шведах крепость называлась Sveaborg - т.е. шведская крепость. Финны же называли ее Виапори (Viapori), а когда ушли русские и Финляндия обрела полную самостийность - Суоменлинна, что означает Финская крепость...)))))

Строительством руководил Августин Эренсвэрд - архитектор, кораблестроитель, морской и артиллерийский офицер. В его жизни были только две страсти - Свеаборг и женщины флот. Человек был фанатично предан своему делу.

Если средств на строительство не хватало, мог отдать свое жалование и даже срезать серебряные знаки различия. Августин был здесь планировщиком, архитектором, распорядителем, наемщиком и управдомом; а помимо того, каждый год убеждал Стокгольм не перекрывать финансирование самой масштабной стройки в стране (первые восемнадцать лет строительства обошлись короне в 90 бочек золота).

За пыл и трудолюбие граф Эренсвэрд получил чин маршала. Он умер в 1774 году и был похоронен в крепости, так и не увидев свое детище завершенным...

Выше на фото его могила...

Катакомбы тут капитальные, но о них позже.

Увы, хорошего фотоаппарата с собой не было)))

Тут было все. И запасы продовольствия для длительных осад и сухой док для ремонта кораблей и защищенные от бомбардировок казармы.

Ворота у крепости хитрые, двойные. Если открыты одни, обязательно закрываются вторые и наоборот. Тем самым создается невозможным внезапная атака противника и большая пропускная способность, даже если противник сам их откроет.

Под мостами ров...

Не смотря на все самое современное на то время в строительстве, 4 мая 1808 года русские войска осадили крепость и он была взята. Как ни удивительно, но случилось это после непродолжительной осады, несмотря на явное превосходство шведов в артиллерии (1000 орудий против русских 40)!!! Из 8 тыс. гарнизона погибло ВСЕГО 5 человек .

КАК ПРИ ВЗЯТИИ КРЕПОСТИ РУССКАЯ СМЕКАЛКА СРАБОТАЛА

Доподлинно не известно почему именно сдалась крепость, но существует версия, что во время зимней осады, жены шведских офицеров истосковавшись по мужьям понабрались наглости и попросились у русских съездить к мужьям на побывку... русские их пропустили и даже дали транспорт и охрану. Жены ездили в крепость всю зиму, а наши постоянно твердили им, что сопротивление бесполезно, что весной придет русская эскадра и многие в крепости погибнут от штурма и обстрелов... к чему лишние жертвы?
Наши предлагали шведкам уговорить мужей сдаться. Взамен обещали свободу передвижения, а их мужьям продолжение службы в крепости, но уже русскому императору, с возможным повышением в окладе...

Весной комендант крепости пригласил русского военачальника и сообщил ему, что если русская эскадра подойдет к крепости быстрее шведской, он сдаст крепость.

,
Если верить гугглу, это и есть русская эскадра, а гугглу я верю даже больше чем Веллеру)))

Итак, весной пришла русская эскадра, а шведы запоздали... и крепость сдалась без единого выстрела. Так шведские женщины лишили Швецию провинции, но сохранили своих мужей. Огромные средства потраченные на строительство крепости были потрачены зря...

Многие с гарнизона крепости остались жить в Хельсинки, некоторые вернулись в Швецию.
Комендант крепости адмирал Кронштедт попал под трибунал по обвинению в измене, а его родственники в Швеции принуждены были менять свои фамилии...

Шведский трибунал приговорил коменданта к смертной казни, но русский император отменил это решение и его не ослушались и отпустили Кронштедта на волю... такое вот было почтение к русскому императору)))))

В 1809 году Финляндия стала частью Российской Империи (Фридрихсгамский мир).

ЕЩЕ ОДИН СЛУЧАЙ КОГДА РУССКИМ СМЕКАЛКА ПОМОГЛА

6 августа 1855 года под стенами крепости появилась англо-французская эскадра. Шла Крымская война и союзники, воевавшие против Российской империи решили, выражаясь современным языком, растащить группировку противника. 9 августа начался обстрел. Устаревшие крепостные орудия не могли причинить союзному флоту ощутимого вреда. Дальнобойных орудий просто не было. Обстрел продолжался три дня. Были большие потери среди гарнизона и разрушения в крепости.

Существует легенда счастливого спасения крепости. В ходе осады русские провели инвентаризацию пороха и вооружения и нашли на складе старые дальнобойные шведские пушки. Они выкатили три штуки на стену, убойно зарядили и вечером выстрелили в сторону неприятельской эскадры. Этими выстрелами они потопили один корабль и ещё один серьезно повредили. Англичане и французы решили, что к русским пришло подкрепление и появилась дальнобойная артиллерия. Дальнейшая осада стала опасна. Ночью англичане и французы подняли якоря и ушли в море - осада была снята.

После крымской войны в крепости была проведена реконструкция, построены новые укрепления и арт.позиции, установлены более современные орудия.

На территории крепости имеется церковь. Построили ей наши, а её ограда их шведских орудий очень напоминает ограду у Спасо-Преображенского собора в Питере... церковь уникальна, ночью она играет роль маяка.

Русские казармы... они были построены нашими солдатами после захвата крепости.

1906 год - восстание гарнизона Свеаборга. Повод - арест комендантом крепости минной роты в полном составе. В июле, в части Балтийской эскадры, стоявшей в Ревеле, началось сильное брожение. В целях предупреждения десанта матросов на острова Свеаборгской крепости комендант отдал приказ поставить мины у входа в Свеаборгский рейд. За неподчинение приказу минеры были окружены пехотой, обезоружены и посажены под арест. Артиллеристы (3 роты) решили освободить товарищей.

Последовавшая кровавая схватка артиллеристов с двумя ротами 1 Свеаборгского крепостного батальона послужила началом этого знаменитого восстания. Восстание было подавлено силами Свеаборгского крепостного полка и кораблей Балтфлота.

Есть в крепости и разветвленная система подземных ходов. Каменные стены потрясно сохранились и сегодня. Только там жутко темно и встречаются лужи... причем достаточно глубокие... к счастью хоть не заминировано)))) я попытался там побродить и вышел с мокрыми ногами))) но зато снял несколько переходов))) По ним можно и прогуляться... и даже заблудиться))))

Не очень приятно там ходить)))

В I мировоую войну Свеаборг входил в состав флангово-шхерной позиции Крепости Петра Великого и использовался как база минного флота.

Крепость Свеаборг и близлежащие острова стали частью “морской крепости имени Петра Великого”, которая должна была защищать Санкт-Петербург.

Во время гражданской войны в Финляндии (лето 1918) здесь был концлагерь для финских красногвардейцев, из которых много умерло от голода и болезней. С этого времени крепость называется Суоменлина (Финская крепость) и служит военноморской базой финского государства.

Во время Зимней войны крепость несколько раз бомбила советская авиация, впрочем, без особого успеха...

Ныне Свеаборг - культурный и музейный центр, много артистов и художников живут постоянно на островах, есть летний театр, Северный Институт современного искусства, много музеев, причем весьма интересных.

В крепости находится самый старый сухой док в Европе - корабли на этой верфи строят с середины XVII века (до 24 кораблей одновременно). Уникальность Свеаборга в том, что гигантский форт предназначался и для флота, и для пехоты. Бастионы и укрепления могли вместить 1 300 пушек, а гавань была в состоянии принимать крупные корабли.

В Свеаборге, в семье морского врача в 1811 году родился Виссарион Белинский.

На юге Сусисаари плавно переходит в остров Кустаанмиекка (Kustaanmiekka, то есть Королевский Меч). На стыке двух островов в бывшем пороховом складе размещается экспозиция береговой артиллерии. К ней прилагается любопытный экспонат - единственная финская подлодка Vesikko. Финское правительство купило ее в Германии в конце 1930-х годов. Во Вторую мировую Vesikko для начала торпедировала советское торговое судно, но тут случилась блокада Ленинграда, советский флот был отрезан от моря и субмарина осталась без работы. После окончания войны союзники запретили Финляндии иметь подлодки, и все субмарины флотилии были распроданы, кроме Vesikko, которую передали военному музею и по частям перевезли в Свеаборг.

В перестройку у одинокой подлодки появилась подружка - бывший зять президента Мауно Койвисто купил в Лиепае списанную субмарину К-77 без ядерного реактора, установил ее в гавани Хиеталахти и открыл на борту ресторан. Через четыре года истек срок аренды, и гастролерша отправилась во Флориду, где ее безуспешно пытались продать с аукциона eBay, пока К-77 не заприметила кинокомпания, запускавшая в производство блокбастер "К-19" с Харрисоном Фордом. Подружка стала кинозвездой, а Vesikko так и остался скучать на Свеаборге... (с)

Хотя крепость Суоменлинна и входит в число основных достопримечательностей Хельсинки, не каждый турист из России, приезжающий в столицу Финляндии, посещает ее. Кто-то ограничивается видом с набережной, кто-то проплывает мимо на идущем в Стокгольм теплоходе Silja Line. А зря! Надо побывать обязательно — хотя бы из уважения к истории собственной страны.


Шведская крепость

Лихо закрученную биографию крепости стоит начать даже не с ее рождения, а с чуть более раннего времени. В 1703 году Петр Великий основал Санкт-Петербург с на востоке Финского залива, и, перефразируя классика, оттоль грозить мы стали шведу. Неудивительно, что в Швеции задумались над ответными действиями. Думали долго. За это время Россия успела выиграть у своего грозного соседа две войны.

В ходе Северной войны 1700-1721 годов Гельсингфорс (будущий Хельсинки) попал под контроль русской армии и сгорел дотла. По российской версии — в результате ожесточенной артиллерийской дуэли нашего флота и шведской береговой артиллерии, по шведской — был сожжен отступавшими войсками, чтобы ничего не досталось врагу. По Ништадскому миру 1721 года Петр I присоединил только часть финских земель (Ингерманландия, Кегсгольмский округ, ). Гельсингфорс был возвращен Швеции.

В послевоенные годы политическая жизнь Швеции состояла из борьбы приверженцев мирных отношений с Россией (партия "колпаков") и сторонников реванша (партия "шляп"). Реваншисты взяли верх, но в ходе русско-шведской войны 1741-1743 годов опять получили по шапке.

В августе 1742 года российские сухопутные войска под командованием генерал-фельдмаршала П. П. Ласи при содействии эскадры под командованием вице-адмирала З. Д. Мишукова блокировали Гельсингфорс и заставили шведскую армию капитулировать без боя. Мир в Або, заключенный в 1743 году, был удачным для России. Граница на Балтике продолжала сдвигаться в направлении Стокгольма.

В 1747 году выдающийся шведский военный инженер, специалист по артиллерии и фортификации Августин Эренсвярд ("шляпа" по политическим взглядам) убедил короля Фредрика I принять план строительства новых крепостей для противостояния российскому флоту на Балтике (правда, в усеченном виде и с урезанным бюджетом).

На группе островов, представляющих собой природный заслон Гельсингфорского рейда, название которых переводится на русский очень романтично — "Волчьи шхеры", началось строительство крепости. Она получила незамысловатое имя Свеаборг (то есть "шведский замок", "шведская крепость"). Правда, почти сразу местные жители стали произносить название с финским акцентом — Виапори.

Это была настоящая стройка века. Ничего подобного по масштабам во второй половине XVIII столетия не строилось нигде в Европе. Оборонительные сооружения возводили 6 тыс. человек. Основной этап строительства растянулся на четыре десятилетия, а мелкие доработки продолжались и позже. "Отец Свеаборга" и первый комендант крепости граф Эренсвярд не дожил до завершения строительства. И хотя он скончался в родовом имении, графа перезахоронили в крепости. Могила Эренсвярда с роскошным надгробием — одна из самых фотографируемых достопримечательностей Свеаборга.

Свеаборг, построенный по самым передовым французским образцам, получил гордое прозвание "северный Гибралтар", что должно было символизировать его неприступность. В крепости был размещен мощный военный гарнизон, что превратило Свеаборг во второй по величине после населенный пункт Финляндии.

В 1806 году на островах проживало 4600 человек, а на берегу — 4200. Будущий Хельсинки был по большому счету деревней, в которой только в 1757 году появился первый каменный дом, принадлежавший коммерции советнику Иоганну Седерхолму. Это тот самый маленький двухэтажный домик на Сенатской площади, который фотографируют все туристы, как только заснимут собор и памятник Александру II.

В 1807 году на встрече российского императора Александра I с его французским коллегой Наполеоном Бонапартом в Тильзите была достигнута договоренность о том, что Россия может присоединить Финляндию к своей территории. 9 февраля 1808 года русские войска под командованием генерала от инфантерии графа Ф. Ф. Буксгевдена перешли границу, а уже 18 февраля вступили в Гельсингфорс. Вскоре Свеаборг оказался в осаде, оставшись единственным не сдавшимся населенным пунктом на юге Финляндии.

В крепости находилась примерно треть всех шведских войск, расквартированных в Финляндии: 7500 солдат и офицеров, 1500 гражданских лиц, 354 каторжника и шесть русских военнопленных; 110 военных кораблей, более 2 тыс. орудий, 100 тонн пороха. Командовал обороной комендант крепости вице-адмирал Карл-Олаф Кронстедт.

Осаждающих "северный Гибралтар" было меньше, в их распоряжении было всего 59 пушек, огромных запасов пороха также не имелось. Но вскоре комендант крепости подписал перемирие на месяц, решив по окончании этого срока капитулировать, если не получит подкрепления из Стокгольма. Посланные в Стокгольм гонцы не успели за этот месяц добраться до цели.

Третьего мая Свеаборг капитулировал. И опять мы имеем дело с двумя конфликтующими версиями относительно причин того, как это случилось. По первой, виноваты плохо обученные финские крестьяне-солдаты и не желавшие умирать не пойми за что шведы-офицеры, неисправность большинства пушек, быстро израсходованный порох, нехватка запасов продовольствия в крепости и недостаток опыта у Кронстедта, ранее одерживавшего победы только на море. Вторая версия, которую военные историки называют "золотой порох", опирается на слухи о том, что русское военное командование якобы дало коменданту крупную взятку. Документально этот факт доказан никогда не был.

После заключения Фридрихсгамского мира, по которому России перешла вся Финляндия, вице-адмирала Кронстедта сделали в Швеции чуть ли не главным виновником национальной катастрофы. Он был приговорен к смертной казни, но помилован по просьбе российского императора. Вице-адмирал вышел в отставку, но отказался поступать на службу в российскую армию, носил шведские ордена, однако не брезговал получать российскую военную пенсию, его сын стал финским сенатором, а оставшиеся в Швеции родственники меняли фамилии.

Русская крепость

После русско-шведской войны 1808-1809 годов крепость Свеаборг стала русской. Переименовывать "шведский замок" на русский лад новые хозяева не стали. А вот острова, на которых размещена крепость, переименовали, хотя и не сразу. Сначала пользовались шведскими именами, которые записывались с нижегородским акцентом.

Финны же, разумеется, произносили все названия по-своему, так что каждый островок имел целую гроздь названий. Вот несколько примеров: Густавсвард (Густав-Сверде), он же Кустаанмиека, он же Артиллерийский; Стора-Остерсварто (Стуре-Остерсварте), он же Исо-Мустасаари, он же Комендантский; Варгон (Варген), он же Сусисаари, он же Инженерный.

Хотя в Свеаборге вскоре было размещено вдвое больше русских солдат, чем когда-то было шведских и финских, островная крепость стала потихоньку терять свое значение, а населенный пункт на берегу — приобретать все большую важность. Причиной тому стало объявление в 1812 году Гельсингфорса новой столицей недавно образованного Великого княжества Финляндского (в составе Российской империи). Бывшая деревня при крепости постепенно стала превращаться в город с крепостью на морской окраине.

Да, кстати, в 1811 году в крепости в семье гарнизонного лекаря Григория Белинского родился сын, получивший при крещении имя Виссарион.

Промежуток между первой и второй осадой Свеаборга составил почти полвека. Летом 1855 года, во время Крымской войны (которая, вопреки названию, велась не только на Черном море), русский Балтийский флот был блокирован в Свеаборге превосходящим по силе англо-французским флотом.

Двадцать восьмого июля (с точки зрения нападавших) или 9 августа (с точки зрения оборонявшихся) начался обстрел крепости. Временный комендант Свеаборга генерал-лейтенант А. Ф. Сорокин, похоже, не нуждался во французской военной пенсии и не мечтал о месте в палате лордов для своего сына, а потому сумел замечательно организовать оборону крепости.

За два дня и две ночи постоянных бомбардировок по крепости и другим островам близ Гельсингфорса было выпущено более 20 тыс. снарядов, "по приблизительному и самому умеренному расчету". В финской столице, откуда обстрел был хорошо виден, началась паника — жители опасались, что неприятель начнет стрелять по городу.

Несмотря на силу бомбардировки, материальный урон, нанесенный крепости, был ничтожен. Потери оборонявшихся составили 63 человек убитыми, около 200 ранеными и контужеными. Неприятель потерял 33 человека. После нескольких дней затишья флот союзников покинул Балтийское море. Английские и французские газеты писали, что Гельсингфорс и крепость Свеаборг стерты с лица земли.

Следующий раз крепость стала ареной сражений летом 1906 года. На этот раз обошлось без внешнего врага. Комендант крепости генерал В. А. Лайминг получил информацию о готовящемся всеобщем восстании на Балтийском флоте и отдал приказ заминировать подходы к крепости. Часть матросов-минеров отказалась выполнять приказ.

Есть, правда, как всегда, другая версия. Еще с петровских времен матросу, отстоявшему вахту на холодной погоде, полагалась чарка водки или компенсация ее стоимости деньгами. Морякам в крепости почему-то не доставалось ни того ни другого, что и вызвало недовольство. Так или иначе, но комендант отдал новый приказ — арестовать смутьянов.

И тут вспыхнуло восстание. Силы разделились примерно поровну. В мятеже, к которому приложили руку эсеры и большевики, участвовало около 2 тыс. человек, которые завладели островами Александровским, Артиллерийским, Михайловским и Инженерным. Верных присяге военнослужащих было примерно столько же, они укрепились на Комендантском и Лагерном островах.

Мятеж удалось подавить за два дня. 28 организаторов и наиболее активных участников было расстреляно, более тысячи осуждено к различным срокам заключения или направлено в арестантские роты. Около 600 человек погибло в бою. В брежневскую эпоху в СССР об этих событиях был снят художественный фильм "Свеаборг", разумеется, весьма далекий от правдивого изображения истории.

Финская крепость

В 1918 году, вскоре после провозглашения независимости Финляндии, крепость Свеаборг была переименована в Суоменлинну (финскую крепость). В ней недолгое время размещался концлагерь, в который заключались те, кто участвовал в гражданской войне в Финляндии на стороне красных. Из 8500 заключенных год спустя, после закрытия лагеря, на свободу вышло 7500. Остальных скосили голод и инфекционные болезни.

После закрытия концлагеря Суоменлинна становится военным объектом и остается таковым до 1973 года, когда переходит под управление гражданской администрации и превращается в один из районов Хельсинки.

В 1991 году крепость включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Правда, остров Пику-Мустасаари (Госпитальный) до сих пор находится в распоряжении финской армии. Есть еще одна достопримечательность неподалеку от Суоменлинны, которую, увы, нельзя посетить по той же самой причине.

На острове Сандхамн--Сантахамина--Лагерный к юго-востоку от крепости в 1857 году был поставлен памятник "убиенным 63 матросам и солдатам, во время бомбардирования Свеаборга англо-французским флотом 28-го и 29-го июля 1855 года". Проект памятника выполнил профессор барон П. Клодт (тот самый, который отливал коней для Аничкова моста в Петербурге). Но это маленькие исключения, а так почти всеумные, да? Волчьи шхеры — в распоряжении туристов.

На посещение Суоменлинны можно смело выделять целый день, и то не удастся осмотреть все, что имеется в крепости.

Но не одним любителям вспоминать былые победы российского оружия имеет смысл съездить на Волчьи шхеры. Крепость крепостью, но это еще и место, где можно просто погулять, полюбоваться природой, да к тому же там постоянно устраиваются разнообразные мероприятия — концерты на открытом воздухе, парусные регаты, выставки.

Большинство местных жителей предпочитают питаться предусмотрительно привезенными с собой продуктами. И это неглупое решение. Хотя с тем, чтобы найти заведение общественного питания, особых проблем нет. Самый популярный у туристов ресторан Walhalla, правда, открыт для обычных посетителей только на ужин с понедельника по субботу, а в воскресенье и в обед туда допускаются лишь организованные группы.

Русским патриотам можно порекомендовать пиццерию Nikolai. Названа она в честь купца Николая Петровича Синебрюхова, получившего в 1819 году эксклюзивное право на производство и продажу пива на территории Финляндии и почти сразу после получения патента открывшего кабак и в Свеаборге. Носящая его имя пивоваренная фирма Oy Sinebryhoff AB существует до сих пор (вот, правда, принадлежит шведской Carlsberg).

Паромы, украшенные надписью "Suomenlinna Sveaborg", отходят от рыбного рынка (Кауппатори) Хельсинки с 6 утра до 2:20 ночи с интервалами от 40 минут до одного часа. Время в пути — 15 минут. Цена билета туда-обратно — €3,80. Летом практически с соседнего пирса отходят также водные автобусы. Обладатели Helsinki card могут пользоваться паромом и посещать все музеи в крепости бесплатно. Собственную яхту можно припарковать в гостевом порту на острове Сусисаари только при наличии свободных мест.

Суоменлинну можно посещать круглогодично, крепость открыта 365 дней в году, но лучше все-таки делать это летом. На островах постоянно проживает 900 человек, еще около 400 на них работает. Много домов на островах используется как художественные студии. На территории крепости Суоменлинна находится тюрьма для осужденных за малозначительные преступления. Зэки в основном занимаются поддержанием крепостных сооружений в должном виде.

Вход в саму крепость свободный, платить надо только при посещении музеев. В крепости имеются музей Суоменлинны, музей Эренсвярда, Манеж (музей советско-финской и второй мировой войн), подводная лодка "Вессико", а также бесплатный для посещения таможенный музей. Сложно не заметить, что большинство пушек, стоящих в крепости, имеют надписи на русском языке. Особенно приятно, думаю, будет изучить их уроженцам Перми.

Местная церковь когда-то была гарнизонной церковью русского ограниченного контингента в Свеаборге и называлась собором Александра Невского. Построен собор был по проекту архитектора Константина Тона. И хотя с 2000 года здесь проходят не только лютеранские, но и православные службы, внешний облик здания непоправимо испорчен еще в 1928 году архитектором Франсом Шестремом. Вместо маленькой копии московского храма Христа Спасителя мы теперь видим ничем не примечательный лютеранский храм.

Находясь в крепости, где-то примерно в 17:20-17:30 можно принять участие в ежедневном ритуале — вместе с другими туристами помахать рукой проплывающему мимо, по направлению к Стокгольму, парому Silja Line. Если вы по какой-либо причине опоздали и не помахали — не страшно. Через полчаса вам будет предоставлена вторая попытка — проводить в шведскую столицу паром Viking.

Благодаря Шенгенскому соглашению в наши дни можно съездить из Хельсинки в Стокгольм на денек-другой без всяких виз. А упомянутые паромы — сами по себе достопримечательности обеих скандинавских столиц. И если вы плывете на борту одного из них, не пропустите в самом начале путешествия остров с крепостью, с берега которого вам машут руками незнакомые люди.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ
proof

Технический спонсор