Архитектурное и художественное оформление парфенона древней греции. Что нужно знать о величайшем храме Афин Парфеноне? Описание древнего храма парфенон

Навигация по статье

Где находится Парфенон и как добраться до него

Парфенон расположился на Акрополе, в самом сердце Афин. Построенный на стратегическом месте, он выделяется на фоне остальных сооружений греческой столицы и виден буквально из любой точки города. Поэтому пройти мимо или заблудиться точно не получится. Добраться до него можно несколькими способами:

  • На метро - до станции, которая называется Akropolis;
  • На автобусе - до Акрополя ходят многочисленные маршруты: 106, 24, 57, 137, 230, A3, E22;
  • На троллейбусе №15, 5, 1;
  • Пешком - по улице Дионисиу Ареопагиту. Она ведёт в гору и приводит прямо к Парфенону.

История Парфенона

У тех, кто хоть немного знаком с Грецией и её историей, Парфенон ассоциируется с богиней Афиной. Храм возник как посвящение покровительнице города. Но мало кто знает, что задолго до него на этом же месте стоял Гекатомпедон - древнейший храм, также посвящённый Афине.

Как замена старому храму, разрушенному персами, Парфенон был построен по инициативе Перикла - известного афинского политика, прославленного полководца и реформатора. К участию в строительстве он привлёк скульптора Фидия, архитекторами были выбраны Иктий и Калликрат. Последний построил на Акрополе ещё несколько храмов, но именно Парфенон стал его главным детищем. Хотя и долго не получался таким, каким был задуман. Возведение будущего символа Афин заняло более 9 лет. И за каждую монету, потраченную на проект, правительство отчитывалось перед жителями Афин. Некоторые из финансовых отсчётов сохранили немало интересных фактов. Например, самый дорогой и крупный камень привезли с горы Пенделикон, расположенной в 16 км от Афин. Для строительства также использовали высококачественный мрамор.

Публике Парфенон торжественно представили во время праздника Панафинеи - самых крупных политических и религиозных празднеств античности. Но ещё несколько лет продолжались декоративные работы. Ими руководил Фидий, создавший статую Афины - она стала главным украшением Парфенона. То, как она выглядела, волнует историков уже несколько веков. Говорят, что статуя была лучшей работой Фидия. Деревянное изваяние было покрыто тонной золота и украшено слоновой костью. 13-метровая статуя держала копьё в одной руке, фигуру Ники - в другой.

На протяжении почти 1000 лет Парфенон служил главным храмом греческой религии. Он ещё был целым в IV в. нашей эры, но к тому времени Афины являлись не больше, чем просто провинциальным городом Римской империи со славным прошлым. В V в. статуя Афины была похищена и перевезена в Константинополь. Здесь она разрушилась несколькими веками позже.

Затем Парфенон был преобразован в христианскую церковь Девы Марии. Это неизбежно привело к перестройке храма - языческие скульптуры и некоторые колонны были убраны. Скорее всего, даже уничтожены. В XV в. Парфенон ждали новые изменения. На этот раз османы, захватившие город, перестроили некогда языческий храм Афины в мечеть. Однако серьёзных разрушений не принесли.


В XVII веке при нападении венецианцев Парфенон был буквально разрушен в результате взрыва порохового склада. И только в 1840-х гг. началось его восстановление, но в первую очередь были убраны новые и средневековые постройки, а также мусульманский минарет.

Как выглядел Парфенон: прошлое и современность

В древности Парфенон выглядел величественно - как и положено храму особо почитаемой греками богини. Он имел прямоугольную форму с колоннадой на всех 4 сторонах. Считается, что количество дорийских колонн было равно 48. Внутри Парфенона располагалась центральная площадка, также огороженная колоннами. А в её центре стояла ныне утраченная статуя Афины.


На одном из уцелевших фризов Парфенона изображена сцена праздничного шествия, которые обычно сопровождали Панафинеи. На нескольких сторонах храма были увековечены страницы исторических событий и легенд: Троянской войны, битвы амазонок и греков. Что касается фронтона, то сохранилось несколько статуй, да и те пребывают в плачевном состоянии. Оригиналы хранятся в Афинском музее и Музее Акрополя, а на их месте установили копии. Впрочем, половина из оставшихся частей фризов и скульптур вывезены в Лондон и до сих пор не возвращены в Грецию.

Кстати, сооружение уникально с точки зрения геометрии. Если на один конец ступени Парфенона поставить предмет высотой 15 см, то он будет невидим с противоположной стороны. Это значит, что плоские конструкции на самом деле имеют кривизну. Ещё один секрет Парфенона «зашифрован» в его колоннах - они немного наклонены внутрь. Считается, что такие особенности позволяли храму выдерживать выдерживать сейсмические нагрузки, что лишний раз подтверждает мастерство архитекторов.


Современный Парфенон, насколько это возможно, археологи приблизили к оригиналу. Утраченный блеск и величие ему не вернуть, но прогресс очевиден. Разрушения и незавершённая реконструкция не помешали Парфенону войти в число главных памятников мира.

Посещение Парфенона

Посетить главный памятник Афин можно с 8:30 до 18:00 .

Цена билета - 12 евро , до 18 лет посещение бесплатно .

Поскольку в сезон туристов здесь много, а летняя жара приносит неудобства, лучше приходить сюда к открытию или вечером. Для удобства туристов возле Парфенона работает киоск, где можно купить напитки, есть туалет и камера хранения - с крупными сумками внутрь не пускают.

Для Греции Парфенон - не просто памятник истории. Это гордость и национальный символ. Повторить работу архитекторов и создать свою версию Парфенона в разное время пытались в нескольких городах мира. Но превзойти образец классической античной архитектуры никому не удалось.

Название : Παρθενών (el), Parthenon (en)

Местонахождение : Афины (Греция)

Создание : 447–438 гг. до н.э.

Архитектор(ы) : Калликрат, Иктин

Заказчик / Основатель : Полис Афины в правление Перикла
















Архитектура Парфенона

  1. Антаблемент . Ордеры каменных храмов были заимствованы греками из древних деревянных строений. В их основе лежит простое соединение несущих частей (колонна с капителью) и несомых балок перекрытия - антаблемента. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) ордерная система достигла совершенства.
  2. Архитрав . Каждая каменная балка архитрава (нижней части антаблемента) в центре на 6 сантиметров уже, чем по краям. Стесанная по кривой линии, издали они выглядит абсолютно ровной.
  3. Фриз . Внутри храма прямо под балками перистиля проходил резной мраморный фриз. На мраморных рельефах Парфенона изображены афинские всадники, мифологические персонажи, соревнования богов, героические сражения греков с амазонками, эпизоды осады Трои. Главная тема фриза - торжественное шествие в честь празднования Дня великих Панафиней, посвященное богине Афине. В 1801-1803 годах панели фриза были демонтированы. В верхней части фриза скульптурные изображения выполнены более рельефно. Этот прием смягчает впечатление резкого уменьшения фигур, возникающее при взгляде снизу.
  4. Дорический ордер . Парфенон окружают монументальные колонны дорического ордера . Ствол колонны по всей высоте прорезают вертикальные желобки - каннелюры. Они создают особую игру светотени и подчеркивают объем колонны.
  5. Угловая колонна . Угловые колонны толще других. Они ближе придвинуты к соседним и слегка наклонены к центру здания - иначе строение казалось бы разваливающимся. Остальные колонны тоже наклонены внутрь на 6 см относительно вертикальной оси.
  6. Ступени . Парфенон стоит на подиуме, изогнутая поверхностью которого повышает к центру. Так же изогнуты и ступени. Гармония Парфенона основана на сложных геометрических расчетах.
    Энтазис. Колонны Парфенона слегка выпуклы в средней части. Если бы они были прямыми, то издали казались бы вогнутыми. «Поправку» на оптическую иллюзию греки называли энтазисом.
  7. Статуя Афины . Статуя Афины, покровительницы города, были выполнены Фидием из золота и слоновой кости. Она стояла напротив восточного входа и освещалась лучами восходящего солнца. Высота статуи - 12,8 м.

Символическая трактовка структуры Парфенона

  • В Парфеноне максимальное количество колонн, воспринимаемое с одной точки, например от Пропилеи, составляет 24 (8 +17-1 угловая, общая для двух фасадов), что прямо соотносится с количеством часов, составляющих сутки.
  • Количество барабанов в колонне 12, что прямо соотносится с количеством месяцев в году.
  • Каждый триглиф состоит из трех выступающих частей, что соответствует принятому в Античной Греции членению месяца на три декады по десять дней. Общее количество триглифов-месяцев по всему периметру храма составляет 96, что соответствует широко распространенному в античности восьмилетнему календарному циклу. В триглифы как бы помещалось время, реальное время: набранный из декад и месяцев восьмилетний цикл.
  • В промежутках триглифами, в метопах помещалось время мифологическое — история борьбы греческого племени лапифов с кентаврами. За фризом дорическим, содержащим восьмилетний цикл, в глубине периптера на стене целлы, ближе к Афине, к главному божеству храма размещен рельефный фриз с изображением панафинейского шествия, совершавшегося раз в четыре года. За внешним общекалендарным восьмилетним циклом скрыт частный четырехлетний цикл времени, важнейший именно для храма Афины.
  • Под каждым триглифом находится доска с 6 капельками: 6 капелек над колонной и 6 капелек над интерколумнием. Можно предположить, что в каждый шаг колонн помещался год, состоящий из 12 капель-месяцев. Общее число капель по периметру храма: 96 досок по 6 капель составляло 48 лет — период, кратный восьмилетнему циклу, и возможно соотносилось со средней продолжительностью человеческой жизни того времени.
  • Под полкой карниза с досок-мутул также свисали каменные капельки: 6 рядов по три в каждом ряду. Если предположить, что каждая из них соответсвовала декаде, то получается шесть месяцев по три декады. В этом случае на каждый шаг колонн (две доски — 3×12 капелек) опять приходится год, состоящий из 12 месяцев по три декады в каждом. Латинское название этих капель — «регула» (от «regulo» — направлять, упорядочивать) указывает на преемственность традиции в понимании времени как всеобщего регулятора жизни.

Это далеко не полный анализ развития дорической традиции в Парфеноне, но уже он раскрывает этот храм как сложную, гармонично сбалансированную пространственно-веременную систему, содержащую как архаические, так и более поздние, современные для его строителей, представления о мироустройстве.

В Парфеноне человек, взойдя на ступени стилобата, попадал не только в сакральное пространство, но и в сакральное время, утвержденное ритмом колонн и потоком каннелюр, струящихся до самого пола.

О Парфеноне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции

Н.И. Брунов

Москва, “Искусство”, 1973 г.


    1. Парфенон был хранилищем казны, государственным банком.
      В казну богини Афины на акрополе стекались различные поступления: драгоценные металлические сосуды, доходы с земель, принадлежавших богине, части военной добычи, десятая доля из добычи серебряных рудников. В совокупности это составляло очень крупную сумму, которая и представляла собой государственный фонд. Казна Афины фактически находилась в распоряжении государства. Богиня была банкиром…

  1. Основной строительный материал Парфенона – пентелийский мрамор, каменоломни которого находятся вблизи Афин в горном кряже Пентеликон. Очень существенны изменения, которые претерпевает этот мрамор под действием солнечных лучей. В каменоломне он белый, по цвету похож на сахар. Поверхность камня – кристаллическая, малозернистая, прозрачная, так что глаз немного проникает вглубь, что придаёт камню своеобразную прозрачную фактуру. Благодаря тому, что внутри мрамора имеются микроскопические кусочки металла, а под действием солнечных лучей в нём развиваются микроскопические мхи, камень окрашивается на воздухе в золотисто-желтоватый цвет, очень красивый и придающий ему тёплый оттенок…
  2. Архитектурно-художественная композиция Парфенона

    • Расчленение архитектурного массива Парфенона представляет собой плод аналитического архитектурного мышления. Наиболее существенно для архитектуры Парфенона, что этот анализ сочетается с целостным эмоциональным восприятием архитектурной композиции. В этом сходство архитектуры Парфенона с зодчеством восточных деспотий, и в этом ее отличие от многих произведений зодчества последующих эпох…

    • В Парфеноне с особой убедительностью выражено наблюдаемое и в других классических храмах взаимоотношение колонны и фигуры человека. В этом отношении греческая колонна продолжает традицию, восходящую к отдаленному прошлому. в конечном счете к первобытному вертикально поставленному камню в качестве погребального памятника или монумента, сооруженного в память какого-либо события…

    • Пентелийский мрамор в каменоломне, в природе, или даже кусок его, подверженный воздействия солнечных лучей, существенно отличается от того, что с ним сделали архитекторы в самом здании. Они, конечно, глубок учитывали естественные свойства пентелийского мрамора и те изменения. Которые в дальнейшем вызывает в нем действие солнечных лучей. Однако в зависимости от включения пентелийского мрамора в архитектурно-художественную композицию его образное качество претерпело существенные изменения. В соответствии с трехчастной диалектической структурой Парфенона необходимо в отдельности рассмотреть трактовку строительного материала в крепиде, колоннах и антаблементе…

    • Характерную особенность архаических и классических периптеров, осо­бенно отчетливо выраженную в Парфеноне благодаря его системе восьми колонн на торцовых сторонах, составляет компактность наружного объема, к основной части которого не примыкает никаких дополнитель­ных объемов. В древности эта черта должна была выступать особенно наглядно, так как в жилых городских домах господствовала сложная асимметрическая композиция…

    • Новым в Парфеноне по сравнению с геометризмом в архитектуре Египта является синтетическое соединение геометричности и органичности. В классической греческой архитектуре очень сильно выражено живое чувство материи…

    • Периптеральная форма здания создает взаимопроникновение массы и окружающего пространства. Последнее внедряется в архитектурный объем, образуя наружные портики. Их не-возможно оторвать от окружающего пространства и от ландшафта, на который из портиков открываются прекрасные виды во все стороны. Правда, как при созерцании Парфенона снаружи, так и при точках зрения из портиков на природу массивные стволы колонн преобладают над пространствами между ними, колонны выступают на первый план и зажимают своим объемом интерколумнии. Однако колонны скомпонованы во взаимоотношении с пространством, окружающим храм, и с открывающимися ландшафтами, которые служат необходимым фоном для восприятия самих колонн…

    • В Парфеноне завершился процесс кристаллизации единства наружного объема периптера, начавшийся в эпоху архаики… Единство объема Парфенона очень усиливается благодаря наклону колонн в сторону наоса, придающему всему объему несколько сужаю­щуюся кверху форму. Это сужение нарастает в более отвесной форме от земли к трем ступенькам крепиды, продолжается и заканчивается более пологими скатами кровли. В результате образуется изгибающаяся кри­вая очертания силуэта здания…

Храм Парфенон в Афинах - один из величайших культовых сооружений человечества. А в Греции это один из самых посещаемых туристами объектов.

В течение десятилетий Парфенон являлся главным храмом древних Афин. Ведь посвящён он был той самой богине, которая дала имя городу и была его покровительницей. «Парфянос» - означало «Пречистая».

Богиня Афина в античной мифологии, таким образом, была прямой предшественницей «пречистой девы Марии» в мифологии христианской (точнее, одной из предшественниц). Афина Парфянос – это ещё и греческий вариант общемирового архетипа «богини-матери».

В честь кого был построен храм Парфенон?

По преданию, Афина появилась из головы Зевса. Громовержец проглотил свою беременную жену Метиду (Премудрость), так как испугался, что она родит сына, который, если верить пророчеству, убьёт его самого. Но обошлось – родилась дочь, которая вышла из проломленного черепа Зевса (он сам повелел рассечь себе голову, так как мучился от боли) и сразу начала учить людей уму-разуму: дала им науки и ремёсла, научила решать проблемы мирно, без войны, показала, как нужно писать справедливые законы. Женщин она научила ткачеству.

Афина, как верили греки, была родоначальницей интеллектуальной жизни человечества. Интеллект афиняне ценили, поэтому и решили построить ей такой храм - храм Парфенон, величественнее которого не было бы на целом свете.

Храм Парфенон и его архитекторы

На , где сейчас стоит Парфенон, было ещё несколько храмов, посвящённых Афине. Один из самых знаменитых (и не найденных до нашего времени) – Гекатомпедон (в переводе - «стофутовый»). От него были найдены лишь некоторые элементы; прежде ему приписывался и обнаруженный на Акрополе фундамент, однако позже было доказано, что он принадлежит совсем другой постройке. Название Гекатомпедона передалось и Парфенону – так назывался его наос, то есть святилище.

Строительством занимались виднейшие архитекторы своего времени – Калликрат (главный зодчий), Иктин (создатель проекта) и Фидий (руководитель строительства и автор скульптурной отделки храма). Парфенон был частью обширной программы афинского правителя Перикла по благоустройству своей столицы.

Строительство храма Парфенон началось в 447 год до н.э. и закончилось через 9 лет в 438 год до н. э.

Как выглядит храм Парфенон

Не стоит думать, что Парфенон в архитектурном смысле – «рядовой» греческий храм. Список необычных решений, в своё время потрясших афинскую общественность (и продолжающих удивлять до сих пор), достаточно обширный.

Храм Парфенон был построен из пентелийского мрамора, имеющего красивый оттенок. Этот камень был довольно дорогой, однако средств в казне хватало: Афины в то время достигли своего наивысшего расцвета, жестокие войны закончились и появилась возможность тратить деньги на мирные цели, в том числе на монументальное искусство.

Пентелийский мрамор имеет свойство желтеть под воздействием солнечного облучения, этим и объясняется «золотистый» цвет храма. Северная сторона сооружения выглядит серовато, поскольку там Парфенон облучается меньше.



Парфенон построен из красивого пентелийского мрамора, который добывали неподалёку.

Расположен Парфенон на Акрополе тоже нестандартно для того времени: он повёрнут так, что фасад постройки хорошо просматривается с трёх сторон. При этом благодаря тому, что он построен на юго-восточной стороне горы, он кажется наблюдателям маленьким, а по мере приближения как бы «вырастает» перед ними.

Древнегреческий архитектор Парфенона Иктин в своём проекте использовал необычные оптические приёмы, стремясь поразить воображение публики. Со стороны кажется, что он идеально прямолинейный. Но в действительности в его архитектуре нет почти ни одной прямой линии – большинство деталей имеют определённый наклон. Именно поэтому при взгляде на здание как бы не чувствуется перспектива.

Стилобат, то есть верхняя часть ступеней, немного прогибается вверх в центре, и наблюдателю кажется, что он ровный. Колоннам присущ небольшой энтазис – утолщение в центре, поэтому они кажутся прямыми. Угловые колонны немного больше остальных по толщине, иначе они показались бы тоньше; в разрезе они не являются круглыми. Фронтоны наклонены внутрь, в то время как антаблемент – наружу. Все эти и другие приёмы, в том числе и расположение скульптур и настенной живописи внутри храма в соответствии с законами оптики, помогли создателям произвести поистине необычный эффект.

Историки искусства даже ввели особый термин – «курватура Парфенона»; за этим неблагозвучным понятием скрывается именно система искривлений и неровностей, благодаря которым он кажется идеально ровным.

Установлено, что Парфенон в первую очередь рассчитывался на созерцание снаружи, из центра города. Блоки, из которых сооружена постройка, тщательно обработаны и отшлифованы с внешней стороны, в то время как внутренняя часть осталась почти необработанной: это экономило время, силы и средства.

Сами блоки тщательно подгонялись друг к другу, но в их соединении не использовался какой-либо раствор: камни клали на сухую. Более крупные находятся внизу, а на них уложены камни помельче. Между собой, однако, блоки были надёжно скреплены железными штырями, которые вставлялись в специальные отверстия и заливались свинцом. В те времена цемента, как известно, не было, однако римляне уже использовали нечто, напоминающее современный бетон. Афиняне такой технологии, видимо, не знали, но и их методы позволяли прочно скреплять элементы.

Самым сакральным местом в Парфеноне был центр, где находилась 13-метровая статуя Афины. Создана она была из слоновой кости и золота, а основу имела деревянную. Это было весьма щедрым подарком возлюбленной богине. К сожалению, до наших дней этот памятник не сохранился.

Парфенон, как и другие греческие храмы, был в древности ярко раскрашен. Основными цветами были красный, золотой и синий. Сейчас, конечно, эта красота не сохранилась.

Опубликовано: Июнь 8, 2015

Парфенон (древ.-греч.: Παρθενών; совр. греч.: Παρθενώνας) - древний храм в , посвящённый богине Афине, которую афиняне считали своей покровительницей. Строительство началось в 447 году до н. э., когда Афинская империя была на пике своей власти. Закончилось оно в 438 году до н. э., хотя отделка здания продолжалась до 432 года до н. э. Это наиболее важное сохранившееся здание классической Греции, зенитом которого, как правило, считается дорический ордер. Декоративные скульптуры Парфенона считаются одними из наиболее успешных в греческом искусстве. А сам Парфенон - символом Древней Греции, афинской демократии и западной цивилизации, и одним из величайших культурных памятников в мире. В настоящее время Министерство культуры Греции осуществляет программу выборочного восстановления и реконструкции для обеспечения стабильности частично разрушенного сооружения.

Парфенон, заменил , который историки называют Pre-Parthenon, он был разрушен во время персидского вторжения 480 года до н. э. Храм построен археоастрономически, по звёздному скоплению Гиады. Несмотря на то, что священное здание было посвящено богине, покровительствующей городу, фактически его использовали как казначейство. В своё время он служил сокровищницей Делосского союза, который позднее стал Афинской империей. В последние десятилетия шестого века нашей эры, Парфенон, который преобразовали в христианскую церковь, был посвящён Деве Марии.

После османского завоевания в начале 60-х годов XV века его превратили в мечеть. 26 сентября 1687 года из-за венецианской бомбардировки произошло возгорание боеприпасов Османской империи, которые хранились в здании. В результате взрыва серьёзно пострадал Парфенон и его скульптуры. В 1806 году Томас Брюс, 7-й граф Элджин, вывез некоторые сохранившиеся скульптуры, якобы с разрешения Османской империи. Теперь они известны как мраморы Элгина или Парфенона. В 1816 году их продали в Британский музей в Лондоне, где на сегодняшний день и выставлены. С 1983 года (по инициативе министра культуры Мелины Меркури) греческое правительство приняло решение о возвращении скульптур в Грецию.

Этимология

Изначально название «Парфенон» происходило от греческого слова παρθενών (парфенон), и упоминалось в значении «комнат незамужних женщин» в доме, а в случае Парфенона, возможно, сначала использовалась только отдельная комната храма. Ведутся дебаты, какая это была комната, и как она получила своё название. Согласно труду Лидла, Скотта, Джонса «Греческо-английский лексикон» ею была западная целла Парфенона. Джамари Грин считает, что Парфенон был комнатой, в которой на Панафинейский играх преподносили пеплум Афине. Его ткали аррефоры, четыре девушки, которых выбирали каждый год для служения Афине. Кристофер Пеллинг утверждает, что Афина Парфенос, возможно, представляет собой отдельный культ Афины, тесно связанный, но не идентичный, с культом Афины Полиас. Согласно этой теории, название Парфенон означает «храм девственной богини» и относится к культу Афины Парфенос, который ассоциировался с этим храмом. Эпитет «парфенос» (παρθένος), происхождение которого неизвестно, значит «дева, девушка», но также и «девственница, незамужняя женщина», и в основном использовался в отношении Артемиды, богини диких животных, охоты и растительности, и Афины, богини стратегии и тактики, ремесла и практического разума. Также существует предположение, что название храма ссылается на дев (парфено), чья наивысшая жертва гарантирует безопасность города.

© сайт, на фото: Парфенон в наши дни, июль 2014 года

Первый случай, в котором название Парфенон, безусловно, относится ко всему зданию, был найден в трудах оратора Демосфена датированных 4 веком до нашей эры. В 5 веке здание рассматривали как сооружение, которое называли просто ho naos («храм»). Считается, что архитекторы Мнесикл и Калликрат, назвали его Гекатомподос («стофутовый») в их утраченном трактате о афинской архитектуре, а в 4 веке и позднее, оно было известно под названием Гекатомпедос или Гекатомпедон, как и Парфенон; в 1 веке н. э. писатель Плутарх именовал здание Гекатомпедон Парфенон.

В связи с тем, что Парфенон был посвящён греческой богине Афине, его иногда называли храмом Минервы, римское имя Афины, особенно в XIX веке.

Назначение

Хотя архитектурно Парфенон представляет собой храм и обычно так называется, однако в общепринятом смысле этого слова это не совсем верно. Внутри здания был найден небольшой храм, на месте старого, вероятно, посвящённого Афине, как способ стать ближе к богине, но сам Парфенон никогда не принимал культ Афины Полис, покровительницы Афин; культовым изображением, которое омывали в море и которому преподносили пеплос, был оливковый ксоан, расположенный на старом алтаре в северной части Акрополя.

Великолепная статуя Афины, работы Фидия, не была связана не с каким культом и не известно разожгла ли какой-либо религиозный пыл. Она, вероятно, не имела жрицу, алтарь или названия культа. По словам Фукидида, Перикл однажды назвал статую золотым запасом, подчеркнув, что она «состояла из сорока талантов чистого золота, и их можно было вынуть». Афинский государственный деятель, таким образом, предполагал, что металл, полученный от современной чеканки, можно было бы использовать снова без какой-либо непочтительности. Парфенон тогда рассматривался скорее как большое оформление для вотивной статуи Фидия, а не место культа. Говорят, что многие греческие авторы в своих произведениях описали несметные сокровища, хранящиеся внутри храма, как например персидские мечи и небольшие статуи, сделанные из драгоценных металлов.

Археолог Джоан Бретон Коннелли недавно отстаивала связь скульптурного плана Парфенона в представлении ряда генеалогических описаний, которые отслеживают афинские особенности обратно через века: от рождения Афины, через космические и эпические сражения, до большого финального события афинского бронзового века, войны Эрехтея и Эвмолпа. Она утверждает, что педагогическая функция скульптурного украшения Парфенона, устанавливает и закрепляет афинские основы мифа, памяти, ценностей и самобытности. Тезис Коннелли спорен и некоторые известные классики как Мэри Бирд, Питер Грин и Гэрри Уилс либо подвергли его сомнению, либо просто отвергли.

Ранняя история

Старый Парфенон

Первоначальное стремление построить святилище Афины Парфенос на месте нынешнего Парфенона реализовалось вскоре после битвы при Марафоне (прибл. 490-488 гг. до н. э.) на фундаменте из твердого известняка, который располагался в южной части вершины Акрополя. Это здание заменило Гекатомпедон (т.е. «стофутовый») и стояло рядом с архаическим храмом, посвященным Афине Полиас. Старый Парфенон или Pre-Parthenon, как его часто называют, находился ещё на стадии строительства, когда в 480 году до н. э. персы разграбили город и разрушили Акрополь.

О существование прото-Парфенона и его разрушении известно от Геродота. Барабаны его колонн были видны как на ладони и построены после несущей стены к северу от Эрехтейона. Дальнейшие вещественные доказательства этого сооружения выявили в ходе раскопок Панагиса Кавадиаса в 1885-1890 годах. Их результаты позволили Вильгельму Дёрпфельду, тогда директору Немецкого археологического института, утверждать, что в оригинальном Парфеноне существовало подземное сооружение, под названием Парфенон I, которое располагалось не точно ниже текущего здания, как это предполагалось ранее. Наблюдение Дёрпфельда заключалось в том, что три ступени первого Парфенона состояли из известняка, две из пористого, как и основания, а верхняя ступень из кархаского известняка, которые был накрыт самой низкой ступенью Парфенона Перикла. Эта платформа была меньше и находилась чуть севернее окончательного Парфенона, указывая на то, что её построили для совершенно другого здания, в настоящее время полностью закрыта. Картина несколько осложнилась публикацией заключительного доклада о раскопках в 1885-1890 годах, в котором указывалось, что это подземное сооружение было одного возраста со стенами, построенными Кимоном, и подразумевало более поздний срок первого храма.


План здания Парфенона, фото: общественное достояние

Если оригинальный Парфенон действительно разрушили в 480 году, это вызывает вопрос, почему на протяжении тридцати трёх лет место оставалось в руинах. Один довод предполагает клятву, которую дали греческие союзники перед Битвой при Платеях в 479 году до н. э., согласно которой святилища разрушенные персами не будут восстанавливаться. Только в 450 году при заключении Каллиевого мира афиняне освободились от этой клятвы. Обыденный факт о стоимости реконструкции Афин после персидского разграбления не является столь правдоподобным как его причина. Однако раскопки Берта Ходж Хилла привели его к предложению о существовании второго Парфенона, созданного в период правления Кимона после 468 года до н. э. Хилл утверждал, что ступень из кархаского известняка, которая как думал Дёрпфельд была самой высокой в Парфеноне I, на самом деле была самой нижней из трёх ступеней Парфенона II, размеры стилобата которого, по расчетам Хилла, составляли 23,51 на 66,888 метров (77.13 × 219.45 футов).

Одна из трудностей в датировании прото-Парфенона заключается в том, что во время раскопок в 1885 году археологический метод сериации не был полностью развит; небрежное рытьё и обратная засыпка места привели к потери большого количества ценной информации. Попытки обсудить и осмыслить глиняные черепки, найденные в Акрополе, реализовались в двухтомной работе Графа и Ланглотца, опубликованной в 1925-1933 годах. Это вдохновило американского археолога Уильяма Белла Динсмура попытаться установить крайние даты для платформы храма и пяти его стен, скрытых под повторным террасированием Акрополя. Динсмур сделал вывод, что последняя возможная дата для Парфенона I, была не ранее 495 года до н. э., что противоречит более ранней дате установленной Дёрпфильдом. Кроме того, Динсмур отрицал наличие двух прото-Парфенонов и установил, что единственным храмом до храма Перикла был тот, который Дёрпфельд назвал Парфенон II. В 1935 году Динсмур и Дёрпфильд обменялись мнениями в «Американском журнале по археологии».

Современное строительство

В середине 5 века до н. э., когда афинский Акрополь стал резиденцией Делосского союза, а Афины были величайшим культурным центром своего времени, Перикл инициировал амбициозный строительный проект, который продолжался всю вторую половину века. В этот период построили наиболее важные здания, которые можно увидеть в Акрополе сегодня: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины-Ники. Парфенон строился под общим руководством Фидия, который также отвечал за скульптурное украшение. Архитекторы Иктин и Калликрат начали свою работу в 447 году до н. э., а к 432 году здание было завершено, но работы по украшению продолжались, по крайней мере, до 431 года. Сохранились некоторые финансовые отчёты по Парфенону, которые показывают, что крупнейшим расходом была перевозка камней от горы Пентеликон, около 16 км (9,9 миль) от Афин, до Акрополя. Эти средства частично взяли из казны Делосского союза, перенесенной из панэллинского святилища в Делосе в Акрополь в 454 году до н. э.

Архитектура

Парфенон представляет собой октастильный дорический храм окружённый колоннами с ионическими архитектурными особенностями. Он стоит на платформе или на стилобате из трёх ступеней. Как и другие греческие храмы, он имеет притолоку и окружён колоннами несущими антаблемент. На каждом конце находится восемь колонн («октастиль»), а по бокам семнадцать. Также на каждом конце колонны установлены в два ряда. Колоннада окружает внутреннюю каменную конструкцию - целлу, разделённую на два помещения. На обоих концах здания крыша заканчивается треугольным фронтоном, первоначально заполненным скульптурами. Колонны представляют дорический ордер с простым капителем, рифленным стволом и не имеют основания. Выше архитрава находится фриз из иллюстрированных резных панелей (метоп), разделенных триглифом, что типично для дорического ордера. Вокруг целлы и по перемычкам внутренних колонн проходит непрерывный скульптурный фриз в виде барельефа. Этот элемент архитектуры является скорее ионическим, чем дорическим.

Измеренные на стилобате, размеры основания Парфенона составляют 69,5 на 30,9 метров (228 на 101 футов). Целла была 29,8 метров в длину и 19,2 метров в ширину (97,8 x 63,0 футов) с внутренней колоннадой в два ряда, структурно необходимой для поддержки крыши. Снаружи размеры дорических колонн составляли 1,9 метров (6,2 фута) в диаметре и 10,4 метров (34 фута) в высоту. Диаметр угловых колонн был немного больше. В общей сложности Парфенон имел 23 внутренние и 46 внешних колонн, каждая из которых содержала 20 каннелюр. (Каннелюрой является вогнутый желобок, высеченный в форме столбца). Стилобат имел кривизну, которая увеличивалась к центру на 60 мм (2,4 дюймов) на восточном и западном концах и на 110 мм (4,3 дюймов) по бокам. Крыша была покрыта большими мраморными плитками, идущими внахлест, известными как желобчатая черепица и тегула.

© сайт, на фото: Парфенон в наши дни, июль 2014 года

Парфенон считается лучшим примером греческой архитектуры. Джон Джулиус Купер написал, что храм «пользуется репутацией наиболее совершенного дорического храма когда-либо построенного. Даже в древности, его архитектурные усовершенствования были легендарными, особенно тонкое соотношение между кривизной стилобаты, наклоном стен целлы и энтазисом колонн». Энтазисом называют небольшое уменьшение диаметра колонн, по мере возвышения, хотя наблюдаемый эффект в Парфеноне является значительно более тонким, чем в ранних храмах. Стилобат - платформа, на которой стоят колонны. Как и многие другие классические греческие храмы, он имеет небольшое параболическое увеличение кривизны, для стекания дождевой воды и укрепления здания от землетрясения. Возможно поэтому колонны предполагались наклонёнными наружу, но фактически они склонялись слегка внутрь так, чтобы если они продолжались, то встретились бы почти точно в миле над центром Парфенона; так как они все одной высоты, кривизна внешнего края стилобата передается архитраву и крыше: «Весь последующий принцип создания строится на незначительной кривизне», Горэм Стивенс заметил это, когда указывал на то, что западный фасад был построен несколько выше, чем южный. Универсально не установлено каким предполагался эффект энтазиса; не исключено, что он служил своего рода «обратной оптической иллюзией». Поскольку греки, возможно, знали, что две параллельные линии клонятся, или изгибаются наружу при пересечении сходящихся линий. В этом случае, создается впечатление, что потолок и пол храма, склоняются к углам здания. Стремясь к совершенству, проектировщики, возможно, добавили эти кривые, восполняя иллюзию созданием собственных кривых, таким образом отрицая этот эффект и позволяя храму быть таким каким он задумывался. Также предполагалось, что его использовали для «оживления», в случае если здание без кривых, возможно, будет иметь вид инертной массы, но сравнивать нужно с более очевидными искривлёнными предшественниками Парфенона, а не с условно прямолинейным храмом.

Некоторые исследования Акрополя, включая Парфенон, привели к выводу, что многие из его пропорций приближены к золотому сечению. Фасад Парфенона, а также элементы можно описать золотым прямоугольником. Эту точку зрения опровергли в более поздних исследованиях.

Скульптура

В целле Парфенона размещалась хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос работы Фидия, созданная в 439 или 438 году до н. э.

Изначально декоративная каменная кладка была очень красочной. В то время храм посвящался Афине, хотя строительство продолжалось почти до начала Пелопоннесской войны в 432 году. К 438 году завершили скульптурное украшения дорических метоп на фризе над наружной колоннадой и украшение ионического фриза вокруг верхней части стены целлы.

Богатство фриза и метоп согласуется с предназначением храма в качестве сокровищницы. В опистодоме (задняя комната целлы) хранились денежные взносы Делосского союза, в котором Афины были ведущим членом. Сегодня уцелевшие скульптуры хранятся в афинском музее Акрополя и Британском музее в Лондоне, и несколько предметов в Париже, Риме, Вене и Палермо.

Метопы

Западные метопы, - иллюстрируют текущее положение храма после 2,500 лет войн, загрязнений, разрушений, грабежа и вандализма, фото: Thermos,

Фриз антаблемента содержит девяносто две метопы, по четырнадцать с восточной и западной стороны, и по тридцать две с северной и южной. Они высечены барельефом, такую практику применяли только для сокровищниц (здание использовали для хранения даров, которые по обету преподносили богам). Согласно строительной документации, скульптуры метоп относятся к 446-440 годам до н. э. Метопы Парфенона, над главным входом, на восточной стороне изображают гигантомахия (мифическую битву между олимпийскими богами и гигантами). Метопы на западной стороне показывают амазономахия (мифическая битва афинян против амазонок), а на южной - фессалийскую кентавромахию (битву лапифов, при помощи Тесея, против полулюдей, полулошадей кентавров). Метопы с 13-ой по 21-ю отсутствуют, но рисунки, приписываемые Жаку Керри, указывают на группы людей; их по-разному интерпретировали, как сцены из свадьбы лапифа, сцены из ранней истории Афин и различные мифы. На северной стороне Парфенона, метопы плохо сохранились, но сюжет напоминает разрушение Трои.

Метопы представлены в качестве примера строгого стиля в анатомии голов фигур, в ограничение физических движений до контуров, но не до мышц, и в выраженных венах в фигурах кентавромахии. Некоторые из них по-прежнему остаются на здании, за исключением тех, которые находятся на северной стороне, так как имеют сильные повреждения. Несколько метоп находятся в музее Акрополя, другие представлены в Британском музее, и одна в Лувре.

В марте 2011 года археологи объявили о том, что они обнаружили пять метоп Парфенона на южной стене Акрополя, которую продлили когда Акрополь использовали в качестве крепости. Согласно ежедневной газете «Элефтеротипия», археологи утверждали, что метопы поместили туда в XVIII веке, когда проходило восстановление стены. Эксперты обнаружили метопы при обработке 2250 фотографий современными фотографическими методами. Их сделали из белого пентелийского мрамора, который отличается от другого камня стены. Ранее предполагалось, что недостающие метопы уничтожили во время взрыва Парфенона в 1687 году.

© сайт, на фото: Парфенон в наши дни, июль 2014 года

Фриз

Наиболее отличительной чертой в архитектуре и украшении храма является ионический фриз вокруг наружных стен целлы (внутреняя часть Парфенона). Барельефный фриз высекли на месте строительства; он датируется 442-438 годами до н. э. Одно из толкований заключается в том, что он изображает идеализированный вариант процессии Панафинейских игр от ворот Дипилон в Керамейкосе до Акрополя. В этой процессии, проходящей каждый год, участвовали афиняне и иностранцы для почитания богини Афины, принося жертвы и новый пеплос (ткань, сотканную специально выбранными благородными афинскими девушками).

Джоан Бретон Коннелли предлагает мифологическое толкование фриза, который находится в гармонии с остальным скульптурным планом храма, и показывает афинскую генеалогию через ряд мифов из далёкого прошлого. Она определяет центральную панель над дверью Парфенона как жертву, которую до битвы принесла дочь царя Эрехтея, и обеспечила победу над Евмолплом и его фракийской армией. Большая процессия двигалась к восточной части Парфенона, показывая послебоевую благодарственную жертву рогатого скота и овец, мёда и воды, следуя за триумфальной армией Эрехтея, которая возвращалась с победой. В мифические времена это были самые первые Панафинеи, модель, на которой основывалась исторические процессии Панафинейских игр.

Фронтоны

Когда в конце 2 века нашей эры путешественник Павсаний посетил Акрополь, он лишь вкратце упомнил скульптуры фронтонов храма (концы габеля), оставив основное место для описания статуи богини из золота и слоновой кости, которая располагалась внутри храма.

Восточный фронтон

Восточный фронтон повествует о рождении Афины из головы своего отца Зевса. Согласно греческой мифологии Зевс дал жизнь Афине после того, как страшная головная боль побудила его вызвать Гефеста (бог огня и кузнечного ремесла) для оказания помощи. Чтобы облегчить боль, он приказал Гефесту ударить его молотом, и когда он это сделал, голова Зевса раскололась и из неё вышла богиня Афина вся облачённая в доспехи. Скульптурная композиция изображает момент рождения Афины.

К сожалению, центральную часть фронтона уничтожили ещё до Жака Керри, который в 1674 году создал полезные документальные рисунки, следовательно, все восстановительные работы являются объектом предположений и гипотез. Главные олимпийские боги должны стоять вокруг Зевса и Афины, наблюдая за чудесным событием, вероятно с Гефестом и Герой возле них. Рисунки Керри сыграли важную роль в восстановлении скульптурной композиции с северной и южной стороны.

Западный фронтон

Западный фронтон выходил на Пропилеи и изображал борьбу между Афиной и Посейдоном во время их состязания за честь стать покровителем города. Они появляются в центре композиции, и расходятся друг от друга в строгих диагональных формах, богиня держит оливковое дерево, а бог моря поднимает вверх свой трезубец, чтобы ударить в землю. По бокам, они обрамлены двумя группами лошадей, тянущих колесницы, в то время как пространство в острых углах фронтона заполняют легендарные персонажи из афинской мифологии.

Работа над фронтонами продолжалась с 438 до 432 года до н. э., а скульптуры на них считаются одними из лучших образцов классического греческого искусства. Фигуры созданы в естественных движениях, а тела полны жизненной энергии, которая прорывается через их плоть, а последняя в свою очередь, вырывается через их тонкую одежду. Тонкие хитоны показывают нижнюю часть тела как центр композиции. Поместив скульптуры в камень, скульпторы стёрли различия между богами и людьми, концептуальную взаимосвязь между идеализмом и натурализмом. Фронтоны больше не существуют.

Прорисовка статуи «Афины Парфенос», установленной внутри Парфенона

Афина Парфенос

Известно только об одной скульптуре из Парфенона принадлежащей руке Фидия, статуе Афины, которая располагалась в наосе. Эта массивная скульптура из золота и слоновой кости ныне утеряна. О ней известно только из копий, вазовой живописи, ювелирных украшениях, литературных описаниях и монет.

Поздний период истории

Поздняя античность

В середине третьего века нашей эры в Парфеноне вспыхнул крупный пожар, который разрушил крышу и большую часть интерьера храма. В четвертом веке нашей эры были проведены восстановительные работы, вероятно, во время правления Флавия Клавдия Юлиана. Для накрытия святилища положили новую деревянную крышу, покрыв её глиняной черепицей. Она имела больший уклон, чем оригинальная крыша, а крылья здания оставили отрытыми.

На протяжении почти тысячи лет Парфенон продолжал существовать как храм, посвященный Афине, пока в 435 году н. э. Феодосий II не решил закрыть все языческие храмы в Византии. В пятом веке, один из императоров украл великое культовое изображение Афины и доставил в Константинополь, где позже его разрушили, возможно, во время осады Константинополя в 1204 году н. э.

Христианская церковь

В последние десятилетия шестого века нашей эры Парфенон преобразовали в христианскую церковь, которая называлась церковь Марии Парфенос (Девы Марии), или церковь Теотокос (Божией матери). Ориентацию здания изменили, обратив фасад на восток; главный вход переместили в западный конец здания, а христианский алтарь и иконостас находились на восточной стороне здания рядом с апсидой, построенной на том месте, где ранее располагался пронаос храма.

Большой центральный вход с прилегающими боковыми дверями сделали в стене, разделяющей целлу, которая стала церковным нефом, от задней комнаты, притвора церкви. Промежутки между колоннами опистодома и перистиля замуровали, тем не менее, количество входов в помещение было достаточным. На стенах написали иконы, а в колоннах высекли христианские надписи. Эти реновации неизбежно привели к удалению некоторых скульптур. Изображения богов были либо истолкованы в соответствии с христианской тематикой, либо изъяты и уничтожены.

Парфенон стал четвертым самым важным местом христианского паломничества в восточной части Римской империи после Константинополя, Эфеса и Фессалоники. В 1018 году император Василий II совершил паломничество в Афины, непосредственно после его окончательной победы над болгарами ради единственной цели посетить церковь в Парфеноне. В средневековых греческих записях его называли храмом афинской Богородицы (Theotokos Atheniotissa) и часто косвенно упоминали как известный, без точного объяснения какой именно храм имеется в виду, таким образом, подтверждая, что он был действительно известным.

Во времена латинской оккупации, приблизительно на 250 лет, он стал римско-католической церковью Девы Марии. В этот период на юго-западном углу целлы построили башню, которую использовали как сторожевую башню или как колокольню с винтовой лестницей, а также как сводчатые гробницы под полом Парфенона.

Исламская мечеть

В 1456 году османские силы вторглись в Афины и осадили флорентийскую армию, которая защищала Акрополь до июня 1458 году, когда город сдал турецким. Турки быстро восстановили Парфенон для дальнейшего использования греческими христианами в качестве церкви. На некоторое время, до закрытия в пятнадцатом веке, Парфенон стал мечетью.

Точные обстоятельства, при которых турки завладели им для использования в виде мечети неясны; в одном источнике указано, что Мехмед II приказал реконструировать его в наказание за афинский заговор против Османской империи.

Апсиду ставшую михраб (башня построенная ранее во время римско-католической оккупации Парфенона) продлили вверх, чтобы сделать минарет, установили минбар, и убрали христианский алтарь и иконостас, а стены побелили, чтобы закрыть иконы христианских святых и другие христианские изображения.

Несмотря на изменения сопровождающие Парфенон, преобразование в церковь, а затем в мечеть, его структура остается в основном неизменной. В 1667 году турецкий путешественник Эвлия Челеби выразил восхищение скульптурами Парфенона и образно описал здание как «некую неприступную крепость созданную не человеком». Он сочинил поэтические молитвы: «труд менее значительных человеческих рук, нежели самих Небес, должен стоять долгие времена».

Французский художник Жак Керри в 1674 году посетил Акрополь и сделал наброски скульптурного убранства Парфенона. В начале 1687 г. инженер по имени Плантье нарисовал Парфенон для француза Гравии Дортье. Эти изображения, особенно те, которые сделал Керри, стали важными доказательствами состояния Парфенона и его скульптур до разрушения в конце 1687 года и в последующем разграблении его произведений.

Разрушение Парфенона в результате взрыва порохового склада во время веницианско-турецкой войны. 1687 год. Рисунок неизвестного художника.

Разрушение

В 1687 году Парфенон сильно пострадал в величайшей катастрофе, которая когда-либо случалась с ним за долгую историю. Для атаки и захвата Акрополя венецианцы послали экспедицию под руководством Франческо Морозини. Османские турки укрепили Акрополь и использовали Парфенон в качестве погреба для боеприпасов - несмотря на опасность такого использования после взрыва 1656 года, когда серьезно пострадали Пропилеи - и приюта членов местной турецкой общины. 26 сентября венецианский миномётный выстрел, сделанный с холма Филопаппа, взорвал погреб и частично разрушил здание. Взрыв вдребезги разнёс центральную часть здания и вызвал обвал целлы. Греческий архитектор и археолог Корнелия Хатзиаслани пишет, что «...три из четырех стен святилища почти обвалились и три пятых скульптур из фриза упали. Очевидно, что ни одна из частей крыши не осталась на месте. Упали шесть колонн с южной стороны и восемь с северной, а также ничего не осталось от восточного портика, за исключением одной колонны. Вместе с колоннами обрушился огромный мраморный архитрав, триглифы и менотопы». При взрыве погибло приблизительно триста человек, которых засыпало мраморными обломками возле турецких защитников. Он также вызвал несколько больших пожаров, которые горели до следующего дня и уничтожили много домов.

Во время конфликта были сделаны записи, по поводу того, было ли это разрушение преднамеренным или случайным; одна из таких записей принадлежит немецкому офицеру Зобифольски, в которой говорится, что турецкий дезертир выдал Морозини информацию о том для чего турки использовали Парфенон, ожидая, что венецианцы не будут целиться в здание такой исторической важности. В ответ Морозини направил артиллерию на Парфенон. Впоследствии, он пытался награбить скульптуры из руин и вызвать дальнейшие повреждения здания. Когда солдаты попытались снять скульптуры Посейдона и лошадей Афины с западного фронтона здания они упали на землю и разбились.

В следующем году венецианцы отказались от Афин во избежание конфронтации с большой армией турков, собранной в Халкиде; в то время венецианцы учли взрыв, после которого от Парфенона и остальной части Акрополя почти ничего не осталось, и откинули возможность его дальнейшего использования турками в качестве крепости, однако такая идея и не преследовалась.

После того, как турки отбили Акрополь, они возвели в стенах разрушенного Парфенона небольшую мечеть, использовав руины от взрыва. За следующие полтора века разграбили оставшиеся части сооружения, на строительные материалы, и другие ценности.

XVIII век был периодом «больного человека Европы»; в результате многие европейцы смогли посетить Афины, а живописные руины Парфенона стали объектом множества картин и рисунков, подстёгивая рост филэллинов и помогая пробудить сочувствие Великобритании и Франции ради независимости Греции. Среди этих ранних путешественников и археологов были Джеймс Стюарт и Николас Реветт, которым «Общество дилетантов» поручило исследовать руины классических Афин.

Они создали рисунки Парфенона, при этом производя замеры, которые в 1787 году опубликовали в двух томах Antiquities of Athens Measured and Delineated (Древности Афин: измеренные и изображённые). В 1801 году британский посол в Константинополе, граф Элджин, получил сомнительный фирман (указ) от султана, чьё существование или легитимность не доказаны до сегодняшнего дня, сделать слепки и рисунки древностей Акрополя, и снести последние здания, при необходимости рассмотреть древности, и убрать скульптуры.

Независимая Греция

Когда в 1832 году независимая Греция получила контроль над Афинами, видимая часть минарета была разрушена; остались нетронутыми только его основание и винтовая лестница до уровня архитрава. Вскоре все средневековые и османские здания, построенные поверх Акрополя, уничтожили. Тем не менее, сохранилась фотография Жоли де Лотбиньера с изображением небольшой мечети в целле Парфенона, которую опубликовали в альбоме Лербо Excursions Daguerriennes в 1842 году: первая фотография Акрополя. Эта территория стала историческим объектом, который контролировался правительством Греции. Сегодня он привлекает миллионы туристов каждый год. Они идут по дороге на западном конце Акрополя, через восстановленные Пропилеи вверх по Панафинейскому пути к Парфенону, который обнесён низким ограждением для предотвращения повреждений.

Спор связанный с мраморными скульптурами

Центром спора стали мраморные скульптуры вывезенные графом Элгином из Парфенона, которые находятся в Британском музее. Также несколько скульптур из Парфенона представлены в парижском Лувре, в Копенгагене, и в других местах, но более пятидесяти процентов находится в Музее Акрополя в Афинах. Некоторые до сих пор можно увидеть на самом здании. С 1983 года греческое правительство проводит кампанию по возвращению скульптур в Грецию из Британского музея.

Британский музей упорно отказывался вернуть скульптуры, а сменявшие друг друга правительства Великобритании не желали заставлять музей сделать это (что потребовало бы законодательные основания). Тем не менее, переговоры между высокопоставленными представителями греческого и британского министерств культуры и их юридическими советниками состоялась в Лондоне 4 мая 2007 года. Это были первые серьезные переговоры в течение нескольких лет, на которые возлагались надежды, что обе стороны смогут сделать шаг к приближению резолюции.


© сайт, на фото: колонны Парфенона в строительных лесах

Восстановление

В 1975 году греческое правительство начало скоординированные работы по восстановлению Парфенона и других сооружений Акрополя. После некоторой задержки, в 1983 году был создан Комитет по сохранению памятников Акрополя. Позже проект привлёк финансирование и техническую помощь Европейского союза. Археологический комитет тщательно документировал каждый артефакт, оставшийся там, и при помощи компьютерных моделей архитекторы определили их первоначальное расположение. Особенно важные и хрупкие скульптуры передали в музей Акрополя. Был установлен кран для перемещения мраморных блоков. В некоторых случаях предыдущие реконструкции оказывались неправильными. Производился демонтаж, и процесс реставрации начинали заново. Первоначально различные блоки удерживались вместе продолговатыми железными H-образными соединительными элементами, которые были полностью покрыты свинцом, чтобы защитить железо от коррозии. Стабилизирующие соединительные элементы, добавленные в XIX веке, были не столь покрыты свинцом и подвергались действию коррозии. Поскольку продукт коррозии (ржавчина) имеет тенденцию к расширению, она вызвала дальнейшие повреждения уже растресканного мрамора. Все новые металлоконструкции состояли из титана, сильного, лёгкого и устойчивого к коррозии материала.

Парфенон не будут восстанавливать до состояния, в котором он находился до 1687 года, однако, насколько это возможно, устранят ущерб от взрыва. В интересах восстановления структурной целостности здания (важно в этой сейсмоопасной зоне) и эстетической целостности будут заполнены отбитые части барабанов колонн и перемычки, используя точно высеченный мрамор, укреплённый на месте. Используется новый пентелийский мрамор из оригинального карьера. В итоге, почти все крупные части мрамора будут помещены туда, где они первоначально находились, поддерживаясь, при необходимости, современными материалами. Со временем белые отремонтированные части станут менее заметными по сравнению с оригинальными поверхностями, которые подвергались атмосферным воздействиям.

Примерно в том месте, где сегодня можно обнаружить Парфенон, древним афинянами было начато строительство здания, которое было сожжено персами в 480 году до н.э. до завершения проекта. По-видимому, он был посвящен Афине. После разрушения его руины были использованы для укрепления северной части Акрополя. О храме сохранилось очень мало сведений. Известно, что его массивные основы были сделаны из известняка, а столбы – из мрамора.


Классический Парфенон древней Греции

Классический Парфенон был построен между 447-432 до н.э. и занимал центральное место в архитектуре древней Греции в Акрополе. Проектировщиками выступили Иктин и Калликрат. Имя Витрувия также нанесено на стены храма, как архитектора, участвующего в возведении постройки. Он был посвящен Афине Паллас или Парфенос (что в переводе с греческого «девственной»). Храм возводился для размещения в его стенах монументальной статуи Афины, которая была сделана скульптором Фидией из золота и слоновой коси. Она была помещена в Парфенон в 438 г. до н.э. Однако отделочные работы длились до 432 г. до н.э.

Строительство Парфенона обошлось афинской казне в 469 талантов серебра. Представить сегодня эквивалент этой суммы сложно. Для сравнения, талант стоило обустройство одного из самых лучших кораблей эпохи существования древнего государства Греция.

«Этой суммы хватило бы для оплаты зарплаты экипажу корабля за месяц» , — пишет Д. Каган в «Пелопонесской войне». Согласно его данных во время проведения военных действий было использовано около 200 палую, а годовой валовый доход города Афин во времена Перикла составлял 1000 талантов.

Архитектура Парфенона

Храм древней Греции украшен восемью колоннами с фасада, семнадцать колонн располагаются на флангах с принятым в архитектуре соотношением 9:04. Оно относится к вычислению вертикальных и горизонтальных пропорций храма, а также другие измерения, как расстоение между колоннами и их высота.

Для того чтобы разместить массивную статую было выделено большое помещение среди дорических колонн со всех сторон. Зал за скульптурой был предназначен для хранения сокровищ Афины. Четыре колонны ионического ордера поддерживали крышу. Интеграция дорического и ионического элементов в одном храме была новшеством в архитектуре древней Греции и встречалась достаточно редко.

Все храм в Греции были спроектированы таким образом, чтобы оценить все величие постройки со стороны. Зрители не могли переступить порог храма и могли рассмотреть интерьер только через открытые двери.

Посетители Акрополя, осматривающие храм с Пропилейи, могли оценить величественные пропорции Парфенона с западного фронтами или рядом колоннад в северной части.

С восточной части Парфенон можно увидеть изображения религиозной процессии, которая представлена на фризе, украшенной дорическими колоннами.

С восточной стороны храма можно увидеть картину с изображением рождением Афины. Огромная статуя Афины Паллады из золота и слоновой кости обрамлена дорическими колоннами. По красоте и величию этого храма можно говорить о том, что проектировщики Парфенона пытались воссоздать в его стенах драматический живой образ, который способ магически приковать взгляд зрителя.

Храмы древней Греции

Строительство Парфенона не ознаменовало прорыва в искусстве древней Греции. Однако его формы стали эталоном классической архитектуры. Его стиль был использован на протяжении многих веков задолго после того, как завершилось возведение храма.

Парфенон, несомненно, представляет собой достаточно массивное здание, но ни в коем случае не является самым крупным в архитектурном ансамбле древней Греции. Его эстетическая привлекательность определена утонченностью форм, использованных при строительстве, и качеством скульптурного декора.

Парфенон воплощает высокие каноны греческого искусства в апогее классической эпохи при помощи художественных средств. Идеализм греческого образа жизни, внимание к деталям, а также математическая точность определяют гармонию, в которой сочетаются все элементы строения. Они представлены в точных пророрциях здания, антропоморфных статуях, украшавших залы храма.

Афинские граждане гордились своим историческим прошлым и культурой, осознавая величие идей и их воплощение. Они считали, что население древней Греции является единственным цивилизованным народом в мире варваров. А их культурные и политические достижения изменили историю всего мира. Катализатором всех нововведений стала разработка системы управления, подобно которой мир до этого еще не видел. Это была демократия. Она стала воплощением афинского образа мышления, который был в центре внимания художников при строительстве Парфенона. Это была прямая демократия, где каждый гражданин имел правло голоса по любому вопросу в Ассамблее, которая собиралась на холме Пникс рядом с Акрополем.

Тот факт, что простые люди были изображены на фресках на фризем Парфенон, был вызван тем, что впервые за историю существования древних цивилизаций каждый гражданин города был признан важной фигурой в государстве, за действия которого следила вся Вселенная.

Парфенон: факты

Год постройки: 447-432 г. до н.э.
Размеры
Ширина Восток: 30,875 м
Ширина Запад: 30,8835 м
Длина Север: 69,5151 м
Длина Юг: 69,5115 м
Соотношением пропорций: 9:04
Количество камней, используемых для построенного Парфенона: приблизительно 13400.
Архитекторы: Иктин и Калликрат
Стоимость строительства Парфенона: 469 талантов
Координаты (Район Плака чуть ниже Акрополя): 37 ° 58’N, 23 ° 43 ‘.