Иерихон (Jericho, Палестина) — самый древний город на Земле и Гора Искушения. Интересные факты об иерихоне Площадь иерихона

Иерихон – один из старейших городов Земли, с возрастом уже более 10 тысяч лет, и почти непрерывной историей своего развития. Завоевываемый и передаваемый из рук в руки правителями разных исторических времен и эпох, город всегда имел стратегическое значение для своих владельцев. Древние евреи говорили: «Завоевавший Иерихон – завоюет Эрец Исраель». Это один из самых низкорасположенных городов, находящийся на отметке 250 метров ниже уровня моря (ниже только ), что сказывается на погоде в Иерихоне в частности и на условиях хозяйствования в целом. Богатство истории Иерихона может сравнится с наиболее исторически значимыми городами Израиля: . Многократно упоминаемый в Ветхом Завете (Танахе) а так же в Новом Завете Иерихон становиться привлекательным для большого количества паломников обеих религий, чем не может похвастать даже , а современный Иерихон, находящийся в ведомстве Палестинской национальной администрации, несмотря на сложную политическую ситуацию, посещают больше людей чем популярный .

Вместе с тем следует учесть некоторые особенности этого города, и совершать экскурсии в сопровождении профессионального гида, предварительно позвонив в министерство туризма для получения рекомендаций (+972-2-6664331 или +972-2-6510358). Поскольку с 1993 года, согласно Норвежскому соглашению, Иерихон относится к Палестинской автономии, то в моменты некоторых обострений политических ситуаций между Израилем и ПА, предпочтительнее либо не входить на территорию города, либо находиться в сопровождении понимающих ситуацию людей, в идеале имеющих возможность предоставить охрану. Например, во времена обострений, экскурсии в Вифлием проходят в сопровождении израильских служб безопасности.

Со времен интифады Аль Аксы, когда древняя синагога была подвержена осквернению и разрушению, а дороги, ведущие в Иерихон непрерывно обстреливались, Израиль блокировал Иерихон, армейские подразделения Цахала провели операции по ликвидации террористической инфраструктуры в городе, при этом запретив своим гражданам въезд на территорию Иерихона, равно как и других городов Палестинской автономии, в целях их безопасности. Последующее за этими действиями затишье в регионе, позволило достичь некоторых соглашений между противоборствующими сторонами. Власти взяли на себя обязательство обеспечивать спокойствие в Иерихонском анклаве, синагогу отремонтировали, а в местной тюрьме, по согласию с Израилем, находятся террористы, ответственные за убийство Р. Зееви. Несмотря не внешнее спокойствие, город по-прежнему находиться под пристальным вниманием израильских сил, окруженный армейскими блок-постами, работающее прежде казино, и поврежденное в результате военных действий, пустует, туристы и израильтяне предпочитают появляться при сопровождении специально обученных гидов (зачастую арабского происхождения), и хотя официально считается, что с момента передачи города в ведение Палестинской автономии, никакие археологические раскопки здесь не ведутся, некоторые увлеченные археологи, все-таки продолжают находить здесь множество старинных артефактов.

Нынешние местные жители, преимущественно мусульмане, зарабатывают на жизнь, преимущественно сельским хозяйством, выращивая, характерные для этих мест тропические и субтропические культуры, а так же обслуживанием, приезжающих сюда туристов. Следует отметить, что иерихонские арабы, никогда не отличались экстремизмом, и хотя город многократно подвергался обстрелам, террактов, совершенных кем-то из местных жителей не было.

Военные действие не новость для города, вся его богатейшая история повествует о разнообразных событиях, так или иначе связанные с войной и захватами, с последующей передачей новому правящему монарху, о чем свидетельствуют . Многие ученые археологи считали наиболее верным местом раскопок холм, находящийся неподалеку, и, начиная копать, не достигали успеха, и лишь в 1899 году историк-археолог Зелин, изучая эту местность, и найдя осколки посуды ханаанейского периода, удостоверился в правоте своих предшественников, и получил честь первооткрывателя. Холм Иерихона, по карте имеющий элипсообразную форму, растянувшийся с юго-юго-запада на северо-северо-восток и занимающий 235 000 квадратный километров, стал местом проведения серьезнейших раскопок и подарил миру колоссальное историческое достояние – древний город Иерихон с его стенами и домами. Попадающие сюда туристы, стараются запечатлеть на фото или видео каждый камень древнего Иерихона, и надо отметить – это действительно завораживающее зрелище.

Наиболее значимой в судьбе города, является описанная в Библии (Ветхий Завет) и в Танахе , когда «стены пали наружу» при семидневном обхождении города еврейскими войнами со священниками и после того, как семь раз вострубили служители Бога Израилева в Шофар (труба, используемая еврейскими священнослужителями для оповещения о начале или окончании значимых событий). Разные источники по разному трактуют это явление, по одной из версий стены пали от громогласных Шофаров и боевых восклицаний еврейских войнов, по другой из версий стены пали в результате приступа, на который пошли израильские войны по седьмому шофару.

Существует несколько версий происхождения названия города: по одной из них Иерихон – от «Яреах – луна», то есть лунный город, по другой – «реах – запах» – город запахов, вполне обоснованно, так как в древние времена в оазисе на котором стоит город выращивали пряные и благовонные растения (единственное место в стране, где благодаря уникальным особенностям климата могут произрастать такие культуры), часто встречается упоминание Иерихона, как «города пальм», что связанно с выращиванием здесь большого количества финиковых деревьев, однако никак не отображается непосредственно в самом оригинальном названии Иерихона.

При приближении к городу, привлекает внимание контраст между пустынной местностью, обожженной солнцем и сочной, буйной зеленью города, благоухающей благодаря множеству подземных источников и ручейков, стекающих в этом месте в окружающих холмов и гор. Город с величайшей историей, взлетами и падениями продолжает жить своей жизнью, ожидая нового Иисуса Навина возвратившего ему былое процветание.

Про самый древний город Иерихон

Город Иерихон (Jericho, «город пальм») расположен на территории Западного берега реки Иордан и находится под полным управлением Палестины (т.н. зона «А»). Иерихон – самый древний город в мире, он непрерывно заселен с 10-9 тысячелетия до н.э. Кроме того, он один из самых низкорасположенных городов на земле (около -300 м от уровня моря). История Иерихона тесно связана с библейскими событиями. Многие наверняка слышали рассказ «Взятие Ирихона», в котором стены города разрушились под звуки труб иудеев. Сейчас Иерихон – это небольшой, но очень приятный городок, полностью подготовленный для встречи туристов.

Предлагаю вашему вниманию немного фото Иерихона:


Центральная площадь


Рисунки на заборах


Иерихон — город пальм



Палестинская академия наук

Логистика по Иерихону + карта города

Ниже представлены достопримечательности Иерихона на карте Палестины:

Расшифровка меток на карте:

  • Желтые – достопримечательности Иерихона – самого древнего города в мире.
  • Голубая – древний источник.
  • Зеленая – дерево Закхея.
  • Оранжевая – центр туристической информации (ЦТИ).
  • Розовая – пункт отправления кабинок к монастырю Искушения.
  • Синие – вспомогательные метки по дороге к монастырю.
  • Красные – предположительная локация древних Синагог с сохранившимися мозаиками.
  • Фиолетовые – достопримечательности в окрестностях Иерихона за пределами зоны «А».
  • Бордовая – палестинский КПП.

Если смотреть на карту, то практически все достопримечательности Иерихона расположены на север и запад в 2-3 км от центра города. По пути к ним установлены характерные коричневые указатели.


Общественный транспорт в Палестине можно узнать по зеленым номерным знакам. У палестинских авто они окрашены в белый цвет, у израильских – в жёлтый. Такси обойдется в районе 10 шекелей (2,5$) за преодоление расстояния ≈3 км между объектами. В городе нами были замечены желтые маршрутки с зелеными знаками, но их логистику мы не разгадали.


Такси и маршрутки

Здесь вы можете уточнить любую информацию про достопримечательности Иерихона. Вам также выдадут карту города.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: нами не установлено.
  • Координаты: 31.855863, 35.460024.
  • Как добраться: Центр туристической информации (ЦТИ) расположен в центре города на большом круговом перекрестке. Это конечная точка для большинства маршруток.

Закхей – это сборщик налогов, библейский персонаж, православный святой. Отметился тем, что залез на фикусовое дерево (упоминаются смоковница, сикомор, инжир, фига), чтобы увидеть Иисуса. То самое дерево сейчас находится на ухоженной территории, принадлежащей Русской Духовной Миссии.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: точно нами не установлено, но воскресенье – выходной. Дерево прекрасно видно, не заходя на территорию.
  • Координаты: 31.858841, 35.457633.
  • Как добраться: пешком от ЦТИ на север около 600 м.




Костик хотел купить арафатку именно в Палестине. Ему не пришлось долго ждать

Древний город Иерихон (Tell Es-Sultan, Tel Jericho)

Tell Es-Sultan, или Tel Jericho, – раскопки самого древнего города в мире – Иерихона. Здесь были найдены древние поселения, начиная с 10-го тысячелетия до нашей эры. Возле каждой локации установлены таблички, которые несут информацию о возрасте сохранившихся элементов и описание. Мы с Костиком любители замковых башенок, поэтому были в восторге, обнаружив в раскопках каменную башню времен неолита. Подумать только – ей десять тысяч лет! Через дорогу от Tell Es-Sultan находится древний источник пророка Елисея (Ain Es-Sultan (Elisha) Spring), поставлявший ранее воду в Иерихон.

  • Стоимость: взрослые – 10 шекелей (2,5$), дети – 5 шекелей (1,25$), студенты – 7 шекелей (1,75$).
  • Время работы: ежедневно 8.00-17.00, летом до 18.00.
  • Координаты: 31.869361, 35.444206.
  • Как добраться: 3 км на север от ЦТИ или 2 км на юго-запад от Дворца Хишам.





Наша любимая каменная башня, которой 10 тысяч лет


Кабинки канатной дороги к монастырю искушения

Монастырь Искушения расположен на склоне одноименной горы. Знаменит тем, что здесь 40 дней Иисус провел без еды и воды. Во время поста его искушал дьявол, в честь чего и назван монастырь. Его также именуют Каранталь, а гору Сорокадневной.

  • Стоимость: монастырь бесплатный вход; билет на канатную дорогу – 60 шекелей (15$) (при отсутствии желания идти в гору пешком).
  • Время работы: монастырь – пн.-пт. 8.00-16.00, сб.-вск. 08.-14.00; канатка – сб.-чт. 08.00-19.00, пт. 08.00-22.00, праздники 08.00-00.00.
  • Координаты: 31.87418, 35.43209, вход к кабинке на канатке: 31.869439, 35.44468.
  • Как добраться: пешком (на авто, такси) в гору (ориентиры поворотов обозначены синими метками на карте) или подъем в кабинке на канатной дороге. Второй вариант более интересный и живописный.




По пути в монастырь мы наткнулись на смотровую площадку:




Вдали виднеется Мёртвое море

В монастырь также можно попасть в кабинке канатной дороги:



Канатная дорога в монастырь Каранталь

Hisham Palace )

Предположительно, дворец был построен в период правления Омейядского (Дамасского) халифата. Дворец халифа Хишама местные часто именуют Шамбала. Его строительство производилось в первой половине VIII-го века, и относится к ранней исламской архитектуре. На входе можно посмотреть небольшой фильм об истории дворца и посетить музей. Здесь в гостевой комнате холодной бани 730-749 гг. сохранилась древняя напольная мозаика «Дерево жизни».

  • Стоимость: 10 шекелей (2,5$).
  • Время работы: ежедневно 08.00-17.00, летом до 18.00.
  • Координаты: 31.882, 35.45987.
  • Как добраться: чуть больше 2-х км на север от ЦТИ или столько же на юго-восток от Дворца Хишам.


Мозаика «Дерево жизни»


Руины третьего (зимнего) дворца Ирода (Herod s Palace )

В окрестностях Иерихона царь Ирод построил три зимних дворца. Здесь сохранился третий из них, основанный в 15-10 г. до н.э.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: круглосуточно.
  • Координаты: 31.851872, 35.436237.
  • Как добраться: от ЦТИ около 2,8 км на запад, от руин Древнего Иерихона около 2,5 км на юг, можно пройти через руины Tell Es-Samarat.

Руины зимнего дворца находятся на границе Палестины


Здесь табличку и вовсе уснесли


Дворец Ирода во всей красе

Руины ипподрома

В Tell Es-Samarat располагался ипподром царя Ирода. Нами же здесь был обнаружен только холм. Внешне ничего примечательного не сохранилось.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: круглосуточно.
  • Координаты: 31.86534, 35.44031.
  • Как добраться: от руин Древнего Иерихона около 700 м на юг.



Прочие достопримечательности Иерихона

В черте Иерихона также расположено 2 древних синагоги, в которых сохранились мозаики (красные метки на карте). А также сахарная мельница (в районе смотровой площадки, отмеченной синим цветом на карте Иерихона). Если прогуляться по Иудейской пустыне несколько километров вдоль русла Вади Кельт от руин дворца Ирода (это уже зона «В»), то по пути можно найти старый акведук, руины крепости Кипрос и монастырь Св. Георгия. К последнему мы подъезжали на арендованном авто с трассы №1, ведущей из Иерусалима. Дальше на Иерихон ведет дорога, не совсем подходящая для езды на автомобиле.


Отели и квартиры Иерихона

В Иерихоне имеется несколько гостиниц. Посмотрите цены на номера, нажав на кнопки:

На airbnb можно забронировать комнату или квартиру в Иерихоне. При выборе жилья обязательно ориентируйтесь на карту и отзывы.

Как добраться из Иерусалима в Иерихон

Я не претендую на то, что знаю все способы, как добраться из Иерусалима в Иерихон, поэтому расскажу только про изведанные нами варианты.

На общественном транспорте

Из Иерусалима в Иерихон прямого автобуса (маршрутки) не существует. Поэтому придется добираться с пересадками.

Через Рамаллу

Этим способом мы добирались, когда ехали в Иерихон. От автостанции «Green bus station» недалеко от Дамасских ворот в арабском квартале старого Иерусалима ходят рейсовые автобусы и маршрутки в Рамаллу – столицу Палестины. Мы ехали на автобусе Иерусалим — Рамалла №219 за 8 шекелей (2$).


На автостанции в Рамалле мы спросили, как добраться в Иерихон, и нас отправили к рядом стоящему микроавтобусу с гордой надписью VIP. В Иерихон маршрутка отправилась только минут через 50 и обошлась нам в 12 шекелей (3$). Ходит ориентировочно каждый ровный час в дневное время.


Маршрут проходит мимо пешей дороги на гору Искушения, раскопок старого Иерихона и канатной дороги к монастырю, что очень удобно. Из Иерихона назад последняя маршрутка в Рамаллу уходит в районе 15 часов. Поэтому на обратном пути лучше ехать через Абу Дис.

Через Абу-Дис (Бетани)

Из Иерихона в Иерусалим мы возвращались этим способом (около 18-ти часов маршрутка еще была). Из Иерихона от кольцевого перекрестка (там, где расположен информационно-туристический центр) курсируют частники в городок Абу-Дис (этот район называют еще Бетани) за 12 шекелей. Оттуда рейсовый автобус №263 довезет вас до Дамасских ворот в арабском квартале в Иерусалиме за 8 шекелей.

В Иерихон из других регионов Западного берега

Насколько нам удалось выяснить, из палестинских Вифлеема и Хеврона прямого сообщения с Иерихоном нет. Однако, сюда регулярно ходят маршрутки от на переходе «Мост Алленби» / «Мост короля Хуссейна» (не путать с погранпунктом «Мост шейха Хуссейна», расположенного севернее).

⚠ Важно! КПП мы проходили только по возвращении из территорий Западного Берега в Израиль. Представители израильских служб заходили с автоматами в автобус и проверяли паспорта.

На арендованном автомобиле

Реквизиты для помощи:

Карта Тинькофф 4377 7237 4260 2448 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Яндекс.Деньги 410012258423394 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Вконтакте

Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (Втор.34:3, Суд.3:13, 2Пар.28:15).

История

  • Натуфийская культура - около 10000–9600 г. до н. э., сезонные, а затем постоянные стоянки натуфийских охотников и собирателей.
  • Докерамический неолит A - около 9500 г. до н. э. –8500 г. до н. э. Здания этого периода имеют круглую форму и построены из саманного кирпича. Очаги располагались внутри и снаружи домов. Обнаружена каменная стена, высотой 3.6 м и шириной в основании 1.8 м. Стена предположительно использовалась для защиты от наводнения, а башня, находящаяся внутри, для религиозных целей.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в около 1550 г. до н. э.

С этого времени о нем долго, почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей.

После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. О нем упоминают , Страбон, Птолемей, Плиний и др.

При Константине Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе.

С течением времени Иерихон стал приходить в упадок.

В VII в. после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX в.

Современная история

Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.

Достопримечательности

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э

В Иерихоне открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита (период А, 8400-7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»), руины зимнего дворца-резиденции Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги V-VI в.

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея (Элиши), по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар .2:19-22).

В 3 км севернее современного Иерихона расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX в.).

К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения, гора Каранталь), где, по преданию, Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Учёные предполагают, что в окрестных холмах скрываются археологические ценности, сравнимые с

История Иерихона насчитывает около десяти тысячелетий. Расположенный ниже уровня моря, город представляет собой оазис среди песков — с прекрасными пальмовыми рощами и фруктовыми садами. Здесь круглый год стоит теплая температура, и потому даже в марте, когда в России еще лежит снег, в городе цветут апельсиновые, абрикосовые и лимонные сады, цветы которых распространяют дивное благоухание. Аллеи из тополей и эвкалиптов окружают поля арахиса, капусты и помидоров…

Иерихон не раз упоминается в Ветхом Завете.

«И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора» (Второзаконие, 34:1—3).

Иерихон прославился из‑за библейской истории, согласно которой он был первым городом, который захватили израильтяне, вступившие на землю Ханаана. Соглядатаи от Иисуса Навина были спрятаны в Иерихоне блудницей Раав, от которой они и узнали, что навели ужас на городских жителей. Шесть дней воины Иисуса Навина обходили Иерихон с ковчегом и в сопровождении священников.

"Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!

Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро народ услышал голос трубы, воскликнул народ громким и сильным голосом, и обрушилась стена (города) до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город" (Книга Иисуса Навина, 6:15, 19).

Эрих Церен в упоминавшейся уже книге «Библейские холмы» пишет, что «в тысячелетней истории разнообразных осад, пережитых человечеством, нет ни одного случая, который можно было бы сравнить с осадой Иерихона. Хотя, согласно легендам, часто бывало, что боги благословляли оружие завоевателей». Поэтому даже только из‑за одних своих оборонительных стен Иерихон может представлять интерес для археологических исследований.

Раскопки в Иерихоне впервые начали в 1868 году англичане, но успех был незначительным, и они приостановили работу. Через 30 лет сюда пришли немецкие исследователи, которыми руководил профессор Э. Зеллин. Они сразу увидели, что английская экспедиция копала недостаточно глубоко. Начав свои раскопки в 1908 году, немцы почти сразу наткнулись на старинную городскую стену. Археологи тщательно измерили эти удивительные сооружения и стали искать те слабые места, которые могли разрушиться.

Толщина наружной стены равнялась приблизительно полутора метрам, а внутренней — доходила до 3, 5 метра: расстояние между ними достигало примерно 3—4 метров. И все‑таки эти грандиозные сооружения упали на самом деле, причем обвал больших частей внешних стен происходил наружу, а внутренних — внутрь. Современные ученые считают, что разрушились они из‑за землетрясения, случившегося в долине Иордана у Мертвого моря.

Немцы покинули холм Иерихона, состоявший из перемешанных с землей черепков и обломков кирпича. Из Библии они знали, что город впоследствии вновь был восстановлен и передан Вениамину, но позже город захватил Еглон — царь Моава. Иерихон был назван «городом пальм», которые и сейчас произрастают там во множестве — финиковые и бальзамовые. Затем там поселились «сыны пророков», которые сказали, что расположение города хорошо, но вода там нехороша. И тогда пророк Елисей сотворил свое первое чудо: он бросил в воду соль, и вода сделалась здоровой.

До того как Антоний подарил Клеопатре пальмовую рощу Иерихона и бальзамовые сады, о городе мало что было известно. От египетской царицы это место перешло к Ироду Великому, построившему здесь дворец, в котором он впоследствии и умер.

Благодаря своему географическому положению Иерихон издавна был ключом к Палестинскому нагорью, так как здесь сходилось множество дорог. В городе собирались богомольцы из стран, расположенных к востоку от Иордана, когда они в дни больших храмовых праздников направлялись в Иерусалим. Сюда же пришел из Назарета и Иисус Христос, когда впервые направил шаги свои к святому городу. Не доходя до Иерихона, Спаситель исцелил слепого от рождения человека, который сидел у дороги и просил милостыню.

Недалеко от рыночной площади современного Иерихона стоит холм высотой 20 метров. Именно здесь в начале XX века и было отрыто то, что осталось от древнего Иерихона — одного из старейших городов мира. Однако на территории раскопок привлекают к себе внимание и остатки мощной, вросшей глубоко в землю башни; а к северу от раскопок древнего Иерихона находятся руины дворца Хишама ибн Аль‑Малика — халифа Дамаска из династии Омейядов. Этот великолепный дворец был построен в VIII веке, но сейчас ученые нашли только остатки двух мечетей и нескольких купален. Основной достопримечательностью дворца Хишама являются сохранившиеся мозаичные картины: особенно примечательна одна из них, на которой изображены «древо жизни», усыпанное золотистыми плодами, и нападающий на газелей лев.

На западной границе современного Иерихона возвышается «Сорокадневная гора» (высота ее — 380 м), которую еще называют «Горой искушения». Именно на этой горе, по преданию, Иисус Христос, искушаемый дьяволом, постился 40 дней и 40 ночей после своего крещения. На вершине горы остались развалины византийской церкви.

По пути к этой горе и находится источник пророка Елисея, а развалины вокруг него обозначают местоположение древнего города, располагавшегося в пяти милях от реки Иордан. Однако некоторые ученые считают, что не на этом месте был расположен новозаветный Иерихон, который, возможно, совпадает (а может быть, совсем не совпадает) с местонахождением небольшой деревушки Ериха, которую иногда называют Иерихоном.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Город
араб. أريحا ‎, ивр. ‏יריחו ‏‎
31°51′22″ с. ш. 35°27′47″ в. д.
Администрация Палестинская национальная администрация
Статус столица провинции
Провинция
История и география
Основан прибл. XCVI век до н. э.
Площадь
  • 59 км²
Высота центра −275 ± 1 м
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Население
Население 20 416 человек (2006 )
Национальности палестинские арабы
Официальный язык арабский язык
Цифровые идентификаторы
Телефонный код (+970) 02
jericho-city.org

Иерихо́н , А́риха (араб. أريحا ‎, Ариха ; ивр. ‏יְרִיחוֹ ‏‎, Yeriḥo; греч. Ίεριχώ , Иерихо́ ) - город на территории Палестинской национальной администрации (ПНА), на Западном берегу реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от .

Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, по мнению ряда исследователей, древнейший из них. Многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (ивр. ‏‏‎Ир ха-Тмарим ) (Втор. 34:3, Суд. 3:13, 2Пар. 28:15).

Пригороды Иерихона

Достопримечательности Иерихона

  • Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к VIII тысячелетию до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита A (8400-7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, связываемые с библейской историей о «иерихонских трубах», руины зимних дворцов (англ. Hasmonean royal winter palaces ) династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами. На территории дворцового комплекса находится одна из старейших синагог Израиля (англ. Wadi Qelt ), датируемая I веком до н. э., неподалёку найдена синагога византийского периода с хорошо сохранившимся мозаичным полом. У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея, по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар. 2:19-22). Учёные предполагают, что в окрестных холмах скрываются археологические ценности, сравнимые с Долиной царей в Египте.
  • В 3 км севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX века).
  • К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения , гора Каранталь ), где, по преданию, Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Сейчас на этом месте расположен православный Монастырь Искушения.
  • В Иерихоне, согласно местному преданию, сохранилось дерево Закхея. Упоминаемая в Евангелии смоковница находится на участке, принадлежащем Императорскому Православному Палестинскому обществу. На месте где, согласно преданию, находился дом Закхея, в настоящее время расположено Подворье Иоанна Предтечи в Иерихоне Русской духовной миссии.

Монастырь Искушения около Иерихона

Библейский рассказ «Взятие Иерихона» (Иисус Навин)

После смерти Моисея в пустыне Иисусу Навину явился Бог и велел ему возглавить народ и вместе с ним перейти Иордан - в Обетованную землю: «Всякое место [в Обетованной земле], на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как сказал Я Моисею […], и как был Я с Моисеем, так буду с тобою и не отступлю от тебя […], ибо народу сему ты передашь во владение землю, которую Я клялся отцами их дать им.»

Войдя в Обетованную землю, евреи под предводительством Иисуса атакуют Иерихон. Сначала Иисус посылает в город двух юношей-разведчиков, чтобы «высмотреть землю» (Нав. 2:1). Они останавливаются в доме блудницы Раав. Поняв, что они разведчики враждебной армии, Раав укрывает их и просит сохранить жизнь ей и её домочадцам, когда армия войдёт в город. Разведчики дают такое обещание и отправляются в обратный путь. Погнавшиеся за ними представители иерихонских властей ищут их, но терпят неудачу.

Разведчики возвращаются в свой стан, после чего армия выходит на атаку Иерихона. Для этого ей нужно было перейти Иордан, неподалёку от устья. При переходе войска через реку вода Иордана иссякла, армия перешла по сухому дну реки, после чего воды Иордана вновь потекли в Мёртвое море (Нав. 4:18).

Перед взятием Иерихона Иисусу Навину является «вождь воинства Господня» (Нав. 5:13-15) и даёт указания как взять город (Нав. 6:1-4). Получив этот знак поддержки Небесных сил, армия в течение семи дней окружает городские стены. На седьмой день войско обошло город семь раз, в сопровождении священнослужителей, дующих в трубы (Нав. 6:14-16).

Библейский текст следующего за этим эпизода имеет две интерпретации.

  • Первая, традиционная, основанная на переводе, называемом Септуагинта: «И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город»
  • Вторая, менее популярная и основанная на более поздних переводах: «И вострубили в трубы, и раздались воинственные кличи народа, идущего на приступ. Стена города рухнула до основания, и войско вошло в город и взяло его.»

Перед взятием города, Иисус накладывает на него заклятие: приказывает истребить всё его население, а серебро, золото, медь и железо, обнаруженные в городе должны были быть переданы в будущую храмовую сокровищницу. Пощажена была только блудница Раав и её домочадцы. Сам Иерихон был полностью разрушен и сожжён, причём вторая часть заклятия Иисуса запрещала восстанавливать город (Нав. 6:25).

Один из воинов еврейской армии, по имени Ахан «взял из заклятого», и этим заклял весь еврейский народ, поэтому в следующей битве войско потерпело поражение. Иисус, узнав про нарушение запрета, наученный Богом, выявил этого воина. У мародёра были обнаружены золотые и серебряные предметы, взятые на руинах Иерихона, после чего мародёр и его дети были казнены, и божественный гнев утих (Нав. 7:1-26).

В дальнейшем Иисус вступил в сражение с несколькими армиями ханаанских племён, выступивших против него как в одиночку, так и совместно, и победил их, истребив всех жителей их городов, за исключением ханаанеев, живших в Газере, которые не вышли воевать против войска Иисуса и впоследствии остались жить среди колена Эфраима, после раздела страны между коленами.

Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.

История

Взятие Иерихона. Миниатюра Жана Фуке

  • Натуфийская культура - около 10 000-9600 гг. до н. э., сезонные, а затем постоянные стоянки натуфийских охотников и собирателей.
  • Докерамический неолит A - около 9500-8500 гг. до н. э. Здания этого периода имеют круглую форму и построены из саманного кирпича. Очаги располагались внутри и снаружи домов. Обнаружена каменная стена, высотой 3,6 м и шириной в основании 1,8 м. Стена предположительно использовалась для защиты от наводнения, а башня, находящаяся внутри, для религиозных целей.

В среднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. В конце среднего бронзового века (около 1550 года до н. э.) город был разрушен. Согласно Библии, разрушение Иерихона было одним из эпизодов завоевания Ханаана древними евреями.

Согласно Библии, в царствование Ахава (IX век до н. э.) некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей. После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. В римский период Марк Антоний подарил Иерихон Клеопатре, однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66-73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом. О нём упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и другие. При Константине I Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок. В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.

Раскопки древнего города

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёный Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. Немецкий археолог Эрнст Зеллин в 1899 году изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха.

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Первооткрывателем считается Зеллин. При своих раскопках В 1907 году он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). В 1908 году Германским восточным обществом были организованы серьёзные раскопки, руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909 году к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

Холм, в плане напоминающий эллипс, протянулся с северо-северо-востока на юго-юго-запад, и город занимал площадь 235 тысяч квадратных метров. Археологи раскопали полностью (на севере) ширину городской стены, равную 3 метрам, открыли вторую городскую стену шириной 1,5 метра.

Был открыт ещё кусок стены на том же северном склоне холма с каменным цоколем и сырцовой кладкой высотой 7 метров. Исследовав площадь 1350 метров квадратных между городскими стенами и пробными северными раскопками, ученые обнаружили в верхних слоях позднее мусульманское кладбище, а в нижних слоях - остатки городских построек.

Раскопки на западной стороне холма обнаружили каменные лестницы, сооруженные после разрушения городских стен, под лестницами также находились остатки значительно более ранних домов. В северной части холма открыты стены хеттского здания (здание «Хилани»). Ближе к восточной стене, которая не сохранилась, раскопаны остатки домов. Неподалеку от внутренней городской стены открыты кварталы, занимаемые домами, а также улица под стеной. На площади 200 метров квадратных к западу обнаружена городская стена и остатки зданий, а под стеной найден византийский некрополь. Возле юго-западной стены раскопаны остатки дома иудейской эпохи.

Первоначально археологи насчитали восемь наслоений, последовательно сменявших один другой:

  1. мусульманский, самый поздний, представленный могилами;
  2. византийский слой;
  3. позднеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи;
  4. древнеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи (дом над древней стеной);
  5. израильский, к которому относятся дом «Хилани», дома в центре (ближе к восточной отсутствующей стене), могилы, лестницы и внешняя городская стена;
  6. позднеханаанейский (находки между внешней и внутренней городскими стенами и керамика);
  7. древнеханаанейский (остатки города с домами и внешней и внутренней городскими стенами);
  8. первоначальный слой (тоже разделяющийся на несколько периодов), к которому относятся дома под внутренней городской стеной, некоторые массивы кирпичей на северо-западе.

Город назывался Лунным из-за культа Луны. Начальный и ханаанский периоды Иерихона, из которых последний обозначается разрушением массивных кирпичных стен на северо-западе и возведением двух городских стен - наружной и внутренней, скрывавших город наподобие двух колец. Особенно неприступен он был с востока, откуда донимали кочевники. Население города и в начальный период, и в ханаанский - было одно и то же. В древнейшем слое найдены кремнёвые орудия, орудия из других камней, так называемые чашечные камни.

После разрушения города начального периода Иерихон несколько сдвинулся к югу холма. Ханаанейские стены возведены уже в 3-2 тысячелетии до н. э. Факт разрушения Зеллин соотнес с нашествием «четырех царей Востока», описанным в Книге Бытия.

Двойная крепостная стена Иерихона - исключение для . Зато у хеттов это обычный способ защиты городов.

Ханаанейский Иерихон красив. В нём ощущаются эгейские и вавилонские мотивы, хотя в основном он самостоятелен. В одном из домов найден каменный божок, аналогичный изделиям Гезера. Погребений ханаанейского периода в городе не обнаружено. Город был разрушен с востока, где уничтожена вся городская стена, и подожжен (всюду следы пожара), после чего некоторое время оставался почти необитаемым. Впрочем, часть населения продолжала жить в Иерихоне, и это археология связывает с поздне-ханаанейским периодом. Период характеризуется так называемой наколотой керамикой. Зеллин посчитал, что на этот раз Иерихон был разрушен израильтянами. В израильскую эпоху в городе долго оставались ханаанейцы, пока целиком не ассимилировались с завоевателями. Однако раскопки начала века показали, что в позднеханаанский период нет никаких следов присутствия другого народа. До нашествия израильтян в середине 2-го тысячелетия до н. э. оставалось ещё несколько столетий… Собственно израильский слой в Иерихоне сам Зеллин датировал XI-IX веками до н. э. Израильский Иерихон характеризуется необычайным оживлением всей жизни города. Сказывалось влияние связей с арамейскими областями. Построены лестницы поверх разрушенных стен, возведена новая импозантная стена.

Построен дворец «Хилани» в хеттском стиле. Город заполнила разноцветная разнообразная керамика, даже стилизованная под металл. Дворец и стену израильского Иерихона строил Хиил, вероятно, наместник царя Ахава. Иерихон сделался центром значительной области, а крепость защищала от моавитян.

В израильском Иерихоне раскопаны погребения. Они совершались во дворах домов. При костяках обнаружены глиняные сосуды. Дети погребались под полом домов.

В конце VIII века до н. э. царство израильское погибло. Были разрушены стены израильского Иерихона, но город не прекратил своего существования. Над ним два свои периода - ранний и поздний - прожил иудейский Иерихон. Город уже не был укреплённым, но в нём кипела жизнь. Ранний иудейский Иерихон был собран у восточного склона холма. Город торговал через финикийские гавани с Кипром и . Среди находок встречаются кипрские вазы, индийская керамика, аттические и эллинские сосуды, амулеты, божки и демоны. Иудейский город подвергся разрушению при Седекии вавилонским царем Навуходоносором, напавшим внезапно: в домах осталось много утвари. Город был выжжен, и массы людей уведены в плен.

Новый Иерихон стал отстраиваться на севере (в пределах прежнего). При Артаксерксе III уже уведены в плен все жители. Жизнь на холме прекратилась.

До середины II века до н. э. маккавейский город находился в 2-3 км на северо-запад от холма. С конца II века Иерихон опять оживает, правда, тоже не на холме, а у Вади-Кельт. Здесь он и был разрушен в 70 годах I века н. э. Веспасианом.

Но при Адриане город был опять восстановлен. Тогда ещё «живы» были развалины «Хилани», которые почитались, как «дом Раав». И хотя этот дом более поздний, его представляют домом предательницы города, которая помогла Израилю.

С городом Иерихоном Новый Завет связывает рассказ об одном из замечательных деяний Иисуса Христа - исцелении «иерихонского слепца»: слепец воззвал к проходящему мимо Христу об исцелении и тот совершил чудо - слепец прозрел.

Город существовал и в VII-IX веках. С XIII века в нём был мусульманский посёлок, который в середине XIX века снес Ибрагим-паша.

Исследования Зеллина показали, что стены Иерихона действительно упали. Наружная - наружу, внутренняя - вовнутрь. На несколько десятилетий возник спор: когда? Возможно, что на рубеже XIV-XIII веков до н. э. Эта версия не отвергается частью специалистов.

Дальнейшие события были сопряжены с новыми открытиями. Случайно разорвавшаяся на холме в 1918 году граната помогла раскопать древнюю синагогу.

С 1929 года раскопки в Иерихоне вел англичанин Джон Гарстанг. В 1935-36 годах он обнаружил нижние слои поселения каменного века. Люди, не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили сначала в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах. В одном из подобных раскопанных домов обнаружен парадный зал с шестью деревянными столбами - остатки храма. Предметов домашнего обихода ученые здесь не нашли, зато обнаружили много фигурок животных из глины: лошадей, коров, коз, овец, свиней, а также пластические скульптуры символов плодородия. В одном из слоев доисторического Иерихона обнаружены групповые портреты (скульптуры) мужчин, женщин и детей в натуральную величину (глина на тростниковом каркасе).

Дальнейшие открытия в Иерихоне сделала Кетлин Кеньон в 1953 году. Именно тогда об Иерихоне заговорили как о древнейшем городе мира.

Крепость 8 тысячелетия была окружена толстой каменной стеной с мощными башнями, и ни один из более поздних городов на этом месте не воспроизводил таких мощных башен. Стена ограничивала собою площадь 2,5 га на которой жили примерно 3 тысячи человек. Скорее всего, они занимались торговлей солью с Мертвого моря.

Древний Иерихон, вероятно, является «родоначальником» традиции отнимать у покойников черепа (похороны без головы). Головы хранились (или хоронились) отдельно от тела. Этот обычай до самых последних лет существовал у самых разных народов земного шара.

Несмотря на значительные недостатки, с которыми были произведены раскопки, даже на то обстоятельство, что учёные непременно желали «подогнать под Библию» многие открытия, главный вклад Эрнста Зеллина и его коллег в науку в том, что история Иерихона перестала быть исчисляемой с Иисуса Навина и учёный мир получил один из древнейших городов Ханаана, уходящий своим началом в 3-4 тысячелетия до н. э.

Наиболее значительные раскопки памятника были проведены британскими экспедициями под руководством Джона Гарстанга в 1930-1936 годах и Кетлин Кеньон в 1952-1958.

Намерена провести археологические исследования в Иерихоне и работать над сохранением иерихонской смоковницы (дерева Закхея), находящейся на земельном участке, который исторически принадлежал Императорскому Православному Палестинскому Обществу и был юридически оформлен Палестинской администрацией на российское правительство в 2008 году. Открытие российского музейно-паркового комплекса в Иерихоне, строительство которого закончено в 2011, «стало ещё одной страницей в развитии духовно-культурных связей между Россией и ПНА». Комплекс был торжественно открыт 18 января 2011 года лидерами двух стран Д. А. Медведевым и М. Аббасом. Впоследствии, одна из главных улиц Иерихона была названа «по решению жителей города именем российского президента»

Современная история

В 1948 году в ходе Арабо-израильской войны 1947-1949 годов Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 году, после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками. В 1993 году в результате Соглашений в Осло была создана Палестинская национальная администрация и Иерихон вошёл в её состав.

После начала Интифады Аль-Аксы в 2000 году въезд израильтянам в Иерихон запрещён за исключением редких случаев, когда израильская армия даёт разрешение на въезд туристическим группам.

Примечания

  1. Projected Mid -Year Population for Jericho Governorate by Locality 2004-2006 Palestinian Central Bureau of Statistics (PCBS).
  2. Ливан, Израиль, Палестинские территории // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2000 г.; гл. ред. Г. В. Поздняк. - Испр. в 2003 и 2007 гг. - М. : ПКО «Картография»: Изд-во Оникс, 2010. - С. 196. - ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография), ISBN 978-5-488-02507-3 (1-е оформления, Оникс), ISBN 978-5-488-02508-0 (2-е оформления, Оникс).
  3. Иерихон // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Недра, 1986. - С. 25.
  4. Сохранение евангельской смоковницы - дерева Закхея в Иерихоне
  5. Материалы о деятельности рабочей группы ИППО по спасению библейской смоковницы. Россия возвращается на Святую Землю.
  6. Mithen, Steven (2006). After the ice: a global human history, 20,000-5000 BC (1st Harvard University Press pbk. ed. ed.). Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  7. Eric H. Cline. Biblical Archaeology: A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2009. - С. 6.
  8. Под смоковницей, видавшей Христа. Ю. А. Грачёв, Л. Н. Блинова
  9. Архиепископ Егорьевский-Марк принял участие в торжественных мероприятиях по случаю десятитысячелетия Иерихона
  10. Улица имени Дмитрия Медведева в Иерихоне. Обзор российских СМИ, 20 января 2012 г.
  11. Иерихон впустил в себя евреев