Александрийский маяк: фото, описание, история и интересные факты. Александрийский маяк: краткое описание на доклад Фаросский маяк где находится

К сожалению, землетрясение практически полностью уничтожило здание, но, несмотря на это желающих посмотреть на маяк не стало меньше.

Александрийский маяк относится к одному из семи чудес света. По-другому маяк называют Фаросским, из-за своего расположения на острове Фарос на берегу Александрии в Египте. Свое название город получил от императора Александра Македонского. К месту расположения города он подошел очень продуманно. Поначалу покажется необычным, что Македонский выбрал не дельту Нила, где проходят два важнейших стратегических пути. Однако если бы Александрию построили на реке Нил, то вредные пески и ил забили бы его гавань. Таким образом, был выбран самый лучший вариант, ведь на город возлагались большие надежды.

Македонский планировал создать здесь крупнейший торговый город, куда будут доставляться товары со всего мира. Ну и само собой для такого важного центра требовалась гавань. Многими известными проектировщиками того времени был создан проект, по которому возвели дамбу, соединяющую остров и с материковой частью. Таким образом, было получено две гавани, принимающие корабли и со стороны Нила, и с моря.

Мечта императора сбылась только после его кончины, когда на трон взошел Птолемей I. Это он сделал из Александрии самый крупный торговый город-порт во всей Греции. С ростом и развитием мореплавания, остров все больше стал нуждаться в маяке. Его сооружение обезопасило бы плавание кораблей в море, а также привлекло больше продавцов и покупателей.

Среди скудного ландшафта маяк выделялся бы своими огнями, создавая мощный ориентир для потерявшихся. По мнению историков, Александр Македонский планировал также сделать из маяка оборонительное сооружение на случай атак с моря. Поэтому в планах было возведение огромного дозорного пункта.

Строительство Александрийского маяка

Само собой возведение столь масштабного объекта требовало больших финансовых и трудовых ресурсов. Найти их в такое трудное время было непросто. Но Птолемей решил эту проблему, приведя из завоеванной Сирии огромное число евреев, ставших рабами на стройке. В это время происходит еще несколько важных для государства событий. Птолемей подписывает мировое соглашение с Деметрием Полиоркетом и празднует смерть кровного врага Антигона.

В 285 году до н.э. во главе с архитектором Состратом Книдским начинается возведение Фароса. Для увековечения своего имени, архитектор создает надпись, гласящую, что он строит это здание для моряков. Сверху надпись была перекрыта плиткой с именем Птолемея. Однако тайна в наше время была раскрыта.

Структура маяка

Александрийский маяк имел три яруса прямоугольной формы со стороной в 30,5 метров. Грани нижнего яруса были четко повернуты в определенные стороны света. Высота его составляла 60 метров. Нижний ярус по бокам украшался тритонами и использовался рабочими в личных целях. Здесь же хранили запасы горючего и еды.

Средний ярус строился в форме многоугольника, грани которого были направлены к ветрам.

Третий ярус напоминал цилиндр и выполнял непосредственно роль светила. На верхушке находилась семиметровая скульптура Исиды-Фарии, которую мореплаватели почитали как свою хранительницу. По некоторым источникам наверху была статуя Посейдона, но доказан этот факт не был. Здесь была создана сложная конструкция зеркал, которая ощутимо усиливала дальность света. Топливо на маяк поступало по специальным пандусам, которые перевозили мулы. Именно для удобства перемещения и была построена дамба. Александрийский маяк помимо своей прямой обязанности выполнял функцию обороны города. Здесь находился военный гарнизон. Для полной безопасности вокруг маяка возвели толстые стены и небольшие башни.

В целом все сооружение в высоту составляло 120 метров, став высочайшим в мире.

Судьба маяка

Спустя тысячелетие сооружение стало разрушаться. Произошло это в 796 году во время мощнейшего землетрясения. От величественного сооружения остались развалины 30-метровой высоты.

Позднее с обломков построили военный форт Кайт-Бей, внутри которого сейчас находится несколько музеев? музей морской биологии и исторический музей.

Седьмое чудо света находится в Египте на берегу Фаросского залива - знаменитый Александрийский маяк отсчитывает свою историю с образования города Александрии, который был выстроен в 332 году до н.э. римским полководцем Македонским: завоеватель за время своей военной карьеры назвал в свою честь около 17 городов, но только Александрия в Египте сохранила свои достопримечательности до наших дней.

Строительство

1. Фаросский маяк был возведен в дельте Нила - военачальник тщательно выбирал место для нового города Александрии, и именно здесь были развернуты первые строительные площадки поблизости от озера Мареотис. Македонский предполагал, что грандиозный по высоте маяк должен стоять на берегу двух больших гаваней. Одна из них планировалась как порт для торговых кораблей, пришедших из стран Средиземноморья, а вторая гавань обслуживала суда, идущие по течению Нила.

2. Новым правителем Египта стал Птолемей: к тому времени Македонский умер, оставив после себя цветущий и перспективный портовый город. Новая власть решила продолжить дело завоевателя и установить маяк, который впоследствии стал седьмым чудом света. По ночам и при ненастной погоде 120-метровый мощный маяк освещал морские пути торговым и пассажирским кораблям, направляющимся в гавани.

3. При строительстве Александрийского маяка, фото остатков фундамента которого можно увидеть в сети, использовали систему сигнальных огней. Настоящим зодчим, который немало сделал для появления в Александрии этого масштабного сигнального сооружения и фактически руководил строительством, считается инженер из Книдии - Сострат. Больше 20 лет ушло на возведение Фаросского маяка, который вошел в историю как наиболее высокое здание античного мира. Чтобы обеспечить рабочую площадку строительными материалами, соорудили дамбу.

4. Внутри маяка архитекторы расположили целых три отдельных яруса. На первом, имеющем квадратную форму, были установлены в углах статуи морских обитателей - тритонов. В этом помещении размещались охранники и обслуживающие маяк рабочие. Также здесь были устроены кладовые с топливом и продуктами.

На среднем ярусе постройка имела восьмиугольную форму, при этом строителям удалось сориентировать грани по местным направлениям ветров. Наверху строения располагались статуи и оригинальные флюгеры.

Верхний ярус имел строго цилиндрическую форму и был украшен колоннами, а под конусообразным отражающим куполом был устроен источник освещения. Наверху маяка расположили статую Исиды, которую считали покровительницей торговцев и мореплавателей. Мощный свет мастерам удалось спроецировать посредством сложной системы зеркал - это были вогнутые металлические листы, которые превосходно отражали огонь, горящий на самом верху башни.

5. Ученые до сих пор спорят по поводу способа доставки топлива на Фаросский маяк. По одной версии, дрова подвозили упряжки мулов по надежным спиралевидным лестницам. Вторая легенда гласит, что топливо поднимали на древнем лифте по шахте, расположенной вертикально внутри сооружения. Свет, который давал маяк с высокой башни, был хорошо заметен даже на расстоянии 48 километров до гавани.

6. В подземной части находились серьезные запасы продовольствия и воды для гарнизонной охраны, поскольку конструкция служила крепостью, защищающей бухты и морские подступы в город. Фото фундаментаАлександрийского маяка сохранило очертания ограждения, сквозь бойницы которого стрелки охраняли гавань.

Судьба сооружения

В 16 веке седьмое чудо света было практически полностью уничтожено землетрясением. Маяк успели запечатлеть на отчеканенных в Риме монетах старого образца. Судить о масштабах постройки современные ученые могут лишь по руинам и сохранившимся древним документам.

Султан Кайт-бей спустя век после разрушения башни выстроил на том месте военный форт. В середине 90-х прошлого века ученые обнаружили на дне Александрийской гавани останки легендарного маяка. Когда-то инициативные группы планировали заняться реконструкцией маяка, но египетские власти отказались финансировать эти сомнительные проекты. Сейчас на острове Фарос только старинная крепость Кайт-бей охраняет руины античной башни.

Туристам и путешественникам со всего мира можно не только увидеть живописные фото Александрийского маяка, но и посетить остатки фундамента на берегу бухты в Египте. Руины башни до сих пор привлекают любителей исторических мест и античной архитектуры. Приобретая по вполне доступным ценам туры в Египет у специалистов из бюро путешествий сайт, туристы получают уникальную возможность побывать в различных странах и даже посмотреть на знаменитые достопримечательности.

Александрийский маяк, принадлежащий к семи чудесам Древнего мира , имеет и другое название – Фаросский. Наличию второго имени он обязан своему месту нахождения – острову Фарос, расположенному у побережья города Александрия, который раскинулся на территории Египта .

В свою очередь, Александрия получила свое название из-за имени завоевателя древнеегипетских земель – Александра Македонского.

К выбору места для строительства нового города он подходил довольно тщательно. На первый взгляд может показаться странным, что район поселения был определен Македонским на 20 миль от юга дельты Нила. Если бы он устроил его именно в дельте, то город оказался бы на пересечении двух водных дорог, важных для той местности.

Этими дорогами были и море, и река Нил. Но тот факт, что Александрия основывалась южнее дельты, имел под собой весомое обоснование – в этом месте речные воды не могли забивать гавань вредными для нее песком и илом. На строящийся город Александр Македонский возлагал большие надежды. В его планы входило превратить город в солидный торговый центр, ведь он удачно расположил его на пересечении наземных, речных и морских путей сообщения нескольких материков. Но такой значимый для экономики страны город нуждался в гавани.

Для ее обустройства требовалось претворить в жизнь множество сложных инженерно-строительных решений. Важной необходимостью было сооружение дамбы, которая смогла бы соединить морское побережье с Фаросом, и мола, защищающего гавань от песка и ила. Таким образом, Александрия получила сразу две гавани. Одна гавань должна была принимать торговые корабли, приплывшие со Средиземного моря, а другая – суда, пришедшие по реке Нил.

Мечта Александра Македонского о перевоплощении простого города в процветающий торговый центр сбылась уже после его смерти, когда у власти оказался Птолемей I Сотер. Именно при нем Александрия и стала богатейшим портовым городом, однако ее гавань была опасной для мореплавателей. Поскольку и судоходство, и морская торговля непрерывно развивались, потребность в маяке ощущалась все острее.

Задачи на это сооружение возлагались такие – обезопасить плавание кораблей в прибрежных водах. А такая забота привела бы к увеличению объемов продаж, поскольку вся торговля велась через порт. Но из-за однообразного ландшафта побережья моряки нуждались в дополнительном ориентире, и их вполне бы устроил сигнальный огонь, освещающий место входа в гавань. По мнению историков, на возведение маяка Александр Македонский возлагал и иные надежды – обеспечить городу безопасность от нападений птолемеев, которые могли напасть со стороны моря . Поэтому для обнаружения врагов, которые могли находиться на значительном расстоянии от берега, был нужен дозорный пункт внушительных размеров.

Трудности в возведении Александрийского маяка

Естественно, что на возведение такой солидной конструкции требовалось множество ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Но их было непросто найти в то неспокойное для Александрии время. Но все-таки благоприятная в экономическом плане обстановка для возведения маяка сложилась благодаря тому, что Птолемей, в титуле царя завоевавший Сирию , привел в свою страну бесчисленное количество евреев и сделал их рабами. Так недостаток трудовых ресурсов, необходимых для строительства маяка, был восполнен. Не менее важными историческими событиями тогда стали подписание Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом соглашения о мире (299 год до н.э.) и смерть Антигона – врага Птолемея, царство которого было отдано диадохам.

Строительство маяка началось в 285 году до н.э., а все работы руководились архитектором Состратом Книдским . Желая увековечить свое имя в истории, Сострат на мраморной стене маяка высек надпись, свидетельствующую о том, что он возводит данную конструкцию ради мореходов. Затем он спрятал ее под слой штукатурки, а на ней уже прославил царя Птолемея. Однако судьбе было угодно, чтобы человечество узнало имя мастера – постепенно штукатурка отвалилась и раскрыла тайну великого инженера.

Особенности конструкции Александрийского маяка

Фаросское сооружение, предназначенное для освещения гавани, имело три яруса, первый из которых был представлен квадратом со сторонами по 30,5 м. Все четыре грани нижнего квадратного яруса были обращены ко всем сторонам света. В высоту он достигал 60 м, а его углы украшали статуи тритонов. Предназначением этого помещения было размещение рабочих и охранников, а также обустройство кладовых для хранения запасов провизии и топлива.

Средний ярус Александрийского маяка был построен в виде восьмиугольника, грани которого ориентировались на направления ветров. Верхняя часть этого яруса декорировалась статуями, а некоторые из них были флюгерами.

Третий ярус, выполненный в форме цилиндра, был фонарем. Его обнесли 8 колоннами и накрыли их куполом-конусом. А на его верхушку водрузили 7-метровую статую Исиды-Фарии, считавшейся попечительницей мореплавателей (некоторые источники утверждают, что это была скульптура Посейдона – царя морей). Благодаря сложности системы металлических зеркал свет огня, зажженного на вершине маяка, усиливался, и охранники вели наблюдение за морским пространством.

Что касается топлива, необходимого для поддержания пламени маяка, оно доставлялось по спиральному пандусу в телегах, запряженными мулами. Для облегчения доставки между материком и Фаросом построили дамбу. Если бы рабочие этого не сделали, топливо пришлось бы перевозить на лодках. Впоследствии дамба, намытая морем, стала перешейком, который в настоящий момент разделяет западную и восточную гавани.

Александрийский маяк был не только светильником – он еще представлял собой укрепленную крепость, охраняющую морской путь в город. Из-за наличия большого военного гарнизона в здании маяка была предусмотрена и подземная часть, необходимая для запасов питьевой воды. Для усиления безопасности все сооружение было обнесено мощными стенами со сторожевыми башнями и бойницами.

В целом трехъярусная башня маяка достигала в высоту до 120 м и считалась самой высокой конструкцией в мире . Те путешественники, которые видели столь необычное сооружение, впоследствии восторженно описывали необычные статуи, служившие украшением башни маяка. Одна скульптура показывала рукой на солнце, но опускала ее вниз только тогда, когда оно уходило за горизонт, другая служила часами и ежечасно сообщала текущее время. А третья скульптура помогала узнавать направление ветра.

Участь Александрийского маяка

Простояв почти тысячу лет, маяк Александрии все же начал разрушаться. Случилось это в 796 году н.э. из-за мощного землетрясения – верхняя часть конструкции просто рухнула. От огромного 120-метрового здания маяка остались лишь развалины, но и те достигали в высоту около 30 м. Несколько позднее обломки маяка пригодились для возведения военного форта, который неоднократно перестраивался. Так Фаросский маяк превратился в форт Кайт-бей – это название он получил в честь султана, его построившего. Внутри форта находится исторический музей, в одной из его частей – музей морской биологии, а напротив здания форта расположены Аквариумы музея гидробиологии.

Планы по восстановлению Александрийского маяка

От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость . В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия , Франция , Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone». Его основными задачами являются воссоздание и сохранение африканских памятников архитектуры, относящихся к эпохе Птолемеев. Эксперты оценили проект в 40 млн долларов – именно столько потребуется на строительство делового центра, гостиницы, клуба подводного плавания, сети ресторанов и музея, посвященного Александрийскому маяку.

Маяк находился на острове Фарос близ побережья древнеегипетского города Александрия. История маяка связана с основанием этого города Древнего Египта . На самом деле, город по сравнению с другими древнеегипетскими городами, не такой уж и древний. Он появился в 332 году до н.э. благодаря знаменитому завоевателю Древнего Египта – Александру Македонскому.

Весьма тщательно Александр Македонский выбирал место для будущего города. Он определил район поселения не в самой дельте Нила, а на 20 миль южнее, хотя, казалось бы, именно в Дельте пересекаются две важнейшие водные дороги: по морю и по реке Нил. И всё же город был основан чуть в стороне от Дельты, чтобы воды великой реки не забили илом и песком городскую гавань. Александрия задумывалась как важнейший торговый центр на пересечении речных, морских и наземных путей трех континентов. Такой центр должен был иметь собственную хорошо защищенную гавань.

Для оборудования такой гавани необходимо было провести целый ряд серьезных инженерно-строительных работ. Первоочередной задачей было сооружение дамбы, соединяющей берег с островом Фарос, а также строительство мола, ограждающего гавань от песка и ила, который многочисленные рукава Нильской дельты в изобилии несут в море.

В результате у города оказались сразу две отличные гавани. Одна из них предназначалась для торговых кораблей, прибывающих со стороны Средиземного моря, другая принимала суда, идущие по реке Нил.

В 323 году до н.э. Александр умер, и вскоре после этого город перешел во владение нового властителя Египта - Птолемея I Сотера.

Во времена его правления Александрия превратилась в богатый и процветающий город-порт, и не последнюю роль в этом сыграло сооружение маяка.

Задачей маяка было обеспечение безопасности мореплавания в прибрежных водах, и благодаря этому увеличились объемы торговли, осуществляемой через Александрийский порт. Побережье Египта отличается однообразием ландшафта – в нем преобладают низменности и равнины, и для успешного плаванья морякам всегда требовался дополнительный ориентир: сигнальный огонь перед входом в гавань Александрии. Впрочем, эту задачу мог бы выполнять маяк гораздо более низкий. Даже маяк высотою в 35 м (а это высота другого Чуда Света древности – Колосса Родосского) для этих целей был бы несколько чрезмерен.

Скорее всего, в число наиболее важных функцией Александрийского маяка входило обеспечение безопасности от нападений с моря столицы государства Птолемеев. С моря могла исходить наибольшая угроза для Египта, который от нападений врагов на суше был естественных образом защищен пустыней.

Именно для обнаружения противника на значительном расстоянии от берега требовался наблюдательный пункт значительной высоты. Это было особенно актуально ввиду отсутствия вблизи Александрии каких-либо естественных возвышенностей, на которых можно было организовать такие наблюдательные пункты.

Возведение столь грандиозного сооружения требовало значительных интеллектуальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые сложно было бы привлечь в неспокойное военное время. Однако, к началу III в. до н. э. сложилась благоприятная обстановка для начала строительства. В это время, приняв титул царя, Птолемей завоевал Сирию, уведя в качестве рабов в Египет огромное количество евреев. Другими важными событиями оказались заключение мира между Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом в 299 г. до н.э., а также смерть злейшего врага Птолемея – Антигона, и раздел его царства между диадохами.

Именно после 299 г. до н.э. и началось возведение маяка на острове Фарос. Назвать точную дату строительства довольно сложно. Называют 290, 285 и т.д. годы до н.э.

Остров Фарос в 285 году до н.э. был соединен дамбой с материком, что значительно облегчало проведение строительных работ.

Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений подобного типа – тонких одиночных башен. Он больше напоминал футуристический небоскреб.

До наших дней не сохранилось точных сведений о размерах и конструкции Александрийского Маяка.

Высота маяка составляла от 120 до 180 м. Он представлял собой трехъярусную башню, стены которой были сложены из скрепленных раствором с примесью свинца мраморных глыб.

Основание маяка имело мощный фундамент в форме квадрата из гранита или известняка с длиной стороны около 180 – 190 м. На этой площадке располагался дворец или крепость с четырьмя башнями по углам. Этот самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Вдоль его стен внутри проходил наклонный въезд, по которому наверх могла взобраться запряженная лошадью повозка.

Второй ярус был возведен в форме восьмиугольной башни, а третий ярус Александрийского маяка напоминал цилиндр, увенчанный опиравшимся на колонны куполом. На вершине купола гордо смотрела на мир огромная статуя бога Посейдона – повелителя морей. Огонь горел на площадке под ним. Сохранились свидетельства, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии шестидесяти, а то и ста км.

Внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять на самый верх топливо для костра.

Винтовая лестница вела вдоль стен к вершине маяка вела, по ней обслуживающий персонал и посетители поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь. Там было установлено массивное вогнутое зеркало, по всей вероятности, изготовленное из отполированного металла. Оно должно было отражать и усиливать свет костра. Согласно источникам, яркий отраженный свет в ночное время указывал кораблям путь к гавани, а днем вместо него вверх поднимался видимый издалека огромный дымовой столб.

Александрийский маяк сразу же по окончании строительства был признан одним из семи чудес света, став предметом восхищения всего античного мира. Его силуэт изображали на сосудах, чеканили на монетах, отливали и вырезали в виде сувенирных статуэток для греческих и римских путешественников. Маяк сделался символом Александрии. В восторженных тонах описывали маяк Страбон и Плиний Старший.

Почти 1000 лет указывал судам дорогу Александрийский маяк. Землетрясения понемногу разрушали его. В 1183 году он всё ещё высился на острове, в этот год Александрию посетил путешественник ибн Джабар. Грандиозное сооружение настолько потрясло его, что он воскликнул: «Ни одно описание не сможет передать всю его красоту, не хватит глаз, чтобы окинуть его взором, а чтобы поведать о величии этого зрелища, не хватает слов!». Александрийская бухта к XII веку настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. В XIV веке он был полностью уничтожен землетрясением. Мамлюкский султан Кайт-бей в 1480 году построил на фундаменте маяка крепость, которая получила имя своего создателя. Крепость эта стоит и поныне.

об Александрийском маяке

  • Маяк возвели в городе Александрия, основанном Александром Македонским. Великий полководец заложил в различных концах своей необъятной империи как минимум 17 городов с аналогичным названием. Бесследно исчезли почти все эти города. И только Египетская Александрия процветала в течение многих столетий и благоденствует по сей день.
  • Маяк создал архитектор Сострат из Книдии. Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца Птолемея Сотера, желал, чтобы было выбито на камнях только его царственное имя, и чтобы его именно почитали как создателя Александрийского маяка. Сострат, гордый своим творением, нашел способ увековечить своё имя. Он выбил такую надпись на каменной стене: "Сострат, сын Дексифона, книдиец, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!", затем покрыл эту надпись слоем штукатурки, а сверху написал имя Птолемея. Прошли века, и штукатурка осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка.
  • Александрийский маяк – седьмое чудо света – на самом деле является восьмым чудом. Вторым чудом света до его постройки считались стены Вавилона. Когда маяк был возведён, современники настолько были поражены этим выдающимся сооружением, что стены Вавилона попросту вычеркнули из списка Семи чудес света и внесли в него маяк как самое последнее, новейшее чудо.
  • По всему свету разлетелась весть о Чуде, и маяк стали называть по имени острова Фаросским или просто – Фаросом. Позднее слово "фарос", как обозначение маяка, закрепилось во многих языках (французском, испанском, румынском).
  • А в русском языке от него произошло слово «фара».

Александрийский маяк – помощь мореплавателям, вызов морской стихии. Это седьмое чудо света возникло благодаря умелым человеческим рукам и погибло из-за капризов природы. Александрийский (Фаросский) маяк, прослуживший людям 1,5 тысячи лет, сокрушила серия подземных толчков. Величественное здание долго не хотело сдаваться и боролось до последнего, выдержав три землетрясения и рухнув во время четвертого. Так погибло самое высокое в античном мире сооружение.

Остров Фарос — идеальное место для Александрийского маяка

Славный египетский город Александрия во времена правителя Птоломея Сотера быстро вырос в крупный торговый полис. К нему потянулись вереницы кораблей с разнообразным товаром. Но чтобы добраться в местный порт, им приходилось маневрировать между коварными рифами, которых на подходе к Александрии было очень много. Плохая погода увеличивала риск кораблекрушения.

Александрийский маяк располагался на острове Фарос, неподалеку от египетского побережья Средиземного моря

Видимость для мореплавателей поначалу хотели улучшить разжиганием костров на берегу (так делали афиняне в 5 в. до н.э.), но этого было недостаточно, чтобы подавать сигналы судам, идущим далеко от берега. «Маяк! Вот что нам нужно», — осенило в одну из бессонных ночей Птоломея.

Фаросский маяк был ориентиром для древних мореплавателей, идущих в порт Александрию

Правителю повезло – по карте, на расстоянии чуть больше километра от Александрии в Средиземном море находился остров Фарос, и сам Бог велел построить там маяк. Возведение Александрийского маяка доверили инженеру Сострату, жителю Книдии. Строительство началось незамедлительно, ради него между материком и островом даже соорудили дамбу. Работы над Фаросским маяком продолжались ориентировочно от 5 до 20 лет и завершились в конце 3 ст. до н.э. Правда, сама система сигнальных огней появилась только через 100 лет.

Мощь и красота Фаросского маяка

По разным данным, высота Александрийского маяка была от 115 до 137 метров. Из соображения практичности его возвели из мраморных глыб, скрепленных свинцовым раствором. К стройке приобщили лучших александрийских архитекторов и ученых – они-то и придумали проект маяка, состоящего из трех ярусов.

Александрийский маяк состоял из трех ступеней: пирамидальной, призматической и цилиндрической формы

Первый уровень Александрийского маяка был пирамидальной формы с плоскостями, ориентированными по 4 сторонам света. Его выступы украшали статуи тритонов. Помещения этого уровня предназначалось для размещения рабочих и солдат, хранения инвентаря, топлива и продуктов.

Внутри Фаросского маяка был построен спиралевидный пандус для доставки дров и масла на верхотуру

Восемь граней второй ступени Фаросского маяка древние архитекторы спроектировали по розе ветров и украсили статуями из бронзы. Некоторые из скульптур были подвижными и служили флюгерами. Третий ярус сооружения имел цилиндрическую форму и завершался куполом, на котором стояло 7-метровое бронзовое изваяние повелителя морей Посейдона. Но поговаривают, что на самом деле верх купола Фаросского маяка украшала статуя женщины – попечительницы мореплавателей Исиды-Фарии.

Сострат гордился маяком не зря

Электрики на тот момент человечество еще не знало, и для сигналов мореплавателям на самой вершине Александрийского маяка разжигали гигантский костер. Его свет усиливался, отражаясь в отполированных бронзовых пластинах, и был виден до 100 километров в округе. Древние легенды гласили, что сияние, идущее от Фаросского маяка, было способно сжечь вражеские суда еще до приближения к берегу.

В куполе маяка постоянно горел огонь, освещая путь мореплавателям ночью и днем при плохой видимости

Ночью направление кораблям указывали мощные языки пламени, днем – клубы дыма. Чтобы горение костра не прекращалось, римляне наладили бесперебойную подачу дров на верхушку Александрийского маяка. Их вытягивали на повозках, запряженных мулами и лошадьми. Для этого построили пологую дорогу в форме спирали внутри Фаросского маяка, – один из первых пандусов в мире. Хотя некоторые ученые утверждают, что дрова затаскивали на верхотуру подъемными механизмами.

Рисунок Фаросского маяка археолога Г. Тирша (1909)

Интересно знать. Александрийский маяк был обнесен мощной оградой с бойницами, поэтому он мог служить фортом и наблюдательным постом. С вершины маяка удавалось разглядеть вражеский флот задолго до его приближения к городу. В подземной части сооружения держали запасы питьевой воды на случай осады.

Александрийский маяк был одновременно фортом и мог выдерживать затяжную осаду

Сострат Книдский очень гордился своим детищем. Ему претила мысль, что потомки не узнают имени создателя Александрийского маяка. Поэтому на стене первого яруса инженер высек надпись: «Сострат из Книдии, сын Декстифана, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Но верноподданный боялся гнева египетского правителя, обычно присваивающего все заслуги себе, поэтому фразу спрятал под толстым слоем штукатурки, на которой выскреб имя тщеславного Птоломея Сотера. Куски глины очень быстро отвалились, и еще при жизни Фаросского маяка путешественники могли прочитать имя его истинного создателя.

Упадок и разрушение Александрийского маяка

Тревожные сигналы о разрушении Фаросского маяка начали появляться во времена падения Римской империи. Его не поддерживали в надлежащем состоянии, и некогда величественное строение стало приходить в упадок. Течение нанесло в бухту ил, корабли не могли больше заходить в порт Александрии, и потребность в маяке на острове Фарос постепенно отпала. Со временем бронзовые пластины-зеркала Александрийского маяка растащили и переплавили – предполагается, что они «разошлись» по всему миру в виде монет и осели в коллекциях нумизматов.

Единственные изображения, дающие понятие об архитектуре Фаросского маяка, — тисненые рисунки на древнеримских монетах

Землетрясения в 365, 956 и 1303 годах н.э. существенно повредили здание – эпицентры находились на небольшом расстоянии от места, где был построен маяк. А в 1323 году мощнейшие подземные толчки ускорили кончину Александрийского маяка – от сооружения остались одни руины…

Современная реконструкция здания Александрийского маяка

Один из вариантов архитектуры Фароссоко маяка, выполненный из песка

Современные 3д-визуализаторы подают различные идеи относительно внешнего вида Александрийского маяка

В 14 веке н.э. Египет заселили шустрые арабы. Первым делом они закатали рукава и попытались восстановить Александрийский маяк. Но их рвения хватило только на 30-метровое сооружение — далее строительные работы заглохли. Почему арабы не продолжили восстановление Фаросского маяка – история умалчивает. И только через 100 лет в том месте, где был воздвигнут Фаросский маяк, султан Египта Кайт-Бей построил крепость — она стоит там до сих пор, благополучно дожив до сегодняшнего времени. Сейчас тут находится база египетского флота. От самого Александрийского маяка остался только цоколь, целиком встроенный в крепость.

Фаросский маяк возродят!

Многие столетия Александрийский маяк считался самым высоким зданием на Земле. Поэтому он отнесен к 7 древним чудесам света. Маяк, вернее, все, что осталось от него, обнаружили в 1994 году – некоторые фрагменты здания найдены на дне моря – археологи обрадовались этому сообщению из исторического прошлого. А в мае 2015 года египетское правительство приняло решение заново соорудить Фаросский маяк – на том же месте, где был когда-то возведен оригинал.

Уменьшенное здание Александрийского маяка построили в одном из китайских парков для развлечений и отдыха

Объемная реконструкция Фаросского маяка в масштабе

Когда начнется строительство, пока неизвестно. Самая большая сложность при попытке построить точную копию сооружения – отсутствие «прижизненных» изображений Александрийского маяка, посему архитекторам придется попыхтеть, опираясь только на сведения из описаний в нескольких письменных арабских источниках и фото руин. Облик Фаросского маяка реконструировали с помощью компьютерного моделирования — о внешнем виде седьмого чуда света свидетельствуют только развалины и его изображения на римских монетах.

Макет Александрийского маяка из картона, дающий понятие об основных конструктивных элементах здания

Интересно знать. Еще одной возможной подсказкой для создания проекта будущего маяка может стать гробница в египетском городе Абусир. Ее построили в тот же период, что и Александрийский маяк. В народе башню даже называют маяком Абусира. Историки предполагают, что ее специально построили как уменьшенную копию Фаросского маяка.

Александрийский маяк описывали античные историки и путешественники, в том числе «отец истории» Геродот. Самое полное описание Фаросского маяка в 1166 году составил Абу эль-Андалусси – известный арабский путешественник, который заявил, что маяк был не только полезным сооружением, но и достойным украшением Александрии.

Одно из семи чудес древнего мира в натуральную величину на ландшафте (3д-моделирование)
  • Фаросский маяк и сегодня остается символом города Александрии. Его стилизованное изображение украшает флаг города. Более того, рисунок Александрийского маяка красуется на печатях многих госучреждений, включая местный университет.
  • Структура минаретов исламских мечетей идентична архитектуре Александрийского маяка.
  • Реконструкции Фаросского маяка разительно схожи с нью-йоркским небоскребом Empire State Building.
  • Копия Александрийского маяка построена в китайском развлекательном парке Window of the World.
  • Предполагается, что при первых попытках определения радиуса Земли древнегреческие ученые использовали Александрийский (Фаросский) маяк.