Примеры готической архитектуры. Готический стиль в архитектуре: простыми словами. Италия. Милан. Миланский собор

Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).

_______________________

Готический стиль завершил развитие средневекового искусства в ряде Европейских стран (Западная и Центральная Европа, часть стран Восточной Европы). В эпоху Возрождения средневековое искусство считалось варварским, отсюда и пошло обозначение стиля от названия германского племени готов. В становлении готического стиля выделяют три этапа - ранний, зрелый, поздний.


Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 века. К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Середина 13 века - время расцвета готической архитектуры. В это время готические соборы строились и в других европейских странах - Германии, Нидерландах, Испании, Великобритании, Швеции, Чехии. Особое место занимают готические соборы с их огромными пространствами, показывающими ничтожность человека перед Богом, сияющими витражами, показывающими величие божественных сил. Собор был средоточием, центром жизни всего средневекового города. Не утратил он своего значения и по мере ослабления догм церкви, развития архитектуры городов. В соборах помимо богослужений проводились богословские диспуты и собрания горожан.



Готический собор - пример работы инженерной мысли человека. Классические готические соборы можно увидеть во Франции - 3-5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора, к которому примыкают радиальные капеллы. Интерьер соборов высок, освещен цветными витражами, поднят к самому небу высокими, летящими вверх стрельчатыми арками. Присутствует ощущение практически необъятного космического пространства, полета. Статуи, рельефы воплощают единую библейскую сюжетную линию. Декор собора ритмичен, созвучен с архитектурным решением фасадов, торжественен. В отличие от застывших форм предшествующего романского стиля в готике появляется динамика, расширение сюжетной линии, развитость пластических форм, обращение к человеку, формам природы.



С конца 13 -начала 14 века строительство готических соборов во Франции переживает некоторый кризис, в градостроительстве развиваются архитектурные решения городских и монастырских зальных церквей, дворцовых и замковых капелл, городских ратуш, замков, особняков знати. Для поздней готики характерно распространение алтарных скульптур, экзальтированных эмоциональных сюжетов о страданиях Христовых. В 14-15 веках появляются росписи на светские темы, миниатюры, стремление передать пространство и одухотворенность образа человека.


В разных странах готика развивалась со своими особенностями. Так, например, в Великобритании, готический стиль мог бы развиться раньше европейских стран, но развитие страны, обуреваемое внутренними противоречиями, было замедленным. В Германии готика расцвела к середине 13 века и дала мировой культуре шедевры зальных церквей, соборов, светских построек (Бамберг, Магдебург, Наумбург). Поздняя готика Германии это прежде всего зальные церкви в Аннаберг-Буххольце и дворцовые залы в в Майсене. Готические соборы принесли славу культуре Нидерландов (Антверпен, Мехелен). Норвегия, Дания, Швеция испытывали влияние готики Франции, Германии, Великобритании. В Италии готика наиболее проявилась в строительстве гражданских зданий - в ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции). Культура раннего Возрождения в Италии сдерживала развитие готики. Обращаясь к готическому искусство Восточной Европы, мы видим лаконизм и суровые внешние формы вместе с праздничным декором башен и окон. Это готика Венгрии, Чехии, Словакии, Трансильвании, Словении, Польши, Прибалтики.
14 век - время, когда готика стала сдавать свои позиции, уступать место тенденциям Возрождения. Человечество накапливало жизненный опыт, все более интересовалось реальностью, устройством природы, и человеку все более отводилась роль творца, и в 16 веке ренессанс пришел на смене готике практически во всех странах.

____________________________________________________________________
Статья подготовлена по материалам Московской Художественной Галереи.

Если вас интересует готический стиль в архитектуре или в общем готический стиль , то ви интересуетесь одним из самих необыкновенных, захватующих обсуждаемых и вообще в разных видах искусства.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на местность современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Великобритании. В Италию готика просочилась позже, с огромным трудом и мощной трансформацией, приведшей к возникновению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так именуемая международная готика. В страны Восточной Европы готика просочилась позже и как бы продержалась там чуток подольше - вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим для себя соответствующие готические элементы, но сделанным в период эклектики (середина XIX века) и позже, применяется термин «неоготика».

Готический стиль в архитектуре фото

Первым строительным сооружением в стиле готика именуют церковь монастыря Сен-Дени, которая была сотворена по личному проекту Аббата Сугерия. В процессе ее строительства убрали много опор и внутренних стенок, по этому церковь заполучила куда наиболее грациозный вид в сопоставлении с романскими «крепостями Бога». Как эталон почаще всего называлась капелла Сент-Шапель, расположенная в Париже.

Тяжело отыскать пригодные слова, чтоб обрисовать воспоминания от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько достояние качеств, открывающиеся, когда обходишь кругом собора.

Готические соборы не только лишь высоки, но и чрезвычайно протяженные: к примеру Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта — 64 метра, и чтоб обойти вокруг него требуется пройти по наименьшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, просто обозримыми формами, готический собор необозрим, нередко асимметричен и даже неоднороден в собственных частях: любой из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стенки не ощущаются, их вроде бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все далее и далее — нескончаемо непростая, ажурная игра ажурных форм. И все это место обитаемо — собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около 10 тысяч одних статуй) . Они занимают не только лишь порталы и галереи, но их можно отыскать также и на кровле, карнизах, под сводами капел, на винтовых лестницах, появляются на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор — это целый мир.

Он и вправду вобрал в себя мир средневекового города.

Ежели даже на данный момент, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним блекнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще больше убедительно он смотрелся тогда, в том Париже, посреди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был кое-чем огромным, чем просто местом церковной службы. Совместно с ратушей, это был центр всей публичной жизни города. Ежели ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, не считая богослужения происходили театральные представления, читались институтские лекции, время от времени заседал парламент и даже заключались маленькие торговые договоры. Почти все городские соборы были так значительны, что все население города не могло его заполнить. Около собора, обычно, размещались торговые ряды.

Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в таковой пространственный, открытый вовне. Но для этого было надо поменять саму конструкцию, а прямо за конструкцией вышло и изменение строительного стиля.

Поворот к готике начался с архитектуры, и только позже стал распространяться на статую и живопись. постоянно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Ежели ассоциировать обычные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни — представители массивности, остальные — легкости. Но если взять сооружения как бы переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней.

Началось все это с простейшей клеток, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главенствующего нефа. Храм при таковой системе перекрытий не мог быть довольно просторным внутри — он оставался узеньким и темным. Мысль зодчих идет к тому, чтоб наконец-то расширить и облегчить систему сводов.

Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями — системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную базу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с умнейшей интуицией применили тут закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет и следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Так возникают сквозные галереи, аркады, большие окна. Галереи употребляются для установки статуй, а окна — для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые живописцы страстно обожали незапятнанные, колоритные, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы ни снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они стают быстрее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтоб вокруг бурлила жизнь. Трансепт практически соединяется с продольным местом. Таковым образом, устраняется резкая граница меж клиром и посетителями. «Святилище» перестает быть кое-чем недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в черной, подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен не уныл.

Что все-таки представляли собой средневековые города? Основная масса городского населения представляла собой самые мятежные, самые вольные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они наконец-то объединялись в самостоятельные союзы, цеха.

Почти во всех городах появились институты.

Соборы и ратуши, вообщем то, возводились по заказу городских коммун. Само-собой разумеется, строились и достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками. Всё изобразительное убранство готических соборов, включая скульптуры, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это, мягко говоря, мыслилось как типичная энциклопедия средневековых познаний — естественно подчиненных богословию. При этом в каждом соборе, наконец, прослеживалась своя тема. Например, Парижский - посвящался богоматери, и всему, что с ним соединено; Амьенский — выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков.

Но планы этих изобразительных богословских энциклопедий были, в общем, настолько расплывчаты и аллегории так условны, что под их сенью находили для себя место самые различные сюжеты и мотивы, в том числе и чрезвычайно дальние от церковной концепции мироздания.

Под руками средневековых каменотесов мертвый камень как бы оживает и расцветает тыщами соцветий. Как бы это было не странно, но тяжело отыскать в истории наиболее органические формы синтеза искусства, возникающие на данной базе.

В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, ежели не считать витражи: это опять-таки, наконец, определялось нравом архитектуры, сделав стенки ажурными и поэтому - неподходящими для фресок. Возможно и то, что готическая живопись развивалась не в форме стеновой росписи, а основным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура , по тем либо другим причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен. Восхитительной алтарной живописью владела, например, средневековая Чехия.

В большинстве европейских государств, лежащих к северу от Италии, готический стиль в архитектуре господствовал долго. XV век в северных странах можно считать либо позднеготическим либо проторенессансным. Большой различности как бы нет, т.к. возрождение, при всем собственном безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.

Элементы готического собора определяют его образ. Собор Кельна (Kölner Dom) (1248-1437 гг, 1842-1880 гг.)

Основным готическим элементом, определяющим величественный образ соборов, является каркасная система несущей конструкции здания, благодаря которой стал новый способ распределения нагрузки.

Любое здание испытывает следующие виды нагрузок: собственный вес, а также дополнительный вес, например, от снега. Нагрузки передаются на фундамент через несущие конструкции

Каркасная система возникла на основе крестового свода романского периода: зодчие того периода иногда между распалубками крестовых сводов выкладывали каменные «ребра», выступающие наружу. В то время подобные ребра имели декоративное значение. Готические архитекторы внесли новаторскую идею, задавшую общую тенденцию стилю: ребра, служившие для украшения романских зданий, превратились в , которые составили основу каркасной системы. Массивный романский свод сменился ребристым сводом из диагонально перекрещивающихся ребер-нервюр. Пространство между ребрами заполняли легкой кладкой из камня или кирпича.

Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи - базилика Святого Франциска при монастыре Санто-Конвенто (La Basilica di San Francesco d"Assisi) — храм ордена францисканцев в городе Ассизи. Италия. Архитектор брат Илия Бомбардоне. 1228-1253 гг.

Нервюрный свод позволял перекрывать пространства неправильной формы, и, кроме того, усадка грунта, которая была характерна для романских зданий, готическим зданиям была не страшна. Благодаря нервюрному своду уменьшился боковой распор и вертикальная нагрузка. Свод перестал опираться на стены зданий, он стал легким и ажурным за счет перераспределения нагрузок. Толщина стен уже не влияла на несущую способность здания. В результате из толстостенного массивного сооружения, благодаря новым готическим элементам, здания превратились в тонкостенные. Давление от свода передавалось на столбы-устои, колонны, перераспределяя боковой распор со стен на архитектурные готические элементы: аркбутаны и контрфорсы.

Аркбутан представляет собой арку, построенную из камня. Аркбутаны предназначались для передачи давления от сводов на опорные столбы - контрфорсы. В ранний период готического стиля аркбутан был рассчитан на прием только боковой нагрузки, затем его стали строить таким образом, чтобы он принимал также и часть вертикальных нагрузок. Арки изначально строили под крышами зданий, но поскольку такая конструкция мешала освещению внутренних помещений храмов, их стали создавать снаружи строения. Различаются двухпролетные, двухъярусные варианты подобных арок, а также комбинированные конструкции. Контрфорс- элемент готической архитектуры - представляет собой столб, который должен придать стене большую устойчивость, противодействовать распорной силе сводов. Контрфорсы отстояли от стен на несколько метров и были соединены со строением аркбутанами - перекинутыми арками.

Аркбутаны Страсбургского собора (Cathédrale Notre-Dame - Собор Девы Марии. Не завершен. Начало строительства - в 1015 году, Северная башня (1439 г.) построена по проекту кельнского зодчего Иоганна Хюльца. Южная башня не достроена).

К архитектурным готическим элементам относятся: - Пинакль архитектурный элемент, который устанавливали с целью предотвращения сдвигающих усилий. Пинакль - это остроконечная башенка, которую устанавливали на вершину контрфорса в том месте, где к нему примыкает аркбутан. - Арка. В готике отказались от полуциркульной арки и заменили их на стрельчатые.

Архитектурные готические элементы.

Готические колонны в Йоркском соборе (Йорк Минстер - Собор Святого Петра в Йорке. Англия. Собор был заложен в 13 веке, строительство продолжалось 250 лет. Реставрационные работы после пожара 1984г. были окончены в 1988 г.)

Иногда внутри собора для ряда мероприятий устраивают газон.


Наиболее известные готические соборы

Готический собор, при всем богатстве составляющих его элементов, строится по одним и тем же канонам. Это можно утверждать как о его архитектурном плане, так и всей системе декора - экстерьера и интерьера. Из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»: «Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики. - А. М.) только оболочку. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестных ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает, как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы - все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам...»

Франция
Церковь аббатства Сен-Дени (XII в.)

Сложившаяся каркасная система готического собора появилась в церкви аббатства Сен-Дени (12в.). Настоятеля этого монастыря, регента и королевского советника, по праву можно назвать "крестным отцом" готического стиля. Именно он начал постройку церкви аббатства "патрона и апостола Франции" святого Дионисия (Сен-Дени). Храм должен был придать значение и величие монастырю как древней усыпальнице французских королей. К сожалению, подробное описание всех этапов строительства храма, то, что сейчас определяет сущность готического стиля, утрачено.

Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости; в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты.
Собор в Шартре (XII - XIV вв.) .

Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (1134-50) имеет основание, полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.). Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее.

Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145-65) ближе к основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра. После пожара 1194 г. здание было отстроено заново. Архитекторы Шартра мыслили здание уже как единое целое, подразделяющееся на соподчиненные части, между которыми существует тесная связь. Интерьер раскрывается навстречу зрителю как последовательная цепь контрастов и усложняющихся архитектурных ритмов, которым придан ясный и четкий порядок.

Стена имеет трехчастное деление на аркаду опор, трифорий и окна. Служебные колонны, поднимаясь от основания устоя, собираются во втором ярусе в пучки и почти непрерывным движением возносятся к сводам. Зодчие сумели придать вертикальным тягам ощущение свободного и одухотворенного подъема. Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе.

Шартр - один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII-XIII вв. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывались в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.

В высоких окнах Шартра витражи XII в., с яркими насыщенными тонами, соседствуют с более темной гаммой красок окон XIII в. Тематика изображений в окнах Шартра была чрезвычайно разнообразна.


Наряду со сценами из Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми - в нижней части представлено около ста сюжетов из жизни ремесленников, пожертвовавших собору витражи; одна из витражных роз посвящена крестьянам. Мастерством исполнения выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери (Богоматерь «прекрасного окна»), цикл «Житие св. Евстафия», а также цикл «Карл Великий».
Скульптурное убранство «Королевского портала» на западном фасаде собора сохранилось сравнительно хорошо.

Статуи-колонны в углублениях шартрских порталов включены в общую структуру архитектурного образа. С одной стороны, они служат физической опорой, «столпами», также и в переносном смысле - в аллегорическом и сюжетном плане для тимпанов и расположенных в них новозаветных сцен.
Венский готический собор .;

Собор в Реймсе (1211-1330 гг.) .;

Собор Нотр-Дам в Реймсе .;.
Город в сердце Шампани издавна был местом коронования французских королей. Существовавшая в XII в. базилика погибла в пожаре 1210 г. Строительство нового собора началось незамедлительно, уже в 1211 г., и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе - это история нескольких поколений зодчих. На основании надписей «лабиринта», сложного мозаичного орнамента пола, известны имена архитекторов и этапы возведения грандиозного здания. Собор в Реймсе, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию».

Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма; отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Масса здания, тяжелая и инертная у земли, становится все более легкой и подвижной по мере подъема вверх. Движение начинают глубокие порталы со стрельчатыми арками и охватывающие их треугольники вимпергов. Во втором ярусе поток разделяется, затухает в центре и обретает стремительную динамику по бокам: круглой «розе» с пологой аркой над ней противостоят боковые окна, которые предваряют победный взлет башен, подчеркнутый коротким всплеском вимперга между ними.

Но фасад Реймского собора пронизан не только вертикальным движением - он пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Порталы отделяются от стены и «наступают» на расположенное перед ними пространство площади, их воронкообразные ниши как бы вовлекают его в себя.

Скульптурное убранство собора в Реймсе по праву считается вершиной французской готической пластики. Наиболее сильно влияние античности в Реймсе проявилось в произведениях 1211-25 гг. Скульптура св. Петра с так называемого портала «Страшного суда» на северном трансепте является ярким примером античного влияния в пластике Реймса.
Собор в Амьене (1218 - 1260 гг.) .;

Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. Возведение здания начали с продольной части, хор строили позже.

Западный фасад был завершен в основном в XIII в., его верхняя часть достраивалась в XIV и обновлялась в XV вв. Расположение частей фасада живописно - не случайно в процессе строительства возникли разные по высоте и рисунку башни. «Лабиринт», разобранный в начале XIX в., донес имена строителей. С 1220 г. здесь работал Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и его сын.

Работы в основном были закончены в 1288 г. Также как и в Реймсе, примером для зодчих служил собор в Шартре, однако образец был заметно модифицирован. В Амьене взаимодействуют два осевых направления: травеи нефов вторят трансепту; средняя из семи капелл хора, значительно выдвинутая вперед, подчеркивает продольную ось плана.

Пологие стрельчатые арки завершают интерьер, рождая чувство свободного движения пространства, которое было также достигнуто путем абсолютного увеличения размеров здания. Собор в Амьене - крупнейший среди готических храмов Франции и один из крупнейших в Европе. Ширина его нефов достигает 33 м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального нефа подняты на высоту 42, 3 м.
Собор в Бурже (1194г.) .;


Собор Парижской Богоматери (1163 г. - XIV в.) .;

Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет.

Собор должен был вмещать в себя всех жителей города - 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы - послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч.

Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.

Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Заполняют этот каркас огромные стрельчатые окна, даже не окна - а многоцветные картины с десятками фигур.
Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его - 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность.


Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно. К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал.

Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.
Французская готика. Бургундия. Странноприимный дом.
Германиия .;
Кёльнский собор (1248 г.- XIX век) .;

Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248- 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения.

Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш. Собор в Вормсе (XII в.) .;
Собор Нотр Дам в Ульме .;

Наумбургский собор .
Англия .
Собор Вестминстерского аббатства (XII-XIV вв.) в Лондоне .
; центральный неф


Собор в Солсбери . (1220-1266 гг.);


Собор в Эксетере (1050 г.) .;

Собор в Линкольне (конец XI в.) .

Собор в Глостере (XI-XIV вв.) .

Чехия .
Готическая архитектура Праги .;

Собор святого Вита (1344-1929 гг.)


Италия .;
Палаццо Дожей .;

Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж

Миланский собор (1386г. - XIX в.) .



Готическая архитектура. Конструкция готического собора. Аркбутаны Миланского собора .
Палаццо д"Оро (Золотой дворец) в Венеции .

папский дворец
Севильский кафедральный собор

Вплоть до XII века, пришел более зрелый вид искусства - готика. Имеющее итальянское происхождение название стиля переводилось как "нечто варварское, непривычное".

Краткая характеристика в архитектуре

Готическая архитектура имеет свои определенные характерные черты, которые можно выразить тремя словами: город, карнавал, рыцарство. Устремленными вверх соборами заканчивались узкие улочки, в широких окнах появились синие стекла и драпировка. Основными цветами этого стиля считаются синий, желтый и красный. Готике присущи стрельчатые линии, своды, образующиеся из двух пересекающихся дуг и ребристо повторяющиеся линии. В плане все здания приобрели прямоугольную форму. Они украшались переходящими в столбы стрельчатыми арками. Каменные конструкции стали каркасными, ажурными, они как будто специально подчеркивали скелет сооружения. Вытянутые вверх окна украшались разноцветными витражами, а верх здания зачастую был украшен небольшими декоративными круглыми окошками. Стрельчатые проемов имели ребристую структуру, а сами двери делались из дуба. Готика в архитектуре читалась даже в элементах интерьера: высокие залы строились длинными и узкими. Если же они были широкими, то по центру непременно выстраивался ряд колонн, выполненные кессонный потолок либо веерные своды с опорами. Всё это - готика.

Готические соборы Европы

Готическая архитектура Средневековья - это, в первую очередь, соборы и монастыри, ибо само готическое искусство было очень религиозно по тематике и обращалось к вечности и высшим божественным силам. Для того чтобы ощутить величие этих построек, рассмотрим несколько самых ярких представителей готического искусства, самых знаменитых европейских соборов.

Сердце Вены. Австрия. Собор святого Стефана

Выстроенный на руинах двух церквей, он пережил много войн и сегодня является символом свободы для всех горожан.

Бургоса. Испания

Средневековый собор, построенный в честь Девы Марии, знаменит своими поистине гигантскими размерами и уникальной архитектурой.

Франция. Реймс. Реймсский собор

Именно здесь были официально коронованы все французские монархи.

Италия. Милан. Миланский собор

Это нереально большой и исключительно сложный готический собор. Он расположен на главной площади Милана и является одним из самых знаменитых архитектурных творений Европы. Готика в архитектуре Миланского собора поражает воображение даже самого сурового скептика своей нереальной красотой и великолепием.

Испания. Севилья. Севильский кафедральный собор

На момент строительства был самым большим в мире. Построенный на месте исполненной величия мечети Альмохады, он сохранил в себе колонны и некоторые её элементы, а служившая в свое время минаретом, украшенная орнаментом и богатыми узорами знаменитая башня Хиральда была преобразована в колокольню.

Англия. Йорк. Йоркский собор

Строительство здания было начато в 1230 и закончено в 1472 году, поэтому готика в архитектуре этого собора включает все этапы своего развития. Йоркский собор считается одним из двух самых больших и величественных готических соборов наряду с собором в Кёльне (Германия) в Европе. Он знаменит своими красивейшими оконными витражами.

Франция. Париж. Собор Парижской Богоматери

Нотр-Дам де Пари, пожалуй, самый известный французский готический собор со свойственной стилю архитектурой, скульптурами и витражами. 2 декабря 1804 года в его стенах был коронован на императорский трон сам Наполеон Бонапарт.Французская готика в архитектуре этого собора сохранилась практически идеально, большинство его оригинальных витражей остались практически нетронутыми с начала XIII века.