Культурные традиции, история и модернизация (сравнение Японии с Китаем и странами Запада). (Обзор). Экономико-географическая характеристика японии

Данные последний раз сверялись в 2015 г. — сверяйте с информацией по ссылке в Википедии

  • Столица: Токио
  • Тип государственного устройства: унитарный
  • Форма правления: парламентарная монархия
  • Численность населения: 127 млн. человек
  • Государственный язык: японский
  • Столица: Пекин
  • Форма правления: парламентская республика
  • Численность населения: 1.37 млрд. человек
  • Государственный язык: китайский
  • Столица: Нью-Дели
  • Тип государственного устройства: федерация
  • Форма правления: парламентская республика
  • Численность населения: 1.28 млрд. человек
  • Государственный язык: хинди и английский
  • Столица: Астана
  • Тип государственного устройства: унитарный
  • Форма правления: президентская республика
  • Численность населения: 17,5 млн. человек
  • Государственный язык: казахский
  • Столица: Ташкент
  • Тип государственного устройства: унитарный
  • Форма правления: президентская республика
  • Численность населения: 31 млн. человек
  • Государственный язык: узбекский
  • Столица: Душанбе
  • Тип государственного устройства: унитарный
  • Форма правления: президентская республика
  • Численность населения: 8,4 млн. человек
  • Государственный язык: таджикский
  • Столица: Ашхабад
  • Тип государственного устройства: унитарный
  • Форма правления: президентская республика
  • Численность населения: 5 млн. человек
  • Государственный язык: туркменский
  • Столица: Бишкек
  • Тип государственного устройства: унитарный
  • Форма правления: президентская республика
  • Численность населения: 6 млн. человек
  • Государственный язык: киргизский
  • Столица: Тбилиси, Кутаиси
  • Тип государственного устройства: унитарный
  • Форма правления: парламентская республика
  • Численность населения: 3,7 млн. человек
  • Государственный язык: грузинский
  • Столица: Ереван
  • Тип государственного устройства: унитарный
  • Форма правления: республика
  • Численность населения: 3 млн. человек
  • Государственный язык: армянский
  • Столица: Баку
  • Тип государственного устройства: унитарный
  • Форма правления: президентская республика
  • Численность населения: 9,8 млн. человек
  • Государственный язык: азербайджанский

2. Ответьте на вопросы.

В чем заключаются особенности современной демографической ситу-ации в Китае и Японии?

Для Китая характерно быстрое увеличение количества населения, для Японии — большая численность населения и большая доля пожилых людей.

К каким последствиям в экономике и социальной жизни Китая и Япо-нии может привести сложившаяся в этих странах демографическая ситуация? Укажите возможные пути решения демографических про-блем в этих государствах.

Большое количество населения приведёт к росту безработицы, большой экономической нагрузке на трудоспособную часть населения, проблемам образования, большим затратам государства на социальную сферу. Для решения проблемы следует проводить демографическую политику (пропаганда, введение экономических мер — штрафов, налогов).

3. Используя карты атласа (с. 82-83, 86) и материал учебного пособия (§ 17-18), заполните таблицу.

Особенности развития и отрасли хозяйства Япония Китай
Средняя продолжительность жизни (выше , ниже ↓) $$ $↓$
Естественный прирост населения (выше , ниже ↓) $↓$ $$
Уровень урбанизации (%) $86$ $50$
Производство и распределение электроэнергии $+$ $+$
Металлургическое производство $++$ $++$
Производство нефтепродуктов и кокса, химическое произ-водство, производство резиновых и пластмассовых изделий $++$ $+$
$++$ $++$
Обработка древесины и производство изделий из дерева, ЦБП $+$ $++$
Текстильное и швейное производство; производство кожи, обуви $+$ $++$
Растениеводство $+$ $++$
Животноводство $+$ $++$
Рыболовство $++$ $+$
Транспорт $+$ $+$

Примечание. Для заполнения таблицы используйте следующие условные обо-значения: «—» —имеет незначительное развитие или отсутствует; «+» —получил развитие, но имеет преимущественно внутреннее развитие; «+ +» — определяет международную специализацию страны.

Укажите черты сходства в специализации Японии и Китая.

Экспортное значение имеют чёрная металлургия, машиностроение; в обеих странах развито рыболовство и транспорт.

Они обусловлены экономико-географическим положением стран.

Укажите черты различия в специализации Японии и Китая.

Химическая промышленность и машиностроение в Японии более высокотехнологичны и узкоспециализированы (электроника и электротехника).

Какими причинами они обусловлены?

Они обусловлены различиями в уровне социально-экономического развития стран, разном природно-ресурсным потенциалом.

4. Перечислите черты сходства и различия между природой полуостровов Индостан и Индокитай.

Полуострова располагаются в тропических и субтропических широтах, им характерна пассатно-муссонная циркуляция. Климат Индокитая более влажный, рельеф более расчленённый.

5. Оцените военно-стратегическое и политическое значение Малаккского пролива.

Военно-стратегическое значение: привлекает пиратов и террористов, сейчас патрулируется военными соседних стран.

Политическое значение: важный морской путь, соединяющий Тихий и Индийский океаны, связывается три самые населённые страны, имеет значительную пропускную способность.

6. По данным таблицы постройте круговую диаграмму «Структура экспорта Индии».

Сделайте вывод.

В структуре экспорта доминируют машины и транспортное оборудование. Значительное место занимают минеральное топливо, химические вещества. Продукция АПК не экспортируется, т.к. потребляется внутри страны.

7. Используя материал учебного пособия (§ 19, с. 143-146) и карты атласа (с. 80), заполните таблицу.

Ведущие отрасли хозяйства Италии

Промышленность Сельское хозяйство
Отрасль Продукция Отрасль Продукция
Энергетика ТЭС и АЭС Растениеводство рис, хлопок, джут, чай, сахарный тростник, арахис, рапс
Чёрная металлургия сталь
Цветная металлургия алюминий Животноводство молочный крупный рогатый скот
Машиностроение металлорежущие станки, энергетическое оборудование, вагоны, суда, автомобили, сельскохозяйственная техника
Химическая промышленность минеральные удобрения, каучук, пластмассы Рыболовство рыба и моллюски
Текстильная хлопчатобумажные ткани

8. Заполните таблицу.

Параметры для сравнения Япония Китай Индия
Основные тектониче-ские структуры область Альпийской складчатости китайско-корейская, южно-китайская платформы индийская платформа
Крупнейшие формы ре-льефа вулканы, невысокие горы, и прибрежные низменности Великая Китайская равнина, Тибетское нагорье плато Декан, Индо-Гангская низменность
Полезные ископаемые небольшие запасы угля, меди и полиметаллических руд уголь, нефть, бокситы, железная руда медные, железные, полиметаллические руды, бокситы, никель, нефть, газ, алмазы, уран
Факторы, определяю-щие своеобразие кли-мата островное положение расположение на востоке материка расположение в тропических и субтропических широтах
Демографические показатели высокая численность населения, отрицательный прирост высокая численность населения, прирост стабилизируется быстрый прирост населения
Специализация промышленности электроника, химическая промышленность, цветные металлы отрасли тяжёлой индустрии текстиль и машиностроение
Специализация сельского хозяйства растениеводство растениеводство (рис) и свиноводство растениеводство

Укажите черты различия между странами.

Страны имеют разную специализацию экономики, отличатся демографические показатели.

Какими причинами они обусловлены?

Разными природными условиями и ресурсами, различным уровнем социально=экономического развития.

9. Охарактеризуйте физико-географическое положение стран Центральной Азии.

Страны на значительном удалении от океанов, размещены в центре Евразии, находятся в областях субтропического и умеренного континентального климата.

10. Охарактеризуйте экономико-географическое положение стран Централь­ной Азии.

Государство объединены особенностями исторического развития, сходством демографических процессов, специализацией хозяйства, единой транспортной системой, внешнеэкономические связи со странами СНГ и восточной, юго-восточной, юго-западной Азии.

11. Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика природных условий Центральной Азии и Закавказья

Параметры для сравнения Центральная Азия Закавказье
Географическое положение внутриконтинентальная часть Евразии часть Кавказа к югу от Большого хребта
Тектоническое строение соответствует древнему Урало-Монгольскому поясу, Юг-Альпы-Гималаи в пределах Альпийско-Гималайской складчатости
Преобладающие формы рельефа горные страны, нагорье, межгорные впадины горные страны, хребты расположены параллельными полосами, чередуются со впадинами
Преобладающие типы климата умеренный и субтропический, континентальный и резко континентальный субтропический, средиземноморский и континентальный
Преобладающие почвы песчаные, бурые пустынные каштановые, в долинах чернозём, горные, лесные
Типичные растения степная растительность в замушливых областях — полынно-дерновинновые злаковые степи западная — степная, горы — лесная, реликты широколиственные леса

Сделайте вывод. Определите черты сходства и различия.

Расположение в одинаковых климатических поясах определяет схожесть, но разной степенью увлажнение обусловливает различие.

12. Отметьте знаком «+» верное утверждение.

  • Рельеф Закавказья более равнинный по сравнению с рельефом Центральной Азии.
  • Рельеф Закавказья и Центральной Азии значительно не отличается.
  • Рельеф Центральной Азии понижается в направлении Тихого океана в виде нескольких ступеней.

13. Отметьте знаком «+» верное утверждение.

  • Климат Центральной Азии — резко континентальный.
  • Климат Закавказья — резко континентальный.
  • Некоторые реки Центральной Азии в зимний период промерзают до дна.

14. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

  • Для Центральной Азии муссонный тип климата:
  • характерен в умеренном, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах; не характерен;
  • не характерен в умеренном поясе.

15. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в странах Центральной Азии. Установите причины сложившегося положения. Для выполнения задания используйте дополнительные источники информации.

Высокая рождаемость и низкая смертность, поэтому высокий естественный прирост. Высокая рождаемость обусловлена традициями и религией.

16. Используя карту атласа (с. 84-85), заполните таблицу.

Специализация промышленного и сельскохозяйственного производства стран Центральной Азии

Отрасль Казахстан Кыргызстан Туркменистан Таджикистан Узбекистан
Добыча топливно-энергетических полезных ископа-емых: нефти $+$ $-$ $+$ $-$ $+$
газа $++$ $++$
угля $+$ $-$ $-$ $-$ $-$
$+$ $-$ $-$ $-$ $-$
цветных металлов $-$ $++$ $-$ $++$ $-$
Машиностроительное производство $+$ $-$ $-$ $-$ $+$
Производство нефтепродуктов и кокса, химическое производство $+$ $+$ $+$ $+$ $+$
$+$ $+$ $+$ $+$ $+$
Растениеводство $+$ $+$ $+$
Животноводство $+$ $+$ $+$
Производство пищевых продуктов $+$ $+$ $+$ $+$ $+$

Сделайте выводы.

$-$ $-$ $++$ газа $-$ $-$ $++$ Металлургическое производство: черных металлов $++$ $-$ $-$ цветных металлов $-$ $+$ $++$ Текстильное и швейное производство $+$ $+$ $+$ Выращивание чая $++$ $++$ $+$ Выращивание цитрусовых $++$ $+$ $+$ Выращивание винограда $+$ $++$ $+$ Выращивание хлопчатника $+$ $+$ $+$ Производство каракуля $-$ $++$ $-$ Производство ангорской шерсти Специализация хозяйства Внешние связи Промышленность Сельское хозяйство Экспорт Импорт Япония электроника, электротехника, автомобилестроение растениеводство (рис, овощи, фрукты) продукция машиностроения, химической промышленности металлы, энергоресурсы, продукты питания Китай энергетика, металлургия, машиностроение растениеводство, свиноводство бытовая электроника и электротехника, металлы, продукция лёгкой промышленности энергоресурсы, продукты питания Индия машиностроение, энергетика, чёрная и цветная металлургия, химия зерновое растениеводство продукция лёгкой промышленности, продукты питания, ювелирные изделия энергоресурсы, оборудование и машины, продукты питания Казахстан энергетика, цветная металлургия, лёгкая и пищевая промышленность зерновое растениеводство минеральные продукты, цветные металлы, сельскохозяйственные продукты энергоресурсы, химикаты, машины

В зарубежном японоведении сложились два подхода к использованию методов компаративистского исследования. Первый (теории японской уникальности «нихондзин рон» и «нихон бунка рон») на основе сравнения японской и иных культурных традиций утверждает идею исключительности, особости. Второй использует методы кросскультурного анализа для понимания связи истории японского общества и культуры с другими обществами и культурами, с общими процессами и законами мировой истории. Эти связи рас-сматриваются и на формальном (как следствие культурно-исторической общности стран и народов) и на более широ-ком функциональном (как выражение иногда формально различ-ных, но стадиально или формацнонно общих тенденций в социальном и культурном развитии) уровнях.

Японскую культуру обычно относят к числу восточных (хотя само это понятие имеет характер скорее пространст-венно-географического, чем научного определения). Более точным и правильным (с точки зрения общности культурной истории) является отнесение Японии к числу стран восточноазиатского культурного ареала, включающего Китай, Корею, Японию, Монголию, страны Индокитая. Этого взгляда придерживались и придерживаются многие исследователи.

«Среди многих зарубежных ученых, — подчеркивает американский социолог Р. Белла, — стало обычным рассмат-ривать Японию как часть восточноазиатской культурной зо-ны или как сопричастницу китайской... цивилизации. В общей концепции азиатской культуры, включающей в качест-ве составных частей восточноазиатскую, южноазиатскую и ближневосточную культурные зоны с доминирующими в них соответственно китайской, индийской и исламской цивили-зациями, вполне очевидно, что Япония относится к первой зоне» (Bellah, 1972: 47). Традиционно китайцы считали, а многие продолжают считать и сегодня, что японская культура — «дочь» китайской, а поэтому «японцы для китайцев — не иностранцы» (Огасавара, 1981: 83). О японской культуре как филиа-ции китайской еще недавно писали и пишут сегодня многие японские исследователи, в частности, известный культурантрополог Ёнэяма Тосинао (Ёнэяма, 1973: 196). Господство это-го мнения в Японии, Китае и на Западе подтверждает так-же известный японский китаевед Накадзима Минэо (Накадзима, 1986: 16-17).

Проблема культурно-исторической общности, понимае-мая нередко как проблема общности традиций, приобрела но-вые тона и звучания, потребовала поисков истоков внутрен-ней дифференциации ее в связи с разнообразием путей и темпов экономического и социального развития стран, принадлежащих к одному культурному региону, в новое время. Особенно очевидным этот процесс был в восточноазиатской культурной зоне. Япония, относящаяся к странам этой зо-ны, с 80-х годов прошлого века начала бурными темпами развивать свою промышленность, модернизировать эконо-мику, активно вмешалась в борьбу за колониальный передел мира, конкурируя в этих областях с ведущими стра-нами Запада. В то же время соседи Японии по восточно-азиатской культурной зоне в конце XIX - начале XX в. не продемонстрировали столь стремительных темпов разви-тия современной экономики, промышленности.

В поисках ответа на вопрос о причинах этих различий в темпах индустриализации и модернизации Японии и других стран Восточной Азии зарубежные исследователи обратились к анализу различий в их историческом развитии, в их куль-турных традициях. Единая восточноазиатская общность ди-версифицировалась, из общего наследия вычленилась японская культурная традиция, в которой исследователи на функ-циональном уровне нашли известные сходства с западной культурой. Авторы различных концепций модернизации Япо-нии в их первородном вестернизаторском варианте искали культурные эквиваленты западным истокам модернизации в японских традициях, прежде всего в религиозных.

Тенденция поисков истоков индустриализации и модер-низации в традиционных ценностях берет свое начало со знаменитой работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (Weber, 1958). Как известно, в этой книге М. Вебер доказывал, что причинами индустриализации и модернизации являются культурные, и прежде всего религиозные, ценнос-ти. Они создают необходимый для этих целей фон, поддерживая и стимулируя интерес к упорному труду и бережливости. М. Вебер находил такие ценности в протестантизме, преж-де всего в кальвинизме, но не обнаружил аналогов протес-тантской этики в религиях Китая, Индии и в исламе. Хотя в 1904 г. — году публикации книги Вебера — Япония уже широко продемонстрировала свои экономические и военные возможности всему миру. Вебер не обратился к поискам эквивалентов протестантской этики в японской религиозной традиции. Попытка эта была предпринята позже. В 1941 г. японский ученый Наито Кандзи (Наито, 1941), основываясь на концеп-ции М. Вебера о влиянии протестантского аскетизма на фор-мирование «духа капитализма» на Западе, исследовал роль этики буддийской секты «Дзёдо синсю» («новой секты чистой земли») в модернизации Японии. Его идея получила позже развитие в известной работе американского японоведа Р. Беллы «Религия Токугава» (Bellah, 1957).

Американский социолог утверждает, что центральная сис-тема ценностей японского общества внесла важный вклад в политическую и экономическую рационализацию его. Нес-мотря на то, что в культурных и религиозных традициях Китая и Японии много общего, их центральные системы цен-ностей, по мнению Беллы, совершенно различны, что сказалось на их отношении к модернизации. В Китае превали-ровали интегративные ценности. В обществе, где господст-вуют этого типа ценности, большая забота проявляется о поддержании системы, чем об ориентации на достижение це-ли, о солидарности, чем о могуществе или богатстве. Для интегративных систем типично преобладание партикуляризма; и ориентации на исполнительность. Это предполагает особое акцентирование не столько каких-то универсалистских принципов, сколько межличностных отношений, особенно партикуляристских связей, наиболее типичными из которых являются кровно-родственные, но это могут быть и зем-ляческие связи. Вместе с тем для интегративных систем характерно большее внимание к исполнительности, чем к достижению, к «добродетели», чем к деяниям. Родствен-ные отношения, возможно, более чем что-либо другое символизируют ценности партикуляризма и исполнительности, и многое в китайском обществе можно рассматривать как символическое продолжение и генерализацию значения родст-венных связей (Bellah, 1957: 189). В Китае даже императорс-кое правление было очень «семейнообразным». Важное зна-чение имели также и политические ценности. Китайцы видели проблему поддержания системы в сохранении определенного ряда человеческих отношений, что требовало только улаживания взаимоотношений во имя поддержания состояния гармонии в социальной системе. Налаженное и стабильное равновесие было подлинным идеалом китайского общества. Если в Японии поддержание системы было важной, но вторичной ценностью, то в Китае достижению цели и исполнительности отводилась важная, но вторичная роль. Различив значение политических и интегративных ценностей в жизни китайского и японского обществ особенно заметно при сравнении места в них лояльности и сыновней почтительности. В Японии предпочтение отдавалось первой, в Китае же сыновняя почтительность ценилась выше лояльности, сама же лояльность понималась ограниченно. В отличие от этого в Японии «лояльность пронизывала все общество и стала идеалом всех классов (там же).

Политическая власть верхов в Японии распространя-лась на самые низшие слои общества. В Китае же, нао-борот, повседневная жизнь народа регулировалась социаль-ным авторитетом, в то время как власть императорского двора была ограничена узкими рамками: «хороший монарх собирал определенную сумму налогов и оставлял народ в покое» (там же: 190). Когда китайские императоры были заинтересованы в укреплении национального могущества и предпринимали для этого целенаправленные шаги, они пос-тоянно наталкивались на сопротивление бюрократии, которая ориентировалась скорее на сохранение существующей систе-мы интересов, чем на политические ценности достижения цели. Это противодействие бюрократии политическим мерам центральной власти сохранялось и после революции 1911 г., чем, собственно говоря, и объясняются неудачи многих попыток реформ в Китае. Хотя в истории Китая отмечено немало случаев стремления некоторых чи-новников верой и правдой служить укреплению националь-ной власти, им никогда не удавалось занять господствую-щие позиции в управлении обществом и осуществить це-лостную программу модернизации страны, как это сдела-ли молодые самураи в Японии после революции Мэйдзи (1867-1868). Эти чиновники всегда были более или менее парализованы своей преданностью идее поддержания старой системы. Но даже в рамках интегративных цен-ностей было место для заметной рационализации, в част-ности, рациональная «посюсторонняя» конфуцианская этика. Однако китайская система ценностей ориентировалась не столько на накопление богатств или увеличение национального могущества, сколько на поддержание стабиль-ности и равновесия. Поэтому в Китае трудно было преодолеть традиционализм масс и перенести чувство предан-ности с семьи на более крупное коллективное целое. «Ха-рактерному для конфуцианской этики рационализму, — заявляет Р. Белла, — очевидно необходима связь с цен-ностной системой, в которой первое место принадлежит политическим ценностям, для того чтобы ориентировать общество на модернизации. Это случилось в Японии...» (там же: 192).

Сравнение традиционных систем ценностей Китая и Японии показывает, что и та и другая акцентируют внимание на политических и интегративных ценностях, на лояльности и сыновней почтительности, различие их состоит в первич-ности акцента. Этим обстоятельством объясняется и разли-чие путей социального развития двух стран, которое свя-зано не столько с отсутствием или присутствием некоторых важных ценностей, сколько с путями и методами организации этих ценностей (там же).

Важную роль в процессе политической и экономической рационализации Японии сыграла религия. Она поддерживала и укрепляла преданность основным ценностям, стимулируя и узаконивая необходимые политические новации, усиливая этику мирского аскетизма, которая требует трудолюбия и экономии. Религии принадлежала важная роль в формирова-нии центральной системы ценностей, благоприятной для индустриализации Японии. Она укрепляла преданность индустриализации, делая ее в высшем смысле значимой. Для японцев семья и страна не были всего лишь просто коллективами, они имели религиозное значение. Родители и по-литические лидеры почти «освящались» японцами. Выполне-ние своих обязанностей перед старшими обретало высший смысл. Это гарантировало в будущем благоволение, покро-вительство и защиту человека от трудностей и опасностей земной жизни.

Религия способствовала развитию экономической этики, основанной на прочном мирском аскетизме. Это походило на христианскую концепцию призвания, и труд для японца ста-новился «священной обязанностью». Примеры этого можно найти в учении секты «Дзедо синсю», где встречаются сле-дующие наставления: «Бодрствуй и не уклоняйся от усердного труда утром и вечером», «Будь умерен в бесцельной роскоши», «Работай усердно дома», «Не играй в азартные игры», «Чем брать много, лучше взять немного» (там же: 119). В отличие от конфуцианства, признававшего стремление к прибыли сомнительным занятием для достойного мужчи-ны, и других сект буддизма, видевших в алчности (а отсю-да, естественно, и в присвоении прибыли) величайший грех, секта «Дзёдо синсю» оправдывала их.

Возникшие в период Токугава религиозные движения, обретя независимые институциональные формы и большое число адептов, способствовали еще большей интенсификации японской центральной системы ценностей и росту преданности ей. Японские религии в их ортодоксальных и сектантстких формах, отмечает Р. Белла, в равной мере внесли вклад в интеграцию общества, укрепляя его систему ценностей, которая оказалась благоприятной и содействовала индустриализации Японии тогда, когда она про-водилась (там же: 195). Кроме того, религия сыграла важную роль в политической рационализации, возвышая определен-ные религиозно-политические авторитеты и в то же время усиливая мотивацию и создавая легитимную основу для движения за реставрацию власти императора, несмотря на то, что эта реставрация означала одновременно и разрыв со многими обычаями прошлого.

Характерной особенностью веберианского подхода является признание культурных факторов мощной мотивирую-щей силой социальных изменений, и прежде всего модерни-зации. Эквивалентами протестантской этики с ее ценнос-тями — трудолюбием, бережливостью, накопительством, готовностью отказаться от непосредственного вознаграж-дения — рядом зарубежных исследователей названы ценнос-ти традиционных японских религий (синтоизма, буддизма) и конфуцианства. По мнению ученых, они способствовали созданию хорошо организованного общества с высокой «социальной дисциплиной» и трудовой этикой. Более того, неко-торые исследователи отмечают, что традиционные японские религиозные движения не только провозглашали добродете-ли прилежания, умеренности, преданности, но и поощряли занятие коммерческой деятельностью, стремление к полу-чению доходов. В общем, в традиционных японских религиях последователи Вебера в японоведении нашли не толь-ко истоки высокой трудовой этики японцев, но и мотивационные истоки ориентации на экономическое и политическое развитие страны как современного общества.

Акцентирование этических ценностей японского общест-ва, эквивалентных «протестантской этике», можно найти и в работах Э. Айяла, X. Накамуры, М. Леви, Д. Хиршмайера. Так, Э. Айял (Ayal, 1963) считает, что аскетизм, бережли-вость, прилежание при достижении целей и задач, активность при исполнении предписанных японцу его социальным ста-тусом обязанностей и лояльность нормам японского конфу-цианства сыграли важную роль в равномерном функциониро-вании японского общества. В японском буддизме соблюде-ние названных выше этических норм поведения являлось обязательным для верующего человека. Синтоизму Айял приписывает важную модернизаторскую функцию — интенсифика-цию преданности японца государству (там же: 41). Японские религиозные и этические движения, такие как буддистские «Син», «Сингаку», «Хотоку», не только высоко почитали такие добродетели, как прилежание, воздержание и лояльность политическим властям, но признавали и поддерживали ком-мерческую, деятельность и получение прибылей. Особенно большое значение этому придавала секта «Син», видевшая накопление богатства на основе коммерции богоугодным делом. Движение «Сингаку» стремилось к легитимизации по-ложения и значительному повышению общественного статуса класса городских торговцев (там же: 42-43).

Известный японский специалист по истории философии Накамура Хадзимэ (Nakamura, 1967) нашел соответствие западным идеям индустриализма и модернизма в учении о трудовой этике дзэнского монаха Судзуки Сёсана (1579-1655). Соглас-но ему, каждая работа, каждое дело являются испытаниями веры, поскольку все профессии — это проявление Божественного Абсолюта. Нет иного пути буддийской религиозной практики, кроме бесконечной преданности земным делам чело-века, его трудовому долгу. Сёсан учил, что торговец должен целиком отдать свои силы достижению цели. Он также утверждал, что размеры богатства и срок жизни человека определяются кармой и поэтому следует работать на бла-го людей, пренебрегая личными интересами, так как награда за трудолюбие, усердие и аскетизм ниспосылается «Небом» (там же: 7-9).

Однако использование веберианского подхода к объяснению истоков модернизации является простым перенесением западных форм развития на японскую почву без учета ее своеобразия и возможности использования других путей и средств. Японский исследователь Огасавара Син (Огасавара, 1981) обращает внимание на то, что Найто и Белла рассматривают связь этики «Дзёдо синсю» с торговым капиталом, в то время как Вебер соотносил этику протестантизма с промышленным капиталом. Сам Вебер не признавал за буддизмом «Дзёдо синсю» модернизаторской роли. Огасавара Син счи-тает, что в Японии в лице «Дзёдо синсю» действительно существовало движение, имевшее для модернизации Японии частично такое же значение, как и протестантизм для модернизации Запада, но его роль не была столь же велика, и поэтому не заслуживает высокой позитивной оценки (там же: 69).

Некоторые критики указывают также на то, что японс-кая религиозность по характеру существенно отличается от западной — она не столь глубока и догматична, и поэтому концептуальное воздействие ее не основательно. Признавае-мая за традиционную ценность такая добродетель, как лояльность, по новейшим изысканиям зарубежных японоведов не имела глубоких исторических корней, а была насажена идеологически молодой японской буржуазией и использована ею для упрочения своего еще невысокого в эпоху Мэйдзи общественного статуса. Веберовская теория протестантской эти-ки представляется хорошо аргументированной и вполне достоверной для анализа западного экономического развития. Однако, когда она находит свое приложение за пределами Запада, особенно в Японии, ее использование не вполне пло-дотворно. Поиски связи между религиозными традициями и экономическим поведением в Японии носят в лучшем случае выборочный, фрагментарный и упрощенный характер. Под-ходить к изучению индустриализации и модернизации Япо-нии нужно с более широких исторических позиций, включаю-щих не только религиозные традиции, но и весь процесс социально- и культурно-исторического развития, институцио-нальные структуры и их изменения. «Японские трудолюбие, бережливость и дисциплина, близкие к протестантской трудо-вой этике, — замечает американский японовед М. Дзё, — имели глубокие корни в японских обычаях и идеях, не обязательно связанных с каким-то особым религиозным опытом. Фактически, вполне возможно, что экономическое развитие и индустриализация Японии произошли бы независимо от традиционных японских религиозных ценностей» (Jo, 1987: 12).

Другая группа зарубежных японоведов видит истоки быстрой и успешной модернизация Японии не в частичном совпадении ценностей, а в идентичности процессов исторического, и в частности культурно-исторического, развития Японии и стран Запада, включая и трансформацию системы ценностей. Прежде всего обращается внимание на рост в эпоху Токугава (1603-1867) значения универсалистских ценностей. Это по мнению исследователей, означало становление «современного духа» в Японии. Японский философ и филолог Нисио Кандзи (Nishio, 1983) отмечает, что в отличие от Китая и других азиатских стран Япония проявила, сразу же после революции Мэйдзи высокий интерес к культуре Запада, и связывает это явление с тем, что необходимый для сближения фундамент был заложен в Японии раньше. «Даже если бы Япония не вступила в контакт с западной культурой в XIX в. ее стадия эволюции делала неизбежным рано или поздно пробуждение такого же современного духа» (там же: 66). Японский историк Мидзусима Санъитиро (Mizushima, 1979) пишет: «Основы модернизации Японии были заложены уже в XVII в., вскоре после начала политики изоляции» (там же: 165).

Развитие этого движения было связано с влиянием буддизма и конфуцианства, но в то же время не испытало на себе какого-либо воздействия христианства. Нисио утверждает, что Япония и Запад, двигаясь независимыми, но параллельными путями и проходя через аналогичные исторические процессы, пришли в XVIII и XIX вв. приблизительно к одному и тому же этапу в своем развитии. Хотя в Японии индустриальная революция началась на 50-100 лет позднее, чем в странах Западной Европы, с современной точки зрения это отставание нельзя считать очень-то уж значительным. Быстрое и успешное освоение Японией западной науки и технологии стало возможным потому, что в период Токугава были заложены основы для модернизации. В это время постепенно развивалось современное рационалистическое мышление в Японии. «Японский феодализм, в отличие от китайского, имел целый ряд аналогичных европейскому черт, которые помогли ему модернизироваться» (Nishio, 1983: 67). Япония была в значительно меньшей степени, чем Китай, «монолитной» и замкнутой в своей собственной культурной традиции, в стране быстро рос «дух предпринимательства» и молодежь стремилась к реализации своих собственных интересов. К концу XVIII в. в Японии существовали уже развитые финансовые и торговые институты. Уровень жизни среднего японца в это время не уступал европейскому накануне Французской революции. По оценке русского адмирала В. Головкина, в начале XIX в., Япония располагала сравнительно высокой технологией, она была просвещенной страной. «Иными словами, — замечает Нисио, — хотя развитие современной цивилизации в Японии несомненно было пришпорено западным влиянием, западный мир просто подтолкнул силы, созревшие в стране в токугавский период... Рождение современной Японии стало возможным благодаря собственным тенденциям развития страны. Хотя влияние Запада было большим, оно не стало основополагающим» (там же).

Некоторые исследователи приписывают современные конкурентные успехи Японии ее уникальной культурной традиции, и прежде всего ее коллективизму, на самом деле в нем нет ничего уникального, поскольку все модернизирующиеся нации на определенном этапе своего развития ориентируются на коллективизм. Психологическая пропасть, отделяющая сегодня Японию, например, от Западной Германии, «поразительно напоминает те различия, которые существовали между Германией и Англией в конце XIX в.» (там же: 69).

В исследованиях, акцентирующих внимание на модернизаторских процессах в японском обществе и культуре в эпоху Токугава, т. е. в исследованиях, рассматривающих японскую культуру в ее динамическом развитии, отмечаются изменения в самом содержании и направленности интеллектуальной и социокультурной жизни Японии этого времени. Прежде всего отмечается, что в Японии происходили «ре-волюционизирующие изменения» (по определению М. Леви, изменения такого типа — необходимое условие для модер-низации) в отличие от Китая, где изменения носили «обнов-ленческий характер» (цит. по: Mitchell, 1975: 129). При очевид-ной внешней направленности на стабилизацию существовавшего в стране порядка созданная в период Токугава сис-тема стимулировала серьезные глубинные изменения, ко-торые, хотя и не подрывали порядок, но несли в своих «революционизирующих» характеристиках напряженности и противоречия, разрушавшие способность общества к поддержанию стабильного порядка, отмечает историк П. Митчелл (там же).

В период Токугава в духовной культуре Японии прои-зошли значительные изменения, обозначившие рост рацио-налистических и секуляристских тенденций. Конфуцианство освободились от тех обременительных ограничений, ко-торыми его сковывала привязанность к буддистским и синтоистским центрам. Неоконфуцианство в его чжусианском варианте делало упор на рациональном, секулярном понимании универсума, привязывая «морального человека» и «моральное общество» к консервативному, иерархическо-му и централизованному порядку и в то же время под-черкивая важное значение самореализации человека и лояльной бюрократической службы. И то и другое послужило становлению нового порядка.

Английский социолог Р. Дор отмечает, что токугавское конфуцианство, несмотря на партикуляризм обязаннос-тей, предписываемый его этикой, было в принципе уни-версалистским в двух важных значениях. Во-первых, это было учение о пути человека, и поэтому как таковое кон-фуцианское учение не было запретным даже для простых лю-дей. Во-вторых, конфуцианские критерии превосходства че-ловека, его моральных качеств и добродетели были объективными в своей основе (Dore, 1984: 312).

Японский историк Хираиси Наоаки (Hiraishi, 1975, 1986) отме-чает, что в истории японской культуры конца XVII - нача-ла XVIII в. можно обнаружить интересные параллели научной или интеллектуальной революции в Европе XVII в., представлявшей собой, как известно, полный переворот во взглядах на природу, человека и общество.

Ярким представителем этого переворота в Японии был известный конфуцианский мыслитель Огю Сорай (1666-1728). Его предложения в области институциональных ре-форм основывались на созданной им самим конфуцианской доктрине, некоторые положения которой были очень близки к идеям творцов научной революции в Европе XVII в. Во-первых, Огю Сорай, анализируя познавательную деятель-ность человека, утверждал, что субъект воспринимает мир с помощью им самим созданных понятий и артефактов, т. е. в этом отношении его взгляд напоминает картезианское «cogito ergo sum» — «я мыслю, следовательно я существую». Его трактовка понятия «Неба» («тянь») как конечной реаль-ности, не постигаемой адекватно человеком, фактически была выражением фундаментального разрыва между челове-ком и природой, отражающим появление современного соз-нания. В своем понимании «Пути» он был близок к мысли Гоббса о сотворении самими людьми общественных институтов и ценностей. В его философии прочерчена четкая разделитель-ная линия между мифологией и реальностью, мир объективи-зирован. Все это означало «рождение современной эпохи в истории японской мысли» (Hiraishi, 1986: 126).

Как отмечает американский японовед Холл, неоконфу-цианская школа «Сюсигаку» дала токугавским прави-телям моральный порядок, который распространялся на все человеческое общество и регулировал поведение правителя и подчиненных. Считалось, что военное правление выпол-няет функцию распространения и поддержания универсальных социальных ценностей, защищает гармонично развиваю-щееся гражданское общество. Так, у «бакуфу» стало скла-дываться чувство социальной ответственности (Hall, 1970: 77). Эта этика диктовалась скорее прагматическими це-лями, чем чисто философской или идеологической убежденнос-тью. В это время прагматические цели диктовали свои условия философским и идеологическим, а не наоборот. Результатом этого процесса было разнообразие интеллектуальных школ и направлений, как и господство сильного эклектизма в них. Это разнообразие и богатство в культурной и интеллектуальной жизни развивалось параллельно диверсификации в социально-экономической сфере, отмечает П. Митчелл (Mitchell, 1975: 133). Это разнообразие позволило развиться в Японии неортодоксальным областям знания.

В отличие от интеллектуальной истории Китая, в Япо-нии к концу XVIII в. несмотря на «закрытие» страны, «гол-ландское учение» («рангаку») стало играть важную роль в жизни общества. Это способствовало постепенному росту признания западной мысли нового времени и появлению аль-тернативы традиционной китайской универсалистской мысли.
Как отмечает известный английский японовед Р. Дор, «нака-нуне XIX в., интерес к Западу не был уже просто предме-том поверхностного увлечения западной экзотикой и любовью к западным безделушкам... он стал серьезным стремлением к научным знаниям, превосходство которых над знаниями, традиционно получаемыми из китайских текстов, бы-ло признано» (цит. по: Mitchell, 1975: 133). В Японии в это время независимо от прямого влияния Запада были сделаны серьезные научные открытия. Хотя и сложно говорить о вступ-лении Японии в мир «международной науки» нового време-ни, но сам факт живого интереса японского общества к ней свидетельствует о существенных изменениях в мировоззренческих и ценностных представлениях.

Важной чертой изменений, происшедших в период Токугава, явилось распространение образования и интеллек-туальной жизни за рамки элитных слоев общества. Новые городские центры стали не только местами сосредоточения политической и экономической активно-сти, связывавшей страну в единый рынок, но и центрами культурных изменений. Предполагают, что к середине ХIХ в. грамотными были 40% всего населения Японии (там же), что превышало европейский уровень того времени. Это привело не только к росту уровня знаний простых слоев общества, но и к расширению рамок их сознания, расположенности к принятию новых идей и тех-нологий, открывало им перспективы познания мира как универсума, а не как узкой и ограниченной локальной общнос-ти.

В отношении к грамотности и в готовности модернизи-роваться Япония существенно отличалась от Китая, где с незапамятных времен существовала вера в величие своей цивилизации. Убежденность в превосходстве своей культуры осложняла принятие иноземных идей. Поэтому Китай не изменял существенно своей политической системы. Внеш-не она казалась значительно более рациональной, чем сов-ременная ей японская. Слабость же состояла в том, что благодаря ей почти все способные люди в Китае становились правительственными чиновниками, а в других слоях общест-ва их почти не было. Даже в начале XX в., когда учившие-ся на Западе китайцы возвращались домой, они не могли ни-коим образом одолеть старую политическую структуру, идеологически опиравшуюся в течение многих веков на конфуцианство. В этом причина медленных темпов модерни-зации Китая (Mizushima, 1979: 164),

В отличие от этого, система образования и воспита-ния самураев в эпоху Токугава, по мнению Р. Дора, раз-вивала у них интерес к индивидуальным достижениям, лич-ному успеху.

Идеологическая ориентированность обучения в токугавских школах на коллективистские цели и установки не подкреплялась реальной практикой, которая позволяла бы формировать у молодых самураев «коллективистский дух». В военном обучении важно было продемонстрировать личное мастерство в одиночном поединке.

«Игровые поля Итона или по крайней мере Регби доктора Арнольда в значительно большей степени соответствовали кол-лективизму токугавской идеологии, чем классы или военные менежи школ феодальных князей в Японии», — замечает Р. Дор (Dore, 1984: 313).

«Комбинация индивидуалистического желания преуспеть с коллективистскими целями в идеологии стала тем, что по-могло ускорить темпы экономических и социальных изме-нений ив то же время включить индивидуальные усилия в структуру национальных целей» (там же: 314).

В оценке японской культурной традиции в рамках «общего» и «особенного» представленная в этом об-зоре группа исследователей обращает внимание ни культуру как динамическое целое и на общие процессы культурно-исторического развития, отражающие происходящие в об-ществах объективно социально-экономические изменения. В ее понимании основных тенденций развития как движения от традиции к модернизации по западному образцу японская культура в эпоху Токугава (в отличие от китайской культу-ры этого времени) сделала важный «революционизирующий» сдвиг, напоминающий, с точки зрения процессуальной, аксио-логической и функциональной, то, что происходило несколь-ко раньше или почти в то же самое время в странах Запада. Япония переходила от своего партикуляризма к универсализ-му нового времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ёнэяма Тосинао. Нихондзин-но кокуминсэй // Нихондзин то ва нани ка / Иидзима Сойти, Сабата Тоёюки хэн. Токио. 1973. С. 183-208.

Национальный, характер японского народа.

Наито Кандзи. Сю:кё: то кэйдзай рйнри // Сякайгаку. Токио. 1941. Т. 8. С. 243-286.

Религия и экономическая логика.

Накадзима Минэо. Нихондзин то тю:гокудзин: Коко га о:тигаи. Токио: Nesco books, 1986: 228 с.

Японцы и китайцы.

Окада Хидэхиро. То: адзиа-ни окэру нихондзин-но имэдзи // Кокусай гоккай то нихондзин. Токио. 1983. С. 78-89.

Представления о японцах в Восточной Азии.

Огасавара Син. Нихон-но киндайка то дзёдо синсю // Сякайгаку хёрон. Токио. 1981. Т. 32, № 27. С. 57-71.

Модернизация Японии и буддийская секта «Дзёдо синсю».

Ayal E. Value systems and economic development in Japan and Thailand // J. of social iss. Boston. 1963. Vol. 19. N l. P. 35-51.

Bellah R. Japan"s cultural identity: Some reflections on the work of Watsuji Tetsuro // Japan: Enduring scholarship: Sel. from the «Far Eastern quart». «The j. of Asian studies». 1941-1971. Tucson (Ariz.). 1972. Vol. 2. P. 47-68.

Bellah R. N. Tokugawa religon: The values of pre-industrial Japan. Glencoe: Free press. 1957. IX. 249 p.

Dore R. Education in Tokugawa Japan. Berkeley: Univ. of California press. 1984. 364 p.

Hall G. W. Tokugawa Japan: 1600-l853 // Modern East Asia: Essays in interpretation.; N.Y. 1970. P. 62-94.

Hiraishi Naoaki. Ogyu Sorai"s Confucianism: An analysis of its modern nature // Annals of the Inst. of social science. Tokyo. 1986. N 4. P. 107-127.

Hiraishi Naoaki. Universalism in late Tokugawa Japan: The «Confucian» thought of Yokoi Shonan // Annals of the Inst. of social science. Tokyo. 1975. N 1. P. 1-55.

Jo M. H. Japanese traditional values and industrialization // Intern, social science rev. Winfield. 1987. Vol. 62. N 1. P. 3-7.

Mitchell P. Roots of the modernization experience in Japan // J. of Asian and African studies. Leiden, 1975. Vol. 10. N 3/4. P. 126-137.

Mizushima Sanichiro. Cultural and social background of the rapid modernization of Japan // Proc. of the Amer. philos. soc. Philadelphia. 1979. Vol. 123. N 3. P. 164-167.

Nakamura Hajime. Suzuki Shosan, 1579-1655, and the spirit in Japanese Buddhism // Monumenta nipponica. Tokyo. 1967. N 1. P. 1-14.

Nishio Kanji. Japan"s parallel path to modernity // Japan epho. Tokyo. 1983. Vol. 10. N 1. P. 65-73.

Weber M. The Protestant ethic and the spirit of capitalism. N.Y. 1958. 258 p.

Публикуется по изданию : Япония в сравнительных социокультурных исследованиях. Ч. II / Ред.-сост. и отв. ред. М. Н. Корнилов. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. (Серия: Проблемы современной Японии). С. 21-38.

Япония и Китай – две Восточные страны, являющиеся друг другу заклятыми «друзьями». Внесли неоценимый вклад в мировую культуру и являются крупной частью мировой экономики. Надписи на товарах «Made in China » и «Made in Japan » одни из самых распространенных, особенно первая.
Япония
Япония, 日本 (нихон коку) – страна находящаяся на нескольких островах в Восточной Азиина Тихом Океане. Японский архипелаг состоит из 6852 островов. Четыре крупнейших острова -Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку - составляют 97 % общей площади. Население более 126 миллионов человек. Также в Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 года.
По-японски наименование страны звучит примерно так «Ниппон», что переводится как «источник/родина Солнца», и это название часто переводят как «Страна восходящего солнца». На флаге изображен именно этот символ. История Японии уходит далеко в Древность, но моложе, чем Китай.
Первый контакт с западными странами произошел в 1543 году, когда португальские мореплаватели достигли берегов Японии. В 19 веке страна была вынуждена выйти из изоляции, и постепенно стала набирать могущество, вместе с этим росли и аппетиты. В 20-веке Япония вступила в союз с фашисткой Германией. Закончилось это в 1945 году, после мощнейшего наступления Советской Армии и после того, как США применили ядерное оружие. 2 сентября 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции. Страна была оккупирована войсками союзников, военные базы находятся там и в наше время. Можно сказать, что Япония находится под полным контролем США.
После разгрома во Второй Мировой войне Япония добилась рекордного экономического роста, который продолжался четыре десятилетия и составлял в среднем 10 % ежегодно. Благодаря длительному росту в конце 80-х годов выросли чрезмерно оптимистическое отношение инвесторов к японской экономике, что привело к возникновению экономических пузырей на фондовом рынке и рынке недвижимости. В 1991 году экономический рост сменился кризисом, из которого страна сумела выбраться только в 2000 году.
Взаимоотношения Японии и России достаточно сложные, первые столкновения происходили ещё в 17 веке. В начале 20 века была русско-японская война, из-за сложностей внутри страны (революция 1905 года) Российская империя была вынуждена признать поражение. Затем были столкновения уже с Советской страной на озере Хасан и Халхин-Голе, которые закончились поражением Японии. Как уже было написано выше, во Вторую Мировую войну Япония была полностью разгромлена. Тем не менее по каким-то причинам руководство Японии не согласны с результатами окончания второй мировой войны и претендует на российскую территорию, а именно на Курильские острова. Естественно Россия ничего не собирается дарить Японии. В целом, отношения японцев к русским примерно такое же, как и к остальным национальностям.
Перечислим основные ассоциации, возникающие при упоминании слова «Япония»:
  • Восходящее солнце
  • Самураи
  • Харакири (сеппуку)
  • Банзай
  • Хокку
  • Аниме (хентай)
  • Тойота
  • И многое другое…











Китай
Китай, Китайская Народная республика, 中華人民共和國 (Чжунхуа Жэньминь Гунхэго) – крупнейшее государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира, население более 1,35 млрд человек. Обладает крупнейшей в мире армией по численности военнослужащих и ядерным оружием. С декабря 2014 года является первой экономикой мира по ВВП. КНР является мировым лидером по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них. По рпаву носит негласный титул «Мировая фабрика».
Китай – одна из древнейших стран мира, письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Правда за такой длительный период страна нередко распадалась, потом снова воссоединилась, попадала под зависимость других стран, например, в 12-13 веках был захвачен войсками Чингисхана. Китай всегда был густонаселенной страной, и захватчики попросту ассимилировались в китайской культуре.
В начале 20-го века Китай чуть было не распался, отсоединилась Монголия, Британией был захвачен Тибет, страну сотрясали революции. Япония тоже не отставала и постепенно оккупировала территорию Китая, шла непрерывная война между многочисленными группировками.
Гражданская война была закончена только в 1949 году, победу одержала Коммунистическая партия Китая, тогда же была провозглашена Китайская Народная республика во главе с Мао Цзедуном.
В конце 80-х годов руководство Китая осознало необходимость реформ, но у них перед глазами был печальный опыт СССР, где реформы были разрушительные и китайцы выбрали другую тактику – медленное, постепенное развитие, и это принесло свои плоды, в наши дни экономика Китая стала самой крупной в мире и продолжает расти, общество становится все более демократичным и страна постепенно превращается в один из полюсов мировой политики.
Взаимоотношения между Россией и Китаем были самые разнообразные, были и конфликты и союзы. Прямой войны никогда не было. В 17 веке происходили первые столкновения, тогда же была проведена граница между двумя странами. В 19 веке Китай стал полуколониальной страной, его территории использовали Британия, Франция, США, Германия, Япония, Россия. После 2-й мировой войны в 1949-1956 при помощи СССР созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развёрнуто массированное социалистическое строительство. Советские специалисты помогали в строительстве заводов, в освоении технологий Китайцы об этом помнят, у многих промышленных центров стоят памятники, свидетельствующие об этом. Затем было охлаждение, вплоть до пограничных конфликтов, когда русские были вынуждены применить системы залпового огня. В дальнейшем позиции России и Китая становились все ближе и ближе, в наши дни страны тесно сотрудничают, хотя этот союз возник благодаря странам Запада, хотя они этого и не хотели.
Существуют опасения, что китайцы могут заселить российские Дальний Восток и Сибирь и в дальнейшем лишить этих территорий Российскую Федерацию. Такая возможность действительно существует, при условии, если Россия ослабнет. Справедливости ради надо сказать, если такое произойдет, то от территории России многие захотят оттяпать кусок, исторически так сложилось, что наша страна вынуждена всегда быть боеготовой, иметь сильную власть, способную быстро принимать и выполнять решения. На данный момент, риска что густонаселенный Китай может отнять малонаселенную территорию России нет, дальнейших ход развитий предсказать невозможно, но история показывает, что происходило с теми, кто хотел расширить территорию за наш счет.
В целом, отношение китайцев к русским более положительное, чем у японцев. Достаточно популярна наша культура и её представители.
Перечислим основные ассоциации, возникающие при упоминании слова «Китай»:
  • Дракон
  • Панда
  • Восточные единоборства
  • Восточный гороскоп
  • Великая китайская стена
  • Ширпотреб
  • И многое другое….











В Китае не снимают обувь.

В отличие от японцев и корейцев, китайцы не снимают свою обувь, когда входят в дом. Но есть исключения, поэтому, входя в дом, лучше уточните.

В Японии снимают обувь.

Во всех домах, многих больницах, ресторанах и некоторых офисах надо снимать обувь. Поэтому носки должны быть всегда целыми и чистыми. По правилам приличия обувь необходимо развернуть носками к выходу. Если вы забудете это сделать или не обратите внимания по незнанию, то хозяин или персонал заведения сделают это за вас. Примечательно, что если вы соберетесь посетить уборную, то найдете для этого специальные тапочки.

2. Церемонии

В Китае не кланяются.

В отличие от японцев, китайцы не кланяются всякий раз, когда хотят поприветствовать кого-то или с кем-то попрощаться. Китаец может поклониться только в случае очень большого уважения к человеку, на особой церемонии или празднике. Во времена династий, если гость пришел к императору, он должен был сделать глубокий поклон и коснуться головой пола девять раз. Других поклонов не существовало.

В Японии кланяются.

Поклоны - неотъемлемая часть жизни японцев. Они, сами не замечая этого, кланяются даже во время разговора по телефону. Поклоны разделяются по глубине и длительности: приветственный поклон - 15°, уважительный - 30°, поклон наивысшего уважения - 45° и преклонение - дотрагиваясь головой до пола.

3. Религия

В Китае - конфуцианство / даосизм / буддизм.

С начала истории Китая ни одно из вероисповеданий не было господствующим и не требовало безусловной приверженности. Один человек мог исповедовать несколько религий сразу.

В Японии - синтоизм.

Национальной религией Японии является синтоизм. Японцы считают, что все, окружающее их, наделено божеством и духами, даже камень. Синтоисты также верят в магию, тотемизм (почитание отдельных животных) и фетишизм (верование в сверхъестественную силу амулетов и талисманов).

4. Единоборства

В Китае - ушу и кунфу.

Ушу (в переводе - «боевые искусства») - это китайская гимнастика, объединившая все виды боевых искусств. Словом же «кунфу», которым зачастую обозначают также боевые искусства, в Китае называли любой вид деятельности, в котором можно совершенствоваться, начиная от единоборств и заканчивая пением и кулинарией. Собственно, кунфу - это работа над собой.

В Японии - сумо, дзюдо, айкидо, карате, джиу-джитсу.

Искусство убивать, или так называемое бу-дзюцу, - историческая основа всех боевых искусств в Японии. Этому обучались все уважающие себя самураи и ниндзя. Главной целью была быстрая и эффективная нейтрализация противника. Это борьба, в которой не было правил, ведь в бою все средства хороши. А для полного завершения боя - не пожать руку, а просто убить.

5. Еда

В Китае - утка по-пекински, димсам, жареный рис, столетнее яйцо и черепаховый суп.

Мы знаем всего пять вкусов. Особенностью китайской кухни является наличие целых восьми: помимо сладкого, кислого, острого, горького и соленого любой китаец назовет вам еще ароматный вкус (правильно приготовленное блюдо имеет особый аромат), пресный (похоже на вкус риса и хлеба) и золотой (похожий на вкус кумквата).

В Японии - суши, роллы и сасими.

Главным изыском японской кухни являются блюда из сырой рыбы, самые популярные из которых - это суши и роллы. В процессе приготовления рыба не подвергается термической обработке для сохранения ее естественного вкуса. Также в Японии любят, когда трапеза состоит из множества маленьких блюд - чтобы можно было оценить искусство повара и при этом не переесть. В классическом варианте на столе у японского аристократа стояло 15-20 маленьких блюд.

6. Быт

В Китае сидят на стульях.

Принято считать, что «восточные люди» предпочитают низкие поверхности: маты, подушки, столешницы, еле возвышающиеся над ними. Однако жители Поднебесной предпочитают сидеть на стульях, а не на коленях на полу, как японцы. Традиция пошла от дворян, которые желали находиться повыше уже с конца VI века: ведь чем выше человек, тем выше его статус. Каждый китаец мечтал о том дне, когда он будет сидеть на стуле. Постепенно таковые стали обычной частью китайского интерьера в семьях разного социального круга.

В Японии сидят на коленях.

Сэйдза («сидение на коленях») в Японии - целая наука, которой можно обучиться. Такое положение - неотъемлемая часть ряда традиционных японских ритуалов, таких как чайная церемония, медитация, некоторые боевые искусства и каллиграфия.

7. Одежда

В Китае - ципао и ханьфу.

Традиционное китайское платье называется ханьфу (одежда династии Хань, III век до н. э.). Представляет собой набор одежды - от белья до запашного халата с поясом. Носили ханьфу и мужчины, и женщины. Вычурное и даже роскошное, оно демонстрировало все великолепие знаменитых шелковых тканей. После захвата власти маньчжурами в XVII веке на смену традиционной китайской одежде пришли чаншань у мужчин и ципао (платье из флага) у женщин. Они задержались на три столетия, пока Мао не переодел всех в униформу. Впрочем, сейчас ношение национальной одежды в Китае возрождается. В целом китайские костюмы выглядят ярче, вычурней и затейливей, нежели японские. Хотя основой для кимоно послужило именно ханьфу.

В Японии - кимоно.

Разумеется, сегодня кимоно не является повседневным нарядом, но пара-тройка костюмов висит в шкафу у каждой жительницы Страны восходящего солнца на случай праздника, свадьбы, выпускного или других торжеств. Кимоно выделяет лишь плечи и талию, так как идеальная красота у японцев - это «чем меньше выпуклостей и неровностей, тем красивее». Национальной одеждой кимоно считается с середины XIX века.

8. Медицина

В Китае - акупунктура (иглоукалывание).

Специалисты акупунктуры полагают, что каждому органу соответствует своя зона на теле человека - так называемый меридиан. Допустим, если у вас болит печень, то иглоукалывание осуществляется в области ступней или ушных раковин. На нашем теле около 700 точек, каждая из которых имеет свое название и располагается на своем меридиане. Путем введения игл в эти точки специалисты воздействуют на энергию, устраняя боль в соответствующем органе.

В Японии - шиацу (надавливание руками).

Шиацу появилось на свет только в 40-х годах XX века, когда медик Токудзиро Намикоси заметил, как его мать, страдавшая от ревматоидного артрита, надавливает на больные места, массирует, растирает их и ей становится легче. Он посвятил себя изучению этого вопроса и разработал особенную методику лечения, основанную на точечных нажатиях пальцами, - щиацу, один из видов мануальной терапии.

9. Символы

В Китае - дракон.

Один из главных представителей китайской культуры - персонаж собирательный. Описывают его через подобия: голова верблюда, рога оленя, глаза демона, шея змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. В отличие от дракона европейского, он не то чтобы добрый, но как минимум мудрый. Китайского дракона легко отличить от драконов других культур: у него пять пальцев на ноге. Всего в Китае «живет» девять видов драконов: небесный, духовный, подземный, дракон кладов, крылатый, дракон, живущий в воде, рогатый, желтый, приехавший из реки Ло с тем, чтобы научить других существ писать, и королевский.

В Японии - сакура.

Сакура - национальный символ Японии. Путешествуя по стране, вы можете заметить изображение сакуры на гербе полиции и вооруженных сил. Ботаническое название - вишня мелкопильчатая. Ежегодно, наблюдая красоту и недолговечность цветения сакуры, японцы философствуют о том, что прекрасное не вечно.

10. Воины

В Китае - терракотовая армия

Цинь Шихуанди был самым жестоким императором Китая. И при этом весьма верующим. Еще при жизни он начал тщательно готовиться к переходу в загробный мир. По его поручению изготовили и поставили колонной 6000 глиняных воинов в человеческий рост и в полном вооружении, дабы те охраняли покой императора после смерти. Глиняное войско дошло до потомков, и, как бы вы ни старались, не найдете тут даже двух одинаковых, потому что лица лепились с реальных прототипов, чтобы после смерти души воинов нашли себе пристанище в статуях. Самое удивительное, что терракотовая армия охраняет по сей день пустую гробницу, потому что саркофаг Циня Шихуанди до сих пор ищут по всему Китаю.

В Японии - самураи и ниндзя

Слово «самурай» происходит от глагола haberu, в дословном переводе - «служить, поддерживать». Многие думают, что самураи - это элитное сословие воинов, но они были всего лишь телохранителями своего господина и слугами в повседневной жизни. Фермерами, а только потом уже воинами (которые всегда после боя ходили по полю и отрезали головы у трупов, чтобы порадовать господина количеством убитых врагов).

Ниндзя же - это разведчик-диверсант, шпион, лазутчик и наемный убийца в средневековой Японии. Ниндзя, в отличие от самураев, не подчинялись феодальной системе, поэтому у них не было шанса карьерного роста, они всегда оставались в тени. В период расцвета ниндзя, который пришелся на Средневековье, в Японии насчитывалось около 70 кланов. Профессия передавалась по наследству: от отца к сыну или к дочери. Женщины ниндзя тоже существовали, их звали куноити.

По теме

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ И КИТАЯ» (2 часа)

Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.

Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.

Развивающие задачи: Формирование навыка самообразования и дискуссионной культуры.

Воспитывающие задачи: Формирование уважительного отношения к людям с иной культурой и обычаями.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Сегодня нам предстоит знакомство с двумя очень своеобразными государствами Азии – Японией и Китаем.

Посмотрите на тему урока (слайд 1)- какие цели урока вы можете сформулировать?

Цели (слайдИзучить особенности двух стран – Японии и Китая.

Достигнуть поставленных целей урока мы сможем, работая с различными источниками информации: картами, статистическими данными, учебником, дополнительными материалами. Результатом нашей работы должны стать заполненные технологические карты урока и, конечно же, ваши новые знания и умения по данной теме. Начнём!

Общие сведения о стране (слайд3,4)

1. Определение экономико – географическое положение стран . (по плану на партах) - работа с картами.

Ребята, мы работаем по группам (Япония и Китай), результаты записываем в таблицу технологической карты и озвучиваем по очереди.

План ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАНЫ (в табл.)

Каждая парта по одному пункту

1. Определить положение страны на карте мира (в состав какого субрегиона входит).

2. Оценить политико – географическое положение: с какими странами граничит, каков уровень экономического развития стран-соседей, имеются ли на границах страны очаги международных конфликтов, удобны ли границы страны для осуществления внешнеэкономических торговых связей.

3. Оценить положение страны по отношению к мировым транспортным магистралям.

4. Сделать вывод благоприятном или неблагоприятном положении страны для её экономического развития.

В чём особенность географического положения Японии? (1.островное положение, 2.отсутствие сухопутных границ со странами-соседями, морская граница с Россией, 4.находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона) - заслушиваем дополнения

В чём особенность географического положения Китая (2. Много стран-соседей, много труднодоступных участков границ, граница с Россией), - заслушиваем дополнения

2. Население (слайд 5,6)

Ребята, что вы уже знаете о численности населения этих стран? Определите их место в мире, пользуясь данными учебника (стр. 66, таб. 10 - анализ 10 стран мира по численности населения) в табл.

Давайте подумаем, какой тип воспроизводства в этих странах, его современные особенности; (заслушиваем дополнения - Япония, Китай) в табл.

В чём особенности полового (Китай-заслушиваем дополнения ) и возрастного (Япония-заслушиваем дополнения ) состава населения? Определите национальный состав населения по атласу (стр. 6); основные религии; (заслушиваем дополнения ) (слайд 7)

Проанализируйте карты плотности населения мира (атлас стр. 4) и определите размещение населения, крупные города (слайд 8). В табл. заслушиваем дополнения

* дополнения учителя - Мегалополис Токайдо – Токио, Нагоя, Осака 40 % жителей страны

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

3. Природные ресурсы

Природа этих стран своеобразна: Япония – это страна гор (слайд 9), а на территории Китая высочайшие горы мира соседствуют с великими равнинами. (слайд 10)

Какими ещё природными богатствами выделяются страны? Каждая группа изучает свою страну по карте атласа «Добывающая промышленность мира» стр.14, таблицы 3,4,5,6 на стр.356-359 в учебнике.

* дополнения учителя - Китайская экспортная продукция, поставляемая в США, Европу, Японию имеет высокие стандарты качества. Она производится в крупных приморских городах Китая на современных предприятиях. А в северных и внутренних районах расположены многочисленные кустарные предприятия, выпускающие низкокачественную и дешёвую продукцию для продажи в России, странах СНГ и Восточной Европы.

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

5. Сельское хозяйство

Какие природные условия способствуют развитию сельского хозяйства Японии? - Какие природные особенности затрудняют его развитие? заслушиваем дополнения

Особенность сельского хозяйства Японии – анализ карт атласа; Какие с\х культуры выращивают в Японии? (слайд 17) Что ещё входит в традиционный рацион японцев? марикультура – заслушиваем дополнения - записи в табл.

* дополнения учителя - Изменения в рационе японцев в последние годы, последствия.

Особенность сельского хозяйства Китая – анализ карт – Какие с\х районы можно выделить на территории Китая?(*Жёлтый и зелёный Китай) - В производстве каких с\х культур лидирует Китай (учебник стр.368-373) записи в табл. (слайд 18)

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

6. Транспорт

Исходя из особенности ЭГП Японии, подумайте, какие виды транспорта получили наибольшее развитие в этой стране? – работа с текстом учебника стр. 236, записи в табл. (слайд 19) заслушиваем дополнения

* дополнения учителя - Показать по карте, где проходит «Синкансен»

Какие виды транспорта получили наибольшее развитие в Китае? - Работа с текстом учебника стр.243, как размещены транспортные пути на территории Китая – анализ карты, записи в табл.

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

7. Экономические районы

– Исходя из анализа карт атласа, определите, существуют ли различия в территориальной структуре хозяйства внутри стран? Какие экономические районы можно выделить в Японии и Китае? - работа с текстом учебника стр. 237, 243. (Общее – более развита восточная тихоокеанская часть страны) , записи в табл.

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

8. Культура

Япония и Китай – страны с древней и самобытной культурой.(слайд 20, 21) (слайд 22,23)

* дополнения учителя и учащихся об особенностях японской и китайской культуры

9. Вывод об уровне и перспективах развития стран

Определите объём (стр.111, .ВВП на душу населения (стр.111) и структуру ВВП Японии и Китая (стр.233, 238)

К какому типу экономики относятся экономика Японии и экономика Китая? (Стр. 99, рис. 41)

Ребята, в течении двух уроков вы изучали и сравнивали Японию и Китай. Чего же больше у этих двух стран – сходства или различия? - заслушиваем различные мнения, записываем свой вывод.

В конце урока давайте посмотрим, сможете ли вы применить на практике полученные знания. Проверьте себя с помощью тестов во второй части ваших технологических карт.

Самопроверка и взаимопроверка знаний

10.Заключение (слайд 24)

Ребята, давайте подведём итоги нашего урока.
Целью урока было:

1. Изучить особенности двух стран – Японии и Китая.

2. Сравнить и найти черты сходства и различия Японии и Китая.

Как вы думаете, достигли мы своих целей? Осталось ли что-то неизученным? Нам есть к чему стремиться?
- Какой вывод в завершение урока мы можем сделать?

Домашнее задание у вас будет состоять из двух частей. Первое - изучить п. 41 и п. 42. Второе - доделать технологическую карту урока. Если вы хорошо работали на уроке, то ваше задание на дом становится меньше.

Всем спасибо за урок!