Круиз на теплоходе победа 1956 фильм. У одессы была своя пассажирская флотилия. На главной палубе

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 10 августа 2016; проверки требуют.

Победа - пассажирский теплоход, использовался для пассажирских перевозок на линии Одесса - Нью-Йорк - Одесса, принадлежал Черноморскому морскому пароходству . Первоначально судно имело название «Магдалена» (нем. «Magdalena» ).

Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании HAPAG на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа - Центральная Америка - Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.

Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.

31 августа судно взяло курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась.

Утром, 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с «Победой» не имел и сигналов SOS не слышал. Руководство обратилось за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолёты морской авиации. В 21.00 один из лётчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь. Из Одессы на помощь были направлены курсанты и преподаватели Одесского высшего мореходного училища .

По данным следствия, 1 сентября 1948 года, около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке киноплёнка заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.

Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

При пожаре погибли 42 человека: два члена экипажа - буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были участник эры милитаристов китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц) .

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину . Существует мнение, что первоначально в происшествии была заподозрена диверсия. Постановлением Совета министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещён приём армянских переселенцев в Армению .

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были признаны нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков - к десяти, радист Веденеев - к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорён к 25 годам лишения свободы - существующей тогда высшей мере.

Это дополнение к статье «О разделе союзниками по антигитлеровской коалиции флотов побежденных стран после Второй мировой войны», в части того, какие гражданские суда Германии получил СССР по репарации.
Но начну со штабного корабля ЧФ «Ангара».
В предыдущей статье было рассказано о корабле управления подводными силами Криксмарине «Aviso Hela», который стал у нас называться «Ангара».
На флоте этот корабль выполнял в основном представительские функции и использовался как правительственная яхта.

В разное время на «Ангаре» побывали главы правительства СССР и зарубежных стран. Так, в сентября 1954 г. на борту этой яхты Маленков, Молотов, Хрущев и Кириленко совершили круиз Севастополь - Ялта - Сочи - Ялта.
В 1955 г. на «Ангаре» совершил морскую прогулку премьер-министр Индии Джавахарлал Неру со своей дочерью Индирой Ганди.
На «Ангаре» бывали Иосип Броз Тито, король Афганистана Мухаммад Захир Шах, Урхо Кекконен, Владислав Гомулка, Янош Кадор и другие руководители.
Бывал на «Ангаре» и министр обороны Г.К. Жуков.
Вот что рассказывает севастопольский журналист С.П. Горбачев в книге «Ангара» - от свастики до Андреевского креста»:
«Как-то маршал, пребывая на «Ангаре» увидел вдруг невероятное: на верхних палубах кораблей, стоящих на рейде и у причалов, личный состав был во всем белом. Это его не только поразило, но и возмутило. Он и не ведал, что по случаю прибытия в главную базу ЧФ министра обороны была отдана команда появляться на верхней палубе кораблей только в форме № 1 (для офицеров - белый китель и белые брюки).
"Почему на верхней палубе кораблей люди ходят в нижнем белье?" - вознегодовал министр и, даже не выслушав объяснений командующего флотом, распорядился такую форму... отменить».
Вот с той поры на флоте осталась только форма 2 (белая тужурка и черные брюки у офицеров и белая форменка и черные брюки у матросов).
Надо сказать, что Г.К. Жуков всегда не понимал и не хотел понимать моряков, «очень любил флот», с Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым у него были весьма непростые отношения, и он сделал все, чтобы после трагедии с линкором «Новороссийск» отправить его в отставку.
Ну, конечно, и флотские также его очень «любили», особенно после того как по его распоряжению на палубе кораблей (крейсеров), а для других кораблей- на берегу стали проводиться строевые занятия с матросами, вместо боевой подготовки.
И ирония судьбы заключалась в том, что именно на флоте он провел свой что называется «последний парад” в ранге Министра обороны.
4 октября 1957 года Министр обороны Г.К. Жуков отправился из Севастополя, на крейсере «Куйбышев», с визитом в Югославию и Албанию.
Командиром крейсера тогда был капитан 1 ранга В.В. Михайлин (впоследствии адмирал Командующий Балтийским флотом, затем Зам. Главкома ВМФ). Вот он и отдал последний рапорт Г.К. Жукову как Министру обороны, встречая его на крейсере.
Проводы были торжественные, присутствовало все командование ЧФ, Крымское начальство. Но возвратился он уже практически не в ранге министра. Во время его зарубежной командировки вопрос в его снятии был уже решен.
27 октября 1957 года он прилетел в Москву, а 29 октября 1957 года, после октябрьского пленума ЦК КПСС был выведен из состава Президиума ЦК и ЦК КПСС, освобождён от должности министра обороны СССР, а в феврале 1958 года отправлен в отставку.

О полученных по репарации парусниках - барках «Крузенштерн», «Седов» и «Товарищ» рассказано в предыдущей статье.
Но помимо этих больших парусников СССР получил еще 20 немецких крейсерских яхт.
В августе 1947 г. на станцию Химки прибыл эшелон с трофейными немецкими яхтами.
Вот названия всех двадцати полученных немецких яхт, которые поступили в Москву после Великой Отечественной войны и во многом способствовали развитию в столице парусного спорта. Имена, конечно, у них уже русские:
«Мария», «Орелъ», «Ника», «Эос», «Капитан Петров», «Беда», «Водяной», «Корсар», «Викинг», «Нерпа», «Черепаха», «Садко», «Самарга», «Гемма», «Феникс», «Шторм», «Акула», «Гагара», «Кашалот» и «Волна».
В 2000 году на Клязьминском водохранилище из перечисленных еще ходили трофейные яхты «Нерпа», «Черепаха», «Самарга», «Гемма», «Феникс» и «Шторм».

Теперь о пассажирских лайнерах.

В результате раздела по репарации крупнейшее судно германского пассажирского флота - трансатлантический лайнер «Европа» (типа «Бремен») передали США, которые затем передали его Франции в виде компенсации за погибшую в Нью-Йорке «Нормандию» и переименовали в «Либерте».
Этот лайнер владел Голубой лентой Атлантики с 1930 по 1933 годы.

Лайнер «Европа»

Под названием «Либерте» судно еще около 15 лет совершало рейсы через Северную Атлантику.
Англии достались большие германские лайнеры «Монте Роза», «Миллуоки», «Тюрингия», «Потсдам», «Претория», «Антонио Дельфино», «Убена».

Пассажирские лайнеры, доставшиеся СССР по репарации в основном направляли на Дальний Восток и на Черное море.

Первым в таком списке - дизельэлектроход «Россия»
Судно построено в 1938 году в Гамбурге и носило название «Патрия».


Дизельэлектроход «Россия»

«Россия» ходила на Крымско-Кавказской линии (Одесса-Батуми), где пользовалась огромной популярностью. Считалась флагманом Морского пассажирского флота.
Судно было списано в 1985 году и разделано на металлолом в Японии.
Теплоход снят в художественных кинофильмах «Бриллиантовая рука» «Запасной игрок» и др.
С этим теплоходом связана история ареста гросс-адмирала Деница.
В конце апреля 1945 г., после самоубийства Гитлера, во главе «третьего рейха», оказалось «правительство» гросс-адмирала Деница. Его прибежищем стало военно-морское училище в пограничном (близ Дании) городе Фленсбург.
12 мая во Фленсбург начали прибывать члены Союзной Контрольной Комиссии.
Они избрали для своей работы и проживания пассажирское судно «Патрия», стоящее на якоре. Пока советские члены комиссии еще не прибыли, адмирал Дениц стремился провести сепаратные переговоры с англичанами и американцами. Он дважды приезжал на «Патрию».
22 мая на борту «Патрии» Союзная Контрольная Комиссия, уже с участием представителей СССР заявила, что союзники не признают «правительства» Деница, оно прекращает свое существование, а гросс-адмирал и его министры арестованы и должны считать себя военнопленными. Там же был арестован и Иодль.
Под охраной всех немцев свезли с «Патрии» на берег и препроводили в тюрьму. На Нюрнбергском процессе он был приговорен к 10 годам лишения свободы.

Пассажирский лайнер «Петр Великий».

В 1938 г. был заложен по заказу Турции на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге под названием «Догу». В феврале 1941 г. пароход был мобилизован в Кригсмарине под названием «Дуалс». С 28 июня 1941 г. по 26 января 1944 г. «Дуалс» обеспечивал боевую подготовку подводников, а затем был переклассифицирован в торпедолов.
В 1946 г. был передан СССР.
Теплоход получил новое название «Петр Великий».
Однако в 1947 г. СССР передал его Польше, где его назвали «Ягелло».


Теплоход «Петр Великий»

В 1949 г. корабль был возвращен СССР и под названием «Петр Великий» зачислен в Черноморское морское пароходство с портом приписки Одесса.
После модернизации и увеличения пассажировместимоси (до 600 человек) с 1954 года ходил на линии Одесса- Батуми.
В 1973 году выведен из эксплуатации и в Испанском порту Кастеллон разбран на металлолом.

Теплоход «Адмирал Нахимов»

Построен в Германии в 1925 г. под названием «Берлин». До 1939 г. он совершал регулярные рейсы через Атлантику между портами Бремерхафен и Нью-Йорк. Передан по репарации СССР.
С 1949 по 1957 г. «Адмирал Нахимов» проходил капитально-восстановительный ремонт в ГДР
«Адмирал Нахимов» был передан Черноморскому морскому пароходству.
О трагической судьбе пассажиров и теплохода рассказано в статье «О «крещении» кораблей, об их именах и судьбах», которая размещена в моем блоге раньше.

Китобойная флотилия

По репарациям СССР получил из Германии китобойную флотилию - китобазу с 17 малыми китобойцами-охотниками. Головной корабль- китобаза «Wikinger» имел водоизмещение 28 тыс. т и скорость хода 12 узлов.
Малые китобойцы могли развить скорость до 14,5 узла.
База получила название «Слава».
В 1946 г. впервые в истории отечественного рыболовного флота советская китобойная флотилия «Слава» с научной группой на борту отправилась из Одессы в свою первую антарктическую экспедицию.
Повел ее ледовый капитан В.М. Воронин. Это стало началом советского китобойного промысла в Антарктике.

В первые два рейса для обучения наших моряков пригласили норвежских специалистов. Они работали гарпунерами, мастерами разделки и жиротопления. Только в свой третий рейс китобойная флотилия «Слава» вышла укомплектованная исключительно нашими моряками. С Дальнего Востока приехали несколько гарпунеров и специалистов разделки, остальная команда была набрана в Одессе.
Начиная со второго рейса флотилию возглавил капитан-директор Алексей Соляник.
Он был капитан-директором флотилии «Слава» до 1959 года, а с 1959 возглавил китобойную флотилию «Советская Украина», уже отечественной постройки. В ту пору А. Соляник был в Одессе самым известным и популярным человеком.
C 1956 для китобойной флотилии начали строить китобойцы на Николаевском заводе им. 61 Коммунара.


Китобаза «Слава»

Мне приходилось видеть, как на заводе 61 Коммунара строились наши китобойцы. Их буквально пекли как блины.
Практичеcки каждый месяц уходил с завода на ходовые испытания новый китобоец, проведя перед этим швартовные испытания в течение 5-6 дней, упершись носом в стенку, с работающими винтами,


Китобоец постройки завода 61 Коммунара.

Теплоход «Победа»

Судьба этого теплохода была весьма драматичной
Лайнер «Победа» (нем.«Магдалена») был построен по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Шихау» в Данциге в 1928 г. для эксплуатации на линии Европа - Центральная Америка - Вест-Индия.
В первый рейс лайнер вышел 29 декабря 1928 г.
В феврале 1934 году у острова Кюрасао теплоход сел на мель, с которой его удалось снять лишь 25 августа. Пройдя полугодичный ремонт и переоборудование на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге, лайнер «Магдалена» вышел с новым названием «Иберия».

С началом Второй мировой войны «Иберия» была мобилизована и использовалась в качестве плавбазы Кригсмарине в Киле. Там 9 июня 1945 г. ее захватили англичане.
В февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР и вошла в состав Черноморского морского пароходства под названием «Победа».

Лайнер курсировал на линии Одесса - Нью-Йорк - Одесса.
31 июля 1948 г. теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 т груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств и семья китайского маршала Фэн Юйсяна, направлявшегося в Китай через Советский Союз
В Александрии на борт были приняты около двух тысяч армян-репатриантов из Египта, возвращавшихся в Армению, которых благополучно доставили в Батуми, откуда 31 августа «Победа» взяла курс на Одессу.
2 сентября радиосвязь с судном прекратилась. Поиски начались сразу же.
Поисковые самолеты морской авиации ЧФ вечером 2 сентября обнаружили обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты и возле него пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест направились спасатели,
Как затем установило следствие пожар возник в кладовой кинофильмов, где киномеханик перематывал киноленты после просмотра фильма. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок.
В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению.
Вахтенный радист, застигнутый огнем, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия. Запасной рация, сгорела в штурманской рубке.
При пожаре погибли два члена экипажа и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь.
В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября "Победа" пришла в Одессу, спасенные пассажиры прибыли на турбоходе "Вячеслав Молотов".
После ремонта лайнер «Победа» продолжала использоваться Черноморским морским пароходством на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов он считался одним из лучших судов пароходства.
В 1968 г. теплоход «Победа» снималась в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Она играла роль теплохода «Михаил Светлов», и именно на палубе «Победы», через 20 лет после трагедии, Андрей Миронов поет песню про Остров невезения.

Пассажирский пароход «Илья Репин» был построен в 1927 г. на верфи в Штеттине под названием «Ругард». Его вместимость 1358 брт.
В сентябре 1939 г. «Ругард» был введен в состав Кригсмарине и использовался на Балтийском море в качестве штабного корабля, плавбазы.
В мае 1945 г. «Ругард» захватили в Киле союзники и в 1946 г. передали СССР. Судно было переименовано в «Илью Репина» и поставлено на ремонт в Висмаре.

В 1946-1950 гг. «Репин» ходил по Балтике, порт приписки - Ленинград, а в 1950-1959 гт. - на Севере, порт приписки - Мурманск.

Антарктическая китобойная флотилия «Юрий Долгорукий»

Была создана в Калининграде в 1959 г на базе бывшего грузопассажирское немецкого судна «Гамбург», которое было построена в 1926 г. на верфи в Гамбурге.
В апреле 1945 г. «Гамбург» был затоплен и лишь в сентябре 1950 г. поднят и доставлен для перестройки в Антверпен, затем в ГДР на предприятие «Варноверфь» в порту Варнемюнде.

Перестроенное в китобойную базу судно было спущено на воду в марте 1960 г. и получило новое имя - «Юрий Долгорукий».
В состав китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» вошли 17 китобойных судов типа «Мирный» постройки Николаевского судостроительного завода.
С 1960 по 1975 г. китобойная флотилия «Юрий Долгорукий» ходила в Антарктику 15 раз на промысел китов.
Флотилия была расформирована в 1975 г.


Китобаза «Юрий Долгорукий».

Немецкие суда, полученные по репарации и направленные на Дальний Восток

Пароход «Чукотка»
Бывший германский пароход «Вангони» (Wangoni»).
Был построен в 1921 в Гамбурге на верфи «Блом унд Фосс» и использовался на африканской линии. В 1934 г. «Вангони» переделан под туристический круизный лайнер, увеличив пассажировместимость до 340 человек.


Пароход Чукотка (Вангони)

«Вангони» был передан СССР во второй половине 1947 г. прибыл во Владивосток и использовался на Приморской линии до 1968 г.,

Пароход «Гоголь»
Бывший германский грузопассажирский пароход«Вадаи» («Wadai») построен в Гамбурге в 1920 г.
В 1946 г. после официального раздела трофейного флота, «Вадаи» передан Советскому Союзу.

Пароход под названием «Гоголь» вошел в состав Дальневосточнго морского пароходства. В 1970 г. был разделан на металлолом в Японии.

Пароход «Приморье»
Бывший германский пароход «Салон» («Salon») был построен в 1939 г. на германской верфи. В 1940 г. судно конфисковали для нужд ВМФ Германии и переименовали в «Виндхук» («Windhuk»).

Был захвачен союзниками в Гамбурге и передан СССР.
После проведения ремонтных работ в Висмаре судно получило новое название - «Приморье»
В сентябре 1950 г. пароход «Приморье» прибыл во Владивосток и стал использоваться на Приморской линии.
На линии пароход «Приморье» ходил до середины 1970-х годов, а затем был сдан на металл.

Пароход «Сибирь»

Бывший германский пароход «Сьерра Салвада» был заложен на верфи «Вулкан» в Штеттине в марте 1913 г.
В 1927 г. лайнер получил название «Океана».


Пароход «Сибирь»

Во Второй мировой войне «Океана» использовалась немецким ВМФ в качестве плавказармы в Готенхафене и в Штеттине.
В 1946 г. лайнер передали СССР и в январе 1948 г. он прибыл на верфь «Warnowwerft» в Варнемюнде, где прошел ремонт и модернизацию.
Судно получило название «Сибирь» и в июне 1948 г. вышло из Варнемюнде и взяло курс на Дальний Восток. К этому времени пассажировместимость судна составляла 1200 пассажиров.
Лайнер «Сибирь» находился в эксплуатации до 1963 г.

Пароход «Азия»
Бывший германский пароход «Сьерра Марена», в 1934 г. был переименован в «Дер Дейче» («Немец»)

.

пароход «Азия»

Во Владивосток лайнер прибыл в октябре 1950 г. и стал эксплуатироваться на линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский. В 1967 г. лайнер разрезан на металлолом.

Лайнер «Советский Союз»
Бывший германский пароход «Альберт Балин».
Его заложили 24 августа 1921 г. на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге. Длина лайнера составляла 205 м, вместимость 20 815 брт, ход до 19 узлов. Лайнер мог принимать 250 пассажиров в 1-й класс, 340 пассажиров во 2-й класс и 960 пассажиров в 3-й класс.
В 1935 г. лайнер получил новое название - «Ганза».

С началом Второй мировой войны, в 1939 г., «Ганза» был мобилизован и использовался как плавбаза в составе германского ВМФ. В марте 1945 г. плавбаза на переходе подорвалась на мине. Судно попыталось своим ходом дойти до Варнемюнде, но, не дойдя всего 9 миль, село на мель. Позже лайнер опрокинулся и лег на дно левым бортом.
В 1949 г. аварийно-спасательная служба Балтийского флота подняло судно, и его отвели в Варнемюнде, где на верфи «Warnow Werft» произвели восстановительный ремонт.
Поскольку этот лайнер являлся самым крупным пассажирским судном в СССР, его решили назвать «Советский Союз». Официальное присвоение нового названия состоялось в 1953 г. В общем восстановительные работы длились пять лет.

Лайнер «Советский Союз»

В 1955 г. дальневосточное отделение «Совторгфлота» приняло лайнер «Советский Союз» в эксплуатацию. Но перед переходом на Дальний Восток судну необходимо было выполнить контрольное докование. В то время в западных портах СССР было только одно место, где могли доковать такое крупное судно - сухой док Севморзавода в Севастополе.
13 октября 1955 г. турбоход «Советский Союз» прибыл в Одессу, откуда перешел в Севастополь. На Севморзаводе провели докование в сухом доке завода.
Во время стоянки в Севастополе на «Советском Союзе» побывали первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, министр обороны Г.К. Жуков и член Политбюро Л.И. Брежнев.
В мае 1957 г. «Советский Союз» прибыл во Владивосток,
Турбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии в 1980 г.
Был переименован в «Тобольск», ведь с именем «Советский Союз» он просто не мог подлежать разделке на металлолом.
В марте 1982 г. «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс и был официально передан для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Пароход «Ильич»
Был построен в 1932-1933 гг. на верфи «Блом и Фосс» под названием «Карибия».


Пароход «Ильич»

Пассажировместимость его составляла 450 пассажиров.
До самого начала Второй мировой войны судно работало на линиях, соединявших Германию с Центральной Америкой и островами Вест-Индии. В 1940 г. «Карибию» мобилизовали в состав ВМС Германии, где она использовалась в качестве плавказармы.
В 1945 г. «Карибия» передана СССР, ей присвоили название «Ильич».
В начале 1946 г. «Ильич» прибыл во Владивосток, где эксплуатировался на Камчатской линии.

Теплоход «Русь»
Бывший немецкий теплоход «Кордильера» был построен в Гамбурге в1933 году, как и однотипный с ним теплоход «Ильич»
В марте 1945 г. судно было потоплено в порту Свинемюнде в ходе налета британской авиации.
Поднять судно удалось только в январе 1949 г. Теплоход рошел восстановительный ремонт в Варнемюнде. Количество пассажирских мест 880.
В августе 1952 года прибыл во Владивосток и эксплуатировался на экспрессной линии Владивосток-Петропавловск до 1977 года.


Теплоход «Русь»

Кроме пассажирских пароходов на Дальний Восток были направлены два германских больших морских парома - «Анива» и «Крильон», бывшие «Дойчланд» и «Прессен». Пассажировместимость каждого составляла 700 человек.


Паром «Анива»

Паром «Анива» в составе Дальневосточного пароходства. эксплуатировался до 1960 года.

Паром «Крильон» («Прессен»)
В марте 1946 г. «Крильон» был передан СССР в порту Любек.
Ремонт «Крильон» прошел в Одессе, а оттуда в 1947 г. направился во Владивосток. Первоначально он использовался как паром на линии Владивосток - Холмск.
В 1951 г. его переделали в комфортабельный пассажирский лайнер. Пассажировместимость стала свыше 500 пассажиров.
Лайнер эксплуатировался до 1975 г. на линии Корсаков - Владивосток, иногда совершая рейсы в Японию.


Лайнер «Крильон»

По репарациям СССР получил также целый ряд немецких сухогрузов и танкеров.
Вот например, сухогруз «Адмирал Сенявин». Судно было построено в 1928 г. в Киле. Водоизмещение 5900 т.,
Сухогруз «Адмирал Ушаков» построен в 1938 г. в Берлине. Водоизмещение- 10 800 т.
Оба судна находились в составе советского морского флота до 1970 года.
По репарации в СССР поступали не только морские, но и речные суда.
В этой статье показаны лишь пассажирские теплоходы, полученные СССР по репарации.
Эти теплоходы составили значительную часть морского пассажирского флота СССР после окончания войны, и в отличие от полученных боевых кораблей использовались у нас довольно длительное время
В окончательном итоге Советскому Союзу передавалось 769 немецких кораблей и судов, из которых 155 боевых кораблей, остальные суда различного назначения.
Помимо того, Советский Союз получил 39 плавдоков и 9 понтонов.

Тайна теплохода "Михаил Светлов" из к/ф "Бриллиантовая рука"

Какой теплоход на самом деле снимался в одной из самых любимых кинокомедий Леонида Гайдая

"Победа"

На самом деле, это был теплоход "Победа", который использовался для пассажирских перевозок на линии Одесса — Нью-Йорк — Одесса. И принадлежал он Черноморскому морскому пароходству.


Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа — Центральная Америка — Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.

Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.

8 февраля 1934 г. у острова Кюрасао судно село на мель, с которой было снято лишь 25 августа. После полугодичного ремонта и переоборудования в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss» лайнер «Магдалена» вышел с завода однотрубным теплоходом с новым названием «Иберия» (нем. «Iberia»).


В военное время «Иберия» служила плавбазой ВМФ Германии в Киле. Первоначально после войны 9 июня 1945 года её получил британский флот. 18 февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР в Черноморское морское пароходство. Здесь лайнер получил новое наименование — «Победа».

Судно было поставлено на линию Одесса — Нью-Йорк — Одесса, возглавлял экипаж капитан дальнего плавания Николай Адамович Пахолок — опытный моряк, уроженец Скадовска, машинную команду — старший механик А. Звороно.


31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств, а также семья китайского маршала Фэн Юйсяна, следовавшая в Китай через Советский Союз.

На подходе к Гибралтару было получено указание: зайти в Александрию и принять на борт еще порядка 2 000 армян-репатриантов из Египта, возвращающихся в Армению. Было дополнительно погружено также 1 500 тонн груза. Таким образом, были превышены все нормы пассажировместимости. Тем не менее, все репатрианты были благополучно доставлены в конце августа в порт назначения — Батуми.

31 августа, судно взяло курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась.

Утром, 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с «Победой» не имел и сигналов SOS не слышал. Руководство обратилось за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолёты морской авиации. В 21.00 один из лётчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь. Из Одессы на помощь были направлены курсанты и преподаватели Одесского высшего мореходного училища.


По данным следствия, 1 сентября 1948 года, около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке киноплёнка заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.


Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».


При пожаре погибли два члена экипажа — буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц).

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину. Существует мнение, что первоначально в происшествии была заподозрена диверсия. Постановлением Совета министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещён приём армянских переселенцев в Армению.

О трагедии с лайнером «Победа», случившейся в начале осени 1948-го, долгие годы практически нигде не упоминалось. Информацию сразу скрыли под грифом «секретно». Однако нашелся человек, который годы спустя все-таки сумел основательно размотать этот клубок загадок, - морской историк, капитан II ранга в отставке Октябрь Бар-Бирюков.

Корреспонденту «МК» довелось при жизни Октября Петровича не раз встречаться с ним. Он подробно рассказал о том, что смог узнать об этой огненной катастрофе.

Для начала - конкретные факты. 31 июля 1948 года «Победа», обслуживавшая международную линию Одесса-Нью-Йорк, отправилась от берегов Америки в обратный рейс. На борту - более 300 пассажиров и несколько десятков членов экипажа. Плавание длилось целый месяц, и в самом конце его произошло ЧП.

1 сентября на судне вспыхнул сильный пожар. Пламя распространялось так быстро, что моряки даже не успели подать сигнал SOS. Береговые службы подняли тревогу лишь почти сутки спустя, когда теплоход к назначенному времени не появился в Одессе. Спасательные корабли добрались до места происшествия лишь утром 3 сентября. К этому моменту моряки лайнера и пассажиры уже сумели нейтрализовать огонь. Однако от пламени и дыма погибли несколько десятков человек. В том числе и «самый главный пассажир» - китайский маршал Фэн Юйсян.

Конкурент Великого кормчего

В годы революционных потрясений в Китае и борьбы с японскими агрессорами этот человек приобрел огромную популярность среди соотечественников. Военачальник еще с середины 1920-х «грешил» политикой, а в 1924-м даже совершил государственный переворот и захватил Пекин, находясь во главе верных войск. После этого будущий маршал на какое-то время перешел на сторону гоминьдановской партии и активно поддерживал возглавлявшего ее Чан Кайши. Однако с началом активного военного противодействия Японии , оккупировавшей часть Поднебесной, Фэн сменил свою политическую окраску и настроился на сближение с китайскими коммунистами (чем вызвал немалый гнев американской администрации). Вдобавок политик с маршальскими погонами придерживался прокремлевских позиций и неоднократно заявлял в публичных выступлениях, что лишь Советский Союз является и будет впредь «истинным другом китайского народа».

Окончание Второй мировой, завершившейся капитуляцией Японии и освобождением Китая от оккупантов, застало Фэна в Америке. Между тем на его родине еще шла гражданская война, в которой явно наметился успех одной из противоборствующих сторон: возглавляемая коммунистами Народно-освободительная армия Китая громила верные буржуазному Гоминьдану войска. Уже ясно было, что в ближайшее время в самой населенной стране мира предстоит создавать новое правительство, которое объединило бы нацию. Но кто же станет во главе его?

Кандидатом №1, казалось, уверенно чувствовал себя Мао Цзэдун. Однако последнее слово должно было прозвучать из Кремля: Китай к этому времени слишком сильно зависел от военной поддержки СССР. Так что главным «решальщиком» являлся Сталин. А генералиссимус хоть и покровительствовал Мао, но все-таки не до конца был в нем уверен. Вероятно, хитроумный «вождь народов» держал в рукаве и другую карту для розыгрыша китайской партии.

Такой картой мог оказаться маршал Фэн Юйсян. По крайней мере, его путешествие в 1948-м из Америки в Китай кружным путем через СССР позволяет предполагать, что в советской столице были намечены «смотрины» этого политика перед тем, как решить вопрос о его возможном приходе на важнейший государственный пост в Поднебесной.

Знал ли об этом Мао Цзэдун? Наверняка знал. Опасался ли он конкурента? Глупо было бы не опасаться. Поэтому внезапная гибель маршала оказалась очень выгодна будущему Великому кормчему. Так выгодна, что заставляет задуматься: а не подстроено ли огненное ЧП на борту «Победы»?

Чтобы делать какие-то выводы, давайте восстановим хронологию трагедии с помощью фактов, собранных Бар-Бирюковым.

В свое время Октябрь Петрович пояснил корреспонденту «МК», каким образом ему удалось подключиться к этой теме: «В 1949-м, после окончания Каспийского высшего военно-морского училища, я получил назначение в Севастополь . Там увидел „Победу“. Сильно обгоревшая, она стояла на рейде, дожидаясь очереди на ремонт. Позднее через работников судоремонтного завода довелось познакомиться с участниками событий - членами экипажа лайнера. От них и узнал подробности этого происшествия. А потом повезло добраться до некоторых документов…»

Кино - помеха для гауптвахты

Вот что произошло на борту «Победы» согласно официальной версии.

Днем 1 сентября лайнер миновал траверз Новороссийска , о чем капитан передал в Черноморское пароходство соответствующее радиосообщение. Однако вслед за тем связь с судном вдруг пропала.

В это же время один из членов экипажа, радиотехник Коваленко, который по совместительству исполнял обязанности киномеханика, решил подготовить свое киношное хозяйство к скорому прибытию в порт приписки. Среди неотложных дел - перемотать на бобины и упаковать в жестяные коробки киноленты, которые Коваленко показывал за последние дни. Вся фильмотека, взятая в плавание, хранилась в небольшом помещении рядом с каютами в центральной части лайнера.

Вот любопытный факт. По рассказам некоторых членов команды, на «Победе» была специальная кладовка для хранения кинолент и работы с ними. Она располагалась на одной из верхних палуб неподалеку от салона, где вечерами крутили фильмы. Однако по распоряжению пароходства это помещение незадолго до выхода в роковое плавание переоборудовали под судовую гауптвахту. Оставшиеся в результате «бездомными» коробки с фильмотекой - а их взяли в тот рейс более 40 - пришлось пристроить в совершенно не приспособленную для этого тесную каморку.

Итак, нужно было смотать просмотренные части фильмов на их «родные» бобины. Коваленко поручил заняться этим выделенному в помощь матросу Скрипникову. Работа простая: знай крути ручку станка! Но в какой-то момент моряк, видимо, переусердствовал. Торопясь поскорее выполнить нудное задание, он чересчур быстро тянул кинопленку. А изготовлена она была по тогдашним технологиям, из весьма легковоспламеняющегося материала. От повышенного трения при быстрой перемотке пленка нагрелась - и вдруг вспыхнула! Пламя мгновенно перекинулось на лежащие рядом рулоны. Впрочем, по другой версии матрос, нарушив правила безопасности, закурил в подсобке и недоглядел за тлеющей папиросой…

Как бы то ни было, вспыхнувший огонь в считаные секунды охватил помещение. На Скрипникове загорелась одежда. Теряя сознание от удушливых клубов дыма, он едва успел выскочить в коридор.

Огненная стихия, разгулявшаяся в кладовке, вырвалась на свободу вслед за ним. Языки пламени разбежались по ковровым дорожкам, по деревянной обшивке стен. Уже через несколько минут огонь проник по трапу на палубу, расположенную выше, потом атаковал мостик…

Очень быстро пламя охватило всю центральную часть лайнера. Горели расположенные здесь каюты, штурманская и рулевая рубки. «Красный петух» проник и в радиорубку - вахтенный радист Веденеев оказался застигнут огнем врасплох и, спасая свою жизнь, выскочил из помещения через иллюминатор. Радиограмму о начавшемся на судне пожаре или сигнал SOS он послать в эфир не успел. Запасной рацией воспользоваться также не удалось: она сгорела в штурманской рубке. Поэтому терпящее бедствие судно и не сообщило никому о разыгравшейся на борту трагедии. Для береговых служб и других судов «Победа» превратилась на несколько часов в корабль-призрак. Но этот «летучий голландец» был охвачен огнем.

Наконец на лайнере прозвучала пожарная тревога. К тому времени пламя распространилось уже довольно широко - причем не только вверх, но и вниз: огонь приблизился к машинному отделению. Однако находившиеся там моряки, едва в отсек проникли первые клубы дыма, сразу же задраили все двери и горловины люков, не дав пламени проникнуть внутрь. От пожара в соседних трюмных помещениях металлические стенки отсека накалились так, что краска стала вздуваться пузырями. Пришлось эти переборки поливать из шлангов забортной водой. В итоге «сердце» корабля удалось отстоять.

После объявления пожарной тревоги экипаж «Победы» действовал достойно. Часть команды спускала на воду шлюпки и организовывала эвакуацию пассажиров, другие вступили в схватку с огнем. Морякам помогали также многие мужчины из числа пассажиров. К сожалению, далеко не все штатные средства пожаротушения оказались работоспособными. Например, часть больших огнетушителей «скисла». При последующей следственной проверке выяснилось, что в этих красных баллонах кто-то провозил контрабанду: корпуса огнетушителей были набиты свертками модного в те годы импортного панбархата…

И все-таки огонь удалось обуздать. Причем еще до того, как подоспела помощь.

Окончательная ликвидация пожара и проверка состояния отсеков заняли еще почти сутки. После этого аварийный лайнер в окружении военных и спасательных кораблей своим ходом добрался 5 сентября до одесского порта. Пассажиров «Победы» доставили туда на другом судне - «Вячеслав Молотов ».

Увы, происшествие на лайнере не обошлось без человеческих жертв. Погибли два члена экипажа (один из них - тот самый матрос Скрипников, который перематывал кинопленки). А кроме того - 40 пассажиров. В том числе 19 женщин и 15 детей.

Оказался в этом печальном списке и Фэн Юйсян.

«Несчастный случай»

Среди пассажиров, находившихся на борту лайнера, было немало «элитных». В том числе - сотрудники МИДа и Министерства внешней торговли, возвращавшиеся вместе со своими семьями на родину после долгой заграничной командировки. А несколько лучших кают занимали китайский маршал, его жена, сын и дочь.

Однако в какой-то момент судно оказалось буквально переполнено пассажирами с совсем иным «рейтингом». Когда «Победа» подходила к Гибралтару, капитан получил из пароходства радиограмму: зайти в египетский порт Александрия и принять на борт 2000 репатриантов-армян, возвращающихся на свою историческую родину. В результате жилые помещения на корабле оказались забиты людьми сверх всяких норм. Но все армянские семьи были благополучно доставлены к российским берегам и высажены в порту Батуми. Это произошло за пару дней до трагедии.

Как выяснилось при расследовании, большинство жертв на «Победе» погибли, задохнувшись в дыму. Что же касается китайского маршала, то он, не пострадав в первые минуты пожара, проявил затем настоящую отвагу, активно помогая матросам бороться с огнем. В какой-то момент Фэн Юйсян обнаружил, что среди эвакуированных из зоны, атакованной пламенем, нет его дочери. Мужчина кинулся к каюте, которую та занимала, и попытался пробраться внутрь. Впоследствии его обнаружили лежащим там на полу: очевидно, китаец умер, надышавшись угарного газа. Погибла и его дочка…

О происшествии на теплоходе «Победа» немедленно сообщили Сталину. Видимо, по его «отмашке» через день появилась официальная публикация об этой трагедии. На последней странице «Красной звезды» мелким шрифтом - коротенькое сообщение ТАСС, озаглавленное «Несчастный случай на теплоходе „Победа“:

»…В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход «Победа», следуя в Одессу… В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь… Ведется расследование».

В этом наверняка согласованном с Кремлем тексте, опубликованном в то время, когда головешки в отсеках «Победы» еще не остыли, уже указана причина ЧП. Трудно было ожидать, что следственная комиссия, которая работала потом несколько месяцев, рискнет выдвинуть какую-то иную версию. Так оно и случилось.

В начале 1949-го состоялся суд над несколькими членами экипажа «Победы». Впрочем, тот, кого считали главным виновником трагедии - матрос Скрипников, - был уже мертв. А из числа других моряков лайнера «под раздачу» попали 5 человек. Строже всех осудили старшего помощника Набокина, отвечавшего за пожарную безопасность на судне: его приговорили к максимально возможному тогда сроку - 25 годам лагерей. Капитан «Победы» Пахолок и киномеханик Коваленко получили по 15 лет лишения свободы. Помощнику капитана по политической части Першукову дали 10 лет, а радисту Веденееву, который не передал в эфир сигнал SOS, - восемь.

Смерть от «дезинфекции»

Теперь пора упомянуть о том, что осталось «за бортом» официальных выводов следствия. О том, что ЧП на теплоходе «Победа» могло быть результатом теракта. Вот лишь несколько фактов, о которых узнал Бар-Бирюков.

Оказывается, пожару на борту лайнера предшествовали весьма загадочные события. Например, незадолго до отплытия из Нью-Йорка по требованию портового начальства американцы вдруг затеяли на судне дезинфекционные работы. Все время, пока их проводили, - почти двое суток! - экипаж советского корабля жил в гостинице, а на «Победе» хозяйничали некие американские специалисты. Что они могли после себя оставить где-нибудь в укромном закоулке огромного теплохода?.. Провести тщательный осмотр у вернувшейся на борт советской команды не оставалось времени: установленные графиком сроки отплытия поджимали.

Есть и конкретная улика, на которую указывали люди, пережившие трагедию на «Победе»: по их словам, многие предметы интерьера - ковры, шторы, шкафы, столы, даже переборки кают, обработанные американцами каким-то «дезинфицирующим» раствором, во время пожара воспламенялись буквально с реактивной скоростью.

Подозрительный эпизод случился и при посадке пассажиров в порту Нью-Йорка. На глазах у многочисленных свидетелей жена одного из советских дипломатов вдруг заявила, что не хочет возвращаться в СССР. После этого женщина сумела сбежать с корабля на берег, где ее приняли под свое крыло представители американских спецслужб. А весь багаж перебежчицы так и остался на «Победе». Содержимое этих нескольких чемоданов и ящиков почему-то никто из судового начальства не догадался проверить. Они благополучно поплыли в Одессу, находясь вместе с другой поклажей в одном из помещений в центральной части корабля. Некоторые из членов экипажа потом утверждали, что пожар начался вовсе не из подсобки с кинопленками, а как раз из этого расположенного по соседству отсека. Причем сложенный там груз почему-то горел, разбрасывая вокруг яркие искры, словно огромные бенгальские огни…

Аукнуться пожаром могло и «нашествие» на судно 2000 армянских репатриантов в порту Александрия. Где гарантия, что в этой толпе не было агентов, которые, оказавшись на судне, провели «подготовительные мероприятия» для будущего ЧП, а потом так же, не привлекая к себе внимания, вместе с армянскими семьями сошли на берег в Батуми? После батумской разгрузки члены экипажа в разных местах теплохода обнаружили странные «сувениры», скорее всего оставленные кем-то из этих пассажиров, - кусочки какого-то вещества, напоминающего руду. По рассказам некоторых моряков, когда «руду» пробовали поджечь, она вспыхивала голубоватым пламенем, создавая высокую температуру…

Все эти странные и подозрительные эпизоды были проигнорированы следствием - по крайней мере, в официальных выводах. Хотя можно найти косвенные подтверждения того, что версия с терактом на «Победе» рассматривалась всерьез, причем на самом высоком государственном уровне. Лишь один из аргументов в пользу этого: уже через несколько дней после трагедии у берегов Крыма, 14 сентября 1948 года, вышло постановление Совмина СССР о немедленном сворачивании программы по репатриации армян.

К слову сказать, уцелевший во время пожара сын Фэн Юйсяна впоследствии не скрывал, что считает гибель отца-маршала заранее спланированной диверсией.

«Остров невезения»

Собранные Бар-Бирюковым факты и свидетельства все-таки не помогли ему раскрыть до конца тайну пожара на борту океанского лайнера.

Большинство жертв тогда похоронили в Одессе. На одном из кладбищ появился мемориальный комплекс с надписью: «Морякам и пассажирам т/х „Победа“, трагически погибшим 1 сентября 1948 года». Ну а гробы с телами Фэн Юйсяна и его дочери были отправлены самолетом в Москву, где их кремировали в соответствии с пожеланием вдовы маршала. Позднее прах полководца похоронили с воинскими почестями в Китае.

Что касается самой «Победы», она после ремонта вновь продолжила работать на линиях Черноморского пароходства вплоть до конца 1970-х.

Самое интересное: корабль, чья история омрачена столь трагической тайной, хорошо знаком едва ли не каждому взрослому жителю России. Дело в том, что во время съемок знаменитой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» в роли круизного лайнера «Михаил Светлов», на борту которого разворачиваются многие события фильма, снялись сразу два черноморских теплохода - «Победа» и «Россия». Сцену, в которой герой Андрея Миронова исполняет песню про остров невезения, снимали на верхней палубе «Победы» - там, где за 20 лет до этого разбушевался пожар, погубивший десятки жизней…

«Magdalena» ).
«Победа»
в 1934-1946 годах - «Iberia»
до 1934 года - «Magdalena»
Флаг
СССР СССР
Класс и тип судна Пассажирское судно
Порт приписки Бремен , Одесса
Номер ИМО
Изготовитель Schichau Werft, Вольный город Данциг
Спущен на воду 23 августа 1928
Выведен из состава флота 1977
Статус Утилизирован
Основные характеристики
Водоизмещение 14 039
Длина 153 м
Ширина 18,5 м
Высота 9,0 м
Осадка 7,49
Двигатели Дизельная ГЭУ
Мощность 2 x 2650
Движитель ВФШ
Скорость хода 15,5 узлов (28,7 км.ч)
Экипаж 164 чел.
Пассажировместимость 432 чел.
Регистровый тоннаж 4 000 т
Изображения на Викискладе

История постройки

Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании HAPAG на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа - Центральная Америка - Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.

Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.

31 августа судно взяло курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась.

Утром, 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с «Победой» не имел и сигналов SOS не слышал. Руководство обратилось за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолёты морской авиации. В 21.00 один из лётчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь. Из Одессы на помощь были направлены курсанты и преподаватели Одесского высшего мореходного училища .

Расследование

По данным следствия, 1 сентября 1948 года, около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке киноплёнка заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.

Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

При пожаре погибли 42 человека: два члена экипажа - буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были участник эры милитаристов китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц) .

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину . Существует мнение, что первоначально в происшествии была заподозрена диверсия. Постановлением Совета министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещён приём армянских переселенцев в Армению .

Последствия

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были признаны нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков - к десяти, радист Веденеев - к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорён к 25 годам лишения свободы - существующей тогда высшей мере.

Дальнейшая судьба

«Победа» продолжала работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов она числилась среди лучших судов пароходства.