Необычные объекты. Сейсмическое судно. морские вести россии Будущее за новыми технологиями

Компания DNV после консультаций с такими ведущими компаниями, как WesternGeco, PGS и Fugro-Geoteam, разработала новую классификацию сейсмических судов. Основой новых технических требований стала необходимость отведения места для резервного оборудования и соответствующее размещение оборудования на палубе для обеспечения непрерывной работы без потери скорости. На сейсмических судах используются передовые компьютерные технологии для обнаружения ресурсов под дном моря, они являются ключевым звеном в цепи, ведущей к последующим шельфовым разработкам. Как утверждают представители DNV, любые задержки в движении судна могут усложнить процесс обработки сейсмических данных. Крайне важно добиваться непрерывности работы, позволяющей исключить любые технологические простои. Учитывая высокую стоимость сейсмических стримеров, используемых в море, неожиданная потеря скорости может привести к таким серьёзным последствиям, как повреждение кабеля, которое может нарушить ход сейсмических работ.

Новые требования связаны с повышением доступности судов во время важных этапов проведения сейсмических работ. DNV консультировалась не только с владельцами судов, но и с поставщиками сейсмического оборудования и оборудования для работ в условиях высокого давления, чтобы учесть все вопросы, которые могут возникнуть в настоящем и будущем.

Ключевой проблемой является поддержание тяговой мощности. Именно поэтому классификация DNV основана на резервировании одной ступени тяговой мощности, чтобы любая поломка на борту не приводила к потере более 50% надёжности. Этого достаточно для поддержания минимальной скорости в несколько узлов и защиты используемых дорогостоящих подводных пушек и стримеров.

Обычно сейсмические суда работают непрерывно в течение многих месяцев без захода в порт. Классификация требует такого размещения оборудования на палубе, чтобы облегчить его транспортировку экипажу и обеспечить возможность замены с судна обеспечения. Помимо этого новая классификация устанавливает требования к размещению капитанского мостика с целью обеспечения хорошего обзора стримеров и любых шлюпок, приближающихся во время обычной работы судна. В этой классификации также учтены системы высокого давления, чтобы гарантировать безопасную работу экипажа на палубе.

Новая классификация была опубликована этим летом и укрепила положение DNV на рынке классификации сейсмических судов, поскольку отрасль уделяет всё больше внимания глубоководной разведке. Jan Kvålsvold, директор по расширению рынка и развитию бизнеса, сказал: «DNV принадлежит большая доля на этом рынке. Почти каждое второе судно имеет классификацию DNV. Введение новой классификации позволит владельцам, работающим в этом высокотехнологичном сегменте специализированных судов, удовлетворять будущие потребности с максимальной безопасностью и надёжностью».

То конечно замечаешь огромную разницу по сравнению с торговым флотом. Разница, как в зарплате и длительности контрактов, так и в работе. Зачастую это вахты 6 через 6 часов. Кому-то тяжело, кому-то не привыкать. Но почти все соглашаются, что это того стоит. От себя могу сказать, что подустаешь. Ведь есть обязанности, которые делаются вне вахты.

Оффшорные суда, с которыми я сейчас работаю, называются сейсмики (или научники).

Что такое сейсмики? Это суда, которые заняты сбором всякого рода информации в море. Например, сбором информации о наличии в определенном районе залежей нефти или газа. Такие суда тянут за собой кабеля, которые могут достигать в длину 7 миль. Сложно сказать, какое количество таких кабелей судно может тянуть одновременно, но уже есть суда на 14 кабелей. Это дорогостоящее оборудование, которое вытравливается специальным образом, чтоб кабеля не переплелись.

Основная часть кабеля находится под водой, поэтому сложно сказать, что за сейсмиком вообще что-то тянется. Единственное, что обозначает длину кабеля – это хвостовой буй. Но согласитесь, что на расстоянии то 7 миль, кто там знает, что там мигает. Поэтому приходится следить за всеми судами.

Сейсмическое судно обычно не работает одно, а в конвое. Т.е. есть другие оффшорные суда, которые заняты только обеспечением безопасности и сохранности сейсмика. Задача таких судов выполнять инструкции сейсмика. Они обычно идут впереди, следят, чтоб на пути сейсмика не было сетей или каких-то плавающих объектов. Так же отгоняют рыбаков и предупреждают другие суда о сейсмических операциях в районе. Дополнительно могут производить смену экипажа, передачу продовольствия или снабжения.

Т.е. если вы на торговом судне идете и всё вокруг спокойно, вы никому не мешаете, а вас кто-то завет за 18-20 миль. Знайте, это вот такие оффшорные суда и, скорее всего, в районе происходят сейсмические операции. Значит, наверняка вы получали Navarea, где указываются границы района и все подробности. В любом случае вам напомнят и попросят не приближаться к сейсмику и кабелям ближе, чем три мили, так как большие суда создают шум и это мешает считыванию информации.

От себя могу сказать, что я доволен, что попал на оффшор. Оффшорные суда – другие. Работать там не тяжелее, не легче. Работа абсолютно другая по сравнению с торговым флотом. Но работа интересная. Все понимают, что большие деньги просто так не платят. Попасть на оффшор не просто. Нужно быть и хорошим специалистом, и иметь везение. Желаю, чтоб и вам везло всегда, где бы вы ни были.


Сейсмическое судно проходит Суэцкий канал.

Не думал-не гадал, но довелось побывать на сейсмическом судне и слегка приподнять завесу над тем, что и как они делают. Все равно эта область для меня осталась terra incognita, но кое-что почерпнул (по сейсмологии могу ошибаться в деталях, прошу сильно не бить, но исправить если кто в теме).

Первоначально звуковым источником для морских сейсмических исследований служил динамит. Ввиду его очевидной опасности позже в качестве источника стали использовать пневматические пушки.

Накопление сейсмических данных представляет собой картографию подводной структуры в постоянном поиске гидрокарбонов.
Сначала форма данных была двухмерной. Данные получались с помощью одиночной шланговой сейсмоприемной косой (или же просто - косой, она же стример, от англ. "streamer") и одного источника сигнала.

Позже был разработан новый метод для трехмерного картографирования. Для этого стремятся установить как можно больше кос-стримеров, для покрытия большой площади, на сколько возможно. Рассматриваемое судно "Вячеслав Тихонов" имеет 8 кос для снятия данных (это не максимальное количество, имеются суда с большим количеством кос).

Метод сбора данных может быть сравнен с очень большим эхолотом. Звуковой сигнал посылается пневмопушкой вниз на морское дно, и затем буксируемый кабель регистрирует отраженные сигналы, которые записываются.

Так выглядит судно с выпущенным сейсмическим оборудованием.

Длина одной косы на судне "Вячеслав Тихонов" имеет длину 6,000 метров (именно метров, а не кабельтовых и пр. морских единиц).
Постановка кос в рабочее состояние и их выборка по окончании замеров - дело не быстрое, занимает несколько дней. При этом, как и во время замеров, судно должно следовать строго определенным кусом с фиксированной скоростью (в этом режиме рабочая скорость составляет порядка 5 узлов). Т.к. это довольно сложно и утомительно для человека выдерживать так четко курс и скорость, на судне установлена система динамического позиционирования (DP), которая позволяет выполнять данную задачу автоматически. Навигаторы в основном следят за навигационной обстановкой, устанавливают связь с судами для обеспечения безопасного расхождения и т.п. Радиус поворота в режиме замеров составляет несколько миль, для того, чтобы косы не перепутались. Команда курсом судна задается из сейсмологической лаборатории на судне.

Также, для обеспечения безопасного расхождения с другими судами, для предотвращения поврежедения ими буксируемых кос (кстати, стоимость одной косы со всем оборудованием составляет порядка 2 млн. долларов) и прочих вспомогательных задач, в паре с судном работают два судна слежения (по английски - chase boats). Также имеется одно вспомогательное судно для доставки снабжения и экипажа, для бункеровки и прочих вспомогательных задач. Для успешного выполнения этих задач, исследовательское судно должно держать надежную и постоянную связь с судами слежения, своевременно информировать их о своих планах.

Как уже было сказано выше, поворот в режиме замеров является довольно сложной задачей. При расстоянии между внешними косами в 800 метров, радиус поворота должен составлять минимум 4,000 метров, увеличивая в плохую погоду до 5,000 метров. При повороте с радиусом в 5 км, скорость поворота должна быть 3 градуса в минуту. При этом необходимо отметить, что на траекторию поворота оказывают сильное влияние погодные условия и состояние моря. При повороте навигаторы ориентируются на положение параванов - буксируемых отводителей кос.

Справа на фото просматривается отводитель (бараван, paravane), на первой фотографии его можно видеть закрепленным на борту.

В режиме замеров необходимо следить за дургими судами и просить их покинуть зону не только из-за угрозы столкновения или повреждения кос. При близком прохождении другого судна, особенно большого, теряется качество замеров, т.к. нарушается целостность звукового источника. Поэтому, если не удается договиться с другим судном по каким-либо причинам насчет расхождения на большой дистанции, тогда желательно разойтись ближе и быстрей. Потому как замеры все равно будут нарушены, и необходимо минимизировать время контакта, чтобы сохранить время на замеры.
Отмечено, что при прохождении оффшорных терминалов, где грузятся большие танкера с системой динамического позиционирования, даже на расстоянии 12 миль замеры будут фактически уничтожены, и придется делать повторный заход, когда танкер отойдет от причала.

Если в районе находится другое сейсмологическое судно, то его работа может сказаться на работе нашего судна на расстоянии порядка 80 миль. Поэтому в таких случаях, чтобы не мешать работе друг друга, договариваются о графике проведения измерений. Например, были случаи, когда в Северном море работало одновременно 8 судов.

По заявлению разработчика проекта, фирмы Ulstein, форма корпуса судна, запантентованная как Ulstein X-Bow, совместно с дизель-электрической пропульсивной системой, обеспечивает исключительную эффективность в плане расхода топлива, мореходности и скорости. Однако, несмотря на рекламный ролик, присутствующий на youtube (сравнительная гонка двух корабликов в штормовых условиях), применение концепта конкретно здесь видится не вполне оправданным. Исхожу из чисто практической оценки и своего видения, сугубое ИМХО. А именно: мои весьма скудные познания в гидродинамике корпусов говорят мне, что обводы будут работать на скоростях, близких к полной, но по-любому выше средних. Рабочая скорость данного судна в режиме замеров (основное назначение судна) составляет 4-5 узлов.
Во время моего присутствия на борту, при ходе со скростью 4.5 узла, его довольно неприятно раскачало до 5 градусов крена, при весьма легком волнении моря и ветре 7 м/с. Экипаж же рассказал, при работе в профиле (снятие замеров), с оборудованием за бортом, волна била снизу в нос с подкидыванием этого самого носа, со всеми "вытекающими" последствиями у наименее морестойких членов экипажа.

Гребная установка включает в себя два винта регулируемого шага (ВРШ). Каждый винт приводится во вращение с помощью асинхронного двигателя мощностью 4,800 кВт, регулируемого частотным конвертером с водяным охлаждением. Передача вращения на винт осуществляется через редуктор.

Судно оборудовано носовым и кормовым тоннельными подруливающими устройствами, а также выдвижным азимутальным подруливающим устройством (Compass Thruster) в носовой части.

Длина судна 84 м, ширина 17 м, максимальная осадка 6 м. Дедвейт на максимальной осадке составляет 2,250 т.
Согласно спецификации, скорость судна при нагрузке 100% на каждый винт, при чистом корпусе и спокойной воде, должна составлять примерно 18.5 узлов.

Вспомогательное судно осуществляет маневр сближения.

Вспомогательное судно швартуется для бункеровочных операций на ходу.

Как только выберу свободную минутку разобрать фотографии, сделаю фототур по судну.

Примечание. Данные Фотографии получены у экипажа.

Суда сейсморазведки, строительство которых на отечественных верфях одобрил президент В. Путин, будут проектироваться с привлечением иностранных проектировщиков, поскольку российский опыт в данном вопросе недостаточен. Об этом корреспонденту ИА «Морвести.Ру» сообщил Сергей Сучков, заместитель генерального директора, управляющий директор ПАО «Росгеология» на форуме «Арктика: от прогнозов до освоения», который прошел в Москве.

Ранее сообщалось, что президент Владимир Путин одобрил строительство в России двух судов для сейсморазведки на шельфе Арктики за 15 млрд руб. за счет бюджета.

«В сложившихся условиях санкционного режима Российская Федерация в целом способна обеспечить себя полностью выполнением объемов сейсмических работ в формате 2D за счет имеющегося флота и оборудования в период до 2018 года», - говорится в письме вице-премьера Александра Хлопонина (курирует вопросы, касающиеся добычи полезных ископаемых), направленном 12 июля на имя президента Владимира Путина.

В сегменте 3D сейсморазведки сложилась «более критическая» ситуация, предупреждает он: существующие мощности позволяют обеспечить не более 20% объемов рынка. К тому же средний возраст судов составляет 28 лет, износ научного флота превышает 80%.

«3-D сейсморазведка в России полностью зависит от иностранных компаний, потому что отечественный флот слишком слаб, – сообщил Сергей Сучуков на форуме «Арктика: от прогнозов до освоения». – Флот сейсмической разведки, который сегодня существует в России, состоит всего из двух судов. Одно находится у компании «Совкомфлот», это «Вячеслав Тихонов», оснащенный восемью косами. Этого мало, технология уже может считаться отсталой, особенно для крайне ограниченных периодов работы на Севере. Большую площадь разведки сложно выполнить на этом судне за тот короткий сезон, который в распоряжении исследователей есть в Арктике. Далее, есть еще одно судно сейсмической 3-D разведки. Это «Академик Немчинов», который находится на балансе «Росгеологии», и у которого только четыре косы. Такое судно может выполнять лишь незначительные объемы сейсморазведки».

За 2005–2015 годы в России были выполнены сейсморазведочные работы 3D лишь на 70 тыс. кв. км, что составляет 1,2% территории континентального шельфа России. Для выполнения «требуемого объема» сейсморазведочных 3D-работ вице-премьер предлагает в 2019 году ввести в эксплуатацию не менее двух судов арктического класса «с оснащением преимущественно отечественным навигационным и сейсмическим оборудованием».

«Сейсморазведка, производимая иностранными судами, противоречит принципу обеспечения безопасности, потому что это утечка данных о российском шельфе при проведении работ», – добавил Сергей Сучков.

Строительство современного судна для сейсморазведки 3D обойдется примерно в $200 млн (12,5 млрд руб. по текущему курсу), сообщил в интервью изданию РБК профессор МГУ кафедры сейсмометрии и геоакустики Юрий Ампилов. Из-за кризиса в мире не используются 70% таких судов, половина из которых построена недавно. Каждое такое судно можно было бы купить примерно за $50 млн, то есть в четыре раза дешевле, чем построить новое, указывает он. Но из-за международных санкций сейчас Россия не может купить суда, оборудованные профильной сейсморазведочной техникой.

Представитель Хлопонина Наталья Платонова отказалась комментировать письмо, но сказала, что в июле вице-премьер докладывал президенту о необходимости строительства сейсморазведочных судов в России. «По итогам этой встречи было дано поручение организовать такую работу. Речь идет о привлечении средств на реализацию проекта, которые уже заложены в бюджетах соответствующих ведомств», — сказала она. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не ответил на запрос.

Проектирование и строительство новых судов для сейсморазведки Хлопонин предлагает поручить консорциуму компаний, куда войдут Объединенная строительная корпорация (ОСК, на ее мощностях планируется разместить заказы), госконцерн «Океанприбор» (обеспечит суда российской техникой) и «Росгеология», которая владеет более 90% действующего российского сейсморазведочного флота — десять судов, из них только два приспособлены для выполнения работ в формате 3D.

Модель финансирования строительства сейчас прорабатывается, подтвердил РБК гендиректор «Росгеологии» Роман Панов. Но он не уточнил, как необходимые 15 млрд руб. будут распределены между бюджетом и заемными средствами: Хлопонин предложил часть средств привлечь из внебюджетных источников, в том числе с использованием финансовых инструментов РФПИ. «Финансирование данного проекта рассматривается на принципах государственно-частного партнерства. Его источниками могут быть собственные и заемные средства «Росгеологии», а также частично целевые средства федерального бюджета», — добавил представитель «Росгеологии» Антон Сергеев.

Минприроды рекомендовало Роснедрам рассмотреть возможность финансирования этого проекта путем перераспределения средств из бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы, как и предлагал Хлопонин, сказал его пресс-секретарь Николай Гудков. «Росгеология» по решению правительства в 2015-2016 годы была назначена единственным исполнителем госзаказа на геологоразведку. Но с 2017 года она лишается этого права, и такие работы снова будут распределяться Роснедрами и Минприроды на тендерах среди профильных компаний. Бюджетное финансирование геологоразведочных работ в 2017 году будет снижено на 5% по сравнению с текущим годом (33 млрд руб.), говорил журналистам министр природных ресурсов Сергей Донской в сентябре.

Но Роснедра выступили против перераспределения бюджетных средств. Мероприятиями госпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» не предусмотрено выделение средств на строительство судов, говорится в письме замруководителя ведомства Сергея Аксенова в Минприроды от 22 июля (у РБК есть копия). ​Перераспределение средств, выделенных на геологоразведку, приведет «к невыполнению целевых показателей и недостижению цели подпрограммы по устойчивому обеспечению экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах», — заключает Аксенов.

Замглавы Роснедр предлагает строить сейсморазведочные суда исключительно за счет внебюджетных средств, в том числе с привлечением владельцев лицензией на шельфе, заинтересованных в привлечении таких судов. В России право добывать нефть на арктическом шельфе есть только у двух компаний — «Роснефти» и «Газпрома». У «Роснефти» есть своя верфь «Звезда» (ее финансирует основной акционер компании — «Роснефтегаз»), где уже строится несколько судов, сказал ее пресс-секретарь Михаил Леонтьев. По его словам, у компании есть свои согласованные инвестиции в геологоразведку и судостроение, она не получала никаких рекомендаций от Роснедр по поводу участия в финансировании двух сейсморазведочных судов. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос.

Источник в Минприроды подтвердил, что строительство таких судов — непрофильная статья расходов на геологоразведку. Платонова сказала, что консорциум должен подготовить бизнес-модель строительства двух судов, которую планируется обсудить на совещании до конца октября. Директор департамента информационной политики и корпоративных коммуникаций ОСК Илья Житомирский сказал, что корпорация не будет принимать участие в финансировании проекта — она готова только построить суда. Представитель «Океанприбора» не ответил на запрос РБК. Официальный представитель РФПИ отказался от комментариев.

Лицензии с обременением

Экономическая эффективность строительства и эксплуатации сейсморазведочных судов достигается при устойчивом обеспечении их заказами компаний, работающих на шельфе, говорится в письме Хлопонина, то есть тех же «Роснефти» и «Газпрома». Он напоминает, что аналогичные условия действуют в таких странах с развитой системой разработки шельфовых месторождений, как США, Китай и Норвегия. Поэтому он предложил Путину поручить правительству при актуализации лицензий этих компаний начиная с 2019 года обязать их приобретать услуги по сейсморазведке на шельфе у российских госкомпаний (доля государства — более 50%), у которых есть опыт работы в шельфовых зонах не менее пяти лет, «при равных конкурсных условиях по предоставлению однородных услуг и работ». Под эти критерии подпадают только «Росгеология» и «Зарубежнефть». У «Зарубежнефти» есть профильная дочерняя компания по сервисным работам на шельфе «Арктикморнефтегазразведка», но в ее арсенале есть только буровой, а не сейсморазведочный флот, говорится на сайте компании.

Включение в лицензии такого условия, согласно закону «О защите конкуренции», является действием, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, написал Аксенов из Роснедр в Минприроды. При этом по рекомендации Совета безопасности уже предусмотрен приоритет по привлечению российских подрядчиков с учетом их конкурентоспособности при прочих равных условиях цены и качества работ, напоминает он.

«Росгеологию» не стоит считать достаточно компетентным исполнителем работ для проведения сейсморазведки на арктическом шельфе, заявил РБК Леонтьев. По его мнению, компания выступает в качестве посредника для привлечения услуг других подрядчиков. Он соглашается с чиновником Роснедр, что такой пункт в лицензиях может привести к ограничению конкуренции на рынке. У «Роснефти» сейчас крупнейший объем сейсморазведки на российском шельфе, и компания хотела бы сохранить право привлекать подрядчиков, устраивающих ее по цене и качеству работ, добавил он.

Представитель ФАС сообщил РБК, что информация об инициативах Хлопонина в области сейсморазведки в ведомство пока не поступала. Вопрос потенциального ограничения конкуренции он комментировать не стал.