Храмовый комплекс кхаджурахо в индии. Эротические храмы в Каджурахо или камасутра в камне. Шедевры безымянных зодчих

Чужеземный образ жизни либо шокирует и раздражает, либо помогает взглянуть на мир шире и понять что-то простое, но очень важное. Храм Каджурахо в Индии – не исключение, он даёт возможность посмотреть на привычную жизнь под другим углом.

В Индии все выглядит ярче и немного по-другому. Вместо улиц с тротуарами и светофорами – узкие лабиринты, где, случайно свернув не туда, на полтора часа становишься участником квеста «найди выход». Вместо такси с шашечками – худой велорикша, заменяющий собой все лошадиные силы. Вместо номера с горячей водой ищешь номер с холодной.

Если в расписании указано, что поезд прибывает на 20 минут раньше, на самом деле он опаздывает на 23 часа 40 минут. Чудеса в Индии на каждом шагу. И если не искать то, чего и дома достаточно, она может приятно удивить. Путешествие по Индии помогает в это по-настоящему поверить.

Храм любви Кхаджурахо

Но чтобы разобраться, какая она на самом деле, — , стоит рискнуть и выбраться за пределы отеля, пляжа и туристической резервации в целом. Превратиться из homo turistas в настоящего искателя приключений, а они наверняка начнутся с первой же минуты.

Колорит Индии легче всего прочувствовать в тех местах, где ее нравы значительно отличаются от русских. Например, на родине Камасутры в храмовом комплексе Каджурахо в Раджастане или в вечном городе Варанаси.


Фото скульптур на стенах Кхаджурахо

Комплекс Кхаджурахо занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО . Для мира его в 1838 году открыл один британский офицер. Он обнаружил в окрестных джунглях , украшенные скульптурами, которые могли бы смутить даже Казанову. Из 85 храмов до наших дней сохранились 22.

Они были построены почти тысячу лет назад правителем Чандраварманом и прославились на весь мир как храмы Камасутры. Одна версия связывает их с таинственными тантрическими практиками древних индийцев, а другая подчеркивает, что откровенные сцены изображены исключительно на внешних стенах храмов. И это могло указывать на то, что человеку стоит освободиться от страстей, прежде чем заходить внутрь.

Достопримечательности сегодня

Сегодня для того, чтобы войти в индуистский храм, нужно, как минимум, разуться и обойти религиозные сооружения – строго по часовой стрелке. Сохранившиеся храмы разделены на три группы: западную (вход платный), восточную и южную (посещение бесплатное).

Забавно, что иностранцы приезжают в Кхаджурахо, чтобы поразглядывать эротические картинки, а индийцы приходят сюда, чтобы понаблюдать за реакцией иностранцев. Забавно то, что для иностранцев билет стоит раз в 10 дороже, чем для самих индийцев.

Несмотря на популярность, храм Каджурахо не превратился из деревни в шумный туристический центр. Сюда можно добраться самолетом из Дели или Агры и остановиться в роскошном отеле (помня, что индийские и европейские «звездочки» сильно отличаются друг от друга). А можно спать прямо на крыше гест-хауса, просыпаться от криков сотен попугаев и вместе с поваром-индийцем готовить манговый ласси (йогурт) на завтрак.

Традиции и современность

Индийцы не только живут бок о бок с традициями, но и во многом их продолжают. Один из сакральных ритуалов – кремация на берегу Ганга – ежедневно совершается в городе Варанаси. Для индуиста быть сожженным в Варанаси – значит навсегда выйти из круга перерождений.

Для западного мира этот город Жизни и Смерти открыли музыканты группы Beatles. Теперь по их стопам часто следуют те, кто охотится за эффектными кадрами. Хотя сфотографировать костры кремации довольно сложно, индийцы тщательно следят за каждым шагом, если у вас в руках камера.

Обязательная программа в Варанаси включает предрассветную прогулку на лодке (150 Rs) вдоль гхатов – больших ступенчатых спусков к реке Ганг. Индуисты называют ее Ганга и почитают как богиню-мать. Здесь можно увидеть весь круговорот индийской жизни.

Целые семьи окунаются в реку, чтобы провести пуджу (приветствие богам), купаются, стирают одежду и сушат девятиметровые на каменных ступенях.

Поблизости проводят кремацию, в воду бросают пепел, тут же забрасывают рыбацкие сети. Вдоль гхатов бродят буйволы и обезьяны, дети играют в крикет и просят угостить их печеньем, продавцы цветов сидят рядом с обнаженными монахами и заклинателями змей – вечное мирно уживается с низменным.

Храмы Кхаджурахо расположены в индийском штате Мадхья-Прадеш, приблизительно в 620 километрах к юго-востоку от Нью-Дели, и являются одним из самых популярных туристик-плэйс в благодаря известным на весь мир эротическим скульптурам, покрывающим храмы.

Храмы Кхаджурахо


Название Кхаджурахо, древнее “Кхаджуравахака”, происходит от санскритского слова кхаджур – финиковая пальма. Легенда рассказывает, что прекрасная Хемавати, дочка брамина, была соблазнена богом Луны Чандрой, когда купалась ночью в реке. От этого союза смертной и бога родился сын, Чандраварман. Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в глухих лесах Центральной , где она стала и матерью и гуру для своего сына. Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чанделла. Когда он был признан правителем, он увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

Явное тайное



Построенные по указу короля Чандравармана, эти храмы пестрят скульптурами и барельефами сексуального содержания. Они сводили с ума пуритански мыслящих британцев, и если бы не затеряность в джунглях, моголы сровняли бы их с землей. Но истинный смысл этих храмов всегда будет ускользать от непосвещенного.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Индуистский храм представляет собой лежащую с раскрытыми ногами женщину. При входе стоят столбы, символизирующие половые губы. Далее идет галлерея, символ влагалища. И наконец мы попадаем в святая святых – пространство матки. В центре святилища стоит лингам, погруженный в йони. Жидкости, поливаемые на лингам во время пуджи (вода, молоко, ги) суть женские выделения разного характера во время разных стадий возбуждения. Все это суть признание и почитание пантеона богов и божественных планов, участвующих в Творении и сакральном создании новой жизни. Горящий огонь суть огонь кундалини, неугасимый и вездесущий.

Тантра



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Принципы строительства этих храмов скорее всего продолжение древнего знания тантры, существовавшего у племён индийского субконтинента (дравидийских и тд.). У ариев ничего подобного не было, и они не строили подобных храмов.

Не смотря на всю роскошь фасада, внутри храмов абсолютно гладкие стены. И в этом есть глубокий смысл. Йогина не смутят и не завлекут внешние проявления кундалини, пестрящие и манящие тысячами образов. Его влечет сама суть, что сокрыта в темноте храма, невидимая, неприметная. Он знает, что именно там находится сат-чит-ананда, и обретается мукти, благодаря милости Шакти Ма.

Храмы Кхаджурахо



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

“В истории архитектуры северной регионами, которые выделяются своими прекрасными постройками стиля Нагара (также называемого индо-арийским), являются Раджастан, Орисса и центральная . На территории последней находятся широко известные храмы в Кхаджурахо, в районе Вунделкханд штата Мадхья Прадеш. Три группы храмов в Кхаджурахо, известные, прежде всего, своими эротическими скульптурами, привлекающими туристов со всего мира, в действительности являются вершиной искусства и изящества, достигнутого архитекторами средневекового стиля Нагара, которые соблюдали нормы и правила сооружения зданий, разработанные их классическими предшественниками.

Кхаджурахо является божественным в настоящем значении этого слова. Не потому, что это город холмов, непревзойденный по изяществу, замысловатости и красоте, а потому, что он был построен династией Чандела, чей основатель, как считается, принадлежал к семейству Срибрахмандмуни или Брахмы, божественного создателя вселенной.


Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Известный арабский путешественник XIV в. н.э., Ибн Батута, дал фантастическое описание Кхаджурахо в своих мемуарах. Он увидел великую столицу Чанделов в 1335 году н.э., когда посетил ее во время правления Махмуд Шаха Туглака. “Там находится озеро”, – писал Батута о том, что он назвал Каджурой, – “около одной мили длиной, а вокруг этого озера находятся храмы, в которых стоят идолы. На этом месте живет племя нищенствующих монахов (jogi-s) с длинными и спутанными волосами. Цвет их кожи желтый, что является результатом соблюдения ими строгого поста. Многие мусульмане прислуживают им и учатся у них таинственным вещам”.

Самое раннее упоминание этого города, называемого по-разному – Шри Кхаджуравахака, Кхаджурапура и Кхаджинпура, принадлежит Абу Рихану, который сопровождал завоевателя Махмуда Гхазни в Индию в 1022 г. н.э. и упомянул его как столицу царства Джиджоти. Правда это или нет, никто не знает. Тем не менее, Кхаджурахо действительно был большим городом, что доказывают его руины, занимающие площадь в 8 квадратных миль.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Согласно легенде, главные ворота города были украшены двумя золотыми пальмами, отсюда его название “место финиковой пальмы”. Более вероятно, что оно происходит из-за преобладания пальмовых деревьев в этой местности. Большая ежегодная ярмарка проводилась здесь по случаю Махашиваратри – дня рождения бога Шивы. Ярмарка является одной из традиций, сохранившихся до наших дней, хотя сейчас очень мало паломников приходят сюда.

Предположение, что здесь когда-то существовал город, немного приподнимает завесу над тайной, почему Чанделы, верные шиваиты, создали невероятное количество витиеватых и эротических храмов Шивы, Вишну и джайнистских в такой, в остальном непривлекательной местности, совершенно далекой от проторенной дороги. Откуда пришли мастеровые? Кто были их натурщиками? Как был финансирован такой крупномасштабный проект? Сохранилось мало ключей к разгадке.

Сегодня Кхаджурахо – не что иное, как маленький сонный город с 6000 жителей в 27 милях от Чхатарпура, расположенный на юго-востоке озера Кхаджурахо Сагара или Нимора Тал, о котором писал Ибн Батута. На берегу озера сохранилось только около 20 сооружений из 85, которые, предположительно существовали когда-то. Хотя многие храмы стали жертвами времени и недостатка средств на их содержание, виновником разрушения остальных в 1494 – 1495 гг., спустя только 500 лет после их сооружения, является султан Шикандер Лоди.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы, все построенные в индо-арийском стиле в период с 950 по 1050 гг. н.э., скорее указывают на непрекращающееся активное строительство в рамках уже отточенного мастерства, чем на процесс эволюции. Они собраны в три группы – западную, восточную и южную, и все, за исключением одного, сориентированы с севера на юг. Внутри храмы очень похожи между собой, построены из гранита или из комбинации светлого песчаника (привезенного из карьеров Панны) и гранита. Поскольку многие из скульптур главных богов были уничтожены или разрушены, очень часто трудно определить, какому святому посвящен тот или иной храм .

На фоне жаркого, пыльного и голого пейзажа Кхаджурахо представляется оазисом. Храмы различаются по высоте, большинство из них состоят из группы сооружений, поднимающихся подобно горным хребтам один за другим, нижняя точка которых – портик, а верхняя – святая святых. Постепенный наклон ведет взгляд вверх от входа к крышам закрытого или с колоннами храмового холла (mandapa) и шпилям зданий (shikhara), открывая душу молящегося богу. Впечатление от этой уходящей вверх конструкции усиливается высокой платформой под ними, подобно тому, как красота драгоценного камня подчеркивается оправой, демонстрирующей его в выгодном свете.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Большинство храмов этого района построены в виде креста с одним входом с востока. Алтари (garbha grha) всех этих храмов, в соответствии со стилем Нагара, окружены специальной дорожкой (pradakshina), чтобы можно было их обходить. Вход в святилище осуществляется через вестибюль (antarala), за которым следует огромный главный зал (mahamandapa). Такого рода планировки могут отличаться специфической формой входной арки или полухолла (ardhmandapa) и холла с колоннами (mandapa), предназначенного для танцев или дополнительных жертвоприношений, что типично для храмов штата Орисса. Некоторые храмы Кхаджурахо представляют собой комплекс из пяти храмов (panchayatana) со специальным храмом, посвященным повозке главного бога.

Поразительной особенностью сооружений является их окно (oriel), украшенное резьбой и выдающееся наружу, подобно балкону. Оно обеспечивает доступ света и воздуха к круговой дорожке (pradakshina) и главному холлу (mahamandapa). Расположенное перпендикулярно к вертикали шпиля (shikhara), оно контрастно оттеняет резьбу. Оно также очень напоминает дворцовые окна в штате Раджастхан. Принцесса Раджпутов появлялась как раз на таком балконе.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Украшения, покрывающие внешние части храма и большую его часть внутри, так же тщательно продуманы, как и план самого здания. Ничто не является лишним, каждый созданный этаж соответствует задуманным требованиям и достигает желаемого результата. Целью создания Кхаджурахо представляется желание скульпторов увековечить современную им жизнь и донести память о ней будущим поколениям. Существуют множество экстаравагантных теорий об эротической скульптуре Кхаджурахо, но документальные свидетельства об образе жизни того времени, наверное, являются лучшим объяснением: поколения, создавшие эти храмы, были свободны от запретов, появившихся столетиями позже и укоренившихся в индийском обществе.

Запад ная Группа Кхажурахо

Кандарайя Махадэва



Кандарайя Махадэва. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Западная группа храмов, шиваитских и вишнуитских, сохранилась лучше других и располагается в два ряда. Каждый из них состоит из одного большого храма и нескольких более мелких. Самый большой, наиболее известный и богатый убранством – розово-белый Кандарайя Махадева, украшающий обложки бесчисленного количества книг об индийских храмах. Пропорции Кандарайя Махадевы достаточно впечатляющи – длина храма 102 фута, ширина 67 футов, высота с башней – 118 футов. Он мастерски построен и исключительно удачно спланирован, и является типичным образцом этой восхитительной группы сооружений.

Посвященный богу Шиве, комплекс из пяти храмов (panchayatana) был построен между 1025 и 1050 гг. н.э.

Сегодня из пяти первоначально существовавших зданий осталось только главное. Все пять были сооружены на высокой площадке, хотя, конечно, вспомогательные храмы были намного меньше по размеру и зрительно как бы связаны длинными каменными скамейками, где паломники могли немного отдохнуть.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Цоколь храма, к которому ведет пролет высоких ступеней, был оформлен девятью равномерно расположенными нишами для статуй Шивы, Ганеши и семи богинь матерей, matrika-s (или sakti-s). Шакти также означает женскую силу, суть жизни. Искусно спланированный постамент, так же как и выступающие вперед окна наверху (oriel), ориентированы на страны света. Изысканные балконы обеспечивают достаточное количество света для обзора скульптур в святая святых.

Вы входите в роскошно отделанную прямоугольную галерею и неф через словно вырезанный из слоновой кости арочный вход (torana) с фигурами сказочных чудовищ, небесных музыкантов, танцовщиков (gandharva-s) и богов (deva-s). Внутренняя часть храма так же старательно отделана резьбой, как и наружная поверхность. Комнаты храма наполнены воздухом и светом, что придает объем резьбе на их полукруглых потолках. Своей отделкой они очень напоминают легендарные мраморные джайнистские храмы горы Абу.

Вход в алтарь также украшен резьбой. Здесь аскеты медитируют, речные богини охраняют бога гор, а каменные цветы предлагают себя богу. Обрамленный этим богатством, здесь находится Shankara (Шива) в виде мраморного мужского члена (linga), символа жизни. Его место расположения, как и его пещера в Гималаях, темно и свободно от украшений. В тишине и полумраке бог отдыхает, успокаивая паломников своим молчаливым, строгим присутствием.

Алтарь окружен украшенной круглой дорожкой (рradakshina), а на его постаменте находятся восемь ведущих богов (ashtadikpala-s) – Индра, Агни, Яма, Наирита, Варуна, Вайю, Кубера и Исана, охраняющие Шиву. Над ними в стене находятся ниши для скульптур каждого члена святой триады.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Три горизонтальных пояса скульптур на стенах, повторяясь, продолжают друг друга, создавая чувство волнообразного движения по всему сооружению, освещая одних и придавая им силу, и маскируя других своей тенью. В жаркий день храм мерцает как волшебное видение.

Множество богинь (deva-s, devi-s) и чувственных танцовщиц (apsara-s) – согласно подсчетам всего 872 – предстают на стенах как влюбленные, мечтатели и воины. Все человеческие и божественные фигуры кажутся восторженными, наполненными внутренней радостью. Их глаза устремлены поверх смотрящего на них, в какой-то их личный рай. Даже в эротических скульптурах состояние экстаза на лицах пар скорее божественное, чем земное. Безусловно, создатели Кхаджурахо были не только высококвалифицированными, обученными и глубоко религиозными людьми, они также хорошо знали Кама Сутру.

Внешне храмы также украшены рядами рельефных изображений. Над рядами скульптур миниатюрные башни соединялись с центральной. Главный шпиль (shikhara) храма Кандарайя Махадева, выражающий мирские и духовные устремления, поднимается в виде параболической дуги, имитирующей соединенные руки паломника, сложенные в приветствие (namaskar).



Лакшмана. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храм (mandir) Лакшмана Джика, как это ни удивительно, не посвящен брату Рамы, носящему это имя. Но как храм получил это имя – не ясно, поскольку он бесспорно является храмом Вишну. Он известен своими великолепными рельефными изображениями и необычной гробницей с барельефами учителя (guru) и его учеников (sisya-s).

Несмотря на то, что по композиции он подобен своему соседу – храму Кандарайя Махадева, храм Лакшмана меньше по размеру, но шире резко поднимающегося вверх храма Кандарайя. Он 98 футов длиной и 45 футов шириной, имеет 5 ниш, традиционные окна (oriel) и изысканной резьбы выступающий вход (torana).



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Внешняя часть храма украшена изображениями различных эротических поз (sthambha-s) из Кама Сутры и продолжает тему храма Кандарайя, воспроизводящего жизнь Кхаджурахо в сценах спортивной борьбы, молений, танцев, борьбы слонов и т.п. Внутри перемычка двери над входом в святая святых украшена резными фигурами Лакшми и бога Брахмы, которого редко увидишь в индийских храмах. Над двумя маленькими алтарями по бокам – изображение вселенной с девятью планетами (nava graha-s). На боковых стенках двери – живописная картина пахтания океана богами (devas) и демонами и изображения бога Вишну в различных воплощениях. В центре комнаты находится, высотой 4 фута и обрамленная гирляндами (torana), статуя трехрукого и четырехголового бога Вишну. Его центральная голова – человеческая, а две другие представляют его в образе Нарасимхи – человека-льва и Варахи – кабана.

Храм Лакшмана впечатляет силой исторического повествования, по сравнению с другими храмовыми скульптурами. Не только резьба великолепна, но и истории, о которых она рассказывает – необычны. Например, рельефное изображение Реванты. Изображения бога солнца Сурьи можно встретить по всей Индии в храмах, посвященных ему, или в качестве вспомогательного божества. Но в этом храме есть редкое изображение сына Сурьи – Реванты на коне, во время охоты на кабана, оно приближает к жизни мало известный мифологический характер, помещая его в социальный контекст повседневности.



Чаусат Йогини. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

64 жрицы (yogini-s), давшие этому храму его имя, являются помощницами Кали (или Дурги). Они жили в необычном храме, открытом небу. Он был построен в 900 г. н.э. и расположен на каменной скале на восток от Шив Сагара или “озера Шивы”.

Это место поклонения, возможно, принадлежащее тантрическому культу, не похоже на остальные сооружения Кхаджурахо. Оно состоит из 65 келий, расположенных по периферии прямоугольного двора, каждая из которых увенчана небольшим шпилем (shikhara) и окном в стиле буддийского храма (chaitya). Сегодня только 35 из них сохранились. Все они, за исключением одной, одинакового размера и предназначались для каждой из жриц. Возможно, там были деревянные двери, защищавшие статуи. Большой алтарь в центре юго-западной стены обращен ко входу и был, согласно некоторым источникам, предназначен для Кали. Другие считают, что там должна была находиться статуя Шивы Бхаиравы. В настоящее время там помещаются три божества – один Махишасурамардини (еще одно имя Кали, которая убила демона Махишасуру) и две статуи, принесенные сюда из небольших вспомогательных храмов и представляющие матерей-богинь Брахмани и Махешвари.


Матангешвара. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия

Единственный действующий индуистский храм в Кхаджурахо – Матангешвара – является священным как для царского семейства этого района, так и для остальных жителей. Обращенный на восток и украшенный эркерными окнами (oriel), храм стоит недалеко от храма Лакшманы. Его уникальная особенность – это установленный на полу алтаря большой женский символ йони – двойник линги или фаллического символа, высотой 4 фута. Он 20 футов в диаметре и удерживает тщательно отполированный лингам высотой 8 футов и 3 фута в диаметре.

Восточная Группа Кхажурахо

Восточная группа храмов Кхаджурахо состоит преимущественно из джайнистских святынь – Парсванатха, Ади-натха, Шанти Натха и Гхантаи, построенных религиозно терпимым Чанделой. Здесь также находятся целый ряд небольших индуистских храмов, таких как Джавари, Вамана, Брахма и Хануман. Из них первые три посвящены богу Вишну, Вамана посвящен его воплощению в образе карлика, а храм Брахма из песчаника и гранита, один из старейших в Кхаджурахо, был назван так по ошибке.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Хануман, обезьяний бог и преданный помощник Рамы, был когда-то очень популярным в северной Индии (он все еще высоко почитается в штате Махараштра). В храме находится 8-футовая статуя Ханумана, датируемая 922 годом н.э.

Южная Группа Кхажурахо

В южной группе сохранились только два храма – Чатурб-худж и Дуладео, в первом из них находится огромная статуя бога Вишну, а Дуладео, вероятно, является последним храмом, который был здесь построен.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Дуладео – храм Шивы, но его название означает “Святой Жених”. Рассказывают, что однажды мимо храма проходила свадебная процессия, и жених скончался у его входа, превратившись в божество. Небольшой, изящный пятипалатный храм хранит несколько известных эротических резных скульптурных изображений, но все же это строение не столь совершенно, сколь его предшественники”.

Храм Брахмы в Кхажурахо



Храм Брахмы, один из немногих в Индии. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

“Согласно индуистской мифологии, Брахма, хотя и величайший из всех богов, был однажды проклят за то, что у него нет последователей, и поэтому памятников ему не строили. Это объясняет, почему существует очень небольшое число mandir-s (храмов), посвященных ему, хотя он часто присутствует в храмах других богов. Хотя ему и не поклоняются, Брахма остается высокопочитаемым богом”.

Каумуди Маратхе “Храмы Индии. Превращение камня” МК-Периодика, Москва 2001


Брахма. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Кхаджурахо – сакральная сторона страсти



Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв


эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Комплекс храмов Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Прекрасный индуистский храмовый комплекс в городе Кхаджурахо, который располагается в индийском штате Мадхья Прадеш, знаменит на весь мир. Храм Кандарья-Махадева относится к Западной Группе храмов и является одним из наиболее больших и богато украшенных зданий в ней. Именно он пронизан явным эротизмом больше всех остальных построек комплекса.

Строительство храма начал знаменитый правитель Чанделы Видьядхара, как считается, примерно в 1050 году. Название этого храма происходит от слов «кандара», что значит «пещера» и «Махадева» - еще одного имени Шивы. Внешние его стены украшены более чем 640 изящными статуями, которые изображают животных, танцовщиц, музыкантов. Наибольшее внимание туристов привлекают, конечно же, скульптуры эротического характера, которыми изобилует Кандарья Махадева. Там можно увидеть множество эротических сцен, некоторые из которых весьма экзотичны. Несколько входов в храм «смотрят» на восток и запад и представляют собой небольшие «крылечки», к которым ведут несколько длинных лестничных пролетов. Внутри здание имеет несколько больших залов, украшенных высокими колоннадами и красивыми балконами, а также главное святилище. Именно в нем расположен выполненный из мрамора священный «линга» Шивы, который представляет собой небольшой столбик, символизирующий божественную сущность.

Шпиль (шикхара) главного храма Кандарья-Махадевы возвышается на 31 метр и окружен 84-мя миниатюрными своими копиями.

Как часть большого храмового комплекса Кхаджурахо, Кандарья-Махадева входит в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Каджурахо - храм Камасутры

Искупление греха в чувственном наслаждении

Подлинная история храмов Кхаджурахо неотделима от легендарной

Сын Луны

Средневековая индийская легенда донесла до нас рассказ о красавице Хемавати и её сыне Чандравармане. Когда-то давно в священном городе Варанаси жила девушка удивительной красоты по имени Хемавати. Она была благородного происхождения, ибо принадлежала к высшей касте брахманов. Как-то ночью при свете луны она принимала ванну в бассейне у своего дома. Дева была столь прекрасна, что сам Чандра — бог луны , залюбовавшись на её прелести, спустился на землю и соединился с девушкой в любовном порыве. От этой связи с небожителем Хемавати забеременела. Её ждало всеобщее осуждение за добрачную связь, особенно недопустимую для брахманки. Но Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Он пообещал, что её сын со временем станет царем и рассказал, что ему предстоит построить восемьдесят пять храмов, украшенных эротическими изображениями, в лесу финиковых пальм кхаджур и совершить жертвоприношение богам. Чандра пояснил, что только это может искупить нечаянный грех его матери.

Хемавати послушно покинула Варанаси удалилась в лес. Там в маленькой деревне Кхаджурахо она родила сына и дала ему имя Чандраварман. Мальчик вырос таким же сильным и красивым, как его божественный отец. В 16 лет он мог голыми руками убить тигра . И тогда Хемавати призвала бога луны. Чандра сделал своего сына царем, а Кхаджурахо стала его столицей. Молодой царь одержал много побед над врагами, построил вокруг Кхаджурахо восемьдесят пять храмов. Совершенные во время строительства ритуалы, включавшие украшение храмов фигурами в эротических позах, освободили его мать от её вины. Так, согласно легенде, появились ныне известные во всем мире индуистские храмы в Кхаджурахо, украшенные эротической скульптурой.

Проза жизни

На самом деле история храмов Кхаджурахо и их строителей была совсем иной. В IX-XI веках в царствах и мелких княжествах Северной Индии власть захватывали воинственные династии раджпутов, переселявшихся из западной части страны — из Раджастана и Гуджарата . В одном сочинении того времени сказано:

Царское достоинство — это не наследственное право. Оно не может быть передано и письменным документом. Им пользуются, когда его приобретают при помощи меча. Землей правят герои.

Однако согласно древней традиции настоящим царем в Индии считался только выходец из варны (касты) кшатриев — прирожденных царей и воинов. Утвердившись у власти, раджпуты старались выдавать себя за кшатриев, подтверждая свои претензии легендами о мифических древних царях Солнечной и Лунной династий, ведущих свое происхождение от самих богов. Но кроме подтверждения кастовой принадлежности новоиспеченному царю, для легитимизации своей власти полагалось щедро одарить представителей касты жрецов — брахманов — земельными владениями и индуистскими храмами.

Сильнейшим из раджпутских царств к VIII веку стало царство Гурджара-Пратихаров . Временами контролируемые некоторыми членами этой династии территории покрывали половину всей Северной Индии, а их вассалами считались правители большинства мелких княжеств. Среди этих последних были представители раджпутского клана Чандела, взявшие со временем себе второе наименование — Чандратея, то есть «потомки Чандры», бога луны, объясняя такое переименование уже известной нам легендой. К IX веку они добавили к своим владениям небольшое княжество в Центральной Индии со столицей в Кхаджурахо (на территории современного штата Мадхья-Прадеш). Тогда город назывался Кхаджураватика, что в переводе с санскрита означает «лес финиковых пальм».

Чанделы были доблестными воинами и верными вассалами. Они помогали Пратихарам отбивать набеги мусульман из долины Инда . Особенно отличился царь Харшдев (Harsha Deva, годы правления ок. 900-925). В 914-915 годах Пратихарам противостояла сильнейшая держава Индии — империя Раштракутов (Rashtrakuta). Двигаясь с юга, армии их царя Индры III (Indra III, годы правления 914-929) одерживали одну победу за другой и даже захватили столицу Пратихаров город Канаудж . Исход войны решило вмешательство армии Харшдева: с его помощью сюзерены вернули свои владения, а он сам сильно укрепил собственное влияние.

Но основателем независимого царства Чанделов стал сын Харшдева Яшоварман (Yasovarman или Lakshavarman, годы правления ок. 925-950). Воспользовавшись ослаблением держав Пратихаров и Раштракутов, он объявил себя великим царем (махараджей) и начал захватывать земли ослабевших соседей. В столице он построил величественный храм Лакшмана. Вершины своего могущества царство Чанделов достигло при его сыне Дханге (Dhanga, годы правления ок. 950-1002). Резиденция клана переместилась в крепость Калингар, но Кхаджурахо всегда оставался культовым центром Чанделов.

Небесные нимфы апсары и сурасундари. Фото (Creative Commons license): Librex

Завоевав в ходе серии победоносных походов значительную часть Центральной и Северной Индии, включая Варанаси, Дхангдев принял титул Махараджадхираджа Калингарадхипати, то есть «великий царь, царь царей, повелитель Калингара». Будучи покровителем искусства и архитектуры, он продолжал храмовое строительство в Кхаджурахо, возведя в частности храм Вишванатха . Новые храмы воздвигались и в XI веке при царе Видхьядхаре (Vidhyadhara Deva, годы правления ок. 1025-1035), который успешно оборонял владения Чанделов от набегов армии Махмуда Газневи из Афганистана и Пенджаба . Итак, храмы Кхаджурахо не были построены в одно время, но возводились постепенно в течение X-XI веков по инициативе царей династии Чандела, бывших не только воителями, но также ценителями и покровителями искусств.

Когда архитектура оживает

X-XII века были временем расцвета индуистской храмовой архитектуры Северной и Центральной Индии перед их завоеванием мусульманами. Храмы Кхаджурахо — без сомнения, самые яркие памятники той эпохи. Среди храмов Кхаджурахо есть и джайнские, посвященные джайнским святым-аскетам. Но наиболее известны индуистские святилища, центры культа главных индуистских богов Шивы и Вишну.

Храмы выстроены на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для строительства послужил песчаник. В плане индуистские храмы напоминают крест с двумя перекладинами. Крупнейшие из них величественны и монументальны, но внутреннее пространство святилища невелико. Высокие башни-купола храмов (шикхары) должны напоминать о вершинах Гималаев , на которых обитают боги. Некоторые храмы, в частности Лакшмана, окружены четырьмя малыми приделами по углам центрального святилища. В эпоху династии Чанделов сакральные постройки были окружены водоёмами и парками.

Однако храмы Кхаджурахо известны не столько архитектурой, сколько скульптурой, украшающей их. Крупнейшие святилища: храмы Махадева, Вишванатхи (оба храма посвящены Шиве), храм Лакшмана (в честь Лакшманы — верного спутника Рамы, который считается воплощением Вишну) обильно украшены скульптурными барельефами, приближающимися иногда к круглой скульптуре. Изображения богов, небесных нимф, праздничных процессий, аскетов, любовников, фантастических животных покрывают пространство стен храма столь плотно, что его архитектура на глазах оживает. Розоватые прожилки в камне наделяют фигуры мягкими оттенками живой плоти. В течение дня храмы слегка меняют цвет: от теплого розоватого на рассвете к белому в полдень и вновь к розоватому на закате. Помимо барельефов, в Кхаджурахо встречаются примечательные примеры культовой монументальной скульптуры. Наиболее яркий пример — это огромная статуя Варахи в аватаре (воплощении) вепря, то есть Вишну. Именно в этом образе, по преданию, он спасал Землю от великого потопа.

Более всего привлекают посетителей скульптурные изваяния эротического содержания. Иногда храмы Кхаджурахо даже называют храмами Камасутры . На стенах храмов с интригующей откровенностью показаны «митхуна», пары возлюбленных, и «майтхуна», изображение любовных объятий в самых разнообразных вариациях. Но такие композиции составляют не более десятой части всех скульптурных изображений. Между тем эротизмом проникнуты многие, если не большинство скульптур. Особенно это касается фигур небесных нимф — апсар или сурасундари.

Изображение более откровенных и даже непристойных сцен майтхуна стали появляться на храмах только в X веке. Примечательно, что в Кхаджурахо такие сцены встречаются только на наружных стенах храма и в стороне от изображений высших божеств. Ученые полагают, что на появление таких сюжетов в храмовой скульптуре повлиял древний культ плодородия и стремление отвести от храма дурное влияние. Вероятно, здесь нашли свое отражение сексуальные обряды, которые, как считалось, способствуют плодородию и вместе с тем предохраняют против сил зла и разрушения.

Позитивные аспекты непристойности проявляются во время сезонных индийских праздников в начале весны, таких, как Холи . Стоит также напомнить, что в средневековых храмах Индии жили девадаси (буквально — «рабыни бога»), то есть . Они демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или даже царя с целью достичь процветания царства или милости богов. Не случайно основным эротическим мотивом Кхаджурахо является изображение аскета вместе с куртизанкой.

Наконец, в индийской мифологии встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему сурасундари — искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Существует предположение, что сцены майтхуны призваны были проверить духовную чистоту посетителей храма, которые должны были оставить мысли о плотских утехах, соприкасаясь с божеством.

Появление такой храмовой скульптуры именно в X веке связано с развитием двух религиозных течений в индуизме: бхакти и тантры . Бхакти, наиболее быстро распространявшееся в среде поклонников Вишну, требовало от верующего прежде всего любви к богу в разных её формах, в зависимости от пола, возраста и психического склада адепта. Одной из форм почитания Вишну в его аватаре Кришны было воспевание страстной любви пастушек к юному Кришне , имевшей откровенно эротическую окраску. Согласно преданию, однажды, желая удовлетворить беспредельную страсть к нему 900 тыс. пастушек, он воплотился в такое же количество образов и предался любви с ними, используя двенадцать различных поз. Как повествует «Брахма-вайварта-пурана»:

От всех этих совокуплений исходил чарующий звук колокольчиков наручных и ножных браслетов. Все женщины стонали от блаженства .

Такие аспекты культа Вишну повлияли на усиление эротизма в скульптуре Кхаджурахо.

Тантризм был более популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви, а кроме того — проник из Индии в тибетский буддизм . В тантрической традиции Шива воспринимается как верховное божество и конечная реальность, а его творческая энергия — Шакти (часто отождествляемая с Деви) считается его «женой». Шактистский тантризм, помимо медитации , йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти в ходе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во вселенной, так и в душе верующего. Майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Полагают, что тантрические практики были одним из источников вдохновения для скульпторов, украшавших шиваистские храмы Кхаджурахо.

Затмение Лунной династии

В XII веке храмы Кхаджурахо продолжали процветать под покровительством Чанделов, но сами цари «Лунной династии» всё чаще терпели поражения в борьбе со старыми и новыми противниками. В начале XIII века Чанделы вынуждены были признать свою зависимость от мусульманского Делийского султаната в Северной Индии. Судя по сообщениям средневековых географов, храмовый комплекс в «лесу финиковых пальм», изрядно пострадавший от мусульманских вторжений, оставался действующим ещё в XIV веке. Князья из династии Чанделов продолжали править в соседних областях несколько столетий, но они уже не претендавали на роль независимых и великих царей, какими были их предки — строители величественных и совершенных храмов.

Храм Деви Джагадамби. Фото (Creative Commons license): Paul Mannix

К XIX веку, несмотря на заботу жителей соседних деревень, храмы Кхаджурахо заросли джунглями. Они были обнаружены англичанами в 1830-40-е годы. Реставрационные работы начались только в начале XX столетия. Сейчас Кхаджурахо — это небольшое по индийским меркам местечко с населением около десяти тысяч человек. Попасть туда можно либо автобусом из Агры , либо на самолете (ежедневный перелет по маршруту Дели-Агра-Кхаджурахо-Варанаси). Из восьмидесяти пяти храмов время сохранило только двадцать четыре. Теперь всемирно известный храмовый комплекс превратился в притягательный объект для туристов и охраняется как памятник мирового наследия ЮНЕСКО . В марте здесь на фоне храмов, всё ещё излучающих живую энергию, проходит фестиваль исполнителей индийского классического танца.



Каджурахо - храм Камасутры

В Индии, в штате Мадья Прадеш, есть местечко под названием Каджурахо. У этой деревушки есть свой собственный аэропорт, несколько отелей, налаженный туристический бизнес, чем могут похвастаться только самые крупные города этой страны. Почему же здесь, в глуши, не иссякает поток туристов со всего мира? Отгадка проста — только в Каджурахо можно увидеть уникальные храмы, каждый из которых воспевает чувственную любовь…

Откровенные сцены

В эти глухие места приезжают тысячи туристов, приехавших полюбоваться на необычные храмы, украшенные скульптурами и барельефами. Правда, при этом рекламные проспекты предупреждают — не берите на экскурсию детей. Зрелище, которое предстанет вашим глазам, явно предназначено только для совершеннолетних.

Взрослые же, побывавшие в этих местах, потом взахлеб рассказывают друзьям о впечатлениях и показывают фотографии, на которых смело можно ставить гриф: «Детям до 16 смотреть воспрещается!»

Туристические проспекты завлекают путешественников заманчивыми призывами: «Храмы Каджурахо — самое эротичное место мира! Самая большая галерея эротических скульптур под открытым небом! Откровенность и секс в каменных изваяниях! Ожившая Камасутра!»

И это вполне соответствует действительности, за исключением последнего — Камасутра имеет к этим храмам самое отдаленное отношение, разве что европейские издатели очень любят иллюстрировать этот древнеиндийский трактат фотографиями скульптур из храмового комплекса Каждурахо.

Когда европейцы впервые увидели эти храмы, то были в шоке — на барельефах торжествовал праздник плоти, и эротические сюжеты древних индийских мастеров показались выходцам из пуританского цивилизованного общества просто порнографическими…

Случилось это в 1838 году, когда отряд англичан-военных случайно наткнулся на удивительную деревушку. Достаточно долгое время об обнаруженных храмах было мало кому известно — в XIX веке такие сюжеты могли только шокировать публику.

Храмы оставались в стороне от туристических маршрутов, только отдельные специалисты-искусствоведы занимались изучением необычных произведений человеческих рук.

Сооружены уникальные храмы были в X-XII веке династией Раджпутов Чанделла, которые правили Центральной Индией в те времена. Всего было построено 85 подобных храмов, из которых только 22 дожили до наших дней.

Фасады этих уникальных сооружений заполнены не только откровенными изображениями любовных игр, но и немыслимым количеством изображений зверей, военных сцен и т.д.

Храм во славу женщины

Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты. Представительницы прекрасного пола изображаются в различных проявлениях. Они пишут письма, играют с детьми, вынимают занозу из ступни, смотрят в зеркальце на свое прекрасное отражение, расчесывают чудесные волосы, играют на флейте, танцуют…

Существует красивая легенда, повествующая о происхождении храмов Каджурахо. Когда однажды вечером Эмавати, очаровательная молодая дочь священника-брамина, купалась в речке Рати, ее соблазнил Бог Луны. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Отвергнутая всеми, одинокая женщина стала искать прибежище в густых лесах Центральной Индии, став для сына не только матерью, но и гуру.

Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став полноправным правителем страны, он решил осуществить мечту своей матери: она просила его строить храмы, которые показывали бы силу человеческой страсти и красоту женской любви.

Так или иначе, но эти храмы действительно воспевают человеческую страсть, и даже современным туристам, которых уже ничем не удивить, некоторые любовные сцены, запечатленные в камне, кажутся чересчур откровенными.

Единство души и тела

Существует множество точек зрения на то, зачем же собственно были изображены столь интимные сексуальные картины на стенах храма. Можно это объяснять по-разному. Во-первых, индийская культура изначально имела тесную связь с сексуальными мотивами, не видя ничего постыдного в эротике.

К слову говоря, когда в Индию пришли англичане и стали активно насаждать свое мировоззрение и перевоспитывать «диких туземцев», то во многом сломали естественное отношение индусов ко многим вещам. Они, как Адам и Ева в раю, вдруг увидели, что они наги, и им захотелось прикрыться.

Тысячи лет индусы не видели ничего плохого в занятиях сексом, но под воздействием англичан-пуритан вдруг осознали, что это плохо и начали пересматривать свои взгляды. Сейчас Индия, пожалуй, одна из самых целомудренных стран, где запрещены многие увеселения эротического толка, а сексуальная цензура, наверно, построже, чем в СССР.

И это сказалось и на самих храмах в Каджурахо — один из индусских лидеров даже предлагал разрушить храмы, а другой — завесить изображения, чтобы не смущать покой и целомудрие жителей Индии и туристов. Но к счастью, пока это не случилось, и храмы по-прежнему радуют глаз своими изображениями. Вернемся к вопросу, почему же здесь существует такое большое количество изображений плотских утех.

Отметим одну деталь — если на внешней стороне храмов царит праздник плоти, то внутри зданий нет никаких скульптур. Древние мастера говорили — если вы остаетесь снаружи, с восхищением рассматривая многочисленные картины, связанные с актами любви, то ваша сексуальность еще не дает вам войти в храм, чтобы остаться наедине со своей душой. Если, попав в пустой храм, вы чувствуете, что снаружи вам было «интереснее», значит, ваша плоть еще торжествует над вашим духом, и он пока не прикоснулся к божественному…

Поп-дивы без поддержки

Интересный эпизод, связанный с Каджурахо, произошел несколько лет назад. Тогда на пике популярности была английская поп-группа «Спайс Герлз». Эта группа, которая прославилась помимо прочего и сексуальными образами своих участниц, собиралась выступить в Индии, в этом знаменитом храмовом комплексе.

Но деятели индийского искусства в один голос начали утверждать, что не позволят европейцам оскорблять свои чувства. Тогда прозвучала фраза, которая очень ясно выражает разницу между «цивилизованным» европейским миром и «нецивилизованным» восточным: «Эротика Каджурахо является частью индийского взгляда на мир. Группе не будет разрешено использовать храмы как «эротическую поддержку» для своих шоу. Сексуальность без духовности превращается в порнографию»...

Храмы камасутры в Кхаджурахо (18+!!!)

В самом центре индийского штата Мадхья-Прадеш расположен небольшой населенный пункт Кхаджурахо. В городке насчитывается немногим более 19 тысяч жителей. Но, тем не менее, Кхаджурахо является одним из самых массовых туристических направлений в Индии. Колорит этому месту придает удивительный храмовый комплекс, построенный около 1000 лет назад.

Храмы Кхаджурахо были построены между 950 и 1050 нашей эры во времена правления династии Чандела. Эти храмы считаются пиком индийского архитектурного гения Средневековья. Первоначально храмов было 85, и лишь 22 из них существуют и ныне. С угасанием династии Чандела эти великолепные храмы были преданы забвению и стали уязвимы перед разрушительными силами природы. И только в 20 веке храмы были вновь «открыты», отреставрированы и получили признание, которого они справедливо заслуживали.

Эти храмы — свидетельство не только мастерства их творцов, но также и широты взглядов Чандела Раджпутов, под чьим чутким руководством и были построены все эти храмы. Архитектурный стиль храмов тоже довольно своеобразен для тех времен. Храмы настолько филигранны, что складывается впечатление, что они высечены из единого монолита. На самом деле храмы созданы из песчаника без использования раствора. Мегалиты составлялись с помощью цапфовых соединений и удерживались вместе силой тяжести. Подобный способ строительства требует очень точных соединений.

Внешние стены храмов украшены тысячами весьма реалистично созданных скульптур, благодаря которым комплекс и стал известен миру. Скульптурные композиции изображают эротические сцены. Небольшая часть из них — это сцены совокупления, которые носят откровенный, порой порнографический характер. Однако внутри храмов никакой порнографии нет.