Императорский путевой дворец в твери. Петровский путевой дворец – как попасть на экскурсию и что теперь в императорской гостинице Как посетить петровский путевой дворец

Дворцовый ансамбль - первая самостоятельная работа Матвея Казакова. Зодчий, впоследствии перестроивший центр Москвы в палладианском стиле, для дворца на окраине города выбрал псевдоготику, объединив мотивы древнерусской, готической и восточной архитектуры. Расположилось величественное здание со стрельчатыми окнами на землях Высоко-Петровского монастыря. За что дворец и стал именоваться Петровским. Второе название - Путевой - объясняется его предназначением: для отдыха по пути из Петербурга в Москву. Дорога неблизкая - 700 километров.

Прообразом здания послужил временный город-театр в турецком стиле, построенный Василием Баженовым на Ходынском поле для торжеств по случаю подписания Кучук-Кайнаджирского мирного договора. Императрице работа понравилась, и она захотела похожий дворец. По задумке архитектора центральный купол символизировал православный храм, возвышаясь над башнями-минаретами, встроенными в боковые флигели. Богатство и величие Российской империи подчеркивали многочисленные лепные украшения, а пейзажный парк с гротами и беседками добавлял резиденции уюта.

Останавливалась Екатерина II в узорчатом замке лишь однажды, в 1787 году. Спустя 10 лет путевую резиденцию посетил перед коронацией Павел I. А впоследствии и Николай II.

В 1812 году императорский замок на время стал ставкой Наполеона. Бонапарт покинул охваченный огнем Кремль и наблюдал из окна дворца за тем, как полыхает Москва.

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Так описывал те события Пушкин в «Евгении Онегине». Но лагерь французской армии размещался здесь недолго, всего четыре дня. Что не помешало солдатам и офицерам разграбить дворец и практически уничтожить парк. Выстояли только стены. После бегства французов в боковых крыльях был устроен временный госпиталь.

Восстановленный ансамбль

Восстанавливать ансамбль начали лишь при Николае I. Император, имея высшее инженерно-техническое образование, лично наблюдал за работой архитектора Огюста Монферрана. Французский зодчий за 10 лет полностью воссоздал творение своего именитого предшественника. Лишь круглый зал, располагавшийся под куполом, превратил в крытую галерею. Художник-декоратор Джузеппе Анжиоло Артари расписал сферический свод.

Одно из драматических событий российской истории происходило в непосредственной близости от Путевого дворца. В 1896 году по случаю коронации Николай II принимал во дворце делегацию от крестьян и варшавских дворян. А на Ходынском поле разместились временные театры для раздачи «царских гостинцев». 400 тысяч подарков. Ранним утром накануне гуляний прибыло уже полмиллиона человек. Закончилось все страшной давкой, в которой погибли почти 1400 человек.

После революции дворец отдали под Военно-воздушную академию имени Жуковского. Новые владельцы провели перепланировку, приспособив историческое здание под свои бытовые нужды: столовая и библиотека, кабинеты и моторная лаборатория. Во флигелях - жилье. Во время Великой Отечественной во дворце размещался штаб авиации дальнего действия.

Петровский путевой дворец сегодня

После передачи московской мэрии историческое здание стало Домом приемов столичного правительства. Окунуться в атмосферу былого величия императорского замка можно, побывав на экскурсиях, которые организует Музей города Москвы.

Чем знаменит Петровский Путевой дворец в Москве; факты истории и современности. Экскурсия по залам дворца, где сегодня принимают иностранных дипломатов.

В конце 18 века Екатерине Второй захотелось увековечить триумф в Русско-турецкой войне. В результате императрица получила символ победы, воплощенный в камне, а столица - еще один выдающийся дворец, прославляющий щедрость императрицы и мастерство зодчих. Речь о Петровском Путевом дворце. Этот дворец можно считать архитектурным «павлином» Москвы. Он выделяется на фоне типичных столичных построек: яркостью, смелостью, оживляя и освежая чопорные пейзажи.

В его образе воплотилось множество стилей и, прежде всего, готический и мавританский. Здание довольно сильно напоминает турецкие крепости и мечети - эти башенки, похожие на минареты, зубчатые парапеты, массивный центральный купол. Пеструю красноту терракоты сглаживают белоснежные кружевные наличники, лепнина и арки окон. От готики дворцу достались вытянутые оконные аркады. А у входа можно увидеть колонны-бочонки, явно заимствованные из древнерусского стиля.

Построил всю эту красоту архитектор Матвей Казаков, хотя при создании проекта ориентировался на другой дворец, выполненный в турецких мотивах. Путевой дворец имеет центральную часть с портиком и богато украшенным фасадом, а также боковые крылья, построенные в виде крепостных стен. Вокруг дворца еще можно лицезреть остатки роскошного парка 19 века.

Путевой дворец - историческая справка

Путевой дворец должен был встречать императорских особ после долгого пути из Санкт-Петербурга в и название он получил соответствующее. Первые лица государства останавливались здесь, чтобы пару дней отдохнуть перед официальными мероприятиями, после чего свежими и намарафеченными отправлялись в Кремль.

Интересные факты из истории дворца:

  1. В 1797 году во дворце остановился Павел Первый, аккурат накануне своей коронации, тем самым положив начало традиции проводить здесь несколько дней перед помазанием на трон для всех будущих монархов. Традицию не решились нарушать даже когда Москва перестала быть центром империи и вся светско-дворянская жизнь полностью переехала в Петербург;
  2. В 1812 году во дворце поселился Наполеон Бонапарт и отсюда же несостоявшийся властитель Европы наблюдал за тем, как пылает город, так и не покорившийся ему. Поговаривают, что, наблюдая за пожаром, Наполеон даже опалил волосы, но это, скорее, из области фантазий;
  3. Сегодня Петровский Путевой дворец по-прежнему принимает путников после долгой дороги, причем постояльцев самых именитых и важных, как и в былые времена. Пусть это и не императорские особы, но личности не менее важные - дипломаты, политики и т. д. Во дворце находится элитная гостиница, куда пускают только избранных. Тут же ресторан, СПА-центр, сауна и прочие блага. Но и простым смертным можно побывать здесь. Пусть и с краткой экскурсией и только на ограниченных площадях.

Интерьер и внутреннее убранство

Внутри нынешних посетителей ждет разочарование. На смену нарочитой роскоши фасадов и экстерьера приходит подчеркнутая скромность. Здесь нет обилия золота, антикварной мебели и дорогущих гор хрусталя вперемешку с бронзовыми люстрами и фарфоровыми чашками-вазами.

Путевой дворец в Москве / Фотобанк Лори

Интерьер Путевого дворца в стиле ампир / Фотобанк Лори

После последней реставрации 1998 года обстановка близка чуть ли не к монашеской, хотя кое-что от прежнего величия все же уцелело. Это ценный паркет, тяжелые бархатные шторы, немного мебели под старину (на самом деле - новодел, и это заметно с первого взгляда). Зато в Петровском Путевом дворце можно увидеть картины 19 столетия и старые фотографии, выставленные в одном из залов. А в круглом зале периодически устраиваются концерты органной и оркестровой музыки и прочие светские мероприятия.

Другой зал украшают бюсты российских императоров, а в центральном зале можно полюбоваться потолком, выполненным в технике гризайль, которая на момент отделки дворца только входила в моду. Кое-где можно увидеть декор в виде барельефов и позолоты, но это скорее исключение. Также можно увидеть мраморные камины, венецианские зеркала.

На осмотр Путевого дворца хватит часа времени, в ходе которого можно узнать интересные факты не только о самом комплексе, но и немного о знаменитостях, что останавливались в нем в разные времена.

Экскурсии по Москве и окрестностям

Количество прогулок по Москве на Трипстере достигло сотни! Выбор на любой вкус: обзорные, квесты, выездные. Но прежде, чем ехать за город, убедитесь, что вы исследовали все переулки, интересные особняки и усадьбы Москвы.

Как добраться в Петровский Путевой дворец

Путевой дворец находится недалеко от станции метро «Петровский парк». Чуть дальше расположена станция «Динамо», от которой придется немного пройти по Ленинградскому проспекту. Ближайшая автобусная остановка - «ст. м. Динамо». Проезд маршрутами №№ 84, 318.

Вряд ли кто-то может не обратить внимание на красивое розовое здание Петровского путевого дворца, с готичными башенками на Ленинградском проспекте. А какие, наверное, красивые интерьеры, можно найти внутри Петровского замка! Однажды, прогуливаясь по Петровскому парку, я попыталась попасть на территорию, но не тут то было. Охранники у ворот не пустили меня даже во двор, но подсказали, что попасть внутрь можно с экскурсией. Ну что ж, найдем экскурсию, уж больно здание шикарное. А когда что-то недоступно, то еще интереснее.

Записываемся на экскурсию в Петровский путевой дворец

Найти компанию, которая организовывает экскурсии в Петровский путевой дворец, не составило труда. В одной из социальных сетей, мне пришло приглашение на это мероприятие. Стоимость была достаточно высокой - 700 рублей с человека, плюс фотосъемка за 150 рублей. Итого: 850 рублей с человека! Не хило, скажу я вам. Для сравнения: экскурсия во дворец Шарлоттенбург в Берлине (более 50 меблированных комнат) , с аудиогидом и съемкой обошлась нам в 18 евро. А говорят еще, что в Европе дорого!

При регистрации на экскурсию также требовалось предоставить паспортные данные, так как объект как оказалось режимный. Под режимным стоит понимать принадлежность дворца Правительству Москвы. Он так сейчас и называется: Дом приемов Правительства Москвы. Ко всему прочему, нужно было встретиться с организаторами и оплатить экскурсию заранее. Но это все мелочи, ведь впереди нас ждал настоящий дворец.

В назначенный день организаторы собрали нас в метро Динамо и всю толпу повели ко Дворцу. Восхищаться оградой времени было не много. Сделав буквально несколько кадров, вся группа очутилась перед тайным входом во дворец.

Тайна находится с левой стороны от парадного въезда.


Башня ограды Петровского путевого дворца

Внутри стоят железные рамки и суровый мужчина проводит контроль паспортов и легкую ревизию сумок. После всех этих манипуляций мы оказались во внутреннем дворике Петровского путевого дворца. Вот он, запретный плод! Завидуйте, проходящие мимо прохожие! Вы там, а мы здесь! Бе-бе-бе!

Внешний вид Петровского путевого дворца и внутренний двор

Здание Петровского путевого дворца было построено архитектором Матвеем Казаковым в 1768-1774 гг по приказу Екатерины II. Снаружи здание получилось весьма странным и необычным для того времени, так как декор эклектичен, т.е сделан при помощи разных стилей архитектуры. Стрельчатые арки и окна напоминают готику, элементы барокко можно увидеть в звездах на башнях, а бочкообразные колонны характеризуют древнерусский стиль. При всем при этом присутствует классическая, четко выверенная композиция.

В 2014 году исполнится целых 230 лет этому дворцу, а им все продолжают восхищаться!

Разглядывать и обсуждать элементы внешней отделки можно очень долго, но экскурсионная группа ждать не будет. Экскурсовод музея Москвы пригласил нас во внутрь.

У входа во дворец нас встречала пара лебедей, вырезанная изо льда.


Чем знаменит Петровский Путевой дворец?

Как это ни странно, но название дворца не говорит нам, что его построили по приказу Петра I. Дворец был построен гораздо позже его правления, в 1768-1774, в честь окончания русско-турецкой войны. А Петровским назван по двум причинам. Во-первых, это название местности, где был построен дворец. Да-да, раньше район около м. Динамо не являлся престижным местом, почти в центре Москвы. Это было село под названием Петровское. А во-вторых, Екатерина II боготворила и уважала все русское, в том числе и Петра I.

Дворец был построен в качестве путевого, для отдыха царей после длинной дороги в карете из Петербурга в Москву. Все царские особы приезжали на венчание на царство в Успенском соборе Кремля, не смотря на то, что центр власти был в Санкт-Петербурге. Так сложилось исторически, и никто из правителей не решился изменить порядок, заведенный Иваном Грозным.

Царский кортеж преодолевал расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы за две-три недели. Немудрено, что была необходимость в остановках и отдыхе после трясучки в карете, хоть и самой комфортабельной. Но все равно это не Мерседес представительского класса. Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня пока готовились к торжественной церемонии. В резиденции в разное время останавливались Екатерина II, Павел I, Николай II. Бюсты императоров и выдающихся деятелей выставлены в колонной галереи на первым этаже дворца.

Особым явился 1812 год в истории Петровского путевого дворца. После страшного пожара в Москве Наполеон был вынужден отступить на север. В Петровском путевом дворце несколько дней базировалась ставка нашего недруга. Именно отсюда он наблюдал, как пылает город, который так ему и не достался. Именно эти события описаны в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Работы по восстановлению пришлись на царствование Николая I. 10 лет лучшие архитекторы школы Казакова восстанавливали дворец, и в 1837 году здание снова очаровывало людей.

После революции Дворец перешел к военным. После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, выпускниками которой являлись Ю.А. Гагарин, М.Терешкова и многие другие известные летчики и космонавты. Но в какой-то момент чиновники решили, что в Москве не нужно летное высшее училище. Подготовку летчиков отдали в Воронеж, а теперь Аэрофлот не знает, где брать профессионалов. Но зато здание Петровского дворца с 1997 года находится в ведении администрации города Москвы. Логика простая. Всегда дворец принадлежал царским особам, а сейчас чего?

С 1998 года во путевом Петровском дворце проводилась реставрация. После десяти лет работ он открылся в марте 2009 года и стал Дворцом приемов правительства Москвы.

Внутренние интерьеры Петровского путевого дворца

Экскурсия по залам Петровского путевого дворца охватывала несколько помещений на первом этаже, и четыре гостиных на втором.

Первый этаж Петровского дворца занимает выставка о прошлом дворца, истории его строительства, а также обитателях и важных событиях. С экскурсоводом нам повезло, было видно, что человек очень любит свое дело, с удовольствием рассказывает. Не часто увидишь такого увлеченного экскурсовода, который говорит, словно поет, попутно читая стихи.

На первом этаже Петровского путевого дворца

Экспонаты на первом этаже щенячьего восторга не вызвали: макет дворца, гравюры, несколько старинных дорожных вещей (сундук, путеводители). Интерес вызывает карта Москвы до и после Пожара, на которой отмечена территория, которая была охвачена пожаром. Зрелище надо отметить страшное.


На втором этаже Петровского дворца представлены восстановленные интерьеры гостиных. Среди них большой круглый зал, Петровская гостиная, кабинет Екатерины. При внешней помпезности стариной здесь «не пахнет». Все производит впечатление новодела и чего-то очень официального (что, впрочем, правда). А ничем не прикрытые камеры наблюдения, современные светильники над картинами, из-за которых блики на картине и на фотографиях, еще больше убивают атмосферу музея.

Самым впечатляющим залом на втором этаже является Круглый зал, с шикарным высоким куполом, расписанным в технике гризайль. То есть это живопись, при которой используются несколько оттенков одного и того же цвета, для имитации материальной поверхности. В данном случае лепнины. По словам нашего экскурсовода, когда здание дворца в 20-з годах прошлого столетия передали Военной академии, новоиспеченные учащиеся специально уничтожали интерьеры, стреляли по зеркалам и картинам. Однако, прекрасный купол удалось сохранить, подвесив под купол накачанный воздухом аэростат. Конечно, когда разрушительный запал молодежи спал, аэростат убрали. Но купол тогда уже мало кого волновал.


Общее впечатление об экскурсии неоднозначное. То есть, собираясь войти внутрь дворца надо нацеливаться на то,что внутри прошедшие реставрацию интерьеры и главная миссия здания далеко не музейная. Не стоит рассчитывать увидеть там что-то сохранившиеся со времен Екатерины II, что-то аналогичное пышности дворцов Санкт-Петербурга. На мой взгляд, дворец снаружи гораздо красивее, чем внутри. Однако, для удовлетворения интереса сходить можно.

Но все же гаденькое чувство разочарования долбило по мозгам.

Петровский дворец- молодоженам

Меня поразило, что свадебные фотосессии проводились также и во время экскурсии, и мы им, кажется немного мешали.

Прогулка по Петровскому Парку

В теплое время года очень приятно прогуляться вокруг Петровского дворца. Периметр внешней стены не назовешь маленьким, однако, декоративные башенки различных причудливых форм занимают внимание, и прогулка проходит легко.

Как записаться на экскурсию в Петровский путевой дворец

Есть несколько вариантов, как попасть на экскурсию во дворец. Можно найти в Интернете коммерческое туристическое агентство и выбрать наиболее удобные даты. Стоимость экскурсии составит от 700 рублей.

Более дешевый вариант) - записаться на экскурсию через Музей Москвы, подробнее можно узнать здесь. Стоимость экскурсии 400 рублей.

Не забудьте сразу приобрести билет на фотосъемку стоимостью около 150 рублей, на месте в Петровском путевом дворце его приобрести не получится.

И не забудьте паспорт, его проверяют.

Петровский путевой дворец, как добраться

М. Динамо, выход к Петровскому парку, Ленинградский проспект, д. 40.

Петровский Путевой Дворец расположен по адресу: Москва, Ленинградский проспект, д. 40. Попасть внутрь можно только в составе экскурсии.


01 Записывался я за месяц до посещения. Обязательно нужно выкупить билеты в Музее Москвы, что на Парке Культуры. Время экскурсии довольно не удобное – будни 12 часов дня.

02 Входной билет стоит 400 рублей, фотосъемка 150.

03 Охрана довольно лояльная, только сверили паспорт со списком.

04 Дворец построен по приказу Екатерины II в 1776-1780-х годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга на подъездах к Москве, по проекту архитектора Матвея Казакова.

05 Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю.

06 Позади дворца находится сохранившаяся часть Петровского парка, разбитого в начале XIX века.

07 Петровский путевой дворец - один из немногих памятников культурного и исторического наследия, дошедших до нас почти в первозданном виде, образец неоготической архитектуры.

08 Ансамбль дворца состоит из трехэтажного центрального корпуса и одноэтажных боковых сооружений, окружающих внутренний двор.

09 Здания ни разу не перестраивали, а лишь обновляли к очередному приезду титулованной особы.

10 Единственное серьезное отклонение от проекта Михаила Казакова позволил себе архитектор Огюст Монферран, который восстанавливал дворец после пожара 1812 г.

11 Он превратил круглый зал, располагавшийся под куполом, в крытую галерею.

12 Самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нём после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью.

13 Екатерина II остановилась во дворце в первый раз только в 1787 году.

14 По сохранившемуся преданию, императрица отослала личную свиту и караул и осталась во дворце «под охраной своего народа», что привело к массовому стечению народа, и чуть было не послужило причиной давки.

15 В 1797 году перед своей коронацией в Путевом дворце гостил император Павел I - сын Екатерины II.

16 С той поры дворец стал постоянным свидетелем официальных церемоний коронования: по дороге из Петербурга здесь останавливались русские государи перед венчанием на царство.

17 Во время войны 1812 года в Петровском путевом дворце располагалась ставка Наполеона Бонапарта.

18 Именно отсюда он наблюдал, как горит не покорившийся ему город.

19 Дворец, разоренный после бегства Наполеона, был восстановлен при императоре Николае I.

20 В обновленных залах Дворца вновь останавливались на отдых члены императорской фамилии, устраивались приемы в честь знатных депутаций и делегаций.

21 Во время Первой мировой войны во дворце располагался госпиталь.

22 Тогда все стены парадных помещений были выкрашены в белый цвет.

23 В годы советской власти комплекс передали Красной авиации - во дворце обосновалась Военно-воздушно-инженерная академия им. Жуковского.

24 После масштабной реставрации, завершившейся в 2008 г., в Петровском дворце разместился Дом приемов Правительства Москвы с функциями гостиницы.

25 На территории дворца появилось новое здание ресторана с подземным гаражом, выполненное в архитектурном стиле исторической застройки.

26 Общая площадь помещений обновленного Петровского дворца - 17 060 кв. м, из них подземная часть - 6 785 кв. м.

27 В главном корпусе организован музей, в котором разместились залы геральдики, императоров, а также зал истории Петровского Путевого Дворца.

28 Реставраторы сделали все, чтобы вернуть этому архитектурному памятнику первоначальный вид, задуманный М. Казаковым 230 лет назад.

29 Во всех помещениях по старинным чертежам с подбором дерева и рисунка восстановлены цветовая гамма стен и художественный паркет.

30 Отреставрированы и не изменены ничуть фасад и интерьеры.

31 Возрождены гризайль на куполе, лепнина, мраморные камины, венецианские зеркала.

32 Дворец обставлен мебелью и предметами интерьера, соответствующими исторической эпохе его возникновения.

33 Сейчас Петровский Путевой Дворец находится под управлением отеля «Ренессанс Москва Олимпик».

35 В Петровском Путевом Дворце есть все для проведения различных мероприятий: пресс-конференций, круглых столов, выставок, конгрессов.

36 За историческими стенами - суперсовременное оснащение: полностью оборудованные конференц-залы, помещения для пресс-центра.

37 Петровский Путевой Дворец - идеальное место для проведения свадьбы, празднования торжественного события.

38 Дворец оборудован комфортабельными номерами, имеется ресторан и СПА-центр.

41 Давно хотел попасть во дворец после реставрации и вот выпал случай. Дворец очень красивый снаружи и простой без всяких изысков внутри. Я бы сравнил его с дворцом в Царицыно. Когда Наполеон жил во дворце, он был очень поражен внутренней простотой. Когда посещал его я, был удивлен не то, чтобы простой, а полным отсутствием старинной мебели и интерьеров. Все очень и очень современное, даже дорогая под старину мебель. Если бы не экскурсия, было бы совсем скучно и не интересно.

Материал взят с сайта

В глубине Петровского пейзажного парка просматривается яркая своеобразная архитектура исторической жемчужины современной Москвы - ансамбль Петровского путевого дворца. Этот великолепный образец русской готики конца XVIII столетия стал памятником победы в одной из ключевых войн между Российской и Османской империями. Мирный договор 1774 года принес на весь следующий год атмосферу непрекращающегося праздника в Москву и заряд созидания в ее архитектуру.

Именно 1775 год стал знаменательным в судьбе : в январе, после строительства Пречистенского дворца, он был официально представлен Ее Императорскому Величеству и в мае утвержден в звании архитектора, что ознаменовало начало его самостоятельной творческой деятельности. Разносторонний талант зодчего не замыкался только на русском классицизме. Казаков и Баженов разрабатывали пути освоения древнерусского зодчего, создавая оригинальные произведения в духе русского архитектурного романтизма. Матвей Федорович создавал новые формы и композиции, используя принципы живописности древнерусского архитектурного ансамбля, приемы и материалы прошлого, в частности сочетание кирпича с белым камнем.

В идейно-художественном содержании его творческих исканий чувствуются элементы , сочетающиеся с господствующими принципами русского классицизма. Этим объясняется, что живописные формы русской готики ужились с ордерными пропорциями и строго классической композицией планов во всех романтических произведениях Казакова.

Созданию Петровского путевого дворца предшествовало строительство выдающимся тандемом Баженова и Казакова огромного комплекса «увеселительных» сооружений на Ходынском поле для празднования Кючук-Кайнарджийского мира, по которому России вернулись земли, некогда принадлежавшие Древней Руси. Естественно, торжество должно было носить национальный характер.

Поэтому зодчие решили возродить в своем проекте древнерусскую архитектуру, средствами которой были созданы изумительные произведения в формах национальной архитектуры и неоготики, обогащенных новыми приемами и мотивами в соответствии с современными условиями. Баженов, отвлеченный провалом строительной утопии Большого Кремлевского дворца и экспертизами по кремлевским строительным работам, переложил основную тяжесть ходынских работ на плечи Казакова. Так, недалеко от Петербургской дороги на обширном пространстве в апреле - июне 1775 года были возведены многочисленные временные павильоны из дерева, раскрашенные под камень, которые связывались архитектурно-композиционно и содержательно.

Основные строения изображали покоренные турецкие крепости на Черном море (его роль отводилась полю), отходившие по мирным соглашениям России: Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн, Азов и Бердинская линия укреплений. Остальные крупные сооружения были возведены для иллюминаций и фейерверков. Матвей Федорович изобразил все павильоны-крепости на великолепных четырех офортах перспективных видов ходынских строений с разных сторон так, как если бы они были выполнены действительно из камня, что представило собой проект этого архитектурного ансамбля.

Императрица, оставшись довольной прошедшими торжествами и работой зодчего, заказала Казакову проект нового «подъездного» дворца у села ПетровскоеЗыково на въезде в Москву со стороны Твери. Этот проект должен был стать композиционным, стилистическим и символическим продолжением ансамбля ходынских павильонов.

Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие Высоко­петровскому монастырю, напротив Ходынского поля, за Петербургским трактом. Самый южный, последний, путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для отдыха Ее Императорского Величества и важнейших особ, которые могли бы остановиться в нем после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский Кремль с особой пышностью.

Проект Петровского путевого дворца, ставший первым крупным произведением зодчего, был составлен летом - осенью 1775 года, а в сентябре следующего года состоялась его закладка. По композиции ансамбль представляет собой тип усадьбы в духе декоративного феодального замка, окруженного стенами и башнями строго симметричного расположения, типичного для классицизма. Крепкая классическая основа проекта прослеживается в логично задуманном плане, в построении самого объема дворца и во внутреннем его убранстве.

Здание дворца, при сложности общего плана, подчиняло себе все остальные элементы композиции. Передние ворота, фланкируемые живописными башнями, открывали перспективу главной композиционной оси комплекса. Центр ансамбля - кубический трехэтажный объем дворца, увенчанный куполом с довольно высоким световым барабаном, соединялся галереями с боковыми крыльями. Он был окружен двумя обширными дворами. По периметру парадного полукруглого курдонёра со стороны Санкт-Петербургской дороги находились корпуса для приезжающих, помещения военного караула и кухня.

С противоположной стороны дворца был устроен внутренний двор, где располагался небольшой садик, к стенам которого примыкали с северо-запада и юго-востока еще два маленьких хозяйственных двора с конюшнями, казармами для солдат, погребами и сараями. На углах переднего и заднего дворов возвышались большие башни.

Позади дворца предполагалось огромное здание конного двора, но за недостатком средств эта часть проекта осталась невыполненной. Купол был установлен над центральным круглым залом, от которого крестом расходились четыре квадратных зала. Из них два, расположенных по главной оси ансамбля, предназначались для вестибюлей. Отделка парадного зала коринфскими колоннами, фризом, гербами, «государственными портретами» в стиле Людовика XVI, как и остальных помещений, не вносила диссонанса в цельность всей композиции. Все сооружения строились из красного кирпича с применением белокаменных и керамических деталей.

Это оформление, напоминающее узорчатый наряд древнерусских зданий, намного увеличило декоративность и живописность общего вида Петровского дворца. Служебные корпуса и ограда заднего двора были украшены несколькими зубчатыми башенками (10 больших и 11 малых), что придавало всему комплексу в целом необычайный крепостной характер.

Наиболее часто встречающимися декоративными деталями были пирамидки - «знак славы и памяти добрых государей», расставленные вокруг строений, на здании, на крыльце, на куполе. Овальные окна главного фасада дворца были обрамлены пересекающимися «рогами изобилия», символизирующими чрезвычайные богатства, приобретенные победами. С внешней стороны вокруг дворца был вырыт глубокий ров, края которого были обложены дерном.

Через ров были перекинуты каменные мосты. Около выступающих наружу круглых башенок предполагались небольшие бастионы. Над воплощением дворца работало довольно много иностранных мастеров: например, И. Юст выполнял наружные и внутренние декоративные работы, И. Енш и И. Ерке изготавливали скульптуры. Постройка дворца затянулась на семь лет из-за скупого финансирования. Наружные Строительные работы были закончены в 1779 году, а внутренняя отделка дворца продолжалась до 1783 года. После ухода в 1812 году наполеоновской армии из Москвы здание было разорено крестьянами. Многократные реставрационные и ремонтные работы незначительно исказили образ комплекса.

Символическое значение ансамбля дворца в составе ходынского комплекса трактуется двумя версиями. Согласно первой, Петровский дворец обрамлялся, будто крепостной стеной, одноэтажными корпусами с башнями и уподоблялся древней Москве, главенствующей над покоренными крепостями.

Вторая говорит о том, что, воодушевившись победой 1774 года, Екатерина Великая мечтала о дальнейших победоносных походах в Турцию, чтобы освободить греков и взять Константинополь. В связи с этим дворец включался в ансамбль ходынских павильонов - захваченных турецких крепостей - как символический образ недоступного города и воплощение цели гипотетической - Царьграда с собором Святой Софии в центре. Этим легко объясняется крепостной «турецкий» характер окружающих дворец служебных построек, аналогичный архитектуре Азова и Таганрога, и образ главного здания с высоким куполом.

Интерпретация Петровского дворца как Царьграда подтверждается своеобразным симбиозом готических и древнерусских форм, исполненным Казаковым с целью воспроизведения византийского стиля. Такое яркое «цитирование» древнерусских деталей нельзя увидеть больше ни в одном каменном неоготическом произведении второй половины XVIII века, в том числе в творчестве самого Матвея Федоровича. Без сомнения, Петровский путевой дворец - наиболее значительное сооружение Казакова из всех, созданных им в национально-романтических традициях.

Это особенно заметно при сравнении его с неоконченным дворцом в Царицыне, который возводился им в 1787-1793 годах на основании разобранной баженовской постройки, где попытка соединить классицистические и древнерусские элементы не привела к созданию сооружения, органичного и цельного по облику. Строительством Петровского путевого ансамбля Казаков увековечил себя как крупнейшего представителя русской готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности.