Что стоит посмотреть в Шяуляе? Панорама Шяуляй. Виртуальный тур Шяуляй. Достопримечательности, карта, фото, видео Шауляй литва фабрика напольных покрытий

ОТВЕТЫ ТУРИСТОВ:

Шяуляй по праву считается культурным и деловым центром Северной Литвы. Для сравнения можно сказать, что этот небольшой литовский город на целых сто лет старше Вильнюса и на год старше Берлина. Шауляю уже более 770 лет. По одной из легенд название города означает город солнца. И на самом деле попадая туда, чувство радости и чего-то доброго не покидает тебя. Это четвертый город Литвы по численности населения. Конечно, по нашим меркам это не много, его население составляет чуть более 135000 человек. Из Москвы можно до него добраться на поезде или на самолете Москва - Каунас, а затем рейсовым автобусом Каунас - Шауляй.

Не смотря на то, что на этом месте жили люди уже в 13 веке, первые упоминания в исторических документах дошли до нас только начиная с 16 века. Но настоящий толчок к развитию Шауляй получил только в 19 веке. Именно тогда была построена дорога Рига – Тильзит. Сейчас это уже называется Советск. А также проложена железная дорога Лиепая – Варшава. В это же время в Шауляй появились промышленные предприятия. Самым известным из них стало кожевенное предприятие Френкелиса.

Этот город хоть и небольшой, но он богат своими достопримечательностями и туристам в нем будет очень интересно. В этом городе большую территорию в 1177 гектаров занимают 16 парков.

[H]Площадь солнечных часов[H]

В 1981 году в честь 750-летнего юбилея города был объявлен конкурс на строительство оригинальной площади солнечных часов. И победили три литовских архитектора. В центре площади расположена скульптурная композиция под названием "Стрелец". А горожане окрестили ее "Золотым мальчиком". Этот мальчик достигает высоты 4 метра. Он с луком и колчаном стоит на шаре, который сам находится на 18-метровой стреле. Это самые высокие солнечные часы в Литве. А смысл этого строения можно понять узнав перевод названия. "Стрелец" переводится как "шяуля", а значит эта композиция является символом города. На мостовой площади находятся солнечные часы, на циферблате которых изображены цифры 3, 6 и 12. Они символически обозначают 1236 год, когда Шауляй был впервые упомянут в исторических летописях.

Гора крестов

Эта достопримечательность находится в 12 километрах от Шауляя и привлекает к себе множество туристов.
По-литовски эта гора звучит как "Крижю Калнас". Первые упоминания об этом месте относятся к 16 веку. О том, с какой целью на горе был воздвигнут первый крест существует множество легенд. Согласно одной из них убитый горем отец, дочь которого умерла, сделал крест и принес его на эту гору. Там он помолился, а когда пришел домой, увидел свою дочь живой дома. По другой версии в 19 веке на этом месте случилось восстание, во время которого погибло много людей. И местные жители, желавшие увековечить это событие, стали приносить туда кресты.

Поэтому доподлинно неизвестно как и для чего воздвигли эту гору. Но по некоторым подсчетам в середине прошлого века там было уже более 5000 крестов. В 1961 власти Литвы решили закрыть это место, туда приехали бульдозеры и демонтировали кресты, землю перекопали. А после этого в этой местности началась эпидемия чумы. Власти ввели запрет на посещение горы, но местные жители тайно по ночам приносили туда свои кресты. Официальное возрождение горы началось в 1988 году. Неподалеку были возведены часовня и монастырь. А летом даже стали устраивать праздник в честь этого удивительного места.

Но многие туристы до сих пор думают, что это кладбище. А на самом деле захоронений там никогда не было. Гору крестов можно также назвать своеобразным храмом под открытым небом, но там нет ни священнослужителей. ни каких-либо богослужений. Каждый крест олицетворяет собой конкретного человека, который просит о чем-то или благодарит бога. Кресты ставят в память об умершем родственнике, в честь рождения ребенка, для защиты от какой-либо беды. Кресты там совершенно разные, есть и деревянные и металлические и каменные и пластмассовые. Там даже есть оригинальные кресты из табличек с автомобильными номерами.

По надписям на крестах, можно увидеть своеобразную географию проживания людей, поставивших их. На Горе Крестов есть надписи на русском, польском, белорусском, украинском, английском, немецком и многих других языках. В, основном, там католические кресты, но встречаются и другие. По последним данным сейчас на этой горе более 60000 крестов. Слева от горы расположен помост, где в 1993 году Иоанн Павел II молился о благополучии Европы и установил свой крест.

Это место завораживает, но на всех производит разное впечатление. Мне там было жутковато, но я не жалею о посещении этой удивительной горы.

Кафедральный собор Святых Петра и Павла

Все дороге Шяуляй ведут к этому собору. На площади перед этим храмом горожане назначают встречи и свидания. на этом месте в 1445 был построен деревянный костел. А позднее возвели каменный храм. Считается, что это случилось в 17 веке, хотя точная дата постройки неизвестна. Фасад стен ярко белого цвета, а высота храмовых башен 70 метров. Собор был построен в старинном архитектурном европейском стиле. Очень красиво на соборе смотрится красная черепица. Не смотря на то, что на территории Литвы происходило множество разрушительных войн, мы можем видеть этот собор в его первозданном виде. И это благодаря горожанам, которые после каждого разрушения собирали деньги и восстанавливали собор. На одной из стен собора есть старинные солнечные часы, которые и сейчас исправно работают и показывают точное время.

Вилла Хайма Френкеля

Основатель кожевенной фабрики Хайм Фрнекель в 1908 году решил построить виллу.
Он предполагал, что эта вилла станет домом, где будут жить многие поколения его семьи. Однако с 1920 по 1940 годы в этой вилле функционировала частная еврейская гимназия. А после начала Второй мировой войны на вилле расположился немецкий госпиталь. А позже в нем была обычная советская больница. И только в 1994 году на вилле открыли музей. В настоящее время в нем постоянно открыты две экспозиции. Одна из них посвящена провинциальной жизни 19-20 веков, а вторая - еврейской культурной жизни Шауляй.

Это далеко не все достопримечательности этого небольшого, но старинного литовского городка, которые очень интересно увидеть.

Полезен ответ?

Шяуляй находится на севере Литвы.
И это четвёртый по населению город страны. Находится этот город в 140 км от Каунаса. Территория, на котором стоит город, была известная людям еще в первом тысячелетии нашей эры, ну а о городе упоминается в летописях середины 13 века. Так что, городок старый, и сегодня красивый, шумный. Но, население города потихоньку падает, кстати. Но население практически полностью состоит из литовцев. Считается одним из культурных центров страны. И вот, какие достопримечательности тут можно посмотреть.

Кафедральный собор Св. Петра и Павла (Siauliu Sv. apastalu Petro ir Pauliaus katedra)

Собор находится в самом центре города, и все дороги, как говорится, ведут к этому месту. Когда-то на этом месте стояла небольшая деревянная церковь, которую построили в середине 15-го века. Лишь позже дерево заменили на камень, и получился вот такой красивый собор белого цвета в стиле ренессанс. Башня собора возвышается на 70 метров, а красная черепица здания видна издалека. Не смотря на то, что в Шяуляе постоянно происходили какие-то напасти, то пожары, то войны, то стихийные бедствия, собор выстоял и дошел до наших дней почти в первозданном виде. На стене храма висят старейшие солнечные часы в стране. И время они показывают, кстати, точное!

Музей велосипедов (Dviraciu muziejus)

Музей находится на улице Вильняус в самом центре города, в 100 метрах от Фонтана Руде. Тут вы сможете узнать об истории создания и развития велосипеда. Экспонаты тут весьма ценные. Например, велосипед-дедушка, сделанный вручную, велосипед „Imperial Trumpf" 1812 года, германские и ирландские велосипеды, детский железный трехколесный велосипед, которому уже более 100 лет. Музей открыт около 35 лет тому назад и с тех пор привлекает толпы туристов.

Музей фотографии (Fotografijos muziejus)

Находится на той же улице, что и Музей велосипедов. Музей этот был открыт в 1973 году. В нем вы сможете познакомиться с историей литовской фотографии и фотоискусством с момента изобретения и до наших дней. В музее вывешивают работы известных художников, литовских и не только. Очень интересна коллекция фототехники. Так же здорово посетить музей во время разнообразных мероприятий, проводимых тут регулярно.

Площадь Воскресения (Prisikelimo aikste)

Центральная площадь города. От нее разворачивался и разрастался Шяуляй. Площадь условно площадь делится на несколько частей аллеей Аушрос и ул. Тильжес. Долгие века на этой площади проходили ярмарки и велась активная торговля между горожанами и купцами из других городов. Потом торговой площадью стала площадь Тургаус. Сегодня на площади Воскресения проводятся культурные мероприятия, представления и фестивали. И, конечно же, тут любят собираться и тусоваться местные жители. Площадь окружают важные исторические здания, например, Кафедральный собор Св. Петра и Павла, о котором я писала выше. А так же площадь украшает скульптура «Дедушка с внуками», такая милая и уютная.
Есть тут и фонтан, открытый на день города около 10 лет тому назад. В тот год Шяуляю исполнилось 770 лет.

Площадь часов Петуха и фонтан Пеликаны (Gaidzio laikrodzio aikste, fontanas Pelikanai)

Площадь расположена на пересечении улиц Вильняус и Тильжес. Петуха- потому что на площади на башне с часами стоит металлический петушок, который приветствует гостей площади, причем, на разных языках. А говорит он «Добро пожаловать в Шяуляй» на английском, русском, испанском, иврите, французском и др. Очень мило. Фонтан же построили в 78-м году прошлого века. Тут тоже не обошлось без легенды. Вроде как, стая пеликанов летела на юг, но двое из них оторвались от группы и заплутали, ну а, пролетая над Шяуляем, они приземлились, чтобы отдохнуть. Причем, присели они на улочке Вильняус и сразу принялись пить из лужи. Мимо как раз проходила злая волшебница (почему бы и нет, собственно) и решила «законсервировать» птичек, превратив их в камень. Так и стоят бедные птицы до сих пор, и никто из не расколдует. Но смотрится, не смотря на эту драмо-романтичную историю, фонтан с птичьими фигурками очень мило.

Фонтан «Материнство»

Фонтан-скульптура была поставлена тут в 1979 году. Как можно догадаться даже из названия, скульптура изображает мать с ребенком на коленях. Фонтан стоит на перекрестке улочек Вильняус и Каштону, в 400 метрах от Площади Воскресения и 500 метрах от Музея фотографии.

Гора Крестов

Находится это место где-то в 12 километрах от города, недалеко от поселка Юргяйчяй. Первые об этом местечке упоминается в 16 веке. Вроде как, в 11-14 веках на этом месте стоял замок, сгоревший полностью в середине 14 веков. О том, как на этом холме появился первый крест, никто не может рассказать точно. На этот счет существуют лишь легенды. Например, одна гласит, что у одного местного жителя погибла дочь. Тот соорудил крест из дерева и принес его на эту гору, а, когда вернулся домой, то застал дочь живой. О чуде прознали другие жители деревни и стали мастерить и приносить на гору кресты. Еще одна легенда такова: в 1831 году произошло восстание, погибло много люде, и родные принесли и поставили эти кресты в одном месте. Еще одна легенда гласит, что в 19 веке в 70-х годах в эту деревеньку явилась сама пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом и рассказала, что тут нужно поставить кресты.
В общем, так или иначе, но в конце 19 века эта традиция укоренилась, а крестов на горе было уже очень много, сто восемьдесят. В начале 20 века их наставили уже штук 400, а еще через 50 лет их тут стало уже более 3000. К тому моменту место прославилось на всю страну, и люди стали приезжать со всей страны со своими крестами. Таким образом, к 61-му году прошлого века крестов стало более 5 тысяч. И вдруг, гору решают снести. Кресты сдали в металлолом, деревянные части сожгли, каменные кресты выбросили в речку. В том районе разразилась чума, и туда вообще было запрещено заезжать. И все равно, каким-то образом на горе стали появляться кресты.
С 88-го года место снова начало оживать и заполняться крестами. Сегодня их уже более 100 тысяч, разных размеров и форм. Кое какие тут метровые, на них прихожане вешают крестики на цепочках. Есть тут кресты из глины, стекла, есть кресты из лоскуточков. Повсюду можно видеть записки с просьбами, фотографии. В 93 году сюда приезжал сам Папа Римский, который провел тут торжественную мессу. После этого, в 2000 году рядом с горой возвели францисканский монастырь, где ежегодно празднуют день Горы Крестов.

Расположен на севере Литвы, в 214 км к северу от Вильнюса, в 142 км от Каунаса и в 161 км к востоку от Клайпеды. Общая площадь 81

Шяуляй - крупный промышленный и культурный центр. Здесь действуют Шяуляйский университет, Шяуляйский Драматический театр, несколько музеев, в том числе таких, как Музей велосипедов, Музей фотографии, Музей радио и телевидения, Музей кошек, краеведческий музей «Аушра»

Территория современного города была обжита человеком уже в первом тысячелетии нашей эры. Город обосновался на границе расселения жемайтских и земгальских племен, вероятно, уже в XI веке. С именем города связана упомянутая в Ливонской рифмованной хронике битва при Сауле, произошедшая 22 сентября 1236 года, когда объединенная армия литовцев, жемайтов и земгалов разгромила рыцарей ордена меченосцев.

В 1522 году Шяуляй упоминается как центр волости. На карте Европы, составленной Каспаром Вопелой в 1555 году отмечено местечко Sovli. В 1589 учреждена шяуляйкая экономия - объединение ряда королевских дворов.

В 1701 году, в ходе Северной войны Шяуляй занимают шведы. В 1710-м эпидемия чумы унесла жизни половины жителей.

В 1713 году Шяуляй получает права города. В 1791 году организовано городское самоуправление. В том же году городу дарован герб. В 1795 году после третьего раздела Речи Посполитой город попадает в российское подданство. В 1812 году город занимают войска наполеоновского маршала Макдональда.

В 1830-1831 годах Шяуляй и его окрестности были охвачены восстанием, во время которого город неоднократно занимался повстанцами. 29 марта 1831 в окрестностях города произошло сражение, в котором отряд в 1500 восставших одолел русский гарнизон.

Во время восстания 1863 года горожане составили несколько боевых подразделений, участвовавших в ряде крупных стычек с царскими войсками. В память об этих событиях в 1935 году в городе был открыт мемориал.

В 1851 году открыта гимназия. В 1871 через город прошла Либаво-Роменская железная дорога. В 1872 году город сильно пострадал от пожара.

В 1897 году Шяуляй по числу жителей второй, после Каунаса город губернии. В городе работала крупнейшая в Российской империи кожевенная фабрика Френкеля.

Во время первой мировой войны, в марте 1915 года город был разрушен немецкими войсками. Погибло 65 % строений. В 1918 году в Шяуляй было сформировано первое в Литве демократическое городское самоуправление. В 1919 году действовал партизанский штаб по противодействию Западной добровольческой армии князя Бермонта.
Шяуляй после Первой мировой войны

В межвоенный период город становится крупнейшим после Каунаса и Клайпеды промышленным и культурным центром Литвы. В городе работают крупнейшие предприятия по производству кож, обуви, льняных тканей, кондитерских изделий. В городе открываются музей «Аушра», издательство «Титнагас», драматический театр, филиал клайпедского торгового института.

В июне 1940 года Литва становится советской республикой. 14 июня 1941 года - начало массовых репрессий сталинского режима. Одним из центров отправки литовских граждан в ГУЛАГ и ссылку был Шяуляй, о чем напоминает мемориальная доска на здании городского вокзала.

25 июня 1941 году, на третий день Великой Отечественной войны город занимают немецкие войска. В июле 1944 года войска первого прибалтийского фронта под командованием Баграмяна проводят Шяуляйскую наступательную операцию, во время которой, 27 июля 1944 в город входят Советские войска. 16 августа немцы наносят мощный контрудар западнее и северо-западнее города. Ожесточенные бои продолжаются до 29 августа. Более месяца город находился в фронтовой зоне. Было уничтожено 80 % зданий.

В 1944-1952 в Шяуляйском районе действовало несколько партизанских соединений.
Вильнюсская улица - первая в СССР пешеходная зона

В советское время город развивается, прежде всего, как промышленный центр. Открываются завод велосипедов «Вайрас», телевизионный завод, широко известный во всем СССР маркой телевизора «Таурас», завод по производству электроники «Нуклон», хотя и ориентированный прежде всего на нужды военной промышленности, но, тем не менее выпустивший один из первых в СССР бытовых компьютеров. Рядом с городом, в поселке Зокняй, размещается одна из крупнейших военно-воздушных баз СССР со всей обслуживающей ее инфраструктурой. В 1975 году в центре города была открыта первая в СССР пешеходная зона. Благодаря велосипедному заводу, в 70-80-е годы Шяуляй становится «велосипедной столицей Литвы». И в самом городе, и в его окрестностях оборудуются специализированные велосипедные полосы и дорожки. Культивируется велосипедный туризм, проводятся массовые «физкультурно - велосипедные» мероприятия.

Во время событий января 1991 года, после захвата войсками Вильнюсской телевизионной башни, трансляции литовского телевидения продолжились из шяуляйского телецентра.

Экономические преобразования 90-х больно ударили по шяуляйской промышленности. В результате уровень безработицы в городе был чуть ли не самым высоким в Литве, достигнув в 2001 году 16,5 %, в то время как средний по стране показатель был 12,5 %. Годы бурного экономического роста (2004-2008) разрядили обстановку, но начавшийся кризис 2009-2010 годов снова превратили Шяуляй в «столицу безработных». В результате - эмиграция работоспособного населения в страны ЕС. За 20 лет независимости население города сократилось на 20 тыс. человек.

Население
Шяуляй - четвертый, после Вильнюса, Каунаса и Клайпеды по населению город Литвы. В 1995 году в городе проживало 129 тысяч жителей.

В течение своей истории города периоды роста несколько раз пресекались опустошениями войн и эпидемий. Также драматические изменения происходили в национальном составе жителей Шяуляй.

Уже у конце XVI века - это центр экономии с населением более 1000 человек. В 18-19 веках Шяуляй представлял собою заурядный уездный город Северо-Западного края. Началу бурного роста города способствовало строительство в середине XIX века Либаво-Роменской железной дороги и шоссе Рига-Тильзит, которые прошли через город. Уже к 1897 году Шяуляй второй город Ковенской губернии - 16 128 жителей.

Рост города был пресечен Первой мировой войной, после которой в Шяуляй осталось около 5 тысяч жителей.

В межвоенное время город быстро растет как третий по размеру промышленный и культурный центр независимой Литвы. Перед Второй мировой войной население достигает 32 тысяч. Но война почти вдвое сокращает население.

В советское время город быстро растет и к моменту обретения независимости население Шяуляй достигает исторического максимума. В 1992 году в городе проживало 149 тысяч человек.

Трудное экономическое положение города, обусловленное сокращением промышленного производства в в первые годы после восстановления Литвой независимости привело к безработице, которая спровоцировала поток эмиграции в страны Евросоюза. К 2007 году население сократилось до 129 тысяч. Кризис 2008-2010 годов еще более усилил эмиграционные настроения в городе.
Национальный состав

До первой мировой войны национальный состав населения города - типичен для городов бывшей Речи Посполитой. Большую часть населения составляли евреи.

Так согласно переписи 1897 года из 16 128 жителей Шяуляй своим родным языком считали: 6 978 (43,3 %) - еврейский, 3 981 (24,7 %) - жмудский, 2 489 (15,4 %) - польский, 1 542 (9,6 %) - великорусский, 494 (3,1 %) - литовский.

В 1902 году в городе проживало 16 696 жителей, из них 9 847 (59 %) - иудеи, 3 819 (22,9 %) - католики, 2 505 (15 %) - православные.

Первая мировая война и межвоенный период заметно изменили национальный состав города. Покинувшие город во время войны русские военные и чиновники - не вернулись. Послевоенный прирост городского населения происходил, в основном за счет литовцев, окрестных крестьян. Заметная часть евреев эмигрировала в Западную Европу и США, кроме того, не вернулась из России часть евреев, депортированных во время Первой мировой войны.

По данным переписи 1923 года из 21 387 жителей 15 058 (70,4 %) - литовцы, 5338 (25 %) - евреи, 304 (1,4 %) - русские, 198 (0,9 %) - немцы, 66 (0,3 %) - латыши, 274 (1,3 %) - прочие.

Холокост унес жизни 93 % шяуляйских евреев.

Послевоенный Шяуляй - почти полностью литовский. В течение советского периода происходило некоторое увеличение доли русского населения. В основном этот рост объяснялся притоком рабочей силы на новые промышленные предприятия и большим военным контингентом аэродрома.

После обретения независимости аэродром был закрыт и военные летчики, в основном - русские, покинули город. Также эмигрировала небольшая часть русскоязычного населения.

Согласно переписи 2002 года из 133 883 жителей города литовцы составляли 92,8 %, русские - 4,8 %, украинцы - 0,7 %, белорусы - 0,4 %, поляки - 0,2 %, остальные - 0,7 %.

Название
Впервые название упоминается в Ливонской рифмованной хронике в связи с битвой при Сауле 1236. В формах Saulen (1254), terram Saulam (1348), in Saulia (1358) оно появляется в той же и в других немецких хрониках.

Предполагается, что оно происходит от множественного числа личного имени (имени или прозвища) Šiaulys. В свою очередь это имя, возможно, произошло от существительного Šaulys, что означает Стрелок или Стрелец. В Литве схожие фамилии и сейчас - не редкость

По другой версии название города происходит от существительного Saulė - Солнце. К этой мысли подталкивают формы написания названия города в исторических документах: Saulen, Saulia, Sovle"".

Оба варианта многообразно обыгрываются в городе. Например, крупнейший торгово-развлекательный центр города называется «Saulės miestas» (город Солнца), а один из символов города - Солнечный мальчик изображен в виде стрельца - лучника.

В литовском языке - Шяуляй - название мужского рода, множественного числа, подобно русскому названию типа Васюки. До революции в русском языке город традиционно назывался Шавли (то есть, как и в литовском, множественное число), что точно отражало и литовскую грамматическую традицию. В советское время, в угоду малопонятной политкорректности, появилась современная форма названия города, в единственном числе, которая является прямой фонетической калькой, но не соответствует, ни литовской, ни русской языковой традиции

Герб дарован королём Польши Станиславом Августом Понятовским 9 ноября 1791 вместе с правами города. С 1854 по 1920 год у города был другой герб, утверждённый Николаем Первым.














Самоуправление Шяуляйское городское Мэр Артурас Висоцкас История и география Первое упоминание 1236 Прежние названия Сауле (до 1795)
Шавли (до 1917) Город с 1713 Площадь 81,13 км² Высота над уровнем моря ~ 150 м Тип климата умеренно-континентальный Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3 Население Население

107 875 человек (2012 )

Плотность 1 426 чел./км² Национальности литовцы - 93 %, русские - 5 % Официальный язык литовский Цифровые идентификаторы Телефонный код (+370) 41 Почтовый индекс LT-76001 Автомобильный код S Прочее Награды siauliai.lt (лит.)



Городская администрация Шяуляя

Монумент советским солдатам, погибшим в войне 1941-1945 гг.

Шяуля́й (лит. Šiauliai , жем. Šiaulē , до 1917 года - Шавли) - на севере , четвёртый по количеству жителей; административный центр и Шяуляйского района.

Положение и общая характеристика

Расположен на севере Литвы, в 214 км к северо-западу от , в 142 км от и в 161 км к востоку от . Общая площадь 81 квадратный километр.

Шяуляй - крупный промышленный и культурный центр. В городе находятся Шяуляйский университет, Шяуляйский Драматический театр, несколько музеев, в том числе Музей велосипедов, Музей фотографии, Музей радио и телевидения, Музей кошек и краеведческий музей «Аушра».

История

Территория современного города была населена уже в первом тысячелетии нашей эры. Город образовался на границе расселения жемайтских и земгальских племен, вероятно, уже в XI веке. С именем города связана упомянутая в Ливонской рифмованной хронике битва при Сауле, произошедшая 22 сентября 1236 года, когда объединённая армия литовцев, жемайтов и земгалов разгромила рыцарей ордена меченосцев.

В 1522 году Шавли упоминается как центр волости. На карте Европы, составленной Каспаром Вопелой в 1555 году отмечено местечко Sovli. В 1589 году учреждена шавлинская экономия - объединение ряда королевских дворов.

В 1701 году, в ходе Северной войны Шавли занимают шведы. В 1710 году эпидемия чумы унесла жизни половины жителей.

В 1713 году король Август II 13 марта направляет в Шавли письмо, в котором сообщает, что предоставляет городу магдебургское право. Однако эта привилегия не была реализована.

В 1791 году сейм Речи Посполитой принимает закон о свободных городах, по которому Шавли в числе прочих предоставляется право на самоуправление. Согласно этому закону, 1 августа был избран городской магистрат. В том же году городу дарован герб.

В 1795 году, после третьего раздела Речи Посполитой, город подпадает под российскую юрисдикцию.

В 1812 году город занимают войска Наполеона под командованием маршала Макдональда.

В 1830-1831 годах Шавли и его окрестности были охвачены восстанием, во время которого город неоднократно занимался повстанцами. 29 марта 1831 года в окрестностях города произошло сражение, в котором отряд из 1500 восставших одолел русский гарнизон.

Во время восстания 1863 года горожане составили несколько боевых подразделений, участвовавших в ряде крупных стычек с русскими войсками. В память об этих событиях в 1935 году в городе был открыт мемориал.

В 1851 году открыта гимназия. В 1871 году через город прошла Либаво-Роменская железная дорога. В 1872 году город сильно пострадал от пожара.

В 1897 году Шавли по числу жителей второй, после , город Ковенской губернии. В городе работала крупнейшая в Российской империи кожевенная фабрика Френкеля.

В марте 1915 года, во время Первой мировой войны, город был разрушен немецкими войсками. Уничтожено 65 % строений.

В 1918 году в Шавли было сформировано первое в Литве демократическое городское самоуправление. В 1919 году действовал партизанский штаб по противодействию Западной добровольческой армии князя Бермондта-Авалова.

Шавли после Первой мировой войны

В межвоенный период город становится крупнейшим после Каунаса и Клайпеды промышленным и культурным центром Литвы. В городе работают крупнейшие предприятия по производству кож, обуви, льняных тканей, кондитерских изделий. В городе открываются музей «Аушра», издательство «Титнагас», драматический театр, филиал клайпедского торгового института.

В июне 1940 года Литва становится советской республикой.

25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны город занимают немецкие войска.

В июле 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта под командованием маршала Баграмяна проводят Шяуляйскую наступательную операцию, во время которой, 27 июля 1944, в город входят советские войска. 16 августа немцы наносят мощный контрудар западнее и северо-западнее города. Ожесточенные бои продолжаются до 29 августа. Более месяца город находился во фронтовой зоне. Было уничтожено 80 % зданий.

Вильнюсская улица - первая в СССР пешеходная зона

В советское время город развивается, прежде всего, как промышленный центр. Открываются завод велосипедов «Вайрас», телевизионный завод (широко известный во всём СССР марками телевизоров «Tauras», завод по производству электроники «Нуклон» (хотя и ориентированный прежде всего на нужды военной промышленности, но, тем не менее выпустивший один из первых в СССР бытовых компьютеров). Рядом с городом, в поселке Зокняй, размещается одна из крупнейших военно-воздушных баз СССР со всей обслуживающей её инфраструктурой.
В 1975 году в центре города была открыта первая в СССР пешеходная зона.

Благодаря велосипедному заводу, в 70-80-е годы Шяуляй становится «велосипедной столицей Литвы». И в самом городе, и в его окрестностях оборудуются специализированные велосипедные полосы и дорожки. Культивируется велосипедный туризм, проводятся массовые «физкультурно - велосипедные» мероприятия.

Экономические преобразования 90-х больно ударили по городской промышленности. В результате уровень безработицы в городе был чуть ли не самым высоким в Литве, достигнув в 2001 году 16,5 %, в то время как средний по стране показатель был 12,5 %. Годы бурного экономического роста (2004-2008) разрядили обстановку, но начавшийся кризис 2009-2010 годов снова превратили Шяуляй в «столицу безработных». В результате - эмиграция работоспособного населения в страны ЕС. За 20 лет независимости население города сократилось на 20 тыс. человек.

Население

Шяуляй - четвёртый, после , и по населению город Литвы. В 2011 году в городе проживало 121 тысяча жителей.

В течение своей истории города периоды роста несколько раз пресекались опустошениями войн и эпидемий. Также драматические изменения происходили в национальном составе жителей Шяуляй.

Уже у конце XVI века - это центр экономии с населением более 1000 человек.

В XVIII-XIX веках Шавли представлял собою заурядный уездный город Северо-Западного края. Началу бурного роста города способствовало строительство в середине XIX века Либаво-Роменской железной дороги и шоссе -Тильзит, которые прошли через город. Уже к 1897 году Шавли - второй город Ковенской губернии - 16 128 жителей.

Рост города был пресечён Первой мировой войной, после которой в Шавли осталось около 5 тысяч жителей.

В межвоенное время город быстро растёт как третий по размеру промышленный и культурный центр независимой Литвы. Перед Второй мировой войной население достигает 32 тысяч. Но война почти вдвое сокращает население.

В советское время город быстро растёт и к моменту обретения независимости население Шяуляя достигает исторического максимума. В 1992 году в городе проживало 149 тысяч человек.

Трудное экономическое положение города, обусловленное сокращением промышленного производства в первые годы после восстановления Литвой независимости привело к безработице, которая спровоцировала поток эмиграции в страны Евросоюза. Кризис 2008-2010 годов ещё более усилил эмиграционные настроения в городе. Согласно переписи населения 2011 года население города сократилось до 121 тысяч.

Динамика населения:

Год Жителей
1589 ~1 100
1649 ~1 400
1655 ~1 500
1658 ~1 100
1681 ~1 400
1710 ~900
1766 3 699
1797 3 118
1798 1 200
1845 3 499
1858 6 886
1863 6 400
1873 13 965
1875 13 200
1880 15 901
1897 16 128 Данные переписи
1902 16 968
1909 17 993
1914 23 654
1915 ~5000
1920 11 000
1923 21 387 Данные переписи
1931 23 249 Данные переписи
1939 31 641 Данные переписи
1941 32 100
1945 19 000
1950 44 200
1959 59 700 Данные переписи
1970 92 375 Данные переписи
1975 108 200
1979 118 724 Данные переписи
1980 121 000
1985 134 100
1989 145 629 Данные переписи
1990 147 633
1992 149 083
1996 146 534
2001 133 883 Данные переписи
2006 129 037
2007 128 397
2008 127 059
2009 126 215
2010 125 453
2011 109 300 Данные переписи
2012 107 875

Национальный состав

До первой мировой войны национальный состав населения города типичен для городов бывшей Речи Посполитой, большую часть населения составляли евреи. Так, согласно переписи 1897 года из 16 128 жителей Шяуляй своим родным языком считали: 6 978 (43,3 %) - еврейский, 3 981 (24,7 %) - жмудский, 2 489 (15,4 %) - польский, 1 542 (9,6 %) - русский, 494 (3,1 %) - литовский.

В 1902 году в городе проживало 16 696 жителей, из них 9 847 (59 %) - иудеи, 3 819 (22,9 %) - католики, 2 505 (15 %) - православные.

Первая мировая война и межвоенный период заметно изменили национальный состав города. Покинувшие город во время войны русские военные и чиновники не вернулись. Послевоенный прирост городского населения происходил в основном за счет литовцев, окрестных крестьян. Заметная часть евреев эмигрировала в Западную Европу и США, кроме того, не вернулась из России часть евреев, эвакуированных во время Первой мировой войны.

По данным переписи 1923 года из 21 387 жителей 15 058 (70,4 %) - литовцы, 5338 (25 %) - евреи, 304 (1,4 %) - русские, 198 (0,9 %) - немцы, 66 (0,3 %) - латыши, 274 (1,3 %) - прочие.

Холокост унес жизни 93 % шяуляйских евреев.

Послевоенный Шяуляй - почти полностью литовский. В течение советского периода происходило некоторое увеличение доли русского населения. В основном этот рост объяснялся притоком рабочей силы на новые промышленные предприятия и большим военным контингентом аэродрома.

После обретения независимости советские военные покинули город. Также эмигрировала небольшая часть русскоязычного населения.

Согласно переписи 2001 года из 133 883 жителей города литовцы составляли 92,8 %, русские - 4,8 %, украинцы - 0,7 %, белорусы - 0,4 %, поляки - 0,2 %, прочие - 0,7 %.

Название

Впервые название упоминается в Ливонской рифмованной хронике в связи с битвой при Сауле 1236. В формах Saulen (1254), terram Saulam (1348), in Saulia (1358) оно появляется в той же и в других немецких хрониках.

Во времена Великого княжества Литовского на западнорусском языке город назывался Шавли , в Речи Посполитой на польском - Szawle , в Российской Империи до революции 1917 года - Шавли .

Согласно научной этимологии название происходит от множественного числа личного имени (имени или прозвища) Šiaulys . В свою очередь это имя, возможно, произошло от существительного Šaulys , что означает стрелок или стрелец . В Литве схожие фамилии и сейчас не редкость. Либо, по другой версии (народной этимологии), название города происходит от существительного Saulė - солнце .

Оба приведённых выше варианта многообразно обыгрываются в городе. Например, крупнейший торгово-развлекательный центр города называется «Saulės miestas» (город Солнца), а один из символов города - Солнечный мальчик изображен в виде стрельца-лучника.

Герб

Герб города с 1854 года по 1920 год

Герб дарован королём Польши Станиславом Августом Понятовским 9 ноября 1791 вместе с правами города.С 1854 по 1920 год у города был другой герб, утверждённый Николаем Первым.

Климат

Климат Шяуляй
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C −1,6 −0,9 4,4 12,1 18,0 20,4 24,5 23,0 17,5 10,2 4,4 −0,2 11,0
Средняя температура, °C −3,4 −3,4 0,7 7,1 12,6 15,3 19,3 18,1 13,3 7,2 2,7 −1,8 7,3
Средний минимум, °C −5,2 −5,8 −3 2,1 7,2 10,3 14,1 13,3 9,0 4,1 1,0 −3,4 3,6
Норма осадков, мм 36,8 30,9 31,9 28,1 40,0 74,8 80,9 72,4 42,0 68,8 51,8 41,3 599,7

В конце первого дня нахождения в Шауляе я вернулся в гостиницу. Мне предстояло решить, когда покидать город. Грея на кухне чайник, разговорился с одним из постояльцев:
- Что-то я не увидел интересных зданий, которые были бы построены в период независимости. Многое сооружено в первой половине XX столетия, что-то во второй. А теперь что? Архитекторы уехали в Европу? Или построение настоящей демократии отнимает столько сил, что на возведение запоминающихся зданий их не остаётся? В Вильнюсе-то кое-что можно отметить.
- Вильнюс, всё-таки, столица. Там деньги есть. В других странах, включая Россию, тоже схожая ситуация. А на Горе Крестов Вы были? Если нет, то съездите обязательно. Впечатляющее зрелище.
После этого разговора я решил уделить Шауляю больше времени и начать завтра с этой горы, о которой, конечно, знал, но сомневался, ехать туда или нет, т.к. времени у меня всегда мало. В гостинице, кстати, была слышна, в основном, русская речь. Значит, наши люди (возможно, украинцы или белорусы) сюда продолжают ездить. Ситуация немного странная. Рядом с Литвой находится огромная страна, жители которой готовы приезжать сюда и заполнять гостиницы, посещая туристические объекты. Но их здесь не слишком-то ждут. Хотя в Литве есть, что посмотреть, и отпуск проведённый здесь, скорее всего, оказался бы приятным, население встречает нас мрачновато. В какой-то степени это обстоятельство отражает характер литовцев, но сильно и внутреннее неприятие. К России нет абсолютно никакого интереса. В Шауляе и Каунасе русского языка не услышишь, а на вопрос на нём часто разводят руками или качают головой. А ведь мы с ними ещё недавно жили в одной стране! Хотя сразу вспоминается, что в общежитиях выходцев из Прибалтики я не видел. Ведь, рядом, к примеру, Ленинград был. Уезжай со своего хутора, устраивайся на стройку, получай место в общаге, там интересно, потому что собрались люди со всего СССР! Нет, никто не ехал, сидели обиженные дома, поколение за поколением. А жизнь-то одна... Теперь можно наслаждаться свободой, если думать, что страна стала полностью независимой. Но ею сыт не будешь, и я убеждён, что советский Шауляй выглядел бы в 2014 году куда приятней, чем сейчас. Если бы, конечно, СССР был жив.
Касаясь темы оккупации, столь любимой здесь, можно сказать наверняка, что настоящей оккупации в Литве ещё не видели. Она будет ползучей и начнётся тогда, когда в Марокко, Судане, Пакистане и прочих развивающихся странах, со стремительно растущим населением, учителя географии сообщат своим ученикам о том, что в Европе есть государство Литва. В котором, в принципе, можно неплохо жить. И, если даже в Сирии наступит мир, то существенного влияния это обстоятельство на ситуацию не окажет. И тогда можно будет поинтересоваться у граждан Литвы: "Уточните, пожалуйста, что вас не устраивало в СССР и русских соседях?... Теперь тех проблем нет?..."
Эти мысли крутились в моей голове, пока я ждал автобус на вокзале. Надо сказать, что междугородний транспорт в Литве находится в весьма приличном состоянии. Это касается и автобусов, и поездов. А вот внутригородские автобусы Шауляя выглядели лохмато. Было понятно, что машины куплены в Европе уже старыми. На входе я оплатил проезд и увидел, как водитель крутанул ручку прибора, из недр которого выскочил билет для меня.

Гора Крестов находится недалеко от Шауляя. Точного расстояния и характера местности я не знал, а потому не рискнул ехать сюда на велосипеде. И, как оказалось, правильно сделал, т.к. в дороге нас сопровождал свежий балтийский ветерок (против ветра ехать тяжело). Территория вокруг выглядела вполне благополучно. От остановки автобуса нужно ещё идти пешком пару километров.

В Литве часто встречаются аисты. Они ходят по полю и выискивают корм, доступ к которому облегчился в результате каких-либо сельхозработ.

На подходе к горе меня встретили интересные человечки. Я им обрадовался, т.к. ранним утром вокруг не было ни души.


Гора Крестов является литовской святыней. Версии причин и даты её появления существуют разные. Их можно прочитать в Википедии или в рассказах авторов, активно питающихся от её сосцов. Издалека гора не произвела на меня должного впечатления. "Зря поехал сюда" - промелькнула мысль. Но, когда приблизился, понял, что данное сооружение нужно рассматривать вблизи. Если придерживаться географических правил, то правильнее было назвать это место холмом, а ещё лучше курганом. Но крестов здесь столько, что напрашивается сравнение с чем-то значительным, поэтому, конечно, это гора. Гора Крестов. Поверхность которой уже давно не вмещает на себе всех распятий, а потому от неё кресты растеклись на близлежащую равнину своеобразными ручейками.

Считается, что нужно возложить крестик (они продаются неподалёку) и загадать желание. Таких крестов здесь больше всего. И это понятно. Исполнение желаний - самая приятная штука в жизни. Только чтобы вероятность его осуществления была выше, нужно желания подбирать реально исполнимые. Лучше всего те, которые сбудутся без каких-либо усилий с вашей стороны. Например:
- Пусть муж (жена) встанет завтра попозже.
Или:
- Хочу набрать вес к пляжному сезону.




Ещё Будда, живший за 500 лет до рождения Христа, понял, что многоликость даёт ряд преимуществ. Так и Спаситель выглядит у каждого умельца по-своему. И мне кажется, что прежде, чем оставить свой обычный маленький крестик, многие люди искали сначала тот облик Христа, который наиболее точно отвечал существовавшему в их душе.




Чей-то крест упал. Интересно, успело осуществиться желание?

Ещё один...

Я не являюсь религиозным человеком. Но всегда радуюсь, если Вера помогает обрести некоторым людям то, что другим дано и без этого. (О преференциях, получаемых ими в загробном мире, говорить сейчас не будем, чтобы не огорчать недостойных). На этой небольшой горе я увидел, что многие находящиеся на ней предметы выполнены с огромной любовью или говорят о ней. О любви к Богу. За души этих граждан я совершенно спокоен. Погуляем и посмотрим, что здесь есть ещё.









Картина с эпизодом из Евангелия. А рядом грустит ангелочек. Он знает, чем всё закончится и повторяет про себя:
- Ну почему он вошёл в Иерусалим? Почему не скрылся во время Тайной вечери? Почему не договорился с Понтием Пилатом?

Одно распятие было установлено в 1993 году Римским папой Иоанном Павлом II. Есть таблички с данными тех, кто здесь был. В том числе информация о туре бразильцев по России (видимо, они пока не слышали о распаде СССР) и надписи иероглифами.


В том числе, и иудейская символика. Хотя, скорее, нужно было бы удивиться, если бы её (их) здесь не было...

Богородица с сыном. Предчувствовала ли она, что станет с её мальчиком? Когда она поняла окончательно, что его ждёт?

Кругом множество распятий. Различных, навевающих разные мысли.









Такое впечатление, что стоящие в передней шеренге кресты, раскинув руки, с трудом сдерживают напирающую сзади толпу.

За горой течёт небольшая речка.


В стороне францисканский монастырь.

Подойдём поближе. Таким его видят местные кузнечики.

Какая-то беседка.

Посмотрим на Гору Крестов от реки. Пейзаж можно назвать пасторальным.


И в обратный путь. Думаю, что это место запомнится мне на всю оставшуюся жизнь. Удачно получилось, что я приехал в это время. Никто не мешал рождению мыслей, а облачное небо препятствовало возникновению излишне ярких ощущений. Гора Крестов - одно из немногих мест, куда бы я не прочь вернуться.

На выходе я бросил монетку на этот камень и услышал голоса приближающихся посетителей. Увидев меня, они хотели что-то спросить, думая, что видят перед собой работника, но я достал фотоаппарат и сделал снимок. Люди прошли мимо. Мне же, честно говоря, разговаривать не хотелось. Предстоял путь до остановки автобуса и я собирался спокойно прогнать в памяти все картины увиденного здесь.

На всякий случай представляю расписание движения автобусов. Обратите внимание, что начало фразы "из Шауляя..." понятно человеку, знающему русский язык.
Водитель долго не мог найти сдачи, и я сказал:
- Да ладно, не надо...
На что услышал:
- Это у вас не надо, а мы всегда даём...
Возразить тут было нечего, да и приятно было видеть литовца, хорошо знающего Россию, и я не стал отвечать (тем более, что это отличие было в пользу потребителя).

Приехав в Шауляй, я отправился в гостиницу, забрать свои вещи. Хозяйка, узнав, что я побывал на Горе Крестов, сообщила, что в советское время её пытались уничтожить русские, но не сумели. А те, кто уничтожал, погибли. И их семьи тоже. Причём мне показалось, что это обстоятельство ей приятно.
Мне предстояло съездить к костелу Петра и Павла. Видимо, посещение Горы Крестов и появление добрых мыслей на ней, мне зачлось, а потому погода была более сносной, чем вчера. Этот дом сфотографировал по дороге.

Фонтан "Солнечные диски" напомнил, что нужно найти банкомат.

Современное здание банка.

И городской администрации.

Памятник советским воинам. Возможно, что-то раньше стояло на пьедестале, а может и нет. Но надпись, наверное, изменили, т.к. трудно представить, чтобы в советское время о Великой Отечественной войне написали "война 1941 - 1945 годов".

Кафедральный собор Петра и Павла был возведён в XVII веке. Он сохранил свой первоначальный вид, несмотря на пожары и ремонты.


Классическое для Литвы оформление двора


дополнено большим камнем в виде стола (мне сказали, что это, но я забыл).

Войдя внутрь я обнаружил двух улыбчивых и общительных женщин, которые украшали цветами алтарь. Оказалось, что на следующий день будет отмечаться праздник Крови и Тела Христовых. Меня пригласили прийти посмотреть на торжество. Отношение этих дам ко мне было чересчур доброжелательным, что несколько удивило после того, как я провёл сутки в Шауляе. Может быть на религиозных литовцев так положительно влияет предвкушение церковного праздника?

Скажите пожалуйста, прихожане до сих пор исповедуются?
- Да.
- Может быть проще не нарушать заповедей?
- Не получается...

Здешний орган исчисляет свой возраст с XVIII века.

Затем я прошёлся по собору с фотоаппаратом (люблю старинные католические храмы) и отбыл на вокзал.