Лофотенские острова – жемчужина северной Норвегии. Открыть левое меню лофотенские острова Чем на Лофотенах можно заняться и что посмотреть

Лофотенские острова нужно обязательно посетить хотя бы раз в жизни. Их территория находится за полярным кругом, в 1 800 км от Петербурга, прямо на север - примерно на широте Мурманска. Дорога к ним напоминает сказку и проходит через зелёную Финляндию, мрачную Швецию, а после перевала Керуна переходит в яркую Норвегию. Недалеко города Нарвик построен мост на Лофотенский архипелаг.

О том, что посмотреть на Лофотенских островах, как добраться, что есть, где затариваться, где жить и ещё много чего полезного рассказали опытные гиды турклуба «Время приключений».

Денис Алимов

Старший гид турклуба «Время приключений», в активном туризме с 2004 года. Разработчик программ по Норвегии, Исландии, Непалу, Шри-Ланке, Тайланду.

Дмитрий Клименко

Гид-лидер, работает в клубе «Время приключений» с 2007 года. Руководитель путешествий по Норвегии, Финляндии, Непалу, Тайланду, Шри-Ланке, Вьетнаму.

Стас Пиирайнен

Гид-лидер, работает в клубе «Время приключений» с 2011 года. Руководитель путешествий по Норвегии, Исландии, Грузии, Непалу, Шри-Ланке и Тайланду.

Материал основан на лекции «Лофотенские острова. Как попасть в сказку с друзьями», прошедшей в магазине «Спорт-Марафон» осенью 2016 года. Вы можете посмотреть видео или прочитать в блоге. К сожалению, в видеотрансляции на первых минутах был сбой звука, так что материал в блоге оказался более полным.

Лофотенские острова. Как попасть в сказку с друзьями.

Что смотреть на Лофотенах?

Прежде всего, горы с белоснежными верхушками и незамерзающий прозрачный океан со множеством рыбы. Но не только. Лофотены - это ещё и белоснежные пляжи, обрывистые берега, леса, сочные зелёные луга со множеством овец. Острова практически безлюдны.


Если посмотреть на статистику, то в сезон сюда приезжает довольно много людей, дело в том, что сезон длится 1.5-2 месяца. Но даже в это время нет никакого столпотворения. Острова стали известны во многом благодаря своим панорамным видам.


На видовые точки ведёт большое количество маршрутов - и они все сведены в единый гайд. Впрочем, смотреть острова только с суши недостаточно, их нужно увидеть с воды. Лучше каяка для этого ничего не придумаешь - он позволяет пройти между маленькими островами и рассмотреть те пики, на которых был вчера. А ещё почувствовать мощь океана. Без каяка не получится увидеть, например, лагуну Лауквика. Это безлюдная местность, собранная из множества мелких островов с белоснежными пляжами. В самой лагуне очень спокойно, но как только выходишь за её границы, сразу понимаешь - ты в океане. Поверхность воды может плавно подниматься на 3-4 метра - это так называемая океанская зыбь. На каяке хорошо добираться до Тролль-фьорда, узкого морского залива с отвесными скалами. Его глубина более 100 метров, туда заходят круизные лайнеры. Мы тоже туда заходим на каяках, ловим рыбу - и это одно из самых ярких впечатлений на Лофотенах.


Лекнес и Сволвер - два относительно больших города Лофотенов. Каждый из них имеет свою особенность. Сволвер - приморский город с большим портом, куда приходят с материка паромы, а Лекнес - административный центр, он находится в глубине и у него нет выхода к морю. На Лофотенах есть ещё множество поселков, по-своему колоритных. Например, знаменитый маленький городок Å - последний населённый пункт на Лофотенском архипелаге.

Горный треккинг на Лофотенах

Погода на островах переменчива, и чтобы правильно построить своё пешее путешествие, этот момент нужно учитывать. К точкам старта всех маршрутов ведут дороги: где-то грунтовые, где-то асфальтовые. Это позволяет очень быстро перемещаться. Очень важно иметь в запасе блоки, которые позволяют менять маршруты - скажем, тот, который на севере, на тот, который на юге, в зависимости от направления ветра. Таким образом можно менять направления, не терять времени и сделать путешествие более продуктивным. Практически все маршруты, даже самые длинные, - однодневные. Они требуют раннего выхода, часов в 6‑7 утра, но при этом всю дорогу можно уложить в 17-18 часов. Есть и двухдневные маршруты, с ночёвкой. Впрочем, больше чем на два дня уйти на островах просто невозможно.

Есть и совсем небольшие маршруты, которые можно пройти за 4-5 часов. Но они очень классные - поднявшись на одну вершину, хочется подняться и на остальные семьдесят. Информацию по маршрутам можно найти на специализированных сайтах.


Во время треккинга очень расслабляет длинный световой день - в июне-июле солнце светит 24 часа, за вычетом непогоды. Кстати, о непогоде. На маршруте нужно обращать внимание на то, где можно укрыться в случае дождя, чтобы не идти по мокрой скользкой тропе, которая становится достаточно опасной. Переменчивая погода подразумевает внимательное отношение к одежде. Нужно, разумеется, иметь рюкзак с водозащитой - в нем должна быть сменная сухая одежда. Куртки и штаны - из гортекса. Ещё нужно иметь хорошие треккинговые палки и ботинки , потому что горы достаточно крутые и каменистые. Возьмите с собой в поездку кроксы (тапки, которые очень быстро сохнут и ничего не весят - покупать лучше дорогие, живут дольше). Хорошо иметь в машине резиновые сапоги, не очень высокие, средней длины - с ними ноги точно всегда будут сухими.

Лофотенская продуктовая раскладка

Если вы едете на Лофотенские острова на автомобиле, то большую часть продуктов лучше везти из России. Однако имейте ввиду, что на территорию Шенгена нельзя ввозить овощи, фрукты, мясо и молочные продукты - их могут изъять на границе. Учтите это, когда будете планировать свою раскладку. Если вы планируете проезжать Швецию, имеет смысл что-то купить там. Мы рекомендуем заехать в супермаркеты сети ICA и запастись недорогим картофелем, капустой, луком, сыром, сосисками, маринадами (свёклой, огурцами) и оливковым маслом (берите сразу пятилитровую бутылку)

Почему нужно покупать это именно в Швеции? Потому что в Норвегии всё очень дорого. Например, в кемпинге съесть яичницу на завтрак обойдётся в 1 000 рублей.

Где покупать продукты в Норвегии? Мы стараемся заезжать в сетевые магазины - Rema1000, KIWI или Coop. Лофотены - это рыбное место, но в магазинах свежей рыбы вы не купите, в основном она замороженная и стоит бешеных денег. Попадаются и относительно дешёвые продукты - например, креветки за 29 крон, макароны за 7 крон и так далее. Имеет смысл покупать сливочное масло, спреды, конфитюры, варенья, сельдь в вёдрах, йогурты, молоко и хлеб марки Kneip. Кстати, небольшая хитрость - идите за хлебом с утра, потому что именно в это время в магазинах появляются так называемые социальные продукты, которые приходят в небольшом количестве и стоят не очень дорого.

Лофотенская треска

Рыбалка на Лофотенах всегда ассоциировалась с весьма дорогим занятием, но выяснилось, что треску запросто можно ловить с каяка. Мой первый опыт был ужасен - за два часа я поймал около 35 кг трески. Это была не рыбалка, это было долгое, постоянное доставание и складывание рыбы. При том, что рыбины меньше 2.5 кг я не брал. Мы много тогда намучались, очищая рыбу. И только потом узнали, что брать нужно только филе. В этом году у нас его получилось 15-16 кг - мы ели около четырёх дней.


Поехать на Лофотены и не ловить треску - глупо. Но к ловле нужно подготовиться: купить спиннинг, катушку, шнур (не леску!), блесну. Не требуется никаких разрешений. Это если мы говорим про морскую рыбалку. Для речной и озёрной существует масса ограничений, вплоть до обеззараживания спиннингов. Какие есть нюансы при ловле трески? С мостов ловить не запрещается, но нежелательно, потому что проходящие небольшие судна могут зацепиться за блесну и поранить человека. В Норвегии за этим следят и могут даже позвонить в полицию, если увидят, что кто-то ловит рыбу с моста. Имейте в виду, если у вас есть плавсредство, то обязательно должен быть спасательный жилет - его отсутствие вызовет беспокойство местных жителей. Ловить нужно на глубине от 30 метров и во время прилива - треска в это время приходит и начинает кормиться (есть сайты, где указывают время прилива, не поленитесь заглянуть туда). Ловить лучше всего с возвышенностей - с отмелей или островов, там, где рельеф дна изгибается и где могут быть рачки или маленькие рыбки, которыми питается треска.


Ловить рыбу рекомендую с помощью крепкого спиннинга - и чем он проще, тем лучше. И желательно с морской катушкой. Обязательно нужно использовать шнур - его треска не перекусывает, хотя у меня были ситуации, когда даже он обрывался. Но вот леску рыба перекусит вообще без вопросов. Ловить нужно на большую блесну - чем больше блесна, тем больше шансов, что рыба клюнет. Блесна должна весить не меньше 100 граммов, при этом не нужно никакой наживки. Имейте ввиду, что она должна быть оборудована карабинчиком, на случай обрыва при закусе. Не короче 100 метров должен быть шнур, чтобы он смог дотянуться до стометрового дна. Пойманную рыбу можно не разделывать, не потрошить, просто срезайте специальным ножом филе с боков. Если мясо в течение дня не пожарить или не заморозить, оно начнёт разлагаться. Поэтому улов нужно сразу приготовить - так треска будет храниться уже значительно дольше. Куда девать отходы от рыбы после того, как вы срезали филе? Нужно их собрать, кучкой положить на берегу и дальше наблюдать битву между чайками. В течение часа от рыбы не останется и следа. К сожалению, пойманную треску (свежую или замороженную) в Россию не ввести. Первый вопрос на границе, когда узнают, что вы едете из Норвегии: «Треску везёте?». А вот жареную, сушёную и вообще обработанную рыбу ввозить можно. То же, кстати, касается и грибов.

Помимо трески на Лофотенских островах есть мидии. Но с ними не всё так просто. Во-первых, они находятся на камнях и собирать их нужно во время отлива. Брать нужно не всё подряд, а те, которые размером не менее половины ладони. (фото мидий в котле). Собирать их нужно в перчатках (подойдут самые обыкновенные строительные), потому что очень легко поранить руки. А ещё хорошо иметь нож, наподобие строительного, чтобы отделять мидии от камней. Где искать мидии? Обратите внимание на камни, которые резко уходят в море - на них видны целые колонии этих моллюсков. А готовить их лучше всего так - сначала отварить, чтобы они раскрылись (должны покипеть буквально 5 минут). Потом слить воду и мясо мидий обжарить в раскалённом масле.

На Лофотены - на своём автомобиле

Как попасть на Лофотенские острова? Есть два способа. Первый - на автомобиле. (фото карты) Поскольку мы сами из Питера, то рассматриваем дорогу именно оттуда. Прямой путь - через Финляндию. Есть несколько погранпереходов, самый оптимальный вариант в городе Светлогорске. Там как правило не очень много людей. Суммарное расстояние до Свольвера (административной столицы островов) - 1 600 км. Логично разбить дорогу пополам и сделать остановку примерно посередине в городке Кеми (Санкт-Петербург - Светлогорск - Кеми, 826 км - 1 день), можно, разумеется, запланировать больше остановок. Сама протяжённость Лофотенских островов по дороге примерно 190 км, то есть, чтобы посмотреть острова, нужно намотать ещё примерно 400 км. Так можно охватить все самые важные места. Суммарно вся поездка на Лофотены займёт примерно 11 дней (включая дорогу и нахождение там), а суммарный пробег составит 3 570 км. На бензин для легкового авто нужно будет потратить примерно 500 евро.

Лофотены и Мыс Нордкап - на своём автомобиле

Если вы едете на своём транспорте и забираетесь так высоко на север Скандинавии, логично заодно доехать и до знаковой точки - северной оконечности континентальной Европы, мыса Нордкап. Рекомендуем разбить этот переезд на два, остановиться где-нибудь в районе Шиботна (места, где находятся очень красивые горы, похожие на Альпы, со множеством треккинговых маршрутов) или Альта (там есть музей наскальной живописи). Это дополнительные 912 км: Сволвер - Шиботн - 393 км, Шиботн - Нордкап - 518 км. (фото карты обратного маршрута). Обратный маршрут имеет смысл проложить через территорию России, потому что так вы сэкономите на бензине - в России он всё-таки дешевле, чем в Скандинавии. Дорога проходит по новой трассе Кола, которая очень хорошо сделана. Впрочем, можно ехать и по Финляндии, это будет километров на 200 или 300 меньше, но вы выйдет дороже. Маршрут проходит через Карелию, это тоже очень красивые места. Суммарно путь назад, если вы едете с Нордкапа, составит больше 2 000 км (Нордкап - Кандалакша - 913 км, Кандалакша - Санкт-Петербург - 1 110 км). Маршрут с посещением Нордкапа суммарно займёт 14-15 дней и составит 4 900 км (до Москвы ещё 700 км). Это довольно напряжённо для тех, кто не ездил на большие расстояния, но плюс в том, что в автомобиль можно загрузить много еды и разных снаряжений.

До Лофотенов - на самолёте

Самолёт - это второй способ добраться до Лофотенских островов. В отличие от автомобиля, путь туда составит один день (на авто - два). А если купить правильные билеты, то и 12 часов. Из Москвы летает «Аэрофлот» (утренние рейсы), из Петербурга - компания «Руслайн» (тоже утренний рейс). Из того же самого аэропорта в Осло на внутреннем рейсе компании Norwegian нужно лететь до города Эвенес, откуда 2 часа езды до островов. Арендуйте машину или поезжайте на общественном транспорте. Но билеты не всегда можно подобрать так, чтобы долететь в течение одного дня - нужно очень постараться их найти.

, Где жить на Лофотенах

Палатка

Самый простой вариант - это палатка. У такого вида жилья есть плюсы и минусы, разумеется. К плюсам относится недорогая стоимость в кемпинге (а в диком месте ночёвка и вовсе бесплатна) и уединение. К минусам - ограниченный объём места и отсутствие электричества и вообще удобств. Стоять большим лагерем вне кемпинга на Лофотенах не рекомендуется. Если один человек или группа людей на одну ночь поставили палатку на берегу - это не будет сильным нарушением закона. Многие так делают, проблем нет. Но если уже две ночи - то с вероятностью в 90% на следующий день приедет полиция. Норвежцы относятся к природе, как к собственному дому, в их глазах такая ситуация выглядит так, будто вы пришли, скажем, на дачный участок, поставили там палатку и ходите в туалет под кусты. А жители Норвегии к туалетам относятся очень строго и, как правило, выкапывают ямки для этих дел. Но на пляжах и видных местах что-либо выкапывать с такой целью запрещено.

Пожалуй, на всей Земле не так много мест, о совершенной красоте которых говорит каждый, кто там побывал. Но Лофотенские острова на севере Норвегии – определенно среди них. Здесь вечные льды встречают океанскую бурю, а погода меняется буквально каждые пять минут.

Главная особенность Лофотенских островов – их удаленность от любых туристических маршрутов. Еще каких-то 20 лет назад архипелаг был богом забытым местом, населенным одними лишь рыбаками, но все изменилось в 2007 году, когда была проложена автомобильная трасса Е-10, связавшая острова с материком. Правительство Норвегии решило быстро окупить расходы на постройку трассы и занялось настоящей пиар-кампанией Лофотенов как главной туристической приманки – и, в общем-то, не прогадало. Половина жителей архипелага теперь заняты в сфере услуг, многие сдают свои дома туристам и охотно показывают местные красоты.

Одним из лучших сезонов для путешествия на Лофотены считается март: дни уже достаточно длинные и светлые, по ночам все еще можно застать северное сияние, а полчища туристов еще не заполонили все доступные варианты жилья. Еще и сезон ловли атлантической трески. Я не смогла отказаться от возможности побывать там, и нашла попутчиков на острова благодаря фейсбук-сообществу международных студентов Тромсе, пока училась в Арктическом университете Норвегии, и мы отправились в четырехдневное путешествие космополитичной компанией из украинки, испанки, голландки, венгерки и американки.

Транспорт

Есть всего несколько способов добраться на Лофотены: самолетом, паромом, или автомобилем. На самом архипелаге расположены два аэропорта: Лекнес и Эвенес, которые связаны с и крупными городами Новрегии самолетами авиакомпании Wideroe. Один билет в один конец обойдется примеро в € 90. Также можно из Нарвика или Буде в Свольвер (главный город архипелага) за € 130. Либо, как было в нашем случае, арендовать авто в – ближайшем крупном городе – и ехать 500 км до островов по прекраснейшей горной трассе Е6, прозванной «дорогой северного сияния».

Транспорт на Лофотенах развит весьма своеобразно. Доехать можно везде и отовсюду, но возможны варианты, когда в нужное направление идет только один автобус в день, без возможности вернуться обратно. Потому аренда авто остается фактически безальтернативным вариантом. Помимо традиционных Sixt, Europcar и Avis, в Норвегии функционирует сервис Rent-a-Wreck, который работает по принципу Airbnb и позволяет здорово сэкономить. Четверо суток аренды комфортного хетчбэка обошлись нам в € 350.

«Запах трески, которая сушится на морозном ветру, вначале немного шокирует, но здорово добавляет атмосферности этому удивительному месту»

Жилье

Классика размещения на Лофотенах – красные рыбацкие домики рорбу, стоящие прямо у воды. Мы, как истинные студенты, выбрали самый бюджетный рорбу на всем Airbnb, и получили изумительный вид на фьорд в районе Лекнеса (город в центральной части архипелага), соседство с настоящими рыбаками и угощение свежевыловленной треской от хозяина домика. Как выяснилось позже, наш вариант размещения был невероятно удачным, поскольку возле нашего рорбу не было ни одного настила для сушки рыбы… В норвежском языке есть даже отдельно слово, обозначающее тот самый запах трески, которая сушится на морозном ветру, и это слово имеет корень «lofote». И пусть запах вначале немного шокирует, он здорово добавляет атмосферности этому удивительному месту.

Достопримечательности

Весь архипелаг – одна сплошная достопримечательность. Есть условный список обязательных к посещению мест: деревушки Рейне или Хеннингсваер, пляжи Укланд и Рамберг, и конец дороги в поселке с лаконичным названием О. Именно фото из этих мест чаще всего выпадают по запросам и тегам «Лофотенские острова». Планируя маршрут, стоит подготовиться к тому, что лучшие смотровые площадки будут оккупированы туристами с продвинутой фототехникой, а над головой будут постоянно жужжать дроны.

Мы сошлись во мнении, что именно забытые богом рыбацкие деревушки, где можно сделать действительно необычные снимки на пустынных пляжах, лучше всего передают дух этих мест. Например, от знаменитого пляжа Укланд через туннель идет дорога к поселку Уттакельв, где десяток рыбацких домиков и красных сараев стоят, отрезанные от остального мира, прямо у подножия огромных черных скал. А деревушка Эггум стоит на границе национального парка, где обитают тысячи видов птиц, и где в хорошую погоду можно наблюдать пары орлов за охотой. Там же находится и небольшой бастион, который в 1943-м построили нацисты для локации флота союзников. С мая по октябрь внизу бастиона действует небольшая экспозиция.

Весьма интересна экспозиция в музее викингов Lofotr . История музея очень проста: в 70-е местный фермер вспахивал поле новым трактором и внезапно обнаружил остатки жилья викингов тысячелетней давности, со всеми артефактами вроде монет, кольчуг, шлемов и двуручных мечей. Сегодня жилище восстановлено, а благодаря рунам на камнях удалось выяснить, что дом некогда принадлежал семье опального вождя викингов, который противился принятию христианства и в конце концов уплыл открывать Исландию. Об этом расскажет более традиционная часть экспозиции, тогда сам «дом вождя» предлагает почувствовать себя настоящим варягом: можно подержать мечи, проверить комфортность тогдашней одежды и шлемов, научиться ткать и вырезать свое имя рунами на дереве, и много чего еще. В летнее время активностей еще больше, включая кузнечную мастерскую и уроки владения мечом. Стоимость билета для взрослого – € 17.

«История музея очень проста: в 70-е местный фермер вспахивал поле новым трактором и внезапно обнаружил остатки жилья викингов тысячелетней давности»

Еще одно открытие – деревня Нусфьорд, на полпути между туристическими Рейне и Лекнесом: двадцать желтых и красных домиков буквально втиснуты в узкую долину, в крошечном порту разгружают рыболовецкие катера, а в единственном кафе готовят ароматный картофельный суп с треской и блюда из свежего улова.

Геологи говорят, что Лофотенские острова – одна из старейших горных систем мира. Возможно, именно поэтому эти отвесные скалы, вырывающиеся прямо из океана, горные ущелья и ледники так потрясают своим величием и заставляют задуматься, как бы пафосно это не звучало, о нашем месте на этой планете.

Погода

Поскольку Лофотены растянулись почти на 300 километров к западу от материковой Норвегии, климат здесь крайне изменчив и непредсказуем. Пасмурная погода так же легко перетекает в метель, как и в безмятежное сияние мартовского солнца. Но преимущество поездки в межсезонье – как раз в том, что получаса бывает достаточно, чтобы переждать непогоду и вновь наслаждаться фантастическими пейзажами.

Бюджет

Оптимальный вариант поездки на Лофотены – компанией из 4-5 человек, бюджет поездки сократится до минимума, если разделить на всех аренду авто, бензин, и проживание в коттедже рорбу, готовить самостоятельно. Билеты по маршруту Киев – Гданьск – Тромсе – Гданьск – Киев обойдутся примерно в € 150 на человека, в зависимости от дней недели и текущих скидок Wizz Air.

Лофотенские острова Норвегии... Это место привлекает к себе внимание множества туристов, причем не одно столетие. О Лофотенах сочиняли романы и рассказы, писали стихи и множество картин, и даже ваяли скульптуры, глядя на завораживающие скалистые вершины. Здесь можно совершить незабываемое китовое сафари, а также увидеть Мальстрем – опаснейшие водовороты в мире, любители активного отдыха могут покорить не одну вершину, спуститься по горной реке, покататься на горных велосипедах, а также созерцать красоту северного сияния зимой.

Лофотены представляют собой цепочку из семи островов с узкими проливами, площадью 1227 кв. км, где проживает небольшое население, численностью в 25 тысяч человек. Климат достаточно мягкий, благодаря течению Гольфстрим, и даже в зимние месяцы на южных частях островов температура не падает ниже нулевой отметки.

Фермерский рай и кладезь рыбной ловли

Помимо всего вышеперечисленного, Лофотенские острова считают раем для фермерского хозяйства. В 1994 году Лофотенские ягнята получили мировую известность и признаны лучшими. А любители рыбной ловли непременно оценят богатство рыбы, преимущественно трески и сельди в здешних водах. Ведь именно сюда после миграции в Баренцево море возвращается треска для нереста.

Местное население преимущественно занимается рыбной ловлей, а методы заготовки трески сохранились и по сей день, еще со времен викингов. В последние годы существует тенденция устраивать рыбалки для туристов – так местным жителям удается заработать больше при меньших усилиях, тем более что поток туристов здесь постоянен.

Водоворот Маэлстрем

Популярны Лофотенские острова и благодаря самому опасному водовороту в мире – Маэлстрем (Maelström - Moskenstraumen), который также называют пупом земли. Разница уровня воды в водовороте может составлять 4 метра. Образуется такое природное явление, когда сталкиваются северное атлантическое течение с приливной волной. Многие узнали о водовороте из рассказа Эдгарда По, а о Лофотенах из романа «20 000 лье под водой» Жюля Верна.

Полюбоваться китами-касатками можно исключительно в холодное время года – с октября по февраль месяц. Устраивают подобные экскурсии недалеко от архипелага на больших судах и даже на резиновых лодках. Взрослые киты величественны и грациозны, при своих внушительных размерах – до 9 метров в длину и весом до 10 тонн. Уникальные снимки, на которых можно запечатлеть огромные туши черно-белых касаток, выпрыгивающих из воды, можно оставить в памяти на долгие годы.

Что посетить на Лофотенских островах?

Уютные рыбацкие домики «рорбу», коттеджи, или квартиры – где бы вы ни остановились, вам предстоит много интересного на Лофотенах.

В 19-30 MS «Midnatsol» покидает Будё и продолжает свой путь на Север. Сегодня вечером нам предстоит преодолеть один из самых необычных участков пути: сначала - 102-километровый переход открытым морем до Лофотенских островов; затем мы познакомимся с одним из самых удивительных норвежских архипелагов, совершим интересный переход от Стамсунда вдоль островов до соседнего городка Сволвер (Svolver), после чего узкими проливами направимся к соседнему архипелагу - Вестеролен, где уже заполночь сделаем остановку в городке Стокмаркнес, на набережной которого находится музей Hurtigruten и на постаменте величественно возвышается исторический паром «Финнмаркен». Впрочем, обо всём по порядку.

Покинув Будё, мы направляемся в открытое море (конечно, если уж быть досконально дотошным, то совсем открытым его назвать нельзя, но по сравнению с другими участками прибрежной в общем-то линии это понятие тут вполне подойдёт) и берём курс на еле виднеющийся на горизонте архипелаг Лофотенских островов. Переход до Лофотен занимает около четырёх часов - слева от нас простирается открытое пространство Норвежского моря (впрочем, всё-таки защищённое от сурового Ледовитого Океана далёкой грядой Лофотен), а вдали справа по ходу движения скорее угадывается, чем наблюдается вход в узкую часть залива Vestfjorden, в самой дальней оконечности которого (дочернем фьорде Ofotfjorden) находится Нарвик - довольно крупный город и порт на побережье Норвегии, к которому, кстати, приписана часть судов Хуртигрутен.

7. Берём курс на Лофотенские острова, гряда скал которых видна прямо по курсу вдали на горизонте... До Лофотен отсюда - 100 километров:

Лофотенские острова вкупе с архипелагом Вестеролен, расположенным севернее, являют собой удивительный и сказочный мир. Самые крупные из островов - Москенесёй (Moskenesoy), Вествогёй (Vestvagoya) и Эуствогёй (Austvagoya). На самой южной оконечности Лофотенского архипелага, далеко выдающейся в Норвежское море, находится посёлок с коротким названием О (Å), а ещё дальше в море выдаются отделённые от остального архипелага проливом Moskenstraum острова-скалы Верёя и Рёста. Здесь, в проливе Москенстраум, находится один из самых мощных и известных в мире водоворотов - Мальстрём (или, что тоже нередко употребляется, Мальстрим). Этот водоворот известен несколько столетий и фигурирует в развязке знаменитого романа Жюля Верна «20 тысяч лье под водой» - когда подводную лодку «Наутилус» завертело в этом смертельно опасном водовороте, профессор Пьер Аронакс, его верный слуга Консель и китобой Нэд Ленд предприняли дерзкую попытку бежать с «Наутилуса» и смогли-таки вырваться из плена капитана Немо. Я вообще очень люблю Жюля Верна, а эта книга - одна из моих любимых: кто не читал - очень советую! Но на самом деле Мальстрём не столь страшен, как описывает его знаменитый французский писатель. В этом месте Норвежское море соединяется с Вестфьордом через узкую горловину пролива Москенстраум шириной всего 4 километра и глубиной - 60 метров. Связанные проливом Норвежское море и его залив Вестфьорд - намного глубже. Водоворот в проливе возникает вследствие взаимодействия приливных и отливных волн со сложным рельефом дна и сильно изрезанной береговой линией и представляет собой сложную систему завихрений - в центре водоворота даже в спокойную погоду с рёвом «кипит» вода.

Но вернемся к островам. Знаменитая Лофотенская стена образована бесчисленными островами, которые словно штурмуют небо, вздымаясь из моря. Отвесные скалы сменяются пологими берегами, куда ни глянь - фантастические, грандиозные пейзажи. Вдоль зеленеющих оазисов суши тянется цепочка живописных рыбацких посёлков на сваях. Хорошо защищённые бухты контрастируют с неприступными отвесными скалами, исхлёстанными бурями. Сквозь холодную прозрачно-изумрудную воду морское дно просматривается на глубину до десяти метров. Несмотря на то, что архипелаг находится за полярным кругом и намного севернее Верхоянска и Оймякона - полюсов холода Северного полушария, благодаря воздействию Гольфстрима на островах архипелага температура даже самого холодного месяца зимы практически всегда выше нулевой отметки. При этом погода здесь меняется мгновенно - Лофотенская стена, образующая барьер между открытым морем и материком, удерживает дождевые тучи, благодаря чему на островах часто идут дожди. Жители Лофотенских островов отличаются весёлым и спокойным нравом. Это трудяги, живущие вдалеке от большой земли и свято чтящие взаимопомощь и взаимовыручку. Когда с января по апрель сюда из Баренцева моря заходят косяки арктической трески, на Лофотены съезжаются рыбаки со всей Норвегии.

10. Между тем, мы преодолели широкие просторы залива Вестфьорд, и ещё четыре часа назад видимые лишь на горизонте скалы Лофотенских островов теперь вздымаются перед нами отвесными кручами. MS «Midnatsol» заходит в укромную бухточку и ровно в 19-00 швартуется к причалу Стамсунда - небольшого рыбацкого посёлка населением около тысячи человек, расположенного в самом сердце Лофотенского архипелага.

12. За короткую получасовую стоянку можно успеть обойти ближайшие к пристани кварталы посёлка, а ещё - залезть на скалы, откуда открывается очень красивый вид.

Стамсунд, как и в целом Лофотены - это глубокая норвежская провинция, где жизнь идёт размеренно и неторопливо, а люди куда проще и непосредственнее, чем в больших городах. Хотя при всём при этом нужно сделать поправку на то, что мы в Норвегии - в Стамсунде есть всё для нормальной комфортной жизни: прекрасное оборудованное по последнему слову техники жильё, хорошие дороги, через 3 моста, 7 тоннелей (два наиболее протяжённых из них - 6370 и 3337 метров соответственно) и одну паромную переправу соединяющие Лофотены с материком; здесь есть современная связь, коммуникации, супермаркеты, гостиница и даже ресторан с пабом. Провинция, да… :))

А мы, прогулявшись по маленькому уютному городку, укрывшемуся среди скал у моря, продолжаем наш путь и берём курс на Сволвер (Svolver) - городок, также расположенный на Лофотенском архипелаге. Суровые красоты Лофотен:

Именно здесь, на Лофотенах, состоялось одно из самых долгожданных расхождений на нашем маршруте - навстречу нам шёл паром «Ричард Уиз», названный в честь легендарного основателя линии «Хуртигрутен». Паром Richard With был построен в 1993 году в Германии. Пассажировместимость судна - 691 человек; спальных мест - 490; мест для автомобилей - 45; скорость - 15 узлов (примерно 28 км/ч); длина - 121,8 м; ширина - 19,2 м; осадка - 4,9 м; валовая вместимость - 11 205 тонн.

28. Вскоре после расхождения паром делает следующую остановку - с 21-00 до 22-00 MS «Midnatsol» стоит в городке Сволвер (Svolver) - столице муниципалитета Vagan, самом крупном поселении Лофотенского архипелага.