На берегу озера светлояр нашли поселение. Православные традиции. Аномальные характеристики Светлояра

Одно из самых известных и мистических мест Нижегородской области. Находится возле села Владимирское Воскресенского района. В настоящее время Светлояр - памятник природы федерального значения.

Площадь озера Светлояр - около 12 га, длина - 410 м, ширина - 315 м, наибольшая глубина - около 29 м.

Легенда о граде Китеже

Светлояр относится к числу наиболее загадочных и овеянных легендами российских озёр. Даже учёные до сих пор не пришли к консенсусу относительно его происхождения. Есть знаменитая легенда о погружении в озеро чудесного града Китежа , который не сдался войскам хана Батыя . История послужила вдохновением художников Васнецова, Рериха, Нестерова, а также подвигла музыканта Римского-Корсакова написать оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Согласно легенде в древние времена великий князь Георгий Всеволодович возвёл на Волге вначале Малый Китеж, впоследствии переименованный в Городец, а потом, переправившись через несколько рек и найдя возле Люнды и Светлояра хорошее место, построил и Китеж Большой. Китеж-град был очень крупным и известным, в его центре возвышалась шестиглавая церковь, а жители города процветали.

Однако наступил трагический год когда на Русь напал Батый. В 1238 году было разорено Владимиро-Суздальское княжество, и хан Батый поставил свой лагерь на реке Сить. Силы князя Юрия Всеволодовича оказались неравными, и после трудной битвы он отступил к Малому Китежу, который вскоре был взят приступом. Князь с остатками своего войска смог крыться в Большом Китеже, а монголы, захватившие Малый Китеж, пытали пленных и требовали указать дорогу к городу. Один из жителей, не выдержавший мучений, согласился провести врагов к городу через заволжскую тайгу. Однако Китеж, окружённый неприятелями, не собирался сдаваться, и люди молились Богу о защите. Вскоре город опустился вниз, а сверху его колпаком накрыли холмы и озеро, а монголы испугались такого чуда и скрылись.

Научные исслоедования озера Светлояр

Аквалангисты исследовали Светлояр и обнаружили там природные аномалии: подводные террасы подобно лестнице, крутые подводные склоны чередуются с горизонтальными участками дна. Это говорит о том, что озеро образовывалось частями. На глубине 20 метров они нашли небольшие предметы, сделанные из дерева и металла периода XIII века, оставшиеся, вероятно, от какого-то древнего поселения. Больше следов цивилизации обнаружено не было.

Исследовалось озеро и инстурментально. При помощи гидрофона ученые услыщали страные звуки вроде эха грома во время шторма. Геофизики, участвующие в эксперименте сказали, что эти звуки происходят от волны магнитного возмущения, которая проходит через воду и создает такой эффект.

В некоторых местах озеро «кричало», в других была тишина. Также гидрофоном зафиксировали низкий жужжащий звук, озеро издавало его до восхода солнца и полной луны. Согласно легенде, праведным людям дано увидеть стены белоснежного города с золотыми куполами храмов именно в это время.

Мистика озера Светлояр

Современный путь, пролегающий к озеру, именуется Батыевой тропой, и по этой дороге чистый сердцем и помыслам и человек может прийти к Китежу. Город является невидимым, хотя праведники могут узреть на дне огоньки крестных ходов и услышать, как в храмах звонят колокола. Экстрасенсы говорят, что озеро является местом выхода силы.

Происхождение озера

Происхождение озера также загадочное, так как оно имеет глубину до 36 метров, форма его овальная и даже практически круглое, а дно воронкообразное. Есть мнение о карстовом происхождении озера, и для его исследования даже снаряжали геологическую экспедицию. Возле озера была пробурена скважина глубиной в 300 метров, и она показала, что до 250 метров вглубь нет карстовых пород, а есть лишь песчаники, глины и суглинки, мергели. Глубже идут ангидриты, известняки и гипсы, однако и они не затронуты карстовыми процессами. По мнению исследователей Светлояр является остатком древнего русла реки Люнда, и за счёт родникового питания и стока к реке озеро очень чистое, а вода в нём свежая и не портится длительное время. Некоторые исследователи считают, что озеро образовалось в результате попадания метеорита.

Религиозное значение озера

Озеро-место святое, особо почитаемое православными, но сюда приезжают не только паломники, но люди, интересующиеся загадками истории, природы. На озере есть часовня во имя Казанской Божией Матери , камень со следом стопы Богородицы и святой источник Кибелек и могила трех святых .

Озеро Светлояр является центром праздника Иван-Купала каждый год с 6 по 7 июля. Любой желающий может стать участником старинных обрядов. Однако стоит добавить, что православная церковь не одобряет празднование языческого праздника.

Как доехать до озера Светлояр из Нижнего Новгорода

Озеро Светлояр является одной из самых значимых достопримечательностей области, поэтому туда проводятся экскурсии из Нижнего Новгорода. Однако, можно доехать и самостоятельно.

На общественном транспорте

На автобусе Нижний Новгород - Воскресенкое и не доезжая до конечной остановки после поворота на Воскресенское выйти у села Владимирское. Либо на электричке Кировского направления до Семёнова, а там сесть на автобус Семёнов - Воскресенское (ЖД и автовокзал совмещены). Этот вариант может оказаться самым быстрым из-за пробок на выезде из города.

На автомобиле

Расстояние Нижний Новгород - Владимирское - озеро Светлояр - 130 километров.

По автомобильной дороге Нижний Новгород - Киров ехать в сторону Семёнова. После Семёнова спустя ~30 километров свернуть направо на Воскресенское и ехать ещё 10 километров до поворота на Владимирское (справа).

В селе необходимо оставить автомобиль на специальной парковке и далее идти пешком через по березовой аллее около километра. Подъезд автотранспорта к озеру запрещён.

Как доехать до озера Светлояр из Нижнего Новгорода
На Светлояр на автобусе или на поезде+автобусе

На автобусе Нижний Новгород - Воскресенское с автостанции Канавинская . Не доезжая до Воскресенского, выйти у села Владимирское. Время в пути до Владимирского - 2-2,5 часа.

На пригородном поезде Нижний Новгород - Семенов или Нижний Новгород - Урень до Семенова, затем на автобусе Семенов - Воскресенское до села Владимирское.

На Светлояр на автомобиле

По Кировской трассе. Проехать Семенов, доехать до станции Боковая (оживленное место, стоит много фур, кафе, мотель), далее - правый поворот по указателю на Владимирское и Воскресенское, доехать до села Владимирское (поворот направо), проехать через село до большой автостоянки. Далее - по березовой аллее пешком. Расстояние от Нижнего Новгорода - 130 км.

Схема проезда Нижний Новгород - озеро Светлояр

Можно совместить поездку на озеро Светлояр с экскурсией в усадьбу Левашовых в Галибихе , в село Троицкое , в в Юрино.

Музей Эпох и Русенихинское городище

Если проехать дальше от с.Владимирское в сторону с.Воскресенское, можно заехать в Музей Эпох . Между с.Владимирское и с.Воскресенское есть левый поворот с указателем на Текун и на Музей Эпох . Музей находится в 7 км от этого поворота, в дер.Русениха (по пути есть указатели).

В Музее Эпох содержатся экспозиции, посвященные истории Ветлужского края, в том числе существованию загадочного существа, некогда обитавшего в этих краях - "ветлугозавра", а также выставки картин местных художников. Экскурсии проводятся для любого количества желающих. Рядом с музеем находятся остатки древнего Русенихинского городища и смотровая площадка с чудесным видом на Ветлужские дали. Сам музей находится в обычном деревенском доме. Рядом с музеем и на смотровой площадке находятся стенды с описанием и картой маршрута этно-экологической тропы, которой при желании можно пройти.

Режим работы музея (данные за 2014 год): вторник-пятница с 11 до 17 часов (обед 13-14ч.), воскресенье с 14 до 16 часов. Суббота и понедельник - выходные дни.
Телефоны 8-908-7213166, 8-904-9097875.

Экскурсии на Светлояр из Нижнего Новгорода

Что посмотреть на Светлояре

История озера Светлояр

Светлояр - одно из самых легендарных и загадочных озер России: ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно его происхождения. Легенда о чудесном погружении в его воды града Китежа, не сдавшегося хану Батыю легла в основу оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», послужила материалом для полотен Васнецова, Нестерова, Рериха.

Легенда о граде Китеже

Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, «переправившись через тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к Люнде и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей. И был Большой Китеж велик и знаменит.

Но настал чёрный год - прокатилось по Руси Батыево нашествие. В 1238 году после разорения Владимиро-Суздальского княжества хан Батый разбил лагерь на реке Сити. После очередной неравной битвы князь Юрий Всеволодович с остатками своих войск отступил в Малый Китеж. Однако Батый взял его приступом, и князю с остатками войска чудом удалось скрыться в Большом Китеже. Монголо-татары сожгли малый Китеж, залили кровью, и пытали пленных: где Большой Китеж, в котором укрылся князь, как найти туда дорогу? Один из них не выдержал мук - повёл врагов через заволжскую тайгу. Но Китеж, когда его окружили враги, не сдался им: жители его взмолились Богу, и защитил он их. Город опустился вниз, и его накрыли сверху земляные колпаки - холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого чуда.

Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать звон его колоколов.

В действительности большая глубина озера Светлояра (до 36 м), его овальная форма с воронкообразным дном, чистота воды делают происхождение этого озера загадочным и явились основанием для распространенного мнения о его карстовом происхождении. Однако исследования, проведенные в районе озера Светлояр геологосъемочной партией Горьковской геологоразведочной экспедиции, не подтвердили этого. Пробуренная близ озера почти 300-метровая скважина показала, что до глубины около 250 метров нет пород, подверженных карсту. Эта четвертькилометровая толща представлена главным образом такими породами, как суглинки, глины, песчаники, мергели. А залегающие глубже известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами. Исследования экспедиции привели к заключению, что Светлояр - остаток древнего русла реки Люнды (правый приток Ветлуги), в полукилометре от которой он находится. Озеро имеет сток в Люнду и обильное родниковое питание, чем объясняется чистота и свежесть его воды.

Ключ Кибелек и могила трех святых

Поднявшись к церкви на холме, увидите тропинку справа от церкви и указатель "Ключик Кибелек". Тропинка выведет к шлагбауму. За шлагбаумом нужно пойти направо по автомобильной дороге. Дорога через поле проведёт к лесу. Далее пойти в лес по этой же дороге. По пути есть указатели. Вскоре дорога закончится и будет тропинка. Идти по тропинке - на тропинке должны появиться помостья. Идти по ним до самого родника. Расстояние от озера Светлояр до ключа Кибелек - около 2 км. Вода в роднике Кибелек святая.

История ключа Кибелек и могил трех святых

По легенде, в этом месте произошла битва китежской дружины с татарами. Три китежских богатыря погибли здесь в неравном бою, защищая землю русскую.

Здесь еще есть колодец, вода из которого также считается святой, а рядом — три креста в память о павших воинах. Немного дальше, в лесу, находится поляна с тремя могилами воинов. С этих могил верующие люди берут землю, которая помогает исцелиться от различных недугов.

Молитва на озере светлояр

Максимум Online сегодня: 652 человек.

Максимум Online за все время: 3772 человек.

(рекорд посещаемости был 06 01 2017, 22:59:15)

Всего на сайте: 24665 статей в более чем 1732 темах,

а также 107984 участников.

Сегодня: 19 12 2017, 01:44:07

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА “АДОНАИ”, кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра “Адонаи” и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно “АДОНАИ” или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

© Эзотерический портал Константина Адонаи “Мир Эзотерики”, 2006-2014.

Священный Светлояр исполняет желания и хранит древнюю тайну

– Главное, во время такого обхода сосредоточиться на своем желании, – говорит одиннадцатиклассница Полина Бредихина. – Сейчас мы про ЕГЭ загадываем. А когда аттестаты получим, будем просить, чтобы озеро помогло нам поступить в университет. Чтобы желание исполнилось наверняка, лучше обходить озеро босиком. В прошлом году все выпускники нашей школы поступили, и в позапрошлом тоже. Да у нас во Владимирском все выпускники учатся там, где загадали. Готовятся, конечно. Но если бы не озеро, нам бы так не везло.

Светлояр находится в ста километрах от Нижнего Новгорода. Умыться его водой, обойти с просьбой приезжают люди со всего мира.

По легенде, когда-то на месте озера стоял град Китеж. Во время нашествия монголо-татарского хана Батыя город ушел под воду.

– До сих пор верующие люди – и местные, и приезжие – слышат звон подземных колоколов, – рассказывает жительница села Владимирское, биолог Ирина Панкратова. – Был здесь город или нет, до сих пор неизвестно. Прошло 800 лет, а ученые так и не определились.

Исследование озера Светлояр началось еще в конце XIX века, сюда приезжали экспедиции из Казанского университета. В ХХ веке озеро изучали ученые из Петербурга.

– Аквалангисты выяснили, что озеро состоит из нескольких ступеней, – рассказывает Ирина. – Южная терраса – самая молодая и неглубокая, возникла она всего 400 лет назад. А самая глубокая, северная, появилась 800 лет назад. Именно там под слоем ила были найдены древесные щепки. Сделали анализ и обнаружили, что они обработаны резцом, а значит, над ними трудился человек. Ученые назвали это место аномальной зоной К – по первой букве названия древнего города. Так что, возможно, град Китеж – это не только легенда.

До сих пор существовало несколько версий возникновения озера. Самая правдоподобная – метеоритное происхождение. Место, куда упал огромный метеорит, заполнилось водой, а холмы по берегам – это выбросы земли. Также ученые не исключают, что именно здесь проходит субконтинентальный разлом земной коры. Начинается он на Карпатах, пересекат Харьков, Нижегородскую область и идет к Сибири.

– Тем не менее Светлояр по-прежнему остается одним из самых загадочных мест, – говорит биолог Панкратова. – Сама я звона колоколов не слышала. Но как-то, находясь на Светлояре, чувствовала благоухание ладана. А ведь кроме меня там было всего несколько человек, и никто с зажженными свечами не ходил. А недавно я наблюдала такую картину. Недалеко от озера есть у нас камень со стопой Богородицы. Приехали школьники с учителями на экскурсию, все зашли в церковь. Молоденькая учительница раньше других оказалась на улице и решила освятить крестик в ступе – там после дождя воды на два сантиметра было. Я сама видела, как она цепочку снимала и крестик опускала в воду. И вдруг он пропал! Всем классом искали – не нашли. Я потом верующим людям об этом рассказала. Предположили, что кто-то в группе не поверил в чудодейственность озера, и, чтобы люди уверовали, Господь решил сотворить чудо. Второе объяснение было таким: возможно, эта женщина несла тяжкий крест и на святом месте освободилась от него.

Сейчас каждое лето берег Светлояра усеян отдыхающими, сюда приезжают купаться со всей России.

– Люди пытаются двух зайцев убить: и отдохнуть на полную катушку, и попросить что-нибудь у озера. Но ведь так не бывает. Давно замечено, что Светлояр помогает людям, которые приходят сюда с верой. Причем неважно, к какой конфессии принадлежит этот человек. Те, кто верят, обходят озеро молча, просят за своих близких. Поэтому мы запрещаем плавать по озеру на матрасах. Нехорошо, когда те, кто считают Светлояр святым местом, видят посреди озера загорающих голых людей.

Священнослужители вообще хотят запретить купание на Светлояре. Считается, что люди оставляют в воде свои грехи, и она теряет целительные свойства.

– Раньше ведь как было: придут люди на озеро, помолятся, обойдут его, а потом зачерпнут воды, чтобы умыться, – говорит местный священник отец Владимир. – Причем умываются над землей, чтобы ни одна капелька не упала в святое озеро. Сейчас так поступают только пожилые люди и верующие.

Особенно много народу приезжает на озеро Светлояр 6 июля. Верующие – на праздник Владимирской иконы Божьей Матери. Все остальные едут встречать ночь Ивана Купалы.

– И для нас, и для нашего озера нашествие людей – настоящее бедствие, – считает завуч сельской школы Елена Баталова. – Отдыхающие, которые едут отмечать языческий праздник, плетут венки. Цветы рвут вокруг озера, в результате страдает местная флора. Потом эти венки бросают в озеро. А мы их вывозим грузовиками! Собирать их надо обязательно, иначе они начинают гнить и озеро заболевает. В эти дни столько народу одновременно купается, что нам, местным жителям, становится больно за водоем. Как наш бедный Светлояр все это выдерживает, непонятно!

Кстати, экологи уже бьют тревогу. Три года назад Светлояр начал цвести. Обычный человек этого цветения пока не замечает, но анализ воды с каждым годом все хуже.

– Появляются микроскопические сине-зеленые водоросли, которые можно рассмотреть только через микроскоп, – говорит биолог Ирина Панкратова. – Вода меняет цвет, становится зеленоватой. И если хотя бы не сократить число туристов, жаждущих искупаться в водах Светлояра, скоро цветение будет более буйным, что губительно для водоема. Раньше местную воду заливали в аккумуляторы, пили, не процеживая. Теперь лучше этого не делать.

Пока минерализированная вода Светлояра по-прежнему считается целебной. По мнению ученых, в Светлояре содержатся серебро и медь, а они действуют как антисептики.

– Мы считаем, что наше озеро подземный Китеж охраняет, – считают местные жители. – Когда-то озеро спасло город от монгольских завоевателей, теперь пришло время городу спасать озеро. Не зря же до сих пор ученые не определились с происхождением нашего Светлояра.

Ученые и правда пока теряются в догадках. Специалисты из петербургского Института озероведения в одну из последних экспедиций никак не могли определить глубину озера.

– Прибор показывает 34 метра, – рассказывает краевед Алексей Гроза. – И вдруг неожиданно совсем рядом уже четыре метра. Сначала думали, что аппаратура сломалась. Проверили – все работает. Ученые были в шоке – им показалось, как будто они нащупали купола церквей древнего города. Водолазы исследовали дно, но ничего не нашли.

В старину озеро Светлояр обползали на коленях.

– Во время войны из села всех мужиков на фронт забрали, – вспоминает жительница села Владимирское Лидия Павловна. – Наш отец тоже пошел воевать. Так женщины в праздники собирались и обходили озеро на коленях, молились, чтобы их мужья вернулись живыми. И зарок давали, что, если так случится, они снова придут на Светлояр. Наш отец вернулся, и мама снова обползла озеро. Я-то уже не ползаю на коленках, 85 лет все-таки в этом году исполнилось. Но обходить – обхожу. И обязательно про себя читаю народную молитву: «Святые горы, святые соборы, подземные люди, молите Бога о нас». Я за себя никогда не прошу – только за детей и внуков.

Подземный звон жители села Владимирское слышат постоянно. На эту тему здесь шутить не любят. Считается, что «подземные люди» могут обидеться.

– Когда я маленькой была, мы с бабушкой на озеро приходили, – рассказывает другая жительница села Анна Алексеевна. – Она часто просила меня: «Ну-ка, внученька, прислони ушко к холму. Может, услышишь звон китежских колоколов». И я слышала. А теперь постарела, слух уже не тот. Давно уже я этого чудесного звона не слыхала.

Те, кому святое озеро Светлояр помогает, обязательно возвращаются сюда снова, чтобы поблагодарить его.

Пять километров на коленях. Вокруг озера – с молитвой и верой

– Недавно вот женщина приезжала со взрослым сыном, – рассказывает биолог Ирина Панкратова. – Родился этот симпатичный юноша в 1988 году. У него были серьезные проблемы с дыханием, врачи говорили, что не выживет. Пока мать была в роддоме, бабушка малыша исчезла из дома на два дня. И где-то в это время в больнице случилось невероятное – малыш вдруг задышал. Врачи не могли понять, в чем дело. И только недавно бабушка рассказала, что тогда ездила на Светлояр, обползла его трижды и вымолила выздоровление для внука. Тогда мать и сын тоже приехали, чтобы поклониться святому озеру.

Воду из озера верующие набирают в бутылки и привозят с собой. Считается, что она не портится десятилетиями. Те, кто верят в его чудодейственную силу, используют ее бережно – добавляют по капельке в обычную воду и пьют.

Озеро Светлояр находится в ста километрах от Нижнего Новгорода.

Площадь водоема составляет 12 гектаров. Озеро имеет форму овала.

Расстояние по периметру Светлояра вдоль кромки – 1 километр 324 метра. По деревянным мосточкам – 1 километр 800 метров.

Исследователями в разное время высказывались гипотезы о ледниковом, карстовом, старичном, вулканическом, неотектоническом, солянокупольном и космическом – метеоритном происхождении озера. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озер.

4 комментария

Так что приезжайте, просите, молитесь, да исполнится Вам по вере Вашей.

Всегда есть место в нашей жизни чуду, порой только мы его не замечаем. или не хотим замечать. но чудеса случаются. Моему чуду уже 1,8 года)))

Новый комментарий

Хостинг от uCoz ParanormalNews © 2007 – 2017

Молитва на озере светлояр

В Воскресенском районе Нижегородской области, около села Владимирское (по-старому – Люнды) расположено озеро Светлояр. Некогда на его берегу стоял город Китеж, тот самый. Не совсем ясно, что именно случилось с городом. Он то ли остался на месте, но сделался невидимым, то ли ушел под воду, то ли провалился под землю. Но до сих пор еще люди видят отражения города в озере и слышат колокольные звоны его церквей. Так говорят.

Что сей сон значит? Чтобы в этом разобраться, для начала надо попробовать отделить местную мифологию Светлояра от тех мифологических выспренностей, которые наворочены вокруг Китеж-града поколениями русских интеллигентов. Интеллигентская чушь разнообразна и простирается от простодушных утверждений, что Светлояр это вход в Шамбалу, до возвышенных теорий о том, что под чистой водой Светлого Яра скрыта потаенная душа русского народа.

Исконная местная мифология, конечно, куда интересней этих интеллигентских бредней, поскольку вырастает прямо из культов, бытовавших на Светлояре с древнейших времен. И самое интересное в ней отнюдь не легенда о Китеже, скрывшемся от Батыя на дне озера. Это как раз довольно поздний миф, оформившийся не ранее 17-го века в среде заволжских раскольников и записанный в "Китежском летописце". Тексте, не имеющем практически никакого отношения ни к каким историческим реалиям 13-го века, но зато – имеющем отношение к быту самих раскольников, чья жизнь была постоянным ускользанием (хотя бы и в смерть) от властей. Так вот самое интересное здесь не раскольничьи легенды, а их происхождение. Ибо – если уж говорить о чем-то, ушедшем (в подполье) и ставшем почти что невидимым, то – надо говрить о религии, которая была на Светлояре до прихода христианства.

Павел Мельников-Печерский, который и запустил в широкий оборот легенду о граде Китеже, начинает четвертую часть своего заволжского эпоса "В лесах" с подробнейшего изложения мифа о том, как бог Ярило полюбил Мать Сыру Землю. Совокупившись, они породили все живое на земле. При этом Ярило для Мельникова-Печерского – абсолютный синоним Купалы. Так это на самом деле или не так, вопрос спорный, однако известно, что ежегодные собрания старообрядцев на озере Светлояр происходили как раз на Ивана Купалу. Правда, раскольники совсем не приветствовали купальские игрища, особенно – сексуальные радения молодежи. Но что они могли сделать, если сами были под прессом. И сами молились березам. На светлоярских сходках был обычай приносить с собой иконы и, развесив их на деревьях, молиться. Получалось довольно двусмысленно: молишься иконе, но одновременно – и дереву. Слышали на Светлояре даже такую молитву: "Ой, березка матушка! На церковной главе выросла. Помилуй нас!" Церковь тут мыслится ушедшей под землю, а над главой этой церкви – береза.

Собственно, те невидимые языческие божества, которым молились, молясь православным иконам, и представляют собой настоящий град Китеж. На Светлояре от преследования чужих богов скрылся целый пласт русской культуры. И не только русской. До славян здесь жила чудь, та самая, которая по летописным преданиям "под землю ушла". По берегам реки Люнды стояли дубовые идолы, которым поклонялись предки марийцев, росли священные рощи. Когда пришли русские со своими попами и стали гнать идолопоклонников, те не ушли с насиженных мест, а заживо погребли себя на берегу своего священного озера.

Разумеется, не вся местная чудь ушла под землю. И не всех марийцев согнали с насиженных мест. Многие остались. Их и сейчас немало по деревням, особенно – за Ветлугой. Я ездил по тем деревням. Местные люди (и марийцы, и русские) даже не осознают до конца, насколько они древопоклонники. О чем с ними ни заговоришь, они обязательно повернут на лес, деревья или древесину. Дерево им – как родня. Заметив это, я стал расспрашивать туземцев о священных рощах.

В деревне Большая Юронга мужики, сидевшие у магазина, рассказали, что помнят, как родители уже после войны брали их на кереметь (это такая роща, где поклонялись Керемету, духу, создавшему зло, но поддерживающему добро), как там пили ритуальное пиво и ели жертвенную кашу. Один из них, мариец Василий вызвался показать кереметь, где бывал в детстве. Мы долго бродили по лесу. Василий как бы прислушивался к себе. Потом плюнул, сказал: "Нет, не найду, ничего не осталось, не помню". Что ж, леспромхоз поборолся с марийской религией почище, чем христиане или воинствующие безбожники. Срубил священную рощу. Сколько Василий к себе ни прислушивался, ничего не нашел. Или не захотел найти (что вернее). А мой песик, натасканный на поиски мест силы, нашел: весь извалялся, пока мы бродили по этому лесу и рассуждали о том, какое отношение имеет угро-финское слово "кереметь" к фамилии Шереметьевых.

Между прочим, слово "яр" в названии Светлояра не имеет отношения к Яриле и ярости. Согласно этимологическому словарю Фасмера это – "крутой обрывистый берег". А марийцы мне объяснили, что слово "яр" на их языке означает озеро. Действительно, есть много озер, содержащих в названии такое окончание. Одно из них Нестиар. Это недалего от Светлояра. Могу засвидетельствовать: тоже мощное озеро силы.

Но, конечно, Светлояр посильней будет, не зря вокруг него такой ажиотаж. Это, может быть, самое сильное место на Русской равнине. Даже самый тупой человек, погуляв здесь немного, начинает что-то чувствовать. Я наблюдал одного, по виду – начальника. Обойдя вокруг озера, он проникся высокой идеей его чистоты, подошел к местному мужику и стал говорить назидательно: "Какие же у нас несознательные люди – выпивают прямо в святом месте". В ответ мужик, который, судя по всему, постоянно пасется на берегу и никогда до конца не просыхает, сказал: "Тут я с вами не соглашусь. Человек, может, за 120 километров едет, из самого Нижнего Новгорода. Почему же ему не сесть на травку и не отдохнуть культурно. Святости он, может, не наберется, а здоровья себе прибавит".

Прибрежный философ прав. На Светлояре как-то сами собой расправляются плечи, дыхание становится мерным и глубоким, в результате гипервентиляции легких ты перебираешь кислорода и становишься как бы чуточку пьяным. Краски ярче, проблем никаких, настроение лучше некуда.

И еще: ты там как бы все время пребываешь на грани сна и яви, в состоянии, когда еще видишь сон, но уже понимаешь, что это именно сон, иная реальность. Ты при этом можешь следить за этой реальностью и анализировать ее почти что сознательно. В голову лезут нетривиальные мысли. По крайней мере, так кажется. Но раз кажется, значит оно так и есть. Ведь проблема кажимости и действительности состоит только в том, удается тебе (или нет) сохранить ощущение необычности в тот момент мыслимого. И извлечь из него нечто такое, что не исчезнет в следующую секунду. Сможешь ли ты сохранить это и каким-то образом воплотить: объяснить другому, использовать для создания твердой мыслительной конструкции. Или это увиденное и почувствованное исчезнет в следующий миг, как наваждение, забудется, как сон, растворится в банальности будней. Обычно растворяется. И вот ты уже не можешь даже вспомнить, почему эта мысль казалась тебе такой интересной и важной. Однако ведь это не значит, что она была изначально пустой. Дикая мысль пустой быть не может.

Мне, например, показалось, что на Светлояре надо как-то отметиться. Как? Ведь не привязывать к дереву ленточку. Я решил, что где-нибудь здесь обязательно надо посрать. Во-первых, потому, что это действие исполнено глубокого магизма (почитайте хотя бы Бахтина) А во-вторых, как только в мою башку втемяшилась эта не обусловленная никакой физиологией мысль, так я сразу почувствовал: это надо сделать прямо сейчас, не откладывая, так сказать, в долгий ящик.

Направился в ельник у озера, присел под его зелеными плотными лапами, скрылся напрочь, но – мог видеть людей, идущих по деревянному настилу, проложенному вдоль берега по всей окружности озера. На Светлояре есть такой ритуал: нужно посолонь трижды пройти (а лучше проползти на карачках) вокруг озера, читая молитву. Я еще не закончил, когда показалась процессия: две женщины впереди, а за ними мужчина. Шли гуськом, бормотали молитвы. Поравнявшись со мной, мужик попутно, между словами молитвы, заметил: "Кто-то уже насрал". Это была оценка деяния. Признаться, стало немного неловко. Мой ритуальный позыв был чистой импровизацией, подсказанной, так сказать, сердцем, а они тут ходят по кругу со знанием дела.

Оторванный от коловращения масс я размышлял о том, что любой ритуал как-нибудь да начинается. Как знать, быть может, когда-нибудь контакт, который я только что установил с этим местом, принесет плоды, станет повальной необходимостью для приходящих. В конце концов, те легенды и ритуалы, что сложились вокруг Светлояра, тоже были извлечены из измененных местом силы состояний сознания тех, кто бродил по берегу Светлого озера. Людей посещали светлые мысли. И вот уже готова теория о заволжской Шамбале. Или – о последнем настоящем русском царе Михаиле Алексеевиче Романове (брате Петра Великого), который настолько тайно ушел в раскол, что историкам об этом персонаже вообще ничего неизвестно. А молва о нем все идет.

Доброхоты мне посоветовали сходить к источнику, забившему на том месте, где этот раскольничий царь сжег себя вместе с сыновьями, когда правительственные войска их настигли. Это в трех километрах от озера. Источник называется Кибелек. По другой версии – Георгиевский, в честь защитника Китежа, князя Георгия Всеволодовича, который по преданию погиб от руки татар в этом месте.

На самом деле, конечно, князь Георгий не строил и не защищал Китежа. И погиб не здесь и в другое время. Но это важно лишь для истории, а для мифологии – нет. По большому счету для нее не имеет значения даже имя героя. Георгий, Михаил, еще кто-то – какая, собственно, разница? Разночтения лишь придают достоверности мифу, суть которого в том, что кто-то ушел от преследования. Как Колобок от бабушки с дедушкой. Нас не догонишь. Потому что мы меняем форму, когда нас преследуют, становимся, деревом, камнем, источником, чем еще там – цветком. У Овидия в "Метаморфозах" масса таких превращений. Здесь кто-то стал родником. Над ним теперь навес, сруб колодца. А недалеко от него – поляна. И на ней три креста. Под крестами – могилы, в них лежат три богатыря, которые первыми вышли навстречу преследователям и погибли. Это особо чтимое место. Земля с могил обладает чудесными свойствами. Все прекрасно ухожено – ни пустых бутылок, ни ленточек на деревьях.

Выйдя на эту поляну, я вдруг содрогнулся. Ибо ясно понял, что это и есть кереметь, место силы языческой чуди. И ничего, что оно отмечено крестами. Керемет давно привык к христианской символике, она его не смущает. Это дух широких взглядов и выдающегося человеколюбия. Когда я вернулся на озеро, местный философ (тот, который говорил, что святости на Светлояре, не наберешься, а здоровья – пожалуй), подошел ко мне и спросил: "Ну что, видел?" Я пожал плечами. "Врешь", – сказал он, а потом, обратившись к моему черному псу, подытожил: "Видел".

Авантюрно-визионерская повесть Михаила Глушецкого «Священная шутка» обречена (не) стать событием в литературном мире. Уже хотя бы по той причине, что в своей прекрасной безбашенности, легкости и свободе она слишком близка к жизни и слишком далека от того, что принято нынче считать литературой. Убедитесь сами.

Озеро Светлояр (Нижегородская область) – это одно из самых фантастических уголков Воскресенского района, расположенное в селе Владимирское. Памятник природы федерального статуса привлекает туристов со всех уголков планеты. Площадь составляет 12 га, а глубина достигает 36 метров. Это загадочное и таинственное место, о котором ходит немало спорных историй. Ученые тоже не могут определиться с точным происхождением объекта. Одна из легенд – это загадочное погружение града Китежа, который упорно противостоял войскам хана. Кстати, данная история послужила вдохновением для большого количества художников. Среди них был Васнецов, Нестеров, Рерих.

Как доехать?

Компания Семейный Чемодан проводит экскурсии на озеро в летний период.

Вы можете совершить сюда увлекательную туристическую поездку, обратившись за помощью к профессионалам или добраться самостоятельно. От Нижнего Новгорода регулярно ходит автобус до села Воскресенское. Также приехать на экскурсию можно на электричке, которая имеет кировское направление.


Также приехать удобно на личном автомобиле. От города до села время вашего пути составит 130 километров. На березовой аллеи предусмотрены специальные парковочные места для транспортных средств. Адрес — Нижегородская область, Воскресенский район, с. Владимирское. Магистрали качественные.

Общие сведения и легенды

Если верить легенде, то князем Георгием Всеволодовичем на озере был установлен малый Китеж. В дальнейшим он получил другое название Городец. Вскоре князь осуществил переправу на другой берег и обнаружил там более подходящее место. Около Лонды и Светлояра был создан Большой Китеж. Данный град был наиболее крупным. Он пользовался повышенным спросом в его центре находился шестиглавый храм. Процветание города на Руси длилось до нападения Батого. Завоеватель установил свой лагерь на реке Сить. К сожалению, силы оказались неравными. Малый Китеж был взят, пленным пришлось тяжело. Один из пленных под тягостью пыток все-таки согласился провести вражеские войска через тайгу. Жители защищали поселение долго и старались спасти его. И когда силы были на исходе, произошло чудо. Город как бы опустился вниз. Сверху, будто огромный колпак образовались холмы и озеро. Монголы отступили, испугавшись необыкновенного явления.


Водоем систематически подвергался исследованиям аквалангистов. В нем периодически обнаруживались разнообразные аномалии. Имеются всяческие террасы под толщей потока, похожие на лестницы. Пологие склоны комбинируются с чрезмерно крутыми. Данный факт говорит о том, что образование резервуара шло по частям. Время от времени на дне обнаруживаются предметы из дерева или метала 18 столетия. Пока других отпечатков цивилизации не было выявлено.


Периодически из углубления исходили разнообразные звуки. В полнолуние и до восхода солнца порой был слышен странный, журчащий звук. Верующие люди, говорят, именно в этот отрезок могут увидеть невероятной красоты белоснежные храмы с золотыми куполами.


Путь, который идет до озера, называется Батыева тропа. О нем ходит такая легенде, что по такой дороге может пройти только человек, который имеет чистые помыслы. Град является невидимым. И только праведники имеют возможность рассмотреть на самом дне огоньки. Экстрасенсы считают, что это место, откуда выходят духи.

Особенности происхождения

О том, как появилось озеро бытует немало гипотез. Большинство из них являются просто сказаниями. Глубина котлована – 36 метров. Дно имеет воронкообразную структуру. Форма углубления – овал, максимально приближенный к кругу. Экспедиции геологов свидетельствуют о том, что озеро имеет происхождение карстового типа. Также исследователи полагают, что водоем является бывшим элементом древней реки Люнда. Он имеет питание от родника. В связи с этим, вода отличается необыкновенной чистотой.


Имеются сведения религиозного характера о появлении. Считают, что это святое место. Сюда приезжают верующие со всех уголков планеты, а также лица, которым не безразличны загадки природы. Здесь организована часовня во имя Казанской Божией Матери. Также есть могила трех святых, источник с целебной водой и монумент со следом Богородицы.


Территория используется для празднования Ивана Купала. Мероприятие проводится 6-7 июля. Вы тоже при желании сможете принять участие в данном событии. Языческий праздник наполнен разнообразными старинными обрядами.

Заповедная зона

Приезжая сюда, вы сразу увидите перед собой ухоженную алею, которая открывает восхитительный вид на водоем. Небольшое образование овальной формы имеет отлично оборудованный берег. Даже предусмотрен небольшой пляж. Вода отличается чистотой, мягкостью. Местные жители говорят, что она способна на протяжении длительного времени храниться в сосуде и не портиться. Ее вкусовые качества являются превосходными.


Если вы приезжаете сюда, то возьмите себе на вооружение тот момент, что данная зона является заповедной. Поэтому, постарайтесь не мусорить и убирать за собой после пикника. Запрещается разводить костры и ставить палатки. Место является особенным и находится под охраной. Поэтому, необходимо соблюдать установленные правила.


Если вы поднимитесь немного выше, то сможете рассмотреть церковь Казанской Божьей Матери. Святыня изготовлена из дерева, имеет небольшие размеры. Рядом есть камень со следом стопочки Богородицы. Если вы любите совершать прогулки по лесу, то у вас есть возможность дойти до родника Кибилек. Источник организован поблизости. Вода в нем является святой. Поэтому, отправляясь, не забудьте взять с собой тару, чтобы набрать. Согласно сказанию, в ключе были похоронены богатыри, которые являлись защитниками земель от хана Батыя.

Вокруг водоема вы сможете увидеть деревянный настил. Он тут появился не случайно. В прошлые времена верующие люди обходили вокруг резервуар, молясь о помощи. Каждый просил о чем-то своем.

Кстати, данная традиция существует и в настоящее время. В праздник Ивана Купала для исполнения желания круг нужно совершить три раза, при этом в руке требуется держать зажжённую свечу. Во время празднества юноши и девушки прыгают через костры, опускают венки на воду.


В древний период вода не использовалась для купания. Ее применяли только для умывания и приготовления пищи. Сегодня такого запрета не существует. Любой желающий может окунуться или заняться дайвингом.
Это уютное, красивое и по-особенному живописное место. Если вы устали от городской суеты или от пляжного отдыха, то вам необходимо приехать именно сюда.


Прогуливаясь по местным окрестностям, вы увидите шикарное ромашковое поле. На краю насаждений находится указатель. На него необходимо опираться для того, чтобы не сбиться с пути. Это тропа Паломника. Также во время путешествия вам могут попадаться разнообразные поместья и лавочки для отдыха. Вероятность заблудиться мала.

Загадочные факты

Была проведена экспедиция «Литературной газеты». Во время его проведения было выполнено бурение природного ила. Данная процедура позволила обнаружить одну удивительную находку – частички твердого дерева с косыми срезами. Вероятно, срез был результатом воздействия топора или ножа.


В дальнейшем была обнаружена и другая аномалия – естественно образованный ил особого состава. На дне был найден участок, который не имел способности пропускать звук.

Водолазы провели диагностику дна. По поводу итога обследования получилось два мнения – наличие двойного дна или полное его отсутствие. Оба предположения не нашли точного подтверждения.


Местные жители также рассказывают немало любопытных историй. Они поговаривают, что под холмами живет Светлояра. Если в темное время суток ухом приложиться к грунту, то можно расслышать колокольный звон.

Также ходит легенда о волшебной рыбе. Она имеет невероятно большие размеры и пугает ночью людей. Кроме того, рассказывают, что Адам Олеарий, путешествуя по Руси, составлял летописи. Во время своих похождений он сталкивался с необычными племенами и как-то раз наткнулся на одно божество по внешнему обличию похожее на крокодила.


Самая современная гипотеза появления скопления воды – это падение метеорита. Научных доказательств не найдено. Но эта мысль, как и другие, имеет равное право на существование. Ведь в районе имеется еще два других озера, которые по конфигурации схожи с данным. Ведь огромный метеорит мог разбиться на несколько кусочков, образовав громадные ямы в земле.

Сегодня исследовательские работы прекратились, так как множество попыток, так и не увенчалось успехом. Более того, с теми, кто пытался разгадать тайну периодически случались всякие неприятности. Так, у гидробиолога, спускавшегося на глубину, резко поднялась температура. Он обратился за лечением к докторам, но они так и не смогли поставить точный диагноз. Вскоре недуг сам прошел без лечения.


Как-то в здешних посадках собирал грибы деревенский житель. Грибник не вернулся домой. Родственники начали активные поиски, но безуспешно. За работу принялась полиция. Спустя несколько дней потерявшийся сам вернулся назад, объяснив случай тем, что просто случайно заблудился и неожиданно потерял память. Но через какой-то отрезок времени странник признался в беседе с другом в том, что его напоили снадобьем старцы. Грибник достал небольшой ломоть хлеба, которым его угощали старики. Этот кусочек моментально в ладони превратился в камень.


Еще существует письмо на старославянском языке. Оно хранится в одном из музеев. В нем содержится информация от сына к отцу. Его содержание заключается в том, что молодой человек попал в Китеж странным образом, он жив, здоров и просит не хоронить его раньше времени.

Где остановиться на ночлег?

Что касается организации ночевки, то существует немало интересных вариантов. Подходящее решение можно найти на любой бюджет. В палатках ночевать на берегу вам не разрешат, так как это заповедная зона. Рекомендуется заранее забронировать гостиницу в Нижнем Новгороде или во Владимирском. Цены вполне доступные.
Об удивительном местечке ходит немало очевидных и невероятных фактов. Существует такое сказание, что здесь когда-то был организован пионерский лагерь. Сюда свободно мог проехать самый разнообразный наземный транспорт. Посетить необыкновенный участок хотели практически все и никакие затраты не останавливали перед данной целью. В период Великой Отечественной Войны проводились разнообразные паломничества за тех, кто ушел отважно сражаться за Родину.

Природа

Территория является достаточно живописной. Много растений и животных. Растут тростянка, кувшинка, кубышка, орхидея лосняк Лёзеля, кустарники, росянка и т.д. В водоеме водятся черви, планктоны. Ранее можно было встретить выхухоль. Сегодня обитают ежи, журавли, совы, коршуны, ястребы, сычи, перепала, волки, лисы, зайцы, рыси, медведи, кроты и другие. Среди пресмыкающихся встречаются гадюка, жаба, ящерица, лягушка. Плавает и рыба — щука, сом, ерш, карась, плотва. Любительская рыбалка разрешена. Также востребована охота. А вот костры разжигать нельзя.


Лугов тут практически нет, преимущественно леса, болотные угодья и тайга. В основном преобладают хвойные породы деревьев. Лес смешанный — березы, ели, сосны, лиственницы.
Воздух является невероятно чистым. Особенно комфортно отдыхать в летний и весенний период, когда растительность оживает. Резервуар служит развлечением для тех, кто любит купания, дайвинг, пикники на природе. На фоне изумительных пейзажей вы сможете сделать фотографии с высокой художественной ценностью. Если вы планируете попутешествовать по тропам, то на всякий случай возьмите с собой карту. Вокруг сделаны указатели, но риск потеряться возможен.


Приезжая в Нижний-Новгород, непременно посетите это святое и таинственное место. Возможно, вы сможете открыть для себя что-то новое или найти подтверждение существующих догадок.

Видео

Одним из красивейших в мире водоемов является озеро Светлояр. Нижегородская область может по праву гордиться этим природным объектом. Оно расположено в Заволжье, примерно в ста тридцати километрах от областного центра и в километре от села Владимирское Воскресенского района.

Этот водоем является седьмым чудом Поволжья, а также памятником природы федерального значения.

Особенности

Озеро Светлояр - это глубокая впадина, имеющая две опоясывающие террасы на глубинах семи и двадцати метров соответственно. Верхняя терраса хранит остатки некогда произраставшего хвойного леса.

Нижегородское озеро Светлояр имеет овальную форму с размерами пятьсот на триста метров, располагается на высоте более ста метров над уровнем моря и имеет наибольшую глубину в сорок метров. Чистая и прозрачная вода озера обуславливается наличием донных родников. Водоем, имеющий площадь двенадцать гектаров, никогда не зарастает тиной.

Нижегородское озеро Светлояр имеет своего двойника, находящегося у деревни Озерное. Оно имеет похожую форму, большую глубину и одинаковый со Светлояром уровень воды ввиду их сообщения подземными водами.

Необычность озера проявляется и в его гидрохимических особенностях. Взятая из него вода хранится годами, не теряя при этом свою чистоту и вкусовые качества. Ввиду прозрачности воды родники, бьющие со дна озера, можно наблюдать даже с берега. К сожалению, в последнее время площадь озера стала уменьшаться, и за последние полвека снизилась на четыре гектара. Из-за изменения режима стока произошла смена растительности в прибрежной зоне: луговые растения сменились болотными, что свидетельствует о замедлении стока вод озера. Болотистость вызвала усыхание некоторых видов деревьев.

Происхождение озера

Озеро Светлояр до сих пор хранит тайну своего появления. В самом начале двадцатого века была выдвинута версия его вулканического происхождения. Позже выдвигались предположения метеоритного, неотектонического, ледникового, карстового и других версий появления этого удивительного водоема. В начале двадцать первого века был опубликован результат исследования гипотезы космического, а именно - метеоритного происхождения озера. В ее пользу говорят и убедительные факты:

  • геологическая структура;
  • правильная форма озера;
  • большая глубина ввиду сильного удара метеорита о землю;
  • оплавленная порода;
  • наличие стекловидной черной массы как свидетельство высоких температур;
  • структура близлежащих холмов.

Ввиду сложности строения рельефа дна рассматривалась версия неотектонического происхождения озера. По этой теории, центральная котловина была образована тысяча двести лет назад. Сначала это было небольшое озерко глубиной до двадцати метров. Когда семьсот лет назад погрузилась в воду нижняя терраса, озеро приобрело нынешний вид.

История

История озера Светлояр туманна и загадочна. Оно образовалось во времена ледникового периода. Однако великое оледенение до Светлояра не дошло, в то время как все озера, что находились в этих краях, превратились в торфяные залежи.

Первый письменный исторический документ появился на рубеже 17-18 веков в среде старообрядцев. Он назывался «Китежский летописец». Это книга о святом, так как основатель Китежа, князь Георгий Всеволодович, причислен к лику святых.

Легенды и чудеса

Полное тайн и загадок, оно называлось в древности немного иначе - святое озеро Светлояр. Это своеобразная русская Атлантида, ушедшая под воду, оставив после себя легенду о граде Китеже.

Старообрядцы рассказывали, что в древние времена князь Юрий Всеволодович построил град на Волге, названный Малым Китежем. Позже князь, увидев озеро Светлояр, распорядился построить на его берегах град Большой Китеж. Через три года вырос каменный город со множеством православных церквей.

Когда армада хана Батыя захватила Малый Китеж, князю с остатками своей дружины пришлось прятаться в лесах близ Большого Китежа, ведя неравный бой с захватчиками. После ряда предательств хан Батый вошел в Большой Китеж через городские врата, которые с боями не смогли отстоять три богатыря русских, несшие дозор, преграждая путь врагу. На месте их гибели сейчас бьет родник Кибелек.

После смерти князя и невозможности защитить город обратились жители Китежа в молитве к Господу, чтобы избежать порабощения и надругательств. И в то время, когда хан Батый пошел в наступление, из недр земли забили водяные источники, затапливая город. Монголо-татары отступили, а град Китеж ушел под воду.

И сейчас, говорят, в тихую погоду праведные люди слышат колокольный звон и людские голоса из глубин Светлояра. Иногда в водах озера видели купола церквей и монастырей. Легенда о затонувшем городе Китеже явилась инструментом для полотен таких художников, как Рерих, Нестеров, Васнецов. О Светояре писали Пришвин, Короленко, Римский-Корсаков, Мельников-Печерский, Коровин, Глазунов. В наше время озеро - объект научных исследований.

Здесь фиксировались необъяснимые чудесные случаи выздоровления онкобольных.

По мнению экстрасенсов, это место, которое черпает энергию из космоса.

Во время войн молитвы матерей и жен помогали остаться в живых воюющим на фронте сыновьям и мужьям.

До крещения Руси в районе озера жило племя берендеев. В те времена на острове находились многочисленные острова, где был центр культа бога Ярилы. Во время принятия христианства по воле Христа разверзлось дно Светлояра, и капища язычников скрыла вода.

Ценность озера Светлояр

Являющееся местом обитания мночисленных видов животных и растений, озеро представляет определенную научную ценность. На его берегу произрастают охраняемые виды растений:

  • тростянка овсяничная;
  • рдест длиннейший;
  • кубышка желтая;
  • орхидея Лезеля;
  • ива лапландская;
  • тундровый кустарник;
  • росянка английская.

Планктонные организмы, очищающие водоем, населяют озеро Светлояр.

Нижегородская область - место обитания водяного выхухоля. Найти это редкое животне можно в окрестностях водоема.

Современный статус

С 1965 года озеро Светлояр, фото которого не сходят со страниц газет и журналов, становится памятником природы. Статус федерального значения оно получило в 1997 году. В Нижегородской области это единственный памятник подобного статуса.

Охраняемая территория озера - ассоциативный тип ландшафта, хранящий память о мировых исторических событиях и личностях, с которыми связана история. Водоем является объектом и культурного ландшафта. Хранит озеро Светлояр легенды, мифы, живые традиции народа.

Концепция

Как проект власти Нижегородской области приняли концепцию социально-экономического развития территории Владимирской администрации, где располагается природный памятник - озеро Светлояр, отзывы о котором разошлись по всей территории России. Сама же идеология концепции заключается в том, что Светлояр является святым местом Русской Земли. Но основополагающая цель заключается в возрождении российского села как духовного и социального очага саморазвития и самосохранения.

В 1998 году для естественного стока вод озера был построен мост через асфальтную дорогу. Раньше дамба с трубой перекрывала сток из озера в реку Люнду.

Роль в общественной жизни

Каждый холм озера имеет свое предназначение и название, например:

  • Благовещенский холм - возвышение, на котором стоит церковь в честь Казанской иконы Божией матери.
  • Успенский холм, где находится храм Успения пресвятой Богородицы.

В 2004 году на Успенском холме возобновились соборные моления старообрядцев. К озеру в разные времена приходили люди, разные по своим религиозным верованиям: баптисты, чернокнижники, старообрядцы, православные, толстовцы. Объединяла их одна цель: стремление к Китежу. Отзывы верующих об этом святом месте впечатляют своей искренностью. Многие отмечают целебные свойства освященной воды вкупе с горячей молитвой.

Как добраться до озера Светлояр

Итак, вы решили посетить озеро Светлояр. Как добраться из Нижнего Новгорода?

  • На автомобиле: едем около 120 километров по трассе "Новгород - Киров" до деревни Боковая, где, повернув направо, доезжаем до села Владимирского. Проехав через все село до автостоянки, идем пешком 700 метров до озера.
  • На поезде: едем поездом "Нижний Новгород - Семенов" до Семенова, после чего автобусом "Семенов - Воскресенское" добираемся до Владимирского.
  • На автобусе: едем от автостанции "Канавинская" маршрутом "Новгород - Воскресенское". Выходим у Владимирского. Время езды - 2 часа.

Маршрут "Светлояр (озеро) - Нижний Новгород" аналогичен.