Что такое рейс, виды рейсов. Что такое чартерный рейс Транзитные или трансферные рейсы

При чартерной перевозке в роли заказчика может выступать любая организация: крупное деловое объединение, туристская фирма, промышленное предприятие, учебное заведение, общественно-политическая партия и т.д.

Эти организации могут фрахтовать самолеты для:

    осуществления перевозок своих сотрудников с деловыми или иными целями, для доставки туристов к местам отдыха;

    болельщиков в места проведения спортивных мероприятий;

    молодежи и школьников, с целью реализации экскурсионно-развлекательных программ;

    верующих в центры паломничества;

    конгрессменов на проведение съездов и конференций и т.д.

В связи с этим в мировой практике различают ряд коммерческих разновидностей чартеров.

Закрытый чартер.

Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер.

Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т.п. Заказчиком чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер.

Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30-50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

Блок-чартер.

Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20-30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирмой и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер. При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться от нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого тур-агент может отказаться от квоты заявленных мест или ее части. При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам.

Нецелевой чартер.

Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой

Сплит-чартер.

Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.

В зависимости от условий использования самолета чартеры можно разделить на несколько видов: разовый чартер, тайм-чартер и чартерная цепь .

При разовом чартерном рейсе («разворотный чартерный рейс») самолет доставляет туристов в пункт назначения и тут же улетает обратно. Если рейс запланирован «туда-обратно», то через какое-то время самолет должен прилететь за туристами, чтобы забрать их в первоначальный пункт отправления («2 разворотных рейса»). При такой перевозке фрахтователь воздушного судна заказывает полеты на определенные даты и в эти даты авиакомпания обязана предоставить воздушное судно для выполнения чартерного рейса. В остальное время перевозчик использует этот самолет в соответствии со своими планами.

Разовые чартеры используются довольно редко, поскольку они требуют слишком больших затрат на топливо. Количество авиатоплива, необходимое для перелета, зависит от его маршрута и типа воздушного судна. Цена керосина колеблется в разных странах от 650 до 1300 $ США за тонну. Естественно, закупать топливо на холостые прогоны самолета (после высадки туристов самолет летит обратно, как правило, пустым и пустым же возвращается за ними) крайне невыгодно.

Тайм-чартер предполагает фрахтование воздушного судна на определенный период времени. При этом после доставки пассажиров из одного пункта в другой самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту прилета на все время пребывания туристов в пункте назначения. Иногда тайм-чартер называют «разовый с отстоем». Тайм-чартер выгоден заказчику в том случае, если время пребывания туристов в дестинации не слишком велико (от 1 -2 дней до недели). При этом заказчик оплачивает время использования самолета, исходя из стоимости летного часа и стоимости простоя самолета, несет дополнительные расходы на стоянку воздушного судна в аэропорту, оплачивает содержание и размещение экипажа, а в некоторых случаях и издержки перевозчика за снятие лайнера с регулярного рейса. Какой вид чартерного рейса выбрать с отстоем или без, решает турфирма, исходя, главным образом, из финансовых интересов. Перевозчику же в большинстве случаев (при наличии достаточного парка машин) выгодны все разовые чартеры, так как он сразу получает гарантированную плату за всю перевозку независимо от степени загруженности рейса.

Широкое распространение получили чартерные рейсы при внутренних, и при международных грузовых перевозках. Особенно они востребованы там, где отсутствуют регулярные грузовые маршруты, а также при перемещении крупногабаритных, тяжеловесных грузов, больших партий скоропортящихся товаров, животных и т.д.

Популярность чартерных рейсов и их экономическая эффективность привели к возникновению авиакомпаний, специализирующихся на чартерных перевозках. В 1972 г. была создана Международная Ассоциация авиачартерных перевозчиков, которая занимается решением проблем, связанных с организацией чартеров и защитой своих интересов на рынке авиауслуг.

Чартерная цепь представляет собой вид чартера, при котором самолет с регулярной периодичностью совершает чартерные перевозки в один (или несколько) пунктов назначения по челночной схеме «туда - обратно». При этом одну группу туристов он отвозит, а другую забирает. Такие чартерные рейсы называют еще чартерными на регулярной основе, поскольку по своей сути они близки к регулярным перевозкам.

Организовывать чартерные цепи выгодно в сезон массовых перевозок, связанных с отдыхом туристов. При этом непроизводительными затратами являются только первый и последний рейсы воздушного судна (когда самолет возвращается пустым после доставки первой группы туристов и летит пустым за последней группой).

Расходы на холостые прогоны воздушного судна турфирма (или фирма консолидатор чартерного рейса) распределяет между всеми звеньями цепочки. Поэтому, чем длиннее сама чартерная цепь и чаще перелеты, тем меньше будут затраты фирмы на перевозку пустых мест и тем дешевле будет обходиться туристам перевозка.

Чартерная цепь, как правило, организуется на период времени 4-5 мес. с частотой рейсов 1-2 раза в неделю, реже один раз в 10-14 дней. После окончания каждого челночного рейса чартерной цепи воздушное судно используется авиакомпанией по своему усмотрению, но к моменту совершения нового перелета оно должно быть предоставлено заказчику в аэропорт отправления.

Ответственность за своевременную доставку самолета в пункт начала чартерного рейса перевозчик берет на себя, при этом перегоны лайнера могут быть холостыми или загруженными, этот вопрос решает для себя сама авиакомпания. Турфирма не оплачивает перегоны воздушного судна в пункт начала перевозки и из него, но и перевозчик не обязан производить какие-либо компенсационные выплаты заказчику в случае коммерческой загрузки рейса при перегонах.

Текст является сокращенной выдержкой из книги Осиповой О. Я. - «Транспортное обслуживание. Обслуживание туристов:2004

Закрытый чартер. Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т. п. Заказчиком чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30 -50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

Блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20 - 30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирме и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться с нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого турагент может отказаться от квоты заявленных мест или ее част; При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам.

Нецелевой чартер. Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой. Например, Московская туристская транспортная компания (МТТК), созданная в мае 1999 г., представляет собой крупную фирму - консолидатор, которая занимается организацией такого вида перевозок. Она предлагает услуги пользователям чартеров, сотрудничая с двумя авиакомпаниями - «Авиаэнерго» и «Пулково». При этом компания обеспечивает билетами на чартерные рейсы не только московские и региональные турфирмы, но также корпоративных и частных клиентов, путешествующих с самыми различными целями.

Сплит-чартер. Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.

Осуществление чартерного маршрута требует очень большой подготовительной работы: планирование маршрута, заполнение холостых пролетов, получение всех разрешений на воздушный коридор, обеспечение минимально допустимой стоянки в аэропорту прибытия и отправления и др.

Чартерные рейсы имеют определенную географию и ярко выраженную сезонность, т.е. авиаперевозки организуются в туристские центры. Все это должно быть хорошо спланировано: должен быть разработан специальный маршрут чартерного рейса, по возможности следует избегать холостого пролета, иметь разрешения на воздушный коридор и др.

Технологический процесс шиномонтажных работ
Пост смены колес. Автомобиль подается в зону поста смены колес, где он вывешивается на подъемнике. Гайки крепления колес отвертываются гайковертом модели И-318, колеса транспортируются в шиномонтажное отделение на тележке П-217 предназначенной для снятия и транспортировки колес. Шиномонтажное отдел...

Древняя Греция
Мечта о полёте встречается в мифах разных народов мира (например, о Дедале и Икаре в греческой мифологии, или о Пушпака Вимана в Рамаяне). Первые попытки полёта также часто связаны с идеей подражать птицам, как в мифе о Дедале его крылья из перьев и воска. Попытки строить крылья и спрыгивать из выс...

Особенности бесперегрузочных сообщений
Существуют следующие виды бесперегрузочных (интермодальных) технологий: а) паромные переправы, б) трейлерные, контрейлерные, в) контейнерные и пакетные перевозки, г) системы «река-море», ролкерные системы («Ро-Ро»), д) лихтеровозные системы, е) перевозка по железной дороге с разной шириной колеи и...

Для того чтобы просто найти и купить авиабилет на чартер, воспользуйтесь формой поиска, в противном случае читайте дальше.

Когда регулярные рейсы не справляются с поставленной перед ними задачей и огромное количество пассажиров не имеет без возможности добраться в нужное место,
на помощь приходят чартерные рейсы. Как правило, это касается курортных сезонов, когда наплыв туристов превышает возможности регулярного самолетного парка авиакомпаний.

В переводе с английского charter – это перелет на зафрахтованном самолете.
Таким образом, чартерный рейс –это рейс, не внесенный в сетку основного расписания авиационных перелетов той или иной авиакомпании.

Чтобы организовать такой нерегулярный перелет потребуется составление так называемого договора аренды между авиакомпанией, которая готова предоставить свое воздушное судно
во временное пользование, и второй стороной, в качестве которой, как правило, выступают туристические агентства.

В таком случае авиакомпания считается фрахтовщиком , а турфирма – фрахтователем .

Помимо разгрузки аэропортов на время туристического бума чартерные перевозки могут использоваться и в других целях, например, для перевозки делегации политиков или ученых на
международную конференцию. Для того, чтобы лучше разобраться с понятием чартеров, рассмотрим разновидности таких перелетов.

Виды чартерных рейсов

  • Сплит чартером называются совмещенные перелеты, которые включают в себя два отрезка пути: первая часть маршрута осуществляется регулярным рейсом, а оставшийся отрезок чартером.
    Такой принцип перелета просто необходим при транспортировке пассажиров в отдаленные или труднодоступные уголки планеты.
    Необходимость такого полета возникает тогда, когда авиакомпания не может обеспечить доставку пассажира в конечный пункт назначения из-за отсутствия регулярных рейсов или по иным причинам.
    Бывают ситуации, когда пассажиру приходится пересаживаться из самолета в самолет более двух раз , такие перевозки называются поли чартерными .
  • Чартер с отстоем представляет собой перелет, когда самолет привозит определенную группу пассажиров в пункт назначения, затем он отправляется в так называемый отстойник и ждет, пока эти же самые пассажиры не соберутся обратно.
    В таком случае фрахтователю приходится дополнительно платить еще и за аренду отстойника, но это обходится намного дешевле, чем отправка пустого самолета домой.
    Такой тип чартера используется при 7-10 дневных поездках максимум, в противном случае стоимость аренды отстойника превышает допустимые затраты и весь рейс теряет целесообразность.
  • Шаттл чартер – это, можно сказать, «маршрутное такси с крыльями», которое постоянно находится в воздухе. Такие рейсы подразумевают, что самолет, который только что привез группу пассажиров в пункт назначения, сразу же забирает следующих пассажиров. Этот круг мог бы быть бесконечным, но имеет смысл только в курортные сезоны.
    Стоимость билетов на такие перелеты обычно высокая из-за того, что первый и последний рейсы совершаются вхолостую, а это требует значительной финансовой компенсации.
  • Корпоративные чартеры не такие масштабные, как другие виды чартерных перелетов, так как они выполняются по заказу крупных фирм или организаций с целью одноразовой или многоразовой доставки группы бизнесменов на конференции,
    консилиумы или даже торжественные мероприятия. При необходимости и при наличии средств любое предприятие может заказать свой персональный корпоративный чартер.
  • VIP чартер – это эксклюзивное пользование самолетом в любые указанные
    сроки по любым направлениям, которые выбирает заказчик. Детали такого рейса всегда можно обсудить с арендодателем, однако стоимость подобных услуг в любом случае будет огромной.

Достоинства чартерных рейсов

Конечно же такие рейсы напрямую зависят от регулярных перевозок, так как осуществляются они на одних и тех же аэродромах и взлетных полосах, но чартерные рейсы отличаются некоторыми весомыми преимуществами:

  • гибкость маршрута – заключатся в том, что в большинстве случаев чартеры становятся
    едва ли не единственным возможным способом, чтобы добраться в ту или иную точку мира, например, популярные среди туристов города Турции и Греции, курортные зоны Индии и Туниса;
  • выгодные ценовые предложения – помимо удобства транспортировки пассажиров в чартерных рейсах очень сильно привлекает стоимость поездки: в основном цена билета на чартер в два или три раза меньше, чем на аналогичный перелет регулярным рейсом, к тому же так называемые “горящие” путевки могут обходиться путешественникам еще дешевле.

Недостатки чартерных рейсов

Несмотря на высокую востребованность, недостатков у таких рейсов достаточно много:

  • высокая вероятность задержки рейсов и неудобное время вылета – из-за приоритетности регулярных рейсов чартеры вынуждены искать лазейки в расписании, а эти поиски значительно усложняются различными непредвиденными ситуациями, например задержкой регулярных рейсов, более того, окна в расписании могут появиться в ночное время, что вызовет дополнительное неудобство для пассажиров;
  • вероятность отмены рейса – в отличие от регулярных
    перелетов, чартеры осуществляются только при определенном количестве пассажиров, т.е. недобор может вылиться в отмене рейса по причине финансовой нецелесообразности полета;
  • питание на борту – некоторые чартеры не предусматривают питание пассажиров,
    что в принципе может не доставлять неудобств при коротком маршруте, но может перерасти в существенную проблему при длительном перелете с детьми;
  • установленные временные рамки – некоторые пассажиры, у которых по тем или иным причинам возникла необходимость досрочного
    возврата домой, могут столкнуться с трудностями, так как подобные перелеты осуществляются только согласно турам – каждые 7, 10, 12 или больше дней;
  • никакого возврата – если вы уже оплатили билет на чартерную перевозку, но у вас возникли непредвиденные обстоятельства, которые мешают вам отправиться в эту поездку,
    не стоит ожидать возврата денежных средств.

Важно! Несмотря на то, что законодательство предусматривает денежную компенсацию за возврат билета в любом случае, в данной ситуации туроператоры страхуют себя и пользуются небольшими хитростями. По законам РФ компенсировать средства обязаны авиакомпании, но туроператоры
являются лишь посредниками, а именно с ними вы и заключаете договор, одним из пунктов которого является ваше согласие на невозврат финансов при непредвиденных обстоятельствах.

Документы, необходимые для оформления чартеров

Если Вы собираетесь приобрести авиабилет на такой рейс, то не нужно собирать целую кипу бумаг и документов, достаточно Вашего загранпаспорта при поездке за границу или паспорта РФ для внутренних путешествий по территории страны.

Чтобы забронировать перелет, пассажиру необходимо будет указать свои ФИО, гражданство и дату рождения, а также все необходимые паспортные данные (номер, серия).

Особенностью покупки билетов на чартерные рейсы является то, что получить его Вы сможете только за день до вылета при условии оплаты всей суммы. К тому же необходимо помнить, что:

  • Билет должен быть правильно оформлен и содержать все необходимые дополнения (пассажирский и полетный купоны).
  • Пассажир должен быть ознакомлен со своими правами и обязанностями, которые указаны в билете.
  • Любые исправления и повреждения билета делают его испорченным и недействительным.
  • Билет должен всегда быть при Вас, чтобы представители авиакомпании могли в любое время проверить его наличие.

Только тогда, когда все эти правила соблюдены, пассажир будет допущен на борт самолета, выполняющего чартерный рейс.

Правила возврата билета на чартерный рейс

Вернуть потраченные средства за неиспользованный билет на чартерный рейс практически невозможно. В данном случае пассажир может понадеяться только на добрую волю туристического оператора.

Заключая договор, вы самостоятельно отказываетесь от возможности вернуть свои деньги в случае отказа от полета, поэтому, если вы не до конца уверены в возможности совершения данного перелета, имеет смысл приобрести билет на регулярный рейс.

В редких случаях турфирмы возвращают определенный процент стоимости вашего билета,если им удалось в последний момент найти другого пассажира на ваше место.

Летать чартером может быть действительно выгодно, но за это приходится платить подобным риском.

Ответственность за задержку чартера

Хотя пассажиры и заключают договор на перевозку с туроператором, а не с непосредственной авиакомпанией, отвечает за задержку, отмену или другие проблемы с чартерным рейсом только авиакомпания-перевозчик.

Именно от нее зависит всё происходящее в аэропорту, а туристическое агентство в данном случае выступает в качестве посредника.

Именно поэтому со всеми претензиями и требованиями пассажиры имеют право обратиться к авиакомпании, которая должна была обеспечить им перевозку. Об этом говорится в авиационном законодательстве РФ.

Соответствующие статьи Воздушного Кодекса дают право пассажиру требовать от перевозчика любых оправданных компенсаций, независимо от того, регулярный или чартерный рейс был отменен.

Однако для получения такого права пассажир должен соблюдать все требуемые правила и иметь соответствующее документальное подтверждение.
Получается, что туроператор не предоставляет пассажиру перевозку, а играет роль поверенного в процессе получения требуемой услуги от авиакомпании. Он покупает в этой компании билет от имени пассажира.

Поэтому разбираться с причинами задержек и отмен рейсов, организовывать трансфер для пассажиров, обеспечивать их питанием и дополнительными услугами турагентства совершенно не обязаны,
а если они все-таки делают что-то подобное, то только ради улучшения своего имиджа или по доброте душевной.

Так, в случае задержки чартера действуют классические правила для авиакомпаний:

  • 5 часов задержки обязывают перевозчика обеспечить людей питанием;
  • 8 часов задержки требуют разместить пассажиров в гостиницах за счет перевозчика.

Однако если Вы приобретаете билет на перелет с пересадкой, и в процессе этого планируются длительные промежутки ожидания из-за длительной стыковки рейсов,
авиакомпания не несет за это ответственность, так как пассажир изначально сам выбрал подобный маршрут.

Страны, куда часто организуются чартеры

Как мы уже говорили, в чартерных рейсах больше всего нуждаются туристы, жаждущие посетить экзотические места, потому что других путей к ним нередко не существует.
Регулярные рейсы не могут удовлетворить сезонный поток пассажиров в жаркие страны и на тропические острова, поэтому чартерам приходится спасать ситуацию.

Среди таких стран можно назвать: Индию, Турцию, Грецию, Тунис, Таиланд, Испанию и её островные территории, Мальдивы, Сейшелы и другие экзотические уголки мира.

Использование воздушных судов для быстрого перемещения в любую точку земного шара для многих людей стало привычной практикой. Предпосылками для этого служит скоротечность событий в современном техногенном мире, вечный дефицит времени и желание максимально полезно его использовать. Частные или деловые перелёты, как правило, люди осуществляют регулярными рейсами авиакомпаний. К месту отдыха, тем более, если тур приобретался в профильном агентстве, люди добираются чартерными рейсами. Чем отличается чартерный рейс от регулярного, и какие виды перелётов существуют, раскрывается в статье.

Виды перелётов самолетов

Совершая периодические перелёты к месту отдыха или привычные постоянные, связанные с выполнением возложенных работой или положением обязанностей, немногих пассажиров интересуют вопросы о том, какие виды авиаперевозок существуют, и как они разделяются типами. Хотя именно от этих параметров зависит цена билета, возможности манипуляций с ним и уровень сервиса при непосредственном перелёте.

Сегодня перелет классифицируют по следующим характеристикам:

  1. Частоте определённого маршрута и предлагаемому сервису, в том числе:
  • совершаемые по строго соблюдаемому расписанию (регулярные);
  • организованные дополнительно к регулярным рейсам (для обеспечения перемещения пиковых потоков путешественников сезонно или иным причинам);
  • проводимые в связи с особенными обстоятельствами и определёнными условиями – специальные;
  • чартерные.
  1. Следующим особенностям совершения перелёта:
  • беспосадочный рейс – от пункта вылета до пункта назначения;
  • стыковочный – при этом необходимо осуществлять пересадку по пути следования в определённых маршрутом аэропортах на другие воздушные суда;
  • сквозные, особенностью которых является посадка в промежуточных аэропортах для допосадки пассажиров или дозаправки без смены самолёта.
  1. Видам перелёта:
  • в одну сторону (One Way) – беспосадочное перемещение к желаемому аэропорту;
  • осуществляется из точки «а» в точку «б» и обратно авиалайнером одного перевозчика и по тому же маршруту (Round Trip);
  • составной Open Jaw, при котором перемещение происходит аналогично предыдущему варианту, но возврат к точке вылета осуществляется по иному маршруту или с использованием самолёта другого перевозчика, а также вылет или прилет может происходить из города, отличного от точки прибытия (убытия).

Важно знать! Независимо от классификации перелёта, перевозчики предоставляют сервис в строго определённых рамках международных стандартов, разделённых на первый, бизнес и экономический класс. Каждый предполагает отдельный перечень обычных услуг и возможностей для путешественника, начиная от предполётных условий, комфорта посадочного места (кресла) и заканчивая питанием на борту. Цена перелёта соответствует уровню обслуживания пассажира.

Отличия между чартерными и регулярными рейсами

Регулярными рейсами называют полёты самолётов авиакомпаний, осуществляемые для перевозки пассажиров по согласованному графику на длительное время. Отмена или перенос время вылета рейса может происходить лишь при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.

Даже если на самолёт продан один билет, а погодные условия не препятствуют вылету, то рейс обязательно осуществляется. При этом перевозчик несет определённые убытки, но изменить условия ранее заключенного договора на перевозку пассажиров он не имеет права. Для наполнения воздушного судна максимальным количеством пассажиров перевозчики бывает используют различные маркетинговые приемы в виде скидок на заранее приобретаемые билеты для различных возрастных и социальных категорий граждан.

Чартерные рейсы планируются и будут осуществляться самолётами на основании договора фрахтования (аренды) воздушного судна между его владельцем и, как правило, туристическим оператором. Следует понять, что для перевозчика минимизируются риски недополученной прибыли – ответственность ложиться на заказчика. Регулярные вылет и посадка осуществляются по установленному расписанию, а воздушный коридор чартерного полёта происходит в «окнах» между регулярными рейсами. Цена билетов в отдельных случаях включает питание на борту, но в достаточной степени демократична.

Следует понимать! Если произошла задержка нескольких рейсов, в том числе используемого для перелёта чартера, то вылет последнего будет осуществлен только после отправки основных (регулярных) рейсов. Таким образом, ожидание может затянуться на долгие часы.

Вместе с тем, особое внимание необходимо обратить на так называемые «чартеры регулярные». Они отличаются тем, что туристические операторы выкупают пассажирские места пакетно у регулярных перевозчиков на их рейсы, которые производятся по расписанию. Возникновение нестандартных ситуаций к длительным задержкам не приводит.

Преимущества и недостатки чартерного перелёта

Особенности перелёта на чартерном рейсе сопровождаются как определёнными преимуществами, так и некоторыми неудобствами. К перечню преимуществ можно отнести следующие:

  1. Цена билета ниже стоимости перелёта на регулярном рейсе;
  2. Самолёт для чартерного перелёта может зафрахтовать не только туристическая фирма, но и любая другая, финансово независимая организация (футбольный клуб, общественное объединение, частная структура или физическое лицо);

  1. Использование чартера позволяет избежать пассажирам дополнительных пересадок во время пути следования. Например, нет регулярных беспересадочных рейсов в пункт назначения, но при использовании чартера вопрос решается без особых затруднений. Особенно удобно летать чартером до удалённых курортных мест.

Неудобства использования чартерного рейса при транспортировке к месту отдыха путешественниками связано с организаций полёта и особенностями приобретения билетов, в том числе:

  1. Разделение на классы предусматривается не на всех рейсах, расстояние между посадочными креслами сокращено. Качество обслуживания и комфортные условия перелёта – не главная задача авиаперевозчика. Подушки для отдыха и пледы выдают далеко не на всех рейсах. Впрочем, эта практика не является исключением и для регулярных перелётов. Чартерные перевозчики не ставят своей целью привлечь путешественника как постоянного пассажира. Они работают на разных направлениях, основываясь только на коммерческих выгодных договорах;
  2. Питание во время полёта есть, но ограничено до минимально допустимого правилами перелёта;
  3. Системы накопления бонусов и миль за путешествие при использовании чартера не применяются;
  4. Приобретённый билет на чартер вернуть или заменить практически невозможно, несмотря на тот факт, что его приобретение связано со многими сложностями;
  5. Не всегда можно провести регистрацию на рейс с помощью интернет-сервисов, зачастую и тип самолёта путешественник может узнать только за пару суток до вылета;
  6. Учитывая то обстоятельство, что чартеры совершают полеты в «окнах» движения регулярных рейсов, не редки факты задержки вылетов.

Определить для себя чартерный рейс или регулярный использовать для перелёта может по своему желанию любой потенциальный путешественник. Стоит лишь учитывать тот факт, что подбор билета для чартера займёт немногим больше времени – туроператоры и агентства стараются осуществить пакетную продажу сервиса по конкурентной цене. Задача упрощается, если остаётся на самолёте немного свободных мест после основной продажи туров. Иногда можно встретить обратное, когда в билетных кассах предлагают билеты на полет по сниженной цене, забыв предупредить о том, что рейс не регулярный. В таких случаях не лишним будет знать, что регулярные рейсы имеют код из трёх цифр, а чартерные – из четырёх.

Видео


В организации массовых туристских путешествий широко используются перевозки туристов на условиях авиачартера. Наиболее выгодны они туристам и авиакомпаниям на серийных маршрутах. Чартер (англ. charter зафрахтованное судно) - это коммерческий рейс, специально зафрахтованный для перевозки путешественников по определенному маршруту в определенный период времени.

Чартерные рейсы возникли, как результат сотрудничества авиакомпаний и турфирм. Первые стремились каким-то образом использовать простаивающие самолеты, вторые хотели получить более дешевые билеты, с тем чтобы цена турпакета не слишком утяжелялась оплатой за перевозку.

Чартерный рейс имеет ряд отличий от регулярного:

Его нет в расписании регулярных полетов;

Маршрут его нередко определяет не авиакомпания (которая разрабатывает маршруты регулярных линий), а заказчик, который собирается заплатить за этот рейс;

Он более дешевый по сравнению с регулярным.

Чартерные перевозки могут быть организованы на внутренних и международных рейсах как по уже разработанным регулярным, так и по новым маршрутам.

Чартерные перевозки -нерегулярные перевозки, осуществляющиеся по договорам чартера.

Воздушный чартер - договор фрахтования воздушных транспортных средств, предусматривающий фрахтование всей вместимости или части одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты.

В мировой практике различают ряд разновидностей коммерческих чартеров.

Закрытый чартер - перевозка оплачивается организацией, покупа­ющей чартер для своих сотрудников обычно по маршруту, не входящему в регулярные воздушные линии. Пас­сажиры перевозку не оплачивают. Чартеры такого типа занимают не­значительную долю в объеме чартерных перевозок.

Эфинити чартер - целевая перевозка группы пассажиров, объ­единяемых по профессиональному признаку: члены любительских, спортивных и специальных клубов, союзов ветеранов, профессиональ­ных ассоциаций. Заказчиком чар­тера является соответствующая ор­ганизация.

Инклюзив тур чартер - чартерная перевозка туристов. Сто­имость чартера оплачивается турис­тской фирмой. Чартерный тариф перевозки оплачивается туристом в пакете со стоимостью тура. Этот тариф, естественно, ниже, чем та­риф «инклюзив-тур» при регуляр­ных перевозках.

Блок чартер - заказчик покупает часть коммерческой емкости само­лета - блок мест (30-40 мест) на регулярном рейсе. Заказчик платит за блок в целом вне зависимости от фактического использования, т. е. занятости кресел в данном блоке.

Блок чартерные перевозки вы­годны авиакомпаниям только в пе­риод спроса, так как блок мест про­дается по цене, существенно мень­ше, чем его стоимость по нормаль­ным тарифам.

Нецелевой коммерческий чартер (нон эфинити) - группа пасса­жиров в этом случае формируется без всяких ограничительных при­знаков про профессиональной об­щности. Тур фирма - заказчик чар­тера полностью оплачивает стои­мость чартера из расчета минималь­ного количества пассажиров, рав­ного 40-50 человек.

Сплит чартер - смешанная перевозка, при которой на разных участках маршрута пассажиры перевозятся регулярными и чартерными рейсами. На сплит чартере разрешается комбинировать различ­ные группы пассажиров, следую­щие с разными целями и даже в различные конечные пункты мар­шрута.

Чартеры различаются также по условиям использования самолетов.

Разовый чартер - «туда» или «туда и обратно», когда заказчик заказы­вает чартер на определенные даты вылета, а в промежутке между чартерными рейсами авиакомпания использует этот самолет по своему усмотрению.

Тайм чартер - когда самолет фрахтуется на определенный временный период, в течение которого находится в полном распоряжении заказчика, вне зависимости от его использо­вания для перевозок. Тайм - чартер выгоден авиакомпании, получающей гарантированную плату за фрахт, и удобен заказчику, если последний нуждается в массовых перевозках на определенный период.

Чартерная цепь - это вид чарте­ра, при котором фрахтуемый само­лет прибывает в пункт начала чар­терных перевозок и из этого пункта совершает чартерные рейсы в один или несколько пунктов назначения по схеме «туда-обратно». После окончания чартерных перевозок самолет используется по усмотре­нию авиакомпании. Перегон само­лета в пункт начала чартерных пере­возок и из этого пункта заказчиком не оплачивается: эти полеты для авиакомпании являются холосты­ми прогонами или загружаются ею по своему усмотрению.