Население ныроб. Учреждения гуфсин россии по пермскому краю. Ныроб и Романовы

В Ныробе чувствуешь себя как на краю земли – дальше только тайга. Густые еловые чащи перемежаются с сосновыми беломошными борами, о седых уральских горах напоминают причудливые скалы-останцы и неровный рельеф местности, в долинах извилистых рек накапливаются непроходимые болота – природные фильтры воздуха и воды, а на многочисленных водоразделах царствуют альпийские луга. Достопримечательности Ныроба будут интересны всем.

Посёлок находится на одной параллели с Санкт-Петербургом, Сургутом и Магаданом. Любители мистики видят в этой широте сакральный смысл – на ней расположены большие древние святилища. Под Ныробом такое тоже есть – Узкая Улочка на Искорском городище, поднявшись по которой человек очищается от грехов. Пермичи отважились защищать именно это капище от христиан.

Ныробский край известен как страна заключённых, и в Ныробе находится один из её городов, хмуро встречающий гостей посёлка на въезде. Хотя до революции всё было не так мрачно: узником был только Михаил Романов во времена Бориса Годунова, а через некоторое время после смерти его оковы стали считаться чудотворными – исцеляющими. До Ныроба добирались тысячи паломников ежегодно.

Поселок Ныроб Пермский край

История Ныроба

Ныроб – посёлок городского типа в Пермском крае, по асфальтированной дороге от Чердыни 41 км. Он находится на взгорье излучины Колвы, но до самой реки ещё километров 6-8. Делится на 3 части: Люнва – на въезде, территория колоний; Старый Ныроб, в котором сосредоточены все достопримечательности; Городок – современная застройка 2-3-этажными многоквартирными домами.

Первое упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 г.; название с коми-пермяцкого переводится как «Носово поле», поле человека по прозвищу Нос. В 1601 г. сюда сослали Михаила Никитича Романова, что определило дальнейшую судьбу села – до революции правящая династия благоволила ныробчанам.

В советское время в Ныробских краях сформирован Ныроблаг, численность его заключённых колебалась от 10 до 19 тыс. человек. В настоящее время в Чердынском районе отбывает наказание около 4,5 тыс. человек, из них около 2 тыс. – в Ныробе. Заключённые занимаются лесоповалом, а также вспомогательными работами. Постоянно проживают в Ныробе около 5 тыс. человек и заняты либо обслуживанием системы исполнения наказаний, либо обработкой и транспортировкой леса.

Официальный туризм в Ныробе строится вокруг Романовых – до революции в посёлок приходило до 6 тыс. паломников. Однако неофициально многие едут ради Искорского городища с необычными скалами – Большой и Узкой Улочками – и красивых видов на Колве – их создают камни колвинский Ветлан, Бобыка, Светик, Дивий, также примечательна Дивья пещера.


Никольская и Богоявленская церковь в Ныробе

Ныроб и Романовы

Со времени воцарения династии Романовых в 1613 г. Ныроб объявляется святым местом и освобождается от налогов (до 1720 г.). В 1704 г. в память о мученической смерти члена династии строится каменная Никольская церковь, богато украшенная декоративными элементами. В 1736 г. рядом с Никольской добавляется Богоявленская церковь, выполненная в более классическом стиле. В 1793 г. каменная часовня Михаила Архангела сменяет прежнюю деревянную над ямой Романова, а в 1824 г. для неё создаётся иконостас. В 1913-1915 гг. обновляется ограда вокруг часовни и разбивается красивый сквер.

Ссылать в Ныроб по политическим мотивам после 1601 г. стали только в XX в., ещё во времена империи; в частности, сюда был выслан Ворошилов. В советское время о царской династии забыли.

С 2001 г. возвращается прежнее отношение к Романовым – сперва ставят железную часовню-сень над ямой. В 2010 г. её передают в Чердынь и строят обычную каменную часовню – аналог прежней. Возобновляют ограду со всеми атрибутами царской власти. Ремонтируют Никольскую церковь. Создают Мемориальный центр М.Н. Романова – его экспонаты сделаны в большинстве своём руками местных заключённых. И вновь ориентируются на паломнический туризм.


Часовня на месте ямы Михаила Романова в Ныробе

Сложившееся о Ныробе мнение

Ныроб впечатляет действующими колониями на въезде. Впечатления не перебиваются шикарным Никольским храмом в редком для Прикамья стиле барокко. Даже чудная вода из местного «живого» источника не способна изменить послевкусие. В Ныробе слишком чувствуется зона.

Никольская церковь удивляет своей пышностью – в такой глуши точно не ждёшь ничего подобного. Она и на фотографиях выглядит бесподобно, а в реальности, в том окружении, действительно, начинаешь верить в предания. Говорят, её строили по ночам, а местные увидели только уже полностью готовый результат. Хотя в Соликамске церковь смотрелась бы вполне органично.

Местный источник живой воды находится перед въездом в Ныроб, ещё до колоний. Рассказывают, что родник забил тогда же, когда рядом объявилась икона Николая Чудотворца. Икона утеряна во время революции. Над родником стоит часовня, возле которой собирались верующие в советское время.

Что посмотреть в Ныробе

Никольская церковь. Храм сейчас не в первозданном виде: раньше к нему прилагались колокольня, ликвидированная в 1934 г. как не соответствующая духу времени, и крыльцо, разобранное в 1950-х гг. как не соответствующее мнению историков. При этом церковь стала менее гармоничной – ей явно чего-то не хватает.

Также современная окраска не соответствует той, о которой писали путешественники в середине XIX в. (Н.П. Вагнер, путевые заметки «От Чердыни до Ныроба»): «окраска украшений арок и окон: красная, зелёная и жёлтая». Кроме того, на колокольне находился колокол, отлитый в Германии в 1600 г.

Церковь действующая, можно полюбоваться и не менее замечательным интерьером. Утверждают, что часть росписи выполнена до 1725 г.; есть и изображение Христофора, как в Искоре. Однако сверху роспись скрыта слоем извести. Акустика храма улучшена встроенными глиняными сосудами. Также есть непонятные конструкции из восьмиконечных крестов.

Богоявленская церковь (1736). Скромное с виду строение, некогда роскошно украшенное изнутри. В интерьер включалось первоначальное место захоронения М.Н. Романова – прах был перенесён на кладбище Ново-Девичьего монастыря в Москве. Здесь находилась деревянная скульптура Параскевы Пятницы (теперь в Пермской художественной галерее), выполненной в стиле, похожем на пермский звериный.

До революции церковь использовалась для богослужений чаще, чем Никольская. Колокол на её паперти собирал местных жителей на обсуждение вопросов и провожал торговые суда, шедшие по Колве. После революции кресты и главки были сломаны, длительное время в храме находилось представительство Центробанка, а сейчас он просто разрушается.

Никольский родник и часовня . Ключик связывают с иконой Николая Чудотворца, явленной в 1619 г.: якобы её пытались перевезти в другое место, но она снова появлялась здесь. В XIX в. икону изучали и описывали в журналах; её копия есть в Чердынском музее; однако оригинал до нас не дошёл. Часовня возле родника появилась ещё в XVII в., в советское время была разрушена, но к роднику ходили с иконой Николая Чудотворца и проводили службы. К 2010 г. часовня восстановлена, помимо этого, можно искупаться и набрать воды. В воде присутствуют ионы серебра; на вкус она многим нравится.

Романовский сад, яма Михаила Романова, часовня Михаила Архангела . Рядом с Богоявленской церковью огорожен стильной оградой сквер начала XX в. В его центре восстановленная в 2013 г. часовня Михаила Архангела, а под ней – яма, похожая на подвал. Говорят, что она претерпела изменения в XIX в. Можно оценить, насколько тяжело было боярину Михаилу в таком маленьком сооружении, но он продержался почти год. Говорят, что его убили охранники, чтоб быстрее разделаться с ним.

В середине сентября проходят дни памяти М.Н. Романова и разыгрываются максимально приближённо к действительности сцены из серии «Ныробский узник»: прибытие, заточение, помощь местных. Фактически возрождается культ Романова, хотя его оковы пока в Чердынском музее.

Мемориальный центр М.Н. Романова . До этого в посёлке действовал только школьный музей. В 2011 г. создали такой центр; экспонаты для него заказали заключённым, но есть и оригинальные дореволюционные и советские предметы быта. Получилось в целом неплохо.

Городище Люнва . Недалеко от моста через Люнву, не доезжая до Ныроба, колоний и родника.

Куда съездить ещё

Искорское городище . Овеянное мистикой и легендами место, хотя в реале – обычная христианская часовня на холме. Древнему Искору «повезло» – его часовню освятили в честь Параскевы Пятницы, особо почитаемой на севере Прикамья. Сейчас её отреставрировали. Несмотря на то, что на поверхности практически ничего не сохранилось – от археологических раскопок больше следов, – чувствуется дыхание истории. Особенно если никуда торопиться не надо или экскурсовод попался хороший.

Рядом с Искорским городищем гора, на которую можно забраться по широкой расселине – Большой Улочке или маленькой – Узкой. В сухую погоду подняться по Узкой Улочке и очиститься от грехов не так уж сложно, а вот под дождём проблематично. А дожди здесь не редкость, так что не всем отпускаются грехи.

, Вильгорт, Камгорт – В Покче больше резных домов, чем в Искоре или Ныробе.

Колва и камни на её берегах . И Искор, и Ныроб находятся не на берегу – Колва в этих краях уже равнинная река, многократно менявшая своё русло. Горы начинаются выше Вижаихи, деревни на правом берегу Колвы в 7-8 км северо-западнее Ныроба. На машине можно добраться до Ветлана, Бобыки, Светика; на лодке или снегоходе – до Бойца, Дивьего камня. Эти скалы – часть Полюдова кряжа, который пересекает Колва.

Дивий камень с пещерой и водопадом . Относится к особо охраняемым природным территориям. Находится на правом берегу Колвы. Представляет собой риф древнего Пермского моря – в пещере видны ископаемые кораллы, моллюски и даже пещерный жемчуг. Из наиболее интересных ручьёв, вытекающих из камня, – широкий ручей возле нежилой деревни Цепии и речка Алалай, образующая живописный водопад.

Дивья пещера находится на Дивьем же камне; вход в неё расположен выше уровня Колвы на 115 м и скрыт лесом. Длина пещеры больше, чем у широко известной Кунгурской ледяной, – 10,1 км. Гроты украшены кварцитами причудливых форм; есть несколько озёр. В пещере имеются наскальные изображения, относящиеся к каменному веку; она была святилищем на протяжении тысячелетий. Температура в пещере +4-+8 °С; коридоры зачастую узкие и низкие; водятся летучие мыши нескольких видов.

Ныроб на карте

Видео про город Ныроб


Примечание: В выходные и праздничные дни приём граждан ведёт ответственный дежурный по учреждению с 08.00 до 17.00 часов.

График работы комнат длительных и краткосрочных свиданий, прием-выдача посылок, бандеролей, передач


День недели

График работы магазина при колонии

График работы КДС

График работы ККС

Пн

С 09:00 -18:00

С 08:00-18:00

С 08:00-20:00

Вт

С 09:00 -18:00

С 08:00-18:00

С 08:00-20:00

Ср

С 09:00 -18:00

С 08:00-18:00

С 08:00-20:00

Чт

С 09:00 -18:00

С 08:00-18:00

С 08:00-20:00

Пт

С 09:00 -18:00

С 08:00-18:00

С 08:00-20:00

Сб

Выходной

С 08:00-18:00

С 08:00-20:00

Вс

Выходной

С 08:00-18:00

С 08:00-20:00

Примечание

Обед с 13:00 до 14:00

Прием заявлений 08.00-10.00

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ НА КРАТКОСРОЧНОЕ СВИДАНИЕ

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ПЕРЕДАЧУ

Краткая историческая справка

Ныробское лагерное отделение (II отделение), положившее начало Ныробскому управлению лесных исправительных учреждений (условное обозначение учреждение Ш-320) и ФБУ ОИК-11 ГУФСИН России по Пермскому краю, образовалось 01 марта 1938 года и входило в состав Усольского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР (Приказ НКВД СССР от 05 января 1938 года № 020).

Согласно приказу НКВД СССР от 04 января 1945 года № 01 приказом начальника управления Ныробского ИТЛ НКВД СССР от 26 марта 1945 года № 01 в целях усиления руководства производственно-хозяйственной деятельностью лагподразделений и улучшения состояния лагерного сектора с 01 апреля 1945 года был организован самостоятельный Ныробский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) НКВД СССР. Ныробский ИТЛ НКВД СССР был создан на базе подразделений, выделенных из Усольского ИТЛ НКВД СССР. Управление Ныробского ИТЛ дислоцировалось в селе Ныроб Молотовской области. В то время в состав ИТЛ входили отдельные лагерные пункты (ОЛПы) и лагерные отделения (л/о), в состав лаготделений входило несколько лагерных пунктов (л/п).

На основании приказа начальника Ныробского ИТЛ НКВД СССР от 26 марта 1945 года № 01 в состав Ныробского ИТЛ НКВД СССР входил Комендантский лагпункт.

Приказ МВД СССР от 21 марта 1946 года № 107 объявил о преобразовании НКВД СССР в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР), соответственно Ныробский ИТЛ НКВД СССР преобразован в Ныробский ИТЛ МВД СССР.

Приказом Ныробского ИТЛ от 04 ноября 1952 года № 0074 Комендантский отдельный лагерный пункт был реорганизован в Комендантское лагерное отделение (условное обозначение п/я 320/7).

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 832-370сс, приказом МЮ СССР от 02 марта 1953 года № 0013 лагеря лесной промышленности (в том числе Ныробский ИТЛ) были переданы из МВД СССР в ведение МЮ СССР.

Одновременно в Министерстве лесной и бумажной промышленности СССР создано Главное специальное управление - Главспецлес - для руководства хозяйственной деятельностью лесозаготовительных предприятий. Так, в соответствии с указанием начальника Главспецлеса Минлесбумпрома (МЛиБП) СССР и начальника ГУЛАГа Министерства юстиции СССР от 20 апреля 1953 года № 17/1/001176, приказом Ныробспецлеса от 11 мая 1953 года № 01, приказом Ныробского ИТЛ МЮ СССР от 13 мая 1953 года № 160 Управление Ныробского ИТЛ было разделено на Ныробское специальное лесозаготовительное Управление (Ныробспецлес) МЛиБП СССР и Ныробский ИТЛ МЮ СССР.

Согласно приказу Ныробспецлеса от 12 мая 1953 года № 03, приказу Ныробского ИТЛ МЮ СССР от 13 мая 1953 года № 160 были организованы лагерные отделения (в том числе Комендантское лагерное отделение) и специальные лесозаготовительные отделения (в том числе Ныробское спецотделение, созданное на базе Комендантского лагерного отделения).

Таким образом, обслуживание предприятий Ныробспецлеса МЛиБП СССР (т.е. предоставление для производственных нужд рабочей силы) осуществлялось Ныробским ИТЛ МЮ СССР на контрагентских началах.

В целях полного исключения возможности расшифровки подлинных наименований и дислокаций лагерных подразделений, а также порядка адресования секретной и несекретной корреспонденции приказом Ныробского ИТЛ МЮ СССР от 12 августа 1953 года № 0031 введены условные наименования лаготделениям. Так, для несекретной почтовой корреспонденции Комендантскому лагерному пункту установлен следующий адрес: Молотовская область, с. Ныроб, почтовый ящик 320/7 (п/я 320/7).

Приказом Ныробского ИТЛ МВД СССР от 20 марта 1953 года № 0013 объявлены временные штаты Ныробского лаготделения и входящих в его состав четырех лагерных пунктов (Головная, Шунья, Прилучная, Колвинец), спецучастка «Кобъящерка», центральной больницы на 200 коек (по обслуживанию заключенных), центральной больницы на 50 коек (для женщин заключенных), амбулатории по обслуживанию вольнонаемного состава.

В приказе Ныробского ИТЛ МВД СССР от 31 марта 1954 года № 0016 установлены виды режимов лагерных подразделений, согласно которому в Ныробском лаготделении значатся: Комендантский лагпункт - общего режима, лагпункт «Колвинец» - общего режима, сельхоз, инвалиды и ограниченно годные к физтруду, лагпункт Шунья - женский, общего режима, сельхоз, лагпункт Прилучная - спецлагпункт строгого режима, вновь строящийся.

На основании Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1954 года № 242-117с и приказа МВД СССР от 24 февраля 1954 года № 00150 Главспецлес реорганизован в Главное Управление Лагерей лесной промышленности МВД СССР (ГУЛЛП). На основании приказа Ныробского ИТЛ МВД СССР от 23 марта 1954 года № 0017 Ныробспецлес реорганизован в Ныробский ИТЛ, для чего Управление Ныробспецлеса и подчиненные ему спецотделения объединили с Ныробским исправительно-трудовым лагерем и входящими в его состав лагерными отделениями, сохранив за ними наименования, присвоенные лагерным отделениям (Ныробское спецотделение реорганизовано в Ныробское лагерное отделение).

В июне 1956 года руководство хозяйственной деятельностью лесных лагерей было передано Министерству лесной промышленности (МЛП) СССР, в структуре которого было образовано Главное специальное лесозаготовительное управление Главспецлеспром (приказ МВД СССР от 13 июня 1956 года № 0231). Во исполнение указанного приказа приказом Ныробспецлеса от 25 июня 1956 года № 01 Управление Ныробского ИТЛ было разделено и организовано Ныробское специальное лесозаготовительное управление (Ныробспецлес) МЛП СССР, которое с 01 июля 1956 года приняло от Ныробского ИТЛ всю производственно-хозяйственную деятельность, за исключением интендантских баз и складов с товарно-материальными ценностями и медицинских учреждений. В этот период одновременно существовали Ныробский ИТЛ МВД СССР (Ныроблаг) и Ныробское специальное лесозаготовительное управление (Ныробспецлес) МЛП СССР.

Таким образом, обслуживание предприятий Ныробспецлеса МЛП СССР, т.е. предоставление для производственных нужд рабочей силы, осуществлялось Ныробским ИТЛ МВД СССР на контрагентских началах. В связи с этим, существующие лагерные подразделения Ныроблага МВД СССР были реорганизованы и на их базе были организованы специальные лесозаготовительные отделения (одновременно существовали лаготделения Ныроблага и спецотделения Ныробспецлеса).

С 01 декабря 1957 года на базе управлений Главспецлеспрома СССР и управлений Главного управления исправительно-трудовых колоний (ГУИТК) МВД СССР были созданы единые управления исправительно-трудовых лагерей МВД СССР. В связи, с чем с 01 декабря 1957 года на базе подразделения бывшего управления Ныробспецлес и подразделения управления Ныробского ИТЛ МВД СССР были созданы 10 единых лагерных отделений, в том числе и Ныробское лагерное отделение (приказ Ныробского ИТЛ РСФСР от 29 ноября 1957 года № 0211). Согласно указанному приказу в состав Ныробского лаготделения были включены лагерные пункты:

1. Головной

2. Вырья

3. Промежуточная

4. Шунья

5. Колвинец


Приказом Ныробского ИТЛ МВД РСФСР от 02 декабря 1957 года № 0212 были присвоены лаготделениям литерные обозначения, Ныробскому лаготделению присвоено литерное обозначение - Ш-320/7.

Постановлением Совета Министров СССР от 13 января 1960 года № 44-16 и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1960 года «Об упразднении МВД СССР» было упразднено Министерство внутренних дел СССР с передачей его функций министерствам внутренних дел союзных республик.

Централизованная система руководства местами заключения в масштабе страны временно прекратила существование.

Приказом Ныробского ИТЛ от 24 июля 1958 года № 0105 лагпункт «Промежуточная» за отсутствием сырьевой базы.

В целях совершенствования организационной структуры и сокращения расходов по содержанию административно-управленческих аппаратов лагерей на основании приказа МВД РСФСР от 25 октября 1960 года № 0450 Ныробский ИТЛ был ликвидирован 01 декабря 1960 года, а его подразделения были переданы в состав Усольского ИТЛ МВД РСФСР.

В связи с приемом лагподразделений бывшего Ныробского ИТЛ в состав Усольского ИТЛ приказом начальника Усольского ИТЛ МВД РСФСР от 28 декабря 1960 года № 069 были утверждены дислокации и условные обозначения лагерных подразделений, Ныробское лагерное отделение значится как лагерное отделение № 16 (условное обозначение п/я АМ-244/16), почтовый адрес: п/о Люнва Чердынского района Пермской области.

Приказ МООП РСФСР от 04 сентября 1962 года № 500 объявил Указ ПВС РСФСР от 30 августа 1962 года «О преобразовании республиканского Министерства внутренних дел РСФСР в республиканское Министерство охраны общественного порядка РСФСР (МООП РСФСР)», в соответствии с которым МВД РСФСР было упразднено, его функции возложены на МООП РСФСР. Соответственно УВД Пермского облисполкома было преобразовано в Управление охраны общественного порядка исполнительного комитета Пермского областного Совета депутатов трудящихся (УООП Пермского облисполкома), лаготделение № 16 Усольского ИТЛ МВД РСФСР преобразовано в лаготделение № 16 Усольского ИТЛ УООП Пермского облисполкома.

Многочисленность подразделений, удаленность их от штаба Управления и друг от друга показали несостоятельность объединения Усольского ИТЛ и Ныробского ИТЛ, поэтому Ныробский ИТЛ был восстановлен на основании приказа МООП РСФСР от 16 ноября 1962 года № 0663 в прежних границах, с сохранением прежнего условного адреса (учреждение Ш-320). В состав Ныробского ИТЛ в то время входили 3 отдельных лагерных пункта и 6 лагерных отделений, в том числе и лагерное отделение № 16.

Для простой и секретной переписки приказом Ныробского ИТЛ от 13 февраля 1963 года № 011 Ныробскому лагерному отделению № 16 присвоено условное наименование п/я Ш-320/16, почтовый адрес: п/о Люнва Чердынского района Пермской области.

Согласно штатам, объявленным приказом Ныробского УЛИТУ от 19 августа 1963 года № 040, в состав лагерного отделения № 16 входило три лагерных пункта: лагерный пункт № 1 «Головной», лагерный пункт № 2 «Особый режим», пересыльный пункт.

Приказом Ныробского УЛИТУ от 09 сентября 1964 года № 038 в состав лаготделения № 16 входило: два лагерных пункта (лагпункт № 1 «Головной», лагпункт № 2 «Особого режима»).

Согласно приказу Ныробского УЛИТУ от 20 мая 1966 года № 021 видом деятельности лаготделения № 16 являлась лесозаготовительная промышленность, кроме лесозаготовок велось капитальное строительство, кирпичное производство и переработка древесины.

Приказом МООП СССР от 20 сентября 1966 года № 2 объявлены постановление Совета Министров СССР от 09 сентября 1966 года № 754 «О руководстве работой органов охраны общественного порядка в РСФСР» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 сентября 1966 года «Об упразднении союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка РСФСР», в соответствии с которыми МООП РСФСР было упразднено, его функции возложены на МООП СССР.

Приказом МООП СССР от 18 июля 1968 года № 0300, приказом Ныробского УЛИТУ от 17 августа 1968 года № 034 Управление Ныробского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ) переименовано в Ныробское управление лесных исправительно-трудовых учреждений МООП СССР (условное обозначение учреждение Ш-320), лагерные отделения были переименованы в отделения исправительно-трудовых колоний, лагерные пункты в исправительно-трудовые колонии. Так, лагерное отделение № 16 (Ныробское) было переименовано в Ныробское отделение исправительно-трудовых колоний № 16 (ОИТК-16), лагерный пункт № 1 «Головной» переименован в исправительно-трудовую колонию № 19, лагерный пункт № 2 «Особый» - в исправительно-трудовую колонию № 20.

Приказом МВД СССР от 26 ноября 1968 года № 903 объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1968 года «О переименовании Министерства охраны общественного порядка СССР в Министерство внутренних дел СССР», согласно которому Министерство охраны общественного порядка СССР переименовалось в союзно-республиканское Министерство внутренних дел СССР.

Приказом МВД СССР от 01 декабря 1968 года № 918 объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1968 года, согласно которому министерства охраны общественного порядка автономных республик переименовались в министерства внутренних дел автономных республик, управления охраны общественного порядка исполнительных комитетов краевых, областных Советов депутатов трудящихся переименовались в управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных Советов депутатов трудящихся Соответственно УООП Пермского облисполкома переименовано в УВД Пермского облисполкома.

Приказом Ныробского УЛИТУ от 11 марта 1970 года № 013 отделение исправительно-трудовых колоний № 16 реорганизовано в отдельную исправительно-трудовую колонию № 19 (особого режима) Ныробского УЛИТУ.

Во исполнение приказа МВД СССР от 01 апреля 1970 года № 0110 и в целях упорядочения открытых (подлинных) и условных наименований приказом Ныробского УЛИТУ МВД СССР от 14 июля 1970 года № 044 утвержден перечень отделений исправительно-трудовых колоний, которым присвоены открытые (подлинные) и условные наименования, в связи с чем, отдельной исправительно-трудовой колонии № 19 (Люнва) присвоено условное наименование подразделение Ш-320/19.

В соответствии с приказом МВД СССР от 20 января 1971 года № 035 приказом Ныробского УЛИТУ от 14 марта 1971 года № 012 отдельная исправительно-трудовую колония № 19 реорганизована в отделение исправительно-трудовых колоний № 16 Ныробского УЛИТУ (условное обозначение подразделение Ш-320/16).

В уставе Государственного предприятия подразделения Ш-320/16, зарегистрированного постановлением Главы администрации Чердынского района 27 декабря 1996 года № 286 указано о том, что Государственного предприятия подразделения Ш-320/16 МВД России (лесозаготовительное предприятие) создано в соответствии с приказом МВД СССР от 20 января 1971 года № 035. «Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица».

«Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: лесозаготовки; деревообработка, капитально строительство, оказание платных услуг населению, социальная деятельность; внешнеэкономическая; другие виды деятельности не запрещенные законодательством».

В штаты ОИТК-16, объявленные приказом Ныробского УЛИТУ от 14 марта 1971 года № 012 , входило три колонии: ИТК-19, ИТК-20, ИТК-поселение № 21.

На основании приказа МВД СССР от 7 сентября 1977 года № 0726 приказом начальника Ныробского УЛИТУ от 18 октября 1977 года № 031 исправительно-трудовая колония-поселение № 21 ликвидирована.

В соответствии с приказом МВД СССР от 16 февраля 1978 года № 077 приказом Ныробского УЛИТУ от 24 марта 1978 года № 016, в целях организации трудового использования на лесозаготовительном производстве лиц, условно освобождаемых из лесных исправительно-трудовых учреждений с обязательным привлечением к труду в порядке эксперимента при отделении исправительно-трудовых колоний № 16 организована специальная комендатура.

Во исполнение приказа МВД СССР от 16 февраля 1978 года приказом Ныробского УЛИТУ от 18 мая 1978 года № 028 спецкомендатуру с прежним штатом из отделения исправительно-трудовых колоний № 16 передана в непосредственное подчинение аппарата Управления.

В соответствии с требованиями зам. министра МВД СССР за № 0805 от 01 декабря 1980 года приказом Ныробского УЛИТУ от 21 января 1981 года № 07 в составе отделения исправительно-трудовых колоний № 16 Ныробского УЛИТУ создана исправительно-трудовая колония-поселение № 22 (место дислокации пос. Колвинец Чердынского района Пермской области).

Согласно приказу МВД СССР от 06 июля 1989 года № 06 отделение исправительно-трудовых колоний № 8 ликвидировано, исправительно-трудовые колонии № 3,4,6, входившие в состав ОИТК-8, введены в состав ОИТК-16.

Приказом начальника Ныробского УЛИТУ от 28 июля 1989 года № 025 объявлены штаты ОИТК-16, в состав которого входило 6 колоний: ИТК-поселение № 3 (пос. Перевальный), ИТК-4 (пос. Колва), ИТК-поселение № 6 (пос. Северный), ИТК-19 (пос. Ныроб), ИТК-20 (пос. Ныроб), ИТК-поселение № 22 (пос. Колвинец).

В целях удешевления управленческого аппарата и совершенствования системы ИТУ на основании приказа МВД СССР от 18 апреля 1990 года № 09 приказом начальника Ныробского УЛИТУ от 07 мая 1990 года № 010 ИТК-поселение № 3 ОИТК-16 ликвидирована, ИТК-поселение № 6 передислоцирована из пос. Северный в пос. Колву.

Приказом МВД РСФСР от 30 мая 1990 года № 014 ИТК № 19 усиленного режима ОИТК № 16 реорганизовано в ИТК строгого режима.

В целях улучшения структуры ОИТК-16 и в связи с производственной необходимостью приказом начальника учреждения Ш-320 исправительно-трудовая колония поселения № 22 (входившая в состав отделения ИТК-16) переименована в отдельную исправительно-трудовая колония поселения № 23 с непосредственным подчинением Ныробскому УЛИТУ.

Приказом учреждения Ш-320 от 25 декабря 1995 года № 09 в целях совершенствования организационной структуры и в связи с производственной необходимостью ликвидировано отделение исправительно-трудовых № 16 и на его базе создано:

1. Объединение исправительно-трудовых колоний ИТК № 16 (Головная) особого режима, ИТК-19 строгого режима, место дислокации пос. Люнва;

2. Объединение исправительно-трудовых колоний ИТК-4 (Головная) особого режима, исправительно-трудовая колония-поселение № 6, место дислокации пос. Колва.

Этим же приказом утверждены штаты объединений и «для ликвидации ОИТК-16 и создания объединений исправительно-трудовых колоний ИТК-16 /Головная/, ИТК-19 место дислокации пос. Люнва, ИТК-4 /Головная/, ИТК-поселение № 6 место дислокации пос. Колва» создана комиссия, которая должна была приступить к работе 25 декабря 1995 года и закончить её 05 января 1996 года.

Приказом МВД РФ от 27 марта 1996 года № 162 ликвидировано отделение ИТК № 16 (пос. Ныроб) Ныробского УЛИТУ и на базе входящих в его состав ИТК созданы:

« объединение ИТК особого режима № 4 (пос. Бубыл) и ИТК-поселение № 6 (пос. Бубыл), подчинив ИТК № 4 непосредственно Ныробскому УЛИТУ, ИТК № 6 подчинив ИТК № 4;

объединение ИТК особого режима № 20 (пос. Ныроб) и ИТК строгого режима № 19 (пос. Ныроб), подчинив ИТК № 20 непосредственно Ныробскому УЛИТУ, ИТК № 19 подчинить ИТК № 20 » .

Штаты объединения ИТК особого режима № 20 (пос. Ныроб) и ИТК строгого режима № 19 (пос. Ныроб) в приказах начальника Ныробского УЛИТУ за 1996 год не обнаружены.

Приказом учреждения Ш-320 от 05 июня 1996 года № 210 в целях упорядочения номеров исправительно-трудовых колоний Ныробского УЛИТУ и во исполнение приказа МВД РФ от 27 марта 1996 года № 162

«1. Изменить номер ИТК особого режима с № 20 (п. Ныроб) на № 16.

2. Изменить номер объединения ИТК с № 20 (пос. Ныроб) на № 16.»

Документы, которые смогли бы объяснить ликвидацию отделения исправительно-трудовых колоний № 16 двумя разными по дате создания приказами, а также документы, которые смогли бы объяснить причину издания приказа учреждения Ш-320 о ликвидации ОИТК-16 раньше издания приказа вышестоящего органа, в настоящее время в архиве не обнаружены.

В архиве имеются приказы начальника объединения исправительно-трудовых колоний № 4, которые начали издаваться с 16 января 1996 года.

Приказом МВД РФ от 29 апреля 1997 года № 257 лесные исправительно-трудовые колонии переименованы в лесные исправительные колонии, соответственно Ныробское управление лесных исправительно-трудовых учреждений (УЛИТУ) переименовано в Ныробское управление лесных исправительных учреждений (УЛИУ), объединение исправительно-трудовых колоний № 16 (ОИТК-16) - в объединение исправительных колоний № 16 (ОИК-16).

На основании Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 года № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» Ныробское УЛИУ, как и другие исправительные учреждения, было передано в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

Приказом Ныробского УЛИУ от 23 ноября 2000 года № 537, приказом Ныробского УЛИУ от 31 мая 2001 № 225 в целях совершенствования организационной структуры Ныробского УЛИУ в срок до 01 июля 2001 года «произвести реорганизацию Государственного (унитарного) предприятия Ш-320/16 ГУИН Минюста России в форме присоединения к нему Государственного (унитарного) предприятия Ш-320/22 ГУИН Минюста России».

Приказом Минюста России от 24 апреля 2002 года № 115 Ныробское УЛИУ Минюста России (учреждение Ш-320) и Усольское УЛИУ Минюста России (учреждение АМ-244) реорганизованы в Камское управление лесных исправительных учреждений (учреждение ВК-240) Главного управления исполнения наказаний Минюста России по Пермской области.

Приказом Камского УЛИУ от 13 декабря 2002 года № 320 во исполнение приказа МЮ РФ от 02 декабря 2002 года № 323, указания ГУИН МЮ РФ от 27 сентября 2002 года № 18/5/2-2162, утвержден перечень учреждений ВК-240, согласно которому объединение исправительных колоний № 16 (учреждение Ш-320/16) реорганизовано в объединение исправительных колоний № 10 Камского УЛИУ ГУИН МЮ РФ по Пермской области (учреждение ВК-240/10), ИК-16 реорганизована в ИК-10, ИК-19 реорганизована в ИК-11.

В соответствии с приказом МЮ РФ от 05 декабря 2003 года № 313 приказом Камского УЛИУ от 08 января 2004 года № 4 включить в состав объединения исправительных колоний № 10 Камского УЛИУ ГУИН МЮ РФ по Пермской области колонию поселение № 23 (п. Ныроб) (КП-23 учреждения ВК-240/10).

Приказом ФСИН России от 18 января 2005 года № 2 ГУИН МЮ РФ по Пермской области преобразовано в Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермской области (ГУФСИН России по Пермской области), Камское УЛИУ ГУИН МЮ РФ по Пермской области реорганизовано путем присоединения к ГУФСИН России по Пермской области.

Приказом ФСИН России от 25 марта 2005 года № 164 учреждение ВК-240/10 переименовано в федеральное государственное учреждение «Объединение исправительных колоний № 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермской области» (ФГУ ОИК-11 ГУФСИН России по Пермской области).

Приказом ФСИН России № 34 от 02 февраля 2006 года ГУФСИН России по Пермской области переименовано в ГУФСИН России по Пермскому краю.

Приказом ГУФСИН России по Пермскому краю от 22 мая 2006 года № 174 ФГУ ОИК-11 ГУФСИН России по Пермской области было переименовано в федеральное государственное учреждение «Объединение исправительных колоний № 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (ФГУ ОИК-11 ГУФСИН России по Пермскому краю).

Приказом ФСИН России от 02 апреля 2008 года № 219 в соответствии со статьей 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФГУ ОИК-11 ГУФСИН России по Пермскому краю переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Объединение исправительных колоний № 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (ФБУ ОИК-11 ГУФСИН России по Пермскому краю). На данный момент Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 11» с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю).

Первое документальное упоминание деревни Ныробка относится к 1579 году. Вся деревня тогда состояла всего лишь из шести дворов.

Координаты для GPS-навигатора

60.73310432730281, 56.71605600000001

Ныроб на карте

Тюремные традиции у Ныроба сложились издавна. В 1601 году именно сюда был сослан царем Борисом Годуновым его главный соперник – обвиненный в колдовстве Михаил Никитич Романов – дядя будущего царя Михаила Федоровича, первого из царской династии Романовых. Именно поэтому небольшая захолустная деревенька стала известна всей России.

Для именитого заключенного на окраине деревни вырыли яму «сажень глубины, сажень длины и ширины». Сверху яму закрыли деревянным настилом, в котором сделали лишь прорезь для спуска еды. Условия были по-настоящему ужасными. Яма была сырая, холодная, темная. Лишь к зиме оборудовали нехитрый очаг, топившийся без трубы по-черному. В добавок с Михаила не снимали тяжелых цепей.

Местные жители как могли помогали заключенному. Тайком его подкармливали, бросая украдкой в яму еду. Когда их разоблачили, уже сами жители были наказаны. Шестерых ныробцев арестовали и отправили из деревни в столицу. Спустя несколько лет обратно вернулись лишь двое – остальные погибли.

Несмотря на тяжелые условия содержания в яме, Михаил прожил еще достаточно долго – почти год. Скончался Михаил в августе 1602 года. Похоронили его неподалеку от места заключения. Спустя четыре года прах извлекли и перевезли в Москву, в родовую усыпальницу Романовых.

В 1613 году к власти пришел Михаил Федорович Романов. За помощь узнику жителей Ныробки освободили от налогов и построили здесь церковь.

В Ныробе две главные достопримечательности, ради которых стоит сюда приехать, – яма, в которой содержался Михаил Романов, и старинная Никольская церковь.

Каменная пятиглавая Никольская церковь была построена в 1704 году. Церковь украшена красивым фигурным кирпичом.

Близ Никольской церкви находится другой памятник архитектуры — Богоявленская церковь, построенная в 1736 году на месте могилы Романова.

Между тем, именно в ней хранились оковы Михаила Романова. Они были главной святыней Ныроба, прикоснуться к которой ежегодно приходило несколько тысяч паломников. Люди были уверены в их чудотворности, целительной силе. В настоящее время оковы хранятся в краеведческом музее Чердыни, а их копия – в музее города Красноуфимска Свердловской области (по другой версии – наоборот в Чердыни лишь копия, споры по этому вопросу не утихают).

Яма Романова находится в паре сотен метров отсюда. До революции над ямой стояла сначала деревянная, затем каменная часовня. Ее назвали во имя духовного покровителя Михаила Романова – во имя Архангела Михаила.

Вокруг ямы — забор с любопытными каменными столбами, установленный к 300-летию дома Романовых. На столбах ограды можно увидеть вычеканенные медные памятные доски.

Советская власть не обошла это место стороной. В 1930-е годы часовню уничтожили, украшения с забора отбили. На месте романовского сквера был парк отдыха. После падения режима романовский сквер стали потихоньку восстанавливать.

Можно сказать, что Ныроб – это настоящий край географии Пермского края. Севернее его находятся одни лишь зоны для заключенных.

Около Ныроба находится уникальный Свято-Никольский родник. Он расположен с правой стороны при въезде в село.

Вода источника чистая, вкусная, имеет примеси серебра, что придает воде укрепляющие и оздоравливающие свойства.

По легенде в 1619 году в этом месте явилась икона Николая Чудотворца и забил родник. В честь такого события в Ныробе построили Никольский храм, а над родником на месте явления иконы возвели деревянную часовню.

В революционную смуту икона была утрачена. Ее копия хранится в Музее истории веры в Чердыни. 22 мая и 19 января в это место совершаются крестные ходы.

Около Ныроба находится самая длинная пещера Урала — пещера Дивья (ее длина 10100 метров).

Как доехать до Ныроба?

Ныроб можно назвать городом узников, ведь местного населения по некоторым данным здесь даже меньше, чем содержащихся в местных колониях заключенных. Любопытно, что, находясь в Чердынском районе Пермского края, Ныроб по численности населения (чуть более 7 тысяч человек) превосходит сам районный центр.








OLYMPUS DIGITAL CAMERA


Выпуск программы «По святым местам». Телеканал «Союз»

25 сентября 2017 г. 20:26 Пермский Край — Россия Сентябрь 2017

Сбылась моя давняя мечта: наконец-то мне удалось отправиться в путешествие на север Пермского края в составе туристической группы. Я увидела горы Среднего Урала, населенные пункты, входившие некогда в Чердынь Великую (село Пянтег, города Чердынь и Ныроб), завершила свое знакомство с культурой Западного Урала посещением Краеведческого музея и Художественной галереи города Перми.

Именно с Чердыни Великой пошло заселение Пермского края русскими. В XII веке новгородцы проложили северный путь через места, где сегодня располагается город Чердынь: по реке Колве на Печору. У тамошних жителей новгородцы обменивали свои товары на ценную северную пушнину, а также высокохудожественные серебряные изделия Сасанидов. Местные жители платили новгородцам дань, и название самой высокой горы в здешних местах звучит напоминанием об этом. Гора Полюд обязана своему названию полюдью, то есть дани, собираемой «по людям».

Потом, во времена монголо-татарого ига, когда пали некогда процветавшие государства, этот торговый путь был позабыт. Но после освобождения от татар и с началом объединения русских княжеств вокруг Москвы торговый путь с Уралом и Печорой возродился.

Завоевание и освоение Урала было невозможно без объединяющей идеи, которой стала православная вера. Около 1375 года миссионер Стефан, который впоследствии войдет в историю православной веры под именем святого Стефана Великопермского, создал для зырян (коми-зырян) письменность, которой до того они не имели. В качестве алфавита он использовал зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки, состоявшей из 24 букв, Стефан перевел на язык зырян богослужебные книги и частично Священное Писание. Осенью 1379 года святой Стефан, благословленный московским патриархатом, отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была «Золотая баба» — каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Однако миссионерской деятельности Стефана Великопермского способствовали его талант проповедника, знание языка зырян и глубокая вера в правоту своего дела. Ему также помогла природная кротость зырян. Православно-просветительская деятельность Стефана Великопермского была успешной и в дальнейшем послужила основой христианизации чердынских земель.

1


ПЯНТЕГ

Путешествие нашей туристической группы начиналось с села Пянтег, что недалеко от Чердыни, куда мы добрались из Перми поздно вечером, чтобы переночевать на местной турбазе. Существует гипотеза, согласно которой изначально Чердынь начиналась (строилась) на месте, где сейчас находится это село. По одной из версий Пянтег — это имя языческого бога.

Утром прямо из окна нашей комнаты я увидела широкое речное раздолье Камы. Наскоро позавтракав, вышла на берег реки. Впала в меланхолическую задумчивость среди кедровых сосен, в сакральном месте древних племен коми, заселявших когда-то эти места. Сосны были похожи на экзотических чудищ в которых вселились духи древних: с мощными ветвями-руками, поднятыми к небу, оголенными корнями-ногами, держащими искривленные тела-стволы… Племена коми поклонялись кедровым соснам. Они, поселившись в этих местах, оставили многочисленные клады из предметов высокохудожественного серебра cаcсанидов, которые привозили в обмен на ценный мех в чердынские земли по рекам Каме и Волге, через Булгарское царство, из Сасанидской Персии и Византии…Такие блюда есть и в пермском краеведческом музее, и в столичных музеях. Посмотреть на это стоит: в этой поездке мы увидим древние артефакты в чердынском краеведческом музее.

1


1


1



Пройдя по берегу Камы, я увидела интересную шестигранную деревянную сторожевую башню с православной луковицей и крестом, увенчанную некогда деревянным шатром. Это самое старое на Урале деревянное строение, сохранившееся до наших дней: Богородицкая церковь, датируемая концом XV — началом XVI веков. Она старше знаменитых Кижей. Русские, осваивая уральские земли, построили на берегу Камы, в сакральном для коми месте, сначала сторожевую башню (оборонительное укрепление), а затем, утвердившись здесь, переделали ее в христианскую церковь.

4


В селе Пянтег находили и до сих пор находят фигурки пермского звериного стиля, закопанные древними племенами, называемыми некоторыми краеведами племенами Хранителей. Это большое количество захоронений металлических оберегов, амулетов, целого пантеона духов, так называемого Пермского звериного стиля древних племен. Мы их должны увидеть уже сегодня в Чердынском краеведческом музее. Можно их посмотреть и в Пермском краеведческом музее, и в музеях Петербурга и Москвы. По богатству образов и разнообразию предметов культура Пермского звериного стиля превосходит японские нэцкэ, а по символическому значению не уступает ритуальной системе ацтеков и майя. Хранители, чья цивилизация исчезла около тысячи лет назад, жили вдоль рек Выми, Вычегды, Камы, Колвы и Вишеры. Они занимались охотой, рыболовством, гончарным делом и металлургией; торговали с Ираном через Булгарское ханство, со Средиземноморьем через тюрков Хазанского каганата, с родственными племенами обских угров за Уральским хребтом. Системы сложных ритуалов, владение шаманскими техниками экстаза и, главное, знаменитые амулеты Пермского звериного стиля, отлитые из металла, создали Хранителям у соседних племен репутацию могущественных колдунов и всесильных магов. Интересно, что изготовлением литых фигурок звериного стиля занимались женщины Хранителей. Их мужчины изготавливали оружие. Под натиском племен коми и войск Волжской Булгарии, Хранители вначале были вытеснены в чердынские земли, а затем через ущелья Уральского хребта ушли в Зауралье, где растворились среди обских племен.

Перед последним походом Хранители захоронили в чердынских землях своих богов. Заселившие эти земли после ухода Хранителей племена коми создали легенды о таинственном народе Чудь, ушедшем под землю. Случайно раскопав амулет, коми в страхе стремились избавиться от «злого» и таинственного духа, бросив находку в воду. Постепенно в легендах коми живые Хранители превратились в духов здешних мест.

1

ЧЕРДЫНЬ

К обеду наша туристическая группа уже приехала в Чердынь. Основное мое ощущение в Чердыни — это ощущение свежести и угрюмой чистоты города. Низкое серое небо. Малолюдные улицы, почти без автомобилей и, конечно, без светофоров. Коровы, отдыхающие на холодной, мокрой от дождя земле на фоне старой церкви, невозмутимо жующие жвачку. Маленькая женщина-экскурсовод, взахлеб рассказывающая о своем родном городе. Я внимательно слушала ее, с интересом задавая уточняющие вопросы. Получила приглашение приезжать в гости и телефон… Видимо, чем дальше провинция от столицы, тем люди там более добры и гостеприимны, менее скаредны при своей мизерной, по сравнению со столичной, зарплате…

Самую высокую точку окрестностей — гору (камень) Полюд, похожий на застывший гребень волны, я впервые увидела с крутого берега реки Колвы в городе Чердыни. Говорят, на Полюде в стародавние времена разжигали тревожный костер, предупреждавший всех об опасности, приближении врагов, кочевников-вогулов.

1

Большое впечатление на меня произвел исторический рассказ о часовне, построенной в память о погибших родителях. При очередном нашествии на Чердынь вогулов все мужское население города вышло с оружием навстречу врагу. Но силы были неравные. Вогулов было значительно больше. Все чердынские мужчины погибли, но вогулы почему-то ушли, не тронув город и даже не войдя в него. Своей смертью мужчины спасли остававшихся в городе жен и детей. Дети выросли и построили в память об этом событии часовню…

Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века — времени начала вхождения Перми Великой (Чердыни) в состав Московского государства. Вычегодско-Вымская летопись упоминает город с 1451 года. В то время на этих землях правили великопермские князья. Название города происходит от двух коми-пермяцких слов: «чер» — приток и «дын» — устье, — то есть «поселение, возникшее при устье ручья». Великопермские чердынские князья принимали христианство, становились московскими вассалами, но вассалами непокорными. В частности, во время войны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века они отказались участвовать в походе, но без разрешения великого князя заключали военные союзы с соседями, вятичами, против вогулов (манси). Не разрывала Чердынь и своих отношений с Великим Новгородом. Первая попытка «крестити ко святей вере чердынцев» была предпринята епископом Питиримом. Попытка оказалась неудачной — Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства. В1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» крещение чердынцев. В этом же году в Чердыни был основан первый на Западном Урале христианский Иоанно-Богословский мужской монастырь. После войны с Новгородом и его окончательного включения в Великое княжество Московское, Иван III воспользовался некими обидами, нанесенными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. Весной 1472 г. московские полки под командованием воеводы стародубского князя Федора Пестрого разбили пермское войско и взяли в плен местного князя Михаила. Так окончательно было сломлено сопротивление местных правителей Чердыни московским властям

Скрытая непокорность (упрямство) чердынской земли проявилась, на мой взгляд, и в своеобразии христианского церковного убранства. Чердынь — центр распространения уникальной деревянной скульптуры, в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Происхождение этого обычая неизвестно, не исключено, что он, как и обычай украшать церковные здания луковицами, привнесен много веков назад из Скандинавии. Однако пермские деревянные боги имеют ярко выраженные черты коми: раскосые глаза, выступающие скулы, темные волосы. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Чердынсмком музее веры и в Пермской художественной галерее, но все они были найдены, в основном, на чердынской и соликамской земле. Особенно интересна, на мой взгляд, деревянная икона Святой Параскевы Пятницы, хранящаяся в пермской художественной галерее. День этой святой совпадает с днем поклонения древней языческой богине, изображаемой вместе со склоненными к ней слева и справа мифическими существами. По бокам от святой Параскевы на барельефе деревянной иконы также располагаются ангелы — один слева, другой справа. И языческий, и христианский праздники имеют похожую направленность — поклонение плодородию и материнству.


Еще один пример непокорности, но уже значительно более поздней исторически, удивил меня в Чердыни. Сюда был сослан во времена сталинизма известный поэт О. Мандельштам, сочинивший в самый разгар культа личности:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца —
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как червы, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычит.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина

Стихотворение передавалось в устной форме в Москве самым доверенным людям. Кто-то из «доверенных» донес куда следует… О чердынской ссылке Мандельштама напоминает мемориальная доска на фасаде больницы.


НЫРОБ

«Ныр» в коми-пермяцком языке означает «нос», «ыб» — «поле», то есть «Носово поле», или «поле Но-са» (в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов).

Я долго не хотела посещать этот поселок. Испытывала чувство противоречия. Мол, люди вначале издеваются над какой-либо грандиозной личностью, пытают, казнят. Потом, спустя некоторое время, возводят эту же личность в статус святого и начинают ей поклоняться, придумывая и создавая все новые и новые признаки святости не только замученного, но и здешних и около-здешних мест.

В 1601 году, во времена Бориса Годунова, в Ныроб был сослан (и вскоре здесь умер) боярин Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Этот заключённый был также двоюродным братом царя Федора Иоанновича, последнего представителя прямой линии Рюриковичей на российском престоле (по женской линии) и одним из самых богатых людей государства Российского. М. Н. Романов был красив и необыкновенно силен. Легенда гласит, что когда он, по прибытии в Ныроб, понял, какая его ожидает участь, то в порыве отчаяния, отшвырнул, перевернув, дорожную карету, в которой его сюда привезли. Боярина Романова, закованного в кандалы, заточили в яму. В этой яме он и должен был ждать своей смерти, мучаясь от голода и холода лютой северной зимой, грязный и немытый, лишенный возможности справлять свои естественные потребности в каком-либо другом месте. Жители Ныроба, как могли, помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, приносили ему еду. Наконец, устав ждать смерти боярина, тюремщики его задушили. Впоследствии, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).

До 1917 года помолиться в яме-темнице, где принял мученическую смерть боярин Романов, и припасть к его оковам стремились до шести тысяч паломников в год. В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.

Сейчас стало модным снова возить туристов и паломников в эти места. Однако, как я заметила, посетители в основном жаждут получить некое чудесное избавление от собственных проблем различного направления. Совершенно не ясно, как можно, например, получить исцеление, прощение грехов и прочая, всего лишь побывав на месте лютой смерти боярина Романова или испив воды из здешнего «святого» источника. Тем не менее, я не жалею, что побывала здесь.

Сейчас Ныроб и все, что севернее — это зона тюрем. Следуя к достопримечательностям, связанным с именем Романова, видишь длиннющий забор с колючей проволокой с возвышающимися за ним тюремными строениями. Многих интересных личностей: как борцов за справедливость, так и пособников зла, — видели эти стены. В Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов. Сюда свозили репрессированных во времена Сталина. Недавно здесь отбывал наказание (но почему-то спустя недолгое время был выпущен) один из последних аферистов нашего времени, Г. П. Грабовой.

Недалеко от великолепного Никольского храма, построенного в память о замученном боярине Романове, по инициативе администрации посёлка Ныроб и школьного краеведческого клуба «Патриот» установлен памятный деревянный знак в виде креста с надписью на табличке: «Знак установлен в память о репрессированных россиянах. 1 ноября 2003». Одному замученному боярину — великолепный храм, а тысячам замученных не царского звания — деревянный крест. Как говорится: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволену быку».

В поселке создается музей, причём руками людей, отбывающих здесь свой срок заключения или вышедших уже на свободу. Не знаю, как он будет потом называться. Сейчас это все подряд, что может кого-либо заинтересовать: предметы быта ушедшего века, фотографии потомков Романовых, приезжающих сюда из далекой заграницы, картины и костюмы эпохи смутного времени, в которые разрешают наряжаться туристам и прочая. Вообще, постоянно в Ныробе можно услышать фразу: «Это зэки делали».

Самое, на мой взгляд, интересное в Ныробе — это Никольский собор. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел в Ныробе построить церковь Николая Чудотворца (строительство было закончено в 1704 году). В советские годы в помещении храма располагалась почта. И лишь в 1995 году состоялось первое богослужение. Однако восстановление храма началось только во второй половине 90-х годов. А бывший ныробский заключенный Борис Сашин, обойдя в конце 90-х годов прошлого века многие московские монастыри, отвез в Ныроб некоторую сумму пожертвований и очень много духовной литературы.

Богато украшенный резьбой, каменный храм похож на узорочные церкви Соликамска и является единственным памятником Чердынского края, в котором использовано так много украшений барочного типа. Равные ему можно найти только в Соликамске, Великом Устюге и Вологде. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты церкви возникла легенда о строителях, возводивших ее будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами. На свет она явилась будто враз, как только поставили главы и кресты. Хорошо виден знаменитый «жучковый орнамент» или «жужалица» (как буквы Ж, стоящие рядом), часто встречающийся в архитектуре церквей «русского барокко», особенно на Урале. В нём зашифрованы буквы I и Х — «Иисус Христос». В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. Внутренняя кладка купола храма необычна — в ней выложены кресты Голгофы. В храме сохранились старинные фрески, которыми храм был украшен еще в начале XVIII века. На одной из них — святой мученик Христофор, который почитается как покровитель охотников. Интересно, я бы сказала, «языческое» изображение этого святого, которого еще называют Христофор-ПСЕголов. Это святой с головой пса. Раньше в день святого Христофора принято было кормить до отвала мясом быка всех собак. Опять языческие традиции! До сих пор на гербе Ныроба изображен бык…

1

Поселок гт, относится к Чердынскому району, центр городского поселения.
Числится 5523 жителя по переписи 2010г. Столица бывшего НЫРОБЛАГА.

Несмотря на то, что Ныроб находится в доброй тысяче километров от ближайшего океана, в каком-то смысле, этот поселок - край земли. В самом деле, с юга от Ныроба располагается "наша земля" - с городами, деревнями и свободными людьми. К северу - на многие десятки километров простирается "Потерянный край" - зоны, зоны, зоны… Их построили здесь еще при "отце народов", но в отличие от многих других мест, где лагеря упразднили, в Пермской области они действуют и поныне. Сам же поселок (в котором также есть зона), знаменит тем, что здесь в заключении (с 1601г)содержался дядя первого царя из династии Романовых - Михаил Никитич Романов.

До Ныроба (ударение на букву "ы") можно добраться рейсовыми автобусами по единственной дороге из Перми, Соликамска и Чердыни. В настоящее время Ныроб стал заметно доступнее - строительство полностью асфальтированного шоссе до поселка практически завершено, а все паромные переправы заменены современными мостами. На север и северо-восток от поселка идут дороги мимо заброшенных и полузаброшенных деревень к зонам, лагерям и вырубкам. С 2003 года возобновлен зимник, связывающий республику Коми и Пермскую область. Летом дороги проезжей для автотранспорта в этом направлении пока нет. Тем не менее, именно добираясь до Ныроба со стороны Коми, можно в полной мере прочувствовать атмосферу данного места.

Первоначально – коми-пермяцкая д. Нырыб (коми-пермяки обитали здесь еще в нач. 18 в.). Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб – «поле», т. е. «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 г. в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов). В 1601 г. в деревню из Москвы был отправлен в ссылку царем Борисом Годуновым Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Романова, который здесь вскоре умер (по некоторым данным – убит).

Между 1613 и 1617 гг., после постройки здесь деревянной Свято-Николаевской церкви, Ныроб получил статус погоста (центра округи из числа деревень, населенных черносошными (лично свободными) крестьянами), затем – села. В 1913 г. здесь отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов.
В 1930 г. возник колхоз «Красный пахарь». 26 февр. 1951 г. при слиянии сельхозартелей «Красный пахарь», «Красный Урал», «Заря» и им. Ворошилова появился укрупненный колхоз им. Ворошилова (с 1957 г. – им. Свердлова, ликвидирован в 1968 г.). В 1930-х гг. здесь существовали Чердынский лесозаготовительный участок, рыбхоз, промкомбинат, Колвинский лесхоз, пихтоваренный завод.
В январе 1945 г. был организован Ныробский ИТЛ (ГУЛАГ)(существовал до 1960 г.), в селе дислоцировалось его управление. Максимальное число заключенных в лагере - 25200 человек, занятых на лесозаготовках, деревообработке, обслуживании мастерских.
Поселок городского типа со 2 янв. 1963 г.
enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803761866

Древняя деревушка Ныробка впервые упомянутая в 1579 году и расположенная в суровом краю на пути из Чердыни на Печору, не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали в свое время для расправы над Михаилом Никитичем Романовым. События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов, вместе со своими четырьмя братьями, были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось.

В начале 1601 года Михаила Романова привезли в цепях в крытом возке в Ныробку, деревушку о 6 дворах. На окраине деревни вырыли яму "сажень глубины, сажень длины и ширины", которая сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма была темная и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг - жилище Романова отапливалось по-черному.
Показательный случай произошел дальше: Ныробцы, как это водится на Руси, прониклись сочувствием к человеку, которого охранники держали в яме, и стали тайком его подкармливать. Они давали детям еду, которую те украдкой бросали в яму. Однако дело это было раскрыто, и последовала кара: хозяева пяти из шести дворов (в шестом жил доносчик, разоблачивший остальных) были задержаны и отправлены в Казань, где на допросах один их них погиб.

В августе 1602 года, Михаил скончался (убит воеводой Тушином) и был похоронен недалеко от места заключения. В 1606 году по указанию Лжедмитрия I прах Михаила Романова был извлечен из земли, перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре.

Жизнь Ныробки переменилась в 1613 году, когда престол занял Михаил Федорович, племянник Михаила Никитича. Он приказал построить в Ныробке церковь, определил сюда двух священников. В 1621 году Ныробка стала свободной экономической зоной - царь пожаловал деревню "обельной грамотой". В грамоте указывалось, что за выдающиеся заслуги в деле поддержки Ныробского узника пищей и в качестве компенсации за понесенный урон во время ссылки местных крестьян в Казань, деревня получала освобождение от налогов (действовало освобождение до 1720 года).

В 1704 году в селе строится богато украшенная каменными узорами Никольская церковь, которая стоит и поныне. На месте ямы Михаила Романова была поставлена часовня, а в 1736 году на месте могилы была выстроена еще одна церковь - Богоявленская. Внутри нее, у северной стены, хранилась важнейшая Ныробская реликвия - трехпудовые цепи, в которых Михаил содержался в яме. Местные жители были убеждены в их чудодейственности, по преданию от них исцелялись не только люди, но и домашний скот. При советской власти кандалы были перевезены в Чердынский краеведческий музей.