Остров в норвежском архипелаге. Остров Сенья. Сага переменчивости норвежской погоды. Чем заняться и что посмотреть

Норвежский остров Сенья по праву называется средоточием всего лучшего , что есть в Норвегии . На острове удивительным образом сочетаются все характерные особенности страны , которые вместе образуют неповторимый мир . Именно поэтому Сенью нередко именуют «Норвегией в миниатюре ».

Остров Сенья является вторым по величине в Норвегии после архипелага Шпицберген . Туристы посещают остров Сенья круглый год , поскольку здесь есть все культурные и природные сокровища , которыми щедро обладает сказочная северная страна . Рядом расположены уникальные хвойные леса , громадные скалы , бушующее море , а также всемирно знаменитые фьорды .
Посетить остров Сенья должны все , кто мечтает ощутить настоящий дух Норвегии . Здесь поистине много природных достопримечательностей , будь то окаймляющие бухту «Зубы Дьявола », «пластилиновая » скала , песчаные пляжи с холодной прозрачной водой , заснеженные поляны , снег на которых не тает даже летом , и многое другое .

Вдоль береговой линии уютно расположились небольшие рыбацкие деревушки , рыбаки из которых давно облюбовали эти места . И это не удивительно , ведь остров Сенья издавна считается центром рыбной ловли в Норвегии . К тому же в водах , омывающих остров Сенья , водится немало ценной рыбы .

Примечательна и фауна острова Сенья . Здесь можно встретить красивых и редких ее представителей , таких как ангорские козы и ламы . Очень популярны велосипедные туры , которые дают возможность поближе познакомиться со всеми богатствами этой местности .
Нельзя пройти мимо некоторых достопримечательностей острова Сенья , среди которых Полярный Зоопарк , Сенья Тролль и Национальный водопад Мальсельвфоссен .

Полярный зоопарк является единственным в своем роде парком в северной части страны . Его территория составляет 275 акров . Трудно сравнивать Полярный Зоопарк с другими , ведь там к потребностям и условиям проживания животных относятся с большим вниманием . Все его посетители получают необыкновенную возможность пообщаться с братьями меньшими .

Сенья Тролль –имя самого большого в мире тролля . Этот факт был занесен в Книгу рекордов Гиннеса в 1997 году . Высота местного тролля – почти 18 метров , а его вес составляет 125 тонн .
Национальный водопад Мальсельвфоссен находится в центральной области регион Тромс на реке Мальсельва . Здесь можно увидеть длиннейшую в Европе «лососевую лестницу », построенную в начале 20 века . Эта замысловатая конструкция дает рыбе возможность преодолеть трудные участки , а специальная застекленная территория позволяет туристам рассмотреть лосося вблизи .

До парома, который должен был доставить нас на остров Сенья. Там мы планировали быстренько прокатиться по северному побережью, посетив по пути две оборудованных смотровых площадки. Была ещё опциональная программа: при условии хорошей погоды забраться на одну из самых высоких гор острова — Кейпен. Ну а напоследок — сущий пустяк: нужно было проехать 450 километров до забронированного в Финляндии коттеджа. Ну ведь всё просто, правда же?

И вот с самого утра всё пошло наперекосяк. Когда я проснулся и посмотрел на часы, стал очевиден первый факт: мы безнадёжно проспали. Пока мы завтракали и выписывались из гостиницы, к первому факту добавился второй — норвежская погода решила в очередной раз показать нам свой капризный нрав, и вместо обещанного синоптиками перфоманса «синее безоблачное небо», запустила свой авторский проект — «безнадёжные серые тучи».

До парома оставалось 50 минут и ровно столько же километров по узкой извилистой дороге, петляющей по побережью. Следующий паром должен был отправиться только через полтора часа, что нас совершенно не устраивало.

Сонную тишину норвежских деревень нарушал лишь рёв бензинового мотора. Серебристая Мазда с российскими номерами, нагло нарушая все мыслимые правила, летела по ровному асфальту вдоль изрезанного бухтами побережья фьорда. Встреться ей на пути полиция, и штраф эдак тысяч в десть норвежских крон — водителю обеспечен. А в дополнение к нему — ещё и мораторий на получение Шенгенской визы лет на пять. Но в то утро норвежские боги были явно на нашей стороне: когда паром издал протяжный гудок и начал удаляться от берега, мы уже поднимались по лестнице, ведущей с автомобильной палубы в душный салон. Прошло сорок пять минут и серебристая Мазда, как ни в чём не бывало, соблюдая правила, не спеша ехала по дороге вдоль северного берега острова Сенья.

Наша первая остановка — рыбацкая деревня Хусёй (по-норвежски - Husøy), разместившаяся на маленьком островке посреди живописного фьорда. Говорят, что ветра зимой здесь такой силы, что иногда срывают крыши домов. Деревня — совсем небольшая, население — около 250 человек.

Когда-то давным давно в этих краях потерпели крушение несколько испанских кораблей, с тех пор некоторые жители деревни подозрительно похожи на испанцев. Более того, в деревне вот уже несколько веков соблюдается сиеста — вне зависимости от времени года всё местное население после обеда дружно отправляется отдыхать.

Пока члены моего экипажа изучают ассортимент местного магазина, пытаюсь найти заправку — утром, торопясь на паром, я совсем забыл, что бензина почти не осталось. Проехав круг почёта по деревне, нахожу всё что угодно, но только не заправку. Детский сад — есть, школа — есть, ресторан — есть, заправки — нет.

Следующая остановка — небольшая парковка у подножия большой горы. Отсюда начинаются два маршрута — на горы Кейпен и Барден. Мы хотим покорить Кейпен. Его высота — 938 метров над уровнем моря.

Погода не располагает к прогулкам по горам, но ведь синоптики обещали нам хорошую погоду. Глядишь, пока будем карабкаться вверх, — и солнце выглянет.

Упорно лезем через болото до седловины, в надежде что погода изменится в лучшую сторону, открыв нам гору.

Здесь маршрут раздваивается. Налево — тропа на Барден, направо — на Кейпен.

Облака висят прямо над головой. Думаем что делать дальше.

Внезапно норвежское небо решает упростить наш выбор — начинается проливной дождь. Продолжать восхождение в такую погоду — безумие. Спускаемся обратно вниз.

По пути любуемся местной флорой.

Заодно, ей же и подкрепляемся.

Переодевшись и отогревшись в машине, отправляемся на поиски бензина — угроза остаться без топлива посреди пустынного норвежского острова становится всё более реальной. Для решения этой задачи приходится сделать дополнительный крюк почти в сотню километров. Наконец, машина заправлена под завязку — можно продолжать путешествие.

Возвращаемся обратно на северный берег. Здесь расположен национальный туристический маршрут «Сенья».

Неожиданно облака разрываются, и по противоположному берегу фьорда начинает струиться тёплый солнечный свет.

Менее чем через десять минут мы приезжаем к смотровой площадки Тунгенесе (по-норвежски — Tungeneset). Это — одна из двух оборудованных смотровых площадок на острове.

Погода к этому времени кардинально меняется.

Смотровая площадка представляет собой маленькую парковку и короткую деревянную тропу, ведущую к побережью фьорда.

Здесь находятся две природных достопримечательности.

Первая - каменные ванны, частично заполненные водой.

Говорят, что в хорошую погоду в них любят купаться туристы. За те двадцать минут, пока погода на Сенье в тот день была хорошей, мы не то что не увидели желающих искупаться, мы вообще не встретили ни души.

Вторая достопримечательность — остроконечная горная гряда, приютившаяся на противоположном берегу фьорда.

Её, почему-то , любят называть «Зубами дракона», хотя, на самом деле, этот скальный массив имеет официальное название - Оксхорнан (по-норвежски — Okshornan), что переводится как «Бычьи рога». Хотя, если честно, эти скалы, всё-таки, больше похожи на зубы дракона чем на рога быка.

Обратный путь — всегда долог. Исключением не было и наше возвращение домой из Северной Норвегии. Выехав с Сеньи, мы, вместо того чтобы спокойно отправиться обратно короткой дорогой, зачем-то поехали смотреть . Пока выбирались обратно — наступила ночь. До мы добрались лишь к утру. Пришедший ему на смену день был посвящён отдыху. Кто-то неторопливо гулял по ближайшим окрестностям, кто-то спал. Вечер ознаменовался праздничным ужином в честь скорого возвращения домой. Ночь была спокойной.

Наступил одиннадцатый день нашей экспедиции. Попрощавшись с хозяевами коттеджа, мы отправились дальше. Очередной вечер застал нас в финском городе Ийсалми, где у нас произошло неожиданное в местную культуру распития алкогольных напитков. Утро прошло в борьбе с закономерным похмельем. Вставать совершенно не хотелось, и только ценой невероятных усилия, я нашёл в себе силы позавтракать, после чего путь домой продолжился. Наконец, вечером двенадцатого дня мы торжественно вернулись в Санкт-Петербург. Наше путешествие на север закончилось.

Земля суровых викингов и северных сияний, величественных фьордов и белоснежных льдов, изумрудной зелени и гостеприимных людей – это всё Норвегия – удивительная страна, расположенная в северной части Европы, на западе Скандинавского полуострова. Немногие знают, но Норвегия является королевством. В ней до сих пор есть свой монарх, который правит страной в соответствии с принятой в 1814 году конституцией.

Местный климат (субарктический – на крайнем севере, морской – в прибрежных областях и континентальный – в горных районах) носит умеренный характер. Летом температура колеблется в пределах плюс шести-пятнадцати градусов, зимой – опускается до минус двенадцати, но может держаться и в районе ноля.

Самый крупный город Норвегии – столица страны Осло, в отличие от других европейских мегаполисов, может похвастаться не только историческим и культурно-торговым спектром развлечений, но и потрясающей экологией, созданной благодаря многочисленным природным паркам и заповедникам.

Культурный и туристический центр Норвегии – город Берген находится на западе страны. В расположенном между Осло и Бергеном Гейло работает популярный горнолыжный курорт. Мест для катания на лыжах в Норвегии очень много, как и величественных снежных вершин.

Ближе познакомиться со страной можно в ходе специальной обзорной экскурсии, проходящей по маршруту Осло-Берген. Во время отдыха в Норвегии обязательно стоит попробовать местный козий сыр, китовое мясо и копчёную рыбу. Лучшими сувенирами будут фигурки троллей и изделия из оленьей шкуры.

Популярные отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть в Норвегии?

Самые интересные и красивые места, фотографии и краткое описание.

1. Гейрангер-фьорд

Величественные водопады, отвесные скалы, высотой около полутора километров, белоснежные ледники и заброшенные фермы, расположенные на небольших горных площадках, составляют неизъяснимое очарование одного из самых живописных фьордов Норвегии. Расположенный рядом Музей фьордов знакомит туристов с географической жизнью страны.

Крохотный норвежский город, известный с XVII века как центр разработки меди, до сих пор хранит своё историческое наследие: его центр представлен уникальными деревянными домами, построенными несколько веков назад. Местный художник Х.Сольберг очень любил Рёрус и часто рисовал город с прилегающими к нему окрестностями.

Возведённая в начале XII века деревянная церковь в Урнесе является ярким образцом уникального «звериного стиля», характеризующегося асимметричностью орнамента и использованием животных мотивов. Последние рисуют на ставкирке сцену борьбы льва (христианства) со змеем (язычеством). Существует версия, что на резных панелях храма запечатлены сюжеты из скандинавской мифологии.

Ста восьмидесяти двух метровый водопад – самый популярный в Норвегии. Расположенный в долине Мобёдален и являющийся частью реки Бьорейу, он наиболее красив у подножия, к которому идёт туристическая тропа местного Национального маршрута. Вид сверху – ещё одна удобная точка для наблюдения за водопадом Вёрингсфоссен.

Расположенный на острове Магерё мыс Нордкап представляет собой крупный, возвышающийся на триста семь метров, выступ гранитной скалы, сплошь усеянный трещинами. Он является самой северной точкой (имеющей подъездные пути) общего Европейского рынка и содержит удобную смотровую площадку, с которой открывает величественный вид на Баренцево море.

В здании начала XX века, стоящем на полуострове Бюгдё, можно увидеть три огромных корабля викингов, построенных в IX веке и найденных спустя тысячу лет в водах Осло. Присутствовавшие на грандиозных корабельных сооружениях предметы также входят в музейную коллекцию: старинные деревянные санки и телеги, посуду, домашний скарб и фрагменты тканей сегодня может увидеть каждый желающий.

Один из крупнейших европейских ледников занимает площадь в четыреста восемьдесят семь квадратных километров и имеет около пятидесяти отходящих от него самостоятельных ледников. С 1991-го года Юстедальсбреен входит в состав одноимённого национального парка. Питается ледник за счёт изобильных снежных осадков.

Ганзейская набережная Бергена состоит из разноцветных деревянных домов, построенных до начала XVIII века. Многие старинные здания были реконструированы после многочисленных пожаров, но их каменные подвалы могут похвастаться пятисотлетней историей. Современный Брюгген – место встречи художников, работающих в своих мастерских, и туристов, посещающих местные сувенирные лавочки.

Передающие человеческие состояния скульптуры Густава Вигеланда составляют отдельную композицию крупного парка Осло – Фрогнера. Спортивная борьба, танцы, бег, объятия – всё, что делает и чем живёт человек, воплотилось в более чем двухстах застывших фигурах. Некоторые композиции парка носят аллегорический характер. К их числу относятся скульптуры «Сердитого малыша» и «Мужчины, атакованного младенцами».

Гигантский утёс, возвышающийся над Люсе-фьордом на высоту в шестьсот четыре метра, заканчивается плоской, квадратной площадкой. Путь к ней проходит через живописные горные ландшафты и занимает около двух часов. «Кафедра проповедника» знакомит туристов с несколькими поясами растительности: её подножие покрыто лесами, к вершине от них остаются только мхи да лишайники.

Главная улица Осло носит имя местного короля, скончавшегося в 1844 году. Она тянется вдоль города длиной в один километр, соединяя Центральный вокзал с Дворцом норвежских правителей. Основные достопримечательности Осло находятся в районе Карла-Юхана. Местность, прилегающая к улице, считается центральной частью города. Западное Осло располагается за Дворцом, восточное – за вокзалом.

Популярный норвежский курорт, расположенный в пригороде Осло, состоит из пяти сотен километров горнолыжных, биатлонных и слаломных трасс. Расположенная на его вершине смотровая площадка открывает потрясающий вид на столицу страны. Есть в Хольменколлен и свой лыжный трамплин, достигающий в длину ста пятнадцати метров.

В стеклянном шатре, стоящем на берегу Ослофьорда, полуострова Бюгдё, экспонируется судно «Фрам», принимавшее участие в трёх полярных норвежских экспедициях. Посетители музея могут подняться на борт корабля, заглянуть в каюты и полюбоваться на чучела животных, населяющих районы Северного и Южного полюса.

Двадцатикилометровая железная дорога, проходящая по западу Норвегии, является составной частью Бергенской магистрали, но используется преимущественно в туристических целях. Основная часть пути проходит под уклоном в пять с половиной градусов. Железнодорожный маршрут идёт через живописную долину Фломс, изобилующую крутыми горами, тоннелями и водопадами.

Один из самых посещаемых водопадов Норвегии находится на западе страны, неподалёку от городка Нурхеймсунн. Двадцатиметровый поток воды является частью реки Фосселва. Расположенный внутри водопада мостик позволяет туристам наслаждаться необычным природным зрелищем. Окрестности Стейнсдальсфосса (изумрудная трава, пышные леса) не менее прекрасны, чем и сам водопад.

Выступающий, подобно гигантскому языку, участок скалы Скьеггедаль расположен вдалеке от классических туристических маршрутов. Чтобы добраться до него, нужно потратить пять часов, и большую часть времени придётся идти в гору. С Языка Тролля открывается чудесный вид на озеро Рингедалсватн, расположенное в трёхстах пятидесяти метрах к низу от скалы.

Самый узкий фьорд Норвегии представляет собой семнадцатикилометровый залив с отвесными, высотой более чем в полтора километра, скалами. На берегах Нерёя располагаются небольшие фермерские хозяйства и крохотные деревушки, самой крупной из которых является Гудванген. В ней туристы могут найти старинную гостиницу и сувенирную лавочку, предлагающую изделия местных умельцев.

Расположенный на севере Норвегии музей под открытым небом содержит более пяти тысяч наскальных рисунков. Созданы они древними людьми в период с 4200 г. до н.э. до 500 г до н.э. Пещерные изображения содержат сцены охоты и рыболовства, проведения шаманских обрядов, сцены приготовления пищи и взаимоотношений между людьми.

Сталкиваясь с частичками газов в верхних слоях атмосферы, крохотные солнечные частички порождают удивительное природное явление – северное сияние. Норвегия – единственная страна в мире, где можно увидеть его во всей красе. Разноцветные всполохи в небе лучше всего наблюдать в северной части страны с октября по февраль.

Старейший маяк Норвегии (дата постройки – февраль 1655 года) – самый южный в континентальной части страны. Долгое время он служил для навигации судов, проходящих между норвежскими и датскими берегами. Сейчас на маяке Линдеснес открыт музей, знакомящий посетителей с историей строения, прошедшего путь от топки углём до новейшей радионавигационной системы.

Протянувшиеся тонкой неровной линией в Норвежском море Лофотенские острова – превосходное место для отдыха в течение нескольких дней. Здесь удивительно мягкий климат для севера и много жилья в рыбацких домиках (rorbuer), которые теперь хорошо оборудованы и вмещают 2-6 человек. Кроме того, на Лофотенских островах пять хостелов и множество кемпингов. Прибрежные суда Hurtigrute заходят в порты Стамсунд и Свольвер, а из Будё следуют на южные острова Москенес, Верёй и Рёст. Чуть более дешёвые скоростные пассажирские суда связывают и со Свольвером. Междугородное автобусное сообщение соединяет материк и острова (из Будё до Свольвера через Фауске и из Нарвика до Свольвера).

Город Свольвер и селение Хеннингсвер на острове Эуствогёй

Главный город на самом большом из северных островов (Эуствогёй) – Свольвер, ничем не примечательное место, где останавливаются все островные автобусы. Суда из Будё причаливают примерно в 1 километре к западу от городского центра, а суда Hurtigrute швартуются в центре, рядом с автостанцией и турбюро, где можно получить информацию об острове и узнать расписание автобусов (с конца мая до середины июня понедельник-пятница 9.00-16.00 и суббота 10.00-14.00; с середины июня до середины августа понедельник-пятница 9.00-16.00 и 17.00-19.30/21.30, суббота 9.00/10.00-14.00/16.00, воскресенье 16.00-19.00; с середины до конца августа понедельник-пятница 9.00-19.00, суббота 10.00-14.00; с сентября до середины мая понедельник-пятница 9.00-16.00).

Приятно проживать в старых домах на воде Svolvoer Sjohus на берегу у Parkgata, 5 минут ходьбы от площади. Цена проживания включает и пользование хорошо оборудованной кухней. В восточной части гавани дамба ведёт к островку Svinoya. На острове есть Svinoya а Rorbuer, это и простые рыбацкие хижины, и шикарные домики со всеми удобствами. Из Свольвера на автобусе можно доехать в гораздо более привлекательное селение Хеннингсвер, 23 километра на юго-запад, с петляющими улочками и ярко окрашенными деревянными домиками в гавани. Тут стоит переночевать: в самом центре предлагается жильё в Den siste Viking, Misvaerveien 10, справа кафе Klatrekafeen.

Деревня Стамсунда на острове Вествогёй

Следующий большой остров на юго-западе Вествогёй привлекает туристов в немалой степени благодаря очарованию Стамсунда, где старые постройки тянутся вдоль скалистого берега. Это первая остановка прибрежных судов Hurtigrute по пути на север из Будё и лучшее место для проживания на островах. Сюда легко добраться из Эствогёя на автобусе, правда, с пересадкой в Лекнесе, 16 километров к западу.

В Стамсунде первым делом следует отправиться в гостеприимный хостел (закрыт с середины октября до декабря), состоящему из нескольких рыбацких домиков (rorbuer) на берегу небольшого залива, примерно 1 километр от порта и 200 метров от автостанции Лекнеса. Здесь первоклассная рыбалка: в хостеле дают напрокат лодки и сети, можно , а затем на дровяных печах в хостеле приготовить ужин из вашего улова.

Острова Флакстадёйя и Москенесёйя в Норвегии

Следующие два Лофотенских острова Флакстадёйя и Москенесёйя удивительно хороши. Шоссе E-10 идёт вдоль скалистого берега с туннелями и мостами до порта Москенес, на полпути между Будё и «птичьими» островами Верёй и Рёст на юге. Примерно через 6 километров шоссе заканчивается одним из самых прелестных селений на островах под названием «О» с рядом старых построек, теснящихся между серо-зелёными горами и бурным морем.