Как коротко рассказать ребенку об устройстве вулканов. Что такое вулкан? Великан и Голубое озеро













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
















Назад Вперёд











Назад Вперёд

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования развивать стремление к познанию нового, вызвать положительные эмоции от изучения окружающего мира, показать родителям значение занятий кружка «Окошко в природу».

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом).
4. показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей.
5. показать взаимосвязь и взаимодействие всего живого и неживого на Земле.

Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность.
4. развивать коммуникативные и физические навыки в игровой деятельности.

Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.
3. развивать умение слушать, эмоционально откликаться на действия детей из других групп, способности социализации в большом коллективе.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, безопасность.

Технологии : игровые, экспериментирование, здоровьесберегающие (физкультминутка, эстафетная игра), мультимедийные (презентации, видеоматериалы.

Словарь : вулкан, земная кора, лава, кратер, жерло, пемза, туф

Материалы и оборудование : Глобус, магнитная доска с картинками календаря, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Вулканы», презентация «Фото из разных занятий кружка», видео «Шишкина школа» - урок природоведения «Вулканы» 6 мин., документальное видео «Путешествие на вулкан Толбачик на Камчатке» 2 мин, красные конусы с бумажным пламенем, мягкие игрушки для игры-эстафеты «Спасатели», музыка.

Оборудование для экспериментирования:

  • макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, десертная, чайная и столовая ложки;
  • прозрачная ваза с водой, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

Предварительная работа.

Изготовление макета горы вулканического происхождения.

Для изготовления и формирования макета горы понадобилось: поднос, пластиковая бутылка, картон, скотч, пластилин.

Ход досуга

Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на стульчики.

Ведущий : Меня зовут Татьяна Андреевна. Я веду кружок «Окошко в природу». Сегодня мы пригласили на свое занятие всех ребят нашего сада и родителей. Вначале мы всегда делаем календарь погоды. Но сегодня я его сделала сама, а ребята расскажут о погоде.
(на магнитной доске - карточки календаря)

Дети : Время года - зима, осадки - снег, ветер слабый, на небе - пасмурно, на улице - холодно.

Ведущий : Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь:

Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)

Ведущий : Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Отправляемся в «Шишкину школу» на урок природоведения.

Видео с мультимедиа из серии «Шишкина школа» «Вулканы» 6 мин.

Ведущий : Где же находятся вулканы?

Дети : В горах.

Ведущий : Как найти горы?

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус).

Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? Каким цветом обозначают горы? (ответы детей).

Физкультминутка «Вулкан»

Стихотворение (Движения)

Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
(Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
(Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)
Последний раз огнём дыхнул -
(Сидя в присяде, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул.
(Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Повторить - 2 раза. (сайт maam.ru)

Ведущий : Сейчас оправляемся в путешествие по планете Земля в поисках вулканов.

Презентация «Вулканы».

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Была у него кузница внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”

Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.

Слайд 3

Магму, выходящую наружу, называют лавой.

Слайд 4

Вместе с лавой из кратера выходит много вулканической пыли.

Слайд 5

Посмотрите, что случилось с автобусом, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.

Слайд 6,7,8

Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана?
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет археологам удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне. И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.

Слайд 9

Большая часть вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко - один раз в 100 или 1000 лет, другие чаще.

Слайд 10

Лава после извержения вулкана застывает и превращается в твердую породу пемзу. Она используется в косметологии. С ее помощью счищают с кожи сильные загрязнения.

Экспериментирование «Плавучесть пемзы и гранита» - проверить плавучесть пемзы и гранита. В прозрачную вазу дети опускают по очереди камешки гранита и пемзы.

Слайд 11

Также застывшая лава со временем становится камнем. Он называется туф. Из него строят дома.

Слайд 12

Какую еще пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Выращивают виноград. Этот фермер собирает урожай на острове Лансароте.

Ведущий : А теперь скажите, а в России есть вулканы? Да. Их много на полуострове Камчатка. Сейчас совершим туда путешествие на вертолете.

Видеопутешествие на Камчатку вулкан Толбачик 2.5 мин.

Ведущий: А сейчас давайте с вами сделаем извержение вулкана. Нам потребуется макет вулкана, который помогли сделать ребята подготовительной группы. И различные вещества: сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, уксус, вода, воронка, ложки.

Экспериментирование «Извержение вулкана».

2-3 человека из подготовительной группы помогают насыпать ингредиенты, кроме уксуса. (Звучит тревожная музыка)

Ведущий : Начались извержения вулканов. В зону бедствия попали маленькие зверушки. Надо их спасти.

Игра-эстафета «Спасатели» (под музыку)

2 красных конуса, на верхушках которых пламя из красной гофрированной бумаги. Вокруг конусов небольшие мягкие игрушки. Дети в командах по очереди бегут к вулкану, обегают конус, берут одну мягкую игрушку и несут в больницу (обруч на противоположной стороне зала)

Ведущий : Молодцы. Всех спасли. На нашей планете Земля все связаны друг с другом. Главной задачей кружка является формирование экологического сознания детей, понимания, что все взаимосвязано. В заключение дети расскажут стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете». (Одеть шапочки разных зверей чтецам)

Все-все -
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны -
Мы все таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Ведущий : Посмотрите, что еще ребята делают на кружке «Окошко в природу»

Презентация «Фото из разных занятий кружка «Окошко в природу» » (Звучит красивая музыка)

Ведущий : До новых встреч!

Под песню «Все, все, все на свете нужны...» дети покидают зал.

Литература .

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128 с.

2. статья Ягуповой Н. В. Сайт planetadetctva.ru

3. статья Тюляковой С.А., Зайцевой О.С. Сайт www.maam.ru

Вулканы - это геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластические потоки.

Слово «вулкан» пришло от древнеримской мифологии и происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Наука, изучающая вулканы, - вулканология, геоморфология.

Вулканы классифицируются по форме (щитовидные, стратовулканы, шлаковые конусы, купольные), активности (действующие, спящие, потухшие), местонахождению (наземные, подводные, подледниковые) и др.

Вулканическая активность

Вулканы делятся в зависимости от степени вулканической активности на действующие, спящие, потухшие и дремлющие. Действующим вулканом принято считать вулкан, извергавшийся в исторический период времени или в голоцене. Понятие активный достаточно неточное, так как вулкан, имеющий действующие фумаролы, некоторые учёные относят к активным, а некоторые к потухшим. Спящими считаются недействующие вулканы, на которых возможны извержения, а потухшими - на которых они маловероятны.

Вместе с тем, среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Многие вулканы проявляли вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считаются действующими.

Астрофизики, в историческом аспекте, считают, что вулканическая активность, вызванная, в свою очередь, приливным воздействием других небесных тел, может способствовать появлению жизни. В частности, именно вулканы внесли вклад в формирование земной атмосферы и гидросферы, выбросив значительное количество углекислого газа и водяного пара. Учёные также отмечают, что слишком активный вулканизм, как например, на спутнике Юпитера Ио, может сделать поверхность планеты непригодной для жизни. В то же время слабая тектоническая активность ведёт к исчезновению углекислого газа и стерилизации планеты. «Эти два случая представляют собой потенциальные границы обитаемости планет и существуют наряду с традиционными параметрами зон жизни для систем маломассивных звезд главной последовательности», - пишут учёные.

Типы вулканических построек

В общем виде вулканы подразделяются на линейные и центральные, однако это деление условно, так как большинство вулканов приурочены к линейным тектоническим нарушениям (разломам) в земной коре.

Линейные вулканы или вулканы трещинного типа, обладают протяжёнными подводящими каналами, связанными с глубоким расколом коры. Как правило, из таких трещин изливается базальтовая жидкая магма, которая растекаясь в стороны, образует крупные лавовые покровы. Вдоль трещин возникают пологие валы разбрызгивания, широкие плоские конусы, лавовые поля. Если магма имеет более кислый состав (более высокое содержание диоксида кремния в расплаве), образуются линейные экструзивные валы и массивы. Когда происходят взрывные извержения, то могут возникать эксплозивные рвы протяжённостью в десятки километров.

Формы вулканов центрального типа зависят от состава и вязкости магмы. Горячие и легкоподвижные базальтовые магмы создают обширные и плоские щитовые вулканы (Мауна-Лоа, Гавайские острова). Если вулкан периодически извергает то лаву, то пирокластический материал, возникает конусовидная слоистая постройка, стратовулкан. Склоны такого вулкана обычно покрыты глубокими радиальными оврагами - барранкосами. Вулканы центрального типа могут быть чисто лавовыми, либо образованными только вулканическими продуктами - вулканическими шлаками, туфами и т. п. образованиями, либо быть смешанными - стратовулканами.

Различают моногенные и полигенные вулканы. Первые возникли в результате однократного извержения, вторые - многократных извержений. Вязкая, кислая по составу, низкотемпературная магма, выдавливаясь из жерла, образует экструзивные купола (игла Монтань-Пеле, 1902 г.).

Кроме кальдер существуют и крупные отрицательные формы рельефа, связанные с прогибанием под воздействием веса извергнувшегося вулканического материала и дефицитом давления на глубине, возникшим при разгрузке магматического очага. Такие структуры называются вулканотектоническими впадинами,депрессиями. Вулканотектонические впадины распространены очень широко и часто сопровождают образование мощных толщ игнимбритов - вулканических пород кислого состава, имеющих различный генезис. Они бывают лавовыми или образованными спёкшимися или сваренными туфами. Для них характерны линзовидные обособления вулканического стекла, пемзы, лавы, называемых фьямме и туфовая или тофовидная структура основной массы. Как правило, крупные объёмы игнимбритов связаны с неглубоко залегающими магматическими очагами, сформировавшимися за счёт плавления и замещения вмещающих пород. Отрицательные формы рельефа , связанные с вулканами центрального типа, представлены кальдерами - крупными провалами округлой формы, диаметром в несколько километров.

Классификация вулканов по форме

Форма вулкана зависит от состава извергаемой им лавы; обычно рассматривают пять типов вулканов:

  • Щитовидные вулканы, или «щитовые вулканы». Образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она длительное время вытекает как из центрального жерла, так и из боковых кратеров вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры; постепенно из этих наслоений формируется широкий «щит» с пологими краями. Пример - вулкан Мауна-Лоа на Гавайях, где лава стекает прямо в океан ; его высота от подножия на дне океана составляет примерно десять километров (при этом подводное основание вулкана имеет длину 120 км и ширину 50 км).
  • Шлаковые конусы. При извержении таких вулканов крупные фрагменты пористых шлаков нагромождаются вокруг кратера слоями в форме конуса, а мелкие фрагменты формируют у подножия покатые склоны; с каждым извержением вулкан становится всё выше. Это - самый распространённый тип вулканов на суше. В высоту они - не больше нескольких сотен метров. Пример - вулкан Плоский Толбачик на Камчатке, который взорвался в декабре 2012 года.
  • Стратовулканы, или «слоистые вулканы». Периодически извергают лаву (вязкую и густую, быстро застывающую) и пирокластическое вещество - смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней; в результате отложения на их конусе (остром, с вогнутыми склонами) чередуются. Лава таких вулканов вытекает также из трещин, застывая на склонах в виде ребристых коридоров, которые служат опорой вулкана. Примеры - Этна, Везувий, Фудзияма.
  • Купольные вулканы. Образуются, когда вязкая гранитная магма, поднимаясь из недр вулкана, не может стечь по склонам и застывает вверху, образуя купол. Она закупоривает его жерло, как пробка, которую со временем вышибают накопившиеся под куполом газы. Такой купол формируется сейчас над кратером вулкана Сент-Хеленс на северо-западе США, образовавшегося при извержении 1980 г.
  • Сложные (смешанные, составные) вулканы.

Извержение вулкана

Извержения вулканов относятся к геологическим чрезвычайным ситуациям, которые могут привести к стихийным бедствиям. Процесс извержения может длиться от нескольких часов до многих лет. Среди различных классификаций выделяются общие типы извержений:

  • Гавайский тип - выбросы жидкой базальтовой лавы, часто образуются лавовые озёра, должны напоминать палящие тучи или раскалённые лавины.
  • Гидроэксплозивный тип - извержения, происходящие в мелководных условиях океанов и морей, отличаются образованием большого количества пара, возникающего при контакте раскалённой магмы и морской воды.

Поствулканические явления

После извержений, когда активность вулкана либо прекращается навсегда, либо он «дремлет» в течение тысяч лет, на самом вулкане и его окрестностях сохраняются процессы, связанные с остыванием магматического очага и называемые поствулканическими. К ним относят фумаролы, термы, гейзеры.

Во время извержений иногда происходит обрушение вулканического сооружения с образованием кальдеры - крупной впадины диаметром до 16 км и глубиной до 1000 м. При подъеме магмы внешнее давление ослабевает, связанные с ней газы и жидкие продукты вырываются на поверхность, и происходит извержение вулкана. Если на поверхность выносятся древние горные породы, а не магма, и среди газов преобладает водяной пар, образовавшийся при нагревании подземных вод, то такое извержение называют фреатическим.

Поднявшаяся к земной поверхности лава не всегда на эту поверхность выходит. Она лишь поднимает слои осадочных пород и застывает в виде компактного тела (лакколита), образуя своеобразную систему невысоких гор. В Германии к таким системами относятся области Рён и Эйфель. На последней наблюдается и другое поствулканическое явление в виде озёр, заполняющих кратеры бывших вулканов, которым не удалось сформировать характерный вулканический конус (так называемые маары).

Источники тепла

Одной из нерешённых проблем проявления вулканической активности является определение источника тепла, необходимого для локального плавления базальтового слоя или мантии. Такое плавление должно быть узколокализованным, поскольку прохождение сейсмических волн показывает, что кора и верхняя мантия обычно находятся в твёрдом состоянии. Более того, тепловой энергии должно быть достаточно для плавления огромных объёмов твёрдого материала. Например, в США в бассейне реки Колумбия (штаты Вашингтон и Орегон) объём базальтов более 820 тыс. км³; такие же крупные толщи базальтов встречаются в Аргентине (Патагония), Индии (плато Декан) и ЮАР (возвышенность Большое Кару). В настоящее время существуют три гипотезы. Одни геологи считают, что плавление обусловлено локальными высокими концентрациями радиоактивных элементов, но такие концентрации в природе кажутся маловероятными; другие предполагают, что тектонические нарушения в форме сдвигов и разломов сопровождаются выделением тепловой энергии. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой верхняя мантия в условиях высоких давлений находится в твёрдом состоянии, а когда вследствие трещинообразования давление падает, она плавится и по трещинам происходит излияние жидкой лавы.

Районы вулканической активности

Основные районы вулканической активности - Южная Америка , Центральная Америка, Ява, Меланезия, Японские острова, Курильские острова, Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Гавайские острова, Алеутские острова, Исландия, Атлантический океан .

Грязевые вулканы

Грязевые вулканы - небольшие вулканы, через которые на поверхность выходит не магма, а жидкая грязь и газы из земной коры. Грязевые вулканы намного меньше по размерам, чем обыкновенные. Грязь, как правило, выходит на поверхность холодной, но газы, извергаемые грязевыми вулканами, часто содержат метан и могут загореться во время извержения, создавая картину, похожую на извержение обыкновенного вулкана в миниатюре.

В нашей стране грязевые вулканы более всего распространены на Таманском полуострове, встречаются также в Сибири, около Каспийского моря и на Камчатке. На территории других стран СНГ грязевых вулканов больше всего в Азербайджане, имеются они в Грузии и в Крыму.

Вулканы на других планетах

Вулканы в культуре

  • Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»;
  • Кинофильмы «Вулкан», «Пик Данте» и сцена из фильма «2012».
  • Вулкан близ ледника Эйяфьядлайёкюдль в Исландии во время своего извержения стал героем огромного числа юмористических программ, сюжетов теленовостей, сводок и народного творчества, обсуждающего события в мире.

(Visited 2 878 times, 1 visits today)

Вулканы – книга для детей интересующихся планетой Земля. Научный комикс, который способен донести до школьника начальных классов серьезную информацию в облегченной форме. Наблюдая за историей детей из будущего, ученик усвоит множество фактов об огненных горах. В этой статье мы познакомимся с книжным экземпляром поближе, свое мнение о прочитанном расскажет юный читатель неполных восьми лет.

Приветствую всех, на блоге , с вами его ведущая Виктория Солдатова и Александр. Сегодня много писать не придется, так как мой юный помощник рассказал о прочитанной книге практически всё. Наверное пришло время писать статьи покороче и уступить пальму первенства подрастающему поколению. Отдам это на ваше усмотрение. Пожалуйста, выскажите свое мнение в комментариях: интересней ли вам читать мои длиннющие отзывы или предпочитаете смотреть их в формате видео?

Книги про вулканы – главное нащупать интерес

Вы читали в детстве книги про вулканы? Я нет. У меня не было подобных интересов. И хотя школьный предмет географию любила, но желания узнать о ней дополнительно не появлялось. Возможно потому, что эта наука также ассоциировалась с путешествиями, а детям родившимся в 70-х данное удовольствие и не снилось. Сейчас, когда я являюсь мамой мальчика, мне постоянно приходится включать интуицию о его интересах. И каким-то шестым чувством, а может быть исходя из моих наблюдений за сыном и сделанных на подсознательном уровне выводах, я смогла “попасть в точку”.

Книга “Вулканы” пришла к нам в последней посылке, вместе с экземпляром “Марфуша, Масленник и Невезуха”, о которых я писала в , и была выбрана ребенком для чтения первой. Работа над ней проходила дольше, именно по этой причине, я представляю вашему вниманию ее описание только сейчас.

Кому будет интересно

На мой взгляд, данное чтиво не для всех. Я не люблю комиксы, но с трудом представляю подачу этого материала в классическом формате. Получился бы учебник по химии и географии 2 в 1.

Деткам дошкольного возраста, даже если с ними занимаются ранним развитием, в тексте будет непонятно многое. И хотя автор Джон Чад и иллюстратор Софи Голдштейн сделали все возможное, чтобы упростить понимание информации, все же существует определенный возраст, когда дитя способно вникнуть в понятия давления и химических формул.

Начало истории показалось мне необычным и напомнило фильмы, где незнакомые зрителю персонажи производят какие-то действия. Затем обычно на экране появляется надпись типа “Двадцать лет спустя”. На мгновение я даже задумалась если приобретенный экземпляр был выбран мною верно… Но вскоре всё прояснилось. И дальнейшие события описаны в логической последовательности. Как я написала выше, всё время пока мой ребенок читал, я мысленно аплодировала автору за подачу подобных знаний в виде фантастической истории.

Уверена, что школьники прочитав научный комикс “Вулканы”, почерпнут для себя много полезного, разовьют свой кругозор и смогут лучше понять учителя объясняющего материал. Ведь мы с вами знаем, что знакомая информация воспринимается нами легче, чем полученная впервые.

Коротко о книге: качество, иллюстрации

Книга в Лабиринте

Издательство Манн, Иванов и Фербер, серия “Научный комикс”. Формат А5 очень удобен для детских рук. Твердая обложка, 128 страниц – плотный офсет, прошиты.

Что можно сказать о картинках. Как понятно из жанра, они занимают всю поверхность разворотов. Для возраста предполагаемых читателей иллюстрации понятны, современны, в них нет ни капли жестокости. Ведь вулканы могут грозить настоящими бедствиями как для людей, так и для животных. Единственное, что смущает лично меня, это некие карикатуры, когда персонажи выражают свои эмоции. Их не много, но имеются, смотрите один из разворотов ниже.


Фото увеличивается при клике

Вулканы – книга для детей в видео отзыве

Если вы впервые попали на страничку, знакомьтесь – это мой сын Александр. Ему 7 лет 10 месяцев, он перешел в 4 класс и сейчас находится на летних каникулах. Данное время года прекрасно для отдыха и чтения. Во французском лицее, где учится ребенок, не выдают список литературы на лето. Хотя поддерживание знаний конечно же приветствуется учителями.

Дополнительную литературу сын читает по желанию, то есть выбирает сам с полок в детской комнате. По некоторым экземплярам работает дополнительно – записывает информацию в читательский дневник. Мы завели его на русском языке, работая по рассказу . Вот и историю Джона Чада решили записать. Мне показалось, что таким образом материал лучше усвоится. Да и практику письма по-русски трудно переоценить. Но слушая Александра, подумалось, что ему и так все было понятно…

Да, живем мы в шумном месте, надеюсь звук машин и мотоциклов не помешал вам сосредоточиться на рассказе. Буду рада, если наше совместное мнение помогло вам определиться, подойдет ли книга для детей “Вулканы”, вашим ребятам. А мы прощаемся с вами, до скорых рецензий о летнем чтении. Пока!

Доклад про вулканы, геологические образования на поверхности коры, в которых на поверхность выходит магма и образует вулканические газы, лаву, камни.

Сообщение про вулканы

Что такое вулкан?

С латинского слово «вулкан» обозначает огонь, пламя. В недрах Земли под воздействием высоких температур происходит расплавление горных пород с магматическим образованием. В ходе этого процесса выделяется большое количество газообразных веществ. Объем расплава и давление на твердые породы повышается в разы. Магма начинает двигаться по направлению к областям меньшего давления вверх на поверхность. Трещины земной коры начинают заполняться горными жидкими породами, и, разрываясь, поднимают целые пласты коры.

Магма может частично застичь, формируя лакколиты и магматические жилы. Другая часть при извержении вулканов выходит на поверхность в виде вулканического пепла, лавы, газов, обломков пород и слитков лавы.

Виды вулканов

Данные геологические образования бывают 2 видов:

  • Трещинные

Они не поднимаются над поверхностью Земли достаточно высоко. Трещинные вулканы представляют собой трещины, из которых вытекает магма на поверхность. Но их на планете очень мало.

  • Центральные

Представляют собой конус большой высоты, из которого при извержениях выходят магма и лава. У такого вулкана есть жерло (по нему течет магма) и кратеры (отверстие, из которого магма выходит на поверхность).

Также вулканы делятся на потухшие, действующие и уснувшие. Уснувшие вулканы на данный момент не извергаются, хотя под ними постоянно происходят землетрясения локального типа. А потухшие обозначают, что вулканическая активность отсутствует.

Сколько вулканов на Земле?

На планете насчитывается 1500 вулканов, как действующих, так и потухших. Самыми известными из них являются Ключевская Сопка (Камчатка), Эльбрус (Кавказ), Килиманджаро (Африка), Фудзияма (Япония).

Большая их часть расположена вдоль периметра Тихого океана. Они формируют так званое «огненное кольцо». Самой активной вулканической зоной является Средиземноморско-Индонезийский пояс. Извержение вулканов осуществляется по определенной закономерности – их размещению в сейсмических областях, подвижных областях.

  • Самый большой вулкан на планете – Мауна-Лоа. Он занимает практически всю часть гавайского острова и является самым активным.

Известные извержения вулканов в истории: интересные факты

  • (Италия) . Извержение произошло 24 августа 79 года. Оно уничтожило город Помпеи, покрыв его слоем пыли в 8 м, а также Геркуланум и Стабии. Пепел Везувия долетел до Сирии и Египта. На сегодняшний день это единственный действующий вулкан в Европе. Всего зафиксировано больше 80 извержений. Последнее из них было в 1944 году.
  • Тамбора (остров Сумбава). Извержение произошло 5 апреля 1815 года. В современной истории это самое большое по объему выброшенного материала и по числу погибших извержение. Он полностью уничтожил культуру Тамбора, которую европейцы открыли незадолго до этого. Вулкан извергался 10 дней и уменьшился на 1400 м в высоту. Он покрыл пеплом территорию в 500 км, и 3 дня солнце не проступало сквозь него.
  • Вулкан Таупо (Новая Зеландия). Извержение произошло 27 тысяч лет назад, и ученые считают его самым сильным за всю историю планеты. В результате его активной деятельности образовалось озеро Таупо. Последний раз вулкан извергался в 180 году н. э. Его взрывная волна и пепел уничтожили половину Северного острова. В атмосферу выбросилось 100 км 3 тектонической материи.
  • Вулкан Кракатау (Индонезия). Извержение произошло 27 августа 1883 года. Оно вызвало 30-метровое цунами, которое смыло 295 городов и деревень. Куски лавы отлетали на высоту 55 км. Пепел покрыл территорию 5330 км. Взрывная волна обогнула планету до 11 раз. По силе взрыв Кракатау был в 200 000 раз больше, чем взрыв Хиросиме. Ученые предполагают, что он ранее просыпался в 535 году и от его деятельности, возможно, образовались острова Суматра и Ява. После извержения 1883 года вулкан Кракатау разрушился. И на его месте в 1927 появился новый действующий вулкан — Анак Кракатау.
  • Вулкан Санторин (Греция). Извержение произошло за 1,5 тысячи лет до н.э. И оно уничтожило Критскую цивилизацию, а также способствовало уходу под воду острова Фера. Это не единственное его извержение. В 1886 году он целый год извергал куски лавы прямо из моря на 500-метровую высоту.
  • Вулкан Монтань-Пеле (Мартиника) . Извержение началось в апреле 1902 года. Уже 8 мая он накрыл пылью город, расположенный в 8-километровой зоне от него. Около Мартиники морское дно опустилось на пару сотен метров.
  • Вулкан Невадо-дель-Руис (Колумбия) . Извержение началось 13 ноября 1985 года, и всего в течение 10 минут был уничтожен город Армеро с населением в 29 000 человек.
  • Вулкан Пинатубо (Филиппины). На протяжении долгих 622 лет он считался потухшим. Но 12 июня 1991 года он уничтожил 18 км территории вдоль себя. Последствием такой катастрофы является понижение температуры и уменьшение озонового слоя, которое способствовало образованию крупной озоновой дыры.
  • Вулкан Катмай (Аляска). Его извержение 6 июня 1912 года было самым крупным в истории ХХ века.

Надеемся, что доклад про вулканы для детей помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение про вулканы Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня ко мне пришло от одного мальчика, он пишет, что часто в мультиках и фильмах показывают вулканы, но он никак не может понять что это такое и для чего они нужны.

Я попросил своего друга профессора Чайникова рассказать, что же это такое.

И вот что написал мне мой друг:

"Добрый день мои друзья, я очень рад, что вас заинтересовали вулканы, это очень интересное явление.

Горы, стоящие над каналами и трещинами в земной коре, называются вулканами.

Чаще всего вулканы похожи на конусообразные или куполообразные горы, на вершине которых имеется кратер, или впадина в виде воронки.

Вот например такие

Иногда, как говорят ученые, вулкан «просыпается», и тогда происходит его извержение. При этом на поверхность Земли выходят расплавленные вещества земной коры и мантии Земли, называемые магмой.


Извержение представляет собой череду сильных и слабых взрывов и излияний лавы - смеси расплавленных горных пород. Объемы излившейся лавы могут доходить до нескольких десятков кубических километров. Извержения бывают длительными, которые можно наблюдать в течение нескольких лет и даже столетий, и кратковременными, проходящими за несколько часов. К их предвестникам относятся следующие явления: землетрясение, изменение состава газов, звуковые (акустические) перепады и другие.

Те вулканы которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы или пар, называются действующими. Также считают действующими вулканы, которые сравнительно недавно извергались. На Земле таких вулканов около 500.

«Слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканос» - огонь, пламя. У древних римлян бог огня и кузнечного дела назывался Вулкаома. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в 50 км к северу от острова Сицилия. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня».